ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОСТАВЩИКАМИ СЫРЬЯ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИМИ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ И.И. Босая, ассистент
АПКВГАУ им. Императора Петра I, г. Воронеж
Проблема взаимоотношений между поставщиками сырья и перерабатывающими предприятиями в масложировом подкомплексе в РФ остается актуальной. Автор рассматривает виды агропромышленной интеграции, необходимость кооперации и кооперативного управления, преимущества интегрированных структур
Каждое предприятие в процессе коммерческой деятельности вступает в экономические взаимоотношения со своими поставщиками, клиентами и партнерами. Совершенствование экономических взаимоотношений между поставщиками сырья и перерабатывающими предприятиями является важнейшим фактором повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия.
В результате экономических преобразований 90-х годов сформировалась разобщенность интересов переработчиков и основных сельхозпроизводителей. Перерабатывающие предприятия, в условиях снижения платежеспособного спроса, вынуждены сводить к минимуму производственные издержки, в том числе за счет снижения закупочных цен на сырье. Руководители перерабатывающих предприятий целенаправленно снижали стоимость сырья, принимаемого в переработку. Монополия на переработку сельскохозяйственной продукции, которая сложилась в дореформенный период, привела к тому, что перерабатывающие предприятия стремились извлечь выгоду в ущерб интересам сельхозпроизводителей. Соответственно, что такая ситуация не устраивала сельскохозяйственные предприятия. Все это привело к тому, что хозяйствующие субъекты перерабатывающей промышленности потеряли свои сырьевые зоны, испытали дефицит оборотных средств и не имели возможности полностью загрузить производственные мощности. Сельскохозяйственные предприятия были вынуждены самостоятельно реализовы-вать свою продукцию потребителям, строить свои перерабатывающие цеха, создавать свои сервисные службы, что в рамках экономического субъекта было не всегда оправдано, отвлекало значительные капитальные вложения от основной деятельности, не обеспечивало достаточную глубину переработки, качество продукции и вело к потерям сырья.
В конечном счете, обострилась необходимость разработки таких экономических отношений, где отношения чистой конкуренции заменяются одним из вариантов сотрудничества; при этом спектр возможностей такого сотрудничества распространяется от слабого взаимодействия до прямого управления, при котором рыночные отношения заменяются внутрифирменными поставками, то есть интеграция сельскохозяйственных производителей и перерабатываю-
щих предприятий с целью преодоления локального монополизма в области переработки.
В экономической литературе выделяют следующие основные цели и преимущества интеграции:
1. Снижение уровня неопределенности в снабжении и сбыте (это относится не только к предприятию, осуществляющему интеграцию (интегратору), но и к интегрируемому предприятию);
2. Ограничение конкуренции (такую возможность предоставляет не только горизонтальная, но и вертикальная интеграция: влияние фирмы-интегратора на фирму-потребителя может воспрепятствовать ее контактам с другими возможными поставщиками для этой фирмы);
3. Облегчение диффузии технологических новшеств;
4. Снижение издержек (в частности, могут сокращаться транспортные расходы, расширяться масштабы производства при уменьшении удельных условно-постоянных расходов).
Интеграция в АПК возможна по следующим основным направлениям:
1. Объединение всех участников в единый холдинг на основе общей собственности;
2. Кооперация сельскохозяйственных предприятий с обслуживающими и перерабатывающими организациями;
3. Создание ассоциаций или союзов организацией по всей воспроизводственной цепочке;
4. Организация финансово-промышленных групп (ФПГ).
В литературе по организации бизнеса выделяются два типа интеграции - вертикальная и горизонтальная. Под вертикальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятием-поставщиком (интеграция вниз) или предприятием -потребителем (интеграция вверх) продукции (услуг) данного предприятия. К вертикальной интеграции относится также интеграция производства и сети сбытовых предприятий. Под горизонтальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятиями, производящими аналогичную продукцию.
На рисунке представлена стандартная схема продвижения продукции масложирового подкомплекса, отражающая вертикальную интеграцию.
Как видно из схемы, на каждом этапе продвиже- реализуемый товар:
ния продукции по цепи формируется новая цена на
Схема продвижения продукции масложирового подкомплекса
Сельскохозяйственные организации продают семечки подсолнечника по одной цене перерабатывающим предприятиям, перерабатывающие предприятия перерабатывают полученные семечки подсолнечника в масло подсолнечное, увеличивая добавленную стоимость и устанавливают на произведенную продукцию свои цены, далее перерабатывающие организации могут поставлять семечки подсолнечника либо торговым организациям, где они устанавливают уже свои цены на полученную продукцию и продают ее конечным потребителем, либо поставят масло подсолнечное мас-ложировым комбинатам, которые произведут масло подсолнечное рафинированное, майонез, промышленные жиры и т. д. (существенно увеличат добавленную стоимость), осуществят поставку произведенной продукции торговым организациям по определенным ценам; торговые организации реализуют готовую продукцию конечным потребителям по установленным ими ценам.
Изменение цены каждым последующим звеном обусловлено прибавлением к закупочной цене поставленного товара, во-первых, стоимости других затраченных средств производства, которые использовались при производстве продукции следующей стадии, во-вторых, к цене поставленного продукта прибавляется новая добавленная стоимость, а, в-третьих, каждое последующее звено закладывает при продаже своего товара прибыль, которую оно планирует получить.
В связи с этим, многие сельхозпредприятия стремятся к созданию собственных цехов по переработке семян подсолнечника. При этом не достигается оптимальная глубина переработки сырья, нередко нарушаются технологические регламенты, снижается качество полученной продукции. В конечном счете понижается уровень использования мощностей действующих перерабатывающих предприятий и эффективность масло-жирового подкомплекса в целом.
В результате проведенных исследований выявлено, что выровнять условия межотраслевого обмена в масложировом подкомплексе можно на основе объединения на взаимовыгодных условиях участников обмена в отраслевые кооперативы, где сочетается производство исходной продукции (сырья), ее переработка и реализация. В отраслевом кооперативе сумма прибыли от реализации готовой продукции принадлежит сельхозпроизводителям (пропорционально размеру поставленного сырья) и распределяется по стадиям единого технологического процесса (производство - переработка - реализация) в соответствии с нормативами, принятыми в кооперативе.
® 8 (473) 2-43-76-67
Ключевые слова: масложировой подкомплекс, экономические взаимоотношения, агропромышленная интеграция.