Научная статья на тему 'Экономический образ мышления. Как правильно торговаться, стоит ли ругать подчиненных, и может ли курица сделать научное обобщение?'

Экономический образ мышления. Как правильно торговаться, стоит ли ругать подчиненных, и может ли курица сделать научное обобщение? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
939
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛЕКЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ / ECONOMICS / ECONOMIC CHOICE / POPULAR SCIENCE LECTURE / ECONOMIC WAY OF THINKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмаков А. В.

Одну из своих лекций (Оклахома, 1929) Дж. Мэйнстринг начал с легендарной фразы: «Вы думаете, что экономика унылая наука? Вы просто не изучали химию!» Продолжая традиции великого калифорнийский экономиста, я предлагаю вам цикл научно-популярных лекций по экономической теории, прочитанных мною в разные годы в г. Новосибирске. Третья лекция посвящена рассмотрению особенностей экономического образа мышления. Мы пройдем путь от изучения работы зеркальных нейронов до принципа научного абстрагирования, позволяющего предсказывать человеческое поведение. Разоблачим экономическую неэффективность легендарного соломонова решения и отметим мотивационное влияние стремления к справедливости и альтруизму. Научимся мыслить категориями будущего и воспринимать невозвратные издержки как сигнал к успешному торгу. Объясним, почему менеджеры люди, умеющие настраивать стимулы других людей, лучше справляются с нарушениями, чем юристы; а с нарушениями менеджеров может справиться только топ-менеджер. Выясним, почему полицейские «приберегают» преступников, а менеджеры склонны снижать продажи. Подскажем, как лучше вести себя с подчиненными: ругать или хвалить, и почему боязнь «перехвалить» чистой воды суеверие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic way of thinking. The wright way of bargaining. Should you scold your workers? Could a chicken make a general conclusion?

J. Meynstring began one of his speeches (Oklahoma, 1929) with the outstanding words: "Do you think that economics is a dismal science? Youjust haven''t learnt the chemistry!" To continue the great Californian economist''s traditions, I introduce you a course of popular science lectures of economics, which I have given in Novosibirsk in last ten years. The third lecture is about the economic way of thinking. Well pass the way from learning the action of mirror neurons to «as if» principle, which permits predictionof human behavior. We''ll disclose economic inefficiency of the legendary «Solomon''s decision». Well notice the motivational influence of justice and altruism. Well learn that we should estimate the future consequences of our decisions. We''ll learn how to distinguish a signal to successful haggle in the sunk costs. We''ll explain why managers the persons who are able to manage stimulus of other people, can overcome the breaches better than lawyers, and why only top-manager can overcome the breaches of other managers. Wellfind out why policemen «save» criminals as a reserve, and why managers decrease the selling. Well describe how the manager should behave with the employees: to scold or to praise them, and why the fear of excessive praise is just a superstition.

Текст научной работы на тему «Экономический образ мышления. Как правильно торговаться, стоит ли ругать подчиненных, и может ли курица сделать научное обобщение?»

ОТКРЫТАЯ АУДИТОРИЯ

165

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ. КАК ПРАВИЛЬНО ТОРГОВАТЬСЯ, СТОИТ ЛИ РУГАТЬ ПОДЧИНЕННЫХ, И МОЖЕТ ЛИ КУРИЦА СДЕЛАТЬ

НАУЧНОЕ ОБОБЩЕНИЕ?

А.В. ШМАКОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Россия,

e-mail: a.shmakov@mail.ru

Одну из своих лекций (Оклахома, 1929) Дж. Мэйнстринг начал с легендарной фразы: «Вы думаете, что экономика - унылая наука? Вы просто не изучали химию!» Продолжая традиции великого калифорнийский экономиста, я предлагаю вам цикл научно-популярных лекций по экономической теории, прочитанных мною в разные годы в г. Новосибирске.

Третья лекция посвящена рассмотрению особенностей экономического образа мышления. Мы пройдем путь от изучения работы зеркальных нейронов до принципа научного абстрагирования, позволяющего предсказывать человеческое поведение. Разоблачим экономическую неэффективность легендарного соломонова решения и отметим мотиваци-онное влияние стремления к справедливости и альтруизму. Научимся мыслить категориями будущего и воспринимать невозвратные издержки как сигнал к успешному торгу. Объясним, почему менеджеры - люди, умеющие настраивать стимулы других людей, - лучше справляются с нарушениями, чем юристы; а с нарушениями менеджеров может справиться только топ-менеджер. Выясним, почему полицейские «приберегают» преступников, а менеджеры склонны снижать продажи. Подскажем, как лучше вести себя с подчиненными: ругать или хвалить, и почему боязнь «перехвалить» - чистой воды суеверие.

О

Ключевые слова: экономическая теория; экономический выбор; научно-популярная о

лекция; экономический образ мышления.

THE ECONOMIC WAY OF THINKING. THE RIGHT WAY OF BARGAINING. SHOULD YOU SCOLD YOUR WORKERS? COULD A CHICKEN MAKE A GENERAL CONCLUSION?

A.V. SHMAKOV,

Candidate of Economics (PhD), Associate Professor, Department of Economics, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russia,

e-mail: a.shmakov@mail.ru

J. Meynstring began one of his speeches (Oklahoma, 1929) with the outstanding words: "Do you think that economics is a dismal science? You just haven't learnt the chemistry!"To continue the great Californian economist's traditions, I introduce you a course of popular science lectures of economics, which I have given in Novosibirsk in last ten years.

The third lecture is about the economic way of thinking. Well pass the way from learning the action of mirror neurons to «as if» principle, which permits predictionof human behavior. We'll disclose economic inefficiency of the legendary «Solomon's decision». Well notice the motivational

О

OL

© А.В. Шмаков, 2014

influence of justice and altruism. Well learn that we should estimate the future consequences of our decisions. We'll learn how to distinguish a signal to successful haggle in the sunk costs. We'll explain why managers - the persons who are able to manage stimulus of other people, - can overcome the breaches better than lawyers, and why only top-manager can overcome the breaches of other managers. Wellfind out why policemen «save» criminals as a reserve, and why managers decrease the selling. We'lldescribe how the manager should behave with the employees: to scold or to praise them, and why the fear of excessive praise is just a superstition.

Keywords: economics; economic choice; popular science lecture;economic way of thinking.

JEL classifications: A10, A12, A20, B41, D01, D03.

Любая специальность оставляет на человеке след. После недельного пребывания в одном из отдаленных филиалов преподаватель физики порадовал открытием: «Ты знаешь, я тут рассчитал, что если бы человечество обладало свойством абсолютной текучести, его можно было бы слить в Е куб с ребром в один километр». Студенты-юристы могут попросить вас поставить зачет «условно-Щ досрочно» и не любят числа больше 25..., ведь дальше пожизненное. Хрупкой девушке-математику, т свернувшейся калачиком у вас на коленях, не стоит делать комплимент: «Ты такая компактная». 0 Она может решить, что вы по аналогии с множеством считаете ее «замкнутой» и «ограниченной».

0 Мышление экономиста также очень специфично. Когда в институте объявили о предстоящих

1 пожарных учениях, первое, что пришло мне в голову, - отменить занятия. Важно уметь вывести и людей из пожара, но ведь намного важнее не допустить, чтобы они там оказались. До сих пор в

недоумении, почему меня не поощрили. Попробуем разобраться, в чем же особенности экономиче-<«, ского образа мышления?

***

о Начнем с коротенькой «притчи». В глубине материка живет небольшое первобытное племя, не

^ больше тысячи человек. В племени нет ни письменности, ни законодательства в современном его ° понимании. Все спорные вопросы решает совет старейшин. Одна из женщин племени - Курах - не о может родить ребенка. Она вместе с мужем, воином Дэйнаном, обратилась к другой женщине - Юн-ю гаре - с предложением за плату выносить для них ребенка, зачатого от Дэйнана. Молодая Юнгара № сначала согласилась, но когда ребенок родился, отказалась отдать его Курах. Она вернула ей полу-4 ченную плату, но к ребенку не подпустила. Курах и Дэйнан обратились к старейшинам, чтобы те приказали Юнгаре отдать им ребенка. Сложно решить: кому отдать ребенка? С одной стороны, Юн-гара - мать. Но и Дэйнан - отец. Курах и Юнгара, конечно, ранее договорились, но Юнгара вернула вознаграждение. И Курах, и Юнгара хотят заботиться о ребенке. И пусть Юнгара готова была отдать ребенка, но в ней проснулась мать. Этот, казалось бы, неразрешимый вопрос взялся разрешить Дил-га, узнавший об экономике от европейских переселенцев. Он задал старейшинам четыре вопроса, и они без труда на них ответили, а затем приняли правильное решение. Вот эти вопросы.

Вопрос 1. В чем измеряется результат решения? Старейшины подумали и ответили: «Ребенку в обеих семьях хорошо будет. Как мы не реши, кто-то из родителей грустен будет, кто-то весел. Пусть же результат измеряется в числе рожденных детей».

Вопрос 2. Как зависит результат от разных вариантов решения? И снова ответили старейшины: «Если отдать ребенка Курах, молодая Юнгара родит себе еще одного. Но если отдать ребенка Юнгаре, то другие женщины, не способные родить ребенка - Арнурна, Гедала и Миррин, - побоятся просить других женщин родить для них. И детей в племени станет меньше.

Вопрос З.Какого результата мы хотим добиться? Старейшины ответили в один голос: «Племени нужны воины. Племени нужны женщины. Племени нужно как можно больше детей».

Вопрос 4. Какое решение помогает нам достичь желаемого результата? И старейшины приняли решение: «Ребенка получит Курах. Да будет процветать наше племя».

Только старый Афан промолчал, а затем сказал: «Царь далекой страны Соломон, прославившийся своей мудростью, много-много зим тому назад решал такой спор. И он предложил рассечь

ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Давайте последуем мудрому решению царя». Но Дилга возразил: «Ценность одного целого ребенка для племени выше ценности двух его половинок».

Экономисты мыслят не совсем так, как остальные люди. И это часто позволяет им принимать необычные, но хорошие решения. Эта «притча» поможет нам лучше понять особенности экономического образа мышления.

Особенность 1. Экономисты мыслят категориями эффективности. Сведущий в экономике Дилга ни разу не упомянул о судьбе новорожденного ребенка, о чувствах матери, о справедливости решения. Под его руководством старейшины выбрали критерий эффективности и приняли решение, удовлетворяющее данному критерию.

Экономисты не всегда игнорируют соображения справедливости, поскольку стремление к восстановлению справедливости - важный мотивационный фактор, заложенный в нас на психофизиологическом уровне. Иногда, как ни парадоксально это звучит, нарушать требование справедливости - неэффективно. Ведь стремление к справедливости и альтруизм могут влиять на поведение людей иногда даже сильнее, чем эгоистичная жажда наживы. Двум не знакомым между собой испытуемым предлагали поучаствовать в следующем эксперименте. Одному из них давали 1000 руб.,

после чего он должен был поделиться с соседом любой частью из данной суммы. Он мог отдать ^

01

все, мог дать сто, двести и т. д. руб., мог вообще ничего не давать. После этого его сосед должен был решить, согласен ли он с таким разделом денег. Если сосед соглашался, деньги оставались у испы- см туемых, если нет - деньги забирали. Испытуемые заранее знали условия игры. Сколько бы вы отдали, если бы участвовали в таком эксперименте? Рационально отдать небольшую сумму, например, 100 руб. £ Для соседа рационально принять это предложение - все лучше, чем альтернативное «ничего». Но большинство участников отдавали половину, осознавая, что соображения справедливости могут возобладать, и сосед предпочтет неэффективное для него решение, только бы наказать «жадину».

Особенность 2. Экономисты мыслят категориями будущего. Принимая решения, мы в неко- -Ф-торой степени определяем это будущее. Дилга ни разу не вспомнил о том, что было в прошлом, в какие отношения вступили Курах и Юнгара. Но он учел воздействие своего решения на будущее: з влияние созданного прецедента на количество рожденных впоследствии детей.

Удачной иллюстрацией данного положения является категория невозвратных (уже осущест- О вленных) издержек. Изготовление фарфорового слона в натуральную величину стоит 1000 долл. О Вы уже потратили 990 долл. на изготовление, но обнаруживаете, что не сможете продать его дороже, чем за 100 долл. Если не экономист может предпочесть оставить слона недоделанным (ведь 1000 долл. затрат больше 100 долл. выручки от продажи), то экономист отнесет 990 долл. к невозвратным издержкам и окончит производство (ведь 100 долл. выручки от продажи больше 10 долл. издержек). На решение экономиста не влияют категории прошлого.

Невозвратные издержки интересны еще и тем, что являются сигналом к торгу. Как только вы ощутили наличие невозвратных издержек, торгуйтесь, и вам удастся сбить цену. Во время туристической экскурсии вы поднимаетесь на подъемнике в гору. Вид великолепный. И вот вас фотографируют с вершины горы на фоне всего этого великолепия, а по окончании экскурсии показывают чудесные фотографии, предлагая их выкупить, скажем, за 500 руб. Если вы - экономист, то сразу почувствуете невозвратные издержки: ведь фотопластина уже потрачена, ее не вернуть. Что лучше для фотографа: получить от вас меньшую сумму или не получить нечего? Подойдите к нему, когда рядом никого не будет, и скажите следующее: «Чудесные фотографии! Но почему бы вам не повесить внизу перед подъемом объявление, что наверху можно будет купить фото. Я бы не поленился и сбегал в гостиницу за деньгами. А сейчас у меня с собой только 100 рублей...». И вы получите те же фотографии за эти. В какое время суток лучше покупать фрукты на рынке? Не нужно быть крутым экономистом, чтобы ответить - вечером. А почему?.. Все те же невозвратные издержки заставят продавца сделать вам скидку.

Особенность 3. Экономисты оценивают влияние решений на стимулы людей. Дилга не стал тратить время на то, чтобы оценить этическую сторону поведения Юнгары. Но счел необходимым оценить стимулы, создаваемые для Арнурны, Гедалы и Миррин, поскольку от их реакции на решение старейшин зависит будущее племени.

О

то

ю >

т

О О

0

1

о

с

со >

м о

о

Если бы я задал вам вопрос: в чем основная сложность экономического анализа? Что бы вы ответили?.. Так вот, основной сложностью, по-моему, является получение информации. Для естественных наук основной метод ее получения - эксперимент. Возможность эксперимента в экономике ограничена, не всякие эксперименты можно поставить над людьми. В результате одним из базовых способов получения информации о стимулах становится принцип «как если бы», или абстрагирование. Абстрагирование подразумевает, что мы ставим себя на место изучаемого субъекта, пытаемся осмыслить его экономические интересы, ограничения и предсказать поведение. Именно так экономисты анализируют создаваемые решением стимулы. Экономисты любят шутить по этому поводу: «Что сделает биолог, если ему потребуется изучить лошадь? Принесет необходимые инструменты и начнет ее взвешивать, измерять и препарировать. Что сделает в подобной ситуации экономист? Устроится поудобнее в кресле, запасется чашкой кофе и станет представлять, что бы он сделал, если бы был лошадью [как если бы он был лошадью]».

Способность к абстрагированию физиологически заложена в любом человеке. В некоторых областях мозга находятся сети нейронов особого класса - зеркальные нейроны. Эти нейроны активизируются не только тогда, когда вы выполняете определенное действие, но и когда вы видите, что какой-то другой человек выполняет это действие. Зеркальные нейроны как бы переносят информацию с карты восприятия действий другого человека в моторные карты в мозге наблюдателя. Если кто-то на ваших глазах уколет руку иголкой, в вашем мозге активируется та же группа зеркальных нейронов, «как если бы» вы сами укололи руку. И вы сможете понять эти ощущения и предсказать реакцию - человек отдернет руку. Благодаря этим клеткам, в процессе наблюдения за поведением человека (даже если процесс происходит в вашем воображении) у вас автоматически формируется предположение о его мотивах и намерениях, а также ожидания относительно его поведения. Наличие зеркальных нейронов позволяет нам моделировать представление о психическом состоянии других людей, угадывать их намерения, понимать их понятийную позицию, предсказывать реакцию и, наконец, мыслить абстрактно. Любой человек обладает данной способностью, экономисты лишь в большей степени ее в себе развивают.

Проверим ваши навыки абстрагирования и анализа стимулов. Менеджеру компании, занимающейся строительством железных дорог, дали задание построить железнодорожную ветку из пункта А в пункт В. Слева болото, посредине поляна, справа смешанный лес. Как он ее поведет? Как бы вы поступили на его месте? Прежде чем читать дальше, подумайте над ответом...

Рис. 1. Варианты строительства железной дороги

А теперь размышляем вместе. По прямой через поляну, чтобы сэкономить издержки? Но это не личные деньги, а деньги компании. Прямая - самый эффективный вариант для компании, но не для менеджера, а решение принимает именно он. Люди склонны заботиться о собственных интересах! Чего же собственно хочет менеджер, зачем он поспешил с утра на работу, покинув уютный диван?

Менеджер хочет заработать денег. И большее количество денег он заработает, если поведет дорогу через болото. Ведь руководству трудно будет отследить, сколько тонн щебня реально (а не по отчетности) пошло на строительство гати. Всегда можно добавить в ведомость тонну - другую, и заработать на этом. А вот задача его начальника - топ-менеджера - в том, чтобы настроить стимулы подчиненного таким образом, чтобы они совпадали со стимулами компании. Менеджер - это, прежде всего, человек, умеющий настраивать стимулы других людей, и уж никак не «менеджер по продаже билетов» в трамвае.

А теперь вспомните, что мы часто ставим в вину полицейским? Они могут знать, где находится нарушитель закона, но не принимать должных мер. Извечный русский вопрос: кто виноват и что делать? Виноваты руководители, проектирующие систему вознаграждения. Чтобы получить премию, полицейские должны выполнить план по задержаниям. Если задержать всех правонарушителей в этом месяце, как выполнить план в следующем? Не лучше ли припасти пару правонарушителей, так сказать, «впрок». Что же делать? Нужно менять систему стимулов. А уж ругать полицейских и вовсе непродуктивно. На втором курсе университета я оптом торговал спиртными напитками. Компания ставила передо мной план продаж - 1 млн руб., выполнив который, я получал премию. Я мог бы продавать в месяц товара на 2 млн руб., но старательно сдерживал продажи. Зачем? Чтобы план не

повысили, чтобы снизить вероятность невыполнения плана в будущем. Вот он, пример неэффек- ^

01

тивного менеджмента. Но чем мое поведение было лучше поведения полицейских?

Особенность 4. Экономисты стремятся стимулировать желаемую активность и предотвращать см нежелательную. Дилга не думал о возмездии или устрашении. Он не искал виновных и не пытался 5 их наказать. Он думал лишь о том, как стимулировать рождаемость. £

Донские и запорожские казаки в истории России XVII в. выполняли не только роль защитников отечества и православия, но и грабителей-разбойников. Наряду с отличными боевыми качествами о они отличались стремлением разграбить все, что под руку попадется. В контролируемых казаками местностях отряды захватывали определенные территории «в кормление», заставляя местных жителей отдавать им все необходимое. По совести, следовало бы наказать грабителей, но к чему бы это привело? К государственному перевороту, к ослаблению границ государства? Правительство Романовых предпочло экономическое решение: выплачивать казакам регулярное царское жалование. По сути, это жалование - не что иное, как плата за воздержание от грабежей. Можно ли платить правонарушителям? История показывает, что да. , когда это эффективно.

Особенность 5. Экономисты ищут закономерности, помогающие предсказывать последствия их решений. Принимая решение, Дилга не склонен был интерпретировать факты, давать оценки поведению участников спора, осуждать их. Он лишь обнаружил связь между решением старейшин и количеством новорожденных, а затем спрогнозировал, как решение повлияет на будущий ход событий.

Умение обнаруживать скрытые закономерности - еще одна важная компетенция экономистов. Более того, для экономиста важно умение различать зависимость (корреляцию) и причинно-следственную связь. Ответьте на вопрос: зависит ли размер ноги от того, курит человек или нет?.. На первый взгляд, зависимости нет. Однако же дети не курят, а размер ноги у них гораздо меньше. Скрытая закономерность обнаружена. Но причинно-следственная связь отсутствует, поскольку курение не делает размер ноги меньше.

Человеку свойственно выискивать закономерности, поскольку люди не особенно верят в случайность. Тысячелетия эволюции в условиях недостатка информации привели к формированию подобной особенности мышления: мозг принимает неполные данные из внешнего мира, самостоятельно заполняет пропуски и ищет закономерности. Например, сетчатка глаза воспринимает световые пятна, которые вряд ли можно назвать изображением. Мозг выстраивает это изображение, пользуясь некоторыми эвристическими процедурами. Но проблема в том, что эти процедуры могут приводить к ошибкам. В результате часть закономерностей не улавливается, а другая часть - ошибочна. Экономисты специализируются на выявлении верных закономерностей.

Чтобы лучше понять идею, приведем пример ошибочной закономерности. Мы склонны думать, что ругая человека, мы можем увеличить его полезную отдачу, производительность. И напротив, некоторые суеверные люди избегают похвалы, чтобы не «перехвалить». Действительно, за выгово-

О

ром часто следует увеличение производительности, а за похвалой - ее снижение. Но происходит ли изменение производительности именно как результат похвалы или выговора «нагоняя»? Являются ли эти факты причиной и следствием? Нет. Все дело в том, что человек не может работать постоянно с одинаково высокой отдачей. И хотя в среднем производительность человека более или менее постоянна, подъемы производительности сменяются ее снижением, даже если начальство в данный момент вообще отсутствует. Мы хвалим человека, когда он выполняет работу значительно выше среднего уровня. Но он не может постоянно работать на пике производительности, и высока вероятность, что показатели снизятся. Люди год за годом наблюдают за этим, и возникает суеверное - перехвалили. Напротив, ругать человека мы склонны, когда он выполняет работу намного хуже среднего уровня. А его показатели неизбежно улучшаются, но только лишь потому, что спад производительности носил случайный характер. Но мы раз за разом отмечаем подобное увеличение производительности, и делаем вывод, что внушение оказало полезное воздействие. Возникает стереотип: нужно ругать детей, жену, подчиненных. А хуже всего, осознавать, сколько хороших работников и. спортивных тренеров было уволено в результате данного заблуждения.

Что ж, вернемся к задаче с новорожденным ребенком, которого не могут поделить матери. Если не вдаваться в медицинские детали (суррогатной матери пересаживается оплодотворенная яйцеклетка семейной пары), в современности это назвали бы материнским суррогатом. Кому же эф-Щ фективно отдать ребенка в случае договора о материнском суррогате в современной России? Каза-т лось бы, налицо аналогия с рассмотренным примером. Учитывая демографический кризис, ребенка 0 следовало бы отдать семейной паре. Но в условиях российского законодательства ребенок может

0 быть оставлен суррогатной матери. В результате мы делаем вывод - исходя из используемой нами

1 логики законодательство РФ в отношении суррогатного материнства неэффективно.

и Однако необходимо быть аккуратными с выводами, особенно появляющимися в результате раз-

ного рода научных обобщений. Помните притчу Бертрана Рассела о научных обобщениях: «Живет

> в курятнике курица, каждый день приходит хозяин, приносит ей зернышек поклевать, курица, несомненно, сделает отсюда вывод: появление хозяина связано с появлением зернышек. Но в один

0 прекрасный день хозяин явится в курятник не с зернышками, а с ножом, чем убедительно и докажет

> курице, что ей не мешало бы иметь более тонкое представление о путях научного обобщения.»? В нашем случае результатом излишне поверхностного анализа, недооценки степени кропотливости экономического анализа, стала серьезная ошибка - поспешный вывод о неэффективности закона. Дело в том, что любое решение может повлиять не на один, а на множество параметров. Хороший экономист должен пытаться отследить все взаимосвязи. Ну, например, признание суррогатного материнства может привести к торговле детьми, что никак нельзя признать положительным результатом. Не так проста эта экономика!

о

ЛИТЕРАТУРА

Вольчик В.В. (2003).Провалы экономической теории и зависимость от предшествующего пути развития // TerraEconomicus, т. 1, №3, с. 36-42.

Вольчик В.В. (2009).Институционализм: торжество мультидисциплинарности // Journal ofInsti-tutionalStudies, т. 1, №1, с. 73-78.

Латов Ю.В. (2001). Особенности национального рэкета: история и современность // Мир России, № 3, с. 153-182.

Мельников В.В. (2011а).Поведенческие основы неконкурентной рациональности // TerraEconomicus, т. 9, № 1, с. 33-47.

Мельников В.В. (2011b). Неконкурентность поведения как фактор трансакционных издержек // TerraEconomicus, т. 9, № 4, с. 23-37.

Млодинов Л. (2010). (Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью. M.:Livebook, 352 c.

Рамачандран В. (2012). Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. М.: Карьера пресс, 422 с.

Саблин К.С. (2012).Роль институциональной среды в формировании институтов развития // Journal ofInstitutionalStudies, т. 4, №2, с. 32-41.

Хейне П. (2005). Экономический образ мышления. М.: Издательский дом «Вильямс», 544 с.

Шмаков А.В. (2010). Стремление к справедливому сотрудничеству как мотив экономического поведения // TerraEconomicus, т. 8, №4, с. 57-61.

Шмаков А.В. (2011).Экономический анализ права: учебное пособие. М.: Магистр, 320 с. Becker G. (1976).The Economic Approach to Human Behavior. Chicago: University of Chicago Press, 314 p.

Friedman M. (1953). Essays in Positive Economics. Part I. The Methodology of Positive Economics. Chicago: University of Chicago Press.

Veljanovski C.G. (1980). The Economic Approach to Law: A Critical Introduction // British Journal of Law and Society, № 7, pp. 158-193.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Heyne P. (2005). The economic way of thinking. Moscow, 544 p. (In Russian.)

Latov Y.V. (2001). Features of national racket: history and the present. The World of Russia, no. 3, pp. 153-182. (In Russian.)

Melnikov V.V. (2011). Behavioral principles of non-competition rationality. Terra Economicus, vol. 9, no. 1, pp. 33-47. (In Russian.)

Melnikov V.V. (2011). Noncompetitiveness behavior as the factor of transaction costs. Terra Economicus, vol. 9, no. 4, pp. 23-37. (In Russian.)

Mlodinow L. (2010). The drunkard's walk: how randomness rules our lives. Moscow, 352 p. (In Russian.)

Ramachandran V. (2012). The tell-tale brain. A neuroscientist's quest for what makes us human. Moscow, 422 p. (In Russian.)

Sablin K.S. (2012). The meaning of institutional environment in developmental institutions forma- cm tion. Journal of Institutional Studies, vol. 4, № 2, pp. 32-41. (In Russian.)

Shmakov A.V. (2010). Urge towards just co-operation as the motive of economic behavior. Terra Economicus, vol. 8, № 4, pp. 57-61. (In Russian.)

ShmakovA.V. (2011). Law and Economics. Moscow, 320 p. (In Russian.) O

Volchik V.V. (2003). Economics failure and path dependence. Terra Economicus, vol. 1, no. 3, pp. 36-42. (In Russian.)

о

со

О

Volchik V.V. (2009). Institutionalism: triumph of multidisciplinary approaches (2009). Journal of q Institutional Studies, vol. 1, no. 1, pp. 73-78. (In Russian.) ^

Becker G. (1976). The Economic Approach to Human Behavior. Chicago: University of Chicago Press, § 314 p. ^

Friedman M. (1953).Essays in Positive Economics.Part I. The Methodology of Positive Economics. Chicago: University of Chicago Press.

Veljanovski C.G. (1980). The Economic Approach to Law: A Critical Introduction. British Journal of Law and Society, № 7, pp. 158-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.