РАЗВИТИЕ АПК
УДК 338.43: 631.173
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ВТО*
Н. А. СЕРЕДА, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и управления техническим сервисом E-mail: sereda_n@mail. ru Р. Р. ШАМИН, аспирант кафедры экономики и управления техническим сервисом E-mail: ruslan. shamin@mail. ru Костромская государственная сельскохозяйственная академия
В статье анализируются проблемы структурных диспропорций развития материально-технической базы агропромышленного комплекса, даются рекомендации по практическому решению вопросов качественной модернизации инфраструктуры сельского хозяйства в рамках требований Всемирной торговой организации на примере Костромской области — одного из типичных аграрных регионов России.
Ключевые слова: производственная инфраструктура, экономический механизм государственного регулирования, государственная поддержка, модернизация.
Нормальное функционирование рыночной экономики сельского хозяйства предполагает наличие и функционирование высокоразвитой инф-
* ВТО — Всемирная торговая организация.
раструктуры. Однако форсированная перестройка экономических отношений вызвала ряд организационно-экономических проблем:
— передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность привела к резкому сокращению их бюджетного финансирования;
— недостаток собственных средств хозяйствующих субъектов усугубил деградацию всех сфер инфраструктуры;
— либерализация цен спровоцировала развитие ценового диспаритета и образование межотраслевых монополий.
За последние десятилетия материально-техническая база сельского хозяйства пришла в полный упадок. Парк машин и оборудования сократился более чем в 2 раза, основная часть имеющихся в
наличии машин выработала нормативный срок службы, физический износ сельскохозяйственных производственных зданий и сооружений превысил в среднем 60 %, а по оборудованию составил 90 %. Особенно глубоко кризисные процессы затронули являющуюся традиционно аграрной Костромскую область. Сейчас оснащенность сельскохозяйственных организаций области тракторами в 3 раза ниже, чем в 1990 г., комбайнами, другими видами сельскохозяйственной техники — в 2—4 раза, не осуществляется строительство новых животноводческих помещений, сооружений для хранения кормов, помещений для обслуживания техники. Инвестиционная активность сельскохозяйственных предприятий и инвестиционная привлекательность сельских территорий в Костромской области крайне низки. Преобладающее большинство организаций находится в сложном экономическом состоянии.
Одним из наиболее негативных факторов, сдерживающих модернизацию сельскохозяйственного производства Костромской области, его материально-технической базы и развития сельских территорий, явился регресс производственной инфраструктуры.
Производственная инфраструктура — это совокупность элементов (подразделений и служб), обеспечивающих основное производство необходимыми ресурсами и услугами, тем самым абстрагируя его от выполнения несвойственных функций самообслуживания.
Являясь неотъемлемой частью производительных сил общества, производственная инфраструктура обеспечивает функционирование материально-вещественных элементов, создает условия для продвижения сырья и готового продукта к местам потребления, сокращения потерь, получения большего количества и повышения качества конечной продукции [3].
В зависимости от специфики и назначения производственную инфраструктуру делят на две группы: внешнюю и внутреннюю. Большинство объектов производственной инфраструктуры носит внешний характер, одновременно обслуживая совокупность предприятий, несколько отраслей, выполняя социальные функции. В агропромышленном комплексе к ним относятся: ремонтно-техническое обслуживание, транспорт, материально-техническое обеспечение, производственно-технологическое обслуживание, связь, электроснабжение. Внутренняя инфраструктура обеспечивает функционирование конкретного объекта. На сельскохозяйственном
предприятии это собственная ремонтно-обслужива-ющая база, внутрихозяйственные дороги, внутренние водоводы, линии электропередачи и т. п.
Формируя необходимые условия для аграрного производства, инфраструктура служит созданию рабочих мест, повышению уровня жизни сельских тружеников. Кроме того, производственная инфраструктура имеет многофункциональный характер, некоторые ее элементы играют и производственную, и социальную роль, в частности, наличие дорожной сети. Развитие инфраструктуры вызывает мультипликативный эффект: формирует производственный, трудовой потенциал, повышает инвестиционную привлекательность региона.
В целом по стране обеспеченность сельского хозяйства объектами производственной инфраструктуры остается крайне низкой [1]. В сельском хозяйстве Костромской области данная проблема занимает одно из ключевых мест (табл. 1).
Отставание Костромской области от среднероссийского уровня по обеспеченности помещениями для хранения сельскохозяйственной техники на 100 тракторов составляет 1,7 тыс. м2. По обеспеченности мастерскими и прочими помещениями для технического обслуживания и ремонта техники для 100 тракторов — 1 тыс. м2. Не лучше обстоит дело и с обеспеченностью области внутрихозяйственными дорогами с твердым покрытием, отставание от среднероссийского уровня составляет 5 п. п. В результате отсутствия дорог с твердым покрытием многие хозяйства не имеют гарантированной круглогодичной связи с центральными усадьбами и животноводческими фермами. Ежегодные потери от бездорожья и простоя техники приводят к неэффективной производственной деятельности.
Транспортная сеть, состоящая из внешних и внутрихозяйственных дорог, является одной из важнейших составных частей инфраструктуры сельскохозяйственного предприятия. Дороги обеспечивают коммуникативную связь предприятий с пунктами сбыта и реализации, повышают динамику производственных процессов.
Протяженность внутрихозяйственных дорог на сельскохозяйственных предприятиях Костромской области сократилась с 7 тыс. км в 2006 г. до 1 тыс. км к 2011 г. (рис. 1). За анализируемый период общая земельная площадь предприятий Костромской области сократилась на 70 %. Несмотря на то, что из производства выбывают в первую очередь наиболее удаленные, необеспеченные транспортной инфра-
Таблица 1
Обеспеченность сельскохозяйственных организаций объектами инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, тыс. м2
Субъект РФ На 100 тракторов Связь с райцентром по автомобильным дорогам с твердым покрытием, % Внутрихозяйственные дороги с твердым покрытием, %
Помещения для хранения техники Мастерские и другие помещения для ТО и ремонта техники
Центральный федеральный округ 5,8 4,2 95,7 60,3
Владимирская область 7,8 4,5 98,1 74,7
Ивановская область 7,9 2,6 96,6 69,8
Костромская область 5,4 2,9 98,3 51,3
Российская Федерация 7,1 3,9 94,2 56,3
Рис. 1. Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий Костромс кой области внутрихозяйственными дорогами:
1 — протяженность внутрихозяйственных дорог, тыс. км; 2 — обеспе ченность дорогами на 1 000 га общей земельной площади, км
структурой территории, протяженность внутрихозяйственных дорог снижалась еще более высокими темпами. Это связано с тем, что дороги приходят в негодность, не ремонтируются сельскохозяйственными предприятиями. Если в 2006 г. на 1 000 га площади приходилось 5,66 км дорог, то в 2011 г. этот показатель составил всего 2,63 км (рис. 1).
Наряду с развитием внутренней инфраструктуры сельскохозяйственных организаций большое значение для эффективного функционирования производства имеет состояние внешней инфраструктуры АПК. Масштабы ее развития должны находиться в определенном сбалансированном соотношении с элементами внутренней инфраструктуры: недостаток одних способен компенсироваться преобладанием других составляющих. Так недостаточное развитие собственной ремонтно-обслуживающей базы в сельскохозяйственных организациях не является ограничением для функционирования производства в случае наличия специализированных ремонтных предприятий в районных центрах, при условии хорошего транспортного сообщения. Незначительные масштабы собственного автопар-
ка сельскохозяйственных организаций компенсируются приобретением услуг по транспортировке грузов у сторонних организаций. Таким образом, развитие внешней инфраструктуры отчасти характеризуется объемами приобретаемых инфраструктурных услуг. Для подтверждения данной гипотезы проанализирована доля расходов на приобретение услуг сторонних обслуживающих организаций в общей сумме производственных затрат сельскохозяйственных предприятий Костромской области.
Доля расходов на услуги и работы, выполняемые сторонними организациями, за анализируемый период уменьшилась на 2,4 п. п., в 2011 г. их сумма составила 654,5 млн руб. Затраты на транспортные услуги в период 2000—2011 гг. увеличились на 0,35 п. п. (рис. 2). В среднем наибольший темп роста наблюдался в животноводстве. Следует отметить, что одновременно с этим значительно увеличилась доля транспортных средств в структуре основных фондов сельскохозяйственных предприятий.
Потребность в транспортных услугах в отдельные периоды года объективно обусловлена сезонностью сельскохозяйственного производства. Однако выявленные структурные диспропорции подтверждают, что имеют место нерациональное использование собственных машин, необоснованное перераспределение работ между собственным и привлеченным транспортом.
При росте общей стоимости услуг по ремонту техники почти в 2,5 раза (с 8,7 млн руб. в 2000 г. до 21,3 млн руб. в 2011 г.) доля этих затрат в структуре сократилась с 0,44 до 0,33 п. п. в основном за счет значительного сокращения затрат на ремонт машин
2000 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 2. Доля стоимости услуг по транспортировке грузов в структуре производственных затрат сельскохозяйственных организаций Костромской области в 2000—2011 гг., п. п.: 1 — в растениеводстве; 2 — в животноводстве
и оборудования в растениеводстве (рис. 3). Происходит это на фоне сокращения собственной ремон-тно-обслуживающей базы сельскохозяйственных предприятий, старения парка техники, что потенциально должно привести к увеличению потребности в ремонте и услугах сервисных предприятий.
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлена проблема структурных диспропорций в развитии материально-технической базы сельского хозяйства. Отставание уровня внутренней инфраструктуры сельскохозяйственных организаций и внешней инфраструктуры АПК приводит к неэффективному использованию имеющихся материально-вещественных элементов производственного потенциала, является препятствием к внедрению современной техники и технологии, новых форм организации производства.
Сложился целый ряд факторов, сдерживающих техническое и технологическое перевооружение отрасли, большинство из них не поддается воздействию со стороны предприятий и недостаточно управляемо за счет рыночных рычагов. Темпы и уровень развития материально-технической базы во многом зависят от эффективности системы
2000 2006
200"
2008 2009
2010
2011
Рис. 3. Доля стоимости услуг по ремонту техники в структуре производственных затрат сельскохозяйственных организаций Костромской области в 2000—2011 гг., п. п.: 1 — в растениеводстве; 2 — в животноводстве
государственного регулирования. Принимаемые государством программы и меры поддержки, безусловно, способствуют вовлечению предприятий в кредитные процессы, однако не дают в итоге высокого производственно-экономического результата.
Существенные изменения в системе государственного регулирования предвидятся в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которая регулирует нормы и правила внутренней поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. Она классифицирует все принимаемые меры на основе главного критерия: оказывают ли они «искажающее» воздействие на торговлю и производство, приведет ли их реализация к получению конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках продовольствия. Большинство применяемых в настоявшее время в России инструментов прямой поддержки сельского хозяйства недопустимо к использованию в странах — членах ВТО.
К мерам государственной поддержки, отнесенным ВТО к «зеленой корзине» и разрешенным к финансированию из государственного бюджета, наряду с другими мерам относятся:
— поддержка совершенствования инфраструктуры (строительство дорог, сетей электросвязи, мелиоративных сооружений и т. п.);
— поддержка приоритетных программ регионального развития.
В Костромской области суммы средств, получаемые ежегодно из бюджетов всех уровней сельскохозяйственными организациями, ежегодно увеличиваются [2]. Сумма субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в период 2006—2010 гг. возросла более чем в 6 раз (рис. 4). Уже в 2011 г. в связи с пересмотром концепции государственной поддержки субсидии на возмещение процентов значительно уменьшились, снизилась и общая инвестиционная активность сельскохозяйственных организаций.
Теоретически (законодательно) намечается усиление роли местных бюджетов, однако для регионального АПК в условиях дефицитности бюджета реализация этой меры становится затруднительной. При анализе фактически сложившейся структуры источников бюджетных средств,
получаемых сельскохозяйственными организациями Костромской области, подтверждается наличие данной проблемы [2] (табл. 2).
Общий размер средств, полученных сельскохозяйственными организациями из бюджетов всех уровней в период 2006—2011 гг., возрос на 81,3 %, при этом сумма средств, направляемых из федерального бюджета, увеличилась почти в 7,5 раза, а из бюджета области и местных бюджетов — сократилась соответственно на 22,6 % и в 5 раз.
Организационно-экономический механизм государственного регулирования малоэффективен. При фактическом использовании более десяти инструментов на формирование материально-технической базы и развитие инфраструктуры воздействуют лишь компенсации затрат на уплату процентов и части стоимости приобретаемой техники. Все применяемые инструменты классифицируются ВТО как меры «желтой корзины» и подлежат сокращению.
Выявлено отсутствие системности в планировании и оценке результатов, комплексности мероприятий, индивидуального подхода, гарантий выполнения обязательств. В действующих в Костромской области в настоящее время программных документах не уделено внимания развитию производственной инфраструктуры. В настоящее время в областной программе «Развитие АПК, рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Костромской области на 2008—2012 годы» в качестве целевого индикатора по разделу «Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства» обозначен показатель «объем привлеченных кредитов».
Рис. 4. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам сельскохозяйственным организациям Костромской области в 2006—2011 гг., тыс. руб.:
1 — краткосрочные кредиты; 2 — инвестиционные кредиты
Продолжающаяся деградация материально-технической базы и производственной инфраструктуры, недостаточная эффективность оказываемых мер подтверждают необходимость совершенствования экономического механизма государственного регулирования. На основании проведенного исследования разработаны следующие рекомендации:
• в региональной программе развития АПК до 2020 г. предусмотреть конкретные проекты, направленные на развитие производственной инфраструктуры и средства их поддержки;
• вместо существующего в настоящее время «распыления» бюджетных средств между сельскохозяйственными предприятиями с помощью разрозненных инструментов следует сосредоточивать целенаправленный набор мер в рамках конкретных проектов;
• при выделении средств государственной поддержки жестко придерживаться принципа адресности и конкурсного отбора. Выбор инструментов поддержки следует осуществлять
Таблица 2
Источники бюджетных средств, полученных сельскохозяйственными организациями Костромской области в 2006—2011 гг., млн руб.
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2011 г. к 2006 г., °%
Получено бюджетных средств, всего 213,1 281,9 420,2 380,3 209,5 386,4 181,3
В том числе:
— из федерального бюджета 33,3 66,5 182,8 159,9 126,9 247,4 742,9
— из бюджета субъекта РФ 179,6 214,3 234,3 219,5 82,0 139,0 77,4
— из местных бюджетов 1,1 1,1 3,0 1,0 0,6 0,02 20,2
Доля регионального и местных бюджетов, % 84,4 76,4 56,5 58,0 39,4 36,0 —48,4 п. п.
индивидуально с учетом производственно-экономических условий конкретных предприятий и проектов;
• средства регионального бюджета следует выделять на условиях софинансирования с местными бюджетами, коммерческими организациями и частными лицами, развивать механизмы государственно-частного партнерства Дальнейшее развитие АПК как Костромской области, так и России в целом невозможно без совершенствования производственной инфраструктуры. Только совместное планомерное развитие как производящих, так и обслуживающих производство отраслей может послужить базой для дальнейшего повышения эффективности функционирования
АПК и увеличения производства продукции, комплексного развития сельских территорий.
Список литературы
1. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года: Федеральная служба государственной статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2008. Т. 6.
2. Середа Н. А., Кочетков И. А. Государственная поддержка инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 32. С. 28—32.
3. Экономика технического сервиса на предприятии АПК / под ред. Ю. А. Конкина. М.: КолосС, 2006.