Научная статья на тему 'Экономические проблемы российского Севера'

Экономические проблемы российского Севера Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
258
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коломиец А. И.

В статье рассмотрена экономика северных регионов России, Показано, что в экономической политике регионов Севера в той или иной степени задействован практически весь инструментарий региональной экономической политики, который в основном задействован в селективной поддержке развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы российского Севера»

Электронный журнал Cloud of Science. 2013. № 1.

http://cloudofscience.ru

Экономические проблемы российского севера

А. И. Коломиец Московская финансово-юридическая академия

Аннотация. В статье рассмотрена экономика северных регионов России, Показано, что в экономической политике регионов Севера в той или иной степени задействован практически весь инструментарий региональной экономической политики, который в основном задействован в селективной поддержке развития региона.

Ключевые слова: экономика регионов, региональная экономическая политика.

Северные регионы России, занимая 70% общей территории, производят около 80% нефти, более 90% газа, почти половину угля и деловой древесины, экспорт которых приносит две трети валютной выручки страны. На территориях Севера России проживают 11,9 млн. чел., что составляет приблизительно 8% всего населения страны, из них 181 тыс. чел. относятся к малочисленным народам Севера.

Север России относится к промышленно развитым регионам страны. На долю регионов Севера России приходится почти 2/5 совокупного производства ВВП, 17% валового выпуска продукции промышленности, почти 1/3 инвестиций в основной капитал, и почти 60% экспорта природно-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Экстремальные природно-климатические условия ограничивают развитие сельского хозяйства, и доля его в общероссийском производстве не превышает 5%.

При этом в данных регионах имеется огромное количество экономических, социально-демографических, геополитических и экологических проблем, которые существовали там, в общем-то, всегда.

Эти проблемы не остаются без внимания на уровне субъектов Федерации и федерации в целом, но пока не удается их успешно решать. Более 80% общего объема прибыли, полученной северными предприятиями, приходится на 4 сырьевых региона: республики Коми, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО: еще 16% — на три индустриально развитых региона Европейского Севера. В то же время на «отсталые» регионы — Республику Тыва, Чукотский автономный округ — приходится менее 0,4% суммарного объема прибыли северных предприятий.

Неустойчивость финансового положения хозяйственных комплексов сырьевых регионов подтверждается сочетанием высокой доли получаемой прибыли с большим удельным весом убыточных предприятий (исключение составляют Ханты-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

С1оий о/Баеисе. 2013. № 1.

Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где предприятия нефтегазодобычи составляют преобладающую долю в общем количестве предприятий).

Дальневосточные северные регионы — Магаданская и Сахалинская области — уступают в прибыльности регионам Европейского Севера и значительно превосходят их по доле убыточных предприятий. На них приходится лишь 3,3% прибыли, полученной предприятиями всех северных регионов субъектов РФ, а удельный вес убыточных предприятий превышает 50%.

Дифференциация северных регионов по числу и доле предприятий, являющихся наиболее эффективными в своей отрасли, весьма существенна. В республике Карелия и Мурманской области таких предприятий более половины, т. е. этот показатель даже лучше, чем в среднем по России. В сырьевых регионах он значительно ниже — на уровне 30%. В регионах дальневосточного Севера доля предприятий, входящих в рейтинг, существенно различается, в Тыве она значительно ниже.

Показатель валового регионального продукта на душу населения самый высокий в сырьевых регионах (Республика Коми, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа), а наиболее низкий — в «отсталых» (Республика Тыва). Соответственно, для первой группы характерен самый высокий уровень обеспеченности населения бюджетными доходами, а для второй — наиболее низкий.

Для оценки возможностей мобилизации собственных финансовых ресурсов регионов рассчитан показатель денежных доходов населения за вычетом прожиточного минимума, характеризующий сберегательный потенциал населения.

Дифференциация регионов по этому показателю также весьма значительна. В Республике Тыва, Чукотском АО величина прожиточного минимума превышала размер душевых денежных доходов населения.

Таким образом, наиболее устойчивой финансовой базой для экономического роста располагают сырьевые регионы: Республики Коми, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные регионы. Но их финансовый потенциал основан на высокой экспортной ориентированности, для поддержания этого потенциала требуются значительные инвестиции.

Регионы Европейского Севера — Республика Карелия, Архангельская и Мурманская области — располагают самыми лучшими среди северных регионов потенциальными условиями для развития высокоэффективных производств, т. е. «точками роста», но собственный финансовый потенциал для их реализации недостаточен. Активизация имеющегося производственного потенциала в перспективе позволит свести к минимуму значимость чисто северных проблем, решение многих из них будет посильно самим субъектам РФ.

А. И. Коломиец

Экономические проблемы российского севера

Республика Тыва и Чукотский автономный округ не располагают собственными финансовыми ресурсами для решения своих северных проблем. У них низок производственный потенциал, отсутствуют эффективные производства, которые могли бы послужить «точками роста». В этой группе регионов наиболее ограниченные возможности инвестирования, они не могут экономически развиваться без государственной поддержки.

Финансовый потенциал дальневосточных северных регионов — Магаданской и Сахалинской областей — сопоставим с регионами Европейского Севера, но в настоящее время существенно занижается в результате ценовых диспаритетов, что проявляется в высокой доле убыточных предприятий в отраслях специализации.

Эти регионы нуждаются в государственной финансовой поддержке, главным образом в области финансирования инвестиций в социальную сферу.

Производственные инвестиции из федерального бюджета, учитывая относительно благоприятный инвестиционный климат этих регионов, могут иметь лишь точечный характер.

Анализируя все вышесказанное, в заключение можно сделать вывод, что в экономической политике регионов Севера в той или иной степени задействован практически весь инструментарий региональной экономической политики, который в основном задействован в селективной поддержке развития региона.

Таким образом, экономическая политика государства в отношении северных регионов, учитывая специфичность этих территорий, должна быть направлена:

1. На преодоление искусственно заниженной конкурентоспособности производимой продукции и соответствующих спросовых ограничений, обусловленных чрезвычайно высокими транспортными издержками, путем их определенной компенсации в той или иной форме.

2. Следует учитывать истощение богатой и продуктивной традиционной сырьевой базы, которая уже стала для многих обрабатывающих производств в регионе лимитирующим фактором. В то же время освоение новых разведанных запасов требует значительных инвестиций и не может быть осуществлено силами самого региона.

3. Чрезвычайно важным является вопрос закрепления населения в этих регионах, прежде всего за счет обеспечения улучшенных условий проживания.

Автор:

Коломиец А. И., PhD, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Московской финансово-юридической академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.