Научная статья на тему 'Экономические возможности Интернета'

Экономические возможности Интернета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
НОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА / ПРИЧИНЫ УСПЕХА РОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКИ / ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА ВВП / ПРЕИМУЩЕСТВА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В ИНТЕРНЕТЕ / NEW ECONOMIC OPPORTUNITIES / INTERNET-ECONOMY / CAUSES OF SUCCESS OF THE RUSSIAN INTERNET-ECONOMY / IMPACT OF INTERNET ON GDP / ADVANTAGES OF CONDUCTING BUSINESS IN INTERNET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинская Ольга Николаевна, Галюжин Алексей Юрьевич

В статье рассмотрены новые возможности, предоставляемые Интернетом для развития бизнеса, анализируются причины и темпы роста Интернет-экономики в России. Обсуждается растущая роль Интернет-экономики в производстве ВВП. По мнению авторов, динамика развития этой новой отрасли объясняется во многом социально-культурными особенностями российского населения. Делается вывод, что при исследовании проблем развития информатизации необходимо общепринятый технологический подход дополнить гуманитарным, направленным на изучение человека, возможностей его развития в цифровой век.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic capacity of Internet

The article considers new opportunities for development of business provided by Internet, analyses the causes and rates of growth of the Internet economy in Russia. It discusses the increasing role of the Internet economy in production of GDP. The authors are of the opinion that the dynamics of development of this new branch may be due to socio-cultural specifics of the Russian population. They draw a conclusion that when investigating the issues of informatisation development it is necessary to supplement the generally accepted technological approach with a humanitarian one aimed at studying a person and opportunities for his development in the digital age.

Текст научной работы на тему «Экономические возможности Интернета»

Вершинская О.Н., Галюжин А.Ю.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА

(Исследование проводилось при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 11-02-00288а0

Новые экономические возможности Интернета, отражает термин «Интернет-экономика». Это понятие легко вошло в жизнь, хотя вопрос о правомерности этого термина до конца еще не решен. Интернет-экономика — что это? Новая отрасль экономики или просто новое техническое средство для осуществления старых операций? Специалисты по ^ (информационным технологиям) счи-тают, что Интернет — это всего лишь техническое средство. Так, Андрей Колесников, директор Координационного центра национального домена сети Интернет пишет: «Если брать суммарную экономику страны, то все большие контракты — в Интернете. Разумеется, говорить о том, что это часть экономики, не стоит, так как это лишь вспомогательный инструмент» [1]. Существуют и другие мнения, исходя из которых можно заключить, что термин «Интернет-экономика» в зависимости от контекста и рассматриваемой ситуации означает: • использование возможностей Интернета в различных областях экономики или в какой-либо одной из них;

• совокупность отраслей или областей экономики, под влиянием Интернета в значительной степени изменивших и повысивших эффективность своего функционирования;

• мировую, национальную или менее масштабную экономику, под влиянием Интернета изменившую свое первоначальное состояние и повысившую эффективность экономических процессов;

• внутреннюю экономику сети Интернет, т.е. доходы, расходы, окупаемость, финансовое обеспечение функционирования сети;

• Интернет-экономика, кроме всего, — совокупность сфер деятельности, основными из которых на сегодня являются электронная коммерция, электронные платежи, контекстная реклама.

Если более конкретно говорить об экономических возможностях Интернета, то здесь нужно рассматривать, во-первых, влияние Интернета на характер и результаты использования Интернета в деятельности крупных экономических объектов,

126

таких как отрасль народного хозяйства, корпорация или национальная экономика в целом, а во-вторых, анализировать возможности и перспективы использования Интернета на микро-уровне: в образовании, в бизнесе и самозанятости.

Интернет как экономическая система

В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, изучаемых с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов. Она рассматривается, как совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления [2].

Сама система общественных отношений с появлением Интернета претерпевает значительные изменения. Интернет помогает удовлетворить потребности человека в информации, т.е. в данном случае — в информации для управления экономикой. Поэтому представляется возможным рассматривать Интернет-экономику как новую информационно-обеспечивающую отрасль экономики.

Однако оставим этот вопрос открытым и посмотрим на проблему с другой стороны.

Дж. Кейнс [3] еще в 1960 годах говорил о постепенном усилении влияния идей. Сегодня главным средством труда и продуктом производства является информация. «90% стоимо-

сти любого конечного продукта в мире составляет ноу хау» [4. С. 27].

Роль человека в воспроизводственном процессе под влиянием научно-технического прогресса постоянно меняется. Были времена, когда качество продукции целиком определялось людьми, носителями профессиональных навыков и секретов.

Потом наступил этап, когда работник рассматривался как некий придаток машины.

Сейчас роль личности снова возрастает, увеличивается значимость человека в производстве благ. Круг областей, где навыки, умения и способности человека, прежде всего в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), играют решающую роль, постоянно расширяется. В Интернет-экономике участвуют люди, способные быть гибкими в плане постановки проблем, поиска необходимой информации, выработки решений и привлечения партнеров.

Индивид способен оказывать сильнейшее влияние на развитие экономики, и взрывной рост Инте-рент-экономики тому свидетельство.

Интернет в России

Эксперты авторитетной международной консалтинговой компании McKinsey во главе лауреатом Нобелевской премии по экономике Р. Со-лоу в результате глубокого анализа состояния и перспектив российской экономики пришли к неожиданному для них самих выводу: высокая инфляция, финансовые кризисы и экономическая нестабильность в России — факторы второстепенные и не играют решающей роли в сдерживании экономического роста. Сдерживающие факторы лежат не в экономиче-

127

ской, а в политической и социально-культурной сферах [6].

Причины взрывного роста российской Интернет-экономики носят не чисто технологический характер, а объясняются во многом российскими экономико-культурно-психологическими особенностями. Их три: российская ментальность; привычный рентный способ ведения хозяйства; появившаяся возможность быть хозяином.

Научного ответа на вопрос, какими факторами определяется экономическое поведение людей, не существует. Чем обусловлено то, что богатая ресурсами и имеющая высокий образовательный уровень населения страна не может обеспечить эффективное социально-экономическое развитие?

Одна из возможных причин — социокультурная специфика России, особенности психологии и менталитета ее населения [7].

Экономическое поведение россиян с точки зрения его социокультурных особенностей после С. Булгакова [8] и П. Сорокина [9] изучалось очень мало. Само понятие реальности и повседневности в сознании российских людей отличается от западного, и хотя сейчас идет постепенное сближение, происходит оно очень медленно и неравномерно. Удивительно современно звучат слова П.Я. Чаадаева о том, что в России «ни у кого нет определенного круга действий, нет ни на что добрых навыков, ни для чего твердых правил <...> ничего устойчивого, ничего постоянного, все живут без убеждений, без правил даже и в повседневных мелочах <...> Прежние идеи выметаются новыми, потому что последние не вырастают из первых, а появляются откуда-то извне...»[10. С. 19-20].

Широкое распространение ИКТ и рыночные отношения постепенно корректируют эти негативные черты. Более того, недостаточная организованность и иррациональность не столь фатальны в информационном обществе, для которого характерны процессы постоянного обновления и переоценки ценностей.

Особенности российской мен-тальности и есть первая причина успеха Интернет-экономики. Собственность on-line — это некая промежуточная зона между жесткой собственностью off-line и фантазией, воображением. А российская менталь-ность и есть промежуточная зона между жесткой действительностью и воображением [11.

Нравственный опыт в России также своеобразен. Так, социологические опросы, проведенные еще в 2005 году [4], показывают, что 68% населения считают приватизацию грабежом, а новых собственников - ворами и грабителями, но 63% хотят и готовы стать собственниками.

Распространение ИКТ постепенно стабилизирует и организует разрушенные при переходе к рыночным отношениям информационные потоки, и развитие Интернет-экономики -одно из проявлений этого.

Вторая причина успеха — привычный характер ведения хозяйства. Российская экономика всегда была основана на природной ренте. К окультуриванию земли не приучены самим способом земледелия, вели подсечное земледелие: два года на одном участке, и переход на другой. Нефть и газ добываем, один источник истощился, переходим на другой.

Рентный способ ведения хозяйства сохраняется до сих пор. Рента дает «непрерывный денежный доход» [12. С. 23]. Мы «не бьемся» над каждым

128

клочком земли, над каждой скважиной. Россия страна большая, где много земли и много полезных ископаемых. Отсюда особый образ жизни и особая трудовая этика, отличающаяся от других стран, где всего этого мало. Инновационный тип развития сформировался в странах, бедных ресурсами, дефицит ресурсов стимулирует предприимчивость и рачительность. Россия избалована природными ресурсами. Мы проедаем природную ренту, и ее легкие деньги не дают стимула экономической модернизации [4].

Интернет — это новая «скважина» для российской экономики. С ее открытием труд в виртуальном пространстве становится большой ценностью, а люди, переходящие на самообеспечение, не рассчитывают на государство, а решают свои проблемы сами. В Интернет-экономике нет у властей возможности произвольно распоряжаться ресурсами. Это — самоорганизующаяся система, что дает надежду на позитивное развитие.

В своей книге о природе экономической теории Й. Шумпетер [13] называет экономику наукой об оптимальном использовании ресурсов. Новая технология часто позволяет предпринимателю создавать те же продукты, что и у конкурентов, но с меньшими затратами. Таким образом, предприниматель получает своего рода «ренту», равную разнице в издержках. С одной стороны, в Интернет-экономике происходит то же самое, но с другой —с гораздо большей, скоростью получения доходов, со значительно меньшими издержками.

Третья причина взрывного роста Интернет-экономики — в Интернете все сами себе хозяева, нет зависимости от государства. И это новое для нас: на протяжении российской исто-

рии не собственность порождала власть, а власть была источником собственности. Экономика создает условия реального движения общества, смысл которого в человеке, именно человек является источником, средством и результатом общественного развития. И один из возможных ответов на известный вопрос «почему мы такие бедные, если мы такие умные?» — потому, что не были никогда хозяевами [5]. А в Интернете все — в некотором смысле хозяева. Привлекательность сети как раз в том, что каждый создает свою зону, в которой в которой действует самостоятельно.

Сейчас системы владения собственностью проходят через период изменений, и они носят кардинальный характер. Появляются системы временного владения. Мы сможем, и уже можем, жить в одном месте, а работать или учиться в другом. Виртуальная реальность становится всеобъемлющей [14].

Темпы роста российского Интернета

Отечественная Интернет-экономика удивляет аналитиков. Рост на десятки процентов в год выглядит «фантастическим».

Прогноз экспертов Рунета на 2012 г. определяет ее рост на 33%. Таких темпов не наблюдается ни в одном секторе российской экономики и, если они сохранятся, то к 2020 г. на Интернет-отрасль будет приходиться более половины российской экономики [15].

Конкурентоспособность российских Интернет-компаний и Интернет-сервисов неуклонно растет, на сегодняшний день по версии Google Рос-

129

сия входит в 5 приоритетных рынков [16].

Интернет сегодня является локомотивом развития инновационной экономики и обеспечивает появление не только новых игроков на существующих рынках, но и новых рынков в целом.

Подробный обзор on-line рынка России впервые был сделан в 2012 г. Российской Ассоциацией Электронных коммуникаций и Высшей школой экономики [16].

Проведенное исследование «Экономика Рунета» показывает, что российские и западные эксперты сходятся в том, что Рунет — самая быстро растущая площадка Европы. По данным этого исследования в середине 2012 г. Интернет-экономика России занимала 1% от ВВП России, по прогнозам экспертов к концу 2012 г. показатель достигнет 1,5%. Объем рынка в 2011 г. оценивался в 554 млрд. руб., по итогам 2012 г. прогнозировался рост порядка 30%, что составляет 718 млрд. руб. Такие темпы опережают прогнозы по экономике России в целом [16].

Самыми крупными сегментами Интернет-экономики остаются электронная коммерция, электронные платежи, контекстная реклама.

Эксперты в 2012 г. прогнозировали рост рынков видеорекламы (159%), что связано с развитием Ин-

тернет-телевидения и SAAS решений (146%) в связи с низким порогом входа на рынок. Средние темпы роста прогнозируются в сферах предоставления услуг хостинга (121%), контента и Интернет-игры (127%), поисковой оптимизации (119%).

Новые сегменты в Интернет-индустрии Рунета появляются в России почти одновременно с остальными странами, это рынки видеорекламы, SAAS решений и др. (табл. 1). Также активно предпринимаются попытки выхода за пределы России и СНГ. Среди положительных тенденций развития Интернет-экономики Рунета эксперты отмечают консолидацию «игроков» на рынке, выход оффлайнового бизнеса в сеть и курс на саморегулирование в пределах отрасли, включающий активную работу в рамках объединений.

Главными достижениями основных игроков Интернет-индустрии является постоянное увеличение пользователей сети Интернет.

Четверть всех пользователей социальных сетей в России предпочитает Facebook, «ВКонтакте» — посещаемость достигла 40 миллионов человек в сутки. Yandex возглавил список самых посещаемых ресурсов в Рунете, на втором месте — Mail.ru.

В среднем, пользователи Рунета проводят в Сети 112 минут в день [17].

Таблица 1

Рынки Рунета Объем рынков, млрд. руб. 2011 г. Прогноз темпов роста на 2012 год (%)

Онлайн-ритейл 309,40 127

Электронные платежи 116,7 132

Контекстная реклама 24,24 139

Медийная реклама 15,8 133

Обзор сегментов Интернет-рынка в России

130

Рынки Рунета Объем рынков, млрд. руб. 2011 г. Прогноз темпов роста на 2012 год (%)

Веб-разработки 9,83 127

Поисковая оптимизация 8,56 119

Контент и игры 8,24 127

Хостинг и домены 5,32 121

SMM 2,98 140

SAAS-решения 1,89 146

Видеореклама 0,8 159

Источник: РАЭК, ВШЭ исследование «Экономика Рунета 2011-2012»

Так, по данным Фонда общественного мнения месячная аудитория Интернета летом 2012 года составила

59,4 млн. человек. [18]. Динамика численности пользователей Интернета в России представлена на рис. 1.

Месячная аудитория, % - факт Месячная аудитория, % - прогноз

is 20

66,6

si г

44,8 44, в

1111

52,6

60

Лета2003 Лета2004 Лето2005 Лето2006 Лею2007 Лет2008 Лето2Э09 Лето2010 Лето2011 Лето2012 Пего2013 Лето2014

■ Месячная аудитория, млн. чел. TJ Месячная аудитория, млн. чел. - прогноз

i-i Меомгая аудитория, млн. чел - прогноз 594 ео,1

52,0 51,7 _ Г--43,7 11 j ■

36,8

-aiiiiilllili

67,9

74,7

Лето 2003 Лето 2004 Лето 2005 Лето 2006 Лето 2007 Лето 2008 Лето200Э Пето 2010 Лето 2011 Пето 2012 Лето 2013 Лето 2014

Источник: данные Фонда Общественных мнений [18].

Рис.1. Динамика пользователей Интернета в России (млн. чел.)

Разные источники дают разные данные. Так, по данным исследовательской компании TNS Web Index динамика проникновения Интернета стремительно растет.

Летом 2012 года рост по России в целом составил 66,6%, по Москве 70,6 % [19].

Рост числа пользователей мобильным Интернетом

Одной из важных позитивных тенденции является рост пользователей мобильного Интернета. Так, по данным TNS Web Index летом 2012 года аудитория мобильного Интер-

131

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нета в России достигла 14 млн. человек, или 22% населения РФ (рис.2).

Стремительное увеличение количества пользователей мобильного Интернета обусловлено целым рядом обстоятельств: появлением малогабаритных и мощных смартфонов, падением стоимости использования мобильного Интернета, появлением удобных программ и сервисов, адаптированных для пользователей мобильного Интернета.

Динамика показателей, представленных на рис. 1-3, свидетельствует, что в Рунете созданы все усло-

вия для бурного роста Интернет-экономики в ближайшее время. Это подтверждают и прогнозы исследования транснациональной консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG) Boston Consulting Group и Google, «Россия онлайн: Влияние Интернета на российскую экономику», проведенного в 2009 г. [19]. По данным этого исследования к 2015 г. доля Интернет-экономики России составит 2,6% от ВВП (64,8 млрд. долл. США) [20]. Рост Интернет-экономики прогнозируется в размере 30% в год.

■ Москва

мРоссия 100 000+

ЯчцЧМ Ив»1« Ячв'07 И-» VI 1'.:: Июп'М Яна U k.:n 'С-J Am'1D ИипЮ 1 Ипл'11 ИчГ12 Ини|'12 Сен 12

Источник: УИ TNS Web index, 20М-2012, Monthly Reach % or населения 12+лет

fcTNS .'О'. -

Рис. 2. Динамика распространения Интернета, млн. человек [19]

Россия, города 100 QQQ+, 12 лет и старше

Рис. 3. Аудитория мобильного Интернета в России в 2008-2009 г., % от населения 12+ лет [19]

132

Основные характеристики и факторы роста Интернет-экономики в России:

• рост потребления на 33%;

• рост частных инвестиций на 17%;

• государственные затраты на 25%;

• рост инфраструктуры за счет частных инвестиций (не только телекоммуникационных компаний) и государственных вложений;

• расширение географии проникновения Интернета;

• рост числа игроков на рынке электронной коммерции;

• рост уверенности потребителей в безопасности электронной коммерции;

• более высокая информированность компаний о возможностях Интернета.

Влияние Интернет-экономики на ВВП России

Исследования, проведенные в сфере влияния Интернета на ВВП показывают, что его воздействие ощутимое [16, 20].

Согласно стандартному определению ВВП по методу затрат, вклад Интернета в экономику России состоит из 4-х компонент: потребление населением, инвестиции, государственные затраты и чистый экспорт. Как отмечено выше, это и есть основные факторы роста Интернет-экономики.

Потребление населением включает в себя:

• расходы населения на товары и услуги, приобретенные посредством Интернет в основном в сфере B2C (от англ. Business to Consumer — бизнес для потребителя);

• расходы пользователей на оплату доступа и стоимость устройств доступа в Интернет (компьютеры, мобильные телефоны, сети и др.). Данный элемент отражает важность Интернета как канала продаж. Большая часть оплаты товаров, конечно, осуществляется в среде оффлайн, однако сам поиск, выбор и заказ товара происходят в Интернете.

К инвестициям в Интернет-экономику относят капитальные инвестиции телекоммуникационных компаний, связанные с Интернетом, а также инвестиции других частных компаний, которые связаны с Интернетом (например, покупка оборудования для доступа в Интернет).

К государственным затратам относят средства, выделяемые правительством на развитие государственных Интернет-сервисов и приобретение оборудования для доступа в Интернет в госучреждениях; на развитие информационно-коммуникационных технологий, непосредственно связанных с Интернетом.

Чистый экспорт включает в себя стоимость товаров, купленных населением за рубежом через Интернет, а также экспорт информационно-коммуникационных товаров и услуг, связанных с Интернетом (например, компьютеры и телефоны).

Судя по данным исследования компанни The Boston Consulting Group, наибольший вклад Интернет-экономики в ВВП России в 2009 г. вносило население, на втором месте — инвестиции частных компаний, на третьем — государственные затраты [20].

133

Преимущества ведения бизнеса в Интернете

Предшественницами глобальной сетевой среды были внутрифирменные и корпоративные информационные сети, создаваемые в результате встраивания информационных технологий в процесс функционирования организаций. Бум создания корпоративных информационных систем пришелся на 1980-е годы. Тогда же западные исследователи экономической эффективности внедрения информационных технологий обнаружили «парадокс производительности» [21, раздел «Productivity paradox», С. 22], означающий, что в результате этих внедрений производительность на объекте возрастает очень незначительно.

Новые исследования, проведенные в 1996-97 гг. дали объяснение этому парадоксу: эффект от внедрения проявляется в большей степени в другом качестве, например, в увеличении потребительской ценности производимого продукта, в ускоренном развитии организации и т.п.

Удачное использование информационных технологий превращает организацию в сетевую структуру, что дает ей новое качество, прямо не сопоставимое с ее предшествующей традиционной формой существования. Главный выигрыш от этого состоит в улучшении использования всех ресурсов организации, повышении ее гибкости и адаптивности к внешним и внутренним проблемам, повышение качества принимаемых решений и, как следствие, — более высокая конкурентоспособность [20].

Сегодня Интернет занимает все более прочные позиции в предпринимательской деятельности. Пять лет назад дистрибьюторов, исполь-

зующих Интернет в сетевом бизнесе, можно было насчитать всего несколько десятков. Сейчас картина изменилась кардинальным образом. В настоящее время созданы технические условия для формирования и расширения масштабов экономики в Интернете, обеспечивающие развитие и распространение Интернет-технологий.

Наиболее применяемые виды Интернет-технологий включают средства оперативного обмена и распространения информации (текстовая, звуковая, видео и т.п. электронная почта и основанные на ней групповые дискуссионные форумы), а также средства создания и поддержания информационных ресурсов (вебстраниц) в сети Интернет. Эти базовые технологии постоянно развиваются, а снижение цен на их приобретение и использование повышает доступность Интернет-технологий.

В процессе формирования экономики в Сети происходит модификация традиционных организаций в сетевые структуры. Компании, фирмы и, во все большей степени, другие организации и институты объединяются в сети разной конфигурации, структура которых знаменует собой отход от традиционных различий между крупными корпорациями и малым бизнесом, охватывая секторы и экономические группы, организованные по территориальному принципу.

Проведенный анализ позволил выявить множество преимуществ ведения бизнеса в Интернете, содействующих модификации традиционных организаций в сетевые структуры:

• использование веб-сайта экономит значительную часть времени,

избавляя организацию от прове-

134

дения «очной презентации», позволяет автоматизировать большую часть рутинной бизнес-деятельности, касающуюся ответов клиентам;

процесс обучения дистрибьюторов становится проще. При помощи «закрытого доступа», чатов, электронной почты или дискуссионных форумов легче общаться с членами организации, проживающими в различных часовых поясах;

Интернет-технологии решают проблемы пересылки информации, связанные с почтовыми расходами и временем; посредством Интернета гораздо проще своевременно информировать о новых возможностях и продуктах потенциальных клиентов. Для этого необходимо использовать автоматизированную систему онлайн информирования;

Интернет, по сравнению с другими медийными средствами, такими как радио, телевидение и печатные издания, позволяет легко выходить на различные целевые аудитории, управляя рекламным процессом; возможность онлайн-мероприя-тий (видеосвязь, конференции, брифинги и другие) «стирает» территориальные границы. Они не требуют аренды помещения, расходов на кейтеринг (устройство выездных мероприятий общественного питания), телефонные переговоры и т.д. В большинстве случаев они не заменяют «живого» контакта, а лишь его дополняют;

упрощается процесс поиска новых сотрудников. В Сети сущест-

вует множество актуальных, ежеминутно пополняющихся баз соискателей, где можно просмотреть резюме, сделать сравнение и даже устроить между ними конкурс на выполнение определенных заданий, по результатам которого выбрать себе нового работника;

правильно оформленный вебсайт способен позитивно расположить аудиторию к организации, не выдавая эмоциональных и внешних минусов членов организации, ведущих переговоры лично;

легкий доступ к Интернету создает возможность отслеживания мнений клиентов о деятельности организации;

существует возможность быстрого выявления конкурентов, использование информации о них в целях улучшения собственной организации;

веб-сайт открывает большую возможность изучения потребностей целевых аудиторий путем проведения опросов, или изучив спрос на выбранные ими товары или услуги;

при помощи установленного на сайте «счетчика посещений» можно легко узнать количество людей, посетивших сайт организации, с каких ресурсов и по каким веб-ссылкам они перешли на сайт, и какие страницы оказались самыми просматриваемыми. Также можно установить временной пик активности пользователей и применить все эти данные в дальнейшем ведении бизнеса; в зависимости от сферы деятельности организации бизнес можно вести только через Интернет, ни-

135

когда не встречаясь с клиентом лично. Примером служит покупка товара или оплата услуги через Интернет. В настоящее время способы оплаты доступны большинству пользователей — банковские карты, электронные деньги, платежные системы;

• неотъемлемым преимуществом является экономия на аренде помещения предполагаемого офиса компании. Работник может вести деятельность в домашних условиях. Именно это является огромным преимуществом для людей с ограниченными возможностями, студентов, домохозяек и других групп людей, которые физически не всегда могут присутствовать в офисе компании;

• существует возможность представления налоговой и другой отчетности через Сеть в соответствующие органы управления. Также можно подать заявление о регистрации организации в государственных структурах, а также получить консультацию по данному вопросу. Примером может стать портал государственных услуг gosuslugi.ru;

• новые технологии позволяют совершить полный процесс сделки, включая коммерческий запрос, оферту, закупочный ордер и выставление счета, что сокращает затраты и время;

• создание веб-сайта не требует больших финансовых вложений. В Сети существует множество различных бесплатных или недорогих программ, с помощью которых можно создать веб-сайт с нуля. Многие бизнес-порталы предоставляют услуги для своих участников по созданию сайтов

из готовых шаблонов, и это стоит достаточно недорого;

• благодаря Интернету открывается возможность выхода организации на глобальный уровень бизнеса с минимальными инвестиционными вложениями.

• самое большое и актуальное в наши дни преимущество онлайн-бизнеса заключается в том, что он доступен 24 часа в сутки из любой точки света как для организации, так и для клиентов. Фактическое местонахождение компании не имеет особого значения, так как контроль за осуществлением и проведением сделки осуществляется посредством Интернета.

Перечень этих преимуществ постоянно увеличивается в связи с появлением все новых сервисов, облегчающих ведение бизнеса в сети. В электронной торговле могут возникнуть проблемы, так как спрос на нее больше, чем возможности инфраструктуры.

Логистика и доставка остаются главным сдерживающим фактором ее развития.

В целом же эксперты ожидают, что к 2020 г. Интернет будет обслуживать более половины российской экономики [16].

Природная и трудовая ренты пополнились новой — сетевой рентой. И эта ситуация требует новых институтов, регулирующих информационно-коммуникационную активность, а также неких новых нравственных и правовых рамок и гарантий. Принятый у нас технологический подход к проблеме информатизации, сосредоточенность исключительно на инфраструктурных вопросах плохо отражает смысл и цели социально-экономического развития.

136

Нужны и другие (междисциплинарный, экономико-культурно-исторический, гуманитарный) пути осмысления действительности, кото-

рый позволят увидеть место человека в мире, искать и находить закономерности, устанавливать социальный порядок.

Литература

1. Литовко Н. Экономика Рунета: основные тренды и тенденции. — Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=965088&cid=6)

2. http://school.bakai.ru/?id=ecnin01

3. КейнсДж. Общая теория занятости, процента и денег. — М., 2007

4. Тульчинский Г.Л. Бизнес в России. Проблема социального признания и уважения. Вершина. — М.4 СПб, 2006.

5. Тульчинский Г.Л. Человеческий капитал и сетевая рента. // Социальный капитал современного общества: Материалы Всероссийской научной конференции 25-26 октября 2012 года. — СПб: Скифия-принт, 2012.

6. Коммерсант. — 1999. — №191. — С. В.

7. Вершинская О.Н. Культурно-информационный фактор социально-экономического развития \\ Экономика и математические методы. — 1993. — Т. 29. — Вып. 4.

8. Булгаков С.Н. Экономика и культура // Материалы международной конференции (Москва, 11-13 окт. 1994 г.). — М.: ИСЭПН РАН, 1995.

9. Сорокин Питирим А. Главные тенденции нашего времени. — М.: Наука, 1997.

10. Чаадаев П.Я. Философские письма. Сочинения. — М.: Правда, 19В9.

11. Вершинская О.Н. Российский менталитет и информационное общество \\ Международное сотрудничество (ICSE). — 1997. —№ 1.

12. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, 19В0.

13. Schumpeter J.A. The theory of Economic Development Cambridge, Mass: Harvard Univ. Press, 1949.

14. Больц Норберт. Азбука медиа. — М.: Европа, 2011.

15. ИТАР-ТАСС. — Режим доступа: http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1107821-0.html

16. Презентация исследования «Экономика Рунета 2011-2012» в РИА Новости. — Режим доступа: http://rocid.ru/research2012/

17. http://www.vesti.ru/doc.html?id=965088&cid=6

18. Фонд Общественное Мнение. Исследование «Интернет в России», лето 2012, 1В +

19. УИ TNS Web Index, 2006-2012 Monthly Reach.

20. Исследование Boston Consulting Group и Google. Россия онлайн: Влияние Интернета на российскую экономику. — Режим доступа: http://gtmarket.ru/files/news/boston-consulting-group-russia-online-may-2011.pdf

21. Паринов С.И., Яковлева Т.И. Экономика 21 века на базе Интернет-технологий, // Информационные системы в экономике: Учебник / Под ред. В.В. Дика. — М.: Финансы и статистика, 2007.

22. Erik Brynjolfsson, Shinkyu Yang. Information Technology and Productivity: A Review of the Literature, February 1996, MIT Sloan School of Management — Cambridge, Massachusetts. — Режим доступа: http://ccs.mit.edu/CCSWP202/index.html

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.