Научная статья на тему 'Экономический анализ качества управления экономическими объектами: феноменологический подход'

Экономический анализ качества управления экономическими объектами: феноменологический подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / MANAGEMENT / QUALITY / ENTERPRISE / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю.

Предмет. Организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и развития системы управления качеством продукции предприятий и организаций на базе феноменологии систем менеджмента качества. В настоящее время отсутствуют работы по созданию комплексной методики внедрения и контроля системы менеджмента качества применительно к гибким предприятиям, действующим на высококонкурентных рынках в турбулентной внешней среде, чем и обусловлена актуальность данной работы. Цели. Разработка теоретико-методического аппарата экономического анализа системы менеджмента качества предприятий и организаций на базе теории качества жизненного цикла продукции. Для достижения поставленной цели в ходе исследования выделяются задачи: уточнение терминов менеджмента качества; разработка структуры «петли» качества процессов управления; формирование шкал управляемости объекта анализа. Методология. В качестве методологической базы использовались диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов управления качеством в их взаимосвязи и определить тенденции их становления и развития. Результаты и область их применения. Отображена важность процессов управления качеством предприятия относительно друг друга посредством выделения их «стартовой» точки с помощью диаграмм Парето. Положения, рекомендации данной работы ориентированы на использование при организации и совершенствовании процессов проектирования, обеспечения и повышения качества продукции предприятий. Выводы. Установлено, что качество процессов управления целесообразно оценивать по их соответствию институциональным нормам в рамках самооценки по следующим критериям: удовлетворение клиентов, оценка деловых результатов, процессы создания ценности, общее управление, менеджмент кадров, менеджмент ресурсного потенциала, удовлетворенность персонала, стратегическое планирование и целеполагание, оценка внешних эффектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic analysis of the management quality of economic entities: A phenomenological approach

Importance The article addresses organizational, economic and managerial relations arising in the process of formation and development of the quality management system at enterprises and organizations on the basis of the phenomenology of quality management systems. Objectives The main purpose of the study is to develop theoretical and methodological tools for economic analysis of the quality management system of enterprises and organizations based on the theory of product life cycle quality. Methods The paper employs dialectical principles as a methodological basis, which enables to identify the main characteristics of investigated phenomena and processes of quality control in their relationship, and define trends in their formation and development. Results The findings show the importance of quality management processes of the enterprise relative to each other by identifying their 'starting' point with the help of Pareto charts. The recommendations of the paper may be used when organizing and improving the processes of product quality design and enhancement at enterprises. Conclusions It is practicable to assess the quality of management processes based on their compliance with institutional norms within the self-evaluation, according to certain criteria, like Customer Satisfaction, Evaluation of Business Results, Value Creation Processes, General Management, Personnel Management, Management of Resource Potential, Personnel Satisfaction, Strategic Planning and Target Setting, Evaluation of External Effects.

Текст научной работы на тему «Экономический анализ качества управления экономическими объектами: феноменологический подход»

ISSN 2311-8709 (Online) Стоимость бизнеса

ISSN 2071-4688 (Print)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Елена Борисовна ГЕРАСИМОВА3', Борис Иванович ГЕРАСИМОВ^ Александр Юрьевич СИЗИКИНС

а доктор экономических наук, профессор департамента учета, анализа и аудита

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация gerasim_ova@inbox.com

ь доктор технических наук, доктор экономических наук, главный научный сотрудник департамента научных исследований и образовательной деятельности, ФГУП «Стандартинформ», Москва, Российская Федерация big@gostinfo.ru

с кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерация sizikin@bk.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 14.03.2016 Принята в доработанном виде 14.06.2016 Одобрена 08.08.2016

УДК 65.018 JEL: О22, R50

Ключевые слова:

качество управления, предприятие, менеджмент качества

Аннотация

Предмет. Организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и развития системы управления качеством продукции предприятий и организаций на базе феноменологии систем менеджмента качества. В настоящее время отсутствуют работы по созданию комплексной методики внедрения и контроля системы менеджмента качества применительно к гибким предприятиям, действующим на высококонкурентных рынках в турбулентной внешней среде, чем и обусловлена актуальность данной работы. Цели. Разработка теоретико-методического аппарата экономического анализа системы менеджмента качества предприятий и организаций на базе теории качества жизненного цикла продукции. Для достижения поставленной цели в ходе исследования выделяются задачи: уточнение терминов менеджмента качества; разработка структуры «петли» качества процессов управления; формирование шкал управляемости объекта анализа.

Методология. В качестве методологической базы использовались диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов управления качеством в их взаимосвязи и определить тенденции их становления и развития.

Результаты и область их применения. Отображена важность процессов управления качеством предприятия относительно друг друга посредством выделения их «стартовой» точки с помощью диаграмм Парето. Положения, рекомендации данной работы ориентированы на использование при организации и совершенствовании процессов проектирования, обеспечения и повышения качества продукции предприятий.

Выводы. Установлено, что качество процессов управления целесообразно оценивать по их соответствию институциональным нормам в рамках самооценки по следующим критериям: удовлетворение клиентов, оценка деловых результатов, процессы создания ценности, общее управление, менеджмент кадров, менеджмент ресурсного потенциала, удовлетворенность персонала, стратегическое планирование и целеполагание, оценка внешних эффектов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Феноменология концептов «качество» и «управление» генерализует феномены концептов «качество управления» и «управление качеством». Информационная парадигма качества [1] формализует знаниевый динамический концепт «качество»

как информацию упорядоченного отображения комплекса (кластера) качества собственных характеристик экономического объекта (далее - объекта), удовлетворяющих институциональным требованиям турбулентной хаордической экономической среды.

Любой концепт в рамках проектирования объекта [2] обладает дуальностью его трактования, поэтому помимо знаниевой динамической компоненты концепт содержит статическую упорядоченную (стандартизированную) компоненту. Так, национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 90002008 идентифицирует названную компоненту концепта «качества» через «степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям»1.

Статическая компонента концепта «управление» широко представлена в Интернете: управление - это воздействие субъекта, направленное на достижение абстрактной (неконкретной), но вынужденно корректирующей цели (задачи, идеи) в уже сложившихся рамках правил (обстоятельств), которые неизбежно совершенствуются (меняются) тогда, когда субъект (этот или другой) не противоречивее познает реальность, с которой сосуществует» [3].

Идентификация динамической компоненты концепта «управление» по критерию управляемости трансформирует управление в «процесс такого воздействия на некоторую систему или объект (объект управления), при

котором состояние системы или объекта

2

изменяется в нужную сторону» : или в «процесс целенаправленного поведения системы посредством информационных воздействий, вырабатываемых человеком (группой людей) или устройством» [4].

Состояние функционирования указанных концептов обеспечивают кибернетическая и системная парадигмы управления соответственно. Устойчивое состояние функционирования информационной парадигмы актуализирует концепт «управление» в форме субъектно-дуального диалектического процесса формирования и воздействия субъектно-объектных управленческих решений на

1 Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2012. 70 с.

2Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А.

Системный анализ в управлении. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.

объект, находящийся в комплементарной взаимозависимости с субъектом управления.

Концепт «управление» развивался в рамках научного сообщества - «группа ученых, которые признают одну парадигму»3. Шкала парадигм концепта «Управление» содержит следующие реперные парадигмы: философская, механистическая, кибернетическая, системная и информационная парадигмы управления [5, 6]. При этом шкала парадигм концепта «управление» находится в комплементарной взаимозависимости от шкалы парадигм концепта «качество». Данный феномен идентифицирует по критерию полезности (ценности) концепт «качество управления» в рамках информационной парадигмы управления и информационной парадигмы качества как информацию упорядоченного отображения комплекса (кластера) собственных характеристик качества концепта «упорядочение» объектов, удовлетворяющих требованиям турбулентной хаордической экономической среды [7, 8].

Собственные характеристики качества управления отображаются «петлей» качества процессов управления (рис. 1) [9, 10].

Наблюдаемость процессов управления (рис. 1) характеризуется зрелостью терминосистемы концепта «качество управления» (табл. 1) [11].

Релевантность процессов управления (рис. 1) реализуется концептом JIT (Just-in-time -точно в срок) как уместность и своевременность. При этом робастность процессов управления определяет уровень их помехозащищенности (табл. 2) [12].

Ценностно-ориентированное проектирование процессов управления по критерию качества, компонентами которого являются миссия (предназначение), видение (целеполагание) и кредо (корпоративная культура) реализует стратегию управления экономическим объектом на базе прямого или косвенного управления [13].

3 Шастико А.Е. Экономическая теория организаций. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 86-87.

Прямое (ручное) управление экономическим объектом инициирует Лапласовый наблюдатель. Концепт «Лапласовый наблюдатель» введен в научный оборот А.Е. Шастико как воображаемый субъект, для которого отсутствует неопределенность ввиду наличия полной информации о детерминантах поведения соответствующих элементов системы. Лапласовый наблюдатель вездесущ и всеведущ, его осведомленность простирается бесконечно во времени и пространстве. Преднамеренное или институциональное проецирование свойств Лапласового наблюдателя на лицо, принимающее решение (как это происходит в моделях оптимизации), затрудняет понимание особенностей ситуаций структурной неопределенности. Аналогичная проблема возникает, если характеристики хозяйствующего субъекта проецируются на наблюдателя (рис. 2) [14, 15].

Гарантированные институциональные нормы наблюдаемости, робастности, миссии, видения и кредо процессов обеспечивает косвенное системно-информационное управление с помощью ценностно-ориентированной системы, спроектированной субъектом управления4 (рис. 3).

В соответствии с принципом дуальности качество объекта и качество субъекта управления (качества прямого или косвенного управления) находятся в комплементарной системно-информационной взаимосвязи в рамках комплементарной взаимосвязи информационной парадигмы качества и информационной парадигмы управления. У этой связи точность, надежность и быстродействие процессов идентифицируют по критерию информационного качества посредством шкалы управляемости объекта, что характеризует зрелость процессов управления (табл. 3) [16].

Процедура оценки действенности процессов устойчивого управления качеством продукции и завершенности, целостности интегрированной гибкой системы менеджмента качества (СМК) подтверждена в ходе изучения состояния

4 Толстошеина В.А., Злобина Н.В. Философия качества. Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014.

осуществления производственной деятельности ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ».

Для гарантированного управления процессами качества ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ» нами были сформированы следующие базовые этапы.

1. Разработка комплекса практических мер в области СМК. Этот процесс можно декомпозировать на два уровня: стратегический и операционный. Стратегическое планирование СМК содержит следующие этапы: формирование целей предприятия, рассмотрение и оценка внешней и внутренней среды, управленческое изучение сильных и слабых сторон, анализ стратегических вариантов действий, выбор стратегии. На разработку комплекса практических мер в данной области в значительной степени оказывают воздействие ценностные ориентации высшего менеджмента предприятия.

2. Определение и разработка миссии СМК. Для формирования миссии СМК требуется установить условия, в которых осуществляет свою деятельность предприятие в рассматриваемый период времени. Отмеченный этап является одним из ключевых, оказывающих непосредственное воздействие на продуктивное функционирование предприятия. Общепринято дефрагментировать условия на два компонента: внешние и внутренние.

3. Осуществление миссии. Это подразумевает формирование комплекса определенных действий: делегирование полномочий, выбор организационной структуры, мотивация.

4. Надзор за реализацией миссии СМК и внесение в нее изменений. Заключительным этапом является контроль за реализацией миссии СМК и внесение в нее изменений. Он предполагает проведение сравнительного анализа предполагаемых/зафиксированных в планах и реально достигнутых результатов. Каждое предприятие обязано осуществлять контроль за реализацией миссии СМК.

Анализ СМК ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ» как комплексного критерия гарантированного управления качеством продукции осуществлялся по девяти направлениям соответствующих процессов, каждому из которых соответствует собственный «вес»5 в условных единицах:

1) общее управление - 10;

2) с т р а т е г и ч е с к о е п л а н и р о в а н и е и целеполагание - 8;

3) менеджмент кадров - 9;

4) менеджмент ресурсного потенциала - 8;

5) менеджмент процессов создания ценности -13;

6) оценка удовлетворенности клиентов - 20;

7) оценка удовлетворенности персонала - 9;

8) оценка внешних эффектов - 6;

9) оценка деловых результатов - 15.

Каждое из приведенных направлений в свою очередь рассматривается с учетом персонализированных параметров гарантированного управления качеством продукции, при этом интервал значений устанавливается в диапазоне от 0 до 1 балла (0 баллов - не предпринято никаких действий по разработке или внедрению плана мероприятий, связанных с реализацией данного направления; 0,25 балла - разработан метод решения задачи и начата его реализация, имеются определенные доказательства, что благодаря данному процессу достигнут желаемый эффект; 0,5 балла - процесс внедрен приблизительно в половине подразделений, негативные тенденции при этом выявлены и понятны; 0,75 балла - достижение поставленных целей в

большинстве областей благодаря систематическому применению новых методов и подходов; 1 балл - процесс утвержден, постоянно анализируется его применение, он стал составной частью регулярной деятельности).

Для изучения действенности (результативности) СМК по каждому направлению гарантированного управления качеством продукции суммируются баллы параметров каждого из рассматриваемых направлений и умножаются на его установленный вес. Оценка действенности процессов гарантированного управления качеством продукции в итоге производится посредством суммирования итоговых оценок девяти направлений (табл. 4)

Отображение важности процессов гарантированного управления качеством продукции относительно друг друга в процессе выделения «стартовой» точки развития СМК реализуется с помощью диаграмм Парето (рис. 4).

Представлена визуализация (рис. 5) поля процессов гарантированного управления качеством продукции, с суммарной площадью 905 единиц из потенциально реализуемых 1 000, что свидетельствует о высокой результативности и степени зрелости СМК рассматриваемого предприятия.

Таким образом, качество процессов управления целесообразно оценивать по их соответствию институциональным нормам в рамках самооценки по следующим критериям: удовлетворение клиентов, оценка деловых результатов, процессы создания ценности, общее управление, менеджмент кадров, менеджмент ресурсного потенциала, удовлетворенность персонала, стратегическое планирование и целеполагание, оценка внешних эффектов.

5 Важность критериев гарантированности обоснована Российской премией за качество.

Таблица 1

Шкала зрелости наблюдаемости процессов управления

Table 1

Scale of maturity of control processes' observability

Оценка, % Состояние уровня наблюдаемости процессов управления Зрелость терминосистемы

0-25 Неудовлетворительный уровень 0,25

26-50 Низкий уровень 0,5

51-75 Средний уровень 0,75

76-100 Высокий уровень 1

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Таблица 2

Шкала помехозащищенности процессов управления

Table 2

Scale of control processes' immunity

Оценка, % Состояние уровня помехозащищенности процессов управления Уровень помехозащищенности

0-25 Неудовлетворительный уровень 0,25

26-50 Низкий уровень 0,5

51-75 Средний уровень 0,75

76-100 Высокий уровень 1

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Таблица 3

Шкала управляемости объекта

Table 3

Object's controllability scale

Оценка, % Состояние уровня управляемости объекта Зрелость процессов управления

0-25 Неудовлетворительный уровень 0,25

26-50 Низкий уровень 0,5

51-75 Средний уровень 0,75

76-100 Высокий уровень 1

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Таблица 4

Исходные данные для построения процессов устойчивого управления качеством продукции ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ»

Table 4

Input data for building the processes of sustainable quality control over Confectionery TAKF products

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерий управления качеством Важность критерия, балл Требуемый результат, балл Полученный результат, балл Число резервов, у.е.

Оценка удовлетворенности клиентов 20 200 195 5

Оценка деловых результатов 15 150 150 0

Менеджмент процессов создания ценности 14 140 87,5 52,5

Общее управление 10 100 97,5 2,5

Менеджмент кадров 9 90 69,75 20,25

Менеджмент ресурсного потенциала 9 90 83,25 6,75

Оценка удовлетворенности персонала 9 90 87,75 2,25

Стратегическое планирование и целеполагание 8 80 74 6

Оценка внешних эффектов 6 60 60 0

Итого 100 1000 904,75 95,25

Продолжение таблицы

Критерий управления качеством Резервы устойчивости нарастающим итогом, у.е. Резервы, % Кумулятивный итог резервов, % Действенность СМК, %

Оценка удовлетворенности клиентов 5 5,25 5,2 97,5

Оценка деловых результатов 5 0 5,2 100

Менеджмент процессов создания ценности 57,5 55,12 60,3 62,5

Общее управление 60 2,62 62,9 97,5

Менеджмент кадров 80,25 21,26 84,5 77,5

Менеджмент ресурсного потенциала 87 7,09 91,6 92,5

Оценка удовлетворенности персонала 89,25 2,36 94 97,5

Стратегическое планирование и целеполагание 95,25 6,3 100 92,5

Оценка внешних эффектов 95,25 0 100 100

Итого - 100/100 - 90/90,5

Источник: составлено авторами

Source: Authoring

Рисунок 1

Структура «петли» качества процессов управления Figure 1

The structure of the 'loop' of quality management processes

Примечание. ПК - петля качества; 1 - позиционирование рынка процессов управления: потребности (наблюдаемость и релевантность); возможности (робастность); 2 - ценностно-ориентированное проектирование (миссия, видение и кредо); 3 - производство (точность, надежность и быстродействие); 4 - эксплуатация (результативность); 5 - оценка соответствия качества управления институциональным нормам. Источник: составлено авторами

Note. ПК - quality loop; 1 - positioning of the management processes market: requirements (observability and relevance); capabilities (robustness); 2 - value-oriented design (mission, vision and mission statement); 3 - manufacturing (precision, reliability and performance); 4 - operation (effectiveness); 5 - assessment of quality management compliance with institutional norms. Source: Authoring

Рисунок 2

Структурная схема прямого управления Figure 2

Structural scheme of direct control

Примечание. 1 - субъект управления; 2 - объект управления; 3 - Лапласовый наблюдатель; 4 - обратная связь. Источник: составлено авторами

Note. 1 - management entity; 2 - controlled object; 3 - Laplacian observer; 4 - feedback. Source: Authoring

Рисунок 3

Структурная схема косвенного управления Figure 3

Structural scheme of indirect control

Примечание. 1 - объект управления; 2 -субъект управления; 3 - цикл Деминга: P - plan - планирование, D - do действие, C - control - контроль, А - action - развитие; 4 - петля качества управления. Источник: составлено авторами

Note. 1 - controlled object; 2 - management entity; 3 - Deming cycle: P - plan, D - do, C - check, A - act; 4 - quality management loop. Source: Authoring

Рисунок 4

Диаграмма Парето процессов управления качеством продукции ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ» Figure 4

The Pareto chart of quality management processes of Confectionery TAKF products

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Рисунок 5

Поле гарантированного управления качеством ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ» Figure 5

The field of guaranteed quality management at Confectionery TAKF

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Список литературы

1. Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Управление качеством. М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2014. 256 с.

2. ТеслиновА.Г. Концептуальное проектирование сложных решений. СПб.: Питер, 2009. 288 с.

3. ЧерноруцкийИ.Г. Методы оптимизации в теории управления. СПб.: Питер, 2004. 256 с.

4. Kuhn T.S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, University of Chicago Press, 1962, 210 p.

5. Спиридонов С.П. Снижение дифференциации доходов населения Российской Федерации как одно из направлений улучшения качества жизни // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2014. № 4. С. 179-184.

6. Спиридонов С.П., Андреева И.А. Человеческий капитал - главный фактор формирования и развития инновационной экономики и повышения качества жизни // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 2. С. 7-10.

7. Тётушкин В.А., Терехова Г.И. Сравнительный анализ и маркетинговые тренды потребительского рынка в условиях экономического кризиса (на примере Тамбовского и Липецкого региона) // Агропродовольственная экономика: научно-практический электронный журнал. URL: http://apej.ru/article/11-07.

8. Толстяков Р.Р., Гаврилов А.А. Инновационные методы конкурентной разведки в управлении маркетинговой деятельностью предприятия // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 2. С. 18-31.

9. Толстяков Р.Р., Феногенов К.В. Инструменты формирования маркетинговой стратегии, ориентированной на конкурента // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 8. С. 109-113.

10. Tolstyakov R.R., Zlobina N.V. Quality Increase of Viral Video Management on the Basis of Synergetic Approach. Indian Journal of Science and Technology, 2015, vol. 8, iss. 10. doi: 10.17485/ij st/2015/v8i S10/84873

11. Гучетль Р.Г., Толстяков Р.Р. Оценка результативности системы маркетинга предприятия: генезис теории и практики. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2014. 106 c.

12. Моделирование наукоемкого ресурсосберегающего производства в инновационной экономике России (монография). Germany: LAP Lambert Academic Publishing; Saarbrucken, 2014. 220 с.

13. Попова Г.Л. Развитие регионального бизнеса: факторы влияния. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. 143 с.

14. Бондарская Т.А., Бондарская О.В. Особенности пространственной трансформации региональной экономики под воздействием процессов агломерирования // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 12. С. 18-22.

15.Bondarskaya T.A., Bondarskaya O.V. Economia e Direzione Regionale. L'influenza dei cambiamenti istituzionali ai organizzativo ed economico Strumentazione di sviluppo piccoli centri. Italian Science Review, 2014, iss. 10(19), pp. 194-201.

16. Злобина Н.В., Толстошеина В.А. Технология внедрения аутсорсинга в систему менеджмента качества организации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2011. № 5. С. 116-121.

ISSN 2311-8709 (Online) Business Value

ISSN 2071-4688 (Print)

ECONOMIC ANALYSIS OF THE MANAGEMENT QUALITY OF ECONOMIC ENTITIES: A PHENOMENOLOGICAL APPROACH

Elena В. GERASIMOVAa% Boris I. GERASIMOVb, Aleksandr Yu. SIZIKINc

a Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation gerasim_ova@inbox.com

b Russian Scientific-Technical Information Centre for Standardization, Metrology and Conformity Assessment

(STANDARTINFORM), Moscow, Russian Federation

big@gostinfo.ru

c Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation sizikin@bk.ru

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 14 March 2016 Importance The article addresses organizational, economic and managerial relations Received in revised form arising in the process of formation and development of the quality management system at 14 June 2016 enterprises and organizations on the basis of the phenomenology of quality management

Accepted 8 August 2016 systems.

Objectives The main purpose of the study is to develop theoretical and methodological JEL classification: 022, R50 tools for economic analysis of the quality management system of enterprises and

organizations based on the theory of product life cycle quality.

Methods The paper employs dialectical principles as a methodological basis, which enables to identify the main characteristics of investigated phenomena and processes of quality control in their relationship, and define trends in their formation and development. Results The findings show the importance of quality management processes of the enterprise relative to each other by identifying their 'starting' point with the help of Pareto charts. The recommendations of the paper may be used when organizing and improving the processes of product quality design and enhancement at enterprises. Conclusions It is practicable to assess the quality of management processes based on their compliance with institutional norms within the self-evaluation, according to certain criteria, like Customer Satisfaction, Evaluation of Business Results, Value Creation Processes, General Management, Personnel Management, Management of Resource Potential, Personnel Satisfaction, Strategic Planning and Target Setting, Evaluation of External Effects.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016 References

1. Gerasimova E.B., Gerasimov B.I., Sizikin A.Yu. Upravlenie kachestvom [Quality management]. Moscow, FORUM, INFRA-M Publ., 2014, 256 p.

2. Teslinov A.G. Kontseptual'noe proektirovanie slozhnykh reshenii [Conceptual design of complex solutions]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009, 288 p.

3. Chernorutskii I.G. Metody optimizatsii v teorii upravleniya [Methods of optimization in the management theory]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004, 256 p.

4. Kuhn T.S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, University of Chicago Press, 1962, 210 p.

5. Spiridonov S.P. [Reducing the differentiation of household income in the Russian Federation as one of areas to improve the life quality]. Voprosy sovremennoi nauki i praktiki. Universitet

Keywords: management, quality, enterprise, quality management system

im. V.I. Vernadskogo = Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University, 2014, no. 4, pp. 179-184. (In Russ.)

6. Spiridonov S.P., Andreeva I.A. [Human capital as a key factor of innovative economy formation and development and life quality improvement]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social-economic Phenomena and Processes, 2015, vol. 10, no. 2, pp. 7-10. (In Russ.)

7. Tetushkin V.A., Terekhova G.I. [A comparative analysis and marketing trends of the consumer market under economic crisis: The Tambov and Lipetsk regions case]. Agroprodovol'stvennaya ekonomika: nauchno-prakticheskii elektronnyi zhurnal, 2015, no. 11. (In Russ.) Available at: http://apej.ru/article/11-07.

8. Tolstyakov R.R., Gavrilov A.A. [Innovative methods of competitive intelligence in the management of marketing activity of the enterprise]. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya = Modern Economics: Problems and Solutions, 2014, no. 2, pp. 18-31. (In Russ.)

9. Tolstyakov R.R., Fenogenov K.V. [Tools to create a competitor-oriented marketing strategy]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-economic Phenomena and Processes, 2014, vol. 9, no. 8, pp. 109-113. (In Russ.)

10. Tolstyakov R.R., Zlobina N.V. Quality Increase of Viral Video Management on the Basis of Synergetic Approach. Indian Journal of Science and Technology, 2015, vol. 8, iss. S10. doi: 10.17485/ij st/2015/v8i S10/84873

11. Guchetl' R.G., Tolstyakov R.R. Otsenka rezul'tativnosti sistemy marketingapredpriyatiya: genezis teorii i praktiki [Evaluating the performance of enterprise's marketing system: Genesis of theory and practice]. Tambov, Izd-vo Pershina R.V. Publ., 2014, 106 p.

12. Modelirovanie naukoemkogo resursosberegayushchego proizvodstva v innovatsionnoi ekonomike Rossii (monografiya) [Modeling the knowledge-intensive resource-saving production in the innovative economy of Russia]. Germany, LAP Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2014, 220 p.

13. Popova G.L. Razvitie regional'nogo biznesa: faktory vliyaniya [The regional business development: Impact factors]. Tambov, TSU Publ., 2014, 143 p.

14. Bondarskaya T.A., Bondarskaya O.V. Specifics of spatial transformation of regional economy under the influence of agglomeration processes]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-economic Phenomena and Processes, 2014, vol. 9, no. 12, pp. 18-22. (In Russ.)

15. Bondarskaya T.A., Bondarskaya O.V. Economia e Direzione Regionale. L'influenza dei cambiamenti istituzionali ai organizzativo ed economico Strumentazione di sviluppo piccoli centri. Italian Science Review, 2014, iss. 10(19), pp. 194-201.

16. Zlobina N.V., Tolstosheina V.A. [Technology of introduction of outsourcing in the management system element of a quality organization]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta = Saint-Petersburg State Polytechnic University Journal, 2011, no. 5, pp. 116-121. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.