Научная статья на тему 'Экономический механизм: определение, классификация и применение'

Экономический механизм: определение, классификация и применение Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
13831
754
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ / СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Бычкова Алла Николаевна

В статье приведены основные подходы к определению понятия «экономический механизм», выделены типы экономических механизмов и проанализирована структура этого понятия для каждого типа экономических механизмов. Представлена взаимосвязь понятий «экономический механизм», «институт» и «экономический закон».

Economic mechanism: to be defined, ranged and applied

The article provides the main approaches to determine the concept «economic mechanism», highlighting its types and analyzing each type structurally. The article also considers correlation of «economic mechanism», «institute» and «economic law».

Текст научной работы на тему «Экономический механизм: определение, классификация и применение»

УДК 330.113

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ

ECONOMIC MECHANISM: TO BE DEFINED, RANGED AND APPLIED

А.Н. Бычкова

A.N. Bychkova

Омский государственный университет путей сообщения

В статье приведены основные подходы к определению понятия «экономический механизм», выделены типы экономических механизмов и проанализирована структура этого понятия для каждого типа экономических механизмов. Представлена взаимосвязь понятий «экономический механизм», «институт» и «экономический закон».

The article provides the main approaches to determine the concept «economic mechanism», highlighting its types and analyzing each type structurally. The article also considers correlation of «economic mechanism», «insti-tute» and «economic law».

Ключевые слова: экономический механизм, управление, взаимодействие, экономические законы, структура механизма.

Key words: economic mechanism, management, interaction, economic laws, mechanism structure.

История термина «экономический механизм» весьма молода. Так, например, А. Кульман в своей работе «Экономические механизмы», вышедшей в свет в 1993 г., подчеркивал, что еще в 60-е гг. XIX в. известные экономические словари не включали в свой состав такой термин [1, с. 12]. Но сегодня этому термину уделяется первостепенное внимание: механизм развития национальной экономики, механизмы повышения эффективности и конкурентоспособности промышленности, механизмы государственного регулирования инновационной сферы, механизмы управления эко-лого-экономическими системами и т. д. - это лишь незначительный перечень тем аналитических исследований, докладов, научных публикаций. Вышеперечисленное характеризует многоаспектность данного термина и его высокую значимость для экономической науки в целом. Объяснить эту популярность можно крайне высокой необходимостью эффективно управлять направленным развитием экономики государства в условиях морально и физически устаревших основных фондов предприятий, активного развития науки и техники, неизбежного истощения природных ресурсов, высокой степени интеграции в сотрудничестве стран, глобализации многих процессов, что создает высокую степень неопределенности в

© А.Н. Бычкова, 2010

силу национальных, территориальных, политических и идеологических различий. Поиск наиболее эффективных схем управления и взаимодействий, которые учитывали бы базовые экономические закономерности, становится основной задачей в исследовании экономических механизмов.

Какие бы мы не использовали источники, различные определения термина «механизм» в основе своей имеют общее: механизм - это множество взаимосвязанных элементов, которые приводят в движение объект. При этом выделяется два подхода: механизм может рассматриваться как совокупность элементов, воздействующих на развитие объекта, и как взаимосвязь и взаимодействие элементов, обеспечивающих развитие объекта.

Рассмотрим первый подход к определению понятия «экономический механизм». Механизм как инструмент воздействия характеризует процесс управления каким-либо объектом. Структура такого механизма включает следующие элементы: объект - это управляемый элемент, который изменяется под действием центра управления в желательном для последнего направлении; центр - это управляющий элемент, осуществляющий воздействие; субъекты механизма - это носители предметно-практической деятельности (индивид или группа индивидов), участвующие в работе «механизма»; алгоритм «работы» механизма, пред-

ставляющий собой совокупность функций управляющих воздействий и методов и способов достижения целей управления; параметрическое описание планируемых результатов, характеризующих стадию развития объекта; условия, способствующие или препятствующие «работе» механизма, или факторы, способные изменить алгоритм «работы» механизма; принимаемые к анализу допущения или ограничения применения механизма, при которых возможно достижение целевой эффективности. Описание механизма управления кроме описания вышеприведенных элементов дополнительно должно включать характеристику языка описания - логико-аналитического, графического, математического и др., а также характеристику целевой функции, для реализации которой создается механизм. Специфика приведенной выше структуры управленческого механизма заключается в особой роли центра - элемента, который определяет правила «работы» механизма, а также в слабой обратной связи субъектов и центра. При этом интенсивность обратной связи обратно пропорциональна «размеру» объекта, например, обратная связь по такому емкому объекту, как реальный сектор экономики представляет собой реакцию этого сектора на управляющее воздействие с накопленным за прошлые года эффектом и возможными предположениями субъектов о влиянии этого механизма на их будущее.

В целом это в большей степени «вертикальные» взаимоотношения с субъектами по типу «управление сверху-вниз». Необходимо отметить также, что экономический управленческий механизм - это категория более широкая, чем организационная система управления, например, в части трактовки объекта системы [2, с. 195], к которому в системах управления традиционно относят людей или коллективы людей, и, как следствие, разделения понятий объекта и субъекта.

Можно привести много примеров управленческих механизмов, например, на уровне экономики страны в целом: механизмы эффективной бюджетно-налоговой политики российского государства; организационно-экономические механизмы стабилизации и устойчивого развития промышленных предприятий; механизмы привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов России; механизмы преодоления внутрирегиональной социально-экономической дифференциации; механизмы использования инвестиций на этапе трансформации финансовых рынков в России и т. п. К управленческим механизмам, реализующим процессы какого-либо воздействия на иссле-

дуемые объекты на микроуровне можно отнести, например: механизм согласования требований к качеству продукции производственного назначения; механизм повышения эффективности управления предприятиями гостиничной индустрии; механизм формирования и управления конкурентными преимуществами промышленного предприятия; финансовый механизм распределения прибыли предприятий в России; механизм стимулирования инвестиционных процессов на предприятиях и т. п.

Объектами управленческого механизма могут быть: экономика страны в целом, отрасли народного хозяйства, организации и предприятия разных форм собственности и сфер деятельности, индивидуальное предпринимательства. Например, механизм стабилизации национальных финансов, механизм государственного регулирования АПК, финансово-экономический механизм оценки эффективности инвестиций при выборе и внедрении информационных систем предприятий, экономический механизм компенсации социального ущерба на угольных предприятиях.

В роли центра управленческого механизма могут выступать: государство в лице государственных органов всех видов власти, корпоративные управленческие центры и общественные организации, а также неформальные структуры. Например, механизм государственного регулирования энергоэффективности экономики России, организационный механизм управления интрапренерскими подразделениями на промышленном предприятии, механизм формирования общественного мнения.

К субъектам управленческого механизма можно отнести организации и предприятия, физические лица и государственные органы, прямо, т. е. в роли центра или объекта, или косвенно вовлеченные в процесс «работы» механизма или ощущающие на себе результаты работы механизма. При этом в механизме управления субъект может совпасть с объектом, или центром или (в терминологии систем управления) с управляемой или управляющей системой.

Специфика используемых в механизмах методов и способов управления позволяет выделить следующие их типы, например: организационные, институциональные, финансовые, природоохранные, социально-экономические, инвестиционные, инновационные, адаптационные, трансфертные, концессионные, антикризисные и т. д. Характер, используемых механизмом, функций управляющих воздействий позволяет разделить механизмы на мотивационные и механизмы принуждения. В первом

случае механизм создает условия, косвенно влияющие на реализацию целевых намерений и мотивирующие субъекты к достижению поставленных механизмом целей в их хозяйственной деятельности, например, механизм стимулирования инвестиций в промышленное производство. Во втором случае механизм напрямую определяет правила действий или поведения субъектов, например, финансовый механизм таможенного обложения. Мотивационный вариант предполагает учет интересов и потребностей субъектов, и качество алгоритма будет определяться степенью совпадения предлагаемых механизмом стимулов и интересов субъектов.

Качество результатов «работы» механизма может измеряться количественными и качественными показателями, такими как уровень эффективности инвестиционных вложений (количественный показатель), уровень инвестиционной привлекательности (интегральный показатель) или качество промышленной продукции; степенью и темпом развития объекта, например: интенсификацией интеграционных процессов, снижением распространенности профессиональных заболеваний работников угольной отрасли; качеством получаемого результата в целом, таким как, например, механизм стабилизации национальных финансов или механизм преодоления трансформационного спада.

Условия или факторы, способствующие или препятствующие работе механизма, можно систематизировать на внешние (политические, экономические, правовые, социальные, научно-технические и т. д.) и внутренние, характеризующие ресурсную базу объекта (материальные, трудовые, человеческие или психофизиологические, интеллектуальные, информационные и т. д.).

Допущения или ограничения представляют собой исключения из общих правил управления, определяющих особенности алгоритма конкретного механизма. Жизнеспособность механизма зависит от уровня и значимости этих допущений - «неучтенных обстоятельств» [3, с. 50], которые, по мнению В.М. Полтеровича, определяют «зыбкость теоретических конструкций». Этот элемент в большей степени, чем все остальные объясняет необходимость систематизации структуры элементов как управленческого, так и других видов механизмов, а также может быть критерием достижения целевой эффективности экономического механизма.

Характеристика оптимальности, вероятно, будет определяться простотой используемого в механизме алгоритма, что определяет объем ре-

сурсного обеспечения процесса реализации экономического механизма на практике, при условии достижения плановых целевых результатов.

Второй подход к определению понятия «экономический механизм» заключается в определении механизма как инструмента взаимодействия субъектов. Такой механизм определяет принципы и последовательность выполнения определенных действий между различными субъектами, например: механизм параметрической координации взаимодействия в системе поставщик - заказчик; система антикризисного управления на промышленных предприятиях - механизмы участия трудового коллектива; институциональная составляющая эффективного взаимодействия малого и крупного бизнеса в системе региональной экономики - формы, модели, механизмы; модели и экономические механизмы согласованного взаимодействия в промышленных комплексах; модели и механизмы управления межкорпоратив-ными взаимодействиями в авиационно-промышленном комплексе и т. п.

Если рассматривать структуру этого типа механизмов, то объект механизма взаимодействия ограничивается объемом или сферой интересов субъектов и, вероятно, имеет смысл на уровне отраслей, предприятий, формальных и неформальных объединений субъектов. Роль центра, в данном случае независимого арбитра, ограничивается функцией организации и/или контроля выполнения правил, разработанных субъектами на основе учета интересов всех сторон. При этом есть механизмы, в которых роль центра минимальна, например механизм параметрической координации взаимодействия в системе «поставщик - заказчик». В данном случае центр создает условия, благоприятствующие развитию указанных отношений, и определяет основные, фоновые правила игры, например рыночные условия ценообразования и правила налогообложения хозяйственных сделок. Наиболее значима роль центра в механизмах взаимодействия типа «один ко многим» или «многие ко многим», например аукционах, где центр выступает и организатором, и контролером проводимых торгов. Но в данном случае право субъектов в выборе правил определяется его возможностью выбирать те виды аукционов, которые в большей степени отражают его интересы, не говоря уже о механизмах, в которых субъекты влияют или определяют правила взаимодействия напрямую.

К субъектам механизма взаимодействия можно отнести объединения предприятий, организации и предприятия, физические лица, участвующие в разработке правил взаимодей-

ствия. Методы и способы взаимодействия могут быть разных типов: информационные, перераспределение функций (например, аутсорсинг), заключение различного рода сделок (договорные отношения), проведение торгов, интеграционные процессы и т. д. Характер этих методов в большей степени мотивационный. Качество результатов «работы» механизма взаимодействия может измеряться продолжительностью существования такого механизма, так как целевая функция направлена не на развитие каких-либо процессов, а на согласование и реализацию интересов субъектов. Условия или факторы, способствующие или препятствующие работе механизма, допущения или ограничения, представляющие собой исключения из общих правил, для управленческих механизмов применимы и для механизмов взаимодействия. Отличительным от управленческого механизма является активная обратная связь субъектов и центра механизма взаимодействия, что определяет в большей степени «горизонтальные» взаимоотношения самих субъектов.

К этому же типу можно отнести тип экономического механизма, представленный теорией экономических механизмов Л. Гурвица, который определяет схему взаимодействия между субъектами и центром и вводит условие эффективности механизма - совместимость стимулов как некоторое предположение о рациональном поведении субъектов [4, с. 9]. Под экономическим механизмом в данном случае понимается процесс взаимодействия, позволяющий достигнуть заданной цели при согласовании интересов всех субъектов. Этот подход учитывает роль информации, которая характеризует степень неопределенности, которая, в свою очередь, управляет рациональным поведением субъектов. Дисбаланс информационных потоков, т. е. ситуации, когда участники взаимодействия обладают неодинаковой информацией о предпочтениях и возможностях друг друга, характеризует наличие асимметричной информации, что, по мнению Л. Гур-вица, является причиной недееспособности и несовершенства рынков [4, с. 7], т. е. приводит к нарушению действия экономических законов - естественных закономерностей. Таким образом, эффективность механизма взаимодействия должна определяться степенью реализации интересов субъектов, а оптимальность -сложностью схем взаимодействий и информационных потоков между субъектами.

Кроме описанных выше двух подходов к определению понятия экономического механизма есть еще один подход - определение экономического механизма как определен-

ной последовательности взаимосвязанных экономических явлений, которая носит объективный характер [1, с. 13] и может объяснять некоторый естественный эволюционный процесс развития рассматриваемого явления. С этой точки зрения А. Кульман относит к экономическим механизмам, например, механизмы равновесия национальной экономики и внешнего мира, механизмы равновесия между производством и потреблением, механизмы превращения капитала в доход и дохода в капитал - это он называет механизмами открытого типа, так как результатом действия такого механизма является новое, отличное от исходного экономическое явление [1, с. 17]. К механизмам закрытого типа он относит, например, механизм экономических циклов, механизмы мультипликаторов - механизмы, которые воспроизводят исходное явление в больших или меньших масштабах.

Примеров таких механизмов можно привести немало: механизм влияния внешнеторговых экспортных цен на основные макроэкономические показатели России; экономические механизмы развития российского рынка газа в условиях глобализации мировой экономики; приоритеты, механизмы и модели экономического развития региона, механизмы передела собственности в современной России и т. д. Механизм сырьевой модели развития, рассмотренный С. Гуриевым и А. Плехановым в статье «Экономический механизм сырьевой модели развития» [5, с. 5], тоже можно отнести к этому типу механизмов. Примечательно, что в данном случае анализ механизма, его элементов и особенностей проведен без точных определений самого понятия и его составных элементов. Но, по существу, исследуется именно механизм, следствием «работы» которого являются проблемы экономической политики, с которыми сталкиваются страны - крупные экспортеры сырья. Причины, влекущие за собой описанные в статье проблемы, лежат в основе закономерностей развития стран, богатых природными ресурсами; зависимости макроэкономических показателей от цен на ресурсы; закономерности влияния политических и экономических институтов на экономический рост и т. д. [5, с. 3]. Целью исследования является поиск и описание этих механизмов - закономерностей для того, чтобы можно было прогнозировать последствия и предлагать какие-либо рекомендации. Аналогичный подход представлен в исследовании Н. П. Иванова «Глобализация и общество: проблемы управления» [6, с. 3]. Автор анализирует проблемы управления обществом в условиях глобализации с точки

зрения закономерностей развития сложных систем (!), используя в качестве инструментария теорию неравновесной термодинамики. Открытость и замкнутость, неравновесность, самоорганизация систем, фактор сознания - характеристики таких систем. При этом механизмами он называет системы управления / регулирования исследуемых объектов на макроуровне как базовых закономерностей развития экономики, относя к ним, например, рыночный механизм. Таким образом, и это исследование можно отнести к исследованиям экономических механизмов как некоторых глобальных закономерностей развития, но определение «экономического механизма» в данном случае базируется на теории систем управления.

Если вернуться к механизму как эволюционному процессу, то структура такого механизма аналогична структуре управленческого механизма, но роль центра в данном случае играет некоторый первоначальный импульс, который «запустил» работу механизма в прошлом. Центр в данном случае является причиной возникновения последовательности явлений, которые могут проявлять себя как макро-структурные закономерности. Параметрическое описание результатов, характеризующих стадию развития объекта, должно дополняться характером воздействия механизма на субъекты или характеристикой процессов, возникающих между субъектами.

Можно привести пример краткого описания структуры, например, рыночного механизма ценообразования. Объектом и субъектами этого механизма являются процесс ценообразования между продавцами и покупателями товара. Центром в данном примере является государство, принявшее за основу организации экономических отношений в стране свободный принцип ценообразования. Алгоритм проявления или «работы» закономерностей -это процесс формирования равновесной цены. Конечный результат - цена, обладающая двумя свойствами: она едина и позволяет заключать максимально возможное количество сделок. Долгосрочный аспект результата работы данного механизма следующий: равновесная цена способна обеспечить равновесие между производством и потреблением и цена товара постоянно стремится к его себестоимости (в данном случае это параметрическое описание результатов, характеризующих стадию развития объекта). К условиям, способствующим или препятствующим «работе» закономерностей в данном случае можно отнести влияние доходов покупателей и цен товаров-субститутов на изменение спроса, а цен производствен-

ных ресурсов - на предложение. Принимаемые к анализу допущения или ограничения, способствующие формализации описания закономерностей, - это известные всем существование совершенного рынка и стандартизированного товара и наличие определенных побудительных мотивов, которыми руководствуются участники обмена. К этим ограничениям, например, А. Кульман добавляет еще два: 1) режим экономической свободы можно поддерживать только ценой сокращения свободы объединений; 2) четкое упорядочение процедуры банкротства обеспечивает беспрепятственное действие рыночного механизма. Сколько еще существует «неучтенных обстоятельств», которые препятствуют реализации в жизни идеальной модели рыночного механизма? Таким образом, полнота и непротиворечивость описания экономического механизма определяют его жизнеспособность, а также возможность использования для прогнозирования или разработки рекомендаций по реализации целевой функции этого механизма.

Завершая анализ определений и структуры разных видов экономического механизма, можно привести косвенное подтверждение обоснованности приведенной выше систематизации механизмов на управленческие механизмы, механизмы взаимодействия и механизмы-закономерности. Этим подтверждением служит классификация механизмов, предложенная Н. Ивановым, который, не определяя того, что конкретно относится к «базовым принципам реализации механизма», по этому критерию делит механизмы на «рыночные, действующие на основе саморегулирования, «командно-иерархическую вертикаль» и информационно-сетевые, основанные на горизонтальных взаимных связях элементов системы [6, с. 6]. Имея ввиду проведенный выше анализ, можно сказать, что этим критерием является роль центра в «работе» механизма: в «рыночных» механизмах действует «невидимая рука» А. Смита, «командно-иерархическая вертикаль» включает активную управляющую роль центра, а информационно-сетевые структуры - это саморазвивающиеся механизмы, регулируемые участниками, в которых центром является орган, координирующий взаимодействие всех участников.

Рассмотрим еще один аспект в определении экономических механизмов. Выделение многими исследователями термина «механизмы» среди таких вроде бы однородных понятий, как «стратегии», «методы», «условия», «модели», «факторы», «методологии», «концепции» позволяет говорить о том, что суще-

ствуют дополнительные признаки, позволяющие выделить это понятие как отдельную категорию, которая наиболее точно описывает предмет исследования.

Проанализируем эти отличия на понятийном уровне. Стратегия отличается от механизма обоснованием направленности и интенсивности развития объекта, а механизм определяет способы ее реализации, поэтому эти два термина не пересекаются. Методы и способы представляют собой элементарные инструменты аналитического, исследовательского характера и инструменты реализации намерений и планов, а механизм носит комплексный характер, включающий в себя систему определенных методов и способов. Условия определяют ограничения и требования для получения целевого результата и являются составной частью механизма. Модель - формализованное описание исследуемого явления в фактическом или идеальном формате, а механизм - способ реализации модели на практике, адаптированный к влиянию конкретных факторов, специфичных условий. Факторы - это причины, влияющие на исследуемое явление или предмет, и механизм включает в свой состав влияние факторов как один из элементов. Методологии определяют базовые подходы проведения аналитических исследований и разработки вариантов решений, а механизмы являются результатом применения тех или иных методологических оснований, что в равной степени относится и к концепциям - теоретическим основам методологий. Поэтому выделение термина «экономический механизм» как самостоятельного, не пересекающегося по содержанию с остальными, вполне обосновано.

Учитывая все вышеприведенное, можно сформулировать обобщающее определение экономического механизма: экономический механизм - это совокупность способов управления и взаимодействия субъектов, целевой функцией которого является рациональное хозяйствование и формирование устойчивых закономерностей в развитии экономики.

Выделение целевой функции означает допустимость существования неэффективных и неоптимальных механизмов, и примером в данном случае может служить механизм коррупции. Особенности этого механизма взаимодействия субъектов определяются ограниченным числом субъектов, имеющим расширенный доступ к разного рода ресурсам (финансовым, природным, административным и т. д.). К объекту этого механизма относятся права на ресурсы, центром в данном случае являются неформальные структуры, форми-

рующие правила распределения и перераспределения прав на ресурсы. Характеристика остальных элементов соответствуют структуре классического механизма взаимодействия, но подход с точки зрения классификации механизмов дает возможность ответить на вопрос почему трудно избавиться от коррупции. Ответ прост: особенность механизмов взаимодействия определяет их устойчивость за счет согласованности интересов субъектов.

Приведенное выше определение экономического механизма не включает в себя третий вид экономического механизма - механизма как экономической закономерности, а лишь определяет эту экономическую закономерность как целевую функцию по следующим причинам. Целенаправленное творчество человека проявляется в создании искусственных механизмов взаимодействия и управления на стратегических направлениях развития экономики. Непосредственный и краткосрочный результат творческой деятельности по проектированию искусственных механизмов в случае удачных решений способствует тиражированию положительного опыта и формированию долгосрочных последствий, закрепляемых в экономике как естественные, закономерные процессы, а в случае отрицательного эффекта приводит к разрушению сложившихся схем взаимодействия, поиску новых вариантов, которые могут способствовать появлению новых закономерностей и так до бесконечности. Это эволюционный процесс, который совершенствуется с появлением новых технологий проектирования механизмов, активным развитием информационных потоков и коммуникаций, и в рамках отдельного направления завершается совершенствованием экономических отношений субъектов. Но здесь существует некоторое промежуточное звено, так как закономерности развития экономики в целом сначала закрепляются в виде разного рода институтов и затем трансформируются в глобальные закономерности экономического развития. Тогда получается, что через логическую цепочку «экономический механизм - институт - экономический закон» можно увязать описанные выше подходы к трактовке понятий «экономический механизм» и «экономический закон». Вероятно, здесь можно сделать вывод о том, что лишь эффективный, оптимальный экономический механизм является основой института, который сможет обеспечить регулирование конкретной сферы продолжительное время и впоследствии вызвать проявление экономических закономерностей в развитии государства в целом. Поэтому нельзя полностью

отождествлять понятия «экономический механизм» и «экономический закон» в силу того, что закономерности, определяющие функционирование и развитие системы макроуровня, несводимы со свойствами ее элементов, даже если в совокупности формируется целостный механизм. Макроэкономические рынки существуют не сами по себе, а во взаимодействии друг с другом, при этом каждый из них имеет свое макроравновесие, и их взаимодействие формирует макроэкономический кругооборот. На этом уровне возникает «эффект самовос-производства, что определяет высокий потенциал макродинамической системы к сбалансированному развитию». И здесь необходимо согласиться с авторами: «мы не сможем ни описать, ни просто понять взаимодействие макрорынков, если будем анализировать только действия конкретных рыночных субъектов» [7, с. 48]. Именно поэтому к экономическим закономерностям неприменимы категории эффективности и оптимальности, использованные в качестве характеристик управленческих механизмов и механизмов взаимодействия.

Есть и другой аргумент, голосующий за разделение понятий «экономический механизм» и «экономический закон». В своей работе «Введение в институциональный анализ»

В.Л. Тамбовцев разделяет институты на искусственные, которые сформированы осознанными человеческими действиями, осуществляемыми в соответствии с идеальной нормативной моделью, и естественные, как реакцию на те или иные изменения внутренней или внешней среды субъекта [8, с. 76]. Исходя из зависимости понятий «институт» и «механизм», для которых предложена базовая классификация на основе критерия роли центра, можно подтвердить, что естественные институты, очевидно, относятся к экономическим законам, к которым по правилам логики можно применить характеристику естественных институтов как реакции субъекта на изменение среды. На основе этого можно сделать важный вывод о том, что управлять экономическими законами или естественными институтами крайне сложно, если возможно вообще управлять реакцией субъекта на изменение среды. Влияние может быть только опосредованным через проектирование механизмов, из которых выживут только те, которые наиболее эффективны, которые смогут избежать институциональных ловушек и станут институтами, но и это опять же не прямое, а косвенное влияние на закономерности развития экономических явлений.

Что же касается хозяйственного механизма, аспекты функционирования которого ис-

следовали такие авторы, как Л.И. Абалкин, Ю.М. Осипов, А.Г. Куликов и многими другими, то это обобщенный подход к характеристике экономической системы с точки зрения принципов ее организации и особенностей развития в изменяющейся среде на основе системного подхода [9, с. 6]. Вероятно, с этой позиции «хозяйственный механизм» больше соответствует определению экономического механизма в целом.

Предлагаемый в статье подход к определению понятия «экономический механизм», классификация его видов позволяют конкретизировать любую предметную область с целью анализа проблем развития экономики и их причин, обеспечивая при этом полноту и достоверность исследования. Исследованная структура разных типов экономических механизмов позволяет унифицировать подход к анализу эффективности и оптимальности экономических механизмов и определяет основы методики их проектирования.

Примечание: перечень исследований экономических механизмов построен на темах научных работ каталога российской государственной библиотеки.

1. Кульман А. Экономические механизмы. - М.: Издат. группа «Прогресс»; «Универс», 1993. - 192 с.

2. Мухин В.И. Исследование систем управления: учебник. - М.: Экзамен, 2002. - 384 с.

3. Полтерович В.М. Кризис экономической теории // Экономическая наука современной России. - 1998. - № 1. - С. 46-66.

4. Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов // Вопросы экономики. - 2008. - № 1. - С. 4-26.

5. Гуриев С., Плеханов А. Экономический механизм сырьевой модели развития // Вопросы экономики. - 2010. - № 3. - С. 3-10.

6. Иванов Н. Глобализация и общество: проблемы управления // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 4. -

С. 3-15.

7. Ясинский Ю., Тихонов А. Новая информационно-поведенческая парадигма: конец равновесной теории или ее второе дыхание? // Вопросы экономики. - 2007. - № 7. - С. 35-58.

8. Введение в институциональный анализ: учебное пособие / под ред. В.Л. Тамбов-цева. - М.: Изд-во МГУ: ТЕИС, 1996. - 170 с.

9. Абалкин Л.И. Что такое хозяйственный механизм? - М.: Мысль, 1980. - 76 с.