Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ВТО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сутормин Игорь Алексеевич

Вступление России в ВТО создает для отечественного агробизнеса принципиально новую экономическую и организационно-правовую среду деятельности. В статье проведен анализ финансового состояния сельскохозяйственных организаций Вологодской области, обозначена возрастающая острота существующих в отрасли проблем, раскрыты экономические риски сельхозтоваропроизводителей северного региона в условиях членства Российской Федерации в ВТО. Автором обоснованы первоочередные меры к повышению финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и необходимость внесения изменений в механизм государственной поддержки отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО»

Экономические риски деятельности сельскохозяйственных организаций Вологодской области в условиях членства

России в ВТО

Сутормин Игорь Алексеевич,

кандидат экономических наук, доцент, Томский государственный университет

Вступление России в ВТО создает для отечественного агробизнеса принципиально новую экономическую и организационно-правовую среду деятельности. В статье проведен анализ финансового состояния сельскохозяйственных организаций Вологодской области, обозначена возрастающая острота существующих в отрасли проблем, раскрыты экономические риски сельхозтоваропроизводителей северного региона в условиях членства Российской Федерации в ВТО. Автором обоснованы первоочередные меры к повышению финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и необходимость внесения изменений в механизм государственной поддержки отрасли.

Ключевые слова: экономические риски, сельское хозяйство, ВТО.

Сельское хозяйство Вологодской области является одной из базовых отраслей экономики: здесь производится порядка 4 % валового регионального продукта области; занято 4,5 % общей численности работающих. На сельской территории проживает около 30 % общей численности населения.

В 2012 году всеми категориями сельхозтоваропроизводителей области произведено продукции сельского хозяйства на сумму 21,6 млрд. рублей, в том числе: продукции растениеводства - 6,3 млрд. рублей, продукции животноводства - 15,3 млрд. рублей.

Сельхозпроизводители области своим производством обеспечивают населению области возможность потребления основных продуктов питания (за исключением мяса и овощей) в соответствии с рациональными медицинскими нормами.

Самым значительным достижением 2012 года является то, что после сокращения поголовья и производства молока в кризисные 2009-2010 гг., произошла стабилизация этих показателей в 2011 году, то есть впервые за последние 3 года, в молочном животноводстве получен общий прирост производства молока в 15,5 тыс. тонн, или 103,5 % к 2011 году, а средний удой молока от 1 коровы в сельхозорганизациях области составил 5524 кг (+396 кг). По продуктивности дойного стада мы занимаем 8 место в Российской Федерации и 4 место в Северо-Западном федеральном округе.

В структуре производства сельхозпродукции на долю сельхозорганизаций приходится 72 % общего объема, крестьянских (фермер-

ских) хозяйств - 3,7 %, населения - 24,3 процентов.

Сельскохозяйственные организации области являются основными производителями молока, мяса, яйца и зерна. Картофель и овощи в основном производят личные подсобные хозяйства населения. Таким образом, задача обеспечения продовольственной безопасности области в основном ложится «на плечи» сельхозорганизаций. Помимо этого, общественный сельскохозяйственный сектор обеспечивает рабочими местами свыше 20,0 тыс. человек со среднемесячным доходом в 2012 году 15262 рубля в расчете на 1 работника.

Ситуация усугубляется в связи с существующими проблемами сельскохозяйственных организаций, а именно их низкой доходности, высокой закредитованности, недостаточной государственной поддержки, низкой обеспеченности техническими средствами и, как следствие, низкой эффективности сельскохозяйственного производства.

229 сельскохозяйственных организаций области, представивших в отраслевой департамент бухгалтерскую отчетность за 2012 год, получили следующие результаты:

- выручка от реализации продукции, работ, услуг составила 15199,2 млн. рублей (99 % к 2011 году), в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции, работ, услуг - 13511,0 млн. рублей (99 % к 2011 году);

- прибыль до налогообложения (с учетом субсидий) - минус 30,4 млн. рублей (за 2011 год была прибыль 654 млн. рублей). Последний раз суммарный убыток с учетом субси-

дий в сельхозорганизациях области был получен в 1998 году.

В условиях постоянно растущих тарифов на энергоносители, минеральные удобрения, корма и другие материально-технические ресурсы значительно возросла кредиторская задолженность организаций. Кроме того, сельскохозяйственные организации, испытывая острый дефицит собственных оборотных средств, все в большем объеме привлекали кредитные и заемные средства.

По итогам 2012 года совокупная ссудная задолженность сельхозорганизаций области составляет 12095,3 млн. рублей (долгосрочная и краткосрочная), или 79,5 процентов всей валовой выручки, а по некоторым организациям - превышает ее. Почти 10 процентов выручки ежегодно направляется сельхозпроизводителями области на уплату процентов по привлеченным кредитам и займам, это до 1,5 млрд. рублей. Данные расходы учитываются в «прочих расходах» организаций и наравне с субсидиями (прочие доходы) влияют на конечный результат -прибыль организаций.

По итогам 2012 года удельный вес прибыльных организаций составил 63% (в 2011 году - 67 %), сумма прибыли в них - 846,4 млн. рублей (в 2011 году - 1065,7 млн. рублей). Сумма убытка в 84 убыточных организациях составила 876,8 млн. рублей, что в сравнении с 2011 годом выше в 2,1 раза.

Причем, среди прибыльных организаций преобладают организации с прибылью до 5 млн. рублей, из них с прибылью до 1 млн. рублей - более половины. Такая доходность ведет к сужению производства и повышает риски нормального обеспечения всей деятельности организаций.

В 2012 году, исходя из сложившихся условий сельхозпроизводства 2011 года,управле-нием экономической политики Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области была проанализирована бухгалтерская отчетность 239 сель-хозорганизаций области по 21 показателю на предмет соответствия их значений нормативным (рекомендуемым), либо оптимальным значениям финансовой устойчивости, эффективности (результативности) и технического обеспечения деятельности сельскохозяйственных организаций. По суммарному значению бальной оценки этих показателей

все организации были распределены по 5 группам риска:

1 группа (до 50 баллов) - имеются риски в пределах допустимых значений;

2 группа (от 50 до 80 баллов) - повышенные риски;

3 группа (от 80 до 120 баллов) - высокие риски;

4 группа (свыше 120 баллов) - сверхвысокие риски;

5 группа - организации, прекратившие производственную деятельность, либо находящиеся в стадии ликвидации, финансовое оздоровление которых практически невозможно.

Суммарное число организаций, имеющих высокие риски для продолжения деятельности в новых экономических условиях членства России в ВТО (с 3 по 5 группу), по расчетам Департамента, составили 113 единиц, или 47,3 % к общему числу организаций. Причем, в 6 из 26 муниципальных районов области более 75 % организаций, по расчетам, имели высокие и сверхвысокие риски, а в двух районах - все 100 % сельхозорганизаций.

В организациях, имеющих высокие и сверхвысокие риски, среднегодовая численность работников в 2011 году составляла 4960 человек (23 % численности работников сельхозорганизаций области), их среднемесячная заработная плата 11227 рублей. В этих организациях использовалось 42 % сельскохозяйственных угодий сельхозор-ганизаций области, в т.ч. 39 % пашни (173,1 тыс. га), содержалось 23 % поголовья крупного рогатого скота, в т.ч. 25 % коров (18,6 тыс. голов).

В 2011 году в этих организациях было произведено 25 % зерна, 54 % льнотресты, 20 % молока, 10 % мяса, 49 % яиц от объемов производства сельхозорганизаций области. Удельный вес задолженности организаций, имеющих высокие и сверхвысокие риски, по долгосрочным кредитам и займам на 1 января 2012 года составлял 39 %, по краткосрочным кредитам и займам - 34 %. В течение 2012 года ситуация в этих организациях продолжала ухудшаться в связи с сокращением государственной поддержки (на 20 % из федерального бюджета и на 34,5 % из областного бюджета).

В результате этих расчетов был сделан вывод, что при дальнейшем сокращении

государственной поддержки отрасли одна треть сельскохозяйственных организаций будет подведена к банкротству и без наложения всех условий и требований ВТО. В итоге общественное мелкотоварное производство, размещенное в периферийных районах области, необходимое в большей степени для обеспечения занятости и доходов сельского населения и осуществления социального контроля за территориями, может прекратить свое существование.

В целях минимизации отрицательных последствий членства России в ВТО для агропромышленного комплекса Вологодской области Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области по поручению Губернатора области от 11 марта 2012 года № 13-СОВ была разработана Государственная программа «Развитие АПК и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства области от 22 октября 2012 года № 1222).

Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию. Сохранить положительную динамику развития отрасли, создать условия для скорейшего перевода на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспособности будет возможно только при обеспечении полноценного финансирования Государственной программы. На все годы ее реализации было предусмотрено выделение из областного бюджета 19 млрд. рублей, в том числе в 2013 году - 1 млрд. рублей.

К выделенным из областного бюджета средствам планируется привлечь на условиях софинансирования средства федерального бюджета и средства внебюджетных источников. Общий объем инвестиций в отрасль в 2013 году должен составить свыше 5 млрд. рублей, что в 1,6 раза выше уровня 2011 года.

В качестве мер государственной поддержки производителей молока (подавляющее число сельхозорганизаций области) с 2013 года вводятся субсидии на 1 литр товарного реализованного молока высшего и 1 сорта. Субсидии на возмещение части затрат на приобретение посевной, уборочной и кор-

мозаготовительной техники будут стимулировать сельхозпроизводителей области на перевод производства на новый технологический уровень.

В целях поддержки специализированных организаций в отраслях свиноводства и птицеводства в условиях резкого повышения цен на зерно и концентрированные корма предложено введение субсидий на возмещение части затрат на приобретение кормов.

Поддержка предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в первую очередь, молокоперерабатывающих предприятий районного звена, позволит сохранить их финансовую устойчивость в условиях возросшей конкуренции, наращивать производственные мощности, развивать логистику и способствовать продвижению товаров с высокой добавленной стоимостью под единым брендом «Настоящий Вологодский продукт».

Для преодоления возможных негативных последствий членства России в ВТО на федеральном уровне предусмотрено продление действия ряда налоговых льгот для сельхозтоваропроизводителей, в частности, нулевая ставка налога на прибыль, полученной от сельхоздеятельности, принята теперь бессрочно.

На региональном уровне сохранены льготы для сельхозорганизаций области по освобождению от уплаты налога на имущество и транспортного налога.

Однако, ситуация, складывающаяся в отрасли сельского хозяйства области в 1 квартале 2013 года, является почти критической, что обусловлено следующим.

Ввиду высокой закредитованности, отсутствия залоговой массы, а также переноса решения о выдаче кредитов с мест в головное учреждение ОАО «Россельхозбанк» (г. Москва) организации не имеют возможности пополнения оборотных средств за счет привлечения новых кредитных ресурсов.

По информации Вологодского филиала ОАО «Россельхозбанк» и Вологодского отделения № 8638 ОАО «Сбербанк России» ими выдано за январь- февраль 2013 года 16 краткосрочных кредитов на общую сумму 200,7 млн. рублей и 3 инвестиционных кредита на общую сумму 16,8 млн. рублей, кроме того 61 кредит на общую сумму 14,5 млн. рублей выдан на развитие малых форм хозяйствования на селе.

Нестабильность цен на сельхозпродукцию, обязательства перед банками, рост затрат на корма, горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, запасные части, увеличение размера страховых взносов с заработной платы - все это вынуждает сельхозтоваропроизводителей области решать проблемы с погашением задолженности перед поставщиками, бюджетом, работниками путем реализации на мясо крупного рогатого скота, в том числе и дойного стада. В результате поголовье коров в сельхозорга-низациях области на 1 марта 2013 года составило 72,9 тыс. голов, или 98,2 % к 1 января 2013 года.

В итоге за январь-февраль 2013 года в сельхозорганизациях области произведено молока 64,8 тыс. тонн, или 93,0 % к аналогичному периоду 2012 года. Продуктивность дойного стада составила 882 кг, или 96,8 % к уровню прошлого года. Более низкими темпами по сравнению с 2012 годом идет подготовка к весенне-полевым работам: меньше закуплено минеральных удобре-

Список использованных источников:

ний, запасных частей, горюче-смазочных материалов.

Усугубило ситуацию еще и то, что в 1 квартале 2013 года поддержка сельхозтоваропроизводителей области из федерального бюджета не оказывалась. Причина - длительное согласование нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, в том числе по распределению субсидий субъектам Российской Федерации и заключению с ними Соглашений о предоставлении субсидий.

Все постановления Правительства области, регламентирующие Порядки выделения субсидий сельхозтоваропроизводителям области, приняты 25 марта 2013 года. Осуществив сбор необходимых документов и расчеты по распределению субсидий, Департамент приступит к перечислению бюджетных средств непосредственно сельхозтоваропроизводителям области, что должно стабилизировать ситуацию в отрасли и обеспечить проведение посевных работ в запланированных объемах и в оптимальные агротехнические сроки.

1. Агропромышленный комплекс и потребительский рынок Вологодской области в цифрах / Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области. - Вологда, 2012. - 84 с.

2. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций Вологодской области за 2011 год / Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области. - Вологда, 2012. - 160 с.

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы: утв. пост. Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902361843.

4. Государственная программа развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы (проект) [Электронный ресурс] / Департамент сельского хозяства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/422404072.

5. Наумкин, А.В. Совершенствование форм и методов господдержки развития сельского хозяйства в условиях вступления России в ВТО / А.В. Наумкин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - №3. - С.33-37.

6. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2011 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы»: утв. распор. Правительства Российской Федерации от 01.06.2012 №881-р [Электронный ресурс] / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/ №^^/01005575976.

7. Стратегия развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области до 2020 года: утв. пост. Правительства Вологодской области от 30.05.2011 №591 // Красный Север. - 2011. - №102.

8. Узун, В. Оценка последствий присоединения России к ВТО для производителей сельхозпродукции / В. Узун // Экономика сельского хозяйства России. - 2012. - №8. - С. 12-18.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]. - https://base.garant.ru/12151309/.

10. Холод, Л. Присоединение России к ВТО и развитие агропромышленного комплекса / Л. Холод // Экономика сельского хозяйства России. - 2012. - №6. - С.22-25.

11. Эльдиева, Т.М. Совершенствование программно-целевого метода решения проблем регионального АПК / Т.М. Эльдиева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2011. - №10. -С. 12-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.