НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
SCIENTIFIC SCHOOLS
УДК 330.3 М. А. ВИНОКУРОВ
DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(2).261-267 Байкальский государственный университет
экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ 2014 ГОДА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
Аннотация. В статье проанализирована ситуация возникновения экономического и валютного кризиса в России. Подробно рассматривается развитие основных причин кризиса, подчеркивается его тесная связь с предыдущим кризисом 2008 г. Делается вывод, что непоследовательность и нерешительность в проведении экономических реформ привели к кризису 2014 г. Особенностью его явилось резкое обесценение рубля и последовавшее значительное понижение жизненного уровня населения. Для выхода из кризиса автором предлагается ряд мер, в том числе рассредоточение управляющих центров по территории всей страны, а также совершенствование банковской системы. Обосновывается позиция, что основной упор необходимо сделать на реиндустриализацию страны, обновление промышленного потенциала, а в традиционных сырьевых отраслях акцентировать внимание на глубокой переработке. Данные меры позволят в несколько раз повысить общественную производительность труда. Ключевые слова. Кризис; экономическая реформа; валюта; реиндустриализация; планирование; управление; жизненный уровень; инфляция.
Информация о статье. Дата поступления 25 марта 2015 г.; дата принятия к печати 6 апреля 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 апреля 2015 г.
M. A. VINOKUROV
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
THE ECONOMIC CRISIS IN RUSSIA IN 2014 AND POSSIBLE WAYS TO OVERCOME IT
Abstract. The article analyzes the situation of economic and financial crisis occurrence in Russia. The development of main causes of the crisis is thoroughly considered. It is stressed that the current crisis is related to the previous Russian economic crisis of 2008. It is concluded that inconsistency and hesitation in carrying out economic reforms led to the crisis of 2014. The main features of the ongoing crisis are sharp devaluation of the ruble and consequent significant reduction of standards of living. In order to handle such situation the author offers a number of measures which include the control centers dispersal along the country and the banking system enhancements. It is justified that more efforts must be directed towards the country's reindustrialization and industrial capacities modernization, while in the traditional raw materials sectors much attention must be paid to deep processing. Such measures will enable to increase labor productivity several times.
Keywords. Crisis; economic reform; currency; reindustrialization; planning; management; standard of living; inflation.
Article info. Received March 25, 2015; accepted April 6, 2015; available online April 30, 2015.
Рассматривая нынешнюю экономическую ситуацию в стране, хотелось бы быть объективным и главное внимание уделить направлениям совершенствования экономического комплекса.
С начала 2000-х гг. Россия вошла в полосу активного развития экономики. Темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) были в среднем на уровне 5-7 % в год, что позволяло решать не только вопросы развития экономики, но и социальные проблемы. Жизненный уровень населения увеличивался — росли заработные платы, пенсии, социальные пособия. Стала рас-
сасываться демографическая проблема. Основным источником активного развития явились все возрастающие цены на нефть и газ.
В ценовом выражении ВВП (без учета инфляции) вырос в 2,5 раза. По уровню доходов россияне приблизились к 18 тыс. дол. США на человека по паритету покупательной способности [4]. Это один из самых высоких показателей за всю историю развития России. Однако вместе с тем в стране присутствовали и отрицательные явления. Реформа управления экономикой, столь необходимая государству, была фактически
© М. А. Винокуров, 2015
261
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 261-267. ISSN 1993-3541
SCIENTIFIC SCHOOLS
заморожена. Правительство увлеклось ростом заработной платы в ущерб инвестиционным процессам.
Так, за последние 10 лет (2003-2013) среднемесячная заработная плата в стране выросла с 7 до 39 тыс. р., т. е. в 5,5 раз. А если взять такие категории работающих, как госслужащие, военные, полиция, то средняя заработная плата здесь поднялась до 50 тыс. р., увеличившись за указанный период в 8,3 раза [5]. Одновременно темпы роста предлагаемой отечественными предприятиями товарной массы изменялись в несколько раз медленнее. Происходил все больший дисбаланс между производством и фондом оплаты труда. Доля заработной платы в ВВП страны доросла до 35 % (в развитых странах 40-50 %) [3], но при этом общественная производительность труда оставалась практически неизменной и весьма низкой. Этот разрыв финансировался за счет сверхдоходов от нефтегазового сектора (высокие мировые цены). В страну приходила «большая» валюта, на нее закупалась огромная масса товаров, заполнялся товарный рынок, и баланс более или менее соблюдался, правда, постоянно провоцируя рост цен (высокую инфляцию). В СССР в конце 80-х гг. прошлого столетия наблюдалась та же самая картина. Денежная масса значительно превышала товарную, но цены по идеологическим причинам отпустить боялись, и возник товарный дефицит, который вылился в бесконечные очереди в магазинах буквально за всем — от крупы до автомобилей. Правительство Павлова в конце 80-х гг. XX в. вместо того, чтобы в плановом порядке увеличить цены, начало конфиска-ционный обмен денежных купюр. В тот период увеличение цен примерно в 2,0-2,5 раза сразу бы уравняло ситуацию между товарной массой (в рублях) и суммой наличных денег, гулявших по стране. Сейчас налицо то же самое экономическое явление, но пошли проверенным гайдаровским путем через безграничное повышение цен, тем самым сужая круг потребителей. Это противоположный советской практике путь, но тоже дорога тупиковая.
По затухающей шли инвестиционные вложения в экономику, и к 2014 г. они были в 2 раза ниже, чем того требовала экономика развития. В 2013 г. они составили 19 %, а в развитых экономиках должно быть до 35-40 %. Вывоз капитала не прекращался. Однако правительство никак не реагировало на ситуацию, не было предпринято ни одного серьезного шага по реформированию экономики. Мало того, налоговое
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 2. С. 261-267. ISSN 1993-3541
бремя на предприятия все время наращивалось, в том числе и на малый бизнес. В результате перечисленных обстоятельств к концу 2014 г. Россия получила значительную экономическую встряску, связанную с обесценением рубля. На валютной бирже в ноябре-декабре 2014 г. порой наблюдалась паника. На наш взгляд, столь значительное обесценение рубля было обусловлено внутренними причинами, внешнее воздействие (в виде санкций) лишь наложилось на ситуацию и усилило негативные последствия, в результате к 2015 г. в России обнаружился полномасштабный экономической кризис.
Причины, повлиявшие, по нашему мнению, на возникновение российского экономического кризиса:
1. Несовершенная система управления экономическими процессами. В течение уже 20 лет в стране господствует монетаристская концепция управления экономикой (грубо говоря, рынок все решает сам), которая давно показала свою полную бесперспективность.
2. Отсталая структура экономики, которая не только не изменяется в пользу роста доли высокоэффективных производств, а наоборот, сырьевая экономика преобладает все больше. За последние 3 года (2011-2014) доходы федерального бюджета наполовину формировались за счет нефтяной и газовой отраслей, причем их удельный вес возрос с 49 % в 2011 г.1 до 51 % в 2014 г. ВВП страны также почти на четверть формировался за счет этих же отраслей.
Вместе с тем рубль, вложенный в сырьевые отрасли, окупается примерно через 12 лет, в машиностроении — через 5-6 лет, в самых передовых отраслях, например электронике, — через 3 года. Пока в России, вкладывая в нефтегазодобычу и транспортировку, получают отдачу через 12 лет, китайцы, к примеру, инвестируя в электронику, четырежды окупают свои затраты. Из быстроокупаемых отраслей интенсивный рост наблюдался только в торговле. По расчетам Е. М. Примакова, доля торгового сектора в ВВП России в 2012 г. составила 26-27 %, тогда как в США — 17 %, Китае — 9 %. Торговые площадки достигли мирового уровня и предлагают совсем не отечественные продукты. Авиастроение гражданских самолетов в России также медленно увядает, хотя СССР был второй державой в мире по их производству. В 2014 г. Россия произвела 38 крупных гражданских авиалайнеров, не будем приводить пример
1 Кризис еще можно остановить // Эксперт. 2013. 28 окт.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 261-267. ISSN 1993-3541
M. A. VINOKUROV
Америки или Европы. Бразилия (только вступив в клуб авиастроительных держав) изготовила за это же время 250 самолетов разных типов. С подобной структурой экономики Россия никогда не будет иметь высоких темпов развития и не станет высокоразвитой страной, поскольку цены на сырье значительно зависят от мировой конъюнктуры, а ВВП в стоимостном выражении всегда определяется состоянием этого рынка во всем мире, а не ситуацией внутри страны.
3. Излишнее увлечение приватизацией даже в ущерб государственным интересам, не принесшее сколько-нибудь значимых доходов. Ставка на то, что частный капитал эффективнее государственного, не оправдала себя. Зачастую в стране государственные предприятия захватывают, разоряют, капитал вывозят, а на большинстве приватизированных предприятий собственники в основном ведут работу на износ, получая максимум прибыли и вывозя ее за рубеж. Более того, нередко выкачивается и вывозится не только прибыль, но и амортизационные отчисления — одна из причин низкого уровня инвестиций в основной капитал. Кроме того, по данным экс-директора НИИ статистики В. Симчеры, в России на сегодня доля иностранного капитала в промышленности фактически доходит до 75 % с учетом перепродажи и второго и следующих уровней приватизации вместо 25% официальной [7]. Это тоже опасный факт и результат «разгульной» приватизации.
4. Финансовая политика, не отвечающая целям развития собственного производства. Ее главной задачей являются фискальные интересы, а не интересы стимулирования экономики. Суммарный уровень налогов в России такой же, как в развитых странах (около 40 % ВВП)1, но там высокий уровень жизни населения и развитая система социальной защиты. Россия придерживается уровня Китая, Бразилии и Мексики, которые ставят перед собой задачу более быстрого развития с целью догнать развитые страны по уровню жизни. В этих странах суммарная налоговая нагрузка в среднем в 1,5 раза ниже, чем в России, поэтому мировой капитал к нам идет неохотно. Кроме того, нынешняя финансовая и налоговая политика направлена на концентрацию почти всех финансовых ресурсов (примерно 80 %) в федеральном центре за счет, прямо скажем, обирания регионов и муниципалитетов (там, где живет основная масса населения). Еще одна из отрицательных особенностей современ-
1 Кризис еще можно остановить // Эксперт. 2013. 28 окт.
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 2. С. 261-267. ISSN 1993-3541
ной России. Надо помнить, что Россия — это не только Москва.
5. Бегство капитала из страны. Последние годы прошли под знаком все усиливающегося ухода капитала за рубеж: в 2011 г. — 81,4 млрд дол., в 2012 г. — 53,9 млрд дол., в 2013 г. — 61 млрд дол., в 2014 г. — около 155 млрд дол. [2; 6]. По расчетным данным Центрального банка РФ, за последние 5 лет вывоз капитала по фиктивным и сомнительным операциям, а также серым схемам составил около 1 трлн р. ежегодно (по курсу на начало 2014 г.) и нисколько не уменьшался. В 2014 г. его доля достигла трети всего вывоза. При этом никаких видимых мер по ограничению вывоза капитала регулятором не предпринимается. Это прямая дорога к удушению российской экономики.
6. Малоэффективная политика в отношении развития малого и среднего бизнеса. На практике получение банковских кредитов при открытии мелкого бизнеса маловероятно, финансовая поддержка из специальных фондов незначительна. В результате малый бизнес дает где-то 8-10 % ВВП и 10-20 % рабочих мест вместо 40-50 %, как в развитых странах [1].
7. Раздутый административный аппарат и его чрезмерное вмешательство в экономику. В России чиновник может закрыть любое производство или нанести бизнесу колоссальный вред, кроме того, в бюджете страны чрезвычайно большая доля затрат на содержание силового блока. По расчетам экономистов, суммарная численность людей с ружьем у нас сейчас около 5 млн на страну с населением 145 млн чел. Одних полицейских и солдат внутренних войск более 1,5 млн чел., разного рода охранников более 1 млн чел. Мало в мире найдется стран с такой долей занятых в силовом блоке.
8. И, наконец, коррупция. Общепризнанно, что коррупция в России съедает до 20 % ВВП, т. е. фактически население вынуждено нести излишние затраты вследствие откровенного и массового воровства. Отсюда ослабление рубля, завышение стоимости отечественной продукции и снижение конкурентоспособности России по большинству позиций. Коррупция — это государственная проблема, показатель эффективности государства, однако борьба с ней ведется больше на словах.
Правительством разработана антикризисная программа, выделены средства на ее реализацию (до 3 трлн р., из них 80 % — это помощь банкам), даже намечены сроки выхода из кризиса. На наш взгляд, это явно неадекватные меры
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2,pp. 261-267. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 261-267. ISSN 1993-3541
SCIENTIFIC SCHOOLS
для преодоления столь широкомасштабной кризисной ситуации. Антикризисная программа практически «списана» с программы 2008 г., но действенность той программы трудно оценить, поскольку тогда стране значительно помогли резко выросшие цены на нефть. Сегодня у многих есть надежда, что все восстановится само собой. Однако сейчас все сложнее, запутаннее и более непредсказуемо, и прежде всего потому, что кризисные явления в экономике не были преодолены: темпы роста ВВП все это время лишь незначительно превышали нулевые. Такая ситуация сложилась в результате отсутствия эффективной модели экономического развития России. Экономика движется по самой простой схеме: получаем сырьевую ренту и тратим ее, особенно не задумываясь, не ставя стратегических целей и не решая конкретных задач.
Повышение экономической безопасности страны, ответственность за будущие поколения требуют коренного пересмотра этой модели. Чтобы остаться в кругу крупнейших экономик мира и удержаться в первой десятке, необходимы ежегодные темпы прироста ВВП не меньше 5-7 % в год, исходя из того, что в среднем мировая экономика прирастает примерно на 3 % в год, но с учетом геополитического положения России и довольно низкого уровня жизни населения в сравнении с развитыми странами темпы прироста должны быть даже выше 7 %.
В основу изменения модели развития должна быть положена концепция реиндустриализации России. В ближайшие 10-15 лет стране следует воссоздать свой промышленный потенциал, обеспечивающий экономическую безопасность. Его доля в ВВП страны должна быть доведена до 40 %, как в свое время было в СССР и сейчас в Китае. Это очень сложная задача, но вполне выполнимая и необходимая с точки зрения геополитического положения России.
Для решения указанной задачи в программе действий надлежит предусмотреть следующий ряд мер:
1. Разработка плана развития на ближайшие годы: что следует делать, в каких объемах, приоритетность выполнения, источники инвестиций, расположение предприятий, установление логистических схем и многое, многое другое. Для реализации перечисленных целей надо восстановить координирующий орган по типу Госплана — изобретение советской экономической мысли, которым сейчас пользуются во многих развитых экономиках мира, только в России полученный опыт «гордо» отринули, впрочем,
как и многое другое из того положительного, что было в СССР. Это не означает, что Госплан должен быть идентичен советскому — являться приказывающим, он должен заниматься индикативным планированием, т. е. быть рекомендательным органом, вырабатывающим основные варианты развития. Для ограждения данной структуры от влияния лоббистов целесообразно расположить ее где-то в центре России и наделить полномочиями министерства.
2. Определение действенных стимулов интенсивного развития экономики. К таким стимулам в первую очередь относятся налоговые. В целом налоговое бремя в стране, считаем, надо снизить на треть, это позволит выровнять уровень налогообложения с быстроразвива-ющимися экономиками и тем самым создаст стимулы притока мирового капитала, но самое главное — перестанет убегать собственный капитал. Задача жесткая, но решаемая.
Кроме самого снижения налогов, их надо территориально перераспределить. Доля централизованных налогов с учетом внебюджетных доходов и таможенных платежей чрезмерна (до 60 %). Для нормального развития регионов, решения их социальных проблем целесообразно придерживаться мировой практики и большую долю налогов отдавать регионам. При этом надо иметь в виду, что в самом федеральном бюджете чрезвычайно высока доля фонда перераспределения налогов между регионами (более 30 % в 2014 г.). Данное обстоятельство, кстати, может быть существенным источником сокращения налогов.
Отдельно хотелось бы остановиться на налогообложении малого и среднего бизнеса. Для ускорения его развития предлагаем изменить налогообложение малых индивидуальных или семейных фирм (с занятостью не более двух человек), оставив для них только подоходный налог, использовать при их регистрации только уведомительный принцип, после регистрации на 5-7 лет наложить мораторий на разного рода административные проверки. Принятие таких мер резко увеличит стимулы к индивидуальному бизнесу, а страна получит массовую занятость. Наряду с налоговыми можно разработать экономические стимулы (ценовые факторы, гарантии по кредитам, поощрительные надбавки и скидки, таможенное регулирование, тарифная политика и т. д.) и широко их использовать.
3. Установление приоритетности развития отдельных отраслей производства. К примеру,
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2, pp. 261-267. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 261-267. ISSN 1993-3541
M. A. VINOKUROV
с целью обеспечения продовольственной безопасности следует принять ряд конкретных мер по стимулированию развития отечественного аграрного сектора, а также сектора переработки сельхоз- и морепродуктов. Необходимо всячески поощрять наращивание экспорта такой продукции. Без продовольственной безопасности не может быть никакой безопасности, и это хорошо показывает наша история.
Считаем целесообразным ускорение развития строительного комплекса — системообразующая отрасль, которая тянет за собой огромный шлейф обслуживающих производств. Данная отрасль наименее зависима от импортных поставок, поэтому в ней можно много сделать, к тому же развитый строительный комплекс напрямую повышает жизненный уровень населения (в виде удовлетворения потребности в комфортном жилье). В России необходимо развитие также всего комплекса машиностроения, особенно транспортного (авиастроение, автомобилестроение, трубопроводы, железнодорожное машиностроение, судостроение), ускоренное и всестороннее совершенствование оборонного комплекса страны, без этого не обойтись. Кроме того, в виде приоритетов могли бы рекомендовать энергетику и, конечно, наш конек — сырьевые отрасли, но с упором на увеличение доли переработки (нефть, газ, лес, руды и т. д.), что значительно поднимет эффективность производства и снизит зависимость этих отраслей от давления извне.
4. Изыскание источников финансирования для реиндустриализации:
- одним из основных могли бы стать резервные фонды, созданные в период высоких цен на нефть. Для этого необходимо отказаться от нынешней концепции накопительства и замораживания огромных средств в виде резервов (особенно в зарубежных ценных бумагах) под ничтожный процент;
- считаем также целесообразным отойти от практики накачивания банков инвестиционными деньгами с тем, чтобы они кредитовали реальный сектор, и начать практику прямого финансирования стратегически важных объектов. Если же делать это при посредстве банков, то давать им средства под залог их акций и других ценных бумаг с обязательным отслеживанием этого процесса;
- ввести в активный оборот «длинные» деньги различных фондов (пенсионного, дорожного и т. д.), а также сформировать механизм стимулирования этих фондов к зарабатыванию допол-
нительных средств, которые, кстати, покрывали бы инфляционные потери;
- привлечь деньги населения, а это немалые суммы: у населения России в банках в 2014 г. находились средства, эквивалентные 240 млрд дол. Государству можно было бы выпустить ценные бумаги для целей реиндустри-ализации под хороший процент и с гарантией возврата. Кстати, сегодня этот метод применил Египет при строительстве второй нитки Суэцкого канала. Население поверило, а государство нашло деньги без кабальных зарубежных займов;
- необязательно брать внешние кредиты для реиндустриализации у западных стран, а можно предоставить определенные преференции инвесторам стран-соседей, в частности Китаю, Японии, Корее и т. д. К примеру, дать Китаю и Японии возможность построить Транссибирскую скоростную железнодорожную магистраль или автомагистраль на правах собственности с долевым участием России. По некоторым расчетам, данный проект может привлечь более 300-400 млрд дол. Кроме того, зарубежным инвесторам на правах собственности можно предложить много других инфраструктурных проектов в России (дороги, электросети, порты и т. д.). Надо искать новые и неординарные формы и способы привлечения капитала.
5. Совершенствование банковской системы. Необходимо сделать банки центральным звеном инвестиционной политики в России. Сложившаяся практика деятельности российских банков весьма бедна по содержанию, малоэффективна и оторвана от производственной деятельности. Задача, на наш взгляд, состоит в том, чтобы слить банковский и промышленный капитал, сделать банки совладельцами и соучастниками производственной деятельности. Классические западные банки прошли этот этап более 100 лет назад. В этом случае банк будет сам заинтересован финансировать предприятия, ибо у них будет взаимное участие в капитале друг друга. Все это позволит резко увеличить капитал банков, они вырастут в крупнейшие и системообразующие центры экономики, смогут выходить на мировой рынок и конкурировать с зарубежными банками.
Очень важно, чтобы Центральный банк РФ снизил ставку рефинансирования до 2-3 % с тем, чтобы банки могли выдавать кредиты инвесторам на приемлемых условиях. При этом нужно продолжать осуществлять жесткий контроль за деятельностью банков. На некоторое время можно ограничить количество банков, имеющих
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2,pp. 261-267. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 261-267. ISSN 1993-3541
SCIENTIFIC SCHOOLS
право работать с валютой, а также ограничить вывод валюты из России. Ввести норму уголовной наказуемости за попытку валютных спекуляций, ведущих к ослаблению рубля, которая должна действовать в отношении всех, невзирая на ранги, должности и т. д. Целесообразно было бы на 1-2 года объявить мораторий на рост тарифов (электроэнергия, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и т. д.), а также настойчиво рекомендовать бизнесу не взвинчивать цены. Это, безусловно, не рыночные меры, но вынужденные в данной ситуации.
6. Для ограждения от жесткой внешней конкуренции России в настоящее время целесообразно выйти из Всемирной торговой организации (ВТО). Надо признать, что российская экономика не готова к такой конкуренции, так как в стране только приступили к модернизации и реиндустриализации. В стране все еще остается высокая затратность, более низкая производительность труда, лет 15 даже не стоит поднимать вопрос о членстве в ВТО. Да, кое-какие потери будут, но они несравнимы с тем ущербом, который уже есть. Кроме того, Россия в основном импортирует готовую продукцию, которая вся контролируется нормами ВТО, а экспортируем на 80 % продукцию добывающих отраслей (нефть, газ, металлы), которую ВТО не контролирует, т. е. выход из ВТО фактически не затронет по большому счету российский экспорт, а на импорт можно поставить свои барьеры. Здесь следует отметить, что роль защитника отечественных производителей, как ни странно, сейчас играют западные санкции, а также ответные антисанкции. По существу, по политическим мотивам российский рынок в значительной степени блокирован для западных производителей, надо только с умом использовать возникшую ситуацию.
7. Выравнивание экономического развития регионов. В России сейчас сложилась парадоксальная ситуация: один регион, а именно Москва с населением 10 млн чел., аккумулирует 80 % финансовых ресурсов всей страны. Это вызвано как сложившейся системой управления, так и организацией налоговых потоков. В Москве сосредоточено более 100 федеральных центров управления — министерства, агентства, госкомитеты, центры (например, Гидрометцентр) и т. д. Почти все центральные офисы крупных компаний находятся также в Москве. Все они являются распределителями и перераспределителями бюджетных денег и доходов корпораций. Министерствам, расположенным в Москве,
также как и корпорациям, как правило, роднее московские бюджетные структуры. Кроме того, по существующей налоговой методике налоги платят по месту нахождения центрального офиса. Парадокс в том, что основные добытчики валюты для страны находятся в Сибири, а налоги достаются благоустроенной Москве. Есть и другие каналы стягивания средств со всей страны в Москву. Отсюда вывод: в Москве реальный жизненный уровень населения почти в 2 раза выше, чем в среднем по стране, — и у федерального чиновника, живущего в Москве, создается иллюзия, что все хорошо. Надо менять эту ситуацию и для начала перевести налогообложение предприятий по месту производства, а не расположения центрального офиса, тогда у регионов появится значительный дополнительный источник финансовых средств, и они будут заинтересованы в развитии крупных проектов.
8. Выработка ориентиров развития социальной сферы в соответствии с требованиями высокого качества жизни и потребностями высокоразвитой экономики. Речь идет об образовании, культуре, включая физическую, здравоохранении и т. д. Во всех этих сферах должны быть проведены глубокие реформы, но разработанные на основе широкого общественного обсуждения. Нынешние поверхностные мероприятия, реализуемые соответствующими министерствами в основном с целью сокращения государственных расходов, ничего общего не имеют с коренными реформами как в образовании, так и в здравоохранении. Введенные в практику обеспечения этих отраслей нормативы подушевого финансирования требуют учета большего количества критериев деятельности этих учреждений.
Ориентиром могут служить высокоразвитые страны. Нормативы — это уровень расходов бюджета на социальное развитие и повышение качества жизни населения (продолжительность жизни, обеспеченность благоустроенным жильем, уровень реальной заработной платы, образованность, отсутствие эпидемий и др.).
9. Целесообразно расселение в ближайшие годы большинства министерств по регионам страны. Я уже об этом неоднократно писал и даже предлагал территориальную схему. Дело в том, что большинство министерств и агентств — это по существу большие компании-холдинги. Если следовать мировой практике, то их центральные офисы должны были бы тяготеть к местам основного производства. А у нас, к примеру, на ул. Петровка в центре Москвы
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2, pp. 261-267. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 261-267. ISSN 1993-3541
M. A. VINOKUROV
расположено Агентство морского флота Министерства транспорта России. Что ему делать в Москве? Ему нужно располагаться там, где основной морской причал страны, а отговорки о том, что легче управлять из Москвы или здесь Совет министров, не имеют под собой почвы при современных средствах связи.
Рассредоточение всех ведомств и министерств даст толчок к повышению уровня управления, приблизит их к основному производству,
а также позволит значительно обновить кадры и привлечь к его управлению талантливых людей со всей страны. Сейчас, по сути, москвичи управляют страной, практически мало зная производство и регионы и не проходя в большинстве своем всех этапов продвижения по службе.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что чем быстрее мы приступим к широкомасштабным реформам, тем увереннее будем смотреть в свое будущее.
Список использованной литературы
1. Кокшаров А. Бизнесом против кризиса / А. Кокшаров // Эксперт. — 2012. — 2 июля.
2. Колодина И. В цифровом формате: практика обмена информацией в РФ соответствует международным стандартам / И. Колодина // Российская Бизнес-газета. — 2015. — 20 янв.
3. Проценко А. Почасовые у кремля / А. Проценко // Труд. — 2014. — 17 янв.
4. Радзиховский Л. А. Глобус вращается / Л. А. Радзиховский // Российская газета. — 2013. — 13 авг.
5. Соколов А. Регионы России: затраты на бюрократию / А. Соколов, И. Терентьев // РБК. Ежедневная деловая газета. — 2014. — 16 окт.
6. Соловьева О. Антикризисные расходы правительства в разы меньше оттока капитала / О. Соловьева // Независимая газета. — 2015. — 29 янв.
7. Чуйков А. Статистическая погрешность / А. Чуйков // Аргументы недели. — 2014. — 16 янв.
References
1. Koksharov A. Business against crisis. Ekspert = Expert, 2012, 2 July. (In Russian).
2. Kolodina I. In digital format: the practice of information exchange in Russia meet the international standards. Rossiiskaya Biznes-gazeta = Rossiiskaya Biznes-gazeta, 2015, 20 January.
3. Protsenko A. The Kremlin ponders introduction of an hourly wage. Trud = Trud, 2014, 17 January.
4. Radzikhovskii L. A. Spinning the Globe. Rossiiskaya gazeta = Rossiyskaya Gazeta, 2013, 13 August.
5. Sokolov A., Terentiev I. Russian Regions: bureaucracy costs. RBK. Ezhednevnaya delovaya gazeta = RBK. Ezhed-nevnaya delovaya gazeta, 2014, 16 October.
6. Solov'eva O. The Russian anti-crisis expenditures are a few times less than capital outflow. Nezavisimaya gazeta = Ne-zavisimaya gazeta, 2015, 29 January.
7. Chuikov A. Statistical uncertainty. Argumenty nedeli = Argumenty nedeli, 2014, 16 January.
Информация об авторе Винокуров Михаил Алексеевич — доктор экономических наук, профессор, научный руководитель университета, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: vinokurov@isea.ru.
Библиографическое описание статьи Винокуров М. А. Экономический кризис в России 2014 года и возможные пути его преодоления / М. А. Винокуров // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 261-267. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2).261-267.
Author
Mikhail A. Vinokurov — Doctor habil. (Economics), Professor, University Scientific Director, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: vinokurov@isea.ru.
Reference to article
Vinokurov M. A. The economic crisis in Russia in 2014 and possible ways to overcome it. Izvestiya Ir-kutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 261-267. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).261-267. (In Russian).