Научная статья на тему 'Экономические ресурсы и экономический потенциал предприятий АПК'

Экономические ресурсы и экономический потенциал предприятий АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC RESOURCES / ECONOMIC POTENTIAL / ENTERPRISE / EFFICIENCY / INNOVATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пыжикова Н. И., Титова Е. В., Шварцкопф

В статье рассматривается система экономических ресурсов во взаимосвязи с экономическим потенциалом предприятий АПК (на примере предприятий мясной промышленности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC RESOURCES AND ECONOMIC CAPACITY OF THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEXES ENTERPRISES

In article the system of economic resources in interrelation with the economic capacity of the agrarian and industrial complexes enterprises is considered (on the example of the enterprises of the meat industry).

Текст научной работы на тему «Экономические ресурсы и экономический потенциал предприятий АПК»

УДК - 334.723.2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

Пыжикова Н. И.

д. э. н., профессор, Красноярского государственного аграрного университета Россия, город Красноярск Титова Е. В. к. э. н., доцент кафедры Экономика Красноярского государственного аграрного университета Ачинский филиал Россия, город Ачинск Шварцкопф Н. В. Аспирант Института экономики и финансов АПК Красноярского государственного аграрного университета Ачинский филиал Россия, город Ачинск

Аннотация. В статье рассматривается система экономических ресурсов во взаимосвязи с экономическим потенциалом предприятий АПК (на примере предприятий мясной промышленности).

Ключевые слова. Экономические ресурсы, экономический потенциал, предприятие, эффективность, инновационный потенциал.

ECONOMIC RESOURCES AND ECONOMIC CAPACITY OF THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEXES ENTERPRISES

Pyzhikova N. I.

Doctor of Economics, professor, Krasnoyarsk state agricultural university Russia, city of Krasnoyarsk Titova E.V.

Candidate of Economic Sciences, associate professor Ekonomika Krasnoyarsk state agricultural university Achinsk branch Russia, city of Achinsk Shvartskopf N. V.

Graduate student of Institute of economy and finance of agrarian and industrial complex

Krasnoyarsk state agricultural university Achinsk branch Russia, city of Achinsk

Abstract: In article the system of economic resources in interrelation with the economic capacity of the agrarian and industrial complexes enterprises is considered (on the example of the enterprises of the meat industry).

Keywords. Economic resources, economic potential, enterprise, efficiency, innovative potential.

Производство продукции агропромышленного комплекса осуществляется с помощью определенных ресурсов: земельных, материально-технических (или материальных), трудовых, финансовых. Несомненно, что существенное значение играет качество располагаемых ресурсов. Рост производства любого продукта агропромышленного комплекса связано с доступностью высококачественных ресурсов.

Существует прямая связь между производственными ресурсами и экономическим ростом сельскохозяйственного производства. Подъем экономики отрасли характеризуется двумя показателями: увеличением реального внутреннего валового продукта или чистого национального продукта (соответственно ВНП или ЧНП) за некоторый период времени или надушу населения. Эффективность каждого ресурса измеряется системой показателей, отражающих особенности их функционирования.

Устойчивое функционирование мясной промышленности невозможно без формирования соответствующей инфраструктуры, которая представляет собой комплекс отраслей и организаций, обеспечивающих устойчивую связь между производителями сырья (свиноводческими хозяйствами), мясопере-рабатывающими предприятиями и потребителями продукции мясной отрасли, содействующих осуществлению рыночного процесса, продвижению, сохранению и рациональному использованию материальных ресурсов.

К сожалению, большинство предприятий агропромышленного комплекса сегодня не имеют собственных средств для приобретения не только комплекса машин, но и даже для покупки некоторых видов техники в единичном экземпляре. Полноценная организация в них производственного процесса возможна в таких условиях только в том случае, если услуги по выполнению механизированных работ им будут оказывать другие, специально созданные, организации, выполняющие функции внедрения научно-технических достижений в производство. Система реализации интересов при потреблении экономических и материальных ресурсов при использовании техники является сложной системой отношений, которая в любой экономической системе формирует противоречивую связь между отдельными потребителями сельскохозяйственной техники, разработчиками продукции, внедренческими структурами. Указанное противоречие в полной мере устраняется при функционировании такой аграрной структуры как машинно-технологические станции, обеспечивающей наиболее эффективное сочетание финансового, научно-исследовательского, организационно-регулирующего, интеллектуального, производственно-технического, маркетингового, информационно-методического компонентов инновационного потенциала с целью реализации интересов участников процесса внедрения новшеств.

Рисунок 1 - Факторы формирования положительного финансового результата предприятий агропромышленного комплекса

Предприятия агропромышленного комплекса обладают также инновационным потенциалом, который представляет собой меру готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть меру готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.

Потенциал предприятия имеет две составляющие: готовность его к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям. От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка - необходимая операция процесса разработки стратегии.

Инновационная цель выступает как глобальная стратегия отрасли, как средство достижения ее более высоких целей: получение достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе и повышение конкурентных возможностей на рынке. Требуется перевести потенциал предприятия из одного состояния в другое, более высокое, достаточное для достижения цели. Этот переходный процесс описывается S-образной логистической кривой развития. Развитие инновационного потенциала предприятия как целого может осуществляться только через развитие компонентой его внутренней среды. Таким образом, в первую очередь необходимо провести анализ внутренней среды предприятий агропромышленного комплекса.

Анализ показал, что внутренняя среда предприятий мясной промышленности построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему, представляющие инновационный потенциал предприятия. Элементы сгруппированы в следующие блоки:

1) продуктовый (проектный) блок - включает направления деятельности предприятий и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы);

2) функциональный блок (блок производственных функций) - оператор преобразования ресурсов, организации и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников предприятия на всех стадиях жизненного цикла изделий, включающих НИОКР, производство, реализацию и потребление;

3) ресурсный блок - комплекс материально-технических, трудовых, информационный и финансовых ресурсов предприятия;

4) организационный блок - организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура;

5) блок управления - общее руководство предприятиями, система управления и стиль управления.

Таким образом, оценка уровня состояния компонентов инновационного потенциала предприятий агропромышленного комплекса позволяет сделать вывод, что все рассматриваемые блоки - продуктовый, функциональный, ресурсный, организационный и управленческий - имеют слабый уровень; итоговая оценка состояния инновационного потенциала составляет 3 балла, что соответствует слабому уровню.

Проведенный в работе SWOT-анализ предприятий агропромышленного комплекса позволил выявить сильные и слабые стороны (рисунок 2), тем самым выявить ключевые конкурентные преимущества рассматриваемой отрасли.

Вышеназванные обстоятельства диктуют поиск новых форм и методов обеспечения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса и ее субъектов на основе учета конкурентных преимуществ участников отрасли.

По результатам маркетинговых исследований была проведена оценка конкурентоспособности ведущих предприятий агропромышленного комплекса на краевом рынке готовой продукции. Для диагностики использовался поэтапный методический подход.

Сильные стороны Слабые стороны

преодоление экономического спада и переход к этапу динамичного развития; расширение емкости рынка готовой продукции по мере роста производства и доходов населения; взаимодополнение отраслей Края по природно-климатическим условиям, ресурсному потенциалу, транспортным возможностям; наличие условий, позволяющих производить экологически чистую продукцию. проблемы развития ресурсного потенциала агропромышленного комплекса и сложное финансовое состояние производителей сырья; неразвитость рыночной и производственной инфраструктур: обострение социальных проблем в сельской местности; недостаточность государственной поддержки агропромышленного комплекса.

Возможности Угрозы

формирование конкурентоспособного регионального кластера по производству готовой продукции; упрочение конкурентных позиций за счет перехода к инновационному типу развития агропромышленного комплекса; обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса, исходя из собственных ресурсов; выход на новые рынки с экологически чистой продукцией. расширение экспансии производителей из других регионов и захват ими ключевых позиций на рынке; ухудшение ресурсной базы агропромышленного комплекса; негативные изменения социальной и демографической ситуации в сельской местности.

Рисунок 2 - SWOT-анализ агропромышленного комплекса Красноярского края Во-первых, для сравнения было выбраны товаропроизводители сопоставимого размера и технической оснащенности.

Во-вторых, для оценки значения параметров конкурентных преимуществ была разработана анкета, где каждый параметр оценивался респондентом максимально в 10 балов.

В-третьих, было проведено анкетирование покупателей готовой продукции (225чел.). В-четвертых - произведена обработка анкет и расчет показателей сводной таблицы (таблица

1).

С целью ранжирования достигнутых уровней была разработана следующая шкала оценок:

- превышение по сумме баллов до 15% - конкурентные преимущества субъекта слабые;

- превышение - 15-25% - конкурентные преимущества средние;

- превышение - 25-45% - конкурентные преимущества сильные;

- превышение более 45% и более - подавляющие конкурентные преимущества.

Таблица 1 - Сравнительная оценка конкурентоспособности основных мясоперерабатывающих предприятий на краевомрынке, баллы_

Критерии для сравнения «КПК» «Крестьянский двор» + , - «Ачинский мясокомбинат + , -

Качество 9 8 +1 8 +1

Низкие цены 5 6 -1 4 +1

Ассортимент 8 7 +1 9 -1

Скидки 5 3 +2 9 -4

Надёжность 7 7 0 7 0

Доставка 9 9 0 9 0

Местонахождение 10 8 +2 5 +5

Близость к потребителю 9 6 +3 4 +5

Кредитная линия 8 5 +3 9 -1

Гарантии 8 8 0 8 0

Реклама 5 4 +1 6 +1

Итого: 83 71 +12 78 +8

Анализируя расчетные данные, можно видеть, что ОАО «Красноярская продовольственная компания» имеет некоторые конкурентные преимущества перед ведущими предприятиями региона, в основном за счет более широкого представления кредитов, рекламной активности, а также места расположения.

Изучение теоретических аспектов проблемы и анализ состояния конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса показывает, что слабость конкурентных позиций многих предприятий, деформированность конкурентной среды на продовольственных рынках обусловлены низким уровнем адаптации хозяйствующих субъектов к динамике рыночных преобразований, отсутствием конструктивной конкурентной политики. Последняя, как показали наши исследования, по отношению к каждому субъекту агропромышленного комплекса зависит от состояния четырех важнейших направлений (рисунок 3).

Рисунок 3 - Факторы обеспечения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса

Изучение проблемы дает основания утверждать, что каждое направление конкурентной политики товаропроизводителя может рассматриваться и совершенствоваться отдельно, но конкурентное преимущество будет достигаться только в том случае, если будут задействованы одновременно все элементы, влияющие на рыночные позиции хозяйствующего субъекта.

Таким образом, укрепление конкурентной позиции предприятий агропромышленного комплекса находится в прямой функциональной зависимости от инновационной активности и инновационного климата предприятий рассматриваемой отрасли.

Список литературы:

1. Экономические рычаги государственного регулирования деятельности предприятий агропромышленного // Н.И. Пыжикова, Е.В. Титова, М.А. Козлов. - Успехи современной науки. - 2015. - № 4

2. Титова Е.В. Инструменты снижения рисков инновационной деятельности предприятий мясной промышленности // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - 2011.

3. Инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса на примере Красноярского края // Н.И. Пыжикова, Е.В. Титова, М.А. Козлов.- Краснояр. гос. аграр. унт. - Красноярск, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.