Научная статья на тему 'Экономические взаимоотношения между поставщиками сырья и перерабатывающими предприятиями'

Экономические взаимоотношения между поставщиками сырья и перерабатывающими предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
МАСЛОЖИРОВОЙ ПОДКОМПЛЕКС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / DESCRIPTIVE INFORMATION: FAT-AND-OIL SUBDIVISION / ECONOMIC RELATIONS / AGRO-INDUSTRIAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Босая И. И.

Проблема взаимоотношений между поставщиками сырья и перерабатывающими предприятиями в масложировом подкомплексе в РФ остается актуальной. Автор рассматривает виды агропромышленной интеграции, необходимость кооперации и кооперативного управления, преимущества интегрированных структур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic relations between suppliers’ raw products and processing enterprises

The relation of suppliers’ raw products and processing enterprises in fat-and-oil subdivision in the RF (Russian Federation) is the topical problem. The author considers the types of agro-industrial integration, requirement cooperation and mutual management, advantages integrated schemes

Текст научной работы на тему «Экономические взаимоотношения между поставщиками сырья и перерабатывающими предприятиями»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОСТАВЩИКАМИ СЫРЬЯ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИМИ

ПРЕДПРИЯТИЯМИ И.И. Босая, ассистент

АПКВГАУ им. Императора Петра I, г. Воронеж

Проблема взаимоотношений между поставщиками сырья и перерабатывающими предприятиями в масложировом подкомплексе в РФ остается актуальной. Автор рассматривает виды агропромышленной интеграции, необходимость кооперации и кооперативного управления, преимущества интегрированных структур

Каждое предприятие в процессе коммерческой деятельности вступает в экономические взаимоотношения со своими поставщиками, клиентами и партнерами. Совершенствование экономических взаимоотношений между поставщиками сырья и перерабатывающими предприятиями является важнейшим фактором повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия.

В результате экономических преобразований 90-х годов сформировалась разобщенность интересов переработчиков и основных сельхозпроизводителей. Перерабатывающие предприятия, в условиях снижения платежеспособного спроса, вынуждены сводить к минимуму производственные издержки, в том числе за счет снижения закупочных цен на сырье. Руководители перерабатывающих предприятий целенаправленно снижали стоимость сырья, принимаемого в переработку. Монополия на переработку сельскохозяйственной продукции, которая сложилась в дореформенный период, привела к тому, что перерабатывающие предприятия стремились извлечь выгоду в ущерб интересам сельхозпроизводителей. Соответственно, что такая ситуация не устраивала сельскохозяйственные предприятия. Все это привело к тому, что хозяйствующие субъекты перерабатывающей промышленности потеряли свои сырьевые зоны, испытали дефицит оборотных средств и не имели возможности полностью загрузить производственные мощности. Сельскохозяйственные предприятия были вынуждены самостоятельно реализовы-вать свою продукцию потребителям, строить свои перерабатывающие цеха, создавать свои сервисные службы, что в рамках экономического субъекта было не всегда оправдано, отвлекало значительные капитальные вложения от основной деятельности, не обеспечивало достаточную глубину переработки, качество продукции и вело к потерям сырья.

В конечном счете, обострилась необходимость разработки таких экономических отношений, где отношения чистой конкуренции заменяются одним из вариантов сотрудничества; при этом спектр возможностей такого сотрудничества распространяется от слабого взаимодействия до прямого управления, при котором рыночные отношения заменяются внутрифирменными поставками, то есть интеграция сельскохозяйственных производителей и перерабатываю-

щих предприятий с целью преодоления локального монополизма в области переработки.

В экономической литературе выделяют следующие основные цели и преимущества интеграции:

1. Снижение уровня неопределенности в снабжении и сбыте (это относится не только к предприятию, осуществляющему интеграцию (интегратору), но и к интегрируемому предприятию);

2. Ограничение конкуренции (такую возможность предоставляет не только горизонтальная, но и вертикальная интеграция: влияние фирмы-интегратора на фирму-потребителя может воспрепятствовать ее контактам с другими возможными поставщиками для этой фирмы);

3. Облегчение диффузии технологических новшеств;

4. Снижение издержек (в частности, могут сокращаться транспортные расходы, расширяться масштабы производства при уменьшении удельных условно-постоянных расходов).

Интеграция в АПК возможна по следующим основным направлениям:

1. Объединение всех участников в единый холдинг на основе общей собственности;

2. Кооперация сельскохозяйственных предприятий с обслуживающими и перерабатывающими организациями;

3. Создание ассоциаций или союзов организацией по всей воспроизводственной цепочке;

4. Организация финансово-промышленных групп (ФПГ).

В литературе по организации бизнеса выделяются два типа интеграции - вертикальная и горизонтальная. Под вертикальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятием-поставщиком (интеграция вниз) или предприятием -потребителем (интеграция вверх) продукции (услуг) данного предприятия. К вертикальной интеграции относится также интеграция производства и сети сбытовых предприятий. Под горизонтальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятиями, производящими аналогичную продукцию.

На рисунке представлена стандартная схема продвижения продукции масложирового подкомплекса, отражающая вертикальную интеграцию.

Как видно из схемы, на каждом этапе продвиже- реализуемый товар:

ния продукции по цепи формируется новая цена на

Схема продвижения продукции масложирового подкомплекса

Сельскохозяйственные организации продают семечки подсолнечника по одной цене перерабатывающим предприятиям, перерабатывающие предприятия перерабатывают полученные семечки подсолнечника в масло подсолнечное, увеличивая добавленную стоимость и устанавливают на произведенную продукцию свои цены, далее перерабатывающие организации могут поставлять семечки подсолнечника либо торговым организациям, где они устанавливают уже свои цены на полученную продукцию и продают ее конечным потребителем, либо поставят масло подсолнечное мас-ложировым комбинатам, которые произведут масло подсолнечное рафинированное, майонез, промышленные жиры и т. д. (существенно увеличат добавленную стоимость), осуществят поставку произведенной продукции торговым организациям по определенным ценам; торговые организации реализуют готовую продукцию конечным потребителям по установленным ими ценам.

Изменение цены каждым последующим звеном обусловлено прибавлением к закупочной цене поставленного товара, во-первых, стоимости других затраченных средств производства, которые использовались при производстве продукции следующей стадии, во-вторых, к цене поставленного продукта прибавляется новая добавленная стоимость, а, в-третьих, каждое последующее звено закладывает при продаже своего товара прибыль, которую оно планирует получить.

В связи с этим, многие сельхозпредприятия стремятся к созданию собственных цехов по переработке семян подсолнечника. При этом не достигается оптимальная глубина переработки сырья, нередко нарушаются технологические регламенты, снижается качество полученной продукции. В конечном счете понижается уровень использования мощностей действующих перерабатывающих предприятий и эффективность масло-жирового подкомплекса в целом.

В результате проведенных исследований выявлено, что выровнять условия межотраслевого обмена в масложировом подкомплексе можно на основе объединения на взаимовыгодных условиях участников обмена в отраслевые кооперативы, где сочетается производство исходной продукции (сырья), ее переработка и реализация. В отраслевом кооперативе сумма прибыли от реализации готовой продукции принадлежит сельхозпроизводителям (пропорционально размеру поставленного сырья) и распределяется по стадиям единого технологического процесса (производство - переработка - реализация) в соответствии с нормативами, принятыми в кооперативе.

® 8 (473) 2-43-76-67

Ключевые слова: масложировой подкомплекс, экономические взаимоотношения, агропромышленная интеграция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.