В своей совокупности дестабилизирующие явления, дисфункции в рыночных отношениях способствуют развитию теневой экономики в различных ее формах и проявлениях, активизируют экономическую преступность, порождают коррупционные явления и в конечном итоге приводят к осложнению экономической и криминальной обстановки в стране и мире.
В этой связи основные направления противодействия теневой экономике должны включать в себя комплекс правовых, экономических и социальных направлений.
К основным из них следует отнести:
— разработку юридико-технических механизмов, регулирующих новые условия экономической деятельности;
— модернизацию института собственности с обязательным созданием более эффективной системы защиты прав собственников;
— выпуск на рынок экономических агентов, способных обслуживать рыночную среду в целях ее эффективного функционирования;
— модернизацию социально-экономической политики государства в разрезе развивающихся новых форм экономической деятельности;
— формирование государственных и негосударственных правовых, политических, экономических и социальных инструментов регулирования экономики;
— внедрение системы подготовки специалистов к работе в новых условиях формирования рыночной экономики, способных выполнять возложенные на них функции в переходный период.
Софьин Александр Александрович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета Нижегородской академии МВД России; Милосердова Анна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского
Экономический анализ как инструмент налогового контроля
Основной целью реализации мероприятий налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений и преступлений в рамках обеспечения экономической безопасности государства. Стремление налогоплательщиков к уменьшению налоговых обязательств создает предпосылки к созданию схем незаконного уклонения от уплаты налогов. Данный процесс характеризуется высокой степенью изменчивости в выборе инструментов незаконного снижения налогового бремени при создании налоговых схем. Исходя из изложенного, увеличивается роль инструментов налогового контроля в обеспечении налоговой безопасности. При этом от выбора методов налогового контроля зависит эффективность его реализации.
С учетом действующей нормативно-правовой базы наиболее эффективными методами контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов, реализуемыми налоговыми органами, являются выездная и камеральная виды проверок. При осуществлении данных мероприятий одним их основных инструментов, определяющих их эффективность, является применение методов анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. В ходе исполнения своих полномочий в сфере контроля налоговые органы накапливают большой объем информации, характеризующий деятельность хозяйствующих субъектов с момента организации до момента подачи каждого из видов отчетности. Квалифицированный анализ указанного информационного массива приводит к увеличению эффективности процедур налогового контроля за счет снижения их трудоемкости и выявления налогоплательщиков и периодов их деятельности с высоким уровнем налогового риска.
Основными направлениями применения методики экономического анализа в контрольной работе налоговых органов следует признать: проведение углубленной камеральной налоговой проверки, отбор налогоплательщиков в план проведения выездных проверок, подготовка к проведению выездной проверки. Указанные аспекты деятельности налоговых органов основаны на
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2020, № 3 (51)
26 9
риск-ориентированном подходе, который означает выборочную проверку подозрительных хозяйствующих субъектов или операций по признакам налогового риска. Риск-ориентированный подход основан на анализе показателей, рассчитанных по данным деятельности налогоплательщика, и ранжировании хозяйствующих субъектов на три группы: с высоким риском, средним и низким. Данное ранжирование служит основанием для проведения дальнейших мероприятий налогового контроля.
В рамках планирования мероприятий выездного контроля основной задачей является отбор тех налогоплательщиков, эффективность проверки которых будет наибольшей. Для решения данной задачи представляется целесообразным ранжирование состоящих на учете налогоплательщиков по уровню налогового риска, который определяется на основании коэффициентного метода экономического анализа. Коэффициенты рассчитываются на базе налоговой и бухгалтерской отчетности, а также иной информации, находящейся в распоряжении налогового органа. В рамках планирования выездных проверок основной задачей применения аналитических инструментов является выбор участков учета и периодов деятельности с наибольшей вероятностью обнаружения налоговых правонарушений и преступлений. В данной ситуации наиболее эффективными являются методы горизонтального, вертикального и сравнительного анализа деятельности налогоплательщика.
Использование методик экономического анализа при проведении мероприятий налогового контроля способно улучшить показатели эффективности деятельности налоговых органов по соотношению «затраты-результаты». Дальнейшее развитие риск-ориентированного подхода и усиление роли автоматизации процесса анализа деятельности налогоплательщиков позволит роль предварительного и текущего контроля и предупредить совершение большого числа налоговых правонарушений, что приведет к повышению экономической безопасности России.
Строков Алексей Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и экономической безопасности Нижегородской академии МВД России;
Ионов Владимир Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экономики и экономической безопасности Нижегородской академии МВД России
Проблемы защиты экономической безопасности России в условиях роста безработицы на малых и средних предприятиях, вызванной пандемией Covid-19
Проблемы занятости населения в реальном секторе экономики всегда имели существенную особенность в современной истории России. Исторически сложилось так, что государство в современной истории всегда уделяло особое внимание этой проблеме. В СССР в условиях командно-административной системы рынок труда был создан искусственно и граждане страны, не желающие работать, подвергались уголовному преследованию за тунеядство, но и, вместе с тем, государственные органы обеспечивали широкое предложение на рынке труда рабочих вакансий.
В настоящее время в условиях рыночных отношений особая роль стала возлагаться на конъюнктурный характер спроса и предложения на рынке труда. Данная ситуация в девяностые годы прошлого столетия при спаде экономики и в нулевые года нынешнего столетия, несмотря на рост экономических показателей, обозначила существенную проблему в виде безработицы, как официальной среди граждан, зарегистрированных на бирже труда, так и скрытой среди граждан, вовлеченных в теневой сектор экономики России. По оценке специалистов, количество трудящихся в теневом секторе экономики достигало пятнадцати миллионов. Данные трудовые ресурсы концентрировались в основном на малых и средних предприятиях.
Характерно, что если на крупных предприятиях трудовые взаимоотношения достаточно серьезно регулировались действующим законодательством, то на малых и средних предприятиях обеспечение прав трудящихся во многом отдавалось на откуп законодательной добропорядочности руководителей этих предприятий. Смысл значительной концентрации и перевеса прав в руках
270
Юридическая наука и практика