УДК 336.77
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КРЕДИТНЫЙ РЫНОК КАЗАХСТАНА
А. Г. Конакбаев
Результаты выполненного исследования показали, что коммуникация между повторением экономического роста и развитием кредитного рынка еще не изучена. В экономической литературе последствия стадий экономического роста и его влияния на кредитный рынок отражены недостаточно. Повторение экономического роста, его стадий отражается на кредитной политике коммерческих банков, развитии рынка ценных бумаг, кредитного рынка в целом.
Ключевые слова: экономический цикл, кредит, финансовый рынок, кредитный рынок.
На современном этапе развития необходим критический анализ сложных и противоречивых явлений и процессов реальной действительности, происходящих на финансовом рынке страны. В Казахстане в настоящее время в структуре финансового рынка наиболее динамично развивающимся является кредитный рынок, что, безусловно, связано с поступательным развитием экономики страны. Кредитный рынок Казахстана, как важный механизм установления взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и населением, нуждающимся в финансовых средствах, а также между хозяйствующими субъектами и населением, которые могут их предоставить на определенных условиях, оказывает воздействие на рост производства и товарооборота, движение капиталов внутри страны, трансформацию денежных сбережений в капиталовложения, реализацию программ по модернизации технической базы хозяйствующих субъектов.
Несмотря на то, что в развитых странах мира накоплен определенный опыт анализа кредитного рынка и существует целый ряд экономических теорий, объясняющих особенности его функционирования и действия коммерческих банков на этом рынке, роль и особенности его развития в условиях формирования национальной модели, рыночных отношений требуют точного и конкретного осмысления. Наша модель должна отражать конвергенцию разных моделей общественного развития, но опираться на специфические условия, историю, гражданственность и устремления, учитывая конкретность этапов развития. Особенности развития данного этапа кредитного рынка обусловлены самой спецификой деятельности банковской сферы
- проблемой дальнейшего укрепления денежно-кредитной системы страны и обеспечения устойчивости банков на основе расширения и капитализации их ресурсной базы.
Решение этих задач взаимообусловлено дальнейшим развитием и совершенствованием кредитного рынка.
Степень разработанности темы исходит из того, что система кредитования традиционно находилась в фокусе экономических исследований многих школ и ученых из разных стран мира. Анализ проблем, связанных с формированием и функционированием кредитного рынка как неотъемлемой части рыночной системы хозяйствования, проведен в ряде исследований общеэкономического и специального характера. Научная постановка проблемы требует комплексного, системного использования теоретического наследия отечественных и зарубежных ученых для познания закономерностей развития кредитного рынка в реальных условиях макроэкономической действительности с целью создания наиболее совершенной кредитной системы в республике.
Вместе с тем, следует отметить, что большинство работ по различным проблемам кредитного рынка носят в основном общеэкономический характер. К примеру, в экономической литературе недостаточно внимания уделено раскрытию содержания кредитного рынка, не показана инфраструктура кредитного рынка, отсутствуют единые подходы к проблеме участия коммерческих банков на рынке корпоративного кредитования, не рассматриваются вопросы цикличности развития кредитного рынка. Нами же предпринята попытка комплексного изучения всех вопросов, связанных с развитием и совершенствованием механизма функционирования кредитного рынка и выявления роли банков и небанковских организаций в этом процессе. Решение названных проблем является основанием для выработки рекомендаций по проведению банками операций, направленных на развитие кредитного рынка и стимулирующих
подъем производственного сектора экономики.
Результаты проведенного исследования показали, что связь между цикличностью экономического роста и развитием кредитного рынка пока не изучены. В экономической литературе последствия стадий экономического роста и ее влияние на кредитный рынок отражены недостаточно.
В ходе проведенных исследований мы пришли к выводу, что цикличность экономического роста, ее стадии оказывают непосредственное влияние на кредитную политику коммерческих банков, развитие рынка ценных бумаг, кредитного рынка в целом.
В условиях кризиса наблюдается падение роста экономики, ограничивается потребность к финансовым ресурсам. Сокращение объемов производства и услуг будет препятствовать использованию кредитных ресурсов. Резкое увеличение ресурсов, сокращение их реализации приводит к замедлению процесса оборачиваемости капитала. Это в свою очередь приведет к снижению выпуска и реализации ценных бумаг, уменьшению договорных поставок между производителями
- поставщиками и потребителями.
В условиях депрессии приостанавливается спад производства, медленными темпами будет увеличиваться объем производства и реализации. Снижение цен на продукцию и оказание услуг приводит к росту объемов реализации. У хозяйствующих субъектов возникает возможность увеличения объемов производства, расширения ассортимента выпускаемой продукции. В результате спрос на кредитные ресурсы возрастает, банки начинают выдавать краткосрочные и долгосрочные кредиты хозяйствующим субъектам.
Процесс оживления осуществляется путем увеличения объемов производства продукции, повышения цен. Значительно возрастает потребность в денежных средствах. В результате увеличиваются объемы выпускаемой продукции на предприятиях, уменьшаются финансовые ресурсы. Денежные средства предприятий, размещенные на расчетных счетах в банках, в основном будут использоваться для закупки сырья и материалов, обновления производственных мощностей, то есть приобретения новой техники и технологий. Это в свою очередь, повышает спрос на банковские кредиты. Заключаются новые договора с потребителями банковских услуг и банковскими учреждениями.
В период подъема экономии материаль-
ные, финансовые и человеческие ресурсы будут использоваться эффективно. Усиленный рост объемов производства, сокращение безработицы обуславливают увеличение объемов оборотных средств за счет кредитов. Процесс подъема проявляется и в деятельности товаропроизводителей, товаропотре-бителей и банковских учреждений. Все хозяйствующие субъекты стараются рационально использовать свои средства. В результате потребность к банковским продуктам значительно возрастает. Таким образом, цикличность экономического роста оказывает влияние на развитие или спад кредитного рынка.
На современном этапе развития кредитный рынок превратился в механизм трансмиссии и аллокации ресурсов между экспор-то-ориентированным и внутренне-ориентированным секторами экономики. Он является катализатором движения финансовых потоков между отраслями и регионами, секторами и сферами экономики. Функциональная природа эволюции кредитного рынка оказывает характерные особенности спиралевидного развития финансового менеджмента как составной части корпоративного управления.
Эволюция указанного сектора происходила как спиралевидный процесс трансформации в виде кругов дезинтеграции (19911993 гг.), кристаллизации (1994-1999 гг.) и оптимизации (2000-2004 гг.) Для них были характерны различные уровни и динамика эффективности использования заемных ресурсов. Доминировали комбинированные виды и типы линейных и нелинейных процессов развития, структурных преобразований и внешней зависимости, эндогенного роста. Фундаментальными условиями становления кредитного рынка явились системная реализация монетаристской и неокейнсианской модели монетарной, фискальной и инвестиционной политики государства с учетом специфики транзитной экономики Казахстана
В период с 1990 по 2000 годы наблюдался упадок экономики. Переход на систему рыночных отношений происходил спонтанно, без подготовки, на фоне углубляющегося экономического кризиса. Начало ему было положено в СССР, в середине 80-х годов. Распад СССР, разрыв производственно -хозяйственных связей между республиками и единой финансовой системы привели в итоге экономику Казахстана к гиперинфляции, которую удалось обуздать только в 1996 году.
Субъекты рыночной экономики, малые предприятия, «челночный» бизнес появились в 1991-1992 годах, в период либерализации цен в сфере торговли и услуг. Основу становления малого бизнеса заложила Гос-программа поддержки и развития предпринимательства 1992 года. Валовый внутренний продукт, в сравнении с 1990 годом, в 1995 году сократился на 38,6%, реальная зарплата
- на 69,9%, назначенная пенсия - на 77,3%, инвестиции в строительство - на 64,1%. Далее последовали жесткая монетарная и рестрикционная фискальная политика государства. В 1993-1995 годах для достижения макроэкономической стабилизации были упразднены налоговые льготы, стимулирующие производство. Указ Президента Республики Казахстан от 06.03.1997 г. «О мерах по государственной поддержке и активизации развития малого предпринимательства» увеличил количество субъектов малого бизнеса в 2,4 раза. Доля продукции возросла в 1,8 раза и составила 8,5% от ВВП. Численность работников в этом секторе превысила показатели 1995 года в 1,73 раза. Малый сектор экономики поглотил безработицу и внес вклад в стабилизацию экономики республики. Главным в реформах этих лет стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий. Либерализация экономики по принципу «шоковой терапии» была объективно единственно правильным направлением. Этот период явился переломным в экономическом развитии: именно в 1997 году была принята стратегия «Казахстан - 2030». С ее принятием начался созидательный процесс по достижению долгосрочных целей и приоритетов развития, построению устойчиво развивающейся экономики. Рождалась модель, основанная на высоких темпах освоения месторождений нефти и газа с целью реанимировать другие отрасли и существенно повысить доходы госбюджета.
Ростом промышленности, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы сопровождались 1998-2001 годы. Данный этап экономической истории принес тенденцию высоких темпов подъема. А процесс преобразования общественных отношений потребовал глубокой проработки социально-экономической политики от Правительства. Оно подготовило ряд антикризисных мер, но в
них не было механизма предупреждения кризисов. В 1999 году экономический рост составил 2,7%, а в 2000 году - 9,8%.
Экономический бум наблюдался практически во всех отраслях и сферах деятельности в 2002-2006 годах. Банки привлекли сравнительно дешевые зарубежные ресурсы и вложили их в экономику. Подъем производства создал рабочие места. Рост благосостояния привел за собой активизацию потребительского кредитования населения. Коммерческие банки охотно кредитовали предприятия и население, не особо обращая внимание на оценку кредитоспособности. В этот период характерно привлечение инвестиций за счет зарубежных займов через коммерческие банки. Росли цены на недвижимость, строительная отрасль и нефтегазовый сектор. К 2003 году ВВП достиг и превысил уровень 1991 года. Повысилось благосостояние населения. Правительство стимулировало развитие новых видов товаров и услуг в частном секторе. Целью работы по диверсификации экономики и повышению конкурентоспособности несырьевых отраслей стало улучшение технических требований к производству и торговле, увеличение бюджетных ассигнований в развитие инфраструктуры, образования, науки, инноваций, трансферта новых технологий и здравоохранения. Стратегией индустриально-инновационного развития государственные институты наделялись достаточными финансовыми ресурсами для кредитования инвестпроектов.
После 2007 года наблюдается кризис в казахстанской экономике. Идет спад производства, сокращение кредитования, понадобились срочные меры по поддержке отечественной банковской системы. В период падения производства характерно привлечение зарубежных инвестиций с помощью государства, под гарантии Правительства. В ходе кризиса в ряде стран, в том числе и в Казахстане, произошла частичная национализация банков. Сегодня эта мера считается временной. После преодоления кризиса репреватизация может затянуться на годы, особенно если восстановление финансовой сферы окажется трудным.
Таким образом, в целях создания благоприятных условий для развития кредитного рынка в период стадий цикличности экономического роста нами рекомендуется следующее:
• разработать механизм распознавания перехода экономики из одной фазы экономического цикла в другую;
• рационально использовать имеющиеся материальные и финансовые ресурсы;
• целенаправленно использовать кредитные ресурсы банков, своевременно их погашать;
• предусмотреть механизмы государственной поддержки кредитных институтов в кризисные и посткризисные периоды для поддержания необходимого уровня ликвидности банков, сохранения стабильности на кредитном рынке
A.G. Konakbaev. ECONOMICAL CYCLES AND THEIR INFLUENCE ON THE CREDIT MARKET OF KAZAKHSTAN.
Results of the carried out research have shown that communication between recurrence of economic growth and development of the credit market are not studied yet. In the economic literature of a consequence of stages of economic growth and its influence on the credit market are reflected insufficiently. Recurrence of economic growth, its stage make direct impact on the credit policy of commercial banks, development of a securities market, the credit market as a whole.
КОНАКБАЕВ Аскар Галымович, родился в 1980 г., окончил Карагандинский экономический университет (2000), канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой банковского дела Карагандинского экономического университета. Автор 47работ.
УДК 658.562
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПИЩЕВОЙ ОТРАСЛИ ЧУВАШИИ
Г.Р. Кроллис
Представлены рекомендации по повышению обеспечения конкурентоспособности продукции пищевой отрасли. Выделены и рассмотрены способы действия предприятий с конкурентными преимуществами в рамках повышения уровня конкурентоспособности производимой продукции.
Ключевые слова: конкурентоспособность,
В практике менеджмента накоплен богатый арсенал управленческих технологий, которые в свое время помогли занять лидирующие позиции многим западным компаниям. Речь идет о системах Just-in-time (точно-в-срок), business process re-engineering (реинжиниринг), total quality management (управление качеством), benchmarking, outsourcing, lean production и многих других инновациях в области управления. Российские компании также успешно применяют некоторые из этих новшеств для повышения своей конкурентоспособности. Но часто бывает так, что на внедрение, казалось бы, замечательной новации потрачены и деньги, и силы, а результата нет.
Первая причина неудач заключена в самом процессе внедрения. Бесперспективно копировать любую технологию управления, не «подогнав» ее весьма скрупулезно под собственную ситуацию. Использование опыта почти обязательно даст полезный эффект, если мы будем перенимать опыт, как бы отстраивая под себя всю цепочку принятия решений и действий.
продукция, пищевая отрасль, ассортимент.
Вторая причина заключается в неправильном выборе самой технологии или рыночной стратегии. Чтобы избежать таких ошибок, необходимо проводить диагностику маркетинга перед любым серьезным стратегическим решением. Суть ее в том, что команда, ответственная за стратегическое развитие, определяет наиболее слабое место в перечне характеристик, влияющих на конкурентоспособность. В дальнейшем маркетинговая стратегия выбирается, исходя из задачи ликвидации слабого звена. [3]
Целью статьи является рассмотрение подходов к выявлению, формированию, использованию и поддержанию конкурентных преимуществ в контексте обеспечения конкурентоспособности предприятия.
В связи с этим, можно рекомендовать следующие направления повышения конкурентоспособности товаров:
1. Активизация работы по проведению маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования должны проводиться систематически и охватывать все направления: