Научная статья на тему 'Экономический облик городов Среднего Поволжья во второй половине XIX века (по материалам Самарской губернии)'

Экономический облик городов Среднего Поволжья во второй половине XIX века (по материалам Самарской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
716
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОРОДА САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ / ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЛИК ГОРОДА / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЯРМАРКИ / CITIES OF SAMARA GOVERNORATE / THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY / ECONOMIC IMAGE OF THE CITY / INDUSTRIAL PRODUCTION / FAIRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнеева Юлия Васильевна

Рассматривается проблема становления экономического облика провинциальных городов Среднего Поволжья во второй половине XIX века. Актуальность темы определяется тем, что в последнее время усилился интерес к отечественной региональной проблематике, специфике исторического развития различных территорий России. Это дало толчок к изучению исторического прошлого городов, процессам экономического становления городской повседневности. Данная тенденция объясняется значимой ролью городов как основных центров экономической жизни в определенный исторический период. В статье представлены результаты сопоставительного анализа экономических показателей городов Самарской губернии в течение второй половины XIX века. Особое внимание уделяется таким важным экономическим характеристикам, как промышленное производство, торговые отношения и транспортное развитие городов. Новизна исследования видится в систематизации экономических составляющих провинциальных городов второй половины XIX века и выявлении общих и специфических черт. Представлен обзор статистических данных, содержащихся в том числе и в архивных документах, для характеристики уникальности городов Самарской губернии в исследуемый период. Автор также анализирует динамику промышленных показателей городов губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Image of Cities of Middle Volga Region in the Second Half of the XIX Century (on Materials of Samara Governorate)

The problem of formation of the economic appearance of the provincial towns of the Middle Volga in the second half of the XIX century is considered. The relevance of the topic is determined by the fact that in recent years the interest of the domestic regional issues and the specifics of the historical development of various territories of Russia was intensified. This gave impact to the study of the history of cities, the processes of economic development of urban everyday life. This trend is explained by the important role of cities as major centres of economic life in a certain historical period. The article presents the results of comparative analysis of economic indicators of cities of the Samara governorate in the second half of the XIX century. Special attention is paid to such important economic characteristics as industrial production, trade and transport urban development. The novelty of the research is seen in the systematization of the economic components of the provincial towns of the second half of the XIX century, and in the identifying common and specific features. An overview is presented of the statistical data contained in archival documents to characterize the uniqueness of the cities of the Samara governorate during the studied period. The author also analyzes the dynamics of industrial indicators of the towns of the governorate.

Текст научной работы на тему «Экономический облик городов Среднего Поволжья во второй половине XIX века (по материалам Самарской губернии)»

Корнеева Ю. В. Экономический облик городов Среднего Поволжья во второй половине XIX века (по материалам Самарской губернии) / Ю. В. Корнеева // Научный диалог. — 2016. — № 8 (56). — С. 147—156.

ERIHdW

Журнал включен в Перечень ВАК

и L R I С H'S PERIODICALS DIRECTORY-

УДК 94(470.43).08

Экономический облик городов

Среднего Поволжья во второй половине XIX века

(по материалам Самарской губернии)*

© Корнеева Юлия Васильевна (2016), кандидат исторических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, Поволжский государственный университет сервиса (Тольятти, Россия), [email protected].

SPIN-code: 9079-7256 ORCID: 0000-0002-2914-1857 ResearcherID: Е-7711-2015

Рассматривается проблема становления экономического облика провинциальных городов Среднего Поволжья во второй половине XIX века. Актуальность темы определяется тем, что в последнее время усилился интерес к отечественной региональной проблематике, специфике исторического развития различных территорий России. Это дало толчок к изучению исторического прошлого городов, процессам экономического становления городской повседневности. Данная тенденция объясняется значимой ролью городов как основных центров экономической жизни в определенный исторический период. В статье представлены результаты сопоставительного анализа экономических показателей городов Самарской губернии в течение второй половины XIX века. Особое внимание уделяется таким важным экономическим характеристикам, как промышленное производство, торговые отношения и транспортное развитие городов. Новизна исследования видится в систематизации экономических составляющих провинциальных городов второй половины XIX века и выявлении общих и специфических черт. Представлен обзор статистических данных, содержащихся в том числе и в архивных документах, для характеристики уникальности городов Самарской губернии в исследуемый период. Автор также анализирует динамику промышленных показателей городов губернии.

Ключевые слова: города Самарской губернии; вторая половина XIX века; экономический облик города; промышленное производство; ярмарки.

Статья подготовлена при поддержке гранта президента Российской Федерации МК-5966.2016.6.

*

1. Введение

Сегодня в исторической науке большое внимание уделяется вопросам урбанистики. Город как объект исследования изучается с многих сторон: архитектурно-строительной, социальной, правовой, экономической, а также как система взаимоувязанных элементов. Основным носителем городской самобытности являются горожане, которые в большей степени обеспечивают формирование положительного облика города. Известный ученый XIX века К Ф. Герман отмечал: «Многие места называются городами единственно по важности оных в рассуждении управления, рекрутских наборов, собирания податей, отправления правосудия <...> Другие названы городами по хозяйственным видам, для размножения ярмарок <.> наконец, по торговым видам» [Герман, 1819, с. 230].

Само понятие «облик города» многогранно и объемно. Облик города — это постоянно меняющая структура, которая отражает многие процессы жизнедеятельности в тот или иной исторический отрезок времени. Поэтому всеохватывающего определения облику города, удовлетворяющего многих исследователей, сложно найти. Историческая наука при характеристике облика города исследует совокупность таких факторов, как величина и пространственная структура, историко-архитектурное наследие, природный ландшафт, социально-экономический компонент и многое другое.

В настоящей статей остановимся лишь на исследовании экономической составляющей облика городов Среднего Поволжья во второй половине XIX века, так как именно экономическая сторона жизнедеятельности города во многом указывает не только на благосостояние горожан, но и на перспективы развития города и региона в целом. Зачастую даже не столько административный статус города, сколько его экономическое положение определяло его дальнейший рост и развитие. При исследовании экономического облика городов основное внимание было уделено таким экономически важным сторонам жизнедеятельности городов, как промышленное производство, торговые обороты и транспортные магистрали.

В истории развития городов XIX век стал переломным, знаменуя смену главных факторов реального градообразования. Ими стали промышленность и железнодорожный транспорт, преобразовавшие градообразующую базу старых городов и создавшие зародыши многочисленных будущих. Отныне рост и размеры городов стали определять, прежде всего темпы и масштабы развития промышленности [Глазычев, 1988, с. 42] Разная степень ее проникновения в ведущие центры России явно разделила их на две группы: вставшие на путь промышленного развития и «беспромышленные». Железные дороги и разновременность подключения к ним также внесли из-

менения в городскую табель о рангах. Например, через Самару железная дорога прошла, что сказалась на ее судьбе [Наякшин, 1962, с. 176].

Уже с 1863 года крестьяне имели право ходатайствовать о преобразовании их села в город. Но прошения удовлетворялись при условии поддержки двумя третями жителей и помещиком (в бывшем владельческом селе), наличии промышленных и торговых заведений и средств на содержание городского самоуправления. Соблюсти эти условия было непросто. По мнению Б. Н. Миронова, главным тормозом на пути роста числа официальных городов было не государство, а экономический интерес — нежелание содержать городские учреждения, менять тип землепользования, тем более что с 1812 года русские крестьяне могли свободно заниматься любым промыслом [Миронов, 1999, с. 319].

2. Экономический облик городов Среднего Поволжья во второй половине XIX века

Самарская губерния во второй половине XIX века занимала срединное положение как на географической карте России, так и в экономическом плане. Поэтому экономические показатели городов Самарской губернии в общероссийском масштабе незначительны, но именно они формируют уникальность экономического облика города.

Одним из главных экономических показателей городов второй половины XIX века было промышленное производство. Распределение промышленных предприятий по городам Самарской губернии в этот период представлено в таблице 1.

Таблица 1

Размещение фабрик и заводов по городам Самарской губернии во второй половине XIX века

Самара Бугульма Бугуруслан Бузулук Николаевск Ставрополь Ново-узенск

1861 г. 44 21 43 66 4 3 3

1883 г. 70 24 24 26 4 5 -

1893 г. 60 45 39 11 7 10 -

Согласно таблице 1 промышленными центрами Самарской губернии во второй половине XIX века являлись губернский город — Самара; и уездные города — Бугульма, Бугуруслан и Бузулук [Экономическое..., 1863, с. 22; ГАСО, ф. 3, оп. 169, д. 89, л. 28—29; ГАСО, ф. 3, оп. 23, д. 1369, л. 57]. Данные города в течение всей второй половины XIX века лишь увеличивали свое промышленное производство.

Таблица 2

Промышленное производство в городах Самарской губернии в 1889 году

№ п/п Город Кол-во заводов, шт. Численность рабочих, чел. Оборот, руб.

1 Самара 62 1868 2559754

2 Ставрополь 10 30 9310

3 Бугульма 37 79 61700

4 Бугуруслан 19 67 34100

5 Бузулук 7 51 18850

6 Николаевск 3 27 20300

7 Новоузенск 2 недействующие

8 Сергиевск 16 37 3130

Данные таблицы 2 свидетельствуют о размещении в городах Самарской губернии преимущественно небольших промышленных фабрик (предприятий) с малой численностью рабочих [Список..., 1890, с. 19—27]. В этом и была специфика «промышленных центров» губернии — небольшое мануфактурное производство с малой численностью рабочих.

Согласно архивным документам, в течение второй половины XIX века увеличивалось не только количество промышленных предприятий в городах Самарской губернии, также росло число рабочих. Так в 1867 году на промышленных предприятиях губернии работало около 4,5 тыс. рабочих [ГАСО, ф. 3, оп. 154, ед. хр. 2, с. 12], а уже в 1893 году — около 6 тыс. [ГАСО, ф. 3, оп. 23, д. 1369, с. 57]

Промышленная специализация Самарской губернии во второй половине XIX века имела аграрный характер: в большей степени получили развитие отрасли по обработке животноводческой и сельскохозяйственной продукции. Следовательно, производственная специализация городов губернии характеризуется соответствующими приоритетами (табл. 3).

В течение всей второй половины XIX века промышленные города Самарской губернии (Самара, Бугуруслан, Бузулук) не меняли своей промышленной специализации. Промышленные центры губернии за исследуемый период оставляли за собой право называться промышленными центрами по таким производственным отраслям, как салотопенная, кожевенная, кирпичная. Если рассматривать особенности промышленного развития каждого города в отдельности, то стоит отметить следующее. Город Бузулук,

Таблица 3

Промышленные центры Самарской губернии во второй половине XIX века

Виды промышленных предприятий Промышленные центры Годы

1861 / 1862 1883 1893

Заводы, обрабатывающие животную продукцию Самара 22 32 18

Бугульма 9 2 6

Бузулук 46 14 6

Бугуруслан 23 17 29

Заводы, обрабатывающие растительную продукцию Самара 5 13 15

Бугульма — 1 5

Бузулук 5 4 5

Бугуруслан 2 2 7

Заводы, обрабатывающие полезные ископаемые Самара 17 20 8

Бугульма 12 21 31

Бузулук 15 8 3

Бугуруслан 18 5 3

Смешанное производство Самара — 5 13

Бугульма — — —

Бузулук — — —

Бугуруслан — — 2

который до образования Самарской губернии в 1851 году принадлежал Саратовской губернии, по количеству промышленных предприятий превосходил даже губернский город и насчитывал 19 салотопенных, 15 кирпичных и 16 кожевенных заводов [Экономическое..., 1863, с. 18]. Лидером салотопенных производств был г. Бузулук. Кожевенное производство в середине XIX века наиболее активно развивалось в г. Бузулук. К концу XIX века предприятия кожевенного производства появлялись практически во всех городах губернии. Кирпичное производство также получило активное развитие в городах Самарской губернии: центр кирпичного производства — это северные уезды и города — Бугуруслан (18 заводов), а в конце XIX века — Бугульма (20 заводов). Стоит также отметить, что к концу XIX века появляется смешанное производство (в основном лесопильное и экипажное), которое в большей степени получило развитие в губернском городе Самаре.

Из крупных производственных предприятий, размещающихся в городах Самарской губернии во второй половине XIX века, были паровые

мельницы. Крупными центрами мукомольного производства в Поволжье были Самара, Царицын, Казань. Также стоит отметить, что большие мельницы размещались и в небольших городах, например в Новоузенске (четырехэтажная мельница Червовых) [Скубневский, 2012, с. 43].

Таким образом, промышленное производство городов Самарской губернии отличалось наличием мелких предприятий с небольшими оборотами, специализирующихся на переработке сельскохозяйственной продукции края.

На экономическую значимость городов большое влияние оказывала торговля. Именно торговые обороты обеспечивали доходность и указывали на экономическую стабильность конкретного города. Каждый город имел зону влияния торговли, и здесь решающим моментом было его географическое и транспортное положение. Безусловно, Самара занимала лидирующие позиции в торговых оборотах, особенно оптовая торговля на пристани р. Волги — в 1898 году на сумму 5,3 млн руб. [Список..., 1890, с. 20]. Второе место занимала торговля на самарских ярмарках, где оборот составлял около 300 тыс. руб. в год. Также стоит отметить торговлю на базарах и лавочную торговлю как одно из проявлений именно городской торговли [Шелгунов, 1865, с. 35]. Далее в таблице представлена информация о формах торговли в уездных городах Самарской губернии во второй половине XIX века (табл. 4).

Как видно из таблицы 4 [Список., 1890, с. 22—27], города Самарской губернии во второй половине XIX века не отличались активной торговлей и масштабными оборотами, но каждый город проводил по 2—3 ярмарки, а также организовывались еженедельные базары. В основном на ярмарках велась торговля продуктами земледелия, позже — мануфактурной продукцией. Покупателями на подобных ярмарках были как местные жители, так и купцы из близлежащих губерний. Особо стоит отметить Воздвиженскую ярмарку, проходившую с 14 по 22 сентября в Бугульме. Сюда с разными товарами, включая восточные и европейские, приезжали купцы из Оренбурга, Казани, Уфы, Перми, Самары, из сибирских городов, а казахи и башкиры пригоняли большие табуны лошадей и крупный рогатый скот [Самарская..., 1855, с. 153]. Также в середине XIX века возросло и торговое значение Бугуруслана, где находились каменный гостиный двор, торговые лавки [Самарская., 1855, с. 156]. Торговое значение уездных городов Бу-зулука, Николаевска, Новоузенска в реализации импортных товаров в середине века было незначительным.

Экономическое положение и развитие городов во многом зависело от месторасположения города в сети транспортных сетей. До второй по-

Таблица 4

(л ы

Формы торговли в уездных городах Самарской губернии в 1889 году

I о

1-4

Формы торговли

№ п/п Город Ярмарки Базары Речные Ж/д станции

кол-во оборот, руб. пристани, оборот

1. Ставрополь 2 (Рождественская, Петровская) Продано на 18,5 тыс. Еженедельно по понедельникам 1 хлебная пристань на 111 тыс. руб. —

2. Бугульма 3 (Сборная. Казанский Торжок, Воздвиженская) Продано 404,5 тыс. Еженедельно по пятницам — —

3. Бугуруслан 2 (Десятопятницкая, Семеновская) Продано 122 тыс. Еженедельно по средам — Станция Са-маро-Уфим-ской ж/д

4. Бузулук 3 (Беседная, Пе-стравская, Покровская) Продано на 350 тыс. Еженедельно по понедельникам и вторникам — Станция Оренбургской ж/д

5. Николаевск 3 (Средокрестная, Спасская, Троицкая) Продано 233 тыс. Еженедельно по вторникам и пятницам — —

6. Новоузенск 3 (Покровская, Рождественская. Великопостная) Продано на 54 тыс. Ежедневные базары — —

7. Сергиевск 3 ярмарки — + — —

ловины XIX века основными транспортными магистралями были гужевые дороги и водные магистрали. Именно водным магистралям в торговой жизни некоторых городов Самарской губернии отводилось главная роль. Так, в 1867 году с пристани Самары было отправлено товаров на сумму около 13 млн руб. [ГАСО, ф. 3, оп. 154, ед. хр. 2, с. 15]. Город Ставрополь во второй половине XIX века имел речную пристань, с которой велась торговля хлебом (табл. 4). Основными товарами, вывозимыми с речных пристаней, были пшеница, сало и мануфактурные товары.

С началом строительства железнодорожных путей во второй половине XIX века разнообразие торговых путей увеличилось. Города Самарской губернии не стали исключением. Так губернский город и два уездных, Бугуруслан и Бузулук, к концу XIX столетия уже имели железнодорожные станции, на которых впоследствии также осуществлялась оптовая торговля. Самара благодаря железнодорожной станции превратилась в комплексный водно-железнодорожный пункт торговли.

3. Выводы

Таким образом, буржуазные реформы середины XIX столетия были важным рубежом в социально-экономической жизни России и оказали влияние на многие стороны жизнедеятельности городов. Но, несмотря на индустриальные нововведения этого исторического периода, города в большей степени оставались аграрно-индустриальными.

Экономический облик провинциальных городов Среднего Поволжья во второй половине XIX века обладал следующими чертами. Во-первых, практически во всех городах развивалось промышленное производство. В Самарской губернии были «промышленные центры», специализирующиеся на одном или двух видах производства. Так, например, к концу XIX века в городах Бугуруслан и Бузулук развивалась салотопенная промышленность, а в Бугульме работали кирпичные предприятия. Во-вторых, строительство железных дорог соединило города Самарской губернии между собой, а также включило их в единую общероссийскую железнодорожную магистраль. К таким городам можно отнести Самару, Бугуруслан и Бузулук. В-третьих, торговая жизнь городов Самарской губернии была достаточно разнообразной: ярмарки, базары, торжки, лавочная торговля, которая преображала и общественную жизнь горожан, помимо торговой. И, наконец, имея выгодное географическое положение, поволжские города осуществляли торговлю и на водных пристанях, что увеличивало торговые обороты города и губернии в целом.

Источники и принятые сокращения

1. Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т. 5. Ч. 3 : Самарская губерния. — Санкт-Петербург : Типография Департамента Генерального штаба, 1855. — 185 с.

2. ГАСО — Центральный государственный архив Самарской области. Ф. 3. Канцелярия Самарского губернатора.

3. Герман К. Ф. Статистические исследования относительно Российской империи. Ч. 1. О народонаселении / К. Ф. Герман. — Санкт-Петербург : Императорская Академия наук, 1819. — 168 с.

4. Список населенных мест Самарской губернии : по сведениям 1889 г. / сост. П. В. Крутиков. — Самара : Типография И. П. Новикова, 1890. — 316 с.

Литература

1. ГлазычевВ. Л. От сельской культуры к урбанизации / В. Л. Глазычев // Культура в советском обществе. — Москва, 1988. — С. 42.

2. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи. Т. 1 / Б. Н. Миронов. — Санкт-Петербург : Дм. Буланин, 1999. — 566 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Наякшин К. Я. Очерки истории Куйбышевской области / К. Я. Наякшин. — Куйбышев : Книжное издательство, 1962. — 623 с.

4. Скубневский В. А. Города России во второй половине XIX века / В. А. Скуб-невский. — Барнаул, 2012. — 93 с.

5. Шелгунов Н. В. Экономическое значение наших городов / Н. В. Шелгунов // Русское слово. — 1865. — № 7. — С. 1—44.

6. Экономическое состояние городских поселений Европейской России в 1861—1862 гг. Ч. 2. — Санкт-Петербург : Типография К. Вульфа, 1863. — 909 с.

Economic Image of Cities of Middle Volga Region in the Second Half of the XIX Century (on Materials of Samara Governorate)

© Korneyeva Juliya Vasilyevna (2016), PhD in History, associate professor, Department of Tourism and Hotel Business, Volga Region State University of Service (Tolyatti, Россия), [email protected].

The problem of formation of the economic appearance of the provincial towns of the Middle Volga in the second half of the XIX century is considered. The relevance of the topic is determined by the fact that in recent years the interest of the domestic regional issues and the specifics of the historical development of various territories of Russia was intensified. This gave impact to the study of the history of cities, the processes of economic development of urban everyday life. This trend is explained by the important role of cities as major centres of economic life in a certain historical period. The article presents

the results of comparative analysis of economic indicators of cities of the Samara gover-norate in the second half of the XIX century. Special attention is paid to such important economic characteristics as industrial production, trade and transport urban development. The novelty of the research is seen in the systematization of the economic components of the provincial towns of the second half of the XIX century, and in the identifying common and specific features. An overview is presented of the statistical data contained in archival documents to characterize the uniqueness of the cities of the Samara governorate during the studied period. The author also analyzes the dynamics of industrial indicators of the towns of the governorate.

Key words: cities of Samara governorate; the second half of the XIX century; economic image of the city; industrial production; fairs.

Material resources

GASO — Tsentralnyy gosudarstvennyy arkhiv Samarskoy oblasti, 3. Kantselyariya Sa-marskogo gubernatora. (In Russ.).

German, K. F. 1819. Statisticheskiye issledovaniya otnositelno Rossiyskoy imperii, 1.

O narodonaselenii. Sankt-Peterburg: Imperatorskaya Akademiya nauk. (In Russ.).

Kruglikov, P. V. (ed.). 1890. Spisok naselennykh mest Samarskoy gubernii. Po svedeni-yam 1889 g. Samara: Tipografiya I. P. Novikova. (In Russ.).

Voyenno-statisticheskoye obozreniye Rossiyskoy imperii, 5 / 3. Samarskaya guberniya.

1855. Sankt-Peterburg: Tipografiya Departamenta Generalnogo shtaba. (In Russ.).

References

Ekonomicheskoye sostoyaniye gorodskikh poseleniy Yevropeyskoy Rossii v 1861— 1862 gg., 2. 1863. Sankt-Peterburg: Tipografiya K. Vulfa. (In Russ.).

Glazychev, V. L. 1988. Ot selskoy kultury k urbanizatsii. In: Kultura v sovetskom obsh-chestve. Moskva. (In Russ.).

Mironov, B. N. 1999. Sotsialnaya istoriya Rossii perioda imperii, 1. Sankt-Peterburg: Dm. Bulanin,. (In Russ.).

Nayakshin, K. Ya. 1962. Ocherki istorii Kuybyshevskoy oblasti. Kuybyshev: Knizhnoye izdatelstvo. (In Russ.).

Skubnevskiy, V. A. 2012. GorodaRossiivo vtoroypolovineXIXveka. Barnaul. (In Russ.).

Shelgunov, N. V. 1865. Ekonomicheskoye znacheniye nashikh gorodov. Russkoe slovo, 7: 1—44. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.