Научная статья на тему 'Экономические взгляды Ибн Халдуна'

Экономические взгляды Ибн Халдуна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2762
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИБН ХАЛДУН / МИРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ХАДЖИЙ / ТЕОРИЯ РОСКОШИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотухин В. В.

Автор в статье описывает экономические проблемы в рамках социальной теории Ибн Халдуна и вычленяет экономические построения из текста «Ал-Мукаддимы» в связном и последовательном виде. В экономической концепции Ибн Халдуна ведущими понятиями выступают «заработка», «роскошь», «кризис», «естественное благо» и «неестественное благо».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC VIEWS OF IBN KHALDUN

Автор в статье описывает экономические проблемы в рамках социальной теории Ибн Халдуна и вычленяет экономические построения из текста «Ал-Мукаддимы» в связном и последовательном виде. В экономической концепции Ибн Халдуна ведущими понятиями выступают «заработка», «роскошь», «кризис», «естественное благо» и «неестественное благо».

Текст научной работы на тему «Экономические взгляды Ибн Халдуна»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ИБН ХАЛДУНА

В.В. Золотухин

Ибн Халдун вошел в историю мировой культуры как социальный и социально-политический мыслитель. В тексте «Ал-Мукаддимы» внимание философа направлено главным образом на существование социума, его зарождение, гибель, а также на выявление причин таких процессов. С этим связана еще одна очень важная тема, которую Ибн Халдун не мог обойти - его экономическая теория.

Целью данной статьи является описание экономической проблематики в рамках социальной теории Ибн Халдуна и вычленение экономических построений из текста «Ал-Мукаддимы» в связном и последовательном виде.

Как утверждает философ, принципы существования государства и реальные обстоятельства внегородской и городской жизни во многом коренятся в экономике и социальных отношениях. Часть четвертой главы и пятая глава «Ал-Мукаддимы», посвященные экономическим вопросам, стали предметом сравнения с построениями европейских мыслителей последующих столетий.

Прежде всего рассмотрим посылки экономической теории. Первое различие, которое проводит Ибн Халдун между товарами на рынке - различие между необходимым для жизни и прочим. Первое он обозначает термином дарурийй - «нужное, необходимое», а второе - хаджийй или камалийй (последняя лексема образована от корня со значением дополнительности). Заметим, что дарурийй и хаджийй являются в арабском языке, по сути, синонимами, и оба обозначают «необходимый».

Мы предпочитаем переводить дарурийй как «необходимое», хаджийй как «связанное с потребностью», а камалийй как «дополнительное».

Рассмотрим же, что философ считает необходимым, и что он полагает связанным с потребностями, но не непосредственно с выживанием.

Ибн Халдун говорит: «Знай, что все рынки включают в себя (таштамил ’ала) (товары) для людских потребностей: необходимые - пшеницу и в ее роде (ма фи ма‘наха) - египетские бобы, лук, чеснок и прочее; и связанное с потребностью - например, приправы, фрукты, одежду, посуду и повозки (маркаб)» [ИХ, 2, с. 211]. Как мы видим, связанное с потребностью (хаджийй) вовсе не является предметом роскоши (камалийй), хотя эти два термина часто употребляются рядом. Заметим, что по большей части это ремесленный продукт (ниже мы вернемся к этому). А к категории «необходимого» здесь отнесены элементарные продукты питания, без которых невозможно выжить.

Ибн Халдун в своей экономической теории применяет особую терминологию, употребление которой характеризует его экономические построения как отрефлектированные и весьма последовательные.

Так, принципиальным значением в экономической теории обладает термин касб. Его философ проясняет следующим образом: заработок обретается благодаря предпринимаемым усилиям для его приобретения и стремления к его получению (би ас-са‘й фи ал-иктина’ ва-л-касд ила ат-тахсил). Стремление это внушено человеку Богом. А для того, чтобы получить это, необходим человеческий труд (ал-а‘мал ал-инсанийй), то есть касб - это заработок.

Экономическая теория Ибн Халдуна базируется на фундаментальном тезисе о том, что получаемый заработок (касб) равен стоимости (кима) человеческого труда (а‘маль башариййа). С. Бациева отмечает, что такая констатация является открытием большого масштаба: ведь Ибн Халдун видит в труде субстанцию стоимости. Это является одним из фактов, дающих возможность говорить об Ибн Халдуне как о предшественнике Маркса (такой взгляд на него распространен как в исследованиях самих арабских авторов, так и в советских и западных работах: (см.: Игнатенко А. А., 1980, с. 112).

Стоимость у Ибн Халдуна, действительно, определяется по преимуществу трудом, однако такое соотношение не универсально. Как мы отметили, существенную роль играет и ходкость на рынках. Спрос и предложение играют тут свою роль. Как подытоживает А. Игнатенко: «Труд - необходимое, но не достаточное и не единственное условие “приобретения”» (с. 87; см. также: Бациева С.М., 1967, с. 176).

Ибн Халдун использует и термин ризк. Это то, от расходования чего его владельцем извлекается польза (манфа ‘а, масалих), и его нужды оказываются удовлетворенными. В этом и состоит сущность ризк. Мы можем вполне уверенно передать термин ризк по-русски как «пропитание». (Д. Розенталь использует термин sustenance с аналогичным значением.) То, что не полезно и не нужно человеку, пропитанием не считается. Один и тот же предмет или средства могут быть как заработком, так и пропитанием для разных

лиц. Поэтому наследство (турас) для умершего - не пропитание (ризк), но заработок (касб). А когда это наследство используется наследниками, оно уже становится пропитанием.

Теперь рассмотрим понятие ма‘аш. Оно также весьма важно в экономической концепции «Ал-Мукаддимы». Сбережения (макасиб), добываемые трудом и ограничиваемые рамками жизненно необходимого для человека, называются ма ‘аш. Выходящее же за эти рамки уже именуется богатством [ИХ, 2, с. 245-248, также см.: Бациева С.М., с. 171]. Итак, ма‘аш, согласно определению самого Ибн Халдуна, это «выражение желания (получить) пропитание (ризк)» [ИХ, 2, с. 248], значит ма‘аш - это то, что создает возможность, фундамент для дальнейшего прироста пропитания и приобретения.

Естественными способами получения средств к жизни (ма‘аш) являются земледелие, ремесло и торговля (о неестественных мы поговорим чуть ниже). Сельское хозяйство предшествует по своей природе другим способам выживания, оно врожденное (фитрийй), ближайшее к природе и берет свои корни еще от праотца людей - Адама. Ремесло - второй, более сложный, вид заработка: для того, чтобы его освоить, требуется мыслить и рассуждать (ал-афкар ва ал-анзар) [ИХ, 2, с. 249-250].

Наряду с «естественными» способами получения средств к жизни философ выделяет и неестественные. Рассмотрим их особенности. Во-первых, неестественным способом является служба (хидма). Правитель нанимает компетентных людей для выполнения каких-либо нужных ему дел и выплачивает им жалование из казны. Так, этим зарабатывают солдаты, стражники, переписчики. Размер платы зависит от воли правителя и состояния казны [ИХ, 2, с. 251-252].

Также неестественным путем получают необходимое те, кто находит клады (кунуз) и обогащается за их счет. Желающих извлечь богатства из земли философ называет «слабоумными» (ду ‘афа ’ ал-‘укул) [ИХ, 2, с. 253-255].

По мысли Ибн Халдуна, успешнее всего благополучие и доходы приобретают те, кто подчиняется и льстит (ал-худу‘ ва ат-тамаллук). Такой нрав философ считает одной из причин преуспевания. «Большинство из обладателей богатства и счастья получили его лестью», - пишет Ибн Халдун [ИХ, 2, с. 263]. А высокомерные и надменные не получат ничего, оставшись в бедности и прозябании. Поэтому такое поведение порицаемо.

Однако, по наблюдениям ученого, больше всего в получении роскоши преуспевают правители и чиновники. А имамы (предстоятели на молитве), хатибы (лица, произносящие проповеди по пятницам) и ученые не имеют доступа к ней, так как их услуги нужны не всем и не обращают всеобщего внимания на себя.

Лишь земледелие, ремесло и торговля названы Ибн Халдуном естественными способами заработка.

Когда город разрастается и совершенствуется, вместе с ним развиваются и ремесла, представленные в городах. Ремесло - это обработка чего-то для получения заработка. Например, необходимо обрабатывать ископаемые металлы и сырье, полученное от животных. Ремесло - это труд, взамен которого человек приобретает заработок. Причем работает общее правило: чем больше труда, тем выше его стоимость. Поэтому заработок составляет стоимость труда, затраченного на его обработку [ИХ, 2, с. 247, 266].

Общий принцип, из которого исходит Ибн Халдун, таков: чем цивилизованнее люди, тем они богаче. В городе живут люди уже достаточно богатые. Притом, когда они занимаются ремеслами, постоянно зарабатывая, у них постепенно появляется излишек средств (за’ид), и они получают не просто необходимый для жизни доход, но и сверх него - прибавочный продукт. Ибн Халдун указывает, что науки и ремесла не относятся к первичным потребностям человека, а возникают только после удовлетворения оных.

Однако ремесла существуют не только в городах. Философ указывает на различие ремесел в городах и в сельской местности. Сельские жители нуждаются лишь в простых ремеслах, которые снабжают их самым необходимым [ИХ, 2, с. 282]. Когда же появляются другие ремесла, это уже свидетельствует о повышении уровня жизни.

Торговля у Ибн Халдуна является одним из важнейших путей получения заработка. Без торговли также не могут существовать ни государство, ни город. Обратимся к определению торговли (ИХ, 2, с. 269). Торговля - это попытка снискать заработок (мухавалат ал-касб) с приростом денег через покупку товаров задешево, а продажу - задорого (по сути, это - спекуляция). Данный принцип Ибн Халдун определяет как основной принцип торговли (там же). Сумма прироста от таких операций называется прибылью (рибх). Для получения прибыли купец либо отложит товар и подождет, пока на рынке произойдет подорожание, либо поедет в другой город, где отпустит товар по цене выше той, за которую тот был куплен.

Важную роль здесь играет и ходкость на рынках (хавала). Дешевизна товаров на рынках не нужна и даже вредна для купцов (тудджар), потому что перестает поступать доход. От этого на рынке происходит

стагнация. Купцы стараются не торговать дешевеющим товаром, и их капиталы (ра’с ал-мал) уменьшаются. Например, это относится к зерновым продуктам (зар‘) [ИХ, 2, с. 274]. Если дешевеет зерно, от этого страдают все, кто занимается сельским хозяйством и связан с ним, например, убытки несут пекарь, мельник и даже те, кто готовит пищу. То же самое можно сказать и об удешевлении сахара, меда...

Ибн Халдун верно подмечает, что разбалансированность на рынке зерна приводит к проблемам в государственном масштабе. Когда люди питаются лишь зерном, испытывая дефицит в другой пище, то уменьшаются сборы налогов и восстает недовольное таким питанием войско. Если же дешевизна на товары переходит всякие границы, ситуация начинает угрожать жизни и благосостоянию тех, кто этот товар изготавливает. То же самое относится и к чрезмерной дороговизне, поэтому лучшее состояние -умеренность (тавассут) цен и ходкости на рынке. В целом же Ибн Халдун считает, что следует поддерживать достаточно низкие цены на зерно и его продукты, т. к. они широко потребляются - и правителями, и богачами, и бедняками. Поэтому поддержание оптимальных цен на зерновые выгодно всем слоям общества. Такое положение философ считает повсеместно распространенным [ИХ, 2, с. 275].

Очевидно, на основании наблюдений и исторических хроник Ибн Халдун делает вывод: экономическая конъюнктура в городе зависит от его размера. Если город (миср) большой и густонаселенный, то в нем необходимые товары дешевеют, а вот цены на приправы, фрукты и прочие предметы категории камалийй возрастают. В маленьком городе ситуация противоположна.

Ибн Халдун тут же разъясняет причины таких изменений. Дело в том, что горожане, купив, расходуют не все зерно (хубуб) сразу. Часть остается у них в запасе. Поэтому спрос на зерновые уменьшается, и, соответственно, цены на них падают. Что же касается фруктов и кожи, то философ говорит: не все горожане могут их приобретать и не большинство. Богатых горожан самих по себе мало, однако на роскошь богатые горожане готовы тратиться щедро, что приводит к распространению ремесел. По словам Ибн Халдуна, дороговизна напрямую детерминируется многочисленностью роскошествующих (касрат ал-мутрифина).

Состоятельные горожане (коих немного относительно всего населения города) начинают состязаться в самообогащении. При этом они платят ремесленникам (’ахл ал-а‘маль, ’ахл ал-хираф), появившимся в городе, свыше стоимости (кима) товара, который те производят. В результате ремесленники поднимают цены (ас‘ар) на свою продукцию.

Достижение богатства городом возможно лишь в том случае, когда он густонаселен. Чем больше население, тем богаче город. Соответственно, чем богаче город, тем выше в нем цены. В свою очередь, эти цены увеличиваются благодаря высоким налогам, которые государство собирает из-за того, что само много расходует [ИХ, 2, с. 227]. Купцы вынуждены повышать цены, иначе они не получают выгоды. Горожанам же необходимо тратить много средств даже на покупку того, что им жизненно необходимо. Вследствие этого их расходы уравниваются с доходами, и их постигает разорение. От этого горожане перестают покупать товары, на рынках начинается застой, и такая ситуация ведет к ухудшению состояния города. А причина всему - чрезмерная роскошь, - сокрушается Ибн Халдун. Как мы видим, тот же принцип действует и относительно государства.

В дальнейшем Ибн Халдун делает вывод, что страны (актар) подчиняются той же закономернос-ти, что и города: «Знай, что если распространилась обустроенность в крае, умножаются народы в его границах, и увеличивается население, то улучшается состояние жителей (края), вырастают их денежные состояния (амвалу-хум) и города, и увеличиваются их государство и владения» [ИХ, 2, с. 216], -утверждает философ. Такова и суть богатства - это то, из чего можно выделить средства на покупку ненеобходимых товаров, о которых мы уже упоминали выше.

И так в крае наступает расцвет. Правитель увеличивает налоги и начинает строить различные сооружения, ибо на это у него имеются средства. Таких благоденствующих краев Ибн Халдун насчитал немало: Египет, Сирия, персидский Ирак, Индия, Китай и так далее. Философ замечает, что богатство и процветание названных стран поддерживаются благодаря торговле, которую они активно ведут с другими землями [ИХ, 2 с. 217].

Экономическая жизнь государства и его населения напрямую увязывается также с налогообложением. В начале существования государства правители щедры и не жадны, а поборы (джибайа) малы, в частности (для каждого человека), но оказываются велики в целом. Подданные положительно реагируют на низкие поборы: увеличивается населенность (и‘тимар) [ИХ, 2, с. 69]. Когда поборы увеличиваются, то народ теряет надежды, беднеет,

но недостаток уплаты поборов с его стороны вызывает только их подъем со стороны государства. Поборы становятся насильственными, пока бедность населения не сделает это бессмысленным. В качестве подати государство начинает отбирать (иктисафб) животных и растения у подданных. Ибн Халдун сокрушается:

это большая ошибка и вред для подданных [ИХ, 2, с. 71]. Товары, нужные им, крестьяне вынуждены покупать по высоким ценам, которые установило государство; товары же собственного производства крестьянам приходится продавать по низким ценам и в период застоя на рынках. Купцы отказываются торговать, - говорит Ибн Халдун, а крестьянство оказывается угнетенным. Потому объемы сборов резко падают либо совсем сходят на нет, ведь основными поставщиками податей являются крестьяне и купцы.

Обустроенность людей из-за таких процессов сокращается (йанташсу ал-‘умpан), ибо население рассталось со своими надеждами, - говорит Ибн Халдун. Далее философ четко формулирует социальный принцип: «Выгода от обустроенности составляет его доход» [ИХ, 2, с. 68]. Это, - говорит Ибн Халдун, -важнейшее основание для снижения поборов с населения.

В заключение сделаем выводы:

1. В экономической концепции Ибн Халдуна ведущими понятиями выступают понятия заработка, естественного и неестественного способов получения благ, торговли, роскоши и кризиса.

2. Понятие «заработок» (касб) раскрывается им через представление о стоимости труда, что связывает идеи Ибн Халдуна с представлениями европейских экономистов XIX-XX вв.

3. Понятия «естественного» и «неестественного» способов получения благ являются его оригинальной разработкой, где к «естественному» относятся моменты, без которых не может жить кровнородственная община, в то время как «неестественные» включают момент участия в государственной бюрократии и поведение, не связанное с производством и распределением (поиск кладов - дело случайное).

4. Понятие «торговля» по смыслу сведено автором лишь к торговле продуктами сельского хозяйства и ремесел.

5. Понятия «роскошь» и «кризис» оказываются в концепции Ибн Халдуна взаимоувязаны, ибо из первого явления с неизбежностью, как он полагает, следует второе.

Литература

1. Ибн Халдун. Ал-Мукаддима / Под ред. Шаддади: В 5 т. Касабланка, 2GG5.

2. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». М.: Наука, 1965.

3. Игнатенко А.А. Ибн-Халдун. М., 198G.

4. Смирнов А.В. Ибн Халдун и его новая наука: Историко-философский ежегодник 2GG7. М.: Наука, 2GG8.

5. Enan M.A. Ibn Khaldun: His Life and Works. New Delhi, 1997.

6. Muhsin Mahdi. Ibn Khaldun’s Philosophy of History. Chicago, 1964.

7. Aziz al-Azmeh. Ibn Khaldun: An Essay in Reinterpretation. Central European University Press, 2GG3.

8. Nassar Nassif. La pensee realiste d’Ibn Khaldoun. Paris, 1997.

9. Ali Oumlil. L’histoire et son discours: essai sur la methodologie d’Ibn Khaldoun. Paris, 1979.

1G. Lacoste Yves. Ibn Khaldoun: naissance de l’histoire passe du Tiers-monde. Paris; Maspero, 1969.

11. Lambton A.K.S. State and Government in Medieval Islam. Oxford, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.