Научная статья на тему 'Экономический механизм системы теплоснабжения и теплопотребления'

Экономический механизм системы теплоснабжения и теплопотребления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВА И ЭНЕРГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябинкин В. Н.

Распространено мнение, что рыночные механизмы должны автоматически обеспечивать повышение эффективности использования топлива и энергии. Но реальная жизнь показывает, что это не так. Даже в регионах с высокой стоимостью энергии серьезная работа по повышению эффективности не начиналась. К сожалению, многие в России путают разные понятия "энергосбережение" и "энергоэффективность", которые приводят к различным результатам. Автор анализирует эту ситуацию и описывает экономический механизм системы теплоснабжения и теплопотребления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябинкин В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic mechanism of system of a heat supply and power-supply

The Popular belief that market mechanisms should ensure automatically effectivization of use of fuel and energy. But the real life shows that it not so. Even in regions with an energy seller's price serious work on effectivization did not begin. Unfortunately, many in Russia confuse different concepts "power savings" and "power efficiency" which lead to various results. The author analyzes this situation and describes the economic mechanism of system of a heat supply and теплопотребления.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм системы теплоснабжения и теплопотребления»

= 32

Энергобезопасность в документах и фактах

Экономический механизм системы теплоснабжения и теплопотребления

В.Н. Рябинкин,

инженер-теплоэнергетик

Нормальный экономический механизм определяет жизнеспособность любой экономической системы. Сложность экономического анализа систем теплоснабжения состоит не только в сложности учета различных издержек на выработку, транспортировку, распределение и потребление тепла, но и в том, что эти издержки невозможно анализировать без рассмотрения технических аспектов, свойственных только специфическому товару, такому как тепло:

- неравномерность теплопотребления в течение года обусловливает необходимость иметь огромный запас теплогенерирующих мощностей, простаивающих большую часть года;

- техническая возможность одновременной выработки тепла и электрознергии определяет дешевизну выработки тепла на ТЭЦ:

- экологические аспекты имеют приоритет над чисто экономическими:

- отсутствие резервирования потребителей по теплу и невозможности их длительного отключения в зимний период определяют приоритет надежности теплоснабжения над экономически допустимым уровнем.

К сожалению, существующая структура тарифов практически не учитывает эти факторы. Цена тепла от ТЭЦ до последнего времени расчитывалась так, как будто оно произведено в котельной, хотя при этом удельные расходы топлива значительно ниже.

Региональные энергетические комиссии, работающие на непостоянной основе, не имеющие собственного штата специалистов, разбирающихся в тонкостях экономики комбинированной выработки тепла, сводят регулирование тарифов к анализу необходимости затрат, представленных АО "Энерго". Независимый аудит тарифов тоже весьма затруднен, т.к. РЭК (согласно Постановлению Правительства Российской. Федерации от 4 февраля 1997г. № 121, утверждающего "Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории

Российской Федерации") несет ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.

В этих условиях фактически единственным ограничителем стоимости тепла, продаваемого АО "Энерго", стал тариф на тепло, отпускаемое крупными котельными, и во многих регионах тарифы на тепло, отпускаемое ТЭЦ и котельными, практически сравнялись.

За рубежом все более осознают огромность потенциала экономии при комбинированной выработке тепла и электрической энергии и массово внедряют теплофикацию. В России наоборот - идет децентрализация, деньги уходят на строительство новых котельных, выгодных только при низкой цене на газ, достояние страны - мощная система теплофикации -практически полностью разрушена.

Все понимают, что реальный выход в энергоресурсосбережении, потенциал которого огромен, но пока этот потенциал не используется, проводимые мероприятия по экономии с привлечением значительных средств, в том числе заемных, имеют очень низкий эффект, часто используются недогрев воды и отключение потребителей. Основных причин две:

- повсеместно не выполняется мониторинг осуществляемых проектов с оценкой реального экономического эффекта и отчуждением сэкономленных средств из общего финансового оборота для компенсации затрат, поощрения персонала и выполнения последующих мероприятий. Экономия не приводит к цепной реакции еще большей экономии. Простая трата средств на экономию чего бы то ни было не может привести к этой экономии, если исполнители заинтересованы в обратном:

- при оптовой продаже тепла (как при любых рыночных сделках) существует оптовый продавец - один источник тепла в районе или АО-энерго и оптовый покупатель (перепродавец) -это тепловые сети, при централизованном

Теплоэнергетика = 33 =

теплоснабжении или обычное муниципальное предприятие, эксплуатирующее разводящие тепловые сети и тепловые пункты. Продавец (источник тепла) хочет как можно больше и подороже продать, и оптовый покупатель (перепродавец) того же хочет, т.к. их услуги оплачиваются по повсеместно принятой схеме, как надбавка к цене потребленного тепла. При установке в тепловых пунктах (т.е. на границе раздела собственности АО "Энерго" и муниципального предприятия) теплосчетчиков, фиксирующих фактическое потребление тепла, у энергоснабжающих организаций, как правило, уменьшаются доходы, и для повышения их хотя бы до прежнего уровня они стремятся увеличить расходы тепла любым способом, вплоть до увеличения расходов теплоносителя и снижения его температуры в подающем трубопроводе, т. е. отпускается одно и то же количество тепла за счет ухудшения его качества. Таким же образом поступает перепродавец (теплосеть) по отношению к конечному потребителю. Так как в морозы это затруднительно из-за несоблюдения температурного графика, здания перегревают в межсезонный период. То есть счетчики тепла, призванные быть инструментом экономии, при такой системе тарифов стимулируют энергорасточительность продавцов и перепродавцов тепловой энергии.

При производстве тепла в котельных муниципальных предприятий имеется та же заинтересованность в максимальном теплопотреблении.

Жилищные и бюджетные организации (конечный потребитель), обычно не имеющие специалистов, приборов учета в зданиях, квартирах и из-за отсутствия экономической заинтересованности, т.к. они не участвуют в процессе регулирования потребления тепла, тоже не являются покупателями в рыночном понимании этого слова.

В итоге повсеместно не выполняются даже самые очевидные и недорогие мероприятия по экономии энергоресурсов. Существующий экономический механизм имеет затратный характер, это предопределило тяжелое финансовое положение самих теплоснабжающих организаций, т.к. средств в местных бюджетах на энергорасточительную энергетику не хватает.

Распространено мнение, что рыночные механизмы должны автоматически обеспечивать повышение эффективности использования топлива и энергии. Но реальная жизнь показывает, что это не так. Даже в регионах с высокой стоимостью энергии серьезная работа по повышению эффективности не начиналась. К сожалению, многие в России путают разные понятия "энергосбережение" и "энергоэффективность", которые приводят к различным результатам. "Энергосбережение" измеряется в абсолютных единицах (Гкал, т.у.т.) и предполагает конечный результат - полное прекращение потребления тепловой энергии ради экономии средств, что достигается любыми методами и с любыми затратами. "Энергоэффективность" измеряется в относительных единицах (т.у.т/ Гкал; кг / ккал.; г/кВт-ч. ), т.е. в удельных

расходах топлива на единицу выработанной или отпущенной тепловой энергии или электрической, в конце концов любой продукции. При потреблении тепловой энергии должен использоваться удельный расход тепловой энергии на обогрев кубических метров квартиры, здания (Гкал/м3) и т. д. Энергоэффективность является идеальным показателем оценки теплоснабжения.

Замещение ТЭЦ котельными, массовое отключение потребителей, ограничения в подаче тепла, отключение систем приточной вентиляции в целях экономии средств легко выдаются организациями за энергосбережение, а показатели энергоэффективности при этом ухудшаются.

Роль государства состоит в обеспечении заинтересованности в повышении энергоэффективности всех субъектов государства, в том числе продавцов, перепродавцов и покупателей тепловой энергии и теплоносителя.

Рост энергоэффективности позволит избавить государство от субсидирования энергетики, повысит конкурентноспособность отечественной продукции и снизит нагрузку на окружающею среду.

Рынок всегда ориентируется на сегодняшнюю ситуацию. Он не учитывает перспективы и общенациональные интересы. За это отвечает государство.

Государственная политика по росту энергоэффективности особенно важна в России, т.к. у нас в сложившейся ситуации часто под лозунгом "энергосбережения" выполняются мероприятия, имеющие отрицательный общегосударственный эффект, либо отрицательные экономические результаты, особенно у потребителя.

Идеи энергоэффективности для России спасительные, т.к. мы являемся страной, живущей в отапливаемый период продолжительностью 7-8 месяцев в году. Однако эти идеи в течение 15 лет, как изменился строй, пока не овладели умами руководителей всех уровней. По-прежнему вопросами управления энергетикой на различных уровнях занимаются менеджеры, не имеющие отношения к энергетике, так называемые случайные люди. Особенно это просматривается в высшем эшелоне власти государственных органов управления и в РАО "ЕЭС России". Они по-прежнему уделяют гораздо больше внимания развитию источников электрической энергии, чем тепловой. И совсем отсутствует внимание к альтернативному методу: уменьшению потерь тепловой энергии и теплоносителя. Собственно говоря, государственная политика энергосбережения, предусматривающая экспертизу государственных решений с позиций энергоэффективности, в России отсутствует. Необходим реально действующий закон прямого действия " Об энергоэффективности". Необходима срочная разработка нормативных документов по энергоэффективности

Рост цен на тепловую энергию и топливо; ограничения в подаче газа; ухудшение режимов теплоснабжения; недостаток средств; решение проблем привычными методами, заменой всего и вся; массовые жалобы населения - вот факторы, которые подсказывают чиновникам всех уровней, что необходимо начинать заниматься энергоэффективностью. Этап,

наимиииииа

= 34

Энергобезопасность в документах и фактах

когда можно было обойтись энергоограничением (отключить системы вентиляции и кондиционирования, горячего водоснабжения, ограничивать в морозы отопление зданий) закончился. Дальше уже ограничивать некуда, придется заниматься уменьшением потерь и переходить на качественно новые показатели, показатели энергоэффективности.

Началу работ по повышению энергоэффективности очень хорошо способствует человеческий фактор. Для внедрения первоочередных мероприятий, дающих наибольшую экономию, например таких, как выполнение персоналом режимов теплоснабжения в соответствии с температурным графиком и режимов теплопотребления с применением регуляторов температуры и расхода теплоносителя, не надо никаких средств, достаточно ввести в реальную практику экономические стимулы для всех участников процесса выработки, распределения и потребления энергии, причем стимулы должны действовать не только для организации в целом, но и для каждого ее работника. Сейчас человеческий фактор не учитывается. Применение любых, самых высокоэкономичных технических устройств не дает никакого эффекта, если обслуживать их будет не заинтересованный в технических и экономических результатах персонал. Учет того фактора, что новое энергоэффективное оборудование является на порядок более сложным в эксплуатации (особенно после истечения гарантийных сроков), предопределяет возможность его применения только при организации качественной эксплуатации квалифицированным высокооплачиваемым персоналом. Конечно, потенциал организационных мероприятий не бесконечен, но их выполнение позволит обеспечить дальнейшее финансирование мероприятий, требующих первоначальных инвестиций. Для этого в законе об энергоэффективности должны быть приведены: порядок мониторинга энергосберегающих проектов, методы выделения из общего бюджета сэкономленных средств, порядок формирования фондов для концентрации средств и направления их расходования.

В современных условиях, при централизованном теплоснабжении, когда не введены критерии оценки энергоэффективности всей системы теплоснабжения в комплексе, требования о повышении коэффициента полезного действия (КПД) одного источника теплоснабжения могут не привести к росту энергоэффективности тепловой энергоустановки в целом из-за огромных потерь при передаче теплоносителя в тепловых сетях и чрезвычайно низкого КПД тепловой энергоустановки у потребителя. Это подтверждается ранее приведенными примерами по вводу энергетических мощностей РАО "ЕЭС России" в г. Санкт-Петербурге и Калининграде. Комплексное рассмотрение систем теплоснабжения через общий КПД системы и через удельные затраты на отопление с разбивкой на выработку, транспорт и потребление позволят для каждой конкретной системы определить приоритеты в мероприятиях по росту энергоэффективности. Организация работы на таких принципах возможна только при наличии типовых методик, ГОСТов, СНиПов, Правил и т.д., разработанных государством. Государство должно срочно найти относи-

тельно небольшие деньги на переработку и создание таких документов, потому что никакой проектировщик не будет закладывать в проекты энергоэффективные решения пока у него не будет утвержденной методики или правил. Появившаяся практика разработки нормативных документов за деньги частных организаций приводит к лоббированию через эти документы интересов конкретных производителей тепловой энергии или монополистов. Эти новые нормативные документы не должны быть простым обновлением прежних, а должны иметь конкретные требования к элементам тепловых энергоустановок, к качеству системы теплоснабжения. Например, при проектировании зданий с эффективным использованием тепловой энергии необходимо нормировать удельный расход тепловой энергии на отопление одного кубического метра здания, а не теплозащиту ограждающей конструкции. При определении теплового баланса здания регламентируются не отдельные составляющие (наружные ограждающие конструкции, окна, двери), а нормируется здание в целом с энергетической точки зрения. Варьируются необходимая теплозащита наружных стен; кровли; перекрытия первого этажа; окон; площадь окон; конфигурация, геометрические параметры сооружений.

Внедрение мероприятий по энергоэффективности, разработку закона, подзаконных актов и правил можно выполнить только при создании государственного органа (комитета) с широкими полномочиями на всех уровнях власти - федеральном, региональном, городском. Пока государство с ликвидацией Департамента энергосбережения и энергетического надзора Министерства энергетики Российской Федерации и Госстроя Российской Федерации вообще прекратило осуществлять контроль за процессом энергоэффективности.

Законодательством не ограничиваются возможности появления новых частных энергоэффективных источников тепла, в том числе использующих тепловые сбросы городов и промышленных предприятий. Но их распространение ограничивается возможностями продажи тепла муниципалитетам, т.е. доступом к тепловой сети. Государство с помощью комитета сможет осуществлять функцию контроля естественных монополий на федеральном уровне и локальных монополий на региональном или городском уровне, сможет обеспечить свободу доступа к сети потребителя и разумную свободу доступа к ней производителей тепловой энергии. Это будет способствовать созданию конкурентной среды, ограничению тарифов и росту энергоэффективности.

Кроме перечисленных проблем комитетом с привлечением институтов, проектных и наладочных организаций все проекты замены оборудования, реконструкции и строительства должны рассматриваться с точки зрения общих затрат, приведенных к году эксплуатации. Это выявляет преимущества более дорогого энергоэффективного оборудования по сравнению с дешевым, но неэкономичным и недолговечным. Минимизация приведенных затрат будет иметь огромный общенациональный эффект. При экспертизе технических условий, выдаваемых теплоснабжающими организациями, требования по

Теплоэнергетика = 35 =

увеличению мощности источников тепла, увеличению диаметров трубопроводов тепловых сетей и производительности оборудования тепловых пунктов должны рассматриваться только при наличии альтернативных вариантов уменьшения теплопотре-бления за счет проведения знергоэффективных мероприятий.

Необходимо расширять и привлечение кредитных средств на цели повышения энергноэффектив-ности работы. Должны быть разработаны типовые решения по использованию этих средств. Например, программа полной замены тепловых сетей города для снижения тепловых потерь не будет иметь успеха у кредиторов, т.к. ее окупаемость обеспечивается в среднем за 10-15 лет. Программа приборного определения участков теплосети с максимальными теплопотерями и их перекладки на трубопроводы с улучшенной теплоизоляцией может иметь срок окупаемости 1-2 года. А программа кредитования разницы в стоимости обычной замены трубопроводов теплосети, выполняемой из-за коррозионного разрушения, и замены на трубопроводы с качественной изоляцией имеет срок окупаемости несколько месяцев. К сожалению, бессистемность использования бюджетных и заемных средств, некомплектность выполняемых работ по энргоэффективности, незаинтересованность персонала, отсутствие качественного обслуживания сложного оборудования часто сводят на нет все достоинства от применения энергоэффективного оборудования.

В существующей системе продаж тепловой энергии отсутствуют экономические стимулы по оценке качественных показателей теплоснабжения и тепло-потребления. При продаже тепла с отклонением температуры сетевой воды в подающем трубопроводе от температурного графика и за недопоставку тепла должны налагаться серьезные штрафы или снижаться тарифы. Важнейшим показателем качества работы теплопотребляющего оборудования является температура обратной сетевой воды. Например, снижение температуры обратной сетевой воды потребителем ниже 40 °С приведет к значитльной экономии у поставщика топлива на выработку тепловой и электрической энергии, особенно на ТЭЦ, при комбинированной выработке также за счет уменьшения тепловых потерь, снижения затрат электроэнергии на перекачку воды. Таких потребителей ТЭЦ выгодно подключать даже бесплатно. Стимулирование потребителей к снижению температуры обратной сетевой воды возможно тремя способами:

- введением разного уровня тарифов для высокопотенциального и низкопотенциального тепла;

- понижающим и повышающим коэффициентами к тарифу при понижении или повышении температуры обратной сетевой воды относительно температурного графика;

- введением переменной части тарифа как тарифа на расход сетевой воды с учетом температуры в подающем трубопроводе.

Отсутствие в тарифе стимулов к снижению температуры обратной сетевой воды, к соблюдению темпе-

ратурного графика продавцом привело к негативным последствиям и свело на нет выгоды теплофикации

Из-за сезонной неравномерности теплопотребле-ния на ТЭЦ и в котельных имеется запас мощностей для преодоления зимнего максимума температур. С учетом того, что высокопотенциальное тепло самое дорогое, представляется целесообразным ввести сезонное понижение тарифов в теплое время года и повышение их в холодное, с наивысшим тарифом в зимние месяцы. Это создаст дополнительные стимулы для экономии в самые холодные месяцы (в частности, путем уменьшения заявленной мощности при проведении энергоэффективных мероприятий), усилит эффект от превращения котельных в пиковые, будет стимулом для создания дешевых местных источников покрытия пиковой нагрузки. Это послужит мощным экономическим стимулом к поддержанию необходимой температуры сетевой воды в подающем трубопроводе. А пока производство высокотемпературного теплоносителя невыгодно АО-энерго, а иногда и убыточно.

Для ТЭЦ идеальный потребитель тот, который пользуется теплом 7-8 месяцев в году в теплое время. Для него не требуется дополнительных инвестиций в увеличение резерва мощности, он потребляет наиболее дешевое низкопотенциальное тепло, причем имеющееся в этот период в избытке. И таких потребителей много - это потребители, сейчас получающие тепло от муниципальных котельных, которые можно перевести в пиковый режим. Технически это решается путем наладки режимов теплопотребле-ния, стимулирования потребителей к снижению температуры обратной сетевой воды (с соответствующим уменьшением расходов), использованием резервов по диаметрам трубопроводов, строившихся, как и все остальное, с огромным запасом. Но завышенные тарифы на тепло привели к тому, что переключать нагрузку на ТЭЦ невыгодно даже в летний период. То есть АО "Энерго" сами отвадили от себя самых выгодных потребителей. Получается, что города платят за тепло, вырабатываемое в котельных, и тепло, бесполезно теряющееся в градирнях. Ранее при плановой государственной экономике все крупные котельные повсеместно минимум на 5-7 месяцев переключали свою нагрузку на ТЭЦ, сейчас эта практика прекращена, что приводит к огромным потерям. В целях установления энергоэффективных режимов работы теплоэнергетического оборудования для государства, населения и АО "Энерго" тарифы на тепло от ТЭЦ должны устанавливаться административно на уровне ниже себестоимости производства тепла в локальных котельных в данном регионе. Это будет выгодно всем:

- потребитель получит дешевое тепло и сэкономит деньги на эксплуатации своей котельной, либо откажется от ее строительства;

- государство получит значительный общегосударственный эффект в уменьшении затрат на теплоснабжение;

- АО "Энерго" смогут вернуть потребителей и продать тепло, которое иначе улетучится в воздух через градирни.

наимиииииа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.