Научная статья на тему 'Экономические регуляторы внешнеторговой активности: сравнительная характеристика. Тарифное регулирование'

Экономические регуляторы внешнеторговой активности: сравнительная характеристика. Тарифное регулирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
869
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / СТАВКА АДВАЛОРНАЯ / СТАВКА СПЕЦИФИЧЕСКАЯ / СТАВКА КОМБИНИРОВАННАЯ / ДОХОДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейник С.П.

В статье отмечается, что экономические регуляторы, целенаправленно воздействуя на величину и/или структуру стоимости объекта регулирования, изменяют доходность внешнеторговых операций, оказывая тем самым влияние на предпринимательские решения. Рассмотрены механизмы функционирования традиционных регуляторов внешнеторговой активности. Показано, что результат их применения зависит как от природы регуляторного воздействия, так и от способа его задания. Анализируется действие тарифных регуляторов разных форм задания как основных инструментов системы регулирования. Подчеркивается, что понимание механизма регулирования необходимо для повышения эффективности принимаемых решений как регулятором (государством), так и субъектами бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические регуляторы внешнеторговой активности: сравнительная характеристика. Тарифное регулирование»

Внешнеторговая деятельность

Удк 336.2

экономические регуляторы внешнеторговой активности: сравнительная характеристика. тарифное регулирование

С. П. ОЛЕЙНИК, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры маркетинга и управления проектами

Е-mail: 0111959sp@mail ru Национальный исследовательский университет

«МИЭТ», Москва

В статье отмечается, что экономические регуляторы, целенаправленно воздействуя на величину и/или структуру стоимости объекта регулирования, изменяют доходность внешнеторговых операций, оказывая тем самым влияние на предпринимательские решения. Рассмотрены механизмы функционирования традиционных регуляторов внешнеторговой активности. Показано, что результат их применения зависит как от природы регуляторного воздействия, так и от способа его задания. Анализируется действие тарифных регуляторов разных форм задания как основных инструментов системы регулирования. Подчеркивается, что понимание механизма регулирования необходимо для повышения эффективности принимаемых решений как регулятором (государством), так и субъектами бизнеса.

Ключевые слова: таможенная пошлина, ставка адвалорная, ставка специфическая, ставка комбинированная, доходность.

Прямое влияние государства на сферу внешней торговли реализуется посредством трех групп способов:

- административных;

- экономических;

- комбинированных1.

1 За рамками рассмотрения остаются макроэкономические регуляторы - курс национальной валюты, ставка рефинансирования и т. п., влияние которых выходит далеко за пределы внешней торговли.

Их различия связаны с природой преобладающего условия, лежащего в основе регулирующего воздействия, указание на которую содержится в наименовании группы. При этом третья группа, как нетрудно догадаться, представляет собой комбинацию условий первых двух.

По мнению автора, особый интерес представляют экономические способы влияния государства на сферу внешней торговли товарами - как инструменты с наиболее широкими регулятивными возможностями. Целесообразно исследовать механизм регулирования внешнеторговой деятельности экономическими методами и специфику действия отдельных экономических регуляторов, понимание которых выступает неотъемлемым условием повышения качества регулятивного процесса.

Осмысленное восприятие возможностей инструментов регулирования позволяет одному (государству) прогнозировать с приемлемой точностью результат от их применения, а другому (бизнесу) - с не меньшей точностью оценивать перспективу планируемых начинаний или продолжения уже реализуемого в условиях их действия. И в том, и в другом случаях имеет место повышение компетентности принимаемых решений. Это ведет к росту уровня цивилизованности системы экономических отношений. Любые сведения, способствующие более

глубокому пониманию происходящих процессов, представляются перманентно актуальными.

Применение экономических методов для решения экономических задач выглядит естественным. При этом под экономическими методами регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД) будем понимать то, что представлено в определении.

Экономические методы регулирования ВТД -способы регулирования, осуществляемые путем целенаправленного изменения величины и/или структуры стоимости предмета внешнеторговой сделки.

Из общих соображений следует, что под воздействием экономических регуляторов изменение величины стоимости предмета сделки может осуществляться как со знаком «плюс», т. е. ее увеличение (тогда имеет место торможение товарных потоков), так и со знаком «минус», т. е. ее уменьшение (влечет за собой стимулирование ввоза/вывоза).

Однако уменьшение величины стоимости предмета сделки носит относительный характер. Оно достигается не за счет прямого государственного субсидирования в любой форме, а путем предоставления льгот в отношении уплаты обязательных платежей на фоне их общего взимания. Поскольку предоставление льгот является в известном смысле делом исключительным, нормальным режимом функционирования системы экономического регулирования считаются действия в направлении увеличения стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, по сравнению с режимом свободной торговли.

Другим соображением общего порядка становится то, что экономические регуляторы могут применяться в отношении потоков как ввозимых, так и вывозимых товаров. Если нормальное функционирование экономических регуляторов в направлении увеличения стоимости ввозимых товаров находит объяснение в рамках идеи протекционизма, то аналогичное действие в отношении стоимости экспортируемых товаров, ухудшающее их конкурентные возможности, имеет целью:

- предотвращение экономическими методами ухода товара с внутреннего рынка,

Увеличение стоимости предмета сделки

- перераспределение через государственный бюджет доходов от реализации на экспорт высоколиквидных товаров.

Что касается механизма действия экономических методов регулирования, то он носит общий характер, независимо от направления перемещения товаров. Хотя и сопровождается различиями в последствиях. В дальнейшем для определенности будем иметь в виду операции ввоза товаров на таможенную территорию как наиболее типичный случай применения рассматриваемых регулятивных мер.

Ответ на вопрос о том, как действуют экономические регуляторы, обычно ограничивается одним моментом: объект регулирования становится дороже. Однако столь односложное разъяснение не раскрывает сути предмета обсуждения и не может быть признано исчерпывающим. Хотя бы потому, что удорожание как таковое еще ничего не объясняет, поскольку в практике рыночной деятельности имеет место закономерность, заключающаяся в том, что любой товар в конце концов продается - либо быстро, но дешево, либо дорого, но долго. Более того, никакого удорожания в смысле увеличения рыночной цены товара может и вовсе не наблюдаться, если потенциал рынка в этом направлении ограничен конкурентным предложением и/или насыщающимся спросом.

Поэтому, обсуждая механизм действия экономических регуляторов, основное внимание следует обратить на последовательность действий и событий, инициируемых их введением или изменением их уровня. Заметим, что административные меры регулирования также сопровождаются увеличением стоимости объекта регулирования. Но это - лишь следствие их реализации. В области же экономических мер увеличение указанной стоимости является со стороны регулятора действием преднамеренным. Регулятивный эффект таких действий может быть выражен следующей логической последовательностью событий (рис. 1).

Реакция импортера на рост издержек вследствие действия регулятора, относимых на себестоимость ввозимого товара, укладывается в диапазон, ограниченный двумя крайними поведенческими событиями:

Решение об условиях ввоза/вывоза

n

Л

Рост цены или снижение нормы прибыли

J

Л у

n

Рис. 1. Схема регулятивного эффекта увеличения стоимости предмета сделки

- сохранение цены предложения, определяемой рынком, при соответствующем снижении нормы прибыли;

- рост цены предложения при сохранении нормы прибыли.

Реакция импортера, соответствующая первому из приведенных вариантов, ничего не меняет для рынка (прежде всего - для потребителей), сохраняя статус-кво по крайней мере в течение начального, хотя и неопределенного с точки зрения продолжительности этапа.

Среди факторов, поддерживающих подобное поведение, могут быть названы следующие:

- высокая конкуренция в соответствующем секторе рынка, сопровождающаяся потенциальной угрозой утраты рыночных позиций;

- высокая эластичность спроса по цене на товар, подвергшийся регулятивному воздействию, обусловленная, например, большим количеством товаров-заменителей как отечественного производства, так и иностранного происхождения, уровень регулирования в отношении которых не изменился;

- обязательства по договорам внутренней реализации импортированных товаров и т. п.

При этом необходимым условием реализации такого сценария становится наличие достаточной финансовой прочности импортера к моменту принятия регулятором решения об усилении уровня фискального воздействия, обусловленного, например, исходно высокой нормой прибыли в цене внутренней реализации товара.

Очевидно, что рассматриваемая ситуация характеризуется падением доходности внешнеторговых операций с данным видом товара. Несмотря на то, что они все-таки остаются прибыльными (по крайней мере - безубыточными), импортеру психологически довольно трудно примириться с возникшими потерями. Поскольку решение о вхождении в данную ситуацию явилось вынужденным, принятым под давлением обстоятельств, импортер будет искать выход из нее тем интенсивнее, чем выше уровень регулятивного воздействия и ощутимее падение доходности. Поэтому данный вариант реакции следует воспринимать как асимптоту поведения, направленного на минимизацию возбуждения рынка от императивно изменившихся условий ввоза товаров.

Ключевым мотивирующим фактором такого поведения выступает желание импортера сохра-

нить завоеванную долю товарного рынка. Возможным благоприятным последствием выбранной стратегии может стать последующее увеличение доли рынка за счет ухода конкурентов с запасом финансовой прочности, недостаточным для адаптации к новым условиям, задаваемым регулятором. Но этот путь еще надо пройти.

Во втором из приведенных крайних вариантов поведения импортер в максимальной степени стремится переложить бремя увеличения фискального давления на потребителя товаров. Мотивировано такое поведение понятным желанием сохранить сложившийся уровень доходности внешнеторговых операций. Однако возможность достижения этого в определяющей степени зависит от реакции рынка. Для анализа этой реакции принято использовать обобщенную характеристику динамики отклика рынка на изменение рыночных факторов, именуемую эластичностью. Она в свою очередь является функцией целого ряда аргументов (в том числе такого, как рыночная цена), а также от положения на кривых спроса и предложения.

В силу многофакторности задачи дать совершенное точное поведение рынка является делом многотрудным. Однако из экономической теории известно, что в случае высокой эластичности спроса по цене рост цены сопровождается опережающим падением спроса, приводящим к уменьшению выручки от реализации [1]. Менее драматичной выглядит ситуация с товарами, спрос на которые характеризуется низкой эластичностью по цене. Здесь увеличение цены предложения не столь сильно провоцирует падение спроса, что может привести даже к росту выручки импортера. Однако в любом случае удорожание импорта является фактором, стимулирующим переориентацию предпочтений потребителей в сторону аналогичных отечественных товаров или иностранных товаров-заменителей, предлагаемых по более низкой цене. Несмотря на то, что возросший спрос на альтернативное предложение приведет к его удорожанию, указанный прирост цены останется ниже уровня спровоцировавшего его регулятивного воздействия и попавшего под его влияние импорта.

Это означает ровно то, что импортеру товара, ввоз которого регулируется, а динамика объемов внутренних продаж приобретает тенденцию к снижению, независимо от степени эластичности спроса/предложения, придется столкнуться со следующими негативными явлениями:

- замедление оборачиваемости активов;

- дефицит ликвидности;

- рост текущей задолженности;

- необходимость нести дополнительные (по сравнению с периодом, предшествовавшим введению в действие регулятора) издержки.

Таким образом, для обоих крайних поведенческих вариантов, так же как, и для любого промежуточного варианта поведения из рассматриваемого диапазона, характерно то, что в результате действия регулятора текущая доходность внешнеторговых операций падает. Ограничение платежеспособности влечет за собой увеличение периода времени, необходимого для накопления средств для уплаты обязательных при таможенном оформлении платежей за очередную поставку, даже в том случае, когда сама поставка оплачивается по контракту отсроченным образом. Как следствие - имеет место снижение частоты поставок и/или уменьшение размера поставляемых партий. Это вызывает иные неприятные последствия:

- перебои в присутствии иностранного товара на внутреннем рынке,

- снижение полноты ассортимента,

- нарушение ритмичности поставок,

- рост доли логистических издержек в цене продукта (при уменьшении размера партии).

Они еще больше снижают доходность операций. Возникает угроза потери стабильности рыночных позиций. Для ее поддержания требуется активная маркетинговая политика. Это опять же сопряжено с дополнительными расходами и дальнейшим падением эффективности бизнеса. Потенциально хуже может складываться ситуация в случае ввоза товаров, используемых в качестве комплектующих для внутреннего производства, поскольку скорость оборачиваемости средств в промышленности значительно ниже таковой в сфере обращения. Данные проблемы подрывают конкурентоспособность импортеров.

Реакция на все эти негативные моменты сводится по существу к двум сценариям.

Первый сценарий заключается в анализе и коренной перестройке системы ведения бизнеса, включающей, в частности:

- ужесточение контроля за расходами;

- поиск новых источников финансирования;

- пересмотр хозяйственных связей;

- оптимизацию логистики;

- переориентацию на отечественные каналы снабжения и т. п.

Второй сценарий, который может быть логическим продолжением неудачного воплощения первого, подразумевает радикальное снижение интереса к внешнеторговым операциям (по крайней мере - в конкретном секторе рынка) и постановку вопроса о целесообразности их продолжения.

Примерно так выглядит последовательность событий, вызываемых применением экономических методов регулирования ВТД. Вполне возможно несколько иное развитие ситуации, отличающееся от рассмотренного, в связи с поправками на конкретные условия. Но, несмотря на некоторое сгущение красок, следует ясно осознавать, что действия экономических регуляторов в нормальном режиме функционирования:

- ведут к снижению доходности внешнеторговых операций, уменьшая интерес к их осуществлению;

- способны вызвать глубокие изменения в системе ведения бизнеса, т. е. в отличие от административных регуляторов имеют долговременный эффект.

Это характеризует экономические методы как инструменты с широким диапазоном возможных последствий их применения, с помощью которых достижимы как легкие корригирующие, так и радикальные заградительные эффекты. Собственно приведенный несколько «мрачный» вариант развития событий и призван подчеркнуть предельные возможности экономических регуляторов, к которым редко прибегают на практике. Причина заключается в том, что главным бенефициаром от применения экономических мер регулирования выступает сам регулятор, т. е. государство, получающее фискальный доход, соответствующий уровню регулирования. В выигрыше остается и отечественный производитель товаров-заменителей, рассчитывающий на дополнительный доход от подорожания соответствующего сектора рынка. Позитивные настроения потребителя, для которого рост внутреннего производства связан с повышением доходов и занятости, омрачаются увеличением уровня потребительских расходов как результата роста цен. Доходы импортера в целом падают.

Таким образом, одним из важнейших последствий действия экономических регуляторов является перераспределение доходов в экономической системе.

Прямое влияние на стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, осуществляется через введение обязательных платежей,

взимаемых при их ввозе и/или вывозе. Такие платежи называются таможенными платежами. К ним относятся [3]:

- ввозная таможенная пошлина;

- вывозная таможенная пошлина;

- налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;

- акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;

- таможенные сборы.

Несмотря на то, что любой вид таможенного платежа действует в направлении увеличения стоимости предмета внешнеторговой сделки, регулятивные возможности каждого из них существенно разнятся. Из приведенного перечня платежей наибольшим потенциалом регулятора внешнеторговой деятельности обладают таможенные пошлины. Это обеспечивается тем, что:

- основой начисления таможенной пошлины выступает непосредственно стоимость или количество товара, покидающего внутренний рынок или на него приходящего;

- таможенные пошлины прямо относятся на себестоимость ввозимого или вывозимого товара, увеличивая затратную составляющую его цены;

- размер ставок таможенных пошлин может быть дифференцирован по большому числу параметров.

В отличие от пошлин указанные налоги:

- взимаются и с самой ввозной таможенной пошлины, т. е. с уже «отрегулированной» стоимости;

- не относятся в общем случае на себестоимость товара;

- ограниченно применимы (акциз) либо вынужденно дифференцированы (НДС).

Включение НДС и акциза в состав таможенных платежей служит цели выравнивания налоговых условий выхода на внутренний рынок товаров, произведенных внутри страны и ввезенных из-за рубежа. Тем самым обеспечиваются:

- недискриминационный подход к участникам рынка;

- единообразное отношение налоговой системы к обращающимся внутри страны товарам;

- индифферентное отношение к стране их происхождения.

Последнее нивелирует возможности налоговой системы как внешнеторгового регулятора, который, по определению, должен нести на себе печать про-

текционизма. Но такое смещение акцентов возможно как раз по причине определяющей роли в указанном процессе таможенных пошлин. И все же полностью исключать регулирующую функцию упомянутых налогов в их отношении к внешнеторговым операциям было бы неверно. Уже сам факт обязательности уплаты НДС и акциза при ввозе товаров указывает на наличие подчиненной связи двух событий. Еще большие регулятивные возможности кроются в отношении НДС и акциза к экспортным операциям.

Все это дает основания разделить регулирование ВТД экономическими методами на:

1) тарифное регулирование с помощью пошлин;

2) налоговое регулирование, опирающееся на системы НДС и акциза в их применении к внешнеторговым операциям.

Пошлины во внешней торговле взимаются с тех незапамятных времен, когда у государства возникло желание (или потребность) регулировать эту сферу экономических отношений. По своему юридическому статусу пошлины, применяемые во внешней торговле, соответствуют налогам.

Пошлина - таможенная пошлина, а также иные пошлины, предусмотренные законодательством о государственном регулировании ВТД.

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами или законодательством РФ [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из приведенных определений, в частности, следует, что:

- объектом обложения таможенной пошлиной является ввоз товаров на таможенную территорию или их вывоз за пределы указанной территории;

- обязанность взимания таможенных пошлин законодательно возложена на таможенные органы, что одновременно исключает полномочия в отношении данного вида обязательных платежей налоговых и иных фискальных органов;

- таможенные пошлины поступают в федеральный бюджет, являясь таким образом одним из источников его доходной части, что открывает потенциальную возможность использования их, в том числе в чисто фискальных целях.

Виды пошлин, используемые в системе государственного регулирования ВТД, приведены на рис. 2.

Пошлины во внешней торговле

I

]

Таможенные пошлины

Ввозные

Вывозные

Сезонные

Таможенно-тарифное регулирование

1

Особые пошлины

Специальные

Антидемпинговые

Компенсационные

Защитные меры во внешней торговле

Рис. 2. Виды пошлин и направления их применения

соответствующая тарифной ставке процентная доля таможенной стоимости.

2. Специфические ставки.

Специфические ставки начисляются в фиксированном размере (сейчас - в евро) за натуральную единицу облагаемых товаров, т. е. Ст = евро/нат. ед.

спец г

Например: Ст = 5 евро/кг; Ст = 10 евро/ шт.; Ст = 1 евро/пара.

Исчисление таможенной пошлины по специфическим став-

В целях перманентного регулирования ввоза/ вывоза товаров применяются таможенные пошлины, в связи с чем данное направление использования тарифных методов получило название таможенно-тарифное регулирование [3].

Таможенно-тарифное регулирование - метод регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Центральное место среди инструментария системы тарифного регулирования занимает таможенный тариф [2].

Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Современный таможенный тариф представлен тремя видами ставок таможенных пошлин, законодательно допустимых к применению.

1. Адвалорные ставки.

Адвалорные ставки (от лат. ad valorem) устанавливаются в процентах от таможенной стоимости ТС перемещаемых товаров, т. е. Стадв = %.

Например: Ст = 5 %; Ст = 10 %; Ст = 20 %.

Исчисление таможенных пошлин ТП по указанному виду ставок осуществляется следующим образом:

ТП = ТС • Стадв .

В соответствии с приведенным выражением таможенная пошлина может быть определена как

кам осуществляется следующим образом

ТП = Q • СтсПеЦ, где Q - количество перемещаемого через таможенную границу товара, выраженное в натуральных единицах, присутствующих в размерности специфической ставки. 3. Комбинированные ставки. Комбинированные ставки сочетают в себе оба рассмотренных вида ставок. Применяются следующие два способа задания комбинированных ставок таможенных пошлин. Первый способ:

Ст , но не менее Ст .

адв' спец

Например: 10 %, но не менее 5 евро/кг; 15 %, но не менее 10 евро/шт.

Для определения величины таможенной пошлины, подлежащей уплате, исчисляются значения ТП по адвалорной и специфической составляющим комбинированной ставки в соответствии с приведенными выражениями. К уплате предъявляется большее из полученных значений. Второй способ:

Ст + Ст .

адв спец

Например: 10 % плюс 5 евро/кг; 15 % плюс 1 евро/пара.

В данном случае подлежащая уплате величина таможенной пошлины определяется как сумма значений ТП, рассчитанных по адвалорной и специфической компонентам комбинированной ставки.

Приведенные виды ставок различаются не только способом исчисления величины таможенной

пошлины, но и характеризуются специфическими особенностями их применения. Если регулятивный эффект достигается за счет увеличения стоимости объекта регулирования, то адвалорный способ задания ставки таможенной пошлины выглядит естественным и справедливым.

Естественность проявляется в том, что размер ставки прямо указывает уровень удорожания, задаваемый регулятором.

Справедливость заключается в том, что стоимость товаров, относимых к одному классификационному коду по ТН ВЭД и в отношении которых действует одна и та же ставка таможенной пошлины, в результате уплаты пошлины увеличивается в одинаковой мере, независимо от цены их приобретения или продажи. Последняя в рассматриваемом случае представлена величиной ТС, которая равна затратам на приобретение товара (при импорте) или продажу (при экспорте) и пропорциональна, а как частный случай - равна контрактной цене.

Иными словами, адвалорный способ задания ставки приводит к тому, что при прочих равных условиях в абсолютном исчислении размер таможенной пошлины будет больше для дорогих товаров и меньше для дешевых. В относительных же единицах их стоимость изменится одинаково.

Все это иллюстрирует рис. 3, отражающий линейную зависимость размера таможенной пошлины от ТС (а значит и от контрактной цены Р) со скоростью, задаваемой величиной Стадв, и постоянный уровень тарифной нагрузки

ЛР/Р = ТП/ТС = Ст .

адв

В общем случае описанный характер действия адвалорной ставки создает для участника ВЭД стимул к снижению стоимости перемещаемых через таможенную границу товаров, т. е. к снижению ТС. Легитимный способ следования указанному стимулу заключается в контроле за расходами, связанными с производством, закупкой/продажей и поставкой товара. В целом такие действия способствуют нормальному функционированию хозяйственного механизма и поддержанию его эффективности, уменьшающих для экспортеров/ импортеров последствия от действия таможенных пошлин.

Негативным проявлением здесь может быть ввоз на внутренний рынок товаров, дешевизна которых определяется их низким качеством. Полагается, что ответом на подобные действия должна быть реакция рынка.

АР/Р; ТП

ТП = Ствдв • ТС

1

рис. 3. Изменение таможенной пошлины и тарифной нагрузки в условиях адвалорной ставки

Куда большую проблему применению адвалорных ставок таможенных пошлин создает нелегитимное следование создаваемому ими стимулу, проявляющееся в искусственном занижении таможенной стоимости, не связанном с реальным уровнем затрат на закупку/продажу товаров. Его целью является уменьшение объема подлежащих уплате таможенных платежей. Юридически такие действия квалифицируются как противоправные и становятся предметом рассмотрения со стороны правоохранительной системы. Однако определенные трудности сбора данных для юридической квалификации подобных действий создает тот факт, что лежащая в основе определения таможенной стоимости цена сделки не является директивно заданной, а выступает предметом согласования сторонами договора, объединенными экономическим интересом. По этой причине оценка достоверности заявляемого значения ТС является делом трудоемким. Ответом регулятора на потенциальную возможность занижения таможенной стоимости стало введение в таможенный тариф специфических ставок таможенных пошлин. Присутствие в выражении для расчета таможенной пошлины количества товара Q, выраженного в натуральных измерителях, практически полностью снимает проблему занижения основы начисления, поскольку в отличие от стоимости значения физических величин легко контролируются. Поэтому с точки зрения полноты собираемости пошлины, рассчитанные по специфическим ставкам, дают практически стопроцентный результат. Однако о справедливости регулятивного воздействия в

данном случае говорить не приходится: одна и та же величина таможенной пошлины, рассчитанной по специфическим ставкам, в отношении равного количества одинакового товара приводит к тому, что доля увеличения стоимости дешевого товара будет выше таковой для дорогого товара.

Такое положение может быть использовано регулятором для целенаправленного притормаживания ввоза дешевых товаров. Напротив, в отношении товаров, стоимость которых выше средней, ее желаемый прирост не достигается. Последнее может быть не критично с позиций протекционизма, поскольку данные товары и так дороги. Однако с фискальной точки зрения такая ситуация ведет к выпадению потенциальных доходов бюджета, что было бы невозможно при адвалорном способе задания ставки.

Будучи привязанными к основе начисления, выраженной в натуральных измерителях, специфические ставки не отслеживают автоматически конъюнктуры цен, т. е. их временной динамики, что опять же свойственно адвалорным ставкам и жизненно важно для нормального функционирования рынков.

Графической иллюстрацией к сказанному являются зависимости, приведенные на рис. 4. Как видно из анализа данных рис. 4, специфическая ставка таможенной пошлины действует отлично от того, что имеет место в случае адвалорной ставки. А именно -абсолютное значение таможенной пошлины ТП не зависит от стоимости объекта регулирования, в то время как уровень тарифной нагрузки ДР/Р изменяется против изменения ТС по гиперболическому

ДР/Р; ТП

Рис. 4. Изменение таможенной пошлины и тарифной нагрузки в условиях специфической ставки

закону. Последнее приводит к тому, что для дешевых товаров (малые значения ТС) относительное изменение их стоимости в результате уплаты пошлины может достигать запредельных величин, в то время как для дорогих товаров (большие значения ТС) указанное изменение будет исчезающе малым. Иными словами, дорогие товары оказываются вне поля действия регуляторной функции.

Таким образом, с позиций регулятора положительными моментами в использовании специфических ставок таможенных пошлин являются:

- исключение искажения исполнения регуля-торной функции за счет нелегитимного занижения таможенной стоимости, потенциально свойственного адвалорному способу задания ставок таможенных пошлин;

- возможность установления целенаправленного прогрессирующего тарифного давления на товары, стоимость которых ниже уровня, положенного в основу определения размера специфической ставки таможенной пошлины;

- улучшение исполнения фискальной функции за счет повышения собираемости таможенных пошлин, обусловленной простотой контроля основы начисления и установлением тарифного порога, особенно действенного в условиях разброса цен на товары одного классификационного кода по ТН ВЭД.

К отрицательным факторам применения специфических ставок, с точки зрения государства, относятся:

- выпадение потенциальных доходов бюджета, связанное с недообложением дорогих товаров;

- потери бюджета в условиях повышательного тренда рыночных цен вследствие отсутствия автоматического отслеживания их конъюнктуры.

С позиций объекта регулирования, т. е. с точки зрения участника ВЭД, главным негативным моментом применения специфических ставок таможенных пошлин становится упомянутая несправедливость обложения. Конкурентное ценовое преимущество, достигнутое за счет грамотного проведения договорного процесса и умело выстроенной логистики, применением таможенной пошлины, рассчитанной по специфическим ставкам, может быть сведено к нулю. Причем тем очевиднее, чем ниже контрактная цена.

Подчеркнем, что с позиций системы государственного регулирования описанная ситуация не воспринимается столь же негативно, поскольку полностью отвечает логике протекционизма. Но вот с чем регулятору трудно согласиться, так это

с выпадением доходов бюджета от недообложения дорогих товаров. Стремлением исключить подобное положение и усилить регулятивное действие (в отношении таких товаров) вызвано появление комбинированных ставок таможенных пошлин. Как нетрудно убедиться, специфическая составляющая таких ставок (независимо от способа задания) устанавливает нижний предел значения таможенной пошлины. Если же таможенная стоимость товара превышает некое пороговое значение ТСп Г, так что пошлина, исчисленная по адвалорной компоненте комбинированной ставки первого способа задания, превосходит указанный предел, то уплате подлежат денежные средства в объеме, соответствующем этому исчисленному значению. Таким образом, в области дорогих товаров, т. е. при ТС > ТСпорог, доходы бюджета пропорциональны таможенной стоимости товара.

Наглядное представление о характере рассматриваемых зависимостей дает рис. 5.

Как показывает анализ данных рис. 5, функции ТП = у (ТС) и ДР/Р = ф (ТС) перестают быть гладкими и аналитически могут быть представлены в следующем виде

ТП = Q • Стспец, при ТС < РСпорог;

ТП = ТС • Стадв, при ТС > РСпорог; и

АР / Р = Q • Стсиец / ТС, при ТС < РСпорог; АР / Р = Ст , при ТС > ТС .

адв' г порог

АР/Р; ТП

ТП = Стя

ТП = Q • Ст,

х порог

=Q

Слепец / ^^адв

Рис. 5. Изменение таможенной пошлины и тарифной нагрузки в условиях комбинированной ставки (первый способ задания)

Таким образом, в области ТС < ТСпорог действие комбинированной ставки аналогично действию специфической, но в диапазоне ТС > ТСпорог доходы бюджета растут линейно с ТС, восстанавливая регуляторную функцию в отношении дорогих товаров.

Точка перегиба ТСпорог может быть использована для определения значения Стспец. Для этого необходимо задаться желаемым уровнем тарифной нагрузки Стадв и рассчитать значение специфической ставки по формуле:

Стспец = ТСпорог • Стадв/ Q

При этом значение ТСпорог определяется, исходя из средней цены на данный вид товара по данным внешнеторговой или таможенной статистики, в соответствии с правилами определения таможенной стоимости.

Иной характер зависимостей демонстрирует сочетание специфической и адвалорной компонент комбинированной ставки второго способа задания (рис. 6).

В этом случае адвалорное исчисление начинается с ТС = 0. И рассчитанное таким образом слагаемое таможенной пошлины суммируется с ее пороговым значением, определяемым специфической составляющей

ТП = ТС • Ст + Q • Ст .

адв ^ спец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зависимость тарифной нагрузки ДР/Р = ф (ТС), как и в случае специфической ставки, носит гиперболический характер. Однако пределом функции в

данном случае является не нулевое значение, а Стадв.

Очевидно, что данный способ задания комбинированной ставки таможенной пошлины оказывает большее фискальное давление в сравнении с комбинированной ставкой первого способа задания (при равных значениях составляющих их компонент). Комбинированные ставки обоих способов задания, позволяющие увеличить фискальный доход в сравнении со специфическими ставками, возвращают проблему контроля таможенной стоимости, актуальную в случае адвалорных ставок.

ТС

ТС

АР/Р; ТП

C^^fä с пец/Т^^

ТП = Q • Ста

+ Q • Сдас

ГС

1

Рис. 6. Изменение таможенной пошлины и тарифной нагрузки в условиях комбинированной ставки (второй способ задания)

Как уже упоминалось, наряду с решением задач регулирования ВТД таможенный тариф может использоваться и в фискальных целях. Предпосылкой к этому является то, что таможенные пошлины поступают в доходную часть государственного бюджета. Однако установить объективные критерии отнесения тарифа к регулятивному или фискальному типу оказывается проблематично. Тем более, что кроме каких-то крайних - гипотетических случаев существование монофункционального тарифа невозможно. Это определяется, в частности, тем, что полнота собираемости таможенных пошлин оказывает влияние на качество исполнения как регулятивной функции, так и фискальной. Тем не менее можно обозначить некоторые признаки, появление которых свидетельствует о преобладании фискальных тенденций в таможенно-тарифной политике. К их числу относятся:

- повышение размера средневзвешенной ставки таможенного тарифа;

- смещение пропорций в сторону увеличения доли специфических и комбинированных ставок в таможенном тарифе;

- уменьшение дифференцированности тарифа, т. е. снижение разброса ставок по видам и размерам внутри товарных групп, позиций, субпозиций и подсубпозиций ТН ВЭД.

Тогда часто используемое понятие «фискальный тариф» становится более осязаемым.

В заключение следует отметить, что тарифное регулирование внешнеторговой активности, осуществляемое посредством применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, является инструментом прямого влияния на эффективность коммерческих операций, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу, поскольку оказывает непосредственное влияние на доходность таких операций.

Последнее обстоятельство является едва ли не важнейшим фактором, определяющим содержание предпринимательских решений относительно организации внешнеторгового процесса и (как предельный случай) целесообразности участия в нем.

Как способ влияния тарифный подход отличается гибкостью регулятивных воздействий, обеспечиваемой возможностью изменения ставок таможенных пошлин как по размеру, так и по виду. Кроме того, ставка тарифа может быть функцией большого числа параметров. Например, таких как природа товара, его стоимость, страна происхождения, время года и т. п.

Итак, тарифное регулирование характеризуется широким динамическим диапазоном, изменяющимся от тонкого дифференцированного воздействия до жесткого фискального давления. Этим он выгодно отличается от налогового регулирования.

Список литературы

1. Кругман П. Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика: пер. с англ. / под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова. М.: ЮНИТИ. 1997.

2. О таможенном тарифе: Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза: утвержден решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.