Научная статья на тему 'Экономический механизм взаимодействия государственной шахты и частной фирмы при совместной разработке месторождения'

Экономический механизм взаимодействия государственной шахты и частной фирмы при совместной разработке месторождения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предприятия-инвесторы / подряд / инфраструктура шахты. / investing entities / in-succession / mine infrastructure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л Л. Стариченко, В В. Цыкарева, Д Ю. Череватский

Статья посвящена созданной в Институте экономики промышленности НАН Украины комплексно обоснованной методической базе для определения размеров и порядка взаиморасчетов между государственной шахтой и частным субъектом (далее инвестором) при их общей деятельности в сфере угледобычи. Эта база пригодна и для случая разработки инвестором части горного отвода шахты на условиях подряда (первая форма сотрудничества), и для варианта разработки инвестором собственного горного отвода с использованием производственной инфраструктуры действующей шахты (вторая форма сотрудничества).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic mechanism of cooperation of state mine and private firm at joint development of СОАL

The article is devoted to the complex grounded methodical base created in Institute of industtrial economics NAS of Ukraine, determining a size and order of mutual settlements between a state mine and private subject (further by an investor) at their general activity in the field of the coal mining. This base is suitable and for the case of development of part of the mountain taking of mine an investor subject to the conditions contract (first form of collaboration), and for the variant of development of the own mountain taking an investor with the use of production infrastructure of operating mine (second form of collaboration).

Текст научной работы на тему «Экономический механизм взаимодействия государственной шахты и частной фирмы при совместной разработке месторождения»

УДК [334.71+334.722]: [338.45:622.33]

Л. Л. Стариченко,

кандидат экономических наук, В. В. Цыкарева, кандидат экономических наук, Д. Ю. Череватский,

кандидат технических наук, г. Донецк

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ШАХТЫ И ЧАСТНОЙ ФИРМЫ ПРИ СОВМЕСТНОЙ РАЗРАБОТКЕ

МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Государственный сектор угольной промышленности Украины испытывает глубокий инвестиционный кризис. Достаточно отметить, что существуют шахты, оставшиеся без единого очистного забоя. Поэтому в утвержденной правительством еще в 2001г. программе «Украинский уголь» предусматривалась «диверсификация источников инвестиционных ресурсов развития отрасли (государственные капитальные вложения, частные инвестиции, собственные средства предприятий, инновационные средства, другие источники)» [1, раздел II]. Но задача привлечения частных капиталов требует нетривиальных подходов, поскольку подавляющее большинство государственных шахт убыточны и не обладают инвестиционной привлекательностью.

Новые инвестиционные подходы связаны с непосредственным участием частных предпринимательских структур в деятельности государственных угледобывающих предприятий в форме так называемой корпоративной разработки месторождения. Впервые эта форма сотрудничества была успешно применена шахтой «Красноармейская-Западная №1» в девяностых годах, когда из-за финансовых затруднений часть шахтного поля была передана в разработку совместному предприятию «СаЫ». Это предприятие стало разработчиком части шахтного поля, а шахта — поставщиком ему технологических услуг по подъему, транспорту, водоотливу, вентиляции, энергоснабжению и др. Полученные положительные результаты повлияли в дальнейшем на решение концерна «Энерго» (материнской по отношению к СП «СаЫ» компании) о приватизации всей шахты.

Однако этот опыт, хотя и стал резонансным явлением в отрасли и достаточно подробно освещен в ряде публикаций [2; 3; 4], не получил широкого распространения прежде всего из-за отсутствия должного нормативно-методического обеспечения.

В процессе совместной деятельности по схеме корпоративной разработки шахтного поля стоимость услуг, которые предоставлялись шахтой «Красноармейская-Западная №1» предприятию «СаЫ», определялась на основании методических положений, специально

разработанных для этого случая под эгидой института «ДонУГИ». Но данная методика стала объектом пристального внимания со стороны контролирующих органов по причине ее будто бы чрезмерной «мягкости» по отношению к частному предприятию.

Не решила проблему согласования интересов субъектов и методика более поздней разработки [5 ], которая имела крен другого наклона — уже не в пользу предприятия-инвестора — из-за пропорционального распределения всех общешахтных затрат угледобычи между партнерами. В результате на предприятиях появились разнообразные «местные» методики весьма сомнительной обоснованности.

Настоящая работа посвящена созданной в Институте экономики промышленности НАН Украины комплексно обоснованной методической базе для определения размеров и порядка взаиморасчетов между государственной шахтой и частным субъектом (далее инвестором) при их общей деятельности в сфере угледобычи. Эта база пригодна и для случая разработки инвестором части горного отвода шахты на условиях подряда (первая форма сотрудничества), и для варианта разработки инвестором собственного горного отвода с использованием производственной инфраструктуры действующей шахты (вторая форма сотрудничества).

Принципиальным моментом построения системы взаиморасчетов является паритетность финансово-эко -номических взаимоотношений сторон — обязательность возмещения затрат, которые несут шахта и инвестор в границах совместно отрабатываемой части месторождения, а также создание условий для получения обеими сторонами определенной прибыли при условии выполнения договорных обязательств.

В соответствии с указанными принципами, регламентируя взаиморасчеты при первой форме сотрудничества, предложено (в отличие от существующей практики) включать в текущие затраты шахты по отработке договорного участка только реальные дополнительные затраты, связанные с обслуживанием и обеспечением деятельности инвестора, а общешахтные постоянные

расходы, не зависящие от деятельности инвестора, в виде долевого участия в расчет не принимать. В противном случае на убыточной шахте разработка участка тоже будет убыточной (хотя на самом деле может быть прибыльной), что неприемлемо для инвестора.

Методическими рекомендациями, как это практикуется и сейчас по договорам подряда, допускается установление однозначного норматива оплаты работ инвестора в виде доли от цены добытого им угля. Но это может быть оправдано лишь при низкой вероятности уменьшения объема добычи угля против указанного в договоре либо при большом запасе рентабельности в случае уменьшении добычи. При высокой вероятности существенных отклонений месячных объемов добычи угля от договорных, следует применять дифференцированные по добыче нормативы. Предложенный порядок определения дифференцированных нормативов исключает возникновение убытков шахты от сотрудничества с инвестором но, вместе с тем, ограничивает для нее размер возможной прибыли. Таким образом, риск значительных убытков и возможность получения высоких прибылей перекладывается на инвестора. Кроме того, предусмотрено, что ставка оплаты работ инвестора должна определяться по цене добытого рядового угля с учетом его качества.

Тем самым создаются стимулы (повышенная ответственность и повышенное вознаграждение), побуждающие инвестора к увеличению производства товарной продукции.

Вторая форма сотрудничества между угледобывающим предприятием и инвестором, предусматривает заключение договора подряда (при необходимости) и договора о предоставлении услуг. Первый из них оговаривает выполнение шахтой работ для инвестора по подготовке и воспроизводству очистной линии забоев, а второй — работ по текущему обслуживанию шахтой горного отвода инвестора в процессе его подготовки и отработки. Экономическая выгодность общей деятельности предопределяется: для шахты — получением дополнительного дохода от предоставления услуг инвестору; для инвестора — экономией значительных средств по строительству собственной шахты.

Методические рекомендации отличаются от существующей практики следующими принципиальными положениями:

1) Стоимость услуг шахты определяется не ежемесячным распределением фактических общешахтных затрат между шахтой и инвестором, а нормативами, которые устанавливаются договором на весь период совместной деятельности или, по крайней мере, не меньше чем на год, что дает возможность каждой стороне заранее планировать свои доходы и расходы.

Нормативы оплаты текущих услуг шахты устанав-

ливаются исходя из переменных и постоянных затрат шахты на обслуживание инвестора. Нормативы по переменным затратам устанавливаются на 1 т горной массы, на 1 работника и на 1 т породы, которая выдается на поверхность. Норматив по постоянным затратам устанавливается в виде фиксированной месячной величины, которая может корректироваться в случае значительного возрастания объема производства и цены на рядовой уголь в сравнении с проектными показателями;

2) В случае общей выдачи угля вычисленная по нормативам стоимость услуг шахты корректируется в зависимости от разности между показателями качества угля, добытого инвестором и шахтой;

3) Норматив постоянной оплаты услуг шахты принимается в пределах доли постоянных общешахтных затрат, приходящихся на инвестора. Конкретная величина норматива устанавливается по договоренности сторон с учетом рентабельности шахты (чем она ниже, тем меньше может быть норматив) и ожидаемой рентабельности разработки горного отвода инвестором. Следует учитывать также конъюнктуру рынка данных услуг, то есть соотношение спроса и предложений по совместной разработке переданных инвесторам горных отводов.

Предложенные гибкие подходы к определению нормативов взаиморасчетов между шахтами и инвесторами значительно расширяют возможности и масштабы реализации рассмотренных форм привлечения инвестиций в угольную промышленность.

Литература

1. Програма «Украшське вугшля»: Затвердже-но постановою Кабшету Мiнiстрiв Украши ввд 19 ве-ресня 2001р. №1205. — К., 2001. — 66 с. 2. Опыт корпоративной разработки шахтного поля / Ю. В. Филатов, Ю. В. Наумов, А. А. Лещинский, Д. Ю. Череватский // Уголь Украины. — 2000. — № 11. — С. 25 — 28. 3. Амоша А. И. Реализация концептуальных положений доктрины инвестирования предприятий угольной промышленности / А. И. Амоша, М. А. Ильяшов, Л. Ю. Байсаров // Уголь Украины. — 2001. — № 8. — С. 9 — 13. 4. Привлечение инвестиций в угольную промышленность Украины: состояние, проблемы и пути решения : монография / Л. В. Байсаров, М. А. Ильяшов, А. В. Корзун, В. И. Логвиненко, С. В. Янко. — К. : Основа, 2002. — 288 с. 5. Моисеев Г. В. Типовая методика по обоснованию расходов основной деятельности при угледобыче государственными предприятиями в условиях привлечения для этого инвестиций негосударственных структур / Г. В. Моисеев, Л. Н. Плахотнюк, А. А. Гарбузенко. — Донецк : ИЭП НАН Украины, 2004.— 52 с.

Старiченко Л. Л., Цикарева В. В., Чере-ватський Д. Ю. Економiчний мехашзм взаемодп державноТ шахти i приватноТ фiрми при сумiснiй розробщ родовища

Статтю присвячено створенiй в 1нституп еко -номiки промисловост НАН Украши комплексно обгрунтованiй методичнш базi для визначення розмiрiв i порядку взаeморозрахункiв мiж державною шахтою i приватним суб'ектом (далi швесто-ром) при !х загальнш дiяльностi у сферi вуглеви-добутку. Ця база придатна i для випадку розробки iнвестором частини прничого вiдведення шахти на умовах тдряду (перша форма спiвпрацi), i для ва-рiанта розробки iнвестором власного прничого выведения з використанням виробничо! шфраст-руктури шахти, що дie (друга форма спiвпрацi).

КлючовI слова: тдприемства^нвестори, пiдряд, iнфраструктура шахти.

Стариченко Л. Л., Цыкарева В. В., Череватский Д. Ю. Экономический механизм взаимодействия государственной шахты и частной фирмы при совместной разработке месторождения

Статья посвящена созданной в Институте экономики промышленности НАН Украины комплексно обоснованной методической базе для определения размеров и порядка взаиморасчетов между государственной шахтой и частным субъектом (далее инвестором)

при их общей деятельности в сфере угледобычи. Эта база пригодна и для случая разработки инвестором части горного отвода шахты на условиях подряда (первая форма сотрудничества), и для варианта разработки инвестором собственного горного отвода с использованием производственной инфраструктуры действующей шахты (вторая форма сотрудничества).

Ключевые слова: предприятия-инвесторы, подряд, инфраструктура шахты.

Starichenko L. L., Cykareva V. V., Cherevatskiy D. Yu. Economic mechanism of cooperation of state mine and private firm at joint development of COAL

The article is devoted to the complex grounded methodical base created in Institute of industtrial economics NAS of Ukraine, determining a size and order of mutual settlements between a state mine and private subject (further by an investor) at their general activity in the field of the coal mining. This base is suitable and for the case of development of part of the mountain taking of mine an investor subject to the conditions contract (first form of collaboration), and for the variant of development of the own mountain taking an investor with the use of production infrastructure of operating mine (second form of collaboration).

Key words: investing entities, in-succession, mine infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.