Научная статья на тему 'Экономический механизм управления земельными ресурсами'

Экономический механизм управления земельными ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демина Н. Ф., Булыгина С. А.

В статье раскрыты сущность экономического механизма управления земельными ресурсами, элементы системы внутрихозяйственного управления земельными ресурсами, рассмотрены внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на процесс оценки земли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм управления земельными ресурсами»

После того, как риски выявлены и оценены, руководство предприятия должно решить, принимать риски или уклоняться от них. При этом принятие рисков подразумевает, что предприятие берет на себя ответственность по самостоятельному предотвращению и ликвидации последствий этих рисков. Руководство предприятия также может уклоняться от рисков, то есть либо избегать видов деятельности, связанных с данными рисками, либо страховать их.

Таким образом, решение о принятии или уклонении от тех или иных финансовых рисков во многом зависит от реализуемой предприятием финансовой стратегии и так называемого отношения к финансовому риску.

В настоящее время большинство предприятий стремятся сделать управление рисками вспомогательной функцией. Наиболее распространенными видами деятельности предприятий по управлению рисками являются идентификация и ранжирование рисков.

По мнению автора, предприятия должны применять комплексное управление финансовыми рисками, то есть необходимо разрабатывать финансовую стратегию предприятия с учетом соотношения риск - прибыль.

По нашему мнению, управление финансовыми рисками - это не столько разработка мероприятий

противодействия факторам риска, сколько изменение системы принятия управленческих решений в пред-

приятия.

Таким образом, финансовая стратегия, направленная на укрепление позиций предприятия на рынке и достижение ею максимально возможной прибыли, призвана повысить устойчивость и конкурентоспособность предприятия.

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным активизировать процесс повышения уровня стратегического финансового управления, как обязательную составляющую модернизации российского корпоративного сектора.

Литература

1. Бланк, И.А. Финансовая стратегия предприятия / И.А. Бланк. - Киев: Эльга «Ника-Центр», 2004. - 711 с.

2. Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. / К. Боумэн; под ред. Л.Г. Зайцева,

М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997. - 175 с.

3. Хоминич, И.П. Финансовая стратегия компаний / И.П. Хоминич. - М.: Изд-во Рос. экон. академии, 1998. -156 с.

-----------♦'-----------

УДК 338.1 Н.Ф. Демина, С.А. Булыгина

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

В статье раскрыты сущность экономического механизма управления земельными ресурсами, элементы системы внутрихозяйственного управления земельными ресурсами, рассмотрены внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на процесс оценки земли.

Преобразования, осуществляемые в экономической жизни России, потребовали создания принципиально нового организационно-экономического механизма управления земельными ресурсами страны, ее регионов и муниципальных образований.

В современных условиях земельные ресурсы приобрели ряд особых характеристик, таких, как потенциальный рост их цены, сложность организационной системы управления и использования, необходимость учета большого числа производственных, социально-культурных, бытовых, инженерно-транспортных факторов.

Принятие управленческих решений с учетом сложности структуры управления земельными ресурсами (УЗР) административно-территориальных образований (регионов, городов, административных районов

Экономика

и т.д.) требует соответствующего экономического, правового и организационного обеспечения. Это обеспечение должно осуществляться в процессе таких действий, как землеустройство, кадастр, мониторинг земель, обеспечивающих получение, хранение, обработку и выдачу данных, характеризующих динамику экономического развития административно-территориальных образований, включая эффективность управления земельными ресурсами. Кроме того, на экономическую составляющую управления земельными ресурсами влияет финансовая обеспеченность ресурсами, формируемая в процессе внедрения инновационных процессов.

Экономический механизм управления земельными ресурсами включает в себя: земельный налог, арендную плату, рыночную цену земли, залоговую цену земли, компенсационные платежи при изъятии земельных участков, компенсационные платежи при консервации земли, штрафные платежи за экологический ущерб, плату за право аренды и т.д.

Одним из наиболее важных экономических инструментов является земельный налог, взимаемый исходя из размера государственной кадастровой оценки, корректируемой один раз в 3-5 лет. При этом корректировка кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности у хозяйствующих субъектов, должна быть основана на данных бухгалтерского учета основных фондов, включая земельные участки и иные объекты недвижимости этих субъектов. Это обеспечит снижение затрат на сбор необходимой информации и корректировку кадастровой стоимости.

Правовой базой управления земельными ресурсами являются: Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др., а также подчиняющиеся им подзаконные акты.

В последнее время в трудах ряда отечественных и зарубежных ученых рассматриваются в основном теоретические и методические проблемы организационно-финансового механизма управления земельными ресурсами на разных административно-территориальных уровнях. Роли и значению землеустроительных и земельно-кадастровых действий в системе управления земельными ресурсами посвящены работы видных ученых Д.Б. Аротского, А.А. Варламова, С.Н. Волкова, И.В. Дегтерева, Н.В. Комова, А.П. Огаркова, В.Н. Хлыстун и др. В основном они посвящены проблемам управления земельными ресурсами страны, регионов и муниципальных образований. Вопросы же внутрихозяйственного экономического механизма использования земельных участков хозяйствующих субъектов, проблемы формирования процесса оценки и налогообложения земельных участков и иных объектов недвижимости и оценки земельных участков остаются не разработанными и требуют более детального изучения.

Система внутрихозяйственного управления земельными ресурсами хозяйствующих субъектов должна быть основана на:

- разграничении функций публичного и гражданского права в сфере землепользования;

- гибкой нормативной базе в сфере повышения эффективности использования объектов земельноимущественного комплекса хозяйствующих субъектов;

- системном подходе к ведению государственного кадастрового и бухгалтерского учета объектов недвижимости и их оценки;

- справедливой налоговой системе объектов недвижимости, ликвидирующей относительно большое (в 1,5-2 раза) налоговое бремя для сельских товаропроизводителей по сравнению с поселениями;

- инфраструктуре цивилизованного оборота земель, которая должна включать полноценную правовую базу, упрощенную процедуру формирования сделок с земельными участками, систему платного землепользования на основе рентной стоимости земель, учет земельных ресурсов в финансово-кредитной системе государства, регионов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.

Действующая методическая база системы государственной кадастровой оценки земель тоже нуждается в улучшении. В частности, существенные вопросы вызывают норма капитализации и размер абсолютной ренты, заложенные в методику государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственных угодий, однако не регулирующие вопросы определения кадастровой стоимости отдельных земельных участков.

Действующим законодательством не урегулированы вопросы периодичности проведения государственной кадастровой оценки для различных категорий земель.

При формировании оценки земельных участков необходимо учесть основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на процесс оценки. Система факторов, оказывающих влияние на процесс оценки земельных участков приведена в таблице.

Система внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на процесс оценки земли

Политические факторы Политическая обстановка в регионе

Внешние факторы, формирующие состояние рынка, на котором функционирует оцениваемый объект Экономико-правовые факторы Индексы изменения цен

Ставка банковского процента

Инвестиционный климат

Уровень конкуренции и деловой активности

Дотирование производства

Индексация доходов

Степень риска

Формирование спроса на земельные участки

Формирование спроса на виды продукции

Разработка законов, положений, постановлений, нормативных актов, регулирующих операции с земельными участками

Научно-технические факторы Разработка новых технологий, оказывающих воздействие на земельные участки

Социально-психологические Покупательная способность населения

Экологические факторы Степень загрязнения окружающей среды. Выпуск экологически чистой и безопасной продукции

Демографические факторы Местонахождение оцениваемого объекта, степень развития региона, уровень занятости

Внутренние факторы, влияющие на процесс оценки земельных участков Организационно-экономические факторы Разработка стратегии и тактики

Информационное обеспечение процесса принятия решения

Планирование деятельности предприятия

Экономическое стимулирование процесса производства

Поиск внутрихозяйственных резервов

Налогооблагаемая база и уплачивание налогов

Производственно-технические факторы Освоение новых технологий

Проведение работ по коренному улучшению земельных участков

Использование прогрессивных и экономичных предметов труда

Географические и иные характеристики используемого участка

Предложенная система внешних и внутренних факторов позволит повысить эффективность использования земельных участков хозяйствующих субъектов, увеличить кадастровую и рыночную стоимость объектов земельно-имущественного комплекса, пополнить бюджет регионов и Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.