Научная статья на тему 'Экономический механизм реакции бизнесструктур угольной компании на изменения рыночного спроса'

Экономический механизм реакции бизнесструктур угольной компании на изменения рыночного спроса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм реакции бизнесструктур угольной компании на изменения рыночного спроса»

© М.А. Вирула, A.M. Великанов, 2007

УДК 65.011.12

М.А. Вирула, А.М. Великанов

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАКЦИИ БИЗНЕС-СТРУКТУР УГОЛЬНОЙ КОМПАНИИ НА ИЗМЕНЕНИЯ РЫНОЧНОГО СПРОСА

Семинар № 21

Организация угледобычи

опирается на планирование производственно - хозяйственной деятельности (ПХД), включающее стратегические, перспективные и текущие планы и бюджеты развития угледобывающих компаний и входящих в их состав бизнес-структур. Бюджеты, являясь денежным выражением стратегических, перспективных и текущих планов компании и входящих в ее состав бизнес-структур, позволяют привести во взаимное соответствие потоки их ресурсов. Рыночный спрос на продукцию каждой бизнес-структуры в составе угледобывающей холдинговой компании включает внешний спрос со стороны сторонних организаций и внутренний спрос со стороны других бизнес-структур, объединенных циклом углепоставки.

Для разработки экономического механизма реакции бизнес-структур угольной компании на изменения рыночного спроса были рассмотрены взаимосвязи между бюджетами, отражающими в денежной форме цели следующих бизнес-структур в составе холдинговой компании: Управляющей компании, угледобывающих предприятий (шахта, разрез), транспортных предприятий (Автоколонны №1 и №2), Торгового дома, обеспечивающего сбыт угольной продукции, (рис. 1).

Каждая бизнес-структура, связанная углепоставками в составе холдинга, заинтересована в получении максимальной прибыли от участников схемы углепоставки и сторонних организаций, так как за счет прибыли реализуются инвестиционные, социальные и другие цели бизнес-структур, не относящиеся к себестоимости производимых продукции, работ и услуг.

В то же время, как следует из принципов коммерческого расчета, плановая цена за продукцию, (работы, услуги) одной бизнес-структуры, например Автоколонны №2, входит в состав текущих затрат другой бизнес-структуры, например разреза, использующего в данном конкретном случае услуги Автоколонны №2 в своем основном бизнес-процессе - добыче угля. В случае, если стратегические и перспективные цели угледобывающей компании предусматривают техническое переоснащение Автоколонны №2, социальное развитие ее коллектива, расширение рынка услуг для Автоколонны за счет предоставления услуг сторонним организациям, и т. д., то цена поставки услуг Автоколонны №2 разрезу и сторонним организациям будет включать затраты на соответствующие программы развития за счет нормативной прибыли Автоколонны. При этом стратегические

Условные обозначения:

МТР - материально - технические ресурсы Ж/Д - железнодорожный

ДОУ - документационное обеспечение управления

АХС - административно - хозяйственная служба

ОТК - отдел технического контроль

ТБТ - транспортно ■ бульдозерная техника

ПГР - подземные горные работы

ОГР - открытые горные работы

ТИП - товары народного потребления

Рис. 1. Принципиальная схема экономического механизма реакции бизнес-структур угольной компании на изме ^ нения рыночного спроса

и перспективные цели по развитию Автоколонны №2 будут выражены в цене одного авточаса для разреза и сторонних организаций, и приведены к соответствию с его текущими целями. Аналогичным образом могут быть приведены к соответствию текущие, перспективные и стратегические цели и других бизнес-структур, пользующихся услугами технологического автотранспорта по соответствующей увеличенной внутренней цене. Привести к взаимному соответствию стратегические, перспективные и текущие цели Автоколонны №2 и цели бизнес-структур, связанных углепоставками в компании, можно путем балансирования бюджетов этих бизнес-структур по формуле:

ПДА = ЦаР Х ПРа + ЦаШ Х ПШа + +...Ца] Х П]а...+ ЦаСО Х ПСОа + +ПДпст, (1)

где ПДА - план доходов Автоколонны №2, тыс. руб., обеспечивающий:

- текущие расходы Автоколонны

№2, реализующей бизнес-процесс -технологическую транспортировку

угля, включая прямые и накладные расходы, тыс. руб.;

- расходы на реализацию стратегических, перспективных и текущих целей компании по техническому переоснащению, развитию персонала, освоению сторонних рынков автоуслуг и др, Автоколонны №2 тыс. руб.; ЦаР Х ПРа = ПЗРутт - план затрат разреза на услуги технологического автотранспорта Автоколонны №2, тыс. руб.; ЦаШ Х ПШа = ПЗШутт - план затрат шахты на услуги технологического автотранспорта Автоколонны №2, тыс. руб.; ЦаСО Х ПСОа = ПДуттСО - план доходов Автоколонны №2 от услуг технологического транспорта сторонним организациям, тыс. руб.; ПДпст - план доходов Ав-

токолонны №2 от продажи основных фондов (старой техники), тыс. руб.; ЦаР, ЦаШ, ... Ца] .ЦаСО - плановая цена одного авточаса для разреза, шахты, других предприятий в составе холдинговой компании, сторонних организаций, руб./1 авточас, ] =

1,__Л; Л - количество бизнес-струк-

тур, получающих автоуслуги; ПРа, ПШа,...П]а..., ПСОа - план потребности разреза, шахты, других бизнес-структур в составе холдинговой компании, сторонних организаций, в услугах Автоколонны №2, авточасы.

В случае если стратегия развития холдинга не предусматривает развития какой - либо бизнес-структуры в своем составе, то логично предположить, что и цена, по которой бизнес-структура будет реализовывать свою продукцию, работы, услуги внутри холдинга не превысит текущих затрат. Так, например, цена 1 авточаса Автоколонны №2 является предметом договора с разрезами, шахтами, торговыми домами и другими предприятиями ХК в рамках стратегии развития холдинговой компании и ее структурных подразделений. При этом минимальная цена 1 авточаса из условия безубыточности работы Автоколонны может быть определена как частное от деления суммы плановых текущих расходов за рассматриваемый период на сумму плановых услуг по предоставлению авточасов за этот же период бизнес-структурам холдинга и сторонним организациям без учета нормативной прибыли, необходимой для развития, по формуле:

Ца мин. = X ПЗАт : ХУА] (2)

где Ца мин - минимальная цена 1 авточаса из условий безубыточности Автоколонны, руб/1 авточас; ХПЗАт

- плановые текущие расходы Автоколонны, реализующей бизнес-процесс

- технологическую транспортировку

Рис. 2. Зависимости внутренней нормативной цены 1 авточаса от рыночной конъюнктуры (доли доходов от услуг сторонним организациям в обшей сумме доходов автоуправления) для условий различных стратегических целей ХК по развитию УАТ, выраженных различными долями годовой нормативной прибыли в обшей сумме доходов УАТ

угля, включая прямые и накладные расходы; тыс. руб.; ХУД! - план услуг Автоколонны по предоставлению авточасов предприятиям компании и сторонним организациям, авточасы.

Для оценки возможности оперативной реакции бизнес-структур угольной компании на изменения спроса, включая его внутреннюю и внешнюю составляющие, были построены зависимости внутренней нормативной цены 1 авточаса от внешней рыночной конъюнктуры (доли доходов от услуг сторонним организациям в общей сумме доходов автоуправления) для условий различных стратегических целей ХК по развитию Автоколонны, выраженных различными долями годовой нормативной прибыли в общей сумме доходов Автоколонны, рис. 2. Анализ полученных зависимостей показывает, что появление (повышение) спроса на услуги автотранспорта со стороны сторонних организаций в

разработанном организационно-экономическом механизме, за счет использования бюджетирования производственно-хозяйственной деятельности, позволяет немедленно отреагировать на изменившиеся условия конъюнктуры рынка услуг автотранспорта путем разработки планов увеличения объемов реализации услуг автотранспорта сторонним организациям. Использование коммерческого расчета в производственно-хозяйственных отношениях между бизнес-структурами Холдинга позволяет Автоколонне оперативно отреагировать на эти изменения конъюнктуры путем заключения дополнительных договоров на предоставление услуг автотранспорта сторонним организациям. Снижаются текущие затраты других ЦФО холдинга на транспортировку за счет снижения внутренней нормативной цены 1 авточаса Автоуправления в сравнении со стоимостью 1

авточаса для сторонних организаций. В то же время, изменение элементов стратегии холдинга относительно развития Автоколонны позволяет немедленно изменить границы нормативной прибыли посредством управления внутренней нормативной ценой за услуги автотранспорта в сторону увеличения или снижения, что немедленно приведет к ускоренной реализации или же свертыванию соответствующих программ развития, рис. 2.

Оперативный системный пересчет всех бюджетов структурных подразделений холдинга в соответствии с изменившимися внешними факторами или элементами стратегий холдинга относительно развития отдельных бизнес-процессов и бизнес-структур

(внутренними факторами) и последующая балансировка всех плановых доходов и расходов холдинга в сводном бюджете является по сути той экономической основой, на которой формируется синергический эффект от стратегического управления бизнес-процессами. Отсутствие в сводном бюджете холдинга внутренних или внешних источников для финансирования элементов стратегии относительно любой бизнес-структуры в разработанном экономическом механизме означает немедленный пересмотр планов, программ, реализующих данную стратегию, или же отказ от элементов выбранной стратегии до получения реальных плановых источников финансирования.

— Коротко об авторах----------------------------------------------------------

Вирула Марина Аркадьевна - доктор экономических наук, заместитель генерального директора по экономике ООО «Геоинформация»,

Великанов Александр Михайлович - глава Представительства немецкой машиностроительной фирмы МАН ТАКРАФ.

ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИИ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

ИРКУТСКИЙ г ОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОЛОХОВ

Анатолий

Викторович

Обоснование способов выемки законтурных запасов, залегающих выше дна карьера, при разработке сложноструктурных месторождений (на примере месторождения Забайкалья)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.