Научная статья на тему 'Экономические, социальные и этические основания социоприродного развития'

Экономические, социальные и этические основания социоприродного развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3815
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СОЦИОПРИРОДНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОЦИОПРИРОДНАЯ ЭТИКА / ЭКОЧЕЛОВЕК / ECOLOGICAL CRISIS / SOCIONATURAL DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL ECONOMICS / ENVIRONMENTAL POLICY / A NEW ENVIRONMENTAL PARADIGM / ECOLOGICAL WORLDVIEW / BIOETHICS / ECOPERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пахомов Юрий Николаевич, Пуляев Вячеслав Тихонович

Статья посвящена рассмотрению базовых концептов социоприродного развития как стратегии выживания человеческой цивилизации. При этом акцент сделан на анализе экономических, социальных и этических аспектов взаимодействия человека и общества с природой в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic, social and ethical base of socio-natural development

Th e article deals with the basic concepts as a strategy for survival of human civilization. Th e emphasis placed on the analysis of economic, social and ethical aspects of human interactions, society and nature in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Экономические, социальные и этические основания социоприродного развития»

УДК 504.03

Ю. Н. Пахомов, В. Т. Пуляев

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОПРИРОДНОГО РАЗВИТИЯ

Экспоненциальное преобразование окружающей среды серьезно нарушило равновесие внутри как естественных, так и социально-экологических систем. Биосферные механизмы адаптации к антропогенным изменениям фактически перестают срабатывать, вследствие чего обостряются противоречия между обществом и природой, происходят экологические катаклизмы, которые могут привести к исчезновению человеческой цивилизации на нашей планете.

Человек всегда действует в определенной среде, которую он изменяет в зависимости от характера и целей своей деятельности. До последнего времени не принимались во внимание эволюция качественных параметров биосферы, состояние ее компонентов. В результате непрерывный рост населения, урбанизация и экспоненциальное развитие производства неизбежно вели к обострению экологических проблем. Природа до некоторого времени сама восстанавливала нарушенное в экосистемах равновесие. Это породило у людей представление о неисчерпаемости, безграничности естественно-природных ресурсов и возможности брать их у природы, ничего не возвращая ей взамен. Если раньше на первый план выдвигались последствия экономического развития, то сегодня речь идет о необходимости поддержания определенного качества среды обитания человека, снижение которого может замедлить или повернуть вспять процесс экономического роста.

Человечество начинает понимать, что когда-нибудь природа не сможет выдержать постоянно увеличивающиеся нагрузки на окружающую среду и нарушенное равновесие не восстановится. Поэтому в современных условиях необходимо соразмерять масштабы человеческой деятельности с природными возможностями, иначе во взаимоотношениях общества и природы возникают противоречия между экологией и экономикой, которые порождают рост числа экологических опасностей и рисков, что чревато наступлением глобального экологического кризиса. Перед человечеством встает задача разумного, рационального природопользования, позволяющего удовлетворять жизненные потребности людей, в сочетании с охраной и воспроизводством природной среды. Вот почему разработка парадигмальных оснований развития человеческой цивилизации представляется настоятельной необходимостью.

В любых общественных системах, по мнению Ю. Одума, ценятся в основном вещи, изготовленные для нужд прежде всего отдельного человека, но придается мало значения материальным благам и услугам, которые представляет сама природа человечеству в целом. Парадокс заключается в том, что индустриально развитые страны добились процветания, временно освободив человека от подчинения законам природы, используя конечный и быстро исчерпываемый запас естественных ресурсов, созданный самой природой [5, с. 12]. Это сдерживает процесс социоприродного развития и приводит в современных условиях к накоплению негативных последствий взаимодействия общества и природы. По представлению У Бека, противопоставление природы и общества —

© Ю. Н. Пахомов, В. Т. Пуляев, 2011

конструкт ХГХ века, служивший двоякой цели — покорению природы и ее игнорированию. К концу ХХ в. природа оказалась непокоренной и до предела использованной, превратившейся из внешнего феномена во внутренний, из существовавшего до нас в воспроизведенный. В ходе технико-индустриальной переделки природы и ее широкого подключения к рыночным отношениям она оказалась интегрированной в индустриальную систему. В то же время она стала неизбежной предпосылкой образа жизни в индустриальной системе. Зависимость от потребления и рынка означает новую форму зависимости от «природы», такая имманентная «природная» зависимость от рыночной системы становится в этой системе законом жизни индустриальной цивилизации. И против технико-технологических угроз вторичной природы человек практически беззащитен [2].

Сегодня мы забываем о том, что человеческая цивилизация представляет собой не только материальные условия существования общества, созданного человеком, но и осознание им единства мирового исторического процесса и ответственности за судьбу социоприродного мира. Цивилизация — это особая социокультурная общность, существующая в определенное историческое время, в определенном социоприродном пространстве, характеризующаяся устойчивыми чертами и признаками (традиционные культура, язык, принципы природопользования, определенные экономические и социальные особенности, специфика духовной жизни и т. п.). Таким образом, человеческая цивилизация — это явление природы, и она не может быть осмыслена в отрыве от естественно-природных основ жизнедеятельности человека. Именно поэтому перед современной цивилизацией (как на глобальном, так и на локальном уровнях) возникает проблема модернизации и оптимизации производственной деятельности и сознания людей в направлении их экологизации. Однако оптимизация социоприродных отношений не может сводиться только лишь к производственной стороне человеческого бытия, так как охватывает и его «духовную сферу», включающую специфические культурно-духовные связи человека, общества и природы, то есть все аспекты развития цивилизации.

В процессе развития технико-технологической цивилизации происходит повышение «искусственности» окружающей социоприродной среды, что приводит к нарушению экологического равновесия и снижению компенсаторных возможностей биосферы. Материальная интенсификационная деятельность, в противовес биологической и биотехнической, преобладает в современном общественном производстве, в результате чего растет число экологических рисков. Это создает реальную угрозу глобального экологического кризиса.

Такое положение не может существовать долгое время в условиях сверхинтенсификации производства — рано или поздно антропогенная деятельность вступает в противоречие с естественно-природной, основанной на принципах замкнутого цикла и круговороте веществ и энергий. Интересно, что еще за восемьдесят лет до первого доклада Римскому клубу Д. Медоуза и Д. Форрестера под названием «Пределы роста», послужившего толчком к современному витку интереса к экологической проблеме, представитель русского космизма Н. Федоров писал, что «мир идет к концу, а человечество своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация эксплуатирующая, но не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца» [7, с. 301]. Следовательно, сохранение биосферы как естественной основы жизнедеятельности общества требует первостепенного внимания, что в настоящее время отражается и в тенденциях замены «оптимистического» направления социального развития под лозунгом «Человек — покоритель природы» более осторожными прогнозами относи-

тельно перспектив социоприродного взаимодействия. В результате появились программы, направленные на преодоление экологического кризиса и снижение напряженности в экосоциальных системах различного уровня, что привело к необходимости разработки экологических парадигм и моделей собственно социально-экологического развития.

Человек, включаясь в хозяйственную деятельность и нарушая равновесие с окружающей средой, вынужден реабилитироваться перед природой. Для этого необходимо организовать природоохранную деятельность, обеспечить сбережение и воспроизводство природы. Судьба человечества стала заметно зависеть от характера взаимодействия природы и общества. До этого времени антропогенное влияние на окружающую среду не могло привести к радикальным экологическим изменениям. С развитием производительных сил человечество приходит к осознанию того факта, что любые производство и потребление связаны с использованием природных ресурсов и воздействием на естественные компоненты среды обитания. По мере усложнения функционирования экономических систем, увеличения производства и потребления роль природного фактора постоянно усиливается. Экономическое развитие в современных условиях немыслимо без учета экологического фактора. Ныне он признается необходимым, но затраты на охрану и воспроизводство природных компонентов среды обитания представляются как нечто противостоящее экономическому развитию. Развитие производства стало наталкиваться на ограниченность природных ресурсов, которые в недавнем прошлом считались неисчерпаемыми.

В рамках эколого-экономического пространства всякое экономическое решение сопровождается экологическими последствиями, а изменения в окружающей человека среде приобретают экономические значение и измерение. Экономика вызывает те или иные экологические процессы, например, на планете уничтожаются леса, падает их продуктивность, ежегодно снижается плодородие почвенного слоя на пахотных землях, сокращается численность отдельных видов растений и животных, нарастает угроза парникового эффекта. Без адаптации экономического развития к закономерностям природной эволюции человечество ожидает катастрофа. Природа и экономика все острее ставят вопрос о разумном соотношении экологического и экономического.

Известно, что затраты в экономике растут, но их эффективность непрерывно падает. Увеличивается диспропорция между выходом продукции и затрачиваемыми для этого средствами. Экономическое развитие требует все больше средств для поддержания на прежнем уровне объемов добычи и эксплуатации природных ресурсов и получаемой на их основе готовой продукции. С каждым годом эксплуатация природных ресурсов требует все больше удельных затрат на единицу продукции. Растущая диспропорция между затрачиваемыми на использование и добычу природных ресурсов и получаемыми результатами образует экономическое (инвестиционное) ограничение. Необходимы ресурсосберегающие пути формирования современной экономики — экономики природопользования, в основу которой должен быть положен обязательный учет экологических факторов и последствий. Экономика здесь не ограничивается созданием материальных ценностей, а экосоциальное развитие не ограничивается только охраной природы.

В научном мире до середины ХХ в. природа была практически исключена из рассмотрения экономической теории. Известная формула «труд — отец богатства, а земля — его мать» много раз повторялась, но в реальной экономике не работала, роль «матери» низводилась до нуля. Принципы рационального использования природных ресурсов, в том числе анализ антропогенных воздействий на природу и их последствий, изучает

как раз экономика природопользования. В современных условиях естественная среда обитания человека уже не существует вне зависимости от характера и целей человеческой деятельности. Качество природной среды сегодня становится неотъемлемой частью социального развития. Действуя в экономике, природопользование становится экономикой природопользования, призванной применять, во-первых, наиболее эффективно необходимые в производстве и потреблении естественные ресурсы, во-вторых, — наиболее целесообразные методы предотвращения или ликвидации загрязнения и деградации природной среды.

Чрезвычайно важными в экономике природопользования являются экстерналии — внешние эффекты. В ходе экономической деятельности происходит постоянное воздействие на биосферу. С ним связано и возникновение экстерналий, которые представляют собой внешние эффекты (или последствия) экономической деятельности, положительно или отрицательно воздействующие на другую сторону.

Экономическая теория рассматривает произведенные вещи в их товарной форме. Она заставляет сделать вывод, что вещи как товары выступают исключительно в качестве отношения между людьми. Для нее материальная сущность вещей не имеет значения, а производство в данном случае понимается (и воспринимается) как производство стоимости и прибавочной стоимости, а не как их материальная, вещественная оболочка — потребительная стоимость. Движение реальных вещей здесь полностью заменено движением меновых стоимостей, выражаемых деньгами, и сама проблема взаимоотношения человека с природой в его хозяйственной деятельности из модели устраняется. У рыночного подхода есть свои достоинства и недостатки. «Чистое» использование рыночного подхода неэффективно и не всегда ведет к социальному равенству в обществе. Продукты мозга и действий человека представляются самостоятельными феноменами, наделенными собственной жизнедеятельностью и стоящими в определенных отношениях с людьми.

Человечество преобразует естественную среду обитания, приводя в движение трудовые ресурсы, искусственно созданные средства производства и природные ресурсы. Образуя производство, оно воспроизводит человека и изменяет систему взаимодействий общества и природы, в результате чего создается богатство для удовлетворения растущих материальных потребностей.

С развитием производительных сил человечество приходит к осознанию, что общество не властвует над природой, а наоборот, принадлежит ей и находится внутри нее. Оно стремится познавать ее законы и правильно их применять. Ныне возникает необходимость изменить экономические воззрения в направлении учета экологических факторов и последствий. На рынке индивидуум выступает как рациональный экономический агент, как атом человечества. В рыночной экономике прогрессивен тот, кто побеждает в конкуренции.

Вместе с эволюцией разума и ростом интеллекта человека, их направленностью на социоприродное развитие неизбежно возрастают роль и значение потребительной стоимости. Ныне стремительный и неконтролируемый прирост населения, производство, игнорирующее состояние окружающей среды, истощение сырьевых и энергетических источников, развитие технико-технологических систем, загрязняющих и обедняющих природу, гонка вооружений привели к кризису, когда под угрозой оказались системы, поддерживающие жизнь человека. Урбанизация часто ведет к загрязнению среды, росту потребностей в сырье, ресурсах, территориях, что не всегда соответствует условиям нормальной жизнедеятельности человека.

Современное развитие экономики отличается технократическим отношением к природе, технократической парадигмой мышления. Сегодня человек живет в технизированном искусственном мире, где созданные им предметные формы (мир «второй» природы) занимают по значению первое место. Складывается ситуация, когда человек он смотрит на мир «сквозь призму техники». Одновременно технократическая деятельность людей является источником дополнительной нагрузки на биосферу.

Порождает ли это необходимость полного отказа от технико-технологического развития, от технократического отношения к природе? На самом деле возможность спасения от негативного воздействия техники на природу заключается не в отказе от нее, а в умении распоряжаться ею, управлять техническими системами таким образом, чтобы нейтрализовать их разрушительное влияние на природу и человеческий дух.

Техногенный тип экономического развития базируется главным образом на использовании искусственных средств производства, созданных без учета технических ограничений и не отвечающих требованиям экологического императива социоприродного развития.

Искусственная техногенная цивилизация огромных размеров, которую создало человечество, ведет к истощению (оскудению) естественных природных ресурсов. «Экологическая слепота» людей постепенно проходит, поскольку приходит понимание, что любое негативное воздействие человека на природу непременно отзовется адекватной негативной реакцией природы на человека и общество. Земля только одна, и ее ресурсы и компенсаторные возможности небезграничны.

Все то, что можно взять у природы (полезные ископаемые, продукты земледелия и рыболовства и т. п.), мы берем все активнее. Уменьшается биоразнообразие, за пять последних веков люди вырубили две трети лесов планеты. Пески Сахары наступают на зеленую Африку со скоростью 50 км в год, тундра приближается к заполярным лесам. Высок темп добычи полезных ископаемых — 3 % в год. Уменьшаются запасы серебра, бокситов, меди, золота, свинца, платины, олова, цинка.

Истощение природных ресурсов и постоянно ухудшающееся качество природных систем в результате утраты их естественных (исходных) свойств ведут человечество к резко ухудшающимся условиям жизни на Земле. Научно-технический прогресс оказывает активное влияние на все природные объекты. Истощающее использование полезных ископаемых, сверхэксплуатация возобновляемых ресурсов (почв, лесов и т. д.) неизбежно ведут общество к экологическому кризису, который может приобрести чрезвычайно острый характер.

Самое отрицательное воздействие — это загрязнение среды обитания (воздуха, водных объектов и почвы), что увеличивает техногенную нагрузку на окружающую среду. Выбросы промышленных предприятий, энергетических систем и транспорта в атмосферу, водоемы и недра достигли таких размеров, что на многих территориях планеты уровни загрязнения существенно превышают допустимые санитарные нормы.

В России выбрасывается в окружающую среду более 100 млн загрязняющих веществ в год. Статус особо загрязненных имеют 45 городов. По химическому составу воды рек Оби, Камы, Томи, Иртыша, Тобола, Туры, Урала характеризуются как сильно загрязненные. Эрозии почв в разной степени подвержено около 55 млн га пашни, сенокосов и пастбищ. Увеличилось количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Размещение «грязных» производств с низкими затратами на природоохранные мероприятия, массовая вырубка реликтовых лесов, опустошительный лов рыбы для про-

изводства рыбной муки, сокращение плодородных земельных ресурсов ведут к обострению возникших в России и мире в целом экологических проблем.

В рамках современного индустриального развития человек как личность, по сути, растворяется в окружающей искусственной среде, приспосабливаясь к ней, упрощаясь и стандартизируясь, в результате его культурный потенциал также снижается, стремится к нулю. Прогрессирует в первую очередь совокупность машинных систем. Человек в условиях техногенной цивилизации отрешен от достижений духовной культуры, так как его цель — поиск лишь благ, а не смысла жизни. Еще недавно многим казалось, что достаточно удовлетворить растущие материальные потребности людей, и резко усилится их стремление к реализации потребностей духовных. Однако жажда материальных благ с их увеличением не только не убывала, но и росла (и продолжает расти) без видимых пределов. Для человека, живущего в абсолютной искусственной среде, приоритет имеют лишь ценности материальной, техногенной, потребительской масс-культуры.

Основоположники и сторонники концепции ноосферогенеза полагают, что законы функционирования природы как бы подсказывают человеку направление его социального развития с тем, чтобы достичь социоприродной совместимости и поддерживать ее, регулируя по возможности оптимальный характер протекания и социальных, и естественно-природных процессов.

Современный человек живет как бы в двух мирах: в природном, существующем независимо от него, но при этом испытывающем сильное (во многом негативное) антропогенное воздействие, и в искусственном, созданном в результате исторического развития человеческой цивилизации. Такое раздвоение касается всех сторон бытия человека, так как затрагивает его глубинные характеристики: моральные нормы и ценности, жизненные принципы и установки, традиции и т. п. Поведение человека, его мышление все больше носят в определенной степени ограниченный, неестественный характер, ибо люди воспитаны главным образом на искусственных основах и, как следствие, сами становятся неестественными из-за утраты согласованности с природой и ее законами.

Расширение искусственной природы требует значительной формализации мышления, что во многом разрушает целостность восприятия окружающего нас мира. Это связано с тем, что человек, считая себя центром мироздания, фактически отделил себя от мира природы, которую стал воспринимать только лишь как объект изучения и воздействия, как источник ресурсов для удовлетворения растущих материальных потребностей. При этом человеческое видение жизни поставлено выше самой жизни во всех ее многообразных проявлениях, что как раз и дало толчок к разрушению органических связей с природой. По мнению В. И. Вернадского, «лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой» [3, с. 13]. Можно сказать, что отсутствие единой и целостной картины мира приводит к размытости системы целей как на индивидуальном, так и на общественном уровнях. В результате ускользает возможность объединения сил и интеллектуальных способностей людей для решения конкретных задач, связанных со стабилизацией отношений в рамках системы «человек — общество — природа».

Каковы же предпосылки формирования нового экологического мышления?

На наш взгляд, данная проблема может быть разрешена через переход от «парадигмы человеческой исключительности» к «новой экологической парадигме». Их особенности и специфика подобного перехода подробно проанализированы американскими социологами — инвайронменталистами Р. Данлапом и У Кэттоном [1].

На смену идеологии техногенно-потребительского развития в настоящее время постепенно приходит «новая экологическая парадигма», которая выступает, скорее, как предписывающая система ценностей и соответствующих норм и образцов поведения. В ее основу положены следующие положения. Во-первых, человек остается одним из многих биологических видов, включенных в экосистему планеты, несмотря на специфические культурные, социальные, технологические и иные характеристики. Во-вторых, деятельность человека и общества детерминируется не только особенностями развития и функционирования социальных и культурных систем, но и природными процессами и явлениями. Поэтому целесообразная антропогенная деятельность в глобальной социально-экологической системе может иметь как предполагаемые, так и неожиданные последствия для цивилизации и биосферы. В-третьих, люди живут в природном окружении (характеризующемся ограниченностью невозобновимых ресурсов) и зависят от него. Это накладывает определенные биофизикохимические ограничения на человеческую деятельность. В-четвертых, хотя предметные результаты развития цивилизации и увеличивают до некоторой степени несущую способность среды, объективные природные законы остаются обязательными как для человека, так и для его социума.

Особенность новой экологической парадигмы — стремление достичь взаимопонимания, компромисса, согласия. Это выражается в системе ценностей, для которой характерны подчеркивание целостности социоприродных экосистем, признание самоценности жизни, осмотрительное вторжение в природу, поиск динамичного равновесия между деятельностью человека и природным окружением.

Мир природы и мир человека не оторваны друг от друга. Они сопряжены друг с другом. Это значит, что поддержание, сохранение и развитие одного невозможно без поддержания, сохранения и развития другого. Их сопряженность — это не параллельное развитие, при котором каждый из них автономен и независим, а событие и совместная эволюция, когда изменения одного служат вызовом для ответов другого мира, а их изменения коррелируют друг с другом. В этом существо коэволюции природы и общества и коэволюционной стратегии человека.

Данная парадигма позволяет говорить об экологическом императиве как о некой планетарной системе запретов и о желаемой организации общества, способной в рамках экологического императива обеспечить развитие цивилизаций в данных конкретных природных условиях. Однако реализовать принципы экологического императива без императива нравственного, на наш взгляд, невозможно. И последний должен определять степень соответствия стратегии социоприродного развития общества логике естественно-природной эволюции. Конечно, в этом случае нет гарантии стабильного существования общества, но появляются потенциальная возможность этого и вероятность предотвращения опасных для будущего социоприродного развития кризисных ситуаций.

Мы действительно пока еще плохо представляем ту моральную основу, которая необходима для обеспечения нашего общего будущего. Нравственная основа уже не должна вырабатываться стихийно. Человечество просто не сможет выжить на Земле, не обретя некоторые общие стандарты во взаимоотношениях с Природой, которые, по мнению

Н. Н. Моисеева, составляют свойства рационального общества. К ним стоит отнести, во-

первых, способность обеспечивать раскрытие потенциала и интеллектуальных возможностей отдельной личности, что требует новой социальной организации. Во-вторых, предельную открытость общества к восприятию новых идей и потенциальных способностей нации, что зависит от общей культуры и образованности народа, от способности социума раскрывать творческие возможности его граждан. И, в-третьих, общество должно быть способным выполнять условия экологического императива. Развитие его производительных сил не может переступать запретной границы человеческой активности [4].

В этом случае очевидным является, пожалуй, то, что отказ человека от уже достигнутых завоеваний и ценностей цивилизации может произойти только в том случае, если будут найдены действенные средства воплощения в жизнь биоцентристского идеала — общества, основанного на принципах сбалансированного развития. В таком обществе удовлетворение разнообразных нужд и потребностей человека может осуществляться без ущерба для природы и, соответственно, для будущих поколений. Речь как раз и идет о социоприродном развитии, субъектом которого может стать экочеловек как новый тип личности, а объектом — социально-экологические системы различного уровня.

Социоприродное развитие обладает определенной преемственностью по отношению к технико-технологической цивилизации, прежде всего через ценности активной творческой личности, прав человека, созидательной деятельности, научной рациональности, инноваций и прогресса (причем, не технического, а духовного, как совершенствования разума человека). Потребительское же отношение к природе, идеалы господства над ней, приоритет материальных потребностей и т. п. должны поменяться. Как справедливо подчеркивает В. Е. Семенов, человек и общество — целеустремленные системы, поэтому «отсутствие ясных объединяющих духовно-нравственных идеалов и социальных целей ведет их к распаду и энтропии» [6, с. 41].

И если в индустриальной цивилизации установка на преобразование природы, а затем и общества постепенно превратилась в доминирующую ценность техногенной культуры, то в условиях коэволюционного развития формируется новое видение природной среды, с которой человек взаимодействует в своей деятельности, на основе со-циоприродной этики (экологической или биоэтики). Восприятие природы как основы существования, как равноправного партнера означает фактически благоговение перед разумом, мудростью человека, способного к самоограничению и самодисциплине. В этом смысле этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействия между людьми, так и на их взаимодействие с миром природы.

Вытекающее из этого основное требование нравственного императива социопри-родного развития заключается в том, чтобы целостность и организованность Природы были для человека безусловной целью. Но отсюда следует, что человек должен нести большую, чем другие живые существа, ответственность за сохранность природной среды в целостном, сбалансированном состоянии. При этом социоприродная этика, по сути, представляет собой знание, которое имеет свои аксиомы, называемые нравственными истинами. Они требуют к себе уважения и отражают внутреннее отношение человека к самому себе, его духовный мир. А это тот идеал, который сохраняется и в случае выбора человечеством пути социоприродного развития.

Мы попытаемся хотя бы схематично изложить некоторые принципы социоприрод-ной этики, которые могут быть положены в основу парадигмы экосоциального развития, моделей формирования экочеловека на идеях целостного мировосприятия:

1. Природа обладает ценностью сама по себе, вне зависимости от полезности, бесполезности или вредности для человека или общества. Характер взаимодействия человека, общества и природы определяется экологическим императивом и объективными социоприродными законами.

2. Свобода человека по отношению к природе относительна. Люди не могут наладить разумное хозяйствование, не подчиняясь требованиям законов природы.

3. Человек не обладает особыми привилегиями по отношению к другим живым существам на том основании, что имеет разум. Наоборот, именно разумность налагает на него дополнительную ответственность по отношению к окружающей его природе. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека, общества и природы.

4. Разум, не контролируемый нравственностью, может привести к гибели цивилизации. Современное воздействие человека на природу с помощью техникотехнологических систем вызывает, как правило, нежелательные побочные результаты, а в своем желании избавиться от них человек не всегда выбирает лучшие из имеющихся форм природопользования и природопроизводства. Но вся конкретная деятельность человека имеет причины, порождающие ее. Именно поэтому антропогенная деятельность неразрывно связана с процессами, происходящими в биосфере и космическом окружении планеты, а взаимодействие общества и природы можно рассматривать как своеобразный геобиосоцио-генез.

5. Человек представляет собой биосоциальную систему, которая выполняет определенные функции, заданные Природой. Однако при этом он обладает определенной свободой воли и определенными, только ему присущими характеристиками, такими как стыд и совесть, которые являются подсознательным мерилом добра в душе человека, причем по отношению не только к себе и себе подобным, но и ко всему живому. Соответственно, смысл человеческого существования состоит в воспроизводстве и умножении жизни на нашей планете.

6. Основной принцип существования на Земле — принцип любви и сострадания: именно они дают гармонию и равновесие всему сущему. Противостоящие любви эгоизм и агрессивность являются рудиментами человеческой природы, порождающими равнодушие, жажду власти, стремление к максимальному удовлетворению материальных потребностей, причем за счет деградации естественной среды обитания. Природа — зеркало, в котором отражается деятельность человечества. Качество и здоровье природы характеризуют степень разумности человека и перспективы его выживания во Вселенной.

7. Для достижения социоприродного равновесия необходимо формирование экологической культуры, которое должно начинаться с развития экологического сознания. Его сущность заключается в понимании того, что сохранение биосферы — это не только сохранение естественных основ человеческого бытия, без которых человек не сможет существовать ни как биологический вид, ни как социальный субъект, но и возможность перехода на более высокую ступень со-циоприродного существования, когда система «общество — природа» будет находиться в состоянии сбалансированного равновесия. Для этого необходимо формирование гармоничной личности на основе непрерывного экологического образования.

8. Воспитание целостного экочеловека, основой которого являются целостность мировосприятия и цельность личности.

Можно сказать, что социоприродная этика и новое экологическое мышление являются основами глобальной идеологии естественного бытия цивилизации, то есть развития человека и общества, не противостоящего законам природы, а, наоборот, согласующегося с ними. Улучшать качество жизни, поддерживать оптимальные условия жизнедеятельности, жить дольше, делать больше и думать лучше — вот цель всех людей на Земле!

Литература

1. Catton W. K., Dunlap R. E. 1) Environmental Sociology: A new paradigm // American Sociologist. 1978. Vol. 13, № 1; 2) Struggling with Human Exemptionalism: The Rise, Decline and Revitalization of Environmental Sociology // The American Sociologist. Spring, 1994. Vol. 25.

2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.

3. Вернадский В. И. Живое вещество. М., 1978.

4. Моисеев Н. Н. Размышления о рациональном Обществе. URL: http://www.ecolife.ru/jornal/ echo/2001-1-1.shtml (дата обращения: 1.11.10).

5. Одум Ю. Экология. М., 1986. Т. 1.

6. Семенов В. Е. Духовно-нравственные ценности — главный фактор возрождения России // Россия сегодня: новые горизонты сознания: сб. статей / отв. ред. В. Н. Келасьев. СПб., 1994. С. 41.

7. Федоров Н. Ф. Сочинения. М., 1982.

Статья поступила в редакцию 28 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.