Научная статья на тему 'Экономические проблемы, регулирующие сферу среднего профессионального образования в России'

Экономические проблемы, регулирующие сферу среднего профессионального образования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Ольга Викторовна

В статье рассматриваются вопросы и проблемы эффективного функционирования российского образования, направленного на его модернизацию в условиях перехода на инновационное экономическое развитие российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы, регулирующие сферу среднего профессионального образования в России»

уполномоченных органов специальных служб, а также применить меры профилактического характера для поддержания оптимального уровня устойчивого функционирования банковской системы.

В нашем личном восприятии для этой цели необходимо проводить регулярный анализ инфраструктуры банковского рынка, определить их оптимальное значение для каждого конкретного момента и использовать весь набор способов должного управления операций финансового характера в сфере банковского дела, что сокращает появление различных спекуляций.

Подводя итог, следует отметить, что в процессе изучения упомянутых ранее факторов для обеспечения устойчивого функционирования банковской системы возникает острая необходимость в получении их обоснованных рекомендаций, где в процессе реализации дальнейшего планирования исключаются возможные отклонения, что является проявлением благоприятной тенденции.

Список литературы

1. Положение Банка России № 242-П от 16.12.2003 г. «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». Вестник Банка России, 2004. № 7.

2. Немчинова Ю.В. Устойчивость банковской системы и факторы ее обеспечения // Анализ сущности финансовой устойчивости банковской системы и факторы ее обеспечения на современном этапе. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № (42) 6/2012.

3. Симонович Н.Е., Кисилева Е.А. Оценка рисков в бизнесе: предпринимательские риски // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2017. С. 244-257.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ СФЕРУ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

РОССИИ Леонова О.В.

Леонова Ольга Викторовна - кандидат экономических наук, преподаватель специальных

дисциплин,

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области Профессиональный колледж «Московия», г. Домодедово,

Московская область

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы и проблемы эффективного функционирования российского образования, направленного на его модернизацию в условиях перехода на инновационное экономическое развитие российской экономики. Ключевые слова: экономика, образование, механизм получения среднего образования.

УДК: 338.1

Формирование эффективно функционирующей системы образования колледжей, вузов и других образовательных учреждений невозможно без продуманных организационно-финансовых механизмов. Современный финансовый механизм образования в колледжах, предопределяет необходимость, с одной стороны, в стандартах гарантировать равные возможности студентам, с другой, предоставлять колледжам определенную долю самостоятельности.

Обсуждая проблему финансового обеспечения государственных средне профессиональных учреждений в сфере образования, необходимо отметить, что практически во всех регионах России разработаны нормативы финансирования образовательных учреждений, через которые выводится объем ассигнований, необходимых для каждого учреждения, оказывающего те или иные образовательные услуги. Последние изменения в сфере образования, в части финансирования бюджетных мест определяет в будущем, увеличение объема ассигнований в данную отрасль и сокращение числа бюджетных мест, а также преподавателей, что может негативно сказаться на всем образовательном процессе в России.

Методика расчета финансового норматива бюджетной организации (образовательного учреждения), основана на базисном учебном плане, обеспечивая аудиторную нагрузку учащегося, но не в состоянии обеспечить условия для достижения современного качества образования. В модельных методиках в расчет на всех уровнях образования (дошкольное, общее, профессиональное) платят за часы, а где качество образования?

С апреля 2011 года Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным дан старт новому проекту, направленному на модернизацию региональных систем общего и среднего образования. Конечная цель проекта - доведение средней заработной платы учителей и преподавателей регионов до средней заработной платы по экономике соответствующего региона.

Основополагающим критерием средне профессионального образования является концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая определяет, основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся. Основной идеей законопроекта является установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений.

Немаловажную роль в данном вопросе принадлежит рынку и в частности рынку труда. В современном образовательном процессе точки зрения ее коммерциализации в первую очередь необходимость понимания социально-экономических эффектов от происходящей модернизации системы.

Современный механизм получения среде специального образования в настоящее время носит характер института социальной защиты, что является серьезным тормозом ее развития. В условиях современной рыночной экономики в первую очередь нужна и важна высокая квалификация работника, обеспечивающая его высокую конкурентоспособность, а также практика ее получения. Современный рынок труда, к сожалению, не обеспечивает тот необходимый объем квалифицированного персонала, который востребован на рынке, что связано с отсутствием у средне специальных колледжей маркетинговых ресурсов и стратегии, а также необходимых производственных площадок.

В настоящее время вся система формирования государственного, муниципального задания далека от совершенства, но, тем не менее, в течении нескольких лет формирование контрольных цифр приема и перечни профессий и специальностей по

которым производиться набор в учреждения профессионального образования, согласуется с министерством экономики и муниципалитетами.

Таким образом, государство, заинтересованное в развитии перспективных отраслей экономики регулирует данный процесс, заказывая определенных специалистов в учреждениях среднего профессионального образования.

Принятая программа модернизации профобразования — программа, направленная на прогнозирование тех специальностей, которые помогут экономике обновиться, перейти на новый инновационный уровень своего развития.

Согласно статистике, не менее 20 миллионов специалистов, официально трудоустроенных в РФ, получили СПО. Приблизительно половина этих специалистов занята в сфере обслуживания и на производстве. Еще 50% - это работники умственного труда: среднее звено персонала бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

На современном этапе развития средне специального образования происходит внедрение ФГОС, т. е. профессиональных стандартов нового поколения, на мой взгляд, достаточно инновационных, где реально сокращены сроки подготовки специалистов, очевидна максимальная практико-ориентированность образовательных программ, модульный подход к процессу образования и, самое главное, максимальное участие работодателей в реализации профессиональных образовательных программ. Т.е. взаимоотношения между государством и образовательными учреждениями России заключается в появление реального частно - государственного партнерства заключаемая в независимой оценке качества выпускников, практико - ориентированность образовательных программ вполне осуществимыми задачами при условии 100% реализации на практике ФГОС. В этой связи, вопросы финансового обеспечения реализации ФГОС в учреждениях вузовского и профессионального образования, основанного на расчете норматива подушевого финансирования, приобретают особую актуальность.

Новые экономические механизмы финансирования учреждений профессионального образования с использованием нормативов позволяют не только оптимизировать бюджетные расходы, но и управлять образовательными учреждениями ориентируясь на результат [2, 15].

Таким образом, создание эффективного механизма формирования государственного муниципального задания, внедрение ФГОС и финансового обеспечения реализации ФГОС в учреждениях среднего профессионального образования, основанного на расчете норматива подушевого финансирования, позволит сформировать эффективную территориально-отраслевую организацию ресурсов системы профессионального образования, ориентированную на потребности перспективных рынков труда и реально влияющую на успешное социально-экономическое развитие региона.

Список литературы

1. Денисова И.П., Рукина С.Н. // Современная система образования // Феникс, 2013. 288 c.

2. Сайт ГКУ развития Московского региона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rmr.mos.ru/ (дата обращения: 21.09.2018).

3. Гущин А.Н. Конспект лекций по дисциплине «Информационные технологии управления» [Электронный ресурс]: учебное пособие / Гущин А.Н. Электрон. текстовые данные. М.: Директ-Медиа, 2011. 69 с. Режим доступа: http:// www.biblioclub.ru/ (дата обращения: 21.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.