Научная статья на тему 'Экономический подъем в России 90-х годов XIX века'

Экономический подъем в России 90-х годов XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6288
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический подъем в России 90-х годов XIX века»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ В РОССИИ 90-х

ГОДОВ XIX ВЕКА

Л.А. МУРАВЬЕВА., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии

при Правительстве РФ

20 октября 1894 года в Ливадийском дворце от нефрита скончался Александр III. На престол вступил последний российский император Николай II (1894 - 1917), прозванный народом "Кровавым" за трагические события на Ходынском поле во время коронации в 1896 году.

Сущность внутренней политики Николая II и его истинные взгляды на перспективы развития государства были ясно высказаны в речи 17 января 1895 года. Надеющимся на либеральные реформы предлагалось забыть свои "бессмысленные мечтания". Основную задачу монарх видел в служении "благу народному", понимаемому им как "твердое и неуклонное" укрепление самодержавного строя в России. Однако, импульс, заданный народному хозяйству в предыдущее царствование, продолжал действовать. В 90-е годы в России начался промышленный подъем, в результате которого сложился капиталистический строй со всеми присущими ему экономическими, социальными и политическими особенностями.

Во внутренней политике Николая II всегда присутствовали два начала: прогрессивное и консервативное. Олицетворением консервативно-охранительного начала выступало Министерство внутренних дел, деятельность которого была направлена на сохранение абсолютной монархии в российском государстве. Воплощением прогрессивного начала во внутренней политике, ведавшим почти всем народным хозяйством, стало Министерство финансов. Экономический бум 90-х годов в России связан, прежде всего, с именем талантливого реформатора, финансиста, организатора экономики, тонкого дипломата, крупнейшего государственного деятеля России рубежа XIX - XX веков - С.Ю. Витте (1849 - 1915).

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ С.Ю. ВИТТЕ

Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 1849 года в Тифлисе в семье чиновника - директора Департамента земледелия и сельского хозяйства при Кавказском наместничестве. Предки отца были выходцами из Голландии, переселившимися в Прибалтику и в середине XIX века получившими потомственное дворянство. Мать, урожденная Е.А. Фадеева, вела свою родословную от старинного княжеского рола Долгоруких. Детские и юношеские годы С.Ю. Витте прошли в доме дяди -генерала P.A. Фадеева, личности незаурядной, военного историка и публициста, близкого к славянофильским кругам. Экстерном сдав экзамены в кишиневской гимназии, Витте в 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, который окончил со степенью кандидата математических наук. По окончании университета он отказывается от карьеры ученого и поступает на службу в канцелярию новороссийского и бессарабского генерал-губернатора, в которой занимался вопросами эксплуатации железных дорог. Затем перешел в акционерное общество Юго-Западных железных дорог, став сначала начальником эксплуатации Одесской дороги. Здесь он познакомился с председателем правления Общества И.А. Вышнеградским, который обратил внимание на толкового служащего и содействовал его продвижению. В качестве эксперта Витте принимал участие в работе правительственной комиссии под председательством гр. Э.Т. Баранова по изучению состояния железнодорожного дела в России. После завершения работы комиссии,

получив новое повышение по службе управляющего Юго-Западными дорогами, уезжает в Киев. Практическую работу новый управляющий успешно сочетает с научной разработкой проблемы железнодорожных тарифов. В 1883 году выходит первая книга Витте "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов", принесшая ему популярность и славу знатока своего дела. Теоретические рекомендации успешно применяются на практике и заметно повышают прибыльность вверенных ему дорог. Совершенствуются тарифы, снижаются эксплуатационные расходы, строятся подъездные пути, осуществляются комиссионно-ссудные операции в конторах дороги и, наконец, совершенствуются внешнеэкономические связи с правлениями смежных австрийских, германских и румынских дорог в деле создания приграничных таможенных агентств. За эту работу Витте награждается орденом Прусской короны.

По мере приобретения научных знаний и практического опыта Витте все больше начинает задумываться над вопросами экономического и промышленного развития России. Основой индустриальной модернизации, по мнению Витте, должно стать строительство железных дорог и совершенствование тарифных ставок. Причем будущее за государственными железными дорогами. При нехватке средств используется и частный капитал, но под бдительным государственным контролем. Но этого мало. Для преобразования патриархальной российской экономики и преодоления отсталости сравнительно с Западом нужна комплексная программа модернизации страны. На формирование государственно-экономических взглядов Витте большое влияние оказали труды немецкого экономиста первой половины XIX века. Ф. Листа. В своей книге "Национальная экономия и Фридрих Лист", изданной впервые в Киеве в 1889 году, он настоятельно рекомендует в России вступить на путь, указанный Листом и подхваченный Бисмарком в Германии. Чем оказались привлекательны идеи Ф. Листа? Во-первых, системным подходом к анализу развития национальных экономик в контексте мирового сообщества; во-вторых, учетом национальных особенностей, уровнем промышленного развития и внедрением разумного протекционизма, то есть применением принципа покровительства отечественной промышленности. Витте считал, что в России сложились все необходимые условия для внедрения этой системы. Вывод Витте: Россия нуждается в ускоренном развитии промышленности, каких бы усилий это не стоило. Развитая промышленность усилит земледелие, создаст новые рын-

ки сбыта для сельскохозяйственной продукции. По своим же политическим взглядам Витте - убежденный монархист.

С.Ю. Витте начинает задумываться о переходе на государственную службу. Этот шаг был сопряжен со многими сложностями, в том числе материальными. Как служащий частной железной дороги он получал 60 тыс. руб. в год, что значительно превышало министерский оклад. К тому же требовался высокий чин. Все решила встреча с императором Александром III и крушение царского поезда под местечком Борки, о чем Витте с присущей ему прямотой неоднократно предупреждал. С получением в обход "Табели о рангах" чина действительного статского советника и прибавки к жалованью из средств Кабинета Витте назначается директором департамента Министерства финансов, затем Министром путей сообщения и вскоре - Министром финансов. Этот ключевой пост С.Ю. Витте занимал 11 лет, с августа 1892 по август 1903 года. С первых дней своей министерской деятельности С.Ю. Витте, подготавливая проект реорганизации управления промышленности и торговли, разработал долгосрочную программу Министерства финансов. Помимо укрепления своей собственной власти и положения, основной лейтмотив программы сводился к превращению России в высокоразвитую капиталистическую страну на основе проведения всесторонней буржуазной трансформации про-мышленно-торговой сферы. Были выработаны общие направления политики индустриализации, которые дополнялись и корректировались в ходе ее осуществления, и утверждены Государственным советом. Витте провел необходимую реорганизацию вверенного ему ведомства. Один из самых небольших в Министерстве Департамент торговли и мануфактур увеличил штат сначала в полтора, а к концу 90-х годов в три раза (с 58 до 150 человек), соответственно число отделений увеличилось - с 11 до 16. Витте добился разрешения принимать на службу лиц со специальными знаниями и опытом работы без необходимых чинов. В его ведомстве можно было встретить специалистов высокой квалификации, но не всегда политически благонадежных. Директором Департамента торговли и мануфактур, а затем и товарищем Министра был назначен В.И. Ковалевский, в молодости два года просидевший в Петропавловской крепости за укрывательство террориста С. Г. Нечаева. О проблемах и событиях экономической жизни и деятельности министерства рассказывалось на страницах "Торгово-промыш-ленной газеты", которую Министерство финансов стало издавать с 1893 года. Определенные ус-

пехи были продемонстрированы на Всероссийской торгово-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

С.Ю. Витте возглавил Министерство финансов в кризисный период, когда экономика оказалась серьезно подорванной массовым голодом 1891 - 1892 годов. Страна находилась перед выбором пути дальнейшего экономического развития. Так как путь серьезных социальных перемен для царизма был неприемлем, то оставались традиционные способы - усиление государственного вмешательства в экономику, широкое использование монетаристских методов ее оздоровления. Решающим инструментом экономической политики Витте стало укрепление финансов. Важным источником пополнения бюджета оставались налоги. Подобно Н.Х. Бунге, Витте пытался ввести буржуазные принципы налогообложения. Была отменена подушная подать в неземледельческих районах Сибири, государственной оборонной подати придана форма раскладочного налога. Система прямых налогов в России к концу XIX века была громоздкой и запутанной, а доля их в государственном бюджете оставалась скромной -7% всех поступлений. Рост прямых налогов оставался незначительным и сводился к повышению платы: квартирной и на городскую недвижимость. Более того, в 90-е годы некоторые прямые налоги были снижены. Уменьшились годичные выкупные платежи за счет удлинения общего срока выкупных операций, наполовину снижен поземельный налог. Официально это объяснялось сельскохозяйственным кризисом, на самом деле - осуществлялось для поддержания поместного дворянства.

Общим для прямых налогов было то, что облагался не доход, а форма собственности. Если торговля и промышленность давали 45% национального дохода, то налог с предпринимательской деятельности оставался низким - 3%. Витте сделал попытку реформировать торгово-промыш-ленное обложение. Для этого была создана комиссия под председательством В.И. Ковалевского. Уже в 1893 году размер промыслового налога увеличился до 5%, обложению подверглись предприятия, уплатившие акцизные сборы, что увеличило поступления в казну на 5 млн руб. К 1898 году было разработано и принято "Положение"

1 Боханов А.Н. Вопрос о подоходном налоге в России и крупная буржуазия (конец XIX - начало XX вв.) // Исторические записки. Т. 114. С. 277.

2 Министерство финансов. 1802 - 1902. Т. 2. С. 530; Ежегодник министерства финансов. Вып. 1899 г. СПб., 1900. С. 75.

о промысловом налоге. Налог, как и прежде, состоял из основного и дополнительного. При уплате основного налога теперь упор делался на величину и вид предприятия, а не личность владельца и его привилегии. Дополнительный налог с акционерных предприятий, обязанных публичной отчетностью, взимался с капитала и прибыли, если она превышала 3% на основной капитал. Дополнительный налог с предприятий, не обязанных публичной отчетностью, взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли. Таким образом, новый промысловый налог оставался архаичным с частичным внедрением прогрессивного принципа подоходного обложения и мизерной долей бюджетных поступлений - 3 - 4%'.

Основные деньги в бюджет давали косвенные налоги, среди которых видное место занимали акцизы от производства и продажи сахара, табака, спичек, керосина, чая и водки. Самой доходной статьей бюджета стала введенная при С.Ю. Витте винная монополия. Согласно новым правилам винокурение оставалось частным делом, но сырой спирт приобретался казной по ценам, установленным Министерством финансов. Регулировалось и общее годовое производство спирта. Спирт, полученный сверх нормы, разрешалось вывозить за границу. Продажа винно-водочных напитков оставалась государственной монополией, за исключением пива, браги и виноградного вина. Впервые винная монополия была введена в 1893 - 1894 годах и в виде эксперимента охватила четыре губернии - Пермскую, Уфимскую, Оренбургскую и Самарскую. Постепенно она распространилась и на другие регионы, охватив к 1902 году всю Европейскую Россию и западносибирские губернии, а с 1904 года в орбиту винной монополии попала и Восточная Сибирь. Главная цель реформы - фискальная - была достигнута. Доходы от продажи винно-водочных изделий в отдельные годы достигали почти трети всех бюджетных поступлений. По расчетам финансового ведомства, за шесть лет, с 1895 по 1901 годы, общий валовой доход от продажи водки составил громадную сумму в 955,8 млн руб., а чистый доход - 662,8 млн руб.2 Доходы от продажи водки полностью покрывали расходы на армию. В связи с этим государственный бюджет нередко именовали "пьяным бюджетом". Проблема такого бюджета остро волновала российское общество. Гневные письма по поводу спаивания народа шли в адрес правительства и самого императора. В самый разгар общественных возмущений в 1896 году министр финансов предпринял поездку по ряду губерний с целью ознакомления с ходом реализации винной реформы, так как одной из ее задач Мини-

стерство финансов провозглашало улучшение качества крепких напитков и повышение культуры их потребления. В записке для царя по итогам поездки главный акцент был сделан не на финансовой, а потребительской стороне проведенной реформы. Отмечалось несомненное улучшение качества напитков за счет лучшей очистки спирта, производимой под контролем специальных акцизных чиновников. Наряду с положительными сторонами реформа имела и негативные черты. Винная монополия не способствовала уменьшению пьянства и росту народной нравственности, увеличила тайную продажу алкоголя и умножила армию чиновников, а следовательно, рост коррупции, хищений и произвола.

Блестящим достижением Витте стала осуществленная им денежная реформа. Он обратился к опыту своих предшественников - Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского, пытавшихся заложить предпосылки будущего металлического обращения, проводя стабилизацию кредитного рубля и создавая запасы золота. По этому пути пошел и С.Ю. Витге. Он заключил несколько новых займов на выгодных для России условиях, вдвое увеличив золотой запас страны. Но это были полумеры. Необходимо было разработать четкую программу, направление, формы и методы действия и убедить монарха. Витте развернул бурную деятельность и приложил немало усилий, решительности и последовательности для доведения начатого дела до конца. Для пропаганды своих замыслов он не остановился перед субсидированием влиятельной петербургской газеты "Биржевые ведомости"3, выступая со страстными речами в Государственном совете.

Прежде всего нужно было определиться по существу вопроса: проводить реформу на базе монометаллизма (золото или серебро) или биметаллизма (и золото, и серебро). Вопрос был далеко не однозначен и имел сторонников обоих вариантов. Трезвый расчет и историческое предвидение сделало Витте сторонником золотого монометаллизма, в чем он сумел убедить своих коллег и Николая II. Главным советником Витте в разработке предстоящей реформы были профессор Петербургского университета И. Кауфман и директор Департамента финансов министерства Н. Кутлер.

Готовясь к реформе, С.Ю. Витте провел ряд подготовительных мер. Была произведена стабилизация курса кредитного рубля. При этом частные банки были строго предупреждены о том,

3 Боханов А.Н. Буржуазная пресса в России и крупный капитал. М., 1984. С. 40.

4 Погребинский А. П. Очерки истории финансов дореволюционной России (XIX - XX вв.). Волгоград, 2000. С. 138.

что спекуляции на курсе рубля лишат их правительственной поддержки и права проведения коммерческих операций. За частными банками и таможнями был установлен строгий государственный контроль. С биржи были удалены агенты иностранных банков. Чтобы избежать шока, населению было позволено до реформы производить финансовые операции с использованием золотого обращения по курсу 5 золотых рублей за 7,5 кредитных рублей. Наконец, предстоящая денежная реформа заставила произвести давно назревшие преобразования в Государственном банке. К началу 90-х годов изменились отношения Государственного банка и казначейства. Были выплачены долги казны, для оплаты которых нередко использовались привлеченные средства. Теперь высвобожденные немалые суммы можно было пускать на кредитование капиталистической промышленности и торговли. Происходившие в стране перемены потребовали внесения изменений в Устав Госбанка. Об этом заговорили в печати не только буржуазные, но и экономисты из помещичьего лагеря. В 1892 году под председательством Витте была создана специальная комиссия для пересмотра банковского Устава. Финансовая политика, проводимая С.Ю. Витте, настоятельно требовала расширения круга деятельности Государственного банка. Наряду с операциями краткосрочного кредитования Витте высказывался в пользу промышленного кредита, который являлся самым эффективным рычагом общего роста капиталистического хозяйства страны. Новый Устав Госбанка вступил в силу в 1895 году. Основной капитал составлял 50 млн руб., резервный -до 5 млн руб.4 Устав разрешал кредитование промышленников под соло-вексель при условии обеспечения кредитов промышленников зданиями и оборудованием. По новому Уставу Госбанк больше не выполнял роль местного операционного учреждения Петербурга, а направлял банковское дело всей страны. Для введения денежных дел С. - Петербурга при банке учреждалась контора с управляющим и Правлением в составе пяти директоров. Новый Устав усилил зависимость Госбанка от Министерства финансов. Весь руководящий состав во главе с управляющим назначался министром финансов. Вся деятельность банка регулировалась министерскими распоряжениями. Государственный банк систематически отчитывался перед Государственным советом и государственным контролером. При проведении денежной реформы на Государственный банк был возложен выпуск кредитных билетов и золотых монет.

Денежная реформа вводилась поэтапно в течение 1895 - 1897 годов по указу царя, изданного

в 1897 году, минуя Государственный совет. Техническая сторона реформы сводилась к свободному обмену кредитных билетов на золото. Вместе с тем в придании рублю золотого паритета С.Ю. Витте видел суть и стержень денежной реформы. Золотой запас в 1896 году составил 103% к номинальной сумме кредитных билетов5. Кредитный рубль приравнивался к 66 2/3 коп. золота, что понижало золотое содержание на 1/3. Настолько же уменьшился вес золотого рубля. Существовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превращались в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые -в 7,5-рублевые полуимпериалы. Затем стали снова выпускать 10 и 5-рублевые золотые монеты, но с пониженным весом. Кроме того, для удобства расчетов в обращение вводились вспомогательные серебряные - 1 рубль, 50, 25, 15, 10, 5 копеек и медные деньги. К 1901 году в обращении находилось золотой и серебряной монеты на 856,5 млн руб.6 Поскольку проведенная девальвация носила скрытый характер, то реформа прошла сравнительно безболезненно и не вызвала существенного изменения товарных цен вследствие приспособления золотого рубля к курсу бумажного.

В результате реформы Государственный банк становится центральным и единственным эмиссионным учреждением. По закону от 29 августа 1897 годов Государственному банку разрешался выпуск кредитных билетов на сумму в 600 млн руб., при этом золотое покрытие должно было составлять не менее 300 млн руб., то есть половину суммы. В действительности это право никогда не использовалось. Для обеспечения обращающихся кредитных билетов закон предусматривал наличие в стране большого запаса золота, что делало российскую валюту одной из самых надежных в мире.

К этому времени заметно усилилась финансовая мощь акционерных коммерческих и ипотечных банков. Считая 1федит основой промышленности, Витте содействовал укреплению молодых российских банков, концентрации в крупнейших из них финансовых средств, используя иностранные капиталы. При нем разрабатывались принципы деятельности зарубежных банков в России и первые проекты совместных банков.

Привлечению капиталов на денежные банки страны способствовала активность фондовых и товарно-сырьевых бирж. Правда, их работу сковывали многочисленные регламентации операций. Ограничения распространялись на некоторые категории лиц в религиозном и национальном отношении, отрасли (в сахарной и нефтедобываю-

3 КорелинА., Степанов С. С.Ю. Витте - финансист, политик,

дипломат. М.', 1998. С. 40.

'Там же.

щей не допускались акции на предъявителя), господствовала высокая номинальная стоимость акций (250 руб.). Взамен разрозненных уставов отдельных бирж была попытка создать единый биржевой устав. В 1895 году для этой цели при Министерстве финансов образовали специальную комиссию. Выработанный устав утвержден не был. Правительство ограничилось лишь реформой Петербургской биржи.

За то время, пока Витте возглавлял финансовое ведомство России, государственный бюджет возрос более чем в два раза. Если в 1892 году он составлял около 1 млрд руб., то в 1903 году -более двух миллиардов. Среднегодовой прирост бюджета составлял 10,5%, в то время как в предшествующем десятилетии - 2,7%, а в последующем - 5%.

Денежная реформа С.Ю. Витте способствовала интеграции России в мировую рыночную систему. Золотой монометаллизм поставил Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими государствами и ускорил ее индустриальную и капиталистическую модернизацию. Стабилизация курса рубля и золотой паритет сделали привлекательной для иностранных инвесторов российскую промышленность. Министр финансов, лучше всех зная, как родное отечество небогато внутренними капиталами, предлагал убрать из российского законодательства ограничения для иностранного капитала на владение землей и занятие некоторыми промыслами. В этом вопросе Витте добился лишь частичных успехов. В 1899 году было дано разрешение на допуск иностранных капиталов и предпринимателей к участию в развитии отраслей отечественной обрабатывающей промышленности.

ПРОМЫШЛЕННАЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Наряду с укреплением финансов большое внимание С.Ю. Витте уделял развитию промышленности и торговли. Под его руководством была разработана программа создания и быстрого развития национальной промышленности, намечались средства ее достижения и выполнения. Основная идея программы сводилась к дальнейшему усилению роли правительства в развитии промышленности и торговли. Витге был убежден, что для ускоренного развития промышленности нужны помощь и поддержка государства, располагающего политической и экономической властью. Главными рычагами воздействия на экономическую ситуацию выступали Государственный банк и Министерство финансов. Только под их стро-

гим контролем проходила работа коммерческих банков и акционерных компаний. Эта сторона программы нашла свое успешное претворение в реализации промышленной политики реформатора.

Для обеспечения ускоренного развития отечественной промышленности энергично использовались такие традиционные меры, как покровительственный таможенный тариф, выгодные для России торговые договоры с другими странами и разумные железнодорожные тарифы. Прежде всего надлежало создать благоприятные внешние условия и оградить отечественную промышленность от конкуренции со стороны иностранных товаров на внутреннем рынке. Начало таможенной защиты российской промышленности положили уже Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский. Новые тарифные ставки (в основном, повышенные) были введены таможенным тарифом 1891 года, в разработке которого Витте принимал активное участие. В дальнейшем высокие ставки на импортные таможенные товары оставались. При этом внешнеторговая политика дополнялась принципиально новыми элементами. Единые и одинаковые ранее для всех торговых партнеров таможенные тарифы стали заменяться дифференцированными на основе особых двусторонних торговых договоров. Таможенные ставки и подписание таких договоров находились в прямой зависимости от встречного благоприятствования торговых партнеров в экспорте. Ставки тарифа заметно повышались для тех стран, которые не создавали режима благоприятных возможностей для российского, прежде всего хлебного экспорта. Это привело к обострению торговых отношений между Россией и Германией и даже к ожесточенной российско-германской таможенной войне, так как Германия в ответ на тариф 1891 года повысила пошлины для российского экспорта. В конечном итоге инцидент был исчерпан подписанием в 1894 году российско-германского торгового договора на весьма выгодных для России условиях с сохранением высоких тарифных ставок. Подписанный договор еще более усилил роль Германии как крупнейшего торгового партнера России. На ее долю приходилось 40% внешнеторгового оборота России. Германия была главным рынком сбыта российских товаров (25% экспорта хлеба, леса, продуктов животноводства) и поставщиком промышленной продукции (металлические изделия, машины, инструменты, оборудование, химические продукты). Договор просу-

7 Витте С.Ю. Конспект лекций о государственном хозяйстве, читанных Е. И. Высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900 - 1902 годах. Изд. 3-е. СПб., 1914. С.87.

1 Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 2. М., 1960. С. 500.

ществовал 10 лет и был продлен в 1904 году при активном участии Витте. Подобные же договоры были подписаны с Австро-Венгрией, Францией и другими странами. Положительными были и фискальные результаты. К 1903 году таможенный доход почти удвоился и составлял 14% доходной части государственного бюджета.

В 1895 году Витте содействовал введению сахарной нормировки. Устанавливалось определенное количество сахара, которое должно поступать на внутренний рынок. Излишки облагались дополнительным акцизом. В результате увеличились выработка, потребление и доход от сахарного акциза7.

Но протекционистская политика Витте влекла за собой повышение цен на импортные товары, что вызвало недовольство определенных кругов общества. Особенно ущемленными чувствовали себя аграрии, которые даже провели ряд съездов сельских хозяев. Постепенно и Витте убедился, что одни покровительственные тарифы не могут решить все проблемы ускорения развития отечественной промышленности. Более того, покровительственная политика приводила к перекосам в экономике, так как содействовала развитию одних и угнетала другие отрасли, а также укрепляла монопольное положение отдельных крупных предприятий в ущерб экономике и обществу.

Для модернизации национальной промышленности, как неоднократно повторял Витте, нужны природные богатства, капитал, знания и предприимчивость8. Если с природными богатствами России могли сравниться немногие страны, то капиталов явно не хватало. Постепенно министр финансов пришел к заключению, что в условиях недостатка отечественных капиталов иностранные инвестиции помогут и развить промышленность, и наполнить внутренний рынок товарами. Тем более что в условиях высоких пошлин на готовые товары, иностранцы с большой охотой стали ввозить в Россию капитал, инвестировали его в производство, создавая собственные или смешанные предприятия. Витте всячески содействовал привлечению иностранного капитала, хотя этот процесс сильно затрудняли законодательные ограничения для бизнесменов-иностранцев. Увидев в иностранных инвестициях гораздо меньшее зло, чем правительственные займы, Витте всячески содействовал пересмотру правовых норм деятельности иностранцев. Министру финансов пришлось отбиваться от нападок мощной оппозиции в лице поместного дворянства, некоторых российских предпринимателей и Комитета министров. Витте пишет записку Государственному совету, начинает широкую кампа-

года в прессе. Через письмо профессора Д.И. Менделеева с обоснованием необходимости прилива иностранных капиталов воздействует на императора. Наконец, сам обращается к Николаю II с секретным докладом, в котором излагает программу торгово-промышленной политики империи. В марте 1899 года доклад обсуждается на Особом совещании министров под председательством императора. Главе финансового ведомства удалось в целом отстоять основы своего экономического курса. Но полемика по проблемам средств и методов ускоренной индустриализации продолжалась. Это заставило С.Ю. Витте в феврале 1900 года направить императору очередной доклад "О положении нашей промышленности", главный вывод которого звучал так: "В настоящее время более широкое и быстрое развитие промышленности становится первостепенной государственной задачей"9. Витте настаивал на разрешении иностранцам покупать не только предприятия, но и землю, на которой они располагались. Но предлагаемые меры по смягчению ограничений в деятельности иностранных инвесторов не получили поддержки из-за сопротивления большей части бюрократического аппарата.

В поле зрения министра финансов находилось и частное предпринимательство. Для его активизации необходимо было осовременить торгово-промышленное законодательство. Главным препятствием свободному предпринимательству выступал разрешительный характер системы учреждения новых и расширения действующих предприятий. Получение разрешений зависело от центральных и местных учреждений, малокомпетентных чиновников Министерства внутренних дел и особенностей каждой губернии в условиях отсутствия единого законодательства. Однако принятие выработанного многочисленными комиссиями законопроекта постоянно откладывалось бюрократическими инстанциями отчасти из-за сопротивления МВД, отчасти из-за позиции самого Витте, не желавшего полного освобождения частной промышленности от контроля и опеки государства. Практически неудачной оказалась и попытка модернизировать акционерное законодательство. Министерство финансов настаивало на своем жестком контроле за деятельностью акционерных обществ. Тем не менее 90-е годы XIX века стали временем впечатляющих темпов акционерного учредительства в истории России. Несмотря на законодательные ограничения, к 1901 году в стране насчитывалось 1,5 тысяч компаний с суммой капиталов, составляющей 2/3 всех

»Историк - марксист. 1935. № 2 - 3. С. 131 -139.

промышленных капиталовложений. Ежегодно открывалось до 90 российских и до 20 иностранных компаний. Пик учредительства пришелся на 1899 год, когда открылись 40 иностранных и 160 российских компаний со значительной долей иностранных капиталов.

Одним из важных аспектов промышленной политики финансов оставалась сфера регулирования отношений труда и капитала. Здесь решалась двуединая задача: упредить экономические конфликты и преодолеть классовые разногласия на политической почве. Поначалу Витте преувеличивал патриархальность отношений рабочих и работодателей и только во второй половине 90-х годов отошел от идеи попечительства в рабочем вопросе, встав на путь усовершенствования рабочего законодательства. В решении социальных вопросов пришлось преодолевать непонимание и активное сопротивление как правительства, так и промышленников. Только в 1897 году под влиянием массовых выступлений петербургских рабочих был принят закон о нормировании рабочего дня: максимальное рабочее время - 11,5 часов, в ночное время и накануне праздников - 10 часов. Из всех пробуржуазных законопроектов Министерства финансов по рабочему вопросу реализована была лишь незначительная часть, не влияющая на улучшение положения рабочих. В 1894 году Витте провел закон о реорганизации фабрично-заводской инспекции, расширив ее функции. Теперь на фабрично-заводскую инспекцию был возложен надзор за техническим состоянием оборудования предприятия, правильным расходованием полученных кредитов и устранением конфликтов между трудом и капиталом. Расширение компетенции фабрично-заводской инспекции обострило трения между Министерством финансов и МВД, возглавляемого злейшим врагом С.Ю. Витте - В.К. Плеве. В целом усилия Министерства финансов по внедрению в отношении рабочих и предпринимателей цивилизованных буржуазных методов были малоэффективными.

"Весьма ретиво и с большим удовольствием", по признанию С.Ю. Витте, занимался он подготовкой кадров для промышленности. В составе Департамента торговли и мануфактур был создан отдел коммерческого образования, при содействии которого с 1890 по 1895 год были открыты 147 коммерческих училищ, классы торгового мореплавания, три коммерческих института - в Петербурге, Киеве и Варшаве. Их программы и деятельность должны были строго соотноситься "с практическими нуждами страны". Заведование этими учебными заведениями возлагалось на Министерство финансов, а не на Министер-

ство просвещения. На устройство и содержание таких учебных заведений средства давали частные предприниматели, так как взамен получали значительные права по их учреждению и управлению. Уделялось внимание профессионально-технической подготовке рабочих, устройству в стране промышленных выставок и участию России в международных выставках. Ремесленные учебные мастерские открывались и в сельской местности. Они готовили плотников, столяров, кузнецов, мастеров по сельскохозяйственной технике. Все нововведения сыграли важную роль в совершенствовании коммерческого и технического образования, в пополнении промышленности, торговли и сельского хозяйства специалистами, в повышении "технического и морального" уровня народного хозяйства, хотя потребность в подготовленных кадрах и специалистах осталась.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Кровеносной системой всего народного хозяйства С.Ю. Витте считал железные дороги. Будучи министром финансов, он много занимался любимым делом: упорядочением и перестройкой железнодорожного хозяйства страны. Железнодорожная политика Витге сводилась к трем основным направлениям: централизация тарифного дела; подчинение частных железных дорог руководству государства; расширение сети железных дорог.

В конце 80-х годов 3/4 всех построенных железных дорог принадлежали акционерным компаниям и менее I/4 - казне. Акционерные общества были совершенно самостоятельны в установлении грузовых и пассажирских тарифов. Конкурентная борьба между дорогами приводила к непостоянству тарифных ставок, их произвольному изменению. Такие непредсказуемые экономические основы затрудняли ведение правильных расчетов при совершении промышленных и торговых операций. Принятие Временного положения о тарифах (1889), которое через три года стало законом, поставило тарифное дело под государственный контроль. Появилась возможность регулировать торговые потоки, стимулировать экспорт с целью пополнения казны валютой. В тарифном деле Витте пошел на смелую меру, не имеющую аналогов в Европе и Америке, а именно: значительное удешевление грузовых и пас-

10 Мигулин П.П. Русский государственный кредит. Т. III. Вып. II. Железнодорожные займы и железнодорожная политика 1893 - 1902 годов. 1903. С. 774, 775.

11 История России в XIX веке, изд. "Гранат". Т. VIII. Статья "Государственное хозяйство" (1892 - 1903 годы). СПб., 1910. С. 64.

12 Погребинский А.П. Указ. Соч. С. 175.

сажирских тарифов. Пассажирские тарифы российских железных дорог были самыми низкими в мире: вдвое ниже наиболее низких - австрийских, впятеро - наиболее высоких - английских10. Это почти не давало прибыли, но явилось могучим орудием экономического подъема России. Низкие цены на проезд усилили подвижность населения, обеспечивая рабочей силой обрабатывающую промышленность, содействуя росту городов.

Другим направлением железнодорожной политики Витте было продолжение выкупа в казну убыточных частных железных дорог. В 90-е годы в процессе огосударствления железнодорожной сети произошел существенный скачок. К началу XX века две трети всех действующих железных дорог принадлежали казне и только одна треть - частным обществам. В результате этой меры удалось снизить убыточность некоторых линий и даже добиться рентабельности многих из них.

В девяностые годы Россия пережила настоящий железнодорожный бум, так интенсивно шло строительство новых железных дорог. Поскольку предпринимательская деятельность молодого Витте сделала его убежденным сторонником государственного регулирования экономики, то большинство новых железных дорог сооружалось казной. Расширение казенного строительства могло осуществляться благодаря тому, что в 90-е годы правительству удалось добиться ликвидации дефицита и создания бюджетного резерва. С 1893 по 1902 годы 1 200 млн руб. бюджета были затрачены на создание новых железнодорожных линий11. Несмотря на некоторое улучшение платежного баланса и бюджетного хозяйства, все-таки полностью отказаться от частного строительства правительство не могло. Это связано с двумя причинами: во-первых, облигационные займы акционерных обществ содействовали притоку золота из-за границы; во-вторых, в связи с промышленным подъемом начался процесс накопления капиталов внутри страны и частные компании часть своих облигационных займов стали размещать в России. За последнее десятилетие XIX века частными компаниями было выпущено гарантированных правительством облигационных займов на общую сумму 870 млн руб. При этом 48% их были размещены внутри страны12.

Большая часть строившихся казной железных дорог носила военно-стратегический характер, связывая Центральную Россию с окраинами. Важнейшими из них были Среднеазиатская, Пермь-Котласская, Вологодско-Архангельская. Решающая роль принадлежала самой протяженной железной дороге 90-х годов - Транссибирской магистрали, начатой в 1891 году и законченной в

1916 году. Идею строительства этой дороги поддерживали не только Витте, но и генерал-губернатор Восточной Сибири граф H.H. Муравьев -Амурский, министр путей сообщения К.Н. По-сьет. По неполным подсчетам строительство Сибирской магистрали обошлось в 914 809 892 рубля при потерях на злоупотребления 4 млн руб.13 Строили дорогу силами добровольных рабочих и крестьян, беженцев и голодающих, иностранных подданных (15 тыс. китайцев и корейцев). Каторжники и заключенные составляли 3% всех рабочих14. По своей протяженности - 9 142 версты -дорога не знала равных. Темпы строительства также были рекордными - 642 версты в год, что в 1,5 раза быстрее, чем на Канадско-Тихоокеанской железной дороге. Эти невиданные обстоятельства обеспечили Комитету Сибирской железной дороги и Министерству путей сообщения "Гран-при" на Всемирной выставке в Париже 1900 года.

Надежды на международное значение Сибирской магистрали как ворота Европы на азиатский Восток себя не оправдали. Дорога долго не могла войти в рабочий ритм, имела низкую скорость пассажирских (20 верст в час) и грузовых (12 верст в час) поездов. Грузовой поток на Восток шел в основном через Суэцкий, а после завершения - через Панамский каналы. Но на жизнь России Транссибирская магистраль оказ&та огромное воздействие. Дорога обеспечила выход к Тихому океану, удвоила население Сибири и Дальнего Востока, изменила схему заселения территории. Витте рекомендовал всячески поощрять миграцию. Уже тогда он выступил с идеей переселения крестьян в Сибирь и строительства порта в Мурманске, что осуществилось только в годы Первой мировой войны. Интенсивное железнодорожное строительство 90-х годов XIX века стало важным фактором развития российской экономики, способствовало развитию внутреннего рынка, освоению и включению в орбиту народного хозяйства огромных территорий с богатыми природными и людскими ресурсами, активизации российского экспорта.

* * *

Результаты экономической политики С.Ю. Витте были неоднозначными. Ему удалось укрепить кредитно-финансовую систему страны, введя денежное обращение на золотой основе и превратив российский рубль в твердую валюту, которая вплоть до Первой мировой войны высоко котировалась зо всем мире. Правда, стабилизация достигалась за

13 КорелинА., Степанов С. Указ. соч. С. 106.

!4 Там же. С. 107, 120.

счет резкого повышения налогов, особенно косвенных, что больно ударяло по карману трудового народа, и введения винной монополии. Манипуляция с кредитами не избавила страну от внешнего долга. Он вырос в полтора раза.

Реформы Витте обусловили интенсивный экономический рост, промышленный подъем и широкий приток иностранного капитала. Особенно бурный подъем происходил во всех отраслях промышленности - металлургии, машиностроении и горно-заводской, где производство увеличилось в два-три раза. Высокие темпы тяжелой промышленности требовали увеличения объемов добывающей промышленности, в частности добычи минерального топлива. Такое увеличение произошло в 90-е годы XIX века: добыча каменного угля возросла в три раза, добыча нефти - в два с половиной раза. Более чем в два раза увеличилась протяженность железных дорог. Текстильная промышленность, уступая тяжелой по темпам роста, по абсолютным размерам производства оставалась на первом месте. Итогом промышленного подъема явились и значительное повышение производительности труда, и техническое перевооружение предприятий.

На основе широкого использования организационного опыта и технологий развитых капиталистических стран российская промышленность изменила свою структуру. Заводы и фабрики оснащались передовым современным оборудованием. Новые отрасли промышленности возникли в форме крупного машинного производства. Вместе с тем политика протекционизма, создавая тепличные условия отечественной промышленности, делала ее товары неконкурентоспособными и отрицательно сказывалась на менталитете российской буржуазии, формируя ее аполитичность, иждивенческую психологию, надежду на льготы и опеку государства. К тому же промышленный рывок не сопровождался реформированием находившейся в крайне тяжелом положении российской деревни.

Экономическая политика Витте была противоречива, так как сохраняла и даже укрепляла и использовала существующие феодальные пережитки. Насаждаемое Витте государственное вмешательство в экономику сковывало инициативу частных предпринимателей. Устаревшие законодательные нормы, которые так и не удалось изменить коренным образом, массой административных ограничений опутывали свободу частника. К началу XX века экономическая модернизация исчерпала свои ресурсы, так как не дополнялась модернизацией политической. Злоупотребление "непопулярными" мерами обостряло имевшиеся в стране социальные противоречия и расширяло круг людей, недовольных существующим режимом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.