ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
И.С. Ким, бухгалтер-стажер ООО «ДИЛАН-МАРКЕТ» (Россия, г. Владивосток)
Аннотация. Предметом исследования служит анализ доходов и влияющих на их рост факторов. Основной целью анализа доходов организации является определение их величины от обычных видов деятельности и прочей деятельности. Сравнение проводилось путем расчетов и сравнительного анализа для последующего повышения прибыли, являющейся основным источником приращения капитала, и, как следствие, улучшения финансового положения организации. Для достижения поставленной цели в данной статье проводится анализ доходов и расходов организации, а также анализ финансовых результатов.
Ключевые слова: доходы, расходы, сравнительный анализ доходов организации, финансовый результат, бухгалтерская отчетность.
«Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)». В свою очередь, доходы в зависимости от характера и условий получения подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы [1].
Доходы организации с уверенностью можно назвать главной ее составляющей. Ведь денежные потоки обеспечивают осуществление практически всей хозяйственной деятельности предприятия, влияют на его развитие, конкурентоспособность, а также обеспечивают снижение риска неплатёжеспособности, а в крайних случаях, банкротства предприятия.
Многие полагают, что если то или иное предприятие функционирует без получения дохода, то его дальнейшее существо-
вание невозможно. Но чтобы легче было проанализировать изменения дохода, необходимо рассмотреть и противоположный ему показатель: расходы. Они играют не менее важную роль в деятельности организации. Так, сравнивая доходы и расходы, можно говорить о дефиците или профиците бюджета организации. ООО «ДИЛАН-МАРКЕТ» специализируется на следующих видах экономической деятельности:
- торговля розничная алкогольными напитками, кроме пива, в специализированных магазинах;
- торговля оптовая алкогольными напитками, кроме пива и пищевого этилового спирта;
- торговля оптовая пивом;
-торговля розничная пивом в специализированных магазинах [2].
Рассмотрим структуру и динамику финансовых результатов ООО «ДИЛАН-МАРКЕТ» (Таблица 1).
Таблица 1. Анализ динамики показателей финансовых результатов ООО «Дилан-
Маркет»
Наименование показателя Годы Изменение показателей 2016 г. в % к
2014 2015 2016 2014 2015
Выручка 466 S17 000 477 637 000 4S9 134 000 104,7S 102,41
Себестоимость продаж 375 597 000 3S7 7S4 000 3SS 60S 000 103,46 100,21
Валовая прибыль (убыток) 91 220 000 S9 S53 000 100 526 000 110,20 111,SS
Коммерческие расходы 50 794 000 53 450 000 67 795 000 133,47 126,S4
Прибыль (убыток) от продаж 40 426 000 36 403 000 32 731 000 S0,97 S9,91
Проценты к получению 52S 000 1 7S2 000 1 95S 000 370,S3 109,SS
Проценты к уплате 6 000 1S 000 - - -
Прочие доходы 11 9S3 000 16 112 000 1S 244 000 152,25 113,23
Прочие расходы 2 342 000 2 S34 000 4 25S 000 1S1,S1 150,25
Прибыль (убыток) до налогообложения 50 5S9 000 51 445 000 4S 675 000 96,22 94,62
Текущий налог на прибыль 2 119 000 2 673 000 2 S17 000 132,94 105,39
Чистая прибыль (убыток) 4S 470 000 4S 772 000 45 S5S 000 94,61 94,03
Проведя анализ динамики показателей финансовых результатов ООО «ДИЛАН-МАРКЕТ» за 2014-2016 гг., можно сделать следующие выводы:
- практически все основные показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности организации увеличились;
- выручка в отчетном году по сравнению с 2014 и 2015 годами увеличилась на 4,78% и 2,41% соответственно;
- себестоимость продаж выросла на 3,46% по сравнению с 2014 годом и на 0,21% с 2015 годом;
- такая же ситуация наблюдается и с валовой прибылью, которая увеличилась в отчетном году на 10,2% и 11,88% по сравнению с 2014 и 2015 годами соответственно;
- в свою очередь размер прибыли от продаж в 2016 году наоборот уменьшился в сравнении с 2014 годом на 19,03% и 2015 годом на 10,09%;
- аналогичная ситуация произошла и с прибылью до налогообложения, которая снизилась на 3,78% и 5,38% в отчетном году по сравнению с 2014 и 2015 годами.
Можно отследить, как система ЕГАИС негативно повлияла на показатель чистой прибыли, который уменьшился на 6% по сравнению с прошлым годом. Довольно ощутимо снизились темпы роста себестоимости продаж. А коммерческие и прочие расходы наоборот возросли по сравнению с 2015 годом в 1,27 и 1,5 раз соответ-
ственно. Это объясняется необходимостью организации в приобретении и подключении нужного оборудования.
С 29 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В нем говорится о том, что с 1 января 2016 года организации, торгующие алкогольной продукцией в розницу, должны фиксировать в ЕГАИС факт закупки алкоголя, а с 1 июля 2016 года - фиксировать в ЕГАИС розничные продажи. ЕГАИС - единая государственная автоматизированная информационная система, с помощью которой государство производит контроль производства и движения алкоголя по всей стране[1]. Проще говоря, это огромная база данных, в которой содержится вся информация обо всей алкогольной продукции производимой на территории РФ, либо ввозимой из других стран. В ней содержится информация о производителе, составе, крепости и объеме каждой бутылки. Главной целью ЕГАИС, на мой взгляд, является сокращение количества контрафактной продукции, которая в среднем составляет 30-35% от всего рынка алкоголя.
Проведем анализ доходов в анализируемом хозяйствующем субъекте (табл. 2).
Таблица 2. Анализ доходов ООО «ДИЛАН-МАРКЕТ»
Наименование показателя Годы Изменение показателей 2016 г. в % к
2014 2015 2016 2014 2015
Динамика доходов организации, руб.
Доходы от обычных видов деятельности 466 S17 000 477 637 000 4S9 134 000 104,7S 102,41
Прочие доходы 12 511 000 17 S94 000 20 202 000 161,47 112,90
Итого доходов 479 32S 000 495 531 000 509 336 000 106,26 102,79
Структура доходов организации, %
Доходы от обычных видов деятельности 97,39 96,39 96,03 -1,36 -0,36
Прочие доходы 2,61 3,61 3,97 1,36 0,36
Итого доходов 100 100 100 - -
Проведя анализ доходов ООО «ДИ-ЛАН-МАРКЕТ» за 2014-2016 гг., можно увидеть, что доходы в отчетном году выросли на 30008 тыс. руб. по сравнению с 2014 году, что составляет 106,26%, т.е. доходы организации увеличились на 6,26%, и по сравнению с 2015 доходы в 2016 году также возросли на 13805 тыс. руб. (2,79%).
Наибольший удельный вес в доходах организации занимают доходы от обычных видов деятельности (97,39% в 2014 году, 96,39% и 96,03% в 2015 и 2016 годах, соответственно).
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [4]. Проведем анализ доходов в анализируемом хозяйствующем субъекте (таблица 3).
Таблица 3. Анализ расходов ООО «ДИЛАН-МАРКЕТ»
Наименование показателя Годы Изменение показателей 2016 г. в % к
2014 2015 2016 2014 2015
Динамика расходов организации, руб.
Расходы по обычным видам деятельности 426 391 000 441 234 000 456 403 000 107,04 103,44
Прочие расходы 2 342 000 2 S34 000 4 25S 000 1S1,S1 150,25
Налог на прибыль 2 119 000 2 673 000 2 S17 000 132,94 105,39
Итого расходов 430 S52 000 446 741 000 463 47S 000 107,57 103,75
Структура расходов организации, %
Расходы по обычным видам деятельности 9S,96 9S,77 9S,47 -0,49 -0,3
Прочие расходы 0,54 0,63 0,92 0,3S 0,29
Налог на прибыль 0,50 0,60 0,61 0,11 0,01
Итого расходов 100 100 100 - -
Из таблицы 3 видно, что расходы организации в 2016 году также увеличились по сравнению с 2014 на 32626 тыс. руб.
(7,57%). По сравнению с 2015 годом, в отчетном году расходы возросли на 16737 тыс. руб. или на 3,75%.
Таблица 4. Показатели соотношения доходов и расходов ООО «ДИЛАН-МАРКЕТ»
Наименование показателя Годы Изменение показателей 2016 г. к
2014 2015 2016 2014 2015
Коэффициент соотношения доходов и расходов 1,113 1,109 1,099 - 0,014 - 0,01
Коэффициент соотношения расходов и доходов 0,899 0,902 0,910 0,011 0,008
Проанализировав показатели соотно- единицы, но единственное, что он не идет шения доходов и расходов ООО «ДИЛАН- на увеличение. В заключении, следует об-МАРКЕТ», можно увидеть, что доходы в ратить внимание на то, что вся структура целом превышают расходы. Коэффициен- доходов и расходов в целом изменилась ты соотношения доходов и расходов в незначительно, а значит, можно говорить о 2014-2016 годах: 1,113; 1,109 и 1,099 соот- стабильной работе организации «ДИЛАН-ветственно. Таким образом, за последние МАРКЕТ». три года этот коэффициент был больше
Библиографический список
1. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" [Электронныйре-сурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6208/a1da29ae7717ec811e07dba30af1a 78d2f9e9628/.
2. Общество с ограниченной ответственностью «ДИЛАН-МАРКЕТ» [Электронныйре-сурс] // Всероссийская система проверки контрагентов «ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС». - Режим доступа:
https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1062537054084_2537077820_000-DILAN-МАЯКБТ.
3. Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://egais.com/.
4. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" [Электронный-ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/0463b359311dddb34a4b799a3a5 c57ed0e8098ec/.
5. Терентьева, 2014 - Терентьева Т.В. Бухгалтерский учет: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по направл. подготовки "Экономика" (уровень бакалавриат): в 2 модулях / Т.В. Терентьева, Е.Ю. Тарасова, В.В. Малышева; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. - С. 34-106.
ECONOMIC ANALYSIS OF INCOME OF A COMMERCIAL ORGANIZATION
I.S. Kim, accountant-trainee OOO «Dilan-Market» (Russia, Vladivostok)
Abstract. As object of research serves the analysis of the income and the factors influencing their growth. A main objective of the analysis of the income of the organization is determination of their size from usual kinds of activity and other activity. Comparison will be carried out by calculations and the comparative analysis for the subsequent increase in the profit, which is the main source of an increment of the capital, and, as a result, improvements of a financial position of the organization. For achievement of a goal in this article the analysis of the income and expenses of the organization, and also the analysis of financial results is carried out.
Keywords: income, expenses, comparative analysis of the income of the organization, financial result, accounting reports.