Последним идет функция контроля. Эта функция, как говорил Г. Файоль, "состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с принятым планом, существующими директивными документами и принятыми принципами управления". Другими словами, контроль - это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.
Как известно, менеджер постоянно занят осуществлением управленческих функций. Если он хочет обеспечить будущее своему предприятию (организации), ему надо по серьезному включаться во все детали управления. И начинать нужно с планирования. Каждый профессионал планирует свою работу: управляющий с карандашом в руках и с обычной канцелярской резинкой проводит многие часы над бюджетом; продавец тщательно обдумывает свой процесс общения с покупателями; плотник, прежде чем сделать надрез на куске дерева, производит разметку. Он следует мудрому совету: "Семь раз отмерь, один раз отрежь".
Если работа спланирована, то она должна быть организована, а работники подготовлены для целенаправленной деятельности. Они должны иметь четкую линию поведения и понимать, что их ждет впереди. Работники тянутся к детальному осознанию своей работы, они открываются для делового контроля своих производственных операций. Отсюда, необходимость в контроле. Он включает: а) простой и понятный план деятельности; б) эффективные и ненавязчивые методы контроля; в) обратную связь, т. е. надежную информацию о прогрессе в работе; г) корректирующие действия.
Как видно все четыре функции управления (планирование, организация, мотивация и контроль) находятся в определенном круговороте. Они взаимно связаны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой цепи не выкинешь.
Ключевые проблемы:
а) деятельность менеджера заключена в четырех основных функциях (планирование/организация, мотивация, контроль). Любые иные виды деятельности работают на эти ключевые функции, отличающие менеджера от других лиц бизнеса;
01
г
б) поскольку менеджер достигает целей организации с помощью своих подчиненных, то функ- □
ция мотивации сегодня является самой существенной;
в) цели организации могут быть достигнуты только при условии хорошо налаженной обратной связи, т. е. при осуществлении надежного контроля. Однако контроль - это не опека. Эффективный контроль - это совет, помощь, современная подсказка, поощрение, одобрение и т. д. Контроль
о
не несет в себе возмездия за упущения; ®
г) все основные функции менеджмента цементируются действиями, менеджера по принятию о решения. Эффективные решения, подчеркивает американский теоретик менеджмента К. Киллен - ®
СО
"залог существования коммерческого предприятия". Они являются существенным элементом каждой из рассмотренных выше четырех функций управления.
ШАБУНИН М.А.
>
о о
ЭКОНОМИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В о
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
_ о
о
Значимость региональных практических аспектов управления земельными ресурсами определяется тем, что, до сих пор последние составляли основу государственной собственности как на федеральном, так и на региональном уровне. Более того, рынок земли в России пока находится в стадии 2 формирования и имеет ряд особенностей, которые определяют специфику его становления. Среди наиболее важных особенностей следует отметить:
1.рынок земли и недвижимости охватывает объекты на территориях, с которых они без ущерба не могут быть перемещены;
2.для данного рынка велика значимость пространственных факторов и их влияния на оценку рыночных объектов;
3.практически все основные операции на рынке земли и недвижимости совершаются на муниципальном уровне и регулируются местными структурами.
Учитывая важность значения компетентных управленческих решений в отношении земельных <т)
о
ресурсов, необходимым представляется проведение подробного анализа процесса управления земельной собственностью на региональном и муниципальном уровнях, выявление его особенностей, а также факторов, обеспечивающих повышение эффективности.
При этом в современных условиях экономических преобразований земля перестала восприниматься как средство производства и источник материальных благ, она становится объектом правоотношений и рыночного оборота. В этой связи земля приобрела новые приоритеты. Прежде всего, это уточнение налогооблагаемой базы и на этой основе повышение бюджетных доходов, привлечение инвестиций на рынок недвижимости, создание надежной системы обеспечения прав и гарантий земельных собственников, землепользователей и землевладельцев.
Важное место здесь должно быть отведено совершенствованию системы управления земельными ресурсами на региональном уровне, которая базируется на трех основополагающих составных частях:
- земельная политика как стратегическая основа региональной политики;
- бюджетная налоговая политика как основа взаимодействия регионов с центром, а также экономической самостоятельности регионов и принятия тактических решений;
- политика приоритетов как основа для выработки направлений региональной политики (социальная, культурная, образовательная и др.).
Одним из ключевых направлений формирования национальной программы экономического развития России становится разработка и реализация идеологии государственной земельной политики, обеспечивающей повышение эффективности управления земельными ресурсами на региональном уровне. Действенность этой политики обеспечивается соблюдением следующих основных принципов 4ее формирования и реализации: целенаправленность, интегрируемость в федеральную правовую и ¡Ё экономическую политику, системность, последовательность, научно-экономическая обоснованность, реалистичность.
д Одной из особенностей управления земельными ресурсами субъектов РФ является то, что до
□ настоящего времени не проведено реального разделения государственной собственности на федераль-^ ную и субъектов РФ. В результате часто происходит подмена (или перекрытие) управленческих фун--<> кций.
Отличительной чертой сложившейся системы управления земельными ресурсами в Ростовской ® области является, прежде всего, недостаточная с экономико-юридической точки зрения четкость рас-и пределения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, вытекающая из ф отсутствия разграничения земель по уровням собственности. В этих условиях рациональным реше-
со -
| нием проблемы стало формирование соответствующего федерального и регионального законодательства, закрепляющих фактически сложившееся разделение компетенции федеральных, региональных о и муниципальных органов, отражающее сложившийся фактически баланс управленческих полномо-
х чий.
®
ЕЕ Важной особенностью следует также считать организацию эффективного взаимодействия на о. уровне области различных органов государственной власти, вовлеченных в управленческий процесс, < а также формирование сбалансированной структуры подсистем, обеспечивающих управление земель-^ ными ресурсами. Можно выделить достаточно обширный класс управленческих задач, максимально о близких по их значению в системе административной и экономической сущности, определив их рао циональную и обоснованную иерархию. В частности, совершенствование региональной земельной ^ политики, интегрирующей такие приоритетные направления, как создание государственного земель-£ ного кадастра (ГЗК), землеустройство, развитие арендных отношений, формирование процессов при-£ ватизации и инвестиционной деятельности, внедрение современных инструментов рынка недвижимости, по существу, является основой, без которой невозможно решение задач регулирования про-^ цессов управления земельными ресурсами. В свою очередь управление земельными ресурсами, наряди ду с другими формами государственного регулирования экономики (механизмами оздоровления пред->| приятий, развития рынка ценных бумаг и т д.), представляет собой составную часть единой системы 5 управления недвижимой собственностью. Поэтому оптимизация структуры регионального управле-® ния в этой сфере должна быть основана на координации управленческих задач и установлении еди-2 ных принципов взаимодействия органов государственной власти.
§ Многие проблемы организации управления земельными ресурсами территорий возникают из-за
отсутствия единого подхода со стороны разных субъектов Федерации в определении административно-территориального устройства субъекта Федерации, а также единых государственных подходов в формировании территорий местного самоуправления в субъектах РФ. Административно-территориальное деление преследует цель эффективной организации государственной власти на местах и является неотъемлемой частью государственного устройства страны. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ" наделяет субъект Федерации правом установления административно-территориального устройства субъекта Федерации. В результате разные субъекты РФ пошли разными путями определения административно-территориального устройства, что также является особенностью системы управления земельными ресурсами регионов.
Формирование эффективной государственной земельной политики на региональном уровне требует применения системного подхода, методологической основой которого должна стать концепция управления земельными ресурсами в регионе.
Реализация концепции должна быть организована в рамках комплексной программы, систематизирующей взаимосвязанные целевые программы, каждая из которых определяет экономически обоснованные механизмы (модели) решения конкретных управленческих задач. Следующей особенностью региональной земельной политики является необходимость управления землями под предприятиями всех форм собственности, реализация которой требует решения приведенных ниже задач:
- формирование рационального баланса бюджетно-фискального и инвестиционного процессов, поскольку, с одной стороны, управление земельными ресурсами в регионах нацелено на повышение сбора доходов в бюджет, с другой - на активизацию инвестиционных процессов и развитие производства;
- развитие арендных отношений на землю под приватизированными предприятиями как меха- ^ низма экономического стимулирования выкупа земли их собственниками в результате введения экономически обоснованной дифференцированной арендной платы, учитывающей финансово-экономи- □
ческое состояние предприятий и отраслей, их роль в экономике региона; ^
- дифференциация размеров выкупной цены земельного участка "лЪд приватизированными предприятиями в зависимости от эффективности инвестиционного проекта; ^
- приоритетное представление земельных участков для целей расширения предприятий с уче- а том их инвестиционных программ и социально-экономического значения; ®
- реструктуризация земельных отводов предприятий с учетом эффективности их использования, о оптимальности размещения и эксплуатации для обеспечения рационального землепользования, уско- ®
СО
рения приватизации земель, снижения налоговых затрат предприятий, привлечения дополнительных |
средств в бюджеты за счет реализации неэффективно используемых земель; ^
- капитализация земельных участков приватизированных предприятий, обеспечивающая повы- о шение инвестиционной привлекательности предприятий, усиление влияния государства на их деятель- ^ ность в результате формирования в сфере государственной собственности пакета акций, получаемых ^ в счет оплаты выкупаемых собственниками предприятий земельных участков. ^
Существует несколько особенностей управления земельными ресурсами области на землях раз- ^
личных категорий и целевого назначения. о
Особенностью управления земельными ресурсами Ростовской области является то, что до насто- 0
ящего времени не проведено реального разделения государственной собственности на федеральную, о субъектов РФ и муниципальных образований. В результате часто происходит подмена управленческих функций. Также особенностью управления земельными ресурсами данного субъекта является то, что во многих из них своим законодательством была давно введена частная собственность на землю и функционировал рынок земли, даже была разрешена купля-продажа сельскохозяйственных земель.
Формирование эффективной государственной земельной политики на областном уровне требует применения системного подхода, методологической основой которого должна стать концепция управления земельными ресурсами в регионе, реализация которой должна быть организована в рам-
ках комплексной программы, систематизирующей взаимосвязанные целевые программы, каждая из о которых определяет экономически обоснованные механизмы (модели) решения конкретных управ- | ленческих задач. ^
Важнейшей составляющей комплексной программы является создание системы современного о
О
земельного законодательства, состоящего из взаимоувязанных проблемно-ориентированных законодательных и нормативных правовых актов по ключевым вопросам управления земельными ресурсами в регионе.
Учитывая, что современный этап экономического развития России связан с формированием рыночных отношений практически во всех ее отраслях при сохранении государственного регулирования важнейших экономических процессов, государственная региональная земельная политика должна иметь четко выраженную антимонопольную направленность (как следующую важную особенность) и быть нацелена на решение следующих основных задач в этой сфере:
- выработка механизмов предупреждения концентрации крупных земельных массивов в руках неэффективных собственников, перераспределения земель на условиях обеспечения их рационального использования правообладателями;
- развитие конкуренции при формировании правоотношений на землю, нацеленной на привлечение в экономику инвесторов, конкурирующих по условиям инвестиционных проектов, с обеспечением их гарантий правами на землю;
- разработка механизмов государственного регулирования деятельности естественных монополий в результате управления правоотношениями на земли предприятий-монополистов, а также по средством земельно-налоговой политики;
- развитие конкуренции в сфере землеустроительных и земельно-кадастровых действий, но при обязательном сохранении государственного сектора землеустройства и установлении негосударственного тарифного регулирования этих действий;
- активизация земельного рынка, в том числе первичного предоставления государственных (муниципальных) земель в собственность и аренду в результате установления условий привлечения к
¡Ё земельным торгам профессиональных участников рынка недвижимости, их обязательств, прав и гарантий;
СО „ ,
д - определение условий, порядка и правил ведения страховой деятельности в сфере управления
□ земельными ресурсами, развитие конкуренции на рынке страховых услуг в процессе регулирования
^ земельных отношений.
-<> Важнейшими задачами государственной земельной политики Ростовской области являются со-
здание социальных гарантий для субъектов земельных отношений, защита их прав и интересов, лик-ф видация возможных негативных издержек процесса трансформации землепользования земель в субъек-и тах РФ, что также можно назвать особенностью в сфере управления земельными ресурсами. Перво-ф очередными мерами здесь являются:
| - формирование рациональных правовых условий для обеспечения граждан земельными участ-
ками, необходимыми для удовлетворения жизненных потребностей и хозяйствования, с установлением
о
о порядка передачи земель под индивидуальное жилищное строительство, садоводство и дачное стро-х ительство, дифференцированного подхода при установлении льгот по цене предоставляемых земель; ЕЕ - увеличение числа рабочих мест при организации и расширении производства в различных
о. отраслях хозяйственного комплекса на основе рационального вовлечения в экономический оборот и < хозяйствование земельных ресурсов в целях стимулирования инвестиционных проектов, обеспечи-^ вающих решение социальных проблем;
о - вовлечение широких слоев населения в процесс регулирования земельных отношений, обес-
о печения рационального и эффективного использования земель, что требует определения механизмов ^ участия граждан в реализации общественного и производственного земельного контроля.
Следующей особенностью региональной земельной политики является необходимость управле-£ ния землями под предприятиями всех форм собственности, реализация которой требует решения следующих задач:
^ - формирование рационального баланса бюджетно-фискального и инвестиционного процессов,
® поскольку, с одной стороны, управление земельными ресурсами в регионах нацелено на повышение >| сбора доходов в бюджет, с другой - на активизацию инвестиционных процессов и развитие производства;
- развитие арендных отношений на землю под приватизированными предприятиями как механизма экономического стимулирования выкупа земли их собственниками в результате введения экономически обоснованной дифференцированной арендной платы, учитывающей финансово-экономи-
о
ф
о
х О
ческое состояние предприятии и отраслей, их роль в экономике региона;
- дифференциация размеров выкупноИ цены земельного участка под приватизированными предприятиями, в зависимости от эффективности инвестиционного проекта;
- приоритетное предоставление земельных участков под расширение предприятии с учетом их инвестиционных программ и социально-экономического значения;
- реструктуризация земельных отводов предприятии с учетом эффективности их использования, оптимальности размещения и эксплуатации для обеспечения рационального землепользования, ускорения приватизации земель, снижения налоговых затрат предприятии, привлечения дополнительных средств в бюджеты за счет реализации неэффективно используемых земель;
- капитализация земельных участков приватизированных предприятии, обеспечивающая повышение инвестиционной привлекательности предприятии, усиление влияния государства на их деятельность за счет формирования в государственнои собственности пакета акции, получаемых в счет оплаты выкупаемых собственниками предприятии земельных участков.
Основными целями регулирования арендных отношении на землях субъекта Федерации, находящихся в государственнои собственности, являются обеспечение максимизации бюджетных доходов, сохранение управляемости землями, закрепляемыми в собственности государства и его субъектов. Поэтому ключевые направления для реализации этои особенности государственнои земельнои политики на региональном уровне следующие:
- разработка и внедрение комплекса мер по совершенствованию системы государственного регулирования арендных отношении, предусматривающих централизацию в территориальных органах Росземкадастра полномочии по управлению арендными отношениями на землю, автоматизацию управленческого процесса, формирование его инструктивно-методического обеспечения;
- разработка и утверждение единои методики определения аренднои платы за землю, учитыва-ющеи категории земель и арендаторов, эффективность использования земель, финансово-экономичес-
01
г
кое состояние (уровень доходов) и платежную дисциплину арендаторов во взаимосвязи с промыш- □
□
N
леннои и социальнои политикои;
- установление порядка и условии предоставления земель в аренду с учетом компетенции органов государственнои власти и местного самоуправления, а также стимулирующих инвестиционные процессы в региональнои экономике с учетом отраслевых и социальных приоритетов. а
Для создания системы управления земельными ресурсами на уровне субъекта РФ необходимо ® разработать специфическии финансово-экономическии механизм, собственны™ механизм финансиро- о вания - для каждого административно-территориального образования. При этом долгосрочные капи- ®
СО
тальные затраты должны быть осуществлены, в основном, государством и регионами, а текущие зат- | раты - за счет средств субъектов земельных отношении. ^
При этом финансовое обеспечение системы управления земельными ресурсами должно прово- о
х
диться за счет: ^
- бюджетных поступлении от субъектов управления соответствующего уровня; £
- средств от лицензирования деятельности частных компании; ^
- средств от оказания услуг информационно-справочного и экспертного характера; ^
- средств от реализации тематических карт и атласов использования земельных ресурсов; о
- средств от сбора земельного налога и штрафов; о
- средств от реализации кадастровои информации и услуг. о
о
ей
О
Литература. £
1.Аксенова Е.О. Актуальные проблемы взаимодеиствия органов государственнои власти и орга- £ нов местного самоуправления как основы развития муниципальнои власти в Россиискои Федерации и ;= ее регионах // Государственная служба и общество: Итоговая науч.-метод.конфер.СЗАГС-2000: Сб. ^ тезисов.- СПб.: СЗАС,2000;®
2.Гаврилов А.И. Комплексная оценка развития регионов как инструмент местного самоуправле- >| ния // Современны™ менеджмент - ключ к экономическому подъему. - М.:РАГС, 1998; о
3.Рюмкин А.И. Реформирование структуры управления землепользованием в городах // Пробле- | мы прогнозирования, 2006.- № 1.
о
х О