Научная статья на тему 'Экономический кризис как стимулирующий фактор развития социально-ориентированного туризма на постсоветском пространстве'

Экономический кризис как стимулирующий фактор развития социально-ориентированного туризма на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
234
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хетагурова Валерия Шотаевна

В статье анализируются перспективы развития социального туризма в условиях финансово-экономического кризиса. Несмотря на разнообразие форм социального туризма в России, развитие его носит стихийный характер и, в основном, на региональном уровне. Значительное влияние развития туризма на решение социальных вопросов, является одной из характерных особенностей этого вида экономической деятельности и относит туристскую индустрию к приоритетным, социально-ориентированным отраслям экономики. Эффективным средством повышения имиджа страны в туриндустрии может являться государственно-частное партнерство в сфере социального туризма. Продуманная налоговая политика, общедоступность социально-ориентированного туризма, быстрая оборачиваемость денег, способны принести реальные доходы в казну государства. Для возрождения и развития социально-ориентированного туризма в РФ необходима заинтересованность отечественных туроператоров к работе на внутреннем рынке. Например, использование с этой целью системы льгот для осуществления дешевых социальных туров по России и странам СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хетагурова Валерия Шотаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический кризис как стимулирующий фактор развития социально-ориентированного туризма на постсоветском пространстве»

УДК 338.48

Хетагурова Валерия Шотаевна

кандидат географических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной экологии и информационного права Российского государственного

социального университета

.

vhetag@yandex.ru

Valeria Sh. Khetagurova

the candidate of geographical sciences, the associate professor managing department of social ecology and the information right The Russian state social university to Dedovsk of the Moscow region vhetag@yandex.ru

Экономический кризис

как стимулирующий фактор развития социально-ориентированного туризма на постсоветском пространстве

Economic crisis as

the stimulating factor of development of socially oriented tourism in the former soviet union

Аннотация. В статье анализируются перспективы развития социального туризма в условиях финансово-экономического кризиса. Несмотря на разнообразие форм социального туризма в России, развитие его носит стихийный характер и, в основном, на региональном уровне. Значительное влияние развития туризма на решение социальных вопросов, является одной из характерных особенностей этого вида экономической деятельности и относит туристскую индустрию к приоритетным, социально-ориентированным отраслям экономики. Эффективным средством повышения имиджа страны в туриндустрии может являться государственно-частное партнерство в сфере социального туризма. Продуманная налоговая политика, общедоступность социально-ориентированного туризма, быстрая оборачиваемость денег, способны принести реальные доходы в казну государства. Для возрождения и развития социально-ориентированного туризма в РФ необходима заинтересованность отечественных туроператоров к работе на внутреннем рынке. Например, использование с этой целью системы льгот для осуществления дешевых социальных туров по России и странам СНГ.

Ключевые слова: социально-ориентированные отрасли экономики, социальный туризм, финансово-экономический кризис, сельский туризм, туриндустрия.

Annotation. The article analyzes the prospects for the development of social tourism in the context of the financial and economic crisis. Despite the diversity of social forms of tourism in Russia, it is the development of spontaneous and mostly at the regional level. Significant impact of tourism development on the social issues, is one of the characteristic features of this type of economic activity and assigns a priority to the tourism industry, social-oriented sectors of the economy. An effective means of improving the countrys image in the tourism industry can be a public-private partnership in the field of social tourism. A sound fiscal policy, accessibility and social-oriented tourism, quick turnover of money can bring real income to the state treasury. For the revival and development of socially-oriented tourism in Russia's interest requires domestic tour operators to work in the domestic market. For example, using for this purpose the system of benefits for the implementation of the social cheap tours in Russia and Commonwealth of Independent States.

Keywords: socially-oriented sectors of the economy, social tourism, economic and financial crisis, rural tourism, tourism industry.

Мировой туризм за последние десятилетия стал катализатором социально-экономического развития многих стран. На туризм приходится более 10 % мирового валового национального продукта, более 6 % мировых инвестиций, каждое десятое рабочее место, 12 % мировых потребительских расходов [3]. Но, разразившийся финан--

экономики. В первую очередь это затронуло дорогие выездные виды туризма. Что вызвало необходимость многих стран обратиться к возрождению

внутреннего, социально-ориентированного туризма. Экономический кризис и введение санкций против России отразились и на рынке российского выездного туризма [2]. Учитывая, что туризм изначально имел благородные цели: развитие образования и культуры, организацию отдыха и общения, восстановление здоровья человека, вывод из депрессивного состояния и хронической усталости, так остро проявляющиеся в период социально-экономических кризисов и перемен; возрос спрос на туристические продукты внутреннего туризма

как в России, так и на постсоветском пространстве. В первую очередь это касается развития недорогого социального туризма, а именно таких его видов как: краеведческий, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, самодеятельный, эко-лого-образовательный, детско-юношеский, семейный, туризм для ветеранов, инвалидов, для соотечественников, проживающих за границей и т.д. [14].

Как отметил Юрий Путрик, вице-президент Российской Ассоциации социального туризма в ходе заседания круглого стола в Московской торгово-промышленной палате: «В последние 20 лет российская туриндустрия, была нацелена на развитие коммерческих форм туризма, тем не

е ее, о а е о с с , о

основном на региональном и ведомственном уровне», по его мнению, «... социальными можно

а о а, о о е а

поддержку от государства и ориентированы на а оо е е е , о о ,

студентов, инвалидов, пенсионеров» [8].

, -

ской ситуацией в мире, в результате которой стало небезопасно отдыхать на относительно недорогих для российского туриста курортах Египта и Турции сделало еще более актуальной

проблему возрождения былых масштабов внут-

,

[12]. -ного туризма в Российской Федерации? Несмотря на разнообразие форм социального туризма в

,

, , . По мнению Председателя подкомитета Госдумы

РФ по туризму К.С. Савельева законопроект «О » -

жения [10]. Несмотря на то, что туризм оказывает существенное влияние на решение социальных вопросов, а одним из важным направлений государственной политики в области туризма является развитие социального туризма, у государства на его развитие не хватает средств, и это несмотря на то, что в законе «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» о социальном туризме сказано: «Туризм социальный - туризм, полностью или частично о е е е е ,

средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей» [9]. Но, к сожалению, пока это положение остается лишь декларативным. Документально не регламентирован меха,

туризма и кто из туроператоров будет получать денежные средства от государства, выделяемые на социальные нужды. Хотя, мировой опыт показывает, что социальный туризм способен существовать и развиваться на самофинансировании, за счет налоговых льгот, предоставляемых тур-компаниям государством. Более того, социальный туризм способен стать источником пополнения государственной казны. Но пока что, недостаточно развитое законодательство о социальном туризме провоцирует коммерциализацию

. -

, -

роператорам выгоднее развивать выездной туризм. Деньги российского туриста, утекающие за

,

индустрии целых зон в Турции, Египте, Южной .

кризиса крайне необходимы для развития социальных форм внутреннего туризма. Эффективным средством повышения имиджа страны в туриндустрии может являться государственно-частное партнерство в сфере социального ту.

страны, привлекательной для посещения туристами, как показывает мировая практика, может быть в первую очередь государственной задачей. Целесообразно, чтобы законопроект «О социальном туризме» предусматривал: формирование фондов развития социального туризма; подготовку кадров для социальных форм туризма, механизм самофинансирования туроператоров, на основе государственно-частного парт.

В результате перекоса в пользу выездного туризма, на российском рынке почти не стало дешевого туристического продукта, которым могло бы пользоваться большинство россиян. Коммерческий туризм доступен лишь среднему и бога,

Москве, Санкт-Петербурге и в нефтегазодобывающих регионах Сибири. Из-за отсутствия недорогого внутреннего туризма не могут посещать Россию потенциальные туристы из стран СНГ [13]. А это в свою очередь наносит урон имиджу

страны как культурно-исторической и экологиче-

,

объектов природного и культурного значения -81 426; местного значения - 58 029 и тридцать пять национальных парков. На территории нашей страны зафиксировано двадцать объектов, из Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе тринадцать объектов культурного наследия. В России в настоящее время насчи-80 . , которые хранятся в полутора тысячах муниципальных и государственных музеев. В Российской Федерации к историческим объектам отно-

539 ,

только отдельные памятники истории и культуры, но и исторические ландшафты, памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки [17]. В настоящее время этот громадный культурно-исторический и природный потенциал до сих пор не приносит материального дохода в бюджет регионов, как это наблюдается в аналогичных условиях за рубежом. Отсутствие денежных инвестиций привело к обветшанию инфраструктуры . -го туризма задействована лишь на 10-15 % [4].

Для возрождения и развития социально-ориентированного туризма в РФ необходимо заинтересовать отечественных туроператоров к работе на внутреннем рынке, например, использовать с этой целью систему льгот для осуществления дешевых социальных туров по России и странам СНГ (Белоруссии, Казахстану,

Кыргызстану, Узбекистану и др.). Продуманная , -

но-ориентированного туризма, быстрая оборачи-

,

доходы в казну государства. Необходимым условием, для возрождения социально-ориентированного туризма на постсоветском пространстве необходимо принятие в РФ законопроекта «О социальном туризме». Немаловажным обстоятельством в пользу развития внутреннего ,

и расширение социальной базы туризма (в него могут быть вовлечены в качестве экскурсоводов учителя, студенты педагогических, социальных и иных гуманитарных вузов), что немаловажно в условиях растущей конкуренции на рынке труда. В условиях кризиса у молодых специалистов

появляется опасность остаться без работы по .

этой проблемы у нас есть. По самым оптимистическим прогнозным подсчетам в российской ту-риндустрии занят лишь один работник из триста, что в 30 раз меньше аналогичного мирового показателя [19].

Все большую популярность, особенно в Западной Европе набирают такие разновидности со, . таких развитых стран как Австрия, Норвегия, Швейцария, Испания, Венгрия и др. демонстрирует высокую социальную эффективность сельских форм туризма. Например, 40 % крестьянских хозяйств в Венгрии принимают участие в программах по организации сельского туризма, предоставляя продукты питания и дешевое проживание туристам (сельские гостиницы составляют 5 % от всего фонда размещения). В Австрии, несмотря на то, что преобладают горнолыжный, оздоровительный и культурно-познавательный виды туризма, доходы от организации сельского туризма получают 10 % фер-,

этот показатель достигает 31,6 % [15].

Россия обладает не меньшим потенциалом для развития этой формы туризма, которая будет способствовать развитию малого предпринимательства в российской глубинке, укреплению фермер, ,

современной инфраструктуры в российской деревне, поддержке крестьянских хозяйств, обеспечивающих туристов экологически чистыми продуктами питания и дешевым жильем для отдыха, будет повышать престижность проживания в сель, -

вого образа жизни и возможности активного отдыха на природе. И здесь Россия может составить хорошую конкуренцию Восточной Европе. Необходимым условием для становления сельского туризма в России должна быть государственная под,

федеральных программ [11].

Помимо сельского туризма привлекают и другие виды социально-ориентированного туризма -эколого-образовательный и культурно-истори-

Литература:

1. Голубчиков С.Н. Тверь как туристический центр Дальнего Подмосковья / С.Н. Голубчиков, В.Ш. Хетагурова, ГА. Брюханова // Современные

ческий [18]. Огромный потенциал для развития этих видов туризма сконцентрирован на пространстве между двумя столицами России [16]. Туристический транзит между Москвой и Санкт-Петербургом, пока мало затрагивает Псковскую и Новгородскую области, Дальнее Подмосковье (Верхневолжье). В эту зону входят такие маршруты как «По Валдаю», «Селигерский край», «Пушкинское кольцо Верхневолжья», «Москов-», « ». мощное туристическое пространство может развитая транспортная инфраструктура (прежде

) [6].

Особое внимание российским законодателям следует уделить развитию тех видов дешевого отечественного туризма, которые в 1990-ые годы пришли в упадок и вряд ли выберутся из кризиса без поддержки государства. Сказанное, прежде всего, касается речного, морского и железнодо-. -тически прекратил свое существование - большая часть лучших пригодных для туризма российских теплоходов (финской, немецкой, австрийской, чехословацкой постройки) были проданы в начале 1990-ых годов за границу, где

[1].

Россия в последние десятилетия не строит собственных круизных судов и не закупает их за - . глубоком кризисе находится и железнодорожный туризм в России, где протяженность дешевых электрифицированных дорог самая высокая в мире. Видимо, туристические поезда исчезли по

простой законотворческой причине. Российские

,

не отнесли к категории внутренних туристов (а значит, и не учитываются в статистике внутреннего туризма) «транзитных пассажиров и участников групповых поездок на туристических поездах, ночующих в вагонах поезда» [5].

Из-за отсутствия развития отечественного социально-ориентированного туризма не выполняется одно из важнейших положений Конституции РФ о том, что Россия - социальное государство, если рассматривать права граждан, гарантированно относящиеся к сфере туризма [7]. Значительное влияние развития туризма на решение , -

терных особенностей этого вида экономической деятельности и относит туристскую индустрию к приоритетным, социально-ориентированным

. -

, ,

значительного вклада в патриотическое воспитание и развитие межнационального общения, туристская деятельность направлена на обеспечение права на отдых, в том числе детей, молодежи, работников бюджетной сферы, инвалидов, . -нием государственной политики может стать развитие социального туризма.

Literature:

1. Golubchikov S.N. Tver as a tourist center near Moscow Far / S.N. Golubchikov, V.S. Khetagurova, G.A. Bryukhanova // Modern problems of service

проблемы сервиса и туризма. Том 9, № 3, 2015, с. 131-135. DOI: 10. 12737/12892.

2. . .

стимул развития рекреационно-^ристического комплекса Северного Подмосковья / С.Н. Голубчиков, B.LU. Хетагурова, Г.А. Брюханова // Со. 9.

№ 2. 2015. с. 41-48. DOI: 10.12737/11394.

3. . . :

. . : , 2003. . 304.

4. . . : . . :

, 2005. . 249.

5. . . : . . : -, 2003. . 320.

6. Концепция развития туризма Московской области на период до 2020 г. М., 2011. с. 11-13. электрон. версия. URL: http://mosoblculture.ru/ (дата обращения 24.05.2016).

7. Конституция РФ. Статья 7 // URL: http://www. zakonrf.info/konstitucia/7/

8. -// -

диа. 01.03.2014. URL: www.allmedia.ru (Обращение 01.07.2016).

9. . . -

. //

вестник № 5 (523). 2014. URL: http://www. budg-etrf.ru/ Publications/Magazines/ VestnikSF/ 2014/ 5_523/VSF_ NEW_ 5_523.pdf

10. Савельев КС. Социальный туризм - путь развития России. // URL: http://lib.sportedu.ru/ press/ tpfk/ 1999N11/ p9-10.htm. (Обращение 03.06.2016)

11. ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на период 2011-2018 г.».: электрон. версия. URL: http://www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html ( 27.04.2016)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Хетагурова В.Ш. Экономический кризис и развитие внутреннего туризма / В.Ш. Хетагурова, Я.С. Нагребальный, ОБ. Размолодина // Энергия: экономика, техника, экология. 2015. № 11.

. 66-70.

13. . .

разработке стратегии развития теризма на постсоветском простренстве (на примере Республики ) / . . , . . // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 1. С. 27-38. 001: 10.12737 / 17781

14. Хетагурова В.Ш. ПерспективьI создания общественного музея природы (Народного парка) в

//

проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 2. С. 134-140. 001: 10.12737/19515

15. Хетагурова В.Ш. Сельский туризм как форма социально-ориентированного туризма в России /

and tourism. Volume 9, № 3, 2015. s. 131-135. DOI: 10.12737 / 12892.

2. Golubchikov S.N. The economic crisis as an incentive to the development of recreational and tourist complex in the Northern suburbs / S.N. Golubchikov, V.S. Khetagurova, G.A. Bryukhanova // Modern problems of service and tourism. Volume 9. № 2. 2015. p. 41-48. DOI: 10.12737 / 11394.

3. Gulyaev V.G. Tourism: the economy and social development. M. : Finance and statistics, 2003. P. 304.

4. Zdorov A.B. Tourism Economy : textbook. M. : Finance and Statistics, 2005. P. 249.

5. Quarterly V.A. Tourism : Textbook. M. : Finance and Statistics, 2003. P. 320.

6. The concept of tourism development of the Moscow region until 2020. M., 2011. p. 11-13. electron. versiya.URL: http://mosoblculture.ru/ (reference date 05/24/2016).

7. The Constitution of the Russian Federation. Article 7 // URL: http://www.zakonrf.info/konstitucia/7/

8. It may be a law on social tourism // News agency Alliance Media. 03/01/2014. URL: www.allmedia.ru (Title 07/01/2016).

9. Radkov A.V. On the prospects of the development of social tourism in Russia. // Analytical Bulletin № 5 (523). 2014. URL: http://www.budgetrf.ru/ Publications/ Magazines/ VestnikSF/ 2014/ 5_523/ VSF_ NEW_5_523.pdf

10. Savelyev K.S. Social tourism - the path of Russia's development. // URL: http://lib.sportedu.ru/ press/tpfk/1999N11/p9-10.htm. (Appeal 03/06/2016)

11. The federal program «Development of domestic tourism in the Russian Federation for the period 2011-2018, the».: elektron.versiya. URL: http:// www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html (reference date 27/04/2016)

12. Khetagurova V.S. The economic crisis and the development of domestic tourism / V.S. Khetagurova, J.S. Nagrebalny, O.V. Razmolodina // Energy: economy, technology, ecology. 2015. № 11. C. 66-70.

13. Khetagurova V.S. The cluster approach in the development of strategy of development of the postSoviet terizma both space (on the example of Kyr-gyzstan) / V.S. Khetagurova, R.A. Umaraliev // Modern problems of service and tourism. 2016. T. 10. № 1. P. 27-38. DOI: 10.12737 / 17781

14. Khetagurova V.S. Prospects for creating a public museum of nature (People's Park) in the basin of Malaya Istra // Modern problems of service and tourism. 2016. T. 10. № 2. P. 134-140. DOI: 10.12737 / 19515

15. Khetagurova V.S. Rural tourism as a form of socially oriented tourism in Russia / V.S. Kheta-

B.Ш. Хетагурова, T.B. Толбузина // В сборнике: Достижения вузовской науки труды II международной научно-праетической конференции. 2016.

C. 47-49.

16. Хетагурова В.Ш. О перспективах развития некоторых форм социально-экологического туризма в Западном Подмосковье / В.Ш. Хетагуро-

, . . // -ские исследования XXI века. Труды междуна-- . Москва, 2014. С. 586-591.

17. . ., . . индустрией туризма России в современных

: / . . , . . . . : , 2007. . 405.

18. Khetagurova V.S. Aspects of continuity of ecological education in Russia on the path to sustainable development. Source: ISJ Theoretical & Applied / V.S. Khetagurova, G.A. Bryukhanova. Science Volume: 23 Issue: 03 Pages: 126-137 Published: 2015. DOI: 10.15863/tas.2015.03.23.23

19. Khetagurova V.Sh. Ecological education as a basis for an ecological culture of the Russian society / V.Sh. Khetagurova, I.Yu. Iakovleva, G.A. Bryukhanova, E.A. Denikaeva, T.V. Tolbuzina // Journal of Environmental Management and Tourism. 2015. T. 6. № 1 (11). C. 79-90.

gurova, T.V. Tolbuzina // In: Achievements of university research works of the II International Scientific and Practical Conference. 2016. pp 47-49.

16. Khetagurova V.S. On the prespects ef the de-velepment ef seme ferms ef secial and ecelegical teurism in the Western Mescew regien / V.S. Kheta-gureva, S.N. Gelubchikev // Theeretical and practical study ef the XXI century. Preceedings ef the Internatienal scientific-practical cenference. Mescew, 2014. P. 586-591.

17. Chudnovsky A.D. Russian teurism industry management in medern cenditiens: the manual / A.D. Chudnevsky, M.A. Zhukev. M. : KNORUS, 2007. S. 405.

18. Khetagurova V.S. Aspects ef centinuity ef ecelegical educatien in Russia en the path te sustainable devel epment. Seurce: ISJ Theeretical & Applied / V.S. Khetagureva, G.A. Bryukhaneva. Science Vel-ume: 23 Issue: 03 Pages: 126-137 Published: 2015. DOI: 10.15863/tas.2015.03.23.23

19. Khetagurova V.Sh. Ecelegical educatien as a basis fer an ecelegical culture ef the Russian secie-ty / V.Sh. Khetagureva, I.Yu. Iakevleva, G.A. Bryukhaneva, E.A. Denikaeva, T.V. Telbuzina // Jeurnal ef Envirenmental Management and Teurism. 2015. T. 6. № 1 (11). C. 79-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.