Научная статья на тему 'Экономический механизм управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации'

Экономический механизм управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
253
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Вигдорович В. И., Пантелеев О. Е.

The article discusses the current systems of economic regulation of environment protection in Russia and those proposed by the authors on the basis of the methodology of estimating polluters` relative danger. It is concluded that the most efficient is the one that economically protects the environment to the greatest extent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC MECHANISM OF ENVIRONMENT PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the current systems of economic regulation of environment protection in Russia and those proposed by the authors on the basis of the methodology of estimating polluters` relative danger. It is concluded that the most efficient is the one that economically protects the environment to the greatest extent.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации»

УДК 658.38

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ © В.И. Вигдорович, О.Е. Пантелеев

Vigdorovich V.I., Panteleyev O. V. The economic mechanism of environment protection control in the Russian Federation. The article discusses the current systems of economic regulation of environment protection in Russia and those proposed by the authors on the basis of the methodology of estimating polluters’ relative danger. It is concluded that the most efficient is the one that economically protects the environment to the greatest extent.

Система экономического регулирования природопользования в РФ сформирована законом «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 года. Статья 14 закона «Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды» определяет следующее:

1. К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- проведение экономической оценки природных и природноантропогенных объектов;

- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

- предоставление налоговых льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработки отходов, а также при осуществлении иных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде:

- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Согласно статье 16 «Закона», негативное воздействие на окружающую среду (ОС) является платным. Формы платы за негативное воздействие на ОС определяются федеральными законами.

2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

- сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумовыми, тепловыми, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

4. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

На сегодня система экономического регулирования природопользования отсутствует в связи с решением Верховного Суда РФ от 28.03.2002 г. № ГКПИ 2002-78 о признании незаконным (недейственным) постановления Правительства РФ от 20 августа 1992 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение ОС, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в редакции от 14 июня 2001 г. № 463.

Создание подобной системы остро необходимо и можно надеяться, что в ближайшее время она будет создана и утверждена. Такая система, в частности, должна включать:

- наличие разрешений на выбросы, выдаваемые соответствующими региональными учреждениями;

- наличие договора или лицензии на комплексное природопользование, в которых установлены допустимые объемы выбросов, планы природоохранных мероприятий, нормативы и порядок расчетов и внесения платежей за загрязнение ОС;

- введение платежей за загрязнение;

- создание системы экологических фондов;

- создание системы налоговых льгот.

Ранее действовала, введенная в 1991 г., двухста-вочная система тарифов. За выбросы в пределах установленных нормативов плата бралась по одной ставке, для выбросов сверх нормативов или при отсутствии какого-либо разрешения вообще - по другой, повышенной, как правило, в 5 раз.

Общая плата, например, за выбросы в атмосферу, определялась по формуле

Р - К

2?» V '=1

/=1

где ^ РтЫ = оплата за выбросы от 1 до п полютантов /=1

в пределах установленного норматива на каждый;

= оплата за сверх нормативные выбросы по

і=і

всем полютантам.

Таким образом, если по всем от 1 до и загрязнителей отсутствуют сверхнормативные выбросы, то

Ртп ,-'гого загрязнителя равен нулю

/=1

только в том случае, если в выбросах отсутствует сам загрязнитель. К - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, равный для Тамбовской области 1,5. Для каждого региона он свой и определяется величиной ассимиляционного потенциала, который обусловлен способностью природной среды ассимилировать некоторое количество вредных веществ (таблицы 1 и 2).

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться:

- для природополъзователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, в экологокурортных регионах, а также на территориях, включенных в международные конвенции - до 2 раз;

- для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров, - на 20 %.

Способность к ассимиляции определяется местоположением региона: в северных регионах она, как правило, выше, чем в южных. Имеются исследования, в которых получены конкретные значения пороговых величин концентраций различных загрязнителей и их

сочетаний, при которых экологические системы сохраняют свои основные характеристики, т. е. экологическое равновесие не нарушается. Для простоты предположим, что коэффициент значимости территории равен 1, а данные по выбросам приведены в таблице 3 [ 1 ].

Таблица 1

Примеры коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов Российской Федерации [2]

№ п/п Экономические районы Российской Федерации Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости

атмосферный воздух почва

1 Северный 1,4 1,4

2 Северо-Западный 1,5 1,3

3 Центральный 1,9 1,6

4 Волго-Вятский 1,1 1,5

5 Центрально- черноземный 1,5 2,0

6 Поволжский 1,9 1,9

7 Северо-Кавказский 1,6 1,9

8 Уральский 2,0 1,7

9 Западно-Сибирский 1Л 1,2

10 Восточно-Сибирский 1,4 1,1

11 Дальневосточный 1,0 1,1

Таблица 2

Примеры коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости состояния водного бассейна территорий экономических районов РФ

Бассейны морей и основных рек Величина коэффи- циента Бассейны морей и основных рек Величина коэффи- циента

Бассейн Балтийского моря Бассейн р. Невы: Алтайский край 1,02-1,06

Кемеровская обл. 1,02-1,29

Ленинградская обл. 1,11-1,91 Новосибирская обл. 1,02-1,14

Новгородская обл. 1,11-1,17 Омская обл. 1,02-1,18

Псковская обл. 1,11-1,13 Томская обл. 1,02-1,04

Бассейн Каспийского моря Бассейн р. Волги: Тюменская обл. 1,02-1,05

Красноярский край 1,01-1,04

Новгородская обл. 1,06 Бассейн р. Енисей:

Ивановская обл. 1,16-1,18 Красноярский край 1,02-1,31

Москва 1,16-1,24 Иркутская обл. 1,02-1,70

Московская обл. 1,16-1,24 Бурятская республика 1,02-1,70

Тамбовская обл. 1,88-1,09 Тувинская республика 1,02

Пензенская обл. 1,30-1,31

Саратовская обл. 1,30-1,42

Бассейн Тихого и Северного Ледовитого океанов Бассейн р. Оби: Бассейн р. Лены:

Иркутская обл. 1,05-1,23

Курганская обл. 1,05 Бурятская республика 1,05-1,43

Свердловская обл. 1,05-1,30 Хабаровский кр. 1,00-1,02

Челябинская обл. 1,05-1,20 Амурская обл. 1,01-1,01

В таблице 4 приведены значения оплаты за выбросы в атмосферу загрязнителей по тем же нормативам, что и в таблице 3.

Таблица 3

Объемы выбросов загрязнителей и их лимитов

Вещество Масса, т Установленный лимит, т Превышение лимита, т

1 70 60 10

2 90 50 40

3 20 20 -

4 120 80 40

5 50 40 10

Таблица 4

Веще- ство Плата за выбросы в пределах установленного норматива, тыс. р./т Оплата за сверхнормативный выброс тыс. р./т

1 15 75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 20 100

3 25 125

4 10 50

5 30 150

Таблица 5

Ставки платежей за выбросы некоторых видов загрязнителей в атмосферу (от 27 ноября 1992 г.) [2]

Загрязнитель Ставки платежа, р./т

В пределах норматива За сверхнормативные выбросы

N02 415 2075

БОг 330 1650

Свинец и его соединения 55000 275000

Пыль каменоугольная 110 550

С02 5 25

Бенз(а)пирен 16500000 82500000

СбН5Ш2 350 2750

СбН6 165 825

СбН5СН3 30 150

СбЩСНзЪ 85 425

СЬ 550 2750

м- СбН4Ш2С1 1650 8250

СбН5ОН 5500 27500

(Р - нафтол) 2750 13750

С2Н4(ОН)2 15 75

НЫОз 110 550

НгБОд 165 825

СНзСООН 275 1375

Нафталин 5500 27500

и-бутанол 165 825

н-бутанол 165 825

и-пропанол 30 150

С2Н5ОН 3 15

СНзОН 35 175

Т етраэтил свинец 5499995 27499975

Система платежей 1991 г. закрепляла ставки платежей по различным загрязнителям. Примеры таких ставок приведены в таблицах 5 и 6.

Оплата за ненормативный выброс составит

П

^ртіп =15-60 + 20-50 + 25-20 + 10-80 + 30-40

1=1

П

4400™, р.

»=1

Оплата за сверхнормативный выброс составит

П

=75’10+100'40+50’40+150'10

1=1

£/>_=8250 т.р.

<=1

Общая оплата за выбросы в окружающую среду составит

+ 2Л« = 4400 + 8250 = 12650 ™с. р.

І=1 І=1

Подобный подход был очень неудобен в силу постоянной инфляции. Ставки приходилось постоянно корректировать, но и корректировки не успевали за инфляцией. Кроме того, различные экономические реформы, дефолты также требовали незамедлительного изменения ставок платежей. В таблице 7 приведены данные о поступлении платежей и динамики курса рубля к доллару по годам.

На 2002 год система оплаты была изменена. Нормативы платы за загрязнение ОС в результате выбросов в атмосферу от стационарных источников и размещение отходов выглядели следующим образом:

1. Нормативы оплаты одной условной тонны за выбросы в атмосферу от стационарных источников: в пределах ПДВ и ВСВ (временно согласованные выбросы) за 1 тонну ПДВ - 1,83 р. ВСВ - 9,15 р.; превышение ПДВ и ВСВ и ненормируемые выбросы за 1 тонну ПДВ, ВСВ и др. - 45,75 р.

Нормативы оплаты за размещение отходов: нетоксичные промышленно-бытовые отходы при наличии разрешения - 13,31 р. за 1 м3; при отсутствии разрешения - 66,55 р. за 1 м3

Плата за размещение токсичных отходов (1 тонна): при наличии разрешения - 1 класс опасности - 1552,88 р.; 2 класс опасности - 665,52 р.; 3 класс опасности -443,68 р.; 4 класс опасности - 221,84 р.

При отсутствии разрешения на размещение токсичных отходов нормативы оплаты увеличивались в 5 раз.

В настоящее время для расчета по платежам целесообразно знать и использовать коэффициент экологической опасности загрязнителя Р, который рассчитывается по формуле

Таблица 6

Ставки платежей за выбросы некоторых загрязнителей в водоемы

Загрязнитель Ставка платежа, р./т

в пределах норматива сверхнормативный выброс

А1* 55440 27720

СбН5-Ш2 22175000 110875000

Соединения ванадия (V) 2217500 11087500

Нефтепродукты 44350 221750

Фосфаты (по Р) 22175 110875

СбНб 130440 652200

СбН,(СНз)2 4435,0 221750

СбНзСНз 4435 22175

фенолы 44350 221750

С12 22175000 0 1108750000

С2Н4(ОН)2 8870 44350

Гранозан 22175000 0 1108750000

Таблица 7

Динамика поступления платежей (Р) и курс рубль/доллар (у) [ 1 ]

Показатель 1991 1992 1993

Р, млрд. р. 0,95 7,7 84,25

У 25 300 1200

Р, млн. долл. 38 25,7 70,2

Затем рассчитывается выброс в условных тоннах

(М)

Л/ = р, -С,,

С, - валовый выброс загрязнителя, т/год.

Примеры приведены в таблице 8.

Итого условных тонн: 213,5 + 5,46 (ВСВ)

Всего платы, р.: 213,5-1,83-1,5 + 5,46-1,83-1,5-5 = = 661.

Приведем конкретный пример расчета платежа за выброс СОг при валовом выбросе, равном 100 т.

ПДКс.с,(СО) = 3 мг/м3 р(СО)=1/ПДКс.с(СО) = 1/3 = 0,333 м*/мг = 1. М(СО)=1/ПДКсс(СО) = 0,333 м^/мг = 1.

М(СО) = р (СО)-С(СО) = 1,333-100 = 33,3 уел. т.

Величина платежа составляет

Р(СО) = 33,3-1,83-1,5 = 91,4 р./год

где 1,5 - коэффициент экологической значимости.

Если выброс СО не был нормирован, платеж составит:

Таким образом, в основу приведенного выше расчета положена величина ПДКсс, которая установлена для очень малого количества индивидуальных химических соединений. Значительно больше данных для ПДКр.з.. Учитывая, что в первом приближении можно записать [3]

ПДК„ =■

пдк

р.з.

10

круг веществ с рассчитанным ПДКсс. многократно расширяется, но даже для выбросов в газообразную фазу он не превысит 1500 соединений, что, конечно, бесконечно мало.

Ранее [4] мы рассматривали метод оценки относительной опасности загрязнителей, который учитывает значения не только ПДКс.с., но и ПДКрл. и, кроме того, позволяет, в силу ряда допущений, не менее строгих, чем приведенные выше, производить расчет платежей за выбросы в окружающую среду. Попытаемся их сопоставить. С этой целью проведем необходимые расчеты с использованием обоих методов. Метод оценки относительной опасности загрязнителей, в основу которого положен расчет относительной величины интегральной опасности загрязнителей (Аз), принимает за единицу отсчета соответствующие величины для СО. Используя его, легко рассчитать условные тонны выбросов по любому другому веществу, если известен валовый выброс последнего. Пусть валовый выброс каждого из загрязнителей СО, ШБ, БОг, N02 составляет 10 т в год. Выброс продуктов разрешен. Тогда условный валовый выброс загрязнителей в пересчете на СО составит:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А/(Н 2 5) = — • С(Н 2 5)

2 А3 (СО)

Л/(Н23) = у-10 = 490 т М(Б02) = ^--10 = 548 т Л/(ЫОх) = ^-10 = 414 т

Тогда для Тамбовской области платежи за разрешенные выбросы составят

Р = (10 + 490 + 548 + 414) -1,5 • 1,83 = 4013,19 р.

Рассчитаем платеж по вновь предложенному (2002 г.), но теперь уже недействующему методу, согласно ранее указанного решения Верховного Суда РФ. С этой целью величину 1/ПДКс.с. СО примем за единицу. Напомним, что таким образом коэффициент экологической опасности р(СО) является исходной точкой отсчета. В таком случае экологическая опасность любого другого вещества будет относиться к экологической опасности СО, как

Р(СО) = 33,3-44,75-1,5 = 2285,2 р./год

Р,/Р(С О)

Таблица 8

Расчет платежей за выбросы загрязняющих в атмосферу [2]

Код вещества Наименование ПДКс/с (ОБУВ) 1/ПДК Выброс вещества, т/год Условные тонны

0123 Железа оксид 0,04 25 0,00081 0,02

0143 Марганец и его соед. 0,001 1000 0,00025 0,25

0184 Свинец и его неорг. соед. 0,0003 3333 0,000039 0,13

0301 Азота диоксид N02 0,04 25 2,48 62

0328 Сажа 0,05 20 0,001084 0,0217

0330 Ангидрид сернистый 0,05 20 4,32 86,4

0333 Сероводород 0,008 125 0,000002 0,00025

0337 Углерода оксид 3 0,333 6,918 2,3

0415 Углеводороды С1-С5 50 0,02 0,0116 0,00023

0416 Углеводороды Сб-Сю 30 0,33 0,0028 0,000924

0501 Амилены 1,5 0,67 0,00039 0,00026

0602 Бензол 0,1 10 0,0003 0,003

0616 Ксилол 0,2 5 0,00022 0,000115

0621 Толуол 0,6 1,67 0,0000077 0,00037

0627 Этилбензол 0,02 50 0,0076 0,000385

2704 Бензин 1,5 0,67 0,0106 0,0051

2732 Керосин 1,2 0,83 0,000668 0,0088

2754 Углеводороды С12-С19 1 1 0,00006 0,000668

2908 Пыль неорг. (20-70 % БЮг) 0,1 10 0,24 0,0006

2909 Пыль неорг. (до 20 % 8102) 0,15 6,667 0,00432 1,6

2930 Пыль абразивная 0,04 25 0,546 0,108

2936 Пыль древесная 0,1 10 18,216 5,46-ВСВ

3714 Зола угольная 0,03 3,33 60,66

Итого:_______________________________________________________по ПДВ = 213,5 т

Тогда

М) в этом случае получается в единицах условной тонны СО. Тогда имеем:

М(СО) = 10 • р(СО) = 10 • 0,333 = 3,33 т Л/(Н28) = 10-125/0,333 = 3753,75 т А/(802) = 10-20/0,333 = 600,6 т Л/(Ж>2) = 10-25/0,333 = 750,75 т

Платеж в этом случае составит

Р = (3,33 + 3753,75 + 600,6 + 750,75) • 1,83 • 1,5 =

= 14022,6 р.

Если рассчитать платеж непосредственно, имеем: М(СО) = 0,333 -10 = 3,33 т

А/(Н28) = 10-125 = 1250 т

Л/(802) = 10-20 = 200 т

Л/(Ы02) = 10 • 25 = 250 т

Р = (3,33 +1250 + 200 + 250) • 1,83 • 1,5 = 4675,6 р.

Легко видеть, что три метода дают разные результаты. Причем способ оценки с использованием Аз приводит к наименьшему платежу.

Сказать, какой из этих трех способов - лучший, нельзя, т. к. все они достаточно субъективны. Но, на наш взгляд, лучше для общества и для природы тот, который требует от загрязнителя наибольшего платежа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М.: Аспект Пресс, 1995. 188 с.

2. Базовые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (от 27 ноября 1992 г.). 16 с.

3. Вигдорович В.И. Химия и экология атмосферы. Тамбов: Иад-во ТГУ, 1997. 148 с.

4. Вигдорович В.И., Цыганкова Л.Е. Экология. Химические аспекты и проблемы. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1994. 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.