УДК 338.439.02:43.02
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОПТИМИЗАЦИИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ECONOMIC MECHANISM OF OPTIMIZATION OF AGRARIAN POLICY IN THE FIELD OF PROVISION OF FOOD SECURITY
Е.Н. Антамошкина, кандидат экономических наук, доцент E.N. Antamoshkina
Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd State Agrarian University
В статье предлагается концепция комплексного механизма оптимизации аграрной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности, обоснованы содержание, субъектно-объектная структура, система целей и задач данного механизма. Механизм оптимизации аграрной политики представлен в виде структурно-функциональной модели, которая, наряду с целевым, субъектным, объектным и функциональными блоками, включает блоки мониторинга, оценки эффективности и оптимизационной коррекции аграрной политики по критериям обеспечения продовольственной безопасности. Представлен обзор современных исследований по проблемам разработки экономического механизма оптимизации аграрной политики в российской и мировой науке: теория экономических механизмов; оптимизационное моделирование аграрной политики; теории продовольственной безопасности и государственного регулирования аграрной сферы. В качестве критериев механизма оптимизации аграрной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности предложено использовать степень удовлетворения физиологических потребностей населения в основных продуктах питания; уровень экономической доступности продовольствия для населения региона; уровень продовольственной самообепеченности. Оценку эффективности аграрной политики по критериям обеспечения продовольственной безопасности предлагается проводить с помощью расчета интегрального показателя - индекса эффективности аграрной политики (leap), учитывающего экономические, финансовые и социальные индикаторы. Полученные результаты имеют практическое значение при выборе приоритетных мер по оптимизации аграрной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности.
The article proposes the concept of a comprehensive mechanism for optimizing agrarian policy in the field of ensuring food security, substantiates the content, subject-object structure, the system of goals and objectives of this mechanism. The mechanism of optimization of the agrarian policy is presented in the form of a structure-no-functional model, which along with the target, subject, object and functional blocks includes the monitoring units, the effectiveness evaluation and optimization correction of the agrarian policy according to the criteria for ensuring food security.The review of modern researches on problems of working out of the economic mechanism of optimization of an agrarian policy in the Russian and world science is presented: the theory of economic mechanisms; optimization modeling of agrarian policy; theory of food security and state regulation of the agrarian sphere.As criteria of the mechanism for optimizing the agrarian policy in the field of ensuring food security, it is suggested to use: the degree of satisfaction of the physiological needs of the population in basic food products; level of economic accessibility of food for the population of the region; level of food self-bake. An evaluation of the effectiveness of agricultural policy on the criteria for ensuring food security is proposed to be carried out by calculating the integral index - the index of the effectiveness of agricultural policy (leap), which takes into account economic, financial and social indicators. The obtained results are of practical importance in the selection of priority measures to optimize agrarian policy in the field of ensuring food security.
Ключевые слова: аграрная политика, механизм оптимизации, эффективность, критерии оптимизации, продовольственная безопасность.
Key words: agrarian policy, optimization mechanism, efficiency, optimization criteria, food security.
Введение. В качестве одного из параметров, по которому можно проводить оценку оптимальности реализации аграрной политики, выступает - обеспечение продовольственной безопасности. Обеспечение приемлемого уровня продовольственной безопасности, в том числе на региональном уровне экономики, требует оценки эффективности текущих методов и инструментов аграрной политики и разработки механизма оптимизации аграрной политики и комплекса мер по ее модификации в направлении обеспечения продовольственной безопасности в условиях влияния внутренних и внешних факторов, в том числе импортозамещения.
С целью разработки механизма оптимизации аграрной политики воспользуемся методологией системного метода исследования, в контексте основных аспектов системного анализа и синтеза. Выделение механизма оптимизации аграрной политики как подсистемы экономического механизма АПК предполагает:
- обоснование структуры механизма оптимизации аграрной политики, выделение основных элементов (субъектов, объектов, целей, критериев оптимизации), характеристику взаимосвязи и взаимодействия между структурными элементами механизма;
- анализ особенностей функционирования механизма оптимизации в современных экономических условиях с учетом влияния внешних и внутренних факторов, в частности, реализуемой политики импортозамещения;
- проведение оценки эффективности мер аграрной политики на основе разработанной системы показателей по типам эффективности и определение приоритетных направлений и мер по оптимизации аграрной политики, в том числе на региональном уровне, с целью обеспечения продовольственной безопасности.
Обсуждение. Анализ современного состояния исследований по проблемам разработки экономического механизма оптимизации аграрной политики в российской и мировой науке показал, что сформировались следующие основные научные направления:
1) теория хозяйственных (экономических) механизмов, представленная в работах Л. Гурвица, Р. Майерсона, Э. Маскина, Л. Абалкина, А. Кульмана, Ю. Осипова, О. Иншакова [4; 5; 9]. Результатом развития данного направления стало определение содержания хозяйственного (экономического) механизма, его функций и структурной организации;
2) оптимизационное моделирование аграрной политики, в рамках которого были разработаны различные типы вербальных, эконометрических, графических, математических, программных моделей с использованием разнообразных критериев оптимизации (ресурсных, структурных, экологических и т.п.). К числу ученых, проводивших исследования по данному направлению, можно отнести В. Гандлера, Р. Нортона, М. Трейси, С. Капалбо, К. Хаппе, Р. Ховитт, Дж. Байссе, Г. Хайленброка, Х. Кайзера, К. Ронги [11];
3) теории продовольственной безопасности, результатами развития данного направления стали разработанные экономико-математические имитационные и прогнозные модели оценки продовольственной безопасности (ЕРАСК, BLS, Aglink). В работах М. Джила, А. Херфорса, Д. Грейса [13], Дж. Мануку, В. Хофманна [14], Х. Вей-карда [17] отмечается, что увеличение объемов производства продовольствия при одновременной интенсификации сельского хозяйства имеет свои пределы и в долгосрочной перспективе приведет к корректировке объемов производства продуктов питания к уровню, который будет достаточен для того, чтобы накормить население планеты;
4) теории государственного регулирования аграрной сферы, к результатам развития которых можно отнести анализ вопросов теории и методологии государственного регулирования аграрной сферы экономики и сельского хозяйства, классификацию мер агропродовольственной политики по внутренним и внешним направлениям. В рамках данного направления известны работы В. Милосердова [7], В. Назаренко [8], Е. Лоренца [15], Дж. Штермана [16].
Экономические механизмы зачастую связывают с реализацией функций регулирования отдельных сфер и отраслей экономики, в рамках которых эти механизмы выделяются. Процесс регулирования предполагает поддержание постоянства или же изменение по требуемому закону некоторой величины, характеризующей управляемый процесс, либо регулирование рассматривается как функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров [3, С. 561]. В экономических механизмах процесс регулирования представляет собой способ сознательного воздействия, который связан с использованием методов, инструментов, адекватных самой системе, исходящих из ее внутренней сущности [1, С. 28]. Применительно к механизму оптимизации аграрной политики речь должна идти о воздействии на объект регулирования с помощью различных методов, связанных с изменением соответствующих параметров аграрной политики по установленным критериям обеспечения продовольственной безопасности.
В общем виде механизм представляет собой систему, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида действия; последовательность состояний, процессов, определяющих собой исследуемое явление, действие [3, С. 332]. Людвиг фон Мизес в своей научной работе «Теория и история: интерпретация социально-экономической эволюции» писал, что механизмы, сконструированные в соответствии с научными теориями, работают так, как предсказывают эти теории, и тем самым обеспечивают прагматическое подтверждение их правильности [6, С. 180-181].
В системе механизма регулирования, как правило, выделяются следующие элементы: субъекты регулирования (государство и другие экономические институты); объекты; цели и задачи; средства, формы и методы регулирования; блок мониторинга и коррекции результатов регулирования [4, С. 28; 10]. В зависимости от цели исследования может быть актуальным определение временного периода, краткосрочного с перманентной корректировкой регулируемой системы, или долгосрочного со стремлением добиться оптимизации без указанного воздействия.
Материалы и методы. Методология анализа экономических механизмов предполагает, во-первых, определение структуры и организации механизма, выделение в ней обособленных структурных элементов; во-вторых, изучение функционирования механизма, характеристику взаимодействия и взаимосвязи элементов механизма. В зависимости от поставленных задач исследования механизм оптимизации аграрной политики можно рассматривать в статичном, либо динамическом состоянии. При рассмотрении механизма в статичном состоянии существует возможность определить его элементный состав, структуру, объекты, цели и задачи. Анализ динамического состояния механизма характеризует трансформацию, развитие аграрной политики, процесс ее совершенствования по выбранным критериям оптимизации.
Современные экономисты предпринимают попытки классифицировать экономические механизмы. Если в качестве критерия классификации используется характер устойчивости и результаты действия механизма, то выделяются механизмы двух типов: закрытого и открытого. Здесь можно проследить аналогию с классифицированием экономических систем на замкнутые и незамкнутые, или открытые и закрытые системы. Механизм оптимизации аграрной политики не является закрытой системой, так как непрерывно изменяет систему реализации аграрной политики с ее субъектами, объектами, отношениями, институтами. Но при этом, механизм оптимизации аграрной политики является замкнутым на исходное отношение, поскольку в нем присутствует момент обратной связи, при котором достигнутые результаты его функционирования сравниваются с запланированными и предпринимаются определенные действия по корректировке аграрной политики.
ИЗВЕСТИЯ
№ 4 (48) 2017
Результаты. Представим экономический механизм оптимизации аграрной политики в виде структурно-функциональной модели, включающей следующие элементы (блоки механизма): субъекты механизма, объект, цели, задачи и критерии оптимизации, блок мониторинга и оценки эффективности, блок оптимизационной коррекции (рисунок 1).
Назначение экономических моделей не в том, чтобы представить всю сложность исследуемого объекта или явления, наоборот, «модели строятся для того, чтобы снять все случайные явления и все нехарактерное, чтобы можно было сосредоточить внимание на главных принципах» [12, С. 7]. Таким образом, представляя механизм оптимизации аграрной политики как систему, состоящую из комплекса взаимосвязанных элементов (блоков механизма), построим схематическую, структурную модель, отражающую взаимосвязь элементов данного механизма и характеризующую особенности его функционирования.
Субъекты оптимизации
1, Органы государственной власти и управления на федеральном и региональном уровне;
2. Сельскохозяйственные предприятия и организации;
Цели и задачи
Интегральная цель - обоснование критериев и выбор оптимальных мер аграрной политики, реализация которых позволит обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства и продовольственную безопасность региона.
Задачи - формирование условий для стабильного обеспечения населения отечественными продовольственными товарами; регулирование региональных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыночной инфраструктуры; оказание эффективной государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; защита экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках; развитие науки и инновационной деятельности в аграрной сфере.
Оптимизационная коррекция
Корректировка цели и задач аграрной политики в соответствии с установленными критериями оптимизации в сфере обеспечения продовольственной безопасности
Объект механизма оптимизации
Меры и направления аграрной политики по обеспечению продовольственной безопасности
Критерии оптимизации аграрной
• удовлетворение физиологических потребностей населения в основных продуктах питания;
• экономическая доступность продовольствия для населения;
• продовольственная независимость (самообеспеченность продовольственной продукцией);
Мониторинг и оценка эффективности аграрной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасно сти
Определение интегрального показателя -индекса эффективности аграрной политики (Ieap _ Effectiveness Index of Agrarian and
Food Policy):
1 eap = +«'/).
где ic - индикатор (показатель) экономической эффективности аграрной политики; i5 - индикатор социальной эффективности аграрной политики;
if - индикатор финансовой эффективности аграрной политики.
Рисунок 1 - Модель механизма оптимизации аграрной политики
Достижение интегральной цели механизма требует более конкретной детализации задач, возникающих при ее реализации. Задачи механизма оптимизации аграрной политики объективно обусловлены потребностями сельскохозяйственного производства, необходимостью развития продовольственных рынков, сбытовой и транспортной инфраструктуры, обеспечением условий для защиты производителей сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешних рынках.
Механизм оптимизации аграрной политики включает мониторинг и оценку эффективности аграрной политики по выбранным критериям: удовлетворение физиологических потребностей населения в основных продуктах питания; экономическая доступность продовольствия для населения; продовольственная независимость (самообепеченность продовольственной продукцией). Между блоками мониторинга, оптимизационной коррекции и блоком целей регулирования существует обратная взаимосвязь, на основе проведенной оценки эффективности предполагается последующая корректировка мер и направлений аграрной политики по обеспечению продовольственной безопасности.
Для оценки эффективности аграрной политики по критериям обеспечения продовольственной безопасности предлагается использовать интегральный показатель - индекс эффективности аграрной политики (Ieap _ Effectiveness Index of Agrarian and Food Policy), рассчитанный на основе экономических, финансовых и социальных индикаторов:
1 ap =Z (ie + h + if ), где ie - индикатор экономической эффективности аграрной политики; is - индикатор социальной эффективности аграрной политики; if - индикатор финансовой эффективности аграрной политики.
Индикатор экономической эффективности аграрной политики (ie) определяется на основе коэффициента фактического потребления продовольствия населением, индикатор социальной эффективности (is) определяется на основе анализа ряда показателей: доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума; доли расходов на питание в структуре расходов домашних хозяйств на конечное потребление; степени неравномерности распределения населения по уровню доходов, индикатор финансовой эффективности аграрной политики (if) рассчитывается на основе анализа достигнутого уровня самообеспечения продовольствием [2].
Диапазон значений индекса эффективности аграрной политики (Ieap) может варьироваться в пределах 0 < I < 1 и зависит от достигнутого уровня эффективности
аграрной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Так, для регионов ЮФО в 2015 г. значение индекса эффективности аграрной политики составило:
1 ap = 1 (ie + is + if ) = 0,7
В соответствии с установленными пороговыми значениями показателя (0,6 < I < 0,8 ) можно сделать вывод, что эффективность аграрной политики Южного макрорегиона находилась на допустимом уровне. Отклонение рассчитанного показателя от 1 было связано с недостаточной эффективностью аграрной политики по социальным индикаторам.
Заключение. Предложенная модель экономического механизма оптимизации аграрной политики позволит на основе реальных статистических данных проводить оценку эффективности аграрной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности. В результате проведенных расчетов и эмпирических данных, полученных в рамках построенной модели, существует возможность получения объективной оценки для последующего выбора приоритетных мер по оптимизации аграрной политики в современных экономических условиях с учетом влияния внешних и внутренних факторов.
Библиографический список
1. Акулов, В.Б. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования: возможности использования в современной экономике [Текст] / В.Б. Акулов. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993. - 160 с.
2. Антамошкина, Е.Н. Аграрная политика: эффективность и условия оптимизации [Текст] / Е.Н. Антамошкина // Продовольственная политика и безопасность. - 2016. - Том 6. -№ 3. - С. 141-143.
3. Большой экономический словарь [Текст]/ Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1998. - 857 с.
4. Иншаков, О.В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России [Текст] / О.В. Иншаков. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1995. - 450 с.
5. Кульман, А. Экономические механизмы [Текст] / А. Кульман. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - 189 с.
6. Мизес, Л. Теория и история: интерпретация социально-экономической эволюции [Текст] / Л. Мизес; под ред. проф. А.Г. Грязновой. - Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 295 с.
7. Милосердов, В.В. Аграрная политика России - ХХ век [Текст] / В.В. Милосердов, К.В. Милосердов. - М.: ФГУП ВО Минсельхоз России, 2002. - 543 с.
8. Назаренко, В.И. Россия и зарубежные страны. Модели аграрной политики. [Текст] /В.И. Назаренко. - М.: Памятники исторической мысли, 2008. - 467 с.
9. Осипов, Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма [Текст] / Ю.М. Осипов. -М.: Изд - во МГУ, 1994. - 368 с.
10. Тимофеева, Г.В. Механизм оптимизации аграрной политики по критериям обеспечения продовольственной безопасности региона [Текст] / Г.В. Тимофеева // Вестник НГУЭУ. -2016. - № 3. - С. 41-48.
11. Трейси, М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: введение в теорию, практику, политику [Текст] / М. Трейси. - Пер. с англ. - СПб.: Экономическая школа, 1995. - 431 с.
12. Эренберг, Р.Дж. Современная экономика труда [Текст] /Р. Дж. Эренберг, Р.С. Смит. - Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 800 с.
13. Herforth А., Gill М. Strengthening the links between nutrition and health outcomes and agricultural research // Food Security. - June 2015. - Volume 7. - Issue 3, - P.457-461.
14. Grace D., Mahuku G., Hoffmann V. International agricultural research to reduce food risks: case studies on aflatoxins // Food Security. - June 2015. - Volume 7. - Issue 3, - P. 569-582.
15. Lorenz E.N. Deterministic nonperiodic flow // J.Atmosf. Sci., - 1963. - Volume 20, - P. 130-131, 1963.
16. Sterman John D. Bysiness Dynamics. System Thinking and Modeling for a Complex World // Mc.Graw Hill, - 2000. - 982 p.
17. Weikard H.P. Phosphorus recycling and food security in the long run: a conceptual modelling approach // Food Security. - April 2016. - Volume 8. - Issue 2, - P. 405-414.
Reference
1. Akulov, V. B. Kejnsianskaya model' makrojekonomicheskogo regulirovaniya: vozmozhnosti ispol'zovaniya v sovremennoj jekonomike [Tekst] / V. B. Akulov. - SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 1993. - 160 s.
2. Antamoshkina, E. N. Agrarnaya politika: jeffektivnost' i usloviya optimizacii [Tekst] / E. N. Antamoshkina // Prodovol'stvennaya politika i bezopasnost'. - 2016. - Tom 6. - № 3. - S. 141-143.
3. Bol'shoj jekonomicheskij slovar' [Tekst]/ Pod red. A. N. Azriliyana. - M.: Institut novoj jekonomiki, 1998. - 857 s.
4. Inshakov, O. V. Mehanizm social'no-rynochnoj transformacii i ustojchivogo razvitiya APK Rossii [Tekst] / O. V. Inshakov. - Volgograd: Izd-vo VolGU, 1995. - 450 s.
5. Kul'man, A. Jekonomicheskie mehanizmy [Tekst] / A. Kul'man. - M.: Izdatel'skaya gruppa "Progress", 1993. - 189 s.
6. Mizes, L. Teoriya i istoriya: interpretaciya social'no-jekonomicheskoj jevolyucii [Tekst] / L. Mizes; pod red. prof. A. G. Gryaznovoj. - Per. s angl. - M.: YuNITI-DANA, 2001. - 295 s.
7. Miloserdov, V. V. Agrarnaya politika Rossii - HH vek [Tekst] / V. V. Miloserdov, K. V. Miloserdov. - M.: FGUP VO Minsel'hoz Rossii, 2002. - 543 s.
8. Nazarenko, V. I. Rossiya i zarubezhnye strany. Modeli agrarnoj politiki. [Tekst] /V. I. Naz-arenko. - M.: Pamyatniki istoricheskoj mysli, 2008. - 467 s.
9. Osipov, Yu. M. Osnovy teorii hozyajstvennogo mehanizma [Tekst] / Yu. M. Osipov. - M.: Izd - vo MGU, 1994. - 368 s.
10. Timofeeva, G. V. Mehanizm optimizacii agrarnoj politiki po kriteriyam obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti regiona [Tekst] / G. V. Timofeeva // Vestnik NGUJeU. - 2016. - № 3. - S. 41-48.
11. Trejsi, M. Sel'skoe hozyajstvo i prodovol'stvie v jekonomike razvityh stran: vvedenie v te-oriyu, praktiku, politiku [Tekst] / M. Trejsi. - Per. s angl. - SPb.: Jekonomicheskaya shkola, 1995. -431 s.
12. Jerenberg, R. Dzh. Sovremennaya jekonomika truda [Tekst] /R. Dzh. Jerenberg, R. S. Smit. - Per. s angl. - M.: Izd-vo MGU, 1996. - 800 s.
13. Herforth A., Gill M. Strengthening the links between nutrition and health outcomes and agricultural research // Food Security. - June 2015. - Volume 7. - Issue 3, - P.457-461.
14. Grace D., Mahuku G., Hoffmann V. International agricultural research to reduce food risks: case studies on aflatoxins // Food Security. - June 2015. - Volume 7. - Issue 3, - P. 569-582.
15. Lorenz E.N. Deterministic nonperiodic flow // J.Atmosf. Sci., - 1963. - Volume 20, - P. 130-131, 1963.
16. Sterman John D. Bysiness Dynamics. System Thinking and Modeling for a Complex World // Mc.Graw Hill, - 2000. - 982 p.
17. Weikard H.P. Phosphorus recycling and food security in the long run: a conceptual modelling approach // Food Security. - April 2016. - Volume 8. - Issue 2, - P. 405-414.
Е-mail: [email protected]
УДК 332.3:631.11
СОЗДАНИЕ, ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПЕРИОД ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
CREATION, STORAGE AND USE OF LAND-BUILDING DOCUMENTATION IN THE PERIOD OF LAND TRAN SFORMATIONS
А.В. Воробьев, кандидат экономических наук, доцент
А.Д. Ахмедов, доктор технических наук, профессор
A.V. Vorobyov, A.D. Akhmedov
Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd State Agrarian University
Представленные исследования показывают, что объективный мониторинг земельных ресурсов невозможно осуществить без наличия базовых данных о состоянии и структуре земельного фонда в границах муниципальных образований. В процессе проведенного анализа установлено, что текущий учет сельскохозяйственных угодий в регионе не ведется. Изменения по видам угодий (пашня, залежи, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища, несельскохозяйственные угодья) на графических материалах не отражаются, их площади не уточняются и в учетные документы не заносятся. Управление Росреестра по Волгоградской области ежегодно переписывает старые данные, вставляя их в земельный отчет. Земельные участки, имеющие кадастровые номера, площадь, кадастровую стоимость, статус ранее учтенных, часто формируются в счет земельных долей без разделения их на измененные и образуемые, включаются в «нулевые» кадастровые кварталы и фактически учитываются дважды. В период земельных преобразований на территории Волгоградской области создано большое количество землеустроительной документации. После ее сбора, обработки и учета вся информация вклю-
303