УДК 929 Ф. Ф. Рыбаков
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ: ВОСПОМИНАНИЯ СТУДЕНТА-ШЕСТИДЕСЯТНИКА
В сентябре 2010 г. исполняется 70 лет со дня основания Экономического факультета СПбГУ (первоначально — Политико-экономического). Дата внушительная. Факультет прочно лидирует среди экономических вузов и факультетов по качеству подготовки специалистов. И в этом огромная заслуга тех, кто стоял у истоков, кто формировал ленинградскую (петербургскую) школу универсантов-экономистов.
Мне посчастливилось учиться, познавать азы экономической науки у замечательных ученых и педагогов. Их яркие лекции и глубокие научные публикации формировали меня как специалиста.
В 1964 г. после службы в Советской Армии я стал студентом Экономического факультета, избрав специальность «политическая экономия». До сих пор однозначно не могу ответить на вопрос о том, что же определило мой выбор. Родители не были экономистами, хотя отцу приходилось изучать политическую экономию (в техникуме, вузе, УМЛ). Дома даже в то время были его конспекты лекций по политической экономии. Очевидно, ряд причин определили мой выбор, но главная из них — Его Величество Случай. Прошло 45 лет, и я благодарен судьбе за это.
В те годы факультет готовил кадры по четырем специальностям: «политическая экономия», «экономическая кибернетика», «статистика», «планирование народного хозяйства» (первые две специальности на дневном отделении, две последние — только на вечернем). Набирали одну группу политэкономов и две группы кибернетиков. Треть студентов дневной формы обучения были гражданами других стран. Со мной в группе учились пять
Феликс Федорович РЫБАКОВ — д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики СПбГУ. Заслуженный работник высшей школы РФ. Окончив Экономический факультет(1969) и аспирантуру(1973), преподавал на факультете. После защиты докторской диссертации с 1986 по 1993 г. заведовал кафедрой политэкономии и был проректором по научной работе Института культуры. Читал лекции в Японии, Норвегии, Финляндии. В 1993 г. вернулся в Университет. Научные интересы — экономика Санкт-Петербурга и экономическое реформирование России в XX в. Автор более 380 научных работ, в том числе 14 индивидуальных и 16 коллективных монографий. Ряд работ опубликован в США, Германии, Англии, Финляндии и Словакии.
© Ф. Ф. Рыбаков, 2010
африканцев и одна итальянка, по специальности «экономическая кибернетика» учились немцы, венгры, поляки. Студентов из Китая в те годы на факультете уже не было.
Почти все юноши-политэкономы поступили учиться после службы в армии или на флоте. Поэтому определенный жизненный опыт за плечами имелся. Но другая сторона этого — необходимость зарабатывать, чтобы обеспечить элементарное существование. Стипендия была 35 рублей в месяц, а на жизнь нужно было минимум 70 рублей. Большинство студентов-армейцев помощь из дома не получали. Ко второму курсу все работали, как правило, в кочегарках Петроградской стороны, что, впрочем, не мешало учебе (дежурили раз в четыре дня и на все лекции ходили). Ленинградцев в группе было всего двое. Остальные представляли самые разные регионы страны. В нашей группе были студенты из Армении, Белоруссии, Украины, Киргизии, Латвии, Литвы, Дальнего Востока. Жили все на Мытне. Правда, к последнему курсу многие женились на ленинградках, и по распределению в другие города поехало всего несколько человек. Самые яркие и неизгладимые впечатления остались от лекций нашего первого учителя — Дмитрия Константиновича Трифонова. Это был блестящий лектор и методист. Именно он привил нам, первокурсникам, любовь к избранной специальности. В 1965 г. он защитил докторскую диссертацию по монографии «Общие экономические законы». И сейчас, спустя почти полвека, считаю, что это лучшая научная работа сотрудников факультета. Глубокая философская основа, яркие исторические экскурсы, убедительная статистическая база плюс блестящий политико-экономический язык сделали эту книгу нашей профессиональной «библией». И в наши дни я часто обращаюсь к этой монографии.
Профессор Д. К. Трифонов читал лекции по политической экономии капитализма и вел семинарские занятия. Именно на этих занятиях мы впервые познакомились с «Капиталом» К. Маркса и обстоятельно его изучили.
Вновь пришлось слушать лекции Дмитрия Константиновича в 1979 г., когда я проходил учебу в Институте повышения квалификации преподавателей общественных наук при ЛГУ (ИПК), где он заведовал кафедрой политической экономии.
Политическую экономию (раздел «Империализм») на втором курсе читала профессор Наталья Георгиевна Поспелова. Это была удивительная женщина, блестяще владевшая несколькими иностранными языками, прекрасный лектор, ученый-энциклопедист. К сожалению, на изучение этого раздела был выделен всего один семестр. Затем полтора года мы слушали лекции профессора Виктора Андреевича Воротилова по политической экономии социализма. Они были очень насыщены полемическими вопросами, конкретными примерами, поражали эрудицией лектора и логикой изложения. Виктор Андреевич руководил в те годы кружком СНО на факультете. Поэтому со второго курса (IV семестр) большинство из нас приобщилось к работе в СНО. Это было хорошей школой и очень помогло в аспирантские годы.
Вспоминая годы учебы, нельзя не отметить педагога от Бога — Серафиму Федоровну Михееву, которая вела спецсеминар по «Капиталу». Именно у нее шла шлифовка тех знаний, которые мы получили у Д. К. Трифонова. С. Ф. Михеева была в меру строга, но справедлива и очень доброжелательна. Кто прошел у нее спецсеминар, тот по праву мог сказать, что освоил основные положения «Капитала».
Профессора и преподаватели кафедры отраслевых экономик читали несколько курсов: «Экономика сельского хозяйства», «Экономика промышленности», «Организация промышленного производства», «Планирование народного хозяйства», «Финансы». Заведовал кафедрой Андрей Александрович Маркин. Он же читал годовой курс «Экономика сельского хозяйства», по которому было два экзамена. Материалом Андрей Александрович
владел блестяще, использовал математические методы. «Экономику промышленности» читал Леонид Соломонович Бляхман, у которого я писал дипломную работу. Он покорил всех четкостью формулировок, умением группировать признаки и характерные черты тех или иных явлений.
Как известно, с 1965 г. в стране началась хозяйственная реформа, получившая в народе название «косыгинской». Поэтому в лекциях наших уважаемых профессоров и доцентов подробно рассматривались различные стороны экономических преобразований. Особенно ярко ход реформирования промышленности был представлен в лекциях Л. С. Бляхмана, который в 1966 г. защитил докторскую диссертацию.
В 1960-е годы много спорили о путях повышения эффективности производства. Все это находило отражение в тех учебных курсах, которые нам читали.
Курсы по планированию и финансам читал доцент В. А. Дроздовский. Он пришел на факультет с должности начальника планового отдела Невского завода, хорошо знал конкретную экономику.
Особый блок дисциплин читали профессора и преподаватели кафедры статистики и учета. Ее заведующий — профессор Иван Петрович Суслов — вел курс «Общая теория статистики». Вскоре он уехал в Новосибирский Академгородок, где написал несколько книг и популярный учебник. Профессор И. П. Суслов вел у нас и практические занятия.
Курс «Экономическая статистика» читал Павел Яковлевич Октябрьский, который до сих пор работает на факультете. На первом курсе в течение двух семестров читали «Бухгалтерский учет», а на четвертом курсе — «Анализ хозяйственной деятельности». Доцент Д. В. Смирнов, читавший «Бухгалтерский учет», блестяще владел материалом, умел довольно скучную дисциплину излагать ярко и доступно.
Опыт дальнейшей профессиональной деятельности показал, что статистика — необходимый инструмент экономического анализа. В аспирантские годы мне пришлось много самостоятельно познавать премудрости статистического анализа. Статистические таблицы, группировки, индексы, графические методы анализа — всем этим должен владеть экономист, ибо без обработки первичного материала не может быть серьезного экономического исследования. Какое-то время авторы некоторых политико-экономических работ не использовали конкретику, полагая, что можно обойтись без нее. Однако, как правило, подобные монографии носили схоластический, наукообразный характер. Профессор Д. К. Трифонов нас учил: «Цифры — музыка экономистов». Эту истину я хорошо усвоил.
В 1960-1970-е годы факультет успешно развивался. Довольно большое число преподавателей защитили докторские диссертации: Н. Д. Колесов, В. А. Воротилов, М. Д. Плинер, В. М. Рауд, В. А. Пешехов, Л. С. Бляхман, И. К. Смирнов и многие другие. Выходили интересные и глубокие по содержанию монографии. Мне очень запомнилась солидная работа коллектива авторов под руководством Д. К. Трифонова и Л. Д. Широкорада «История политической экономии социализма». Большой интерес представляла монография И. К. Смирнова, посвященная экономической оценке земли. Многие преподаватели успешно работали над обобщением первых результатов хозяйственной реформы. Профессор Л. С. Бляхман опубликовал несколько интересных книг на эту тему: «Шаги реформы», «Реформа ставит проблемы» (в соавторстве).
Как и в предыдущие годы, в центре внимания сотрудников кафедры политической экономии были методологические вопросы, а также проблемы развития товарно-денежных отношений. Я и большинство моих товарищей заказывали по тематическим планам
различных издательств в университетском магазине книги своих учителей и старших коллег. Поэтому почти все издания 1960-1990-х годов у меня дома есть.
Очень эффективно в студенческие годы работал кружок СНО. Мой первый научный доклад на тему «Эффективность и рентабельность» был сделан на III курсе. Студенты участвовали в международных и всесоюзных конкурсах студенческих научных работ и получали призовые места (О. Ожерельев, В. Казачок и др.).
Весьма активно работала и комсомольская организация. В те годы на факультетском уровне ее возглавляли И. Ревинский, В. Макеев, Г. Горланов, О. Ожерельев.
Летом была целина. Студенты Экономического факультета ездили на Мангышлак, в Казахстан, на Алтай. Стройотряды появились чуть позже.
1960-е годы — время математизации экономической науки. Факультет в этом направлении лидировал: у нас впервые была открыта специальность «экономическая кибернетика». А нам, политэкономам, в эти годы читали семь семестров математические дисциплины, включая прикладные («моделирование макроэкономических процессов»). Спустя почти полвека хочу сказать, что столь глубокая математическая подготовка нам не понадобилась. Экономическая наука в целом еще не была к этому готова. А вот в наши дни это необходимо. Поэтому, став заведующим кафедрой, я всегда ратовал за глубокую математическую подготовку студентов.
В целом, оценивая уровень профессиональных знаний, которые мы получили в студенческие годы, хочу подчеркнуть, что нам сильно повезло, мы вытащили счастливые билеты. Факультет дал нам путевку в жизнь, хорошую теоретическую подготовку. Лично я благодарен судьбе за то, что учился в Ленинградском университете на Экономическом факультете. Особо благодарен я своим дорогим учителям. Все они были яркие личности, отличные профессионалы, доброжелательные люди, всегда готовые помочь студентам. Многих из них уже нет. Но память о них, о студенческих годах — это как возвращение в юность.
Статья поступила в редакцию 6 сентября 2010 г.