Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ В КОНТЕКСТЕ РАЗРАБОТКИ ПОЛИТИКИ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ЭМИССИЙ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ В РОССИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ В КОНТЕКСТЕ РАЗРАБОТКИ ПОЛИТИКИ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ЭМИССИЙ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЗКОУГЛЕРОДНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПРОГНОЗЫ / ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ / ПАРИЖСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / LOW-CARBON DEVELOPMENT / ECONOMIC GROWTH / FORECASTS / GREENHOUSE GAS EMISSIONS / PARIS AGREEMENT / ENERGY EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Порфирьев Борис Николаевич, Широв Александр Александрович, Семикашев Валерий Валерьевич, Колпаков Андрей Юрьевич

В первой части статьи анализируются обязательства России в рамках Парижского соглашения по климату, ретроспективная и текущая структура выбросов СО2, а также отечественный опыт в политике повышения энергоэффективности экономики. Во второй части рассматривается перспективная динамика энергоемкости экономики в России как результат роста экономики и реализации мер по низкоуглеродному развитию. Также рассмотрен вариант реализации агрессивной политики низкоуглеродного развития для России. Показаны риски, невозможность и нецелесообразность такой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC RISKS IN THE CONTEXT OF DESIGNING THE POLICY WITH LOW GREENHOUSE GAS EMISSIONS IN RUSSIA

The first part of the article analyzes Russia’s obligations under the Paris Climate Agreement, the retrospective and current structure of CO2 emissions and Russian experience in improving energy efficiency in the economy. The second part discusses a projecting dynamic of the energy intensity of the economy in Russia as a result of economic growth and the implementation of measures of low-carbon development. The variant of implementing an aggressive low-carbon development policy for Russia also is considered. The risks, impossibility and inappropriateness of such policy are shown.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ В КОНТЕКСТЕ РАЗРАБОТКИ ПОЛИТИКИ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ЭМИССИЙ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ В РОССИИ»

УДК 338.27

Экономические риски в контексте разработки политики с низким

уровнем эмиссий парниковых газов в России

Economic risks in the context of designing the policy with low greenhouse gas emissions in Russia

Борис Николаевич ПОРФИРЬЕВ Директор ИНП РАН, д. э. н., академик РАН e-mail: contact@ecfor.ru

Boris N. PORFIRYEV

Director at the Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Academician of the Russian Academy of Sciences e-mail: contact@ecfor.ru

АлександрАлександрович ШИРОВ Заместитель директора ИНП РАН, ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ д. э. н., член-корреспондент РАН e-mail: schir@ecfor.ru

AleksandrA. SHIROV

Deputy Director at the Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences, Leading Researcher of the Economic Faculty at the Lomonosov Moscow State University, Doctor of Economics, Corresponding Member of RAS e-mail: schir@ecfor.ru

Валерий Валерьевич СЕМИКАШЕВ Заведующий лабораторией ИНП РАН, к. э. e-mail: vv_semikashev@mail.ru

Valery V. SEMIKASHEV

Head of Laboratory at the Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences, Ph.D. e-mail: vv_semikashev@mail.ru

Андрей Юрьевич КОЛПАКОВ

Старший научный сотрудник ИНП РАН, к. э. н.

e-mail: ankolp@gmail.com

Andrey Yu. KOLPAKOV

Senior Researcher at the Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences, Ph.D. e-mail: ankolp@gmail.com

Аннотация. В первой части статьи анализируются обязательства России в рамках Парижского соглашения по климату, ретроспективная и текущая структура выбросов С02, а также отечественный опыт в политике повышения энергоэффективности экономики. Во второй части рассматривается перспективная динамика энергоемкости экономики в России как результат роста экономики и реализации мер по низкоуглеродному развитию. Также рассмотрен вариант реализации агрессивной политики низкоуглеродного развития для России. Показаны риски, невозможность и нецелесообразность такой политики. Ключевые слова: низкоуглеродное развитие, экономический рост, прогнозы, выбросы парниковых газов, Парижское соглашение, энергоэффективность.

Abstract. The first part of the article analyzes Russia's obligations under the Paris Climate Agreement, the retrospective and current structure of C02 emissions and Russian experience in improving energy efficiency in the economy. The second part discusses a projecting dynamic of the energy intensity of the economy in Russia as a result of economic growth and the implementation of measures of low-carbon development. The variant of Implementing an aggressive low-carbon development policy for Russia also is considered. The risks, Impossibility and Inapproprlateness of such policy are shown.

Keywords: low-carbon development, economic growth, forecasts, greenhouse gas emissions, Paris agreement, energy efficiency.

//

Потенциал роста российской экономики позволяет обеспечить до 2024 года достижение темпов экономического роста на уровне 3-3,5 %

Красноярск входит в перечень городов с наибольшим количеством выбросов в атмосферу Источник: кгоИ^о

<

Введение

На протяжении последних десяти лет среднегодовые темпы роста российской экономики не превышали 1 %. Столь длительный период экономической стагнации привел к нарастанию ограничений экономического развития, обострил ряд социальных проблем и ухудшил положение нашей страны в мировой экономике. Политическими и экспертными сообществами, обществом в целом осознана неприемлемость сохранения низких темпов роста для решения ключевых проблем развития

России. Руководством страны приняты решения по обеспечению более динамичного развития, на основании которого станет возможным реализовать задачи, стоящие перед российской экономикой в средне-и долгосрочной перспективе.

В контексте и во исполнение этих решений модернизируется экономическая политика, формируются и наполняются ресурсами национальные проекты, реализуются мероприятия по борьбе с бедностью, улучшению инвестиционного климата. Несмотря на существующие проблемы, есть основания полагать, что потенциал роста российской экономики позволяет обеспе-

О с

СЦ <

Новолипецкий металлургический комбинат

чить в перспективе до 2024 года достижение темпов экономического роста на уровне 3-3,5 %. Выход на такой уровень позволит во многом решить задачи модернизации базового производственного ядра российской экономики и, одновременно, роста уровня и качества жизни российского населения.

Однако следует учитывать, что Россия достаточно сильно зависит от параметров внешнего спроса и конъюнктуры на мировых товарных рынках. Соответственно, достижение целей развития находится в прямой зависимости от того, насколько будут использованы возможности получения дополнительных доходов на внешних рынках, и каким образом они будут использоваться для модернизации и диверсификации отечественных производств.

Другим глобальным вызовом для реализации этой стратегии развития России,

Противоречия между странами при формировании принципов глобального климатического регулирования усугубляются регионализацией мировой торговли и обострением конкуренции за крупные рынки

Источник: ?этэга-6 / (о^копкигэ.

помимо состояния мировой экономики, являются проблемы экологии и климатических изменений, которые становятся одним из ключевых пунктов озабоченности мирового сообщества и выходят на передний край мировой политики. Климатическая повестка заметно влияет на перспективы развития российской экономики, поскольку содержит в себе как стимулы для модернизации,так и риски недобросовестной конкуренции на мировом рынке.

Вероятно, наиболее существенные риски связаны с сужением целей устойчивого климатического развития и избыточной концентрацией климатической политики на идее ограничения выбросов парниковых газов (ПГ) (подробнее см. [1, 2]). Такой подход порождает серьезный конфликт между целями устойчивого экономического развития для развивающихся стран и необходимостью поддержания достигнутого уровня экономического развития для развитых стран. Для первых, рост уровня жизни и конкурентоспособности экономики является единственным способом обеспечения устойчивого, в том числе и экологического, развития в средне-и долгосрочной перспективе. Для вторых, поддержание устойчивости развития может достигаться за счет структурных сдвигов и институциональных мер, в том числе в сфере потребления энергоресурсов.

Противоречия между странами при формировании принципов глобального климатического регулирования усугубляются регионализацией мировой торговли и обострением конкуренции за крупные рынки. Ключевой риск здесь состоит в том, что климатические ограничения могут стать существенным и весьма болезненным (для экономик многих стран, включая Россию, а также США и Китай) элементом нетарифных ограничений в торговле. В этих условиях Россия должна выработать свою позицию в отношении процессов климатического регулирования с точки зрения национальных интересов в долгосрочной перспективе.

парниковых газов, разработка стратегий социально-экономического развития с низким уровнем указанных эмиссий, а также подготовка национальных планов адаптации населения и экономики к изменениям климата. Предполагается, что общая климатическая политика и требования к странам-участницам Парижского соглашения будут ужесточаться. Предусматривается повышение уровня национальных вкладов в решение климатической проблемы с пересмотром соответствующих целевых ориентиров и инструментов раз в пять лет. Последний доклад 1РСС (МГЭИК) от 2018 года предполагает возможность обнуления выбросов парниковых газов к середине XXI века и переходу к их отрицательной эмиссии к концу столетия [3].

Источник: konstantinkulak / Depositphotos.

Обязательства России по Парижскому соглашению

Как известно, цель Парижского соглашения -удержать прирост среднемировой температуры к концу XXI века в пределах 2 °С относительно доиндустриального уровня, а также приложить все усилия, чтобы потепление климата осталось в пределах 1,5 °С. Для достижения этой цели предусмотрено принятие странами на себя добровольных обязательств по снижению выбросов

Обязательства России в рамках Парижского соглашения, ратифицированного в сентябре 2019 года [4], предусматривают удержание к 2030 году выбросов парниковых газов ниже отметки 70-75 % от уровня 1990 года, при условии полноценного учета вклада лесов в поглощение выбросов и неприемлемости использования другими странами климатического фактора. В России выбросы парниковых газов составляют 51 % от уровня 1990 года, что означает определенный значительный запас прочности

<

до достижения предельных значении. В то же время, ужесточение требований Парижского соглашения в отношении будущих выбросов парниковых газов, означает высокую вероятность сдвига целевых ориентиров к 2030-2035-м годам до отметки 60-65 % от уровня 1990 года, что серьезно ограничивает потенциал по увеличению выбросов парниковых газов и, соответственно, темпы роста экономики. Как и другие страны-участницы соглашения, Россия должна разработать национальную стратегию социально-экономического развития с низким уровнем эмиссий парниковых газов. В настоящее время разработан проект соответствующего документа.

Ретроспективный анализ динамики и структуры выбросов парниковых газов в России

Оценка потенциала снижения выбросов парниковых газов в обозримом будущем требует, прежде всего, корректного анализа их ретроспективной динамики. За период 1990-2017 годов совокупные выбросы парниковых газов сократились на 32 %, с учетом поглощения в аграрном и лесном секторах - на 49 %. Самым зна-

чимым в структуре эмиссии парниковых газов является С02, на который приходится 76 % всего объема выбросов. Основные эмитенты парниковых газов - производ-

Климатическая повестка сильно влияет на перспективы развития экономики России, поскольку содержит как стимулы для модернизации, так и риски недобросовестной конкуренции на мировом рынке

ство электроэнергии и тепла, на которое приходится 33 % совокупного объема выбросов (при этом, в 2010-2017 годах доля данного сектора сократилась с 39 %); добыча энергоресурсов, металлургия, дорожный транспорт, трубопроводный транспорт, бытовой сектор, сельское хозяйство, на каждый из которых приходится по 7-9 % совокупного объема выбросов, причем вклад перечисленных секторов в эти эмиссии за 2010-2017 гг. оставался примерно на одном уровне.

<

Рис. 1. Факторный анализ изменения выбросов С02 (без учета ЗИЗЛХ) в 1990-2017 гг., млн т

Источник: оценки ИНП РАН

Факторный анализ (рис. 1) показывает, что в период 1990-2000 годов значительное снижение выбросов парниковых газов, практически полностью было определено масштабным экономическим кризисом и падением валового выпуска российской экономики. Экономический кризис 1990-х годов характеризовался массовой выбра-

В 1990-2017 годах совокупные выбросы парниковых газов сократились на 32 %, с учетом поглощения в аграрном и лесном секторах - на 49 %. На С02 приходится 76 % всех выбросов парниковых газов

ковкой неэффективных производств с высоким уровнем энерго- и материалоемкости и общим снижением доли реального сектора в формировании ВВП, с почти 40 % в 1990 году до 26 % в 2000 году [5].

В период после 2000 года важнейшими факторами, сдерживающими эмиссию парниковых газов, являются рост эффек-

тивности использования энергии и изменения в отраслевой структуре производства. Это почти на 90 % компенсировало возможный рост выбросов, сопряженный с увеличением производства. В этот период конкурентоспособные предприятия, особенно в сырьевом комплексе, получили возможность импортировать оборудование с качественно иными параметрами по потреблению энергии. Расширение масштабов инвестиционной активности стало мощным фактором снижения удельных характеристик выбросов парниковых газов во многих секторах российской экономики.

В целом, с 1990 года по настоящее время ключевыми факторами сокращения выбросов парниковых газов и снижения углеродоемкости российской экономики стали: структурно-технологические сдвиги, выражавшиеся в изменении схемы затрат; повышение доли импорта в потреблении; снижение объемов инвестиций в основной капитал. Важный вклад внесли проекты российских компаний по обеспечению роста ресурсо- и энергоэффективности. При этом вопрос о снижении объемов выбросов парниковых газов был второстепенным.

Повышение энергоэффективности и снижение углеродоемкости реального сектора экономики компенсировало в 1990-2017 годах рост выбросов парниковых газов из-за увеличения экспорта,

О с

СЦ <

<

о

СЦ <

Один из главных источников выбросов в атмосферу в городах - легковой автотранспорт Источник: WorldWide_Stock/Depositphotos.com

доля которого в совокупных выбросов в 1990 году составляла 7 %, в 2000 году -уже 17 %, в2017 году достигала 23 %.

Углеродоемкость производства и ее снижение в отдельных видах экономической деятельности за последние почти 30 лет существенно варьировали в зависимости от темпов обновления производственных мощностей и иных модернизационных мер. Значительное снижение углеродоемкости производства отмечалось в сельском хозяйстве (в2017 году ее уровень составил всего 22 % от уровня 1990 года), добыче угля (38 %), нефти (50 %), на транспорте (68 %). В то же время, ее сокращение в добыче газа и электроэнергетике было намного скромнее (93 % и 96 %, соответственно), а в машиностроении углеродоемкость производства за указанный период возросла, достигнув в2017 году 136 % от уровня 1990 года.

Таким образом, экономический рост и инвестиционная активность стали ключевыми факторами в снижении углеродоемкости российской экономики, а значит и в сокращении выбросов парниковых газов.

Перспективная динамика энергоемкости в России

Корректная макроэкономическая оценка динамики энергоемкости ВВП в средне-и долгосрочной перспективе предполагает рассмотрение темпов производства и энергопотребления. Необходимо учитывать, что экономика страны функционировала и продолжает функционировать в условиях низких темпов экономического роста и параметров внутреннего спроса. Одновременно, в стране сохранялись проблемы с энергообеспечением потребителей в удаленных, энергоизолированных районах страны, а также низким уровнем потребления электричества из-за высоких тарифов среди малообеспеченных граждан.

В этих условиях, для снижения энергоемкости ВВП в реальном секторе экономики России, приоритетом является не снижение энергопотребления (пресловутая экономия энергии), а рост энергопроизводительности или увеличение выпуска продукции на единицу энергии. Такое изменение приоритетов в области энергоэффективности означает смещение акцентов государственной политики: с экономии энергоресурсов, которые в условиях России не являются фактором ограничения роста экономики, на трудосбережение (экономию трудовых ресурсов) -критически значимый фактор экономического роста [2].

Повышение энергоэффективности экономики компенсировало в 1990-2017 годах рост парниковых газов из-за увеличения экспорта, на который в 1990 году пришлось 7 % выбросов, а в 2017 году - 23 %

В условиях низкого внутреннего спроса и невысокой загрузки мощностей на показатели выбросов парниковых газов в большей степени влияет уровень энергопотребления. Таким образом, наиболее эффективным способом снижения энергоемкости в реальном секторе является рост объемов производства. При этом эконометрические оценки взаимосвязи динамики инвестиций и уровня энергоемкости показывают, что в последние

В 2000-2008 гг. РФ была одним из лидеров по темпам роста энергоэффективности -энергоемкость ВВП сократилась на 35%. Причины этого - высокие темпы роста ВВП и стабильное энергопотребление

15 лет между этими факторами наблюдалась достаточно высокая корреляция, в среднем -около 80 %.

В сфере услуг, прежде всего, в ЖКХ, в кратко- и в долгосрочной перспективе приоритетной экономической и экологической задачей остается энергосбережение - но не как экономия ради экономии, а как рациональное использование энергоресурсов при повышении уровня энергокомфортности для населения.

Таким образом, критичным условием повышения энергоэффективности экономики и снижения энергоемкости ВВП в России выступают запуск и поддержание темпов экономического роста выше среднемировых (что реально, с учетом потенциала мощностей, трудовых ресурсов и отложенного спроса населения). Для ускорения экономического роста в кратко- и среднесрочной перспективе в реальном секторе экономики необходимо отойти от действий по повышению энергоэффективности через принуждение

Угольная пыль в Находке, Восточный порт

к экономии энергии за счет ценовых, налоговых и других мер, и сконцентрировать усилия на комплексных мерах стимулирования расширения спроса и поддержки инвестиций в модернизацию производственных фондов. При этом, приоритетом в сфере эффективного использования энергоресурсов должно стать инвестиционное развитие электроэнергетики и централизованного теплоснабжения на основе наилучших доступных технологий использования топлива, включая модернизацию ТЭЦ и увеличение времени работы оборудования в комбинированном режиме. Реализация этих задач будет способствовать инвестиционному росту экономики, снижению удельных и совокупных затрат топлива и сокращению энергоемкости ВВП.

Анализ политики по повышению

энергоэффективности в России в 2000-2019 гг.

В период 2000-2008 гг. Россия была одним из мировых лидеров по темпам роста энергоэффективности - энергоемкость ВВП в этот период сократилась на 35 %. На макроуровне выделяются две причины этого феномена - высокие темпы роста ВВП и относительно стабильное энергопотребление (соответственно, 67 % и 10 % прироста. Анализ факторов снижения энергоемкости ВВП, связанных с энергопотреблением, перестройкой структуры экономики и модернизацией технологической структуры в отраслях

Источник: artyomk2006.wixsite.com

<

о

СЦ <

экономики [б] показывает, что оно на 55 % определялось структурной перестройкой экономики, на 23 % - обновлением технологий и оборудования, на 15 % - увеличением загрузки мощностей, прочими факторами -на 7 %. Таким образом, снижение энергоемкости ВВП в основном обусловлено высокими темпами экономического роста.

В 2009-2019 годах экономический рост затормозился, и после 2013 года экономика перешла в режим стагнации. Однако именно на этот период, точнее 2008-2013 годы приходятся активные действия государства в сфере энергоэффективности. Действовала государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Целью было 40 % снижение энергоемкости ВВП к 2020 г. Она

Целевой индикатор новой программы по снижению энергоемкости к 2020 году составлял всего 13,5 %. Она скорее ориентирована не на рост энергоэффективности, а на стимулирование развития ТЭК

предполагала свыше 3 трлн рублей затрат как бюджета (35 млрд руб. из федерального бюджета и 208 млрд руб. из региональных бюджетов), так и компаний на период до 2015 г. Программа затрагивала почти все направления по повышению энергоэффективности с акцентом на технологическую модернизацию процессов производства и потребления энергии.

Однако эффект от произведенных затрат был низок и в 2014 г. она была заменена на менее амбициозную и более «дешевую» программу «Энергоэффективность и развитие энергетики». Совокупные бюджетные затраты на реализацию новой госпрограммы в 2013-2020 годах предусматривались в объеме порядка 90 млрд руб., причем на уже прошедшие к моменту замены прежней программы 2013-2014 гг. пришлась почти половина всего финансирования; а в конце периода ежегодные затраты должны составлять только около 8 млрд руб. Учитывая, что целевой индикатор новой программы по сни-

жению энергоемкости к 2020 году составлял всего 13,5 %, можно полагать, что она была ориентирована не столько на рост энергоэффективности, сколько на стимулирование развития отраслей ТЭКе целевыми показателями по увеличению производства топлива. В итоге, упомянутый индикатор снижения энергоемкости к 2020 году не достигнут.

Текущая государственная политика в сфере повышения энергоэффективности сосредоточена на следующих направлениях:

1. Реализация комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России, разработанного Минэкономразвития. В этом документе значения целевых индикаторов в сфере энергоэффективности зафиксированы на 2025 и 2030 года. Мероприятия плана направлены на обеспечение модернизации основных фондов, увеличение вклада технологического фактора в снижение энергоемкости ВВП путем сочетания прямого административного воздействия, стимулирующих мер, а также усилий, направленных на совершенствование информационного и методологического обеспечения реализации государственной политики по повышению энергоэффективности.

2. Реализация госпрограммы «Развитие энергетики», представляющей собой продолжение программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» (реально действовавшей до 2019 года) с ее продлением до 2024 года и увеличением первоначального финансирования до 135 млрд руб. В новой программе зафиксирована цель снижения энергоемкости ВВП, но значимых механизмов ее достижения, на наш взгляд, не предусмотрено. Кроме того, ожидается сокращение финансирования этой госпрограммы по всем направлениям с 1 б млрд руб. в год в 2019 году до б млрд в 2024 году, что явно недостаточно для сколь-нибудь значимого улучшения энергоемкости ВВП.

3. Пропаганда и внедрение наилучших доступных технологий. В рамках данной работы для различных направлений энергоемких процессов разрабатываются справочники НДТ. Это относительно недорогое направление политики повышения энергоэффективности, но масштабный эффект

Нижегороднефтеоргсинтез, «ЛУКОЙЛ» Источник: government-nnov.ru

от его осуществления возможен только при динамичном экономическом и промышленном развитии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Развитие цифровизации и элементов умных сетей в электросетевом комплексе страны, что способствует сокращению потерь энергии в сетях и, тем самым, снижению энергоемкости ВВП.

Риски политики низкоуглеродного развития

С каждым годом мировое экспертное сообщество порождает все более амбициозные сценарии, предусматривающие очень высокие темпы крупномасштабного снижения выбросов парниковых газов во имя недопущения роста глобальной температуры более чем на 1,5 °С до конца текущего столетия. В качестве примеров можно привести уже упоминавшийся выше доклад IPCC-2018 г. [3] и еще более амбициозный сценарий Green New Deal [7], который, помимо ускоренного развития энергоэффективности и технологий улавливания С02, предполагает уже к 2035 г. переход энергетических систем на ВИЭ и ТЭС в связке с накопителями, и снижение С02 на 90 %, а к 2050 г. - на 100 %.

Подобные сценарии в экономическом смысле не являются замкнутыми: они априорно исходят из возможности за счет изменения

структуры генерации электроэнергии и мер по росту энергоэффективности, обеспечить те или иные показатели снижения выбросов парниковых газов. При этом, из виду упускаются прямые и косвенные эффекты такой политики для развития экономики, как со стороны издержек на реализацию программ по развитию ВИЭ, так и со стороны технических возможностей по осуществлению таких решений. Иными словами, экономическая и социальная цена такого стремительного «энергетического перехода», как показывают расчеты, оказывается неприемлемо высокой.

Выделяются следующие ключевые факторы негативного влияния на экономику России при реализации таких амбициозных сценариев: 1) сокращение российского экспорта углеводородов (нефтяные грузы, природный газ, уголь), которое ведет к снижению объемов их производства, а также инвестиций;

2) охлопывание торгового баланса и девальвация национальной валюты, сокращение доступных ресурсов для финансирования необходимого технологического импорта;

3) масштабный прирост инвестиций для ввода мощностей на основе ВИЭ, что ведет к росту цен на электроэнергию для обеспечения окупаемости этих проектов.

Так, применительно к России реализация амбициозных сценариев Green New Deal и IPCC-2018, ориентированных на снижение выбросов парниковых газов на 80 % к 2050 году, потребует следующих мер: а) сокращение экспорта углеводородов на 90 %; б) введение налога на С02 (50 долл./т); в) сокращение углеводородов в топливной структуре до 5 % и переход на ВИЭ и накопители; улавливание 50 % выбросов С02 от энергетики; г) рост доли электромобилей до 65 % в парке личных и до 50 % в парке грузовых авто; д) снижение расхода топлива до 5,5 л/100 км; улавливание 50 % выбросов С02 на НПЗ; е) косвенный эффект от сокращения

Каждый год мировое сообщество порождает все более амбициозные сценарии с очень высокими темпами снижения выбросов во имя недопущения роста глобальной температуры на 1,5 °С до конца столетия

<

с;

с; о с

СЦ <

<

экспорта; ж) снижение утечек метана на 30 % и улавливание 50 % выбросов С02 от перекачивающих станций; з) сокращение утечек метана на 50 %; утилизация ПНГ на 99 %; и) замену 90 % газовых плит на электрические; 50 % электроотопление; к) рост энергоэффективности зданий на 50 %; л) сокращение поголовья крупного рогатого скота на 50 % и переход 50 % земледелия на органические методы; м) изменение рациона населения; н) перевод 75 % конверторных мощностей на электровыплавку стали; о) рост эффективности использования кокса на 35 %; улавливание 50 % выбросов С02 от металлургии; п) переработку 90 % отходов, связанных с выбросами парниковых газов; р) отсутствие роста лесозаготовок;с) замещение 30 %

чить сокращение выбросов парниковых газов более чем на 0,5 млрд тонн и примерно 0,3 млрд тонн С02, соответственно, Россия вынуждена будет заплатить снижением уровня экономической активности и падением доходов населения, усилением зависимости от импорта и падением конкурентоспособности отечественного производства, а при сжатии доходов от сырьевого экспорта - кризисом торгового баланса со всеми вытекающими отсюда последствиями для экономического суверенитета и национальной безопасности страны.

Это становится особенно очевидным при сравнении экономических результатов осуществления данных сценариев с базовым сценарием, предполагающим достиже-

Никелевый завод. Озеро Долгое, Норильск

Источник: Strannik/fototerra.ru

>-

о

СЦ <

авиаперевозок высокоскоростным железнодорожным сообщением и рост топливной эффективности в секторе на 25 %.

Сам перечень мероприятий,которые должна реализовать в рамках данных сценариев российская экономика, свидетельствует об их амбициозности, а также о явно завышенных темпах структурной перестройки экономики во имя сокращения парниковых газов. При этом они не будут продуктивными для экономики страны.

По нашим оценкам, за форсированный перевод электрической генерации на ВИЭ и снижение добычи и экспорта углеводородов, которые в период до 2050 года могут обеспе-

ние целей указа президента России № 204 от 07.05.2018 г., в том числе выход на темпы роста ВВП не ниже среднемировых, вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира, рост реальных доходов населения и сокращение бедности. Так, согласно расчетам на основе динамической межотраслевой модели российской экономики [8], если базовый сценарий исходит из возможности достижения, а потом и поддержания среднегодовых темпов роста ВВП на уровне 3 %, то упомянутые амбициозные сценарии означают снижение этого показателя до 1 % или менее. На прогнозный период 20202050 годов рассматриваемые сценарии бу-

дут отличаться потемпам экономического роста на 2 процентных пункта, а накопленная к 2050 году динамика ВВП будет различаться более чем на 80 %. Наиболее сложный период придется на 2025-2029 гг., когда может начаться сворачивание углеводородной энергетики. Начальный шок приведет к падению объемов экспорта товаров примерно на 160 млрд долларов. За этим последует резкое обесценение национальной валюты до 90 рублей за доллар, а также вынужденное сокращение импорта. ВВП может сократиться на 15-20 % и, после прохождения данного шока, российская экономика выйдет на траекторию замедленного роста.

Ряд международных экспертов считает, что переход к низкоуглеродному развитию в рамках амбициозных сценариев способен повысить темпы роста мировой экономики за счет позитивных структурных сдвигов и благодаря ускорению роста ВВП в странах-импортерах углеводородов, выгоды которого существенно превысит экономические потери стран-экспортеров ископаемого топлива. Наши модельные расчеты подтверждают теоретическую возможность такого рода эффекта. Однако они же ярко иллюстрируют беспрецедентно высокий рост издержек мирового хозяйства на его достижение: по прогнозу, затраты на энергию возрастут с текущих 8 % мирового ВВП до почти 30 % к 2035 году. Для России аналогичные значения составляют

11% и 47 %, соответственно. В этих случаях, такой уровень и динамика затрат на энергию представляются несовместимыми с устойчивым социально-экономическим развитием, поскольку в любом случае при таком сценарии экономический рост не будет трансформироваться в рост уровня жизни населения.

Таким образом, амбициозные сценарии снижения уровня выбросов парниковых газов не могут рассматриваться в качестве основы национальной стратегии социально-экономического развития в России. Последняя должна исходить из национальных интересов страны, предусматривающих решение климатических проблем в контексте реализации всего комплекса целей устойчивого развития. Основу должны составлять улучшение качества жизни населения, а это невозможно в условиях стагнации и низких темпов роста экономики. Кроме того, в собственно «климатической сфере» эффективная стратегия устойчивого социально-экономического развития должна предусматривать реализацию взаимосвязанных групп институциональных, экономических и технологических мер, направленных на обеспечение не только низкого уровня эмиссий парниковых газов, но - как и предусматривается Парижским соглашением - иих поглощения экосистемами, и особенно, адаптации населения и экономики к изменениям климата.

Использованные источники

Порфирьев Б.Н. Парадигма низкоуглеродного развития и стратегия снижения рисков климатических изменений для экономики//Проблемы прогнозирования, 2019, №2. С. 3-13. Порфирьев Б.Н. Эффективная стратегия действия в отношении изменений климата и их последствий для экономики России // Проблемы прогнозирования, 2019, №3. С. 3-16. Global Warming of 1.5 °C:An IPCC special report on the impacts of global warming of 1.5°C above pre-industrial levels and related global greenhouse gas emission pathways, in the context of strengthening the global response to the threat of climate change, sustainable development, and efforts to eradicate poverty. Summary for Policymakers. - Formally approved at the First Joint Session of Working Groups I, II and HI ofthe IPCC andacceptedbythe 48th Session ofthe IPCC, Incheon, Republic ofKorea, 6 0ctober2018. 33p. Постановление Правительства РФ№ 1228 от 21.09.2019 «О принятии Парижского соглашения». - URL: https:// rulaws.ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-21.09.2019-N-1228/

5. Трансформация структуры экономики: механизмы и управление: монография / [под редакцией А.А. Широва]. - Российская академия наук, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М.: МАКС Пресс, 2018. 262 с.

6. Башмаков И.А., МышакА.Д. Российская система учета повышения энергоэффективности и экономии энергии //- М.: Центр по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), 2012.

7. Jacobson M.Z., Deiucchi М.А., Cameron М.А., Coughiin S.J., HayC.A., Manogaran I.P., Yanbo S., von KraulandA.-K, 2019. Impacts of Green New Deal Energy Plans on Grid Stability, Costs, Jobs, Health, and Climate in 143 Countries. - URL: https://dol.Org/10.1016/j.oneear.2019.12.003

8. Широв A.A., Янтовский А.А. Межотраслевая макроэкономическая модель RIM - развитие инструментария в современных экономических условиях // Проблемы прогнозирования, 2017, №3. С. 3-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.