УДК 330.142
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ
© 2011 В. А. Дресвянников1, О. В. Лосева2
1докт. экон. наук, профессор каф. менеджмента, e-mail: dva@penzacom. ru
канд. пед. наук, доцент каф. статистики e-mail: [email protected]
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
В статье раскрывается содержание понятий «интеллектуальный капитал человека», «интеллект», «экономический интеллектуальный капитал». Приводятся составляющие индивидуального интеллектуального капитала, рассматривается структура экономического интеллектуального капитала и дается алгоритм управления его формированием и развитием с учетом предложенной структуры, основанный на психометрических методах.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал человека, интеллект, экономический интеллектуальный капитал.
XXI век - это век ускорения научно-инновационных процессов во всех сферах жизни общества, в том числе, в экономике. Не случайно правительство России большое внимание уделяет разработке стратегии перехода нашей экономики на путь инновационного развития.
Главным движущим фактором такого перехода является человек, и прежде всего его интеллектуальная деятельность. Именно персональный и коллективный интеллект определяют в условиях кризиса конкурентные преимущества и лидирующие позиции как отдельного человека, так и любой фирмы. При этом интеллект и результаты интеллектуальной деятельности должны приносить социальному субъекту экономическое благо, доход, то есть представлять собой особый вид капитала - интеллектуальный капитал.
Интеллектуальный капитал человека является проявлением его интеллекта и представляет собой информацию и знания, имеющие социально-экономическую ценность, то есть обеспечивающие индивиду доход и конкурентные преимущества.
Другими словами, интеллектуальный капитал человека - это взаимообусловленная связь интеллекта человека и его интеллектуальных наработок, имеющих практическое применение.
Интеллект человека является его природным (естественным) интеллектуальным капиталом (N), величина которого во многом определяется генетически обусловленными свойствами, полученными от рождения задатками и развитыми в процессе школьного обучения способностями.
Интеллектуальные наработки человека (результаты его интеллектуальной деятельности) - это искусственный интеллектуальный капитал (A). Они могут использоваться самим человеком либо юридически отчуждаются от него и передаются за вознаграждение другому собственнику.
Основу интеллектуального капитала человека составляет его интеллект.
С позиции парадигмы экономики знаний интеллект - это совокупность способностей личности к познанию, мышлению, генерации новой информации и новых знаний с последующим их экономическим использованием для получения выгоды (пользы, блага).
Польза заключается и в лучшей адаптации человека к повседневным ситуациям, и в обеспечении возможностей совершенствования и саморазвития.
Интеллект человека имеет физиологическое (Г), психологическое (Р) и социально-экономическое содержание (Е): Щ = (Г; Р; Ж}.
Физиологическое содержание интеллекта обусловлено тем, что интеллект человека неотрывен от его мозга как материальной основы существования и проявления.
Психологическое содержание интеллекта связано с наличием высших психических функций, второй сигнальной системы, сознания человека.
Социально-экономическое содержание интеллекта определяется условиями жизнедеятельности человека, его мировоззрением, общественным предназначением, профессиональным самоопределением.
Указанные составляющие образуют неразрывное триединство. При этом физиологическая составляющая Г является природной основой интеллекта человека, психологическая Р - определяет его потенциал, а социально-экономическая Ж - характер и степень практического использования, а также экономически обусловленные направления развития.
Исходя из концепции управления интеллектуальным капиталом социальноэкономическая составляющая интеллекта 8Е является наиболее значимой, так как именно она обеспечивает успешность жизнедеятельности человека, его духовное, социальное и экономическое богатство, общественную востребованность и самореализацию как личности.
С учетом трех содержательных составляющих интеллекта целесообразно выделить следующие системные единицы интеллектуального капитала (ИК) человека.
1. Интеллектуальный капитал восприятия мира - это, главным образом, психические процессы внимания, сосредоточения, распознавания объектов окружающего мира и себя как индивидуума (личности), их отображения и запоминания.
2. Эмоциональный интеллектуальный капитал - это эмоциональные реакции человека при восприятии реального мира; возможность осознавать свой внутренний эмоциональный мир и управлять им, ощущать и переживать внешние эмоциональные воздействия; эстетические способности человека; способности к созданию наглядных образов - воображение, фантазия.
Эмоциональный интеллектуальный капитал является развитием ИК восприятия и во многом определяет богатство чувственной жизни человека, его способности к переживанию и сопереживанию, к самовыражению и творчеству.
3. Интеллектуальный капитал мышления - психические процессы логического, системного, каузального мышления, обеспечивающие нейронные операции обработки информации, основанные на цепочках ассоциаций.
В социально-экономическом аспекте ИК мышления позволяет завершить процессы восприятия, систематизировать полученную информацию с учетом ее полезности, создает технологии выполнения процессов жизнедеятельности человека в обществе: поведения, преобразования среды (иначе говоря, производственных процессов), является средством снижения жизненных рисков.
Интеллектуальный капитал мышления взаимодействует с эмоциональным ИК и управляет им, обеспечивая гармонию жизнедеятельности, создает ментальную базу для функционирования других составляющих интеллектуального капитала человека.
4. Креативный (творческий) интеллектуальный капитал - способность не только воспроизводить в своем сознании окружающий мир, но и понимать его нестандартно, видеть скрытые проблемы и возможности, что позволяет генерировать информацию и новые знания; принимать эффективные решения в условиях неопределенности, обучаться и изменяться.
Креативный ИК является основным фактором эффективной социальной и экономической деятельности человека в современном обществе, характеризующимся непрерывным интеллектуально-инновационным развитием.
5. Социально-культурный интеллектуальный капитал - это развитые вербальные способности человека, способность к эффективному общению и взаимодействию с людьми, умение определять свой социальный статус и общественное предназначение -миссию.
Эта составляющая интеллектуального капитала существенно влияет на успешность жизнедеятельности человека, на реализацию его генетически заданного интеллектуального потенциала.
6. Экономический (предпринимательский, хозяйственный) интеллектуальный капитал - это, прежде всего, способности к самомотивации, волевые качества человека, целеполагание, а также практическая сметка и смекалка, способность видеть в окружающем мире возможность создания экономического результата и извлечения из него выгоды.
Представленный перечень составляющих интеллектуального капитала человека расположен в определенной процессной последовательности: от восприятия реального мира до его хозяйственного использования и преобразования.
Структура интеллектуального капитала человека представлена ниже.
т
о
а
л
ти
и ипа ск
и
в
а
з
е
и
н
е
ше
ь
н
е
ем
У
о
и
О
н
ь
л
а
уакт
е
л
л
е
т
Экономический интеллектуальный капитал завершает «цепочку интеллектуальных ценностей», которая сформирована другими видами интеллекта, создавая конечную реальную ценность. В его структуру, прежде всего, включается понимание и видение того, как можно использовать в экономической деятельности с выгодой для себя
имеющийся природный (К) и искусственный (А) интеллект. Это экономическое видение обеспечивается наличием теоретических и практических предметных знаний, умений и навыков, которые позволяют осуществлять интеллектуальную деятельность применительно к определенной сфере хозяйствования.
При этом экономически ориентированная интеллектуальная деятельность активизируется такими чертами характера, как воля, направленность, целеустремленность, ответственность, стрессоустойчивость, а также внутренними мотивами роста, развития, повышения благосостояния.
Указанные мотивы «произрастают» на почве осознания ценности того, что создано тобой и другими людьми, значимости вклада каждого человека в общественное благосостояние, понимания необходимости совместной созидательной деятельности на принципах взаимоподдержки, взаимодополнения - это так называемые продуктивные ценности.
Обязательной составляющей экономического интеллектуального капитала является наличие знаний и умений в области экономики и менеджмента организации, само-менеджмента.
В конечном итоге экономический интеллектуальный капитал проявляется посредством успешного встраивания человека в реальный мир на основе преобразования его с выгодой для себя и для общества в целом.
Таким образом, можно определить экономический интеллектуальный капитал как интеллектуальные способности, знания и умения человека по преобразованию своего внутреннего, а также внешнего реального мира на основании созданных ментальных моделей с получением желаемой экономической выгоды.
Экономический интеллектуальный капитал можно также назвать капиталом хозяйствования, так как его наличие обеспечивает успешную хозяйственную деятельность человека и тем самым его благосостояние.
Многочисленные исторические примеры показывают, что отсутствие этого вида капитала в общей структуре интегрального интеллектуального капитала человека фактически сводит к нулю результат, накопленный использованием предшествующих ему составляющих интеллектуального капитала. В связи с этим возникает проблема, для идентификации которой все составляющие интеллектуального капитала разделим на две группы:
1. Капитал, который может быть сформирован самим человеком и является результатом его внутренней ментальной деятельности, - это капитал восприятия, мышления, эмоциональный и креативный капитал. Назовем его условно «Я-капитал», или «чистый капитал», подчеркивая его несвязанность с социально-экономической деятельностью человека.
2. Капитал, который во многом формируется во взаимодействии с другими людьми, - это социальный и экономический виды капитала. Дадим ему название «Со-капитал», или «прагматический капитал».
Такую классификацию можно представить в виде матрицы:
Отвлеченный характер результата интеллектуальной деятельности Прагматический характер результата интеллектуальной деятельности
Внутренняя интеллектуальная деятельность «Я-капитал» («чистый капитал») : капитал восприятия, мышления, эмоциональный и креативный
Совместная интеллектуальная деятельность (деятельность во взаимодействии с людьми) «Со-капитал» («прагматический капитал»): социальный и экономический
Проблему можно сформулировать следующим образом: насколько возможно гармоничное сочетание в одной личности «Я-капитала» и «Со-капитала» и каким образом обеспечить это сочетание?
В современном обществе имеет место тенденция роста потребности гармоничного сочетания этих двух типов интеллектуального капитала, следовательно, необходима разработка теории и методологии, направленной на решение указанной проблемы.
Рассматривая содержание понятия «экономический интеллектуальный капитал», необходимо также провести «линию раздела» между ним и устоявшимся в психологии понятием «практический интеллект».
Р. Стернберг определил практический интеллект как средство приобретения человеком опыта, выделив самостоятельность мышления как его основную черту (Р. Стернберг, Дж. Форсайт. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. 272 с. С. 25). Можно сказать, что это интеллект высококвалифицированного специалиста, который обладает эффективными «неявными», неформализованными знаниями, полученными в результате практической деятельности, являющейся также формой эмпирических исследований.
Экономический интеллектуальный капитал является более содержательным понятием, так как он дополнительно включает в себя способности и умения ориентации в экономическом пространстве реальной действительности. В этом понимании специалист в определенной предметной сфере деятельности также совмещает в себе экономиста и предпринимателя вне зависимости от того, на какой должности он находится. Это приносит выгоду не только самому работнику, но и его организации. Например, на производственном предприятии специалисты в области конструкторского и технологического проектирования, обладающие экономическим мышлением, будут принимать решения не только в техническом, но и в экономическом аспекте, то есть с учетом экономической и потребительской выгоды этих решений. Более того, они проявят себя как инновационные интрапредприниматели (внутрифирменные предприниматели), получая дополнительную индивидуальную выгоду от разработанных ими рацпредложений, изобретений, «ноу-хау», что является значительным стимулом к творческой деятельности и фактором инновационного развития организации.
Необходимо отметить также общественное значение экономического ИК. Такой подход является альтернативой господствующему в настоящее время общественному мнению о том, что жизненная успешность определяется не интеллектуальными качествами человека, а такими свойствами личности, как напористость, пренебрежение интересами людей ради собственной выгоды, гипертрофированные материальные потребности, стремление к неограниченной власти, любовь к деньгам как особой ценности.
Широкое распространение подхода формирования интегрированного интеллектуального капитала человека позволит создать в обществе моду на интеллектуальность, но не чистую, абстрактную, а такую, которая дает экономическую выгоду человеку или группе людей без нанесения вреда другим людям, более того - с привнесением дополнительной пользы в общественное развитие.
Указанный подход соответствует новой парадигме построения общества, носящей название «общества знаний».
Определим общую структуру экономического интеллектуального капитала, включающую в себя следующие взаимодополняющие элементы:
1) предпринимательское мышление, которое проявляется через видение человеком направлений, мест и вариантов применения индивидуального интеллектуального капитала, его отдельных составляющих;
2) свойства характера человека, которые позволяют ему, используя внутреннюю энергию, потребности, мотивы, волю, совершать поступки, действия по воплощению ментальных моделей в реальность;
3) особую систему ценностей, которые определяют уважительное отношение к материальным результатам труда, осознание своей активной роли в реальном мире, возможностей его изменения, преобразования с получением новых жизненных благ и нового потенциала роста;
4) определенные знания, умения и навыки.
Ниже схематично представлена структура экономического интеллектуального капитала.
Предпринимательское
О мышление Помогает увидеть
-------------------------. экономическую выгоду
V от использования интеллекта
Свойства характера
Знания, умения, навыки: п роф ессиональн ые, экономические, управленческие__________
Система продуктивных О ценностей
Помогают активизировать
интеллектуальную
деятельность
Позволяют осуществлять хозяйственную деятельность с извлечением выгоды
Помогает осуществлять положительную социально-активную миссию
Раскроем содержание каждого элемента структуры экономического ИК с целью его последующей оценки.
1. Предпринимательское мышление: умение позиционировать себя в жизни как хозяйственника и предпринимателя; умение оценивать предоставляющиеся внешние возможности, выгоды, вероятные положительные результаты своей деятельности; понимание сущности и потребительского назначения вещей, услуг; умение видеть проблемы, решение которых дает новый эффект на рынке; умение находить практическое применение своим идеям; умение видеть, понимать и осваивать новое.
2. Свойства характера: целеустремленность, целеполагание, направленность личности; волевые качества; осознанное стремление к риску; активность, положительная энергетика, любовь к труду; ответственность; оптимизм; хладнокровие (спокойствие) в критических ситуациях; стрессоустойчивость.
3. Система ценностей: ценности положительного отношения к труду и его результатам; ценности свободы жизнедеятельности; ценности совершенствования и развития; ценности значимости личного вклада (миссии) в благосостояние и развитие общества.
4. Знания, умения и навыки: профессиональные знания; экономические и управленческие знания: профессиональные, относящиеся к определенному виду хозяйственной деятельности; экономические и управленческие, позволяющие, в конечном итоге, осуществлять хозяйственную деятельность с получением экономической выгоды.
При этом отметим, что под профессиональными знаниями будем понимать те, которые дают человеку практическую возможность осуществлять какую-либо общественно полезную или рыночно-значимую деятельность. Эти знания могут быть получе-
ны не только профессиональным образованием, но и непосредственно практической деятельностью, например в виде хобби.
Оценка указанных составляющих экономического ИК осуществляется с применением психометрических методов: личностных опросников, психологических тестов, анкетирования работодателей, оценочных шкал экспертов и др. Полученные результаты используются для дальнейшего формирования и развития экономического интеллектуального капитала личности.
Объектами формирования и развития экономического ИК являются:
1) интеллектуальный аппарат, а именно способы экономического поведения, приемы предпринимательской активизации;
2) ментальные оболочки - каркасы, коннекторы, которые представляют собой своеобразные «конструкции», «помещения» для структурирования индивидуальной информации и знаний.
3) ментальные пространства - модели, отражающие внешний и внутренний мир человека, которые представляют собой его имплицитные (внутренние, неявные) знания, помещенные в динамически меняющиеся ментальные оболочки.
Для развития экономического ИК применяются как внешнее воздействие на человека (тестовая оценка, лекционные и практические занятия, тренинги, коучинг), так и внутренние действия самой личности - рефлексия, самоисследования, самооценка и корректировка состояний и поведения, самоконтроль, упражнения по саморазвитию, экспериментирование.
Для эффективного формирования и развития экономического ИК, а также других составляющих интеллектуального капитала человека необходимо построение соответствующей системы управления.
При создании такой системы возможно сочетание трех подходов: предпринима-тельски-интуитивного, ментального и мировоззренческого. Рассмотрим каждый из них более подробно:
1. Предпринимательски-интуитивный подход важен в связи с тем, что рыночная деятельность осуществляется в условиях неопределенности, динамичных изменений маркетинговой среды, появления и исчезновения тех или иных факторов. В связи с этим зачастую определяющую роль играют неявные знания и умения, носящие скрытый интуитивный характер. Они позволяют предугадывать экономическую выгоду альтернативных видов хозяйственной деятельности, производства и реализации конкретных товаров, изменения конъюнктуры рынка, вероятность проявления, силу и направленность факторов риска, вариантов поведения субъектов рынка, возможности создания инновации и саму инновационную идею и пр. Таким образом, предприниматель-ски-интуитивный подход применим при формировании и использовании предпринимательского мышления и неявных экономических и управленческих знаний.
2. Ментальный подход является центральным подходом в управлении экономическим интеллектуальным капиталом. Прежде всего, он позволяет осуществить контроль решений, принятых на основе предпринимательски-интуитивного подхода. Но основное его назначение - это постоянное текущее управление, направленное на формирование и развитие всех системных составляющих экономического интеллектуального капитала путем формирования ментальных структур и процессов.
3. Мировоззренческий подход имеет стратегическое значение. С его помощью последовательно реализуются:
1) прогнозирование будущих экономических событий, состояний мировой, страновой и отраслевой экономики, а также конкретного вида деятельности, которую осуществляет человек;
2) ментальное проектирование тех стратегических изменений, которые необходимо произвести в себе, для того чтобы соответствовать прогнозируемому будущему;
3) проведение реальных стратегических изменений на основе созданной ментальной модели.
И первый и второй подходы могут быть использованы как инструменты мировоззренческого подхода.
Таким образом, в основе создания системы управления, направленной на формирование и развитие экономического интеллектуального капитала, лежит алгоритм, состоящий из следующих этапов:
1. Осознание и оценка структуры экономического ИК, степени проявления его элементов.
2. Выбор подходов к управлению экономическим ИК.
3. Формирование инструментов управления экономическим ИК, как интуитивных, так и ментальных.
4. Оперативное управление экономическим ИК.
5. Стратегическое управление экономическим ИК.
6. Контроль полученных результатов.
Данный алгоритм также может использоваться при построении системы управления интегральным интеллектуальным капиталом человека. Его реализация позволит перейти к формированию «человека знаний», представляющего собой автономную, индивидуальную научно-исследовательскую лабораторию с непрерывным практическим внедрением ее результатов.