Научная статья на тему 'Экономические возможности использования потенциала снижения парниковых газов углепромышленного региона'

Экономические возможности использования потенциала снижения парниковых газов углепромышленного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ СНИЖЕНИЯ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ / POTENTIAL OF DECREASE IN GREENHOUSE GASES / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ECONOMIC-MATHEMATICAL MODEL / УГЛЕПРОМЫШЛЕННЫЙ РЕГИОН / COAL-MINING REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Иван Васильевич, Коробова Ольга Сергеевна

Показано, что Россия занимает выигрышное положение среди развитых стран по потенциалу снижения эмиссии парниковых газов. Приведены последствия выбросов парниковых газов на элементы социально-эколого-экономической системы. Предложена экономико-математическая модель определения дополнительного дохода предприятий при внедрении мероприятий, способствующих снижению эмиссии парниковых газов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic possibilities of use of potential of decrease in greenhouse gases of coal-mining region

It is shown that Russia occupies advantageous position among the developed countries on potential of decrease in issue of hotbed gases. Consequences of emissions of hotbed gases on elements of socially-ekologo-economic system are resulted. The economic-mathematical model of definition of the additional income of the enterprises is offered at introduction of the actions promoting decrease of issue of greenhouse gases.

Текст научной работы на тему «Экономические возможности использования потенциала снижения парниковых газов углепромышленного региона»

УДК 338:504

© И.В. Петров, О С. Коробова, 2012

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА СНИЖЕНИЯ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ УГЛЕПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА

Показано, что Россия занимает выигрышное положение среди развитых стран по потенциалу снижения эмиссии парниковых газов. Приведены последствия выбросов парниковых газов на элементы социально-эколого-экономической системы. Предложена экономико-математическая модель определения дополнительного дохода предприятий при внедрении мероприятий, способствующих снижению эмиссии парниковых газов. Ключевые слова: потенциал снижения парниковых газов, экономико-математическая модель, углепромышленный регион.

Антропогенная эмиссии парниковых газов, которая с высокой долей вероятности может считаться основополагающим фактором изменений климата Земли, относится к одной из наиболее значимых экологических проблем современности. Российская Федерация, располагающая с одной стороны огромными ненарушенными территориями, в том числе и лесными, а с другой — существенным внутренним резервом ресурсо- и энергосбережения, составляющим около 45 % годового энергопотребления, занимает выигрышное положение среди развитых стран по потенциалу снижения эмиссии парниковых газов, поскольку может реализовать этот ресурс как за счет повышения энергоэффективности производства, так и за счет возможности использования восстановительных способностей природной среды.

Обобщение данных по интегральному показателю антропогенного воздействия на окружающую среду, составленных на основе докладов «Living Planet» WWF, показывает, что наибольший удельный вес (около 50 %) приходится на «углеродный след» человечества, связанный с эмиссией углекислого газа, которая растет более высокими темпами, чем общий экологический след: 466,7 % и 112,5 % соответственно за период c 1961 по 2007 гг. Анализ динамики выбросов парниковых газов по регио-

нам и странам мира показал, что за период с 1971 по 2007 гг. антропогенная эмиссия парниковых газов увеличилась с 13 тыс. т СО2-экв до 28 тыс. т СО2-экв, т.е. более чем в 2 раза, а Российская Федерация входит в пятерку «углеродных» лидеров, отвечая за 6 % суммарной величины выбросов.

Выбросы парниковых газов в России снижались с начала 1990-х гг., вследствие падения промышленного производства, достигнув минимума в 1998 г., составляющего 60 % от уровня 1990 г. За период с 1999 по 2008 гг. выбросы парниковых газов росли в среднем на 1,5 — 2 % в год, составив к 2007 г. 66 % от уровня 1990 г. при росте экономики на 6—7 % в год. Рост эмиссии парниковых газов в РФ, обозначившийся с 2000 года, характеризуется темпами в несколько раз более низкими чем рост ВВП, что характерно для стран, уже прошедших первичную фазу технологического совершенства производства. Секторальный анализ удельного вклада отраслей промышленности в валовые выбросы парниковых газов показывает, что основной вклад (более 80 %) в антропогенную эмиссии приходится на энергетику, основанную на сжигании ископаемого топлива.

Выбросы парниковых газов оказывают существенное влияние на все основные элементы системы «окружающая природная среда — общество», создавая разнообразные проблемы, влекущие за собой значительные прямые и косвенные экономические, экологические и социальные ущербы, основные из которых представлены в табл. 1.

Величина вероятного ущерба тех последствий которые подлежат экономической оценке, выполненной российскими и зарубежными учеными, достигает 7,5 % глобального ВВП, а материальные потери от экстремальных и опасных природных явлений погодно-климатического характера в Российской Федерации в среднем в год составляют не менее 0,5 % ВВП, при этом на отдельных территориях этот показатель может составлять 4—5 % регионального ВВП. Российскими учеными выявлена достаточно высокая степень связи между величиной выбросов парниковых газов и уровнями различных рисков для здоровья населения от воздействия приоритетных загрязнителей атмосферного воздуха и доказано, что сокращение эмиссии парниковых газов приводит к уменьшению смертности населения в среднем на 30 дополнительных случаев в год на 100 тыс. человек при переходе на прогрессивные технологии сжигания угля.

Таблица 1

Эколого-экономические и социальные ущербы от эмиссии парниковых газов

Экологическая подсистема Социально-экономическая подсистема

эколого-экономический ущерб от воздействия парниковых газов, являющихся одновременно традиционными загрязнителями атмосферы, проявляющийся в экологических и социально-экономических системах; эколого-экономический ущерб от увеличения числа и масштабов природных катаклизмов (за период 1991-2007 гг. в РФ число опасных гидрометеорологических явлений выросло со 153 до 445 в год);

экологический ущерб от снижения восстановительных способностей природной среды, ведущее к дестабилизации экологического равновесия в экосистемах и их возможности противостоять антропогенному загрязнению; вероятность вымирания минимум 10 % наземных видов при повышении средней глобальной температуры на 1о С и 20-50 % наземных видов при повышении средней глобальной температуры на 3о С. экономический ущерб от изменения условий хозяйственной деятельности, которые могут препятствовать развитию производств; экономический и социальный ущербы от распространения аномальных заболеваний; возрастания смертельных исходов при повышении средней приземной температуры, а также при увеличении концентрации загрязняющих веществ в воздухе, вызванном повышением температуры.

Анализ представленных эколого-экономических и социальных последствий позволяет рассматривать потенциал снижения эмиссии парниковых газов как специфический комплексный эко-лого-экономический ресурс, включающий в себя природную и техногенную составляющие, освоение которого приводит к получению эколого-экономических выгод в различных подсистемах социально-эколого-экономических систем и зависит с одной стороны от возможностей производства по сокращению выбросов, а с другой — от восстановительной способности природной среды, поглощающей парниковые газы.

Особенно актуальна обозначенная проблема для углепромышленных регионов России вследствие чрезвычайно возросшей востребованности угольного топлива как в нашей стране, так и в мире. За последние десятилетие мировое потребление угля уве-

личилось практически на треть, что в два раза больше, чем рост потребления других энергоносителей. Аналогичная тенденция характерна и для Российской Федерации. Согласно генеральной схеме размещения энергообъектов на период до 2020 года доля станций, вырабатывающих электрическую и тепловую энергию на угле возрастет до 31-38 %, приблизившись к среднемировому значению. Однако, без инновационных технологий сжигания данного вида топлива, требующих значительных инвестиций, нагрузка на окружающую природную среду может существенно возрасти за счет климатической составляющей антропогенного воздействия, лишив угольное топливо высокой конкурентоспособности в энергетике.

Одно из наиболее важных обстоятельств заключается в том, что основная часть разведанных запасов угля России сосредоточена в регионах, обладающих существенными ненарушенными территориями, участвующих в восстановлении экологического баланса планеты и требующих адекватной экономической оценки, отсутствие которой в настоящее время негативно сказывается на качестве окружающей природной среды, усугубляя процесс ее разрушения.

Выбор мероприятий, способствующих снижению эмиссии парниковых газов, производится в соответствии с разработанной экономико-математической моделью, целевой функцией которой является дополнительный доход предприятий углепромышленного региона (Ддоп) вследствие внедрения инновационных технологий T I

Ддоп = I I [Дэк+ Дэн + Дур + Дмет — (3i + ЯДэр) +НЛ ] а ^ MAX, t=1 i=1

где Дцоп — сумма дисконтированных доходов предприятия от реализации мероприятия с учетом снижения экологических издержек и стоимости экологических ресурсов, рублей; Дэк — доход, образующийся в результате уменьшения экологических издержек при снижении негативного воздействия предприятия на ОПС в t-й период времени, рублей; Дэн — доход, образующийся в результате снижения использования энергетических ресурсов в t-й период времени, рублей; Дур — доход от реализации сокращенных выбросов на углеродном рынке в t-й период времени, рублей;

Дмет — доход от утилизации метана для угледобывающего предприятия в 1-й период времени, рублей; Зц — затраты на внедрение 1-ого мероприятия в 1-й период времени, рублей; I — количество внедряемых мероприятий; qДЭpJ — стоимость экологических ресурсов, включаемых в производственную деятельность предприятия в виде доходов для регионов-доноров и налогов для регионов-реципиентов, рублей; q- коэффициент пропорциональности, учитывающий долю стоимости экологических ресурсов, включаемых в производственную деятельность конкретного предприятия; Нл — налоговые льготы для предприятий, внедряющих инновационные технологии, характеризуемые коэффициентом прогрессивности Кп > 1, рублей; Т — расчетный период времени, год; а1 — коэффициент дисконтирования, доли ед.

В экономико-математической модели необходимо учитывать следующие объективные ограничения:

1. Затраты на проведение мероприятий не должны быть меньше минимально необходимых бюджетных средств, позволяющих стимулировать

привлечение внебюджетных инвестиций, и не должны превышать суммарные

объемы денежных средств, поступающих из разных источников финансирования: Т I I

Збюд <З у < I I I Идь

1=1 1=1 ]=1

где И;,у — объемы денежных средств, поступающих из j-го источника финансирования 1-го варианта мероприятий по снижению выбросов в 1-й период времени, рублей; I — количество источников финансирования; Збюд — минимально необходимые бюджетные средства, позволяющие стимулировать привлечение внебюджетных инвестиций в данную сферу.

2. Внедрение мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов должно способствовать улучшению качества окружающий природной среды:

У2 < У1.

где У1 и У2 — эколого-экономический ущерб соответственно до и после внедрения мероприятий, рублей.

Таблица 2

Факторы, влияющие на углеродоемкость региона, отрасли, предприятия

Группы Факторы, влияющие на Факторы, влияющие на углеро-

факторов углеродоемкость региона доемкость отрасли (предприятия)

Природные Климатические харак- Горно-геологические условия

теристики; залегания угольного пласта;

площадь лесов, их по- климатические характери-

родно- возрастная стики проведения горных

структура; площадь работ, метеорологические

болот; почвенные ха- характеристики рассеивания

рактеристики выбросов

Экономи- ВВП региона; структу- Инвестиционные ресурсы,

ческие ра экономики региона; направляемые на модерниза-

цены на квоты СО2-экв. цию технологий;

на углеродном рынке; цены на квоты СО2-экв. на

доля ископаемого топ- углеродном рынке

лива в региональном

топливном балансе

Технологи- Наличие технологий, Способ добычи угля (откры-

ческие отвечающих требова- тый/подземный);

ниям прогрессивности наличие технологий добычи

производства и сжигания угля, отвечаю-

щих требованиям прогрес-

сивности производства;

физико-химический состав

сжигаемого топлива

3. Суммарное количество экологических ресурсов, включаемое в производственную деятельность предприятий, не должно превышать величины, поглощающей валовые выбросы парниковых газов углепромышленного региона:

О

Кэр < X Кэр % , (7)

8=1

где Кэр — количество экологических ресурсов углепромышленного региона, тСО2; Кэр 8 — количество экологических ресурсов включаемое в производственную деятельность предприятий, тСО2; О — количество предприятий, участвующих в процессе снижения эмиссии парниковых газов.

На уровень антропогенной эмиссии парниковых газов углепромышленного региона влияет широкий круг самых разнообразных факторов, которые могут быть систематизированы по признакам управляемости и разделены на факторы регионального, отраслевого и локального уровней. В табл. 2 представлены основные из рассмотренных факторов.

Анализ степени влияния факторов, воздействующих на уровень эмиссии парниковых газов угледобывающих регионов позволил выделить в их числе факторы, определяющие энергоемкость экономики региона (валовые экономические показатели, структура экономики, технико-технологическое совершенство производства); характеристика процессов добычи и переработки угля (горно-геологические условия залегания угольных пластов, их метаноносность, способ добычи полезного ископаемого и технологические параметры его сжигания, физико-химические характеристики угля); возможность поглощения парниковых газов экологическими ресурсами территории (площадь лесов, их породно-возрастная структура, характеристика почв и болот).

Количественный анализ данных факторов необходим для эффективного управления потенциалом снижения эмиссии парниковых газов, которое требует создания иерархической организационной структуры управления и распределения функций, обязанностей и ответственности между всеми ее уровнями. Предлагаемая структура управления имеет три уровня — федеральный, региональный и производственный, на котором расположены хозяйствующие субъекты по добыче и переработке угля. Предлагаемая структура является основой для создания экономического механизма, основной смысл которого заключается в выявлении функциональных связей и взаимозависимостей между наиболее важными компонентами рассматриваемой системы, ответственными за экологическую обстановку углепромышленной территории, установлении полноценных экономических отношений между владельцами и пользователями экологических ресурсов и создании структуры управления потенциалом снижения парниковых газов, обеспечивающей эффективное развитие производства и сохранность окружающей среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петров И.В., Кушнеров Ю.П., Куршева С.Б. Бюджетное управление — инструмент достижения целей горного предприятия. ГИАБ, № 9. 2005. - С. 142-147.

2. Петров И.В., Харченко И.В. Обоснование создания системы экологического мониторинга выбросов глобальных газов угледобывающими предприятиями. Научные школы Московского государственного горного университета: В 2 т. — М.: Изд-во МГГУ. 2008. — Т. 2. - С. 529-531.

3. Мясков А.В., Петров И.В., Стоянова И.А. Экономическая оценка факторов влияния развития угольного производства на состояние окружающей природной среды. Научные школы Московского государственного горного университета: В 2 т. — М.: Изд-во МГГУ. 2008. — Т.2. - С. 531-542.

4. Петров И.В., Секистова Н.А., Харьков А.И. Вопросы экологической безопасности в новых условиях формирования взаимоотношений в угольной промышленности. ГИАБ №6, 2009. - С. 261-267.

УДК 338:504 © И.В. Петров, О.С. Коробова, 2012

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Приведен опыт развитых стран в области стимулирования внедрения энергосберегающих технологий. Рассмотрена роль государственных органов в определении основных направлений энергосберегающей политики, разработке финансово-налоговых и законодательных механизмов, стимулирующих энергосбережение.

Ключевые слова: энергоэффективность, мотивация энергосбережения, парниковые газы.

Энергосбережение, повышение эффективности использования топливных ресурсов, а также экологическая безопасность являются приоритетными направлениями экономической политики страны. Согласно подписанному Президентом России Указу, в целях снижения к 2020 г. энергоемкости ВВП РФ не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 г., обеспечения рационального и экологически

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.