Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕХНОЛОГИЯМ УМНОГО ТУРИЗМА (ТУРИЗМ 4.0)'

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕХНОЛОГИЯМ УМНОГО ТУРИЗМА (ТУРИЗМ 4.0) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умный туризм / цифровизация / туризм 4.0 / ВВП / инновации

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муртич Д.Х., Бокарева Е.В.

XXI век является началом периода, в котором явления глобализации и цифровизации переживаются стремительно, а общеизвестная концепция Индустрии 4.0 выделяется во всех мировых экономиках. Туристический сектор не исключение: цифровая предрасположенность сегодняшних туристов также формирует их ожидания. По этой причине предпочтительно, чтобы туристические предприятия были современными и ориентированными на технологии. Таким образом, развитие технологий и инновации повышают конкурентоспособность туристических предприятий на этапе цифровой трансформации. Для умного (цифрового) туризма предприятия должны принять соответствующие меры, а именно, сделать необходимые инвестиции, выделить бюджет, создать финансирование и организовать необходимое обучение человеческих ресурсов. Технологические преобразования с помощью умного туризма имеют потенциал не только для увеличения количества туристов, приезжающих в страну, но и увеличения доходов от туризма, а также доли доходов от туризма в валовом внутреннем продукте (ВВП). Поэтому необходимо понимать, что только инновации и цифровые технологии могут обеспечить рост во все более конкурентной среде. Инвестирование в умный туризм становится обязательным условием для того, чтобы удовлетворять ожидания современных туристов и оставаться в лидерах рынка. Будущее туризма – в цифровизации, инновациях и современных технологиях, именно поэтому сегодня необходимо начать его строительство для будущего процветания туристического сектора и экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕХНОЛОГИЯМ УМНОГО ТУРИЗМА (ТУРИЗМ 4.0)»

УДК 338.48:004.9

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕХНОЛОГИЯМ УМНОГО ТУРИЗМА (ТУРИЗМ 4.0)

Муртич Д.Х.

Студент бакалавриата Высшей школы бизнеса, менеджмента и права

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

den. murtich@mail. ru

Научный руководитель:

Бокарева Е.В.

Канд. экон. наук, доцент Высшей школы бизнеса, менеджмента и права ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация id311@yandex. ru

Аннотация. XXI век является началом периода, в котором явления глобализации и цифровизации переживаются стремительно, а общеизвестная концепция Индустрии 4.0 выделяется во всех мировых экономиках. Туристический сектор не исключение: цифровая предрасположенность сегодняшних туристов также формирует их ожидания. По этой причине предпочтительно, чтобы туристические предприятия были современными и ориентированными на технологии. Таким образом, развитие технологий и инновации повышают конкурентоспособность туристических предприятий на этапе цифровой трансформации. Для умного (цифрового) туризма предприятия должны принять соответствующие меры, а именно, сделать необходимые инвестиции, выделить бюджет, создать финансирование и организовать необходимое обучение человеческих ресурсов. Технологические преобразования с помощью умного туризма имеют потенциал не только для увеличения количества туристов, приезжающих в страну, но и увеличения доходов от туризма, а также доли доходов от туризма в валовом внутреннем продукте (ВВП). Поэтому необходимо понимать, что только инновации и цифровые технологии могут обеспечить рост во все более конкурентной среде. Инвестирование в умный туризм становится обязательным условием для того, чтобы удовлетворять ожидания современных туристов и оставаться в лидерах рынка. Будущее туризма - в цифровизации, инновациях и современных технологиях, именно поэтому сегодня необходимо начать его строительство для будущего процветания туристического сектора и экономики в целом.

Ключевые слова: умный туризм, цифровизация, туризм 4.0, ВВП, инновации

Современный цифровой век является началом новой эры под названием «Индустрия 4.0», которая включает в себя стремление сделать промышленность более эффективной за счет использования возможностей компьютерного мира. Технологии нового поколения, привнесенные процессом «Индустрия 4.0», оказали преобразующее воздействие на многие отрасли по всему миру. В этом контексте стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий меняет структуру бизнес-моделей и трансформирует их в цифровые бизнес-модели. Цифровизация в туризме, который является одной из наиболее важных отраслей, приносящих доход во всех странах мира, в значительной степени подвержена влиянию данного процесса. По сути, цифровая

трансформация в туризме влияет на туристические компании, заинтересованные стороны и рынок, а также создает профили туристов нового поколения.

В цифровом мире исчезают глобальные границы. В результате цифровизации люди начали широко использовать Интернет и мобильные устройства на каждом этапе своей жизни. Фактически, туристы изучают места, куда они поедут, а именно, как они туда поедут, что они могут делать, где найти предприятия общественного питания и проведения досуга, - все это через цифровые приложения. Исходя из этого принимают решения, опираясь на истории и комментарии других туристов, а после делятся своим собственным опытом на соответствующих платформах.

Туризм определяется как сектор услуг, в котором люди могут на некоторое время оторваться от своей рабочей жизни, чтобы расслабиться и хорошо провести время, путешествовать, чтобы получить новый опыт, и таким образом внести вклад в национальную экономику. Поэтому «туризм», относящийся к сфере услуг, представляет собой многогранную область деятельности страны, которая находится в постоянном взаимодействии с экономической, социальной, культурной и природной средой. Также туристическая деятельность обеспечивает доход, занятость и поток иностранной валюты для развивающихся стран и направлений [7].

Технологии, как неотъемлемый элемент человеческой жизни, способствуют быстрому развитию конкуренции, повышению производительности среди секторов, а также улучшению текущей ситуации на рынке. Развитие туризма, транспортных и коммуникационных технологий увеличивает как потребности людей в отдыхе/отпуске, так и разнообразие продуктов/услуг в сфере туризма, а рост числа туристов обеспечивает большой поток ликвидности для мировой экономики. Поэтому переход к цифровизации имеет важное значение для сектора туризма с точки зрения вклада в национальную экономику [3].

Цифровые тенденции в секторе туризма меняют ожидания туристов. Сегодня клиенты туристических услуг хотят получить впечатления и решения, созданные специально для них. В этом контексте туристический мир, который повернулся лицом к цифровой трансформации, начал получать выгоду от положительного влияния на результаты бизнеса, используя в своей деятельности такие технологии, как персонализированный опыт, омниканальный клиентский опыт, виртуальная реальность, маркетинг в реальном времени, платформы обмена сообщениями и чат-боты, мобильная интеграция, подход, основанный на данных, и искусственный интеллект [6].

В 2009 году «умный туризм» был определен Всемирной туристской организацией. В 2015 году в это определение были включены информационно-коммуникационные

технологии. Однако в 2017 году, с учетом сегодняшнего подхода к «умному туризму», было дано определение, включающее большие данные (Ы§Ва1а), Интернет вещей, умные дестинации. «Туризм 4.0» определяется как туристическая деятельность, которая интегрирует информационные технологии и туризм, а также поддерживается современными инновациями. В этом отношении Туризм 4.0 представляет собой интеграцию пяти элементов: туриста, правительства, природной территории, центра обмена информацией и бизнеса. По сути, основной целью является улучшение туристического опыта и максимизация удовлетворенности путем улучшения конкурентных условий в рамках устойчивости [5].

Сегодня можно заметить, что многие отрасли, такие как сектор туризма, трансформируются с помощью новых технологий. И туристы, и туристические компании серьезно страдают от изменений и преобразований в секторе. Люди, которые знают об инновациях и изменениях, стремятся обращаться к предприятиям, которые могут удовлетворить их потребности и ожидания, когда они участвуют в туристической деятельности. В связи с этим отечественные и/или иностранные туристы предпочитают туристические компании, которые могут идти в ногу с инновациями. Поэтому туристические предприятия стремятся обеспечить конкурентные преимущества в туристическом секторе в соответствии с цифровой эпохой. На данный момент компаниям следует проводить исследования различных стратегии, чтобы удовлетворить ожидания и потребности людей, которые хотят заниматься туристической деятельностью. Ведь только внимательно следя за цифровой трансформацией и адаптируя ее к своим бизнес-процессам, компании могут повысить свою эффективность по сравнению с конкурентами.

В нынешнюю цифровую эпоху туристы, приезжающие в новый город, в первую очередь используют интеллектуальные системы и приложения для многих видов деятельности - от посещения мест общественного питания до выявления достопримечательностей, от поиска отелей до аренды автомобиля. В контексте разработанного направления «Туризм 4.0» приложения призваны положительно влиять на опыт туристов, предоставляя им индивидуальные услуги в соответствии с местоположением, а также рекомендации по интересным направлениям, заведениям питания и досуга, прогнозируя потребности туристов и охватывая большие массы посредством рекомендаций. Кроме того, эти приложения, основанные на искусственном интеллекте, фильтруют ценовой диапазон, предлагая туристам наиболее подходящие под запрос цены, начиная от транспорта и заканчивая различными услугами. На практике, для туристических компаний стало неизбежным использование цифровых технологий и цифровых методов маркетинга, особенно учитывая растущее использование смартфонов и

социальных сетей в повседневной жизни, вместо традиционных рекламных и маркетинговых инструментов. Например, технологии виртуальной и дополненной реальности, которые позволяют туристам заранее увидеть место назначения, известны как трендовые инструменты, используемые при цифровой трансформации туризма, тем самым внося инновационные изменения в продвижение и маркетинг услуг в секторе туризма.

Технологии, разработанные в ходе цифровой трансформации туризма, облегчают отдых туристов до и после их прибытия и предлагают широкий спектр возможностей для того, чтобы они чувствовали себя комфортно. Например, с помощью смарт-карт у туристов есть возможность увидеть адрес отеля, карту достопримечательностей, и многое другое. Технология блокчейн в туризме обеспечивает мгновенное отслеживание туристического опыта, отслеживание спроса и предложения в режиме реального времени в рабочей среде без посредников. Кроме того, она может использоваться во многих областях, таких как разработка программ лояльности для туристического сектора, отслеживание комментариев клиентов в онлайн-режиме, безопасный перевод денег между границами стран и заинтересованными сторонами, отслеживание багажа. Искусственный интеллект и роботизированные технологии используются в продажах, отношениях с клиентами и подобных процессах, которые соприкасаются с потребителем, позволяя клиентам чувствовать себя более особенными.

Сегодня новый клиент (турист) по прибытии в город, который он решил посетить, предпочитает, чтобы отель был технологически оснащен. В этот момент появляются «умные отели» - еще один показатель цифровой трансформации в туризме. Умные отели предлагают гостям более персонализированные удобства. В этом контексте туристы могут управлять многими системами, начиная от освещения, температуры и заканчивая видеосистемами гостиничного номера, в котором они остановились. Таким образом, туристы могут управлять комфортом в номере и пользоваться всеми видами цифровых удобств. Кроме того, тот факт, что управление этими системами может осуществляться только через личный телефон, позволяет гостям проводить «бесконтактный» отдых, который становится все более популярным в пост-ковидные времена. Кроме того, в некоторых отелях уже сегодня туристов встречают роботы. В качестве примера национального и/или международного бизнеса можно привести отель под названием «Henn na hotel», которым в Японии управляют роботы. Все операции в этом отеле осуществляются роботами [2]. Также стоит упомянуть и другие примеры: робот по имени «Конни» служит во всемирно известной сети отелей «Hilton hotel». Таким образом, сегодня в отелях можно встретить роботов-домработниц, роботов-официантов, роботов-

уборщиков, роботов-поваров. Менеджеры гостиниц ожидают, что технологии позволят сократить время и трудозатраты на проведение различных операций и повысить качество обслуживания.

Чаще всего туризм почти всегда является средством получения опыта, но иногда воспринимается отдельными людьми как определенная деятельность, которая делает их счастливыми и обогащает их жизнь, а также является важным источником дохода, например тревел-блогеры. В цифровую эпоху туристы часто используют Интернет и мобильные технологии при планировании своих путешествий, изучении информации о поездках, бронировании и покупке. В связи с этим туристы начали делиться впечатлениями о местах, которые они посетили, о блюдах и напитках, которые они попробовали, на своих аккаунтах в социальных сетях иных платформах. Таким образом они обеспечивали своих знакомых информацией о местах, которые посетили.

В этот момент и возникла концепция «экономики совместного пользования», которая появилась в 2000-х годах в связи с экономическими, социальными и технологическими факторами. Европейская комиссия определяет экономику совместного пользования как все бизнес-модели, реализуемые через платформы сотрудничества, которые позволяют отдельным лицам предлагать продукты и услуги другим лицам на временной основе. В этом отношении экономика совместного пользования включает в себя технологии, инновации, маркетинг и нишевые услуги, с одной стороны, а с другой -снижает затраты и соединяет людей, устраняя посреднические организации. По сути, вклад экономики совместного пользования для туристов можно перечислить как совместное пользование домом, автомобилем. Кроме того, экономика совместного пользования создает новую бизнес-модель в туристическом секторе в соответствии с умным туризмом [8].

Сектор туризма, который состоит из двух основных элементов, а именно, туристического спроса и предложения, играет большую роль в укреплении экономики страны. В этом отношении туризм является сектором, который оказывает положительное влияние на региональное и национальное развитие, экономический рост и занятость стран в прошлом и в будущем. Кроме того, сектор туризма, как невидимая статья экспорта, обеспечивает приток иностранной валюты в страну, увеличивает капиталовложения и улучшает распределение доходов между регионами. По факту, сектор туризма охватывает все услуги, такие как организация покупок и путешествий, продажа региональных продуктов, развлечения, размещение, телекоммуникации, транспорт, еда и напитки, и подобные услуги, а также вносит значительный вклад в национальную экономику [1].

Ожидается, что цифровая трансформация в туризме окажет положительное влияние как на количество туристов, так и на доходы от туризма. В этом контексте развитие технологий и коммуникаций находит свое отражение, и появляются подходы умного туризма. Туризм 4.0 направлен на создание добавленной стоимости в туризме посредством интеграции информации, технологий и инноваций. Развивающиеся технологии 21 века и начало цифровой эпохи привели к развитию секторов путешествий и туризма во всем мире.

С появлением умных технологий серьезно меняются не только практики ведения бизнеса, но и стратегии многих экономических секторов. Предприятия, оснащенные смарт-технологиями, могут разрабатывать и контролировать туристический опыт. Разработки в области интеллектуального туризма способствуют распознаванию туристов и предоставлению им подходящих вариантов. По сути, деятельность в сфере «умного» туризма обеспечивает конкурентное преимущество за счет повышения удовлетворенности клиентов и позволяет сократить расходы за счет увеличения прибыли. Действительно ожидается, что технологические преобразования, происходящие в мире, будут способствовать развитию экономики за счет увеличения числа туристов, приезжающих в страну, доходов от туризма и доли доходов от туризма в валовом внутреннем продукте (ВВП). Инфраструктура, созданная с помощью инвестиций в умный туризм, которые позволяют использовать новые технологические продукты в секторе, способствует устойчивому развитию и играет важную роль с точки зрения инновационного туризма. Поэтому менеджерам необходимо быстро внедрять инновации в стратегию туристических компаний, чтобы опередить своих конкурентов на глобальном уровне и привлечь потребителей услуг, которые составляют профиль туристов нового поколения [4].

Индустрия туризма вносит вклад в экономику страны, обеспечивает занятость населения и приносит иностранную валюту. Туризм считается одной из отраслей, где процессы диджитализации и цифровизации, изменили бизнес-процессы в глобальном масштабе. На данный момент в рамках умного туризма (Туризм 4.0) встречается множество новых технологий, таких как информационно-коммуникационные технологии, облачные вычисления, технологии дополненной и виртуальной реальности, блокчейн, искусственный интеллект, роботизированные системы, приложения и услуги, функционирующие на основе местоположения устройства и внутренней рекомендательной системе. В туристическом секторе такие умные технологии можно встретить в отелях, музеях, кафе и ресторанах. На практике можно увидеть, что становится неизбежным замена традиционного туризма цифровым, поскольку «умная» трансформация меняет туризм от начала и до конца. Сегодня путешествие человека

начинается с домашнего компьютера. Теперь люди используют онлайн-платформы и приложения для поиска новых мест, бронирования билетов, планирования того, что они будут делать во время отпуска, и даже для оценки после отпуска. Приложения для смартфонов, социальные сети, дополненная и виртуальная реальность, видео 360 градусов оказали значительное влияние на индустрию туризма как факторы, которые привели к концу традиционных путешествий. Однако в оцифрованной индустрии туризма могут возникнуть некоторые риски в плане неравенства возможностей, безопасности данных и кибербезопасности.

Сегодняшние туристы нового поколения интерактивны на всех этапах своего путешествия. Эти туристы могут поделиться своим отличным или плохим опытом со всеми через социальные сети. Поэтому цифровая трансформация также меняет ожидания туристов и требует от туристической индустрии интегрироваться в эту ситуацию. В связи с этим туристические компании должны идти в ногу с цифровой трансформацией и соответственно повышать свою конкурентоспособность. Для умного (цифрового) туризма туристические предприятия должны инвестировать в инновации, выделять бюджет для технологий и организовывать необходимые тренинги для обеспечения соответствующих навыков для рабочей силы, которую они будут нанимать. Ожидается, что технологические преобразования будут способствовать развитию экономики страны путем увеличения количества туристов, приезжающих в страну, доходов от туризма и доли доходов от туризма в валовом внутреннем продукте (ВВП). Кроме того, туристические компании должны получать достаточную государственную поддержку, чтобы выжить в процессе Индустрии 4.0 и адаптироваться к инновациям. Не следует забывать, что жизнеспособность экономической деятельности в стране - особенно в таких областях, как сектор туризма, который может обеспечить приток денег из-за рубежа - чрезвычайно важна.

Литература

1. Богомазова И.В. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы / И. В. Богомазова, Е. В. Аноприева, Т. Б. Климова // Сервис в России и за рубежом. - 2019. - Т. 13, № 3(85). - С. 34-47. - Б01 10.24411/1995-042Х-2019-10303. - ББК ККБЬЬЬ.

2. Концептуальный отель Непп-па в Японии: инновационный комфорт завтрашнего дня // Уникальные отели мира: [сайт]. - 2020. - ЦКЪ: https://uniqhotel.ru/kontseptualnyiy-otel-henn-na-v-yaponii-innovatsionnyiy-komfort-zavtrashnego-dnya/ (дата обращения: 10.04.2023);

3. Морозов М.А. Инновационные тренды развития туризма и гостиничного бизнеса в условиях цифровизации / М. А. Морозов, Н. С. Морозова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28(2). - С. 196-202. - Б01 10.24411/2309-47882020-10100. - ББК РЬКУБИ.

4. Молчанова В.А. Инновации городов - центров туризма: "умная дестинация" /В. А. Молчанова // Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования : материалы международной научно-практической конференции, Вологда, 25 сентября 2019 года / Научный центр «Диспут». - Вологда: ООО «Маркер», 2019. - С. 34-37. - ББК БЛС022.

5. Морозов М.М. Инновационные бизнес-модели в сервисной индустрии с целью обеспечения ее устойчивого развития / М. М. Морозов // Сервис в России и за рубежом. - 2023. - Т. 17, № 1(103). - С. 15-23. - Б01 10.5281/2епоёо.7787228. - ББК БКУЯУ2.

6. Платов А.В. Роль смарт-технологий в формировании опыта посетителей устойчивых туристских дестинаций / А. В. Платов, Е. В. Петраш, А. А. Силаева // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - 2022. - Т. 8, № 1. - С. 12-24. - Б01 10.18413/2408-9346-2022-8-1 -0-2. - ББК ШУБОТ.

7. Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 23 апреля 2021 года. - Москва: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2021. - 572 с. - ББК 978-5-00048-039-7. - ББК тСРЕБ.

8. Якименко М.В. Когнитивное моделирование инновационного развития туристско-рекреационных кластеров в условиях глобальной цифровой трансформации в контексте устойчивого развития / М. В. Якименко, Е. В. Жертовская // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2020. - Т. 14, № 4. - С. 69-85. - Б01 10.24411/1995-04112020-10406. - ББК КРРШУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.