Научная статья на тему 'Экономический анализ, классификация и оценка налоговых рисков в период декриминализации налоговых отношений'

Экономический анализ, классификация и оценка налоговых рисков в период декриминализации налоговых отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / РИСК / КЛАССИФИКАЦИЯ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева И. Ю.

В статье изложен авторский подход к понятию и сущности налоговых рисков, их классификации и оценке, которые имеют свои специфические особенности. Сделан вывод о том, что экономическая классификация, анализ и оценка налоговых рисков являются одним из современных методов декриминализации налоговых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический анализ, классификация и оценка налоговых рисков в период декриминализации налоговых отношений»



ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ РИСКОВ В ПЕРИОД ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

И. Ю. ТИМОФЕЕВА,

кандидат экономических наук, подполковник милиции, старший преподаватель Е-таИ:тпайто//@росЫа.ги Московскийуниверситет МВДРоссии, Смоленский филиал

В статье изложен авторский подход к понятию и сущности налоговых рисков, их классификации и оценке, которые имеют свои специфические особенности. Сделан вывод о том, что экономическая классификация, анализ и оценка налоговыхрисков являются одним из современных методов декриминализации налоговых отношений.

Ключевые слова: налог, безопасность, декриминализация, риск, классификация, оценка.

Быстрая смена событий в течение последнего десятилетия обусловила неустойчивость налоговой политики государства, что в свою очередь привело к многочисленным экономическим нарушениям в этой сфере. На протяжении всей истории человечества криминализация налоговых отношений сопровождала деятельность государственного аппарата, ослабляя его, нарушая нормальное функционирование публичной власти [4]. В современном мире налоговые правонарушения приобретают все более широкие масштабы, порождают серьезные проблемы и угрозы для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку.

Провозглашенная в конце 2009 г. высшим руководством страны политика декриминализации налоговых отношений [1] во многом зависит от того, каким реальным содержанием она наполнена.

Декриминализация налоговой сферы может иметь положительные результаты только в том случае, если в ее основе будет лежать четкая и понятная правовая регламентация в области налогообложения, обоснованная современными методами экономического анализа и оценки существующих налоговых рисков.

В условиях экономического кризиса налоговая преступность представляет не меньшую, а даже большую опасность, чем общеуголовная. Если последняя затрагивает интересы личности или группы людей, то первая почти всегда угрожает экономической безопасности страны, так как перекрывает каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и деструктивно влияет на бюджетную и налоговую политику государства, а Правительство и субъекты Российской Федерации лишает одного из наиболее важных условий эффективного управления — обеспеченности финансовыми ресурсами. По мнению автора, на первое место в современной политике декриминализации налоговых отношений и в концепции налоговой безопасности должно стать понятие «налоговый риск». Подход, основанный на обеспечении действенных правовых механизмов декриминализации налоговых отношений, дополнился подходом, основанным на экономическом анализе, классификации и оценке налогового

риска, что особенно актуально при формировании эффективной налоговой политики в условиях экономического кризиса.

Понятие «риск» широко используется в экономике, финансовом менеджменте, аудите, в сфере гражданского права. С одной стороны, риск имеет существенное социально-экономическое значение, поскольку оказывает позитивное влияние на экономику, в частности, в сфере развития малого и среднего бизнеса, при заключении сделки дает возможность выбора из нескольких вариантов, способствует научно-техническому прогрессу. С другой стороны, риск нарушает объективные закономерности экономического развития общества, приводит к банкротству или ликвидации предприятий, вызывает неопределенность.

Так, В.М. Танаев рассматривает риск как фундаментальную, стержневую экономическую категорию либерального общества, основным условием существования которого является свободный рыночный механизм [3]. Автор считает, что риск (в смысле ущерба, опасности) по своей мировоззренческой сути является неотъемлемым элементом существования объективной реальности, вообще одним из способов энергетического и информационного упрощения среды путем приведения ее в наиболее вероятностное состояние (энтропийный компонент риска вообще). Риск же (в смысле действия наудачу) отражает негентро-пийный компонент риска вообще и представляет собой один из способов энергетического и информационного усложнения среды, эффективность действия которого напрямую связана со степенью изучения и анализа случайности и вероятности риска (в энтропийном смысле).

Налоговый риск, т. е. вероятность возникновения для участников налоговых отношений неблагоприятных и нежелательных последствий, является элементом современной экономической реальности, так как не всегда влечет отрицательные последствия. Если применить методологию В. М. Танаева, то неуплата налогов влечет прямое причинение ущерба государству и отражает рост энтропии и упрощение материальной и социальной среды, так как риск привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплату налогов является неблагоприятным последствием как для предприятия, так и для государства, которое уже понесло определенные потери.

В то же время действия предпринимателей по обеспечению своей налоговой безопасности путем налоговой оптимизации являются проявлением

функционально-ориентированной самоорганизации и усложнения бизнес-процессов, что влечет за собой обоснованное уменьшение налоговых платежей, увеличение доходов и закономерное развитие бизнеса.

Один из известных специалистов в области налоговых правоотношений А. В. Брызгалин под налоговыми рисками понимает «возможность негативных последствий, вызванную налоговыми факторами». Все налоговые риски он предлагает разделить на три группы:

- угроза привлечения к налоговой и уголовной

ответственности;

- опасность привлечения к налоговой ответственности, вызванная неточностью и неопределенностью законодательных норм;

- рискисубъективногоплана[7].

По мнению Д. Н. Тихонова и Л. Г. Липник, налоговый риск — это «возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте» [6]. Они выделяют несколько видов налоговых рисков: риски налогового контроля, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования. Акцент, сделанный этими авторами на денежном эквиваленте финансовых и иных потерь, ограничивает реальную оценку неблагоприятных последствий, которые могут наступить для налогоплательщика в процессе уплаты и оптимизации налогов.

Кроме финансово-экономических последствий, могут наступить нежелательные правовые последствия, выраженные, например, в несвоевременном или неточном внесении записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, в невыдаче лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности, в приостановлении операций по счету, в дисквалификации должностных лиц при невыполнении законного предписания (постановления, решения) налогового органа, в изъятии (выемке) бухгалтерских документов, принятии налоговым органом обеспечительных мер, судебной ошибке при вынесении решения [5]. Такие неблагоприятные последствия для налогоплательщика трудно оценить в денежном эквиваленте, хотя они имеют прямое отношение к налоговым рискам.

В своем исследовании Д. М. Щекин определяет налоговый риск как «возможное наступление неблагоприятных правовых последствий для налогоплательщика в результате действий (бездействия)

органов государства и органов местного самоуправления», уделяя основное внимание императивному воздействию органов государственной власти на налогоплательщиков [8], что уводит нас в плоскость властно-подчиненных взаимоотношений налогоплательщика с государством, не учитывая принципа свободы выбора в условиях налоговой противоречивости внешней среды.

Таким образом, на основании проведенного сравнительно-правового анализа можно определить понятие «налогового риска» через осмысление его сущности посредством действия (или бездействия) налогоплательщика в условиях экономической неопределенности и неоднозначности, связанной с альтернативным выбором какого-либо решения в сфере налогообложения, при которой имеется вероятность наступления как желаемого результата, так и возникновения неблагоприятных последствий для налогоплательщика. При этом последствия могут быть как материальные, выраженные в денежном эквиваленте, так и нематериальные.

У налогового риска есть свои отличительные признаки.

Во-первых, налоговый риск — это деяние налогоплательщика, которое проявляется в определенном поведении человека, выраженном как в активной форме действия, так и в пассивной форме — бездействия. В предложенном исследовании не рассматривается иррациональное или немотивированное поведение человека под действием бессознательных или интуитивных проявлений. В основе рискового поведения в экономической и налоговой сферах находятся человеческие потребности, которые можно разделить на определенные функциональные составляющие.

Первая составляющая — это стремление налогоплательщика к реализации своих предпринимательских способностей в современной рыночной экономике. Такое стремление имеет рациональное обоснование цели коммерческой деятельности, направленное на удовлетворение совокупности человеческих потребностей и на внедрение инновационных технологий, которые составляют основу экономического развития. Вместе с тем неадекватные потребности налогоплательщика или пассивное игнорирование требований социума могут вызвать деструктивные проявления во взаимоотношениях с другими социальными группами, обществом и государством, порождает авантюрно-криминальные и иные вредные последствия.

Вторая составляющая — это стремление налогоплательщика к получению определенного ре-

зультата от своей деятельности. Результатом может быть как получение дохода и прибыли от своего бизнеса, так и достижение лучших качественных и физических характеристик своей продукции, работ, услуг.

В общем виде результаты действия (или бездействия) налогоплательщика могут быть:

- нейтральными или нулевыми, когда налогоплательщик минимизирует свои налоговые риски путем добросовестного экономического поведения, при этом запланированные результаты совпадают с фактически полученными;

- эффективными или положительными, когда налогоплательщик, увеличивая и просчитывая свои налоговые риски с помощью эффективного налогового менеджмента, получает высокий результат по сравнению с ожидаемым;

- криминальными или отрицательными, когда увеличение налоговых рисков имеет негативную направленность, способную причинить вредные для общества и государства экономические последствия. В данном случае не имеет значения, осознавал ли налогоплательщик факт нарушения какого-либо нормативно-правового акта и наступления вредных последствий от таких действий (бездействия). Однако таких предпринимателей мало, они уже не выживают в условиях современных рыночных механизмов, жесткой конкуренции и неизбежности привлечения к ответственности.

Стремление увеличить свои доходы за счет уменьшения налогов — это объективный процесс, обязательными участниками которого являются налогоплательщик и государство с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны. В связи с этим уменьшение налогов необходимо рассматривать как двойственное явление. С одной стороны, это стремление налогоплательщика избежать налога, а с другой — стремление государства не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну.

Это явление объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и общественной морали. Это поведение налогоплательщика представляется естественным, так как объясняется желанием собственника любым способом защитить свое имущество и доходы от любых посягательств.

Во-вторых, появление налоговых рисков характеризуется исключительно условиями экономической неопределенности и неоднозначности,

связанной с альтернативным выбором какого-либо решения в сфере налогообложения. Альтернативность налогового риска проявляется через возможность выбора различных решений при исчислении и уплате налогов. Социально-экономические катаклизмы в течение последнего десятилетия обусловили неустойчивость налоговой политики государства, что в свою очередь привело к принятию огромного числа нормативно-правовых актов в этой сфере. Сегодня налоговая сфера в России отличается нестабильностью и самой «богатой» нормативной базой. Положения отдельных статей Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) часто не соответствуют как нормам других отраслей законодательства (бюджетного, гражданского), так и вступают в противоречие с нормами действующих положений самого НК РФ. К настоящему времени в РФ сложилась налоговая система, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития, так как выполняет свою регулирующую функцию, что особенно проявляется в период экономического кризиса [2].

Очевидно, что от того, насколько правильно построена система налогообложения, от корректности юридических процедур применения налоговых норм зависит соответствующая реализация налоговых обязанностей добросовестными налогоплательщиками, что является объективной предпосылкой для эффективного обеспечения налоговой безопасности всего хозяйственного механизма страны. Минимизации налоговых рисков могут способствовать только единообразные правотворческие документы государства в области налогообложения и стабильная экономическая политика государства.

В-третьих, отличительной особенностью налогового риска является вероятность наступления как желаемого, так и неблагоприятного результата для налогоплательщика в виде материальных и нематериальных последствий.

В качестве основного критерия налоговой безопасности следует рассмотреть налоговые риски, которые представляют собой вероятность возникновения неблагоприятных последствий для государства, общества и личности в сфере налоговых взаимоотношений в условиях экономической неопределенности и неоднозначности. При этом увеличение налоговых рисков в системе экономической и налоговой безопасности детерминировано кризисными явлениями, проявляющимися на современном этапе в общемировом финансовом пространстве.

Налоговые риски необходимо выявлять в рамках непосредственно деятельности по исчислению и уплате налогов и сборов; по составлению налого-выхдеклараций и налоговому контролю; по исполнению федеральных и региональных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; по оценке налоговой нагрузки налогоплательщиков и динамике налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; анализу налоговой оптимизации в рамках выявления налоговых правонарушений и т. д. Однако по настоящее время отсутствуют единые стандартные методики и процедуры выявления и оценки налоговых рисков в системе налоговой безопасности, что и определяет актуальность предложенного исследования.

Научно обоснованная экономическая классификация и оценка налоговых рисков позволяет глубже понять сущность концепции налоговой безопасности, раскрыть механизм функционирования налоговых отношений, выявить специфические особенности влияния на них различных факторов и на этой базисной основе разработать методы управления налоговыми рисками с целью декриминализации налоговой сферы и обеспечения безопасности всем участникам финансово-хозяйственной деятельности.

В методологическом плане оптимальной для построения системы налоговой безопасности является разработанная автором многофакторная классификация налоговых рисков по основным признакам (табл. 1).

Субъекты налогообложения относятся к обязательным элементам налогообложения, характеризуя юридических и физических лиц, на которых законодательством возложена обязанность уплачи-

Таблица 1

Классификация налоговых рисков

Группа классификации Характеристика

По субъектам налогообложения Российские юридические лица. Иностранные юридические лица (или их представительства). Индивидуальные предприниматели. Физические лица — резиденты и нерезиденты

По взаимозависимости субъектов налогообложения Доля одного налогоплательщика в уставном капитале другой организации превышает 20 %. Подчинение по должностному положению одного физического лица другому. Родственно-семейные отношения между разными налогоплательщиками

Окончаниетабл. 1

Группа классификации Характеристика

По объектам налогообложения Имущественные права (на недвижимость, транспорт, землю). Неимущественные права (пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов). Результаты финансово-хозяйственной деятельности (прибыль, доходы, добавленная стоимость). Действия налогоплательщика (реализация товаров, работ, услуг, ввоз (вывоз) на территорию государства, обращение в суды)

По налоговой базе Стоимостные. Физические

По содержанию Федеральные налоги. Региональные (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог). Местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Специальные налоговые режимы

По величине ущерба Предельный. Значительный. Незначительный

По вероятности возникновения Весьма вероятные. Маловероятные

По причинам появления Случайные. Преднамеренные

По характеру обнаружения Явные. Скрытые

По сфере возникновения Внутренние. Внешние

По возможности управления Регулируемые. Частично-регулируемые. Нерегулируемые

вать налоги. Налоговые риски, которые возникают в этой группе классификации, спровоцированы субъективными деяниями самих налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов, так как уплата налогов влечет за собой уменьшение их имущества за счет обязательного и безвозмездного отчуждения собственныхденежных средств в пользу государства.

Это явление объективно и не зависит от государственного строя и налогового законодательства. Оно обусловлено основной функцией налогов — фискальной, а также экономико-правовым содержанием налога — законно установленного, принудительного и обязательного изъятия части собственности граждан и их объединений для государственных нужд. В результате такого противоположно-векторного проявления налоговых интересов неизбежно возникает глобальный фактор налогового риска, который необходимо

исследовать посредством современных методологических подходов.

По взаимозависимости субъектов налогообложения налоговые риски могут возникнуть среди взаимозависимых лиц, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности, когда при взаимной договоренности в результате осуществления определенных сделок получена необоснованная налоговая выгода. К таким взаимозависимым лицам относятся:

- организации, доля участия которых в уставном капитале другой организации превышает 20%;

- физические лица, которые находятся в подчи -нении по должностному положению у другого лица;

- физические лица, находящиеся в родственно-семейных отношениях между собой. Основным принципом рыночной экономики

является свобода предпринимательства, поэтому в Российской Федерации нет ограничений по выбору партнера для ведения предпринимательской деятельности, однако налогоплательщики, которые ведут бизнес с аффилированными (взаимозависимыми) лицами автоматически попадают в группу риска при проведении различных видов налогового контроля.

В соответствии с нормами НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с установленными требованиями. Проявление налоговых рисков через объекты налогообложения детерминируется возникновением обязанности по уплате налогов от имеющихся объектов в виде имущественных прав (на недвижимость, транспорт, землю), неимущественных прав (пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов), результатов финансово-хозяйственной деятельности (прибыль, доходы, стоимостьреализованныхтоваров, работ, услуг), действий налогоплательщика по реализации товаров (работ, услуг), ввозу (вывозу) на территорию государства, при обращениях в суды, выступая истцом или ответчиком.

Налоговые риски бывают стоимостные или физические в зависимости от налоговой базы, которая представляет собой количественную характеристику объекта налогообложения и является основой для исчисления налогов. К этой группе рисков относятся всевозможные варианты минимизации налогообложения, начиная от стоимостного занижения доходов, выручки, стоимости

имущества и заканчивая искажениями физических показателей объемов выполненных работ (услуг), добытого сырья.

Классификация налоговых рисков по содержанию характеризуется видами существующих налогов, в которых непосредственно формируются источники опасности. Это федеральные, региональные, местные налоги и специальные налоговые режимы. Так, согласно НК РФ, федеральные налоги включают в себя девять налогов, региональные — три, местные — два налога. Специальные налоговые режимы предусматривают четыре системы налогообложения — в виде единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, упрощенную систему налогообложения и при выполнении соглашений о разделе продукции.

По величине ущерба налоговые риски могут быть предельными, значительными и незначительными. При этом величину ущерба отдельно для физических и юридических лиц предлагается рассчитывать на основе норм финансово-правового законодательства при привлечении организаций и физических лиц к ответственности за неуплату налогов (табл. 2).

На современном этапе объективно существуют различные степени вероятности возникновения рисков налоговой безопасности при исполнении налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов, которые можно разделить на весьма вероятные и маловероятные. Чем больше объективная неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем выше и степень налогового риска.

При этом степень вероятности налоговых рисков зависит от следующих показателей:

- объективный риск (ОР), т. е. осознанное или неосознанное совершение действия или бездействия налогоплательщика по минимизации налогов в условиях экономической неопределенности и неоднозначности;

- риск необнаружения (РН), т. е. риск того, что ошибка не будет замечена налоговыми органами.

Классификация налоговых рисков по величине ущерба, тыс. руб.

Величина Для физических Для юридических

ущерба лиц лиц

Незначительный до 600 до 2 ООО

Значительный 600-3 ООО 2 000-10 000

Предельный 3 ООО и более 10 000 и более

Существует обратная зависимость между уровнем вероятности возникновения налоговых рисков, с одной стороны, и совокупным уровнем объективного риска и риска необнаружения, с другой стороны.

Если объективный риск и риск необнаружения высоки, то возникновение налоговых рисков будет маловероятным. Если же объективный риск высокий, а риск необнаружения находится на низком уровне, то степень возникновения налоговых рисков будет максимальной. Формализация вероятности возникновения налоговых рисков будет выглядеть следующим образом:

Если ОР РН

Если ОР РН

1

то вероятность возникновения —► 0.

то вероятность

•О

возникновения■

•1.

Таблица 2

По причинам появления налоговые риски бывают случайные и преднамеренные. В основе этой группировки должен лежать субъективный фактор любого действия или бездействия. Если причина появления налоговых рисков носит умышленный характер, а именно, налогоплательщик предвидел вредные последствия своих действий и хотел наступления этих последствий, то это — преднамеренный риск налоговой безопасности (например, уклонение от уплаты налогов). Если риск возник в результате арифметической ошибки, сбоя компьютерной системы, то это случайная причина появления налогового риска.

В зависимости от характера обнаружения налоговые риски могут быть явными и скрытыми. Простейший пример явной угрозы налоговой безопасности — это резкое уменьшение сумм налоговых платежей или значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды. Выявить скрытый характер угрозы, как правило, удается в ходе анализа сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимого по каждому налогоплательщику и по каждому налогу, обнаружение противоречий между сведениями, содержащимися в отчетных документах налогоплательщика и представленных в налоговые органы.

С точки зрения сферы возникновения и отношения к объекту налоговые риски могут возникать как во внутренней деятельности налогоплательщика,

так и при взаимоотношениях с внешней средой. Внутренними рисками являются риски, связанные со спецификой деятельности предприятия, наличием опыта, образованием и профессионализмом должностных лиц, степенью криминализации хозяйственных отношений, наличием либо отсутствием системы внутреннего контроля, высоким уровнем долгов и обязательств, низкой платежеспособностью и другими факторами.

Внешние налоговые риски зависят от изменений в налоговой и экономической политике, гражданско-правовом законодательстве, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, от внешнеэкономической деятельности и международной валюты, инфляции, механизмов ценообразования и т. д. Наиболее опасны в период экономического кризиса внешние риски, которые в силу системности всей совокупности рисков зачастую усиливают вероятность возникновения внутренних налоговых рисков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этапе выхода России из кризиса и построения новых социально-политических и экономических отношений основой налоговой безопасности становится задача предотвратить попадание субъектов предпринимательства, общества и государства в зоны высоких налоговых рисков, к которым следует отнести:

- потеря способности налогоплательщиков выйти из экономического кризиса;

- недостаточность собственных ресурсов для выполнения своей финансово-хозяйственной деятельности;

- усиление налоговой нагрузки и криминализация экономики;

- функциональная неспособность государства поддержать общество и бизнес, создав режим наибольшего экономического и налогового благоприятствования.

Императивное воздействие государства на участников налоговых правоотношений проявляется через регламентированный порядок регулирования этих отношений, которые могут нести определенные риски и для налогоплательщиков, и для государства. Такие риски могут быть вызваны изменениями экономической и налоговой политики государства в условиях глобального кризиса или рецессии, различным толкованием правовых норм судебными органами и принятием

Список литературы

ошибочных правовых позиций, криминализацией налоговых отношений путем незаконной предпринимательской деятельности или уходом в теневую экономику. Поэтому вероятность налоговых рисков в системе налоговой безопасности обусловлена как определенными процессуальными действиями исполнительных, законодательных и судебных органов, направленных на защиту интересов государства и предпринимательства в сфере налогообложения, так и способностью управлять налоговым риском в бизнесе, который стремится выжить и выполнить свою миссию.

Предлагаемый признак классификации по возможности управления позволяет рассматривать налоговые риски как регулируемые, частично регулируемые, нерегулируемые. Этот подход обоснован широко используемым понятием налогового менеджмента, которое подразумевает принятие управленческих решений по оптимизации налоговых процессов государством и предприятиями с учетом оценки налоговых рисков и является одним из направлений теории налоговой безопасности.

Таким образом, экономическая классификация, анализ и оценка налоговых рисков является одним из современных методов декриминализации налоговых отношений в условиях кризиса, которые имеют свои специфические особенности, отличные от других экономических и финансово-правовых методов, объясняются фискально-регулятивной сущностью налоговых отношений и отличительной спецификой императивного воздействия на финансово-хозяйственную деятельность экономических субъектов. Организация обеспечения налоговой безопасности государства и бизнеса усложняется тем, что, как правило, реальные налоговые поступления в бюджетную систему государства всегда меньше, чем реальная потребность в них. Все эти обстоятельства накладывают особый отпечаток при выявлении и устранении налоговых рисков в целях соблюдения баланса общественных отношений. По мере развития экономических отношений и совершенствования налоговой системы должно происходить уточнение и изменение экономической классификации налоговых рисков по различным признакам с целью их осмысления, оценки и разработки эффективных методов управления в целях безопасного существования государства и бизнеса в условиях рыночной экономики.

1. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЭ.

2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011и2012 годов (одобрено Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 года).

3. Танаев В. М. Понятие «риск» в Гражданском кодексе Российской Федерации // Актуальные проблемы гражданского права: сборник статей. Вып. 2 / под ред. М. И. Брагинского. М.: Статут, 2000.

4. Тимофеева И. Ю. Исторические предпосылки зарождения и развития национальной системы обеспечения налоговой безопасности общества и государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2009. № 16.

5. Тимофеева И.Ю. Оценка налоговых рисков в системе экономической безопасности бизнеса // Сборник научных трудов (выпуск пятый) / под ред. В. Д. Голичева. Смоленск: Смоленская городская типография, 2008.

6. Тихонов Д., Липник Л. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

7. Финансовая и налоговая безопасность и предпринимательство // URL: http://www.cnfp.ru.

8. ЩекинД. М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права. М.: Статут, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.