Научная статья на тему 'Экономические проблемы развития военного потенциала России'

Экономические проблемы развития военного потенциала России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Анатолий Тихонович, Хрусталёв Евгений Юрьевич, Шиленко Николай Иванович

Дается определение военного потенциала государства, обоснована его ведущая роль в обеспечении национальной безопасности. В сопоставлении с развитыми государствами проведен анализ состояния военного потенциала России, приведены основные факторы и приоритетные направления его развития, а также финансово-экономические параметры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коваленко Анатолий Тихонович, Хрусталёв Евгений Юрьевич, Шиленко Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Problems of the Russian Military Potential Development

One can find the definition of military potential of the state, justification of its leading role in the maintenance of national security. The analysis of the Russian military potential in comparison with the military potential of the economic developed states is given; the major factors and priority directions of its development, financial and economic parameters are specified.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы развития военного потенциала России»

Экономические проблемы развития военного потенциала России*

© А.Т. Коваленко, ЕЮ. Хрусталёв, Н.И. Шиленко, 2004

Дается определение военного потенциала государства, обоснована его ведущая роль в обеспечении национальной безопасности. В сопоставлении с развитыми государствами проведен анализ состояния военного потенциала России, приведены основные факторы и приоритетные направления его развития, а также финансово-экономические параметры.

Анализ состояния военного потенциала России

Военный потенциал определяется как возможность обеспечить военную безопасность государства, он состоит из двух основных блоков - военной организации (ВО) и оборонно-промышленного комплекса (ОПК), каждый из которых включает соответствующие организационные формирования, функционально объединяющие разнородные материальные ресурсы и кадровый, в том числе научно-техничес-кий и образовательный, компонент. Роль военного потенциала в обеспечении глобальной военной безопасности будет оставаться весьма значительной, особенно с учётом появления новых ядерных держав, непрекращающейся модернизации вооруженных сил большинства ведущих стран мира и ростом активности международных террористических организаций (Хрусталёв, 2004).

Масштабы военного потенциала характеризуются количественными и качественными параметрами ВО и производительными силами ОПК: человеческими ресурсами, производственными мощностями, их структурой и

территориальным размещением, инфраструктурой, обеспеченностью природными ресурсами (особенно основными видами сырья и топлива), сельским хозяйством, транспортом и связью, уровнем развития науки и техники, размерами национального богатства, запасами золота и иностранной валюты, стратегическими резервами различных материальных средств и т.п. Эти элементы неразрывно связаны между собой, но их роль и значение в военном потенциале меняются с ходом истории.

Для того чтобы достаточно обоснованно оценить военный потенциал необходимо, прежде всего, комплексно исследовать его главные элементы, в том числе выявить максимальные возможности их использования в военных целях. Оценка качественных и количественных аспектов военного потенциала в целом и его важнейших элементов относится к числу недостаточно разработанных в теоретическом и практическом плане проблем. Ее решение требует применения ряда критериев, стоимостных и натуральных показателей, статистических и экономико-математических методов, экспертных оценок и т.д. В процессе исследования каждого элемента военного по-

Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 02-02-00235). 66

тенциала возникает необходимость использовать также особые критерии и показатели.

Важнейшим показателем оценки состояния людских ресурсов, которые всегда были и остаются важнейшим элементом военного потенциала, является численность населения. Из данных, приведенных в табл. 1, следует, что в отличие от других стран мира численность населения России в последнее десятилетие сокращается. Эта тенденция сохранится и в ближайшие годы. По прогнозам, численность населения России в 2015 г. составит 139 млн. человек, т.е. сократится по сравнению с 2000 г. на 6 млн человек.

С точки зрения военной безопасности имеют значение не только количественные, но и качественные критерии. Важнейшими среди них являются: уровень здоровья населения, его общеобразовательный уровень и морально-психологическое состояние, возрастная структура в целом и трудоспособного контингента в частности, квалификационно-профессиональный состав трудовых ресурсов.

В 1990-х годах в России происходило резкое ухудшение качественных показателей, характеризующих состояние населения. Быстро растет число людей с тяжелыми заболевания-

Таблица 1

Численность населения некоторых стран мира в 1990-2000 гг. (млн чел.)

Страны ____________ Годы

1990 1995 2000

США 247,0 263.2 277,0

Япония 123,5 125,8 127,0

Германия 79,0 81,6 82,0

Франция 56,5 58,1 59,0

Италия 56,5 57,3 58,0

Великобритания 58,0 58,4 59,0

Канада 28,5 29,6 31,0

Китай 1155,0 1232,5 1260,0

Индия 840,0 920,0 1020,0

Россия 150,0 147,0 145,0

Весь мир 5235,0 5700,0 6000,0

ми, сокращается средняя продолжительность жизни, которая сейчас для мужчин составляет 57 лет, что является самым низким показателем среди промышленно развитых стран. Существующие в стране трудовые ресурсы используются крайне неэффективно. Наблюдается рост зарегистрированной и скрытой безработицы, падает производительность труда, происходит «утечка умов» и квалифицированных рабочих за рубеж.

В целом в России складывается неблагополучная ситуация с точки зрения трудоресур-сной безопасности, в том числе в использовании людских ресурсов, как в ВО, так и в военной экономике в целом, что не может не оказывать отрицательного влияния на военное строительство и оборонный потенциал.

В современных условиях военный потенциал в значительной степени зависит от промышленного производства. Для его количественной характеристики используются различные стоимостные и натуральные показатели, которые позволяют оценить максимальные производственные мощности страны по выпуску тех или иных видов продукции, в том числе и военного назначения. Качественное состояние промышленности характеризуют такие показатели, как производительность труда, степень механизации и автоматизации производственного процесса, наукоемкость, фондовооруженность и энерговооруженность труда и т.д. В годы реформ по этим показателям в России произошло резкое ухудшение состояния промышленности. Объем выпускаемой промышленной продукции сократился с 800 млрд долл. в 1990 г. до 437 млрд долл. в 2003 г. (в ценах 2003 г.). За это же время доля России в мировом промышленном производстве уменьшилась с 10,35 до 4,47%.

Продолжаются опасные процессы физического и морального износа основных производственных фондов, целые отрасли утрачивают конкурентоспособность. Наблюдается явная тенденция деиндустрилизации страны,

ш

я о х о 3 5

О га

тз

0 2 (О

1 X

О »

о

го о о

неблагоприятные изменения в структуре промышленного производства: сокращение доли обрабатывающей промышленности и увеличение доли сырьевых отраслей. Происходящие неблагоприятные изменения в промышленности неизбежно ведут к ослаблению материальной базы обороноспособности страны, а в долгосрочной перспективе могут создать критическую ситуацию с точки зрения экономического обеспечения военного строительства.

В структуре военного потенциала должна возрастать роль науки и техники (Маевский, Ку-зык, 2003). Научно-технический задел стал одним из ключевых факторов, определяющих оборонную мощь государства. Исследование научно-технической сферы народного хозяйства осложняется специфическими особенностями ее развития. В частности, отсутствует приемлемый единый критерий оценки общего уровня науч-но-технического развития. В самом общем виде научно-техническую составляющую военного потенциала можно оценить возможностью страны по созданию качественно новых вооружений с использованием новейших научных достижений и передовой технологии. Создание современных сложных систем оружия требует широкого развертывания НИОКР в ряде областей знаний и создания высокотехнологической производственной базы (Кузык, 1999).

В 1990-х годах в России многократно уменьшились расходы на НИОКР, существенно ослабела научно-техническая база, произошла деградация науки и техники. С огромными негативными последствиями связан наблюдаемый за последние годы процесс массового выезда в зарубежные страны наших наиболее перспективных ученых. Об опасных масштабах «утечки умов» говорит тот факт, что с 1990 г. Россию покинули 80% математиков и 50% физиков. Сейчас, когда на первый план выходят качественные параметры развития, негативные изменения в научно-техничес-кой сфере представляют значительную угрозу для военной безопасности России.

Элементы военного потенциала функционируют и развиваются не изолированно, а в тесной взаимосвязи, причем как в рамках отдельных стран, так и на мировой арене. При этом глобализация мировой экономики сопровождается усилением взаимодействия военных потенциалов отдельных стран. Вхождение России в мировую экономику, расширение ее экономических связей с другими странами могут иметь для военного потенциала страны как положительные, так и негативные последствия (Горностаев, 2000). Например, для экономического обеспечения обороноспособности в долгосрочном плане серьезной угрозой стала продовольственная зависимость. Россия превратилась в страну, зависимую от импорта многочисленных базовых видов продовольствия.

Для национальной безопасности России значительную опасность представляют и такие факторы, как огромная внешняя задолженность, рост финансово-экономической зависимости от Запада, превращение страны в топ-ливно-сырьевой придаток развитых государств, утечка капитала и т.д.

Для исследования экономических основ военного потенциала чрезвычайно важно не только изучение главных элементов производительных сил, но и выявление совокупных максимальных военно-экономических возможностей с учетом особенностей и закономерностей их взаимодействия.

Величина военного потенциалов меняется под влиянием многих разнообразных факторов. Трудно найти обобщенный показатель, который позволил бы дать его точную количественную характеристику. В качестве одного из важнейших критериев может быть использован показатель «боевая готовность ВО», которая определяется как ее способность в любых условиях обстановки в установленные сроки начать военные действия и успешно выполнить поставленные задачи. Уровень боевой готовности ВО отражает системное единство технической оснащенности, воинского мае-

терства и состояния морального духа. Способность ВО выполнять стоящие перед ней задачи в решающей мере зависит от того, как организована ее деятельность, от создания, модернизации, ремонта и содержания вооружения и военной техники (ВВТ), финансирования военных потребностей.

Любая деятельность предполагает цель, средства, процесс и результат. Результат обобщенно характеризуется двумя составляющими: достигаемым эффектом и затратами. Сложный и разноплановый процесс деятельности ВО можно представить как совокупность отдельных мероприятий. Под мероприятием понимается всякая целенаправленная деятельность, протекающая в рамках военно-экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена (обращения) и потребления конечного военного продукта. Эту деятельность можно изучать с различных точек зрения. Поскольку военно-экономический анализ преследует цель найти способы повышения эффективности использования ресурсов, то предметом военно-экономического анализа являются специфические экономические отношения, возникающие в процессе поиска наиболее эффективных путей использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для выполнения задач, стоящих перед ВО. Поэтому необходимо использовать методы обоснования планов мероприятий по обеспечению боевой готовности ВО (с учетом затрат на их проведение) и достигаемого результата.

Из всех макроэкономических показателей наиболее пригодным для количественной оценки и сопоставления экономических компонентов военных потенциалов отдельных стран являются данные об их валовом внутреннем продукте (ВВП), национальном доходе (НД) и национальном богатстве (НБ).

В России в 1990-х годах произошло резкое сокращение размера ВВП (см. табл. 2), который в 2000 г. по сравнению с 1990 г. уменьшился примерно на 40%. За 1990-2000 гг. доля

России в мировом ВВП упала с 5,48 до 2,66%. За годы реформ по объему ВВП Россия опустилась с 4-го на 9-е место, а по ВВП на душу населения - с 39-го на 56-е место. В 1990 г. в России производство ВВП на душу населения по отношению к аналогичному показателю США составило 44%, а в 2000 г. оно сократилось до 24%.

Приведенные данные дают только приближенное представление о военно-экономических возможностях страны. Но только на основе показателей о ВВП нельзя определить предельные возможности государства по обеспечению конкретных экономических потребностей ВО. Для общей оценки требуется выявить совокупные максимальные военно-экономические возможности хозяйства страны в единстве и взаимосвязи функционирования основных элементов экономики. При этом необходимо иметь не только достаточную аналитическую информацию об основных элемен-

Таблица 2

Объем валового внутреннего продукта некоторых стран мира в 1990-2015 гг.

Страны

1990

Годы 2000

Весь мир, в том числе:

США

Япония

Германия

Франция

Россия

31480,0 ; 40765,0

100,0 ; 100,0

6415,0 8585,0

20,38 21,06

2675,0 3000,0

8,50 ! 7,36

1560,0 ! 1865,0

4,96 | 4,57

1150,0 ! 1380,0

3,65 | 3,39

1725,0 : 1085,0

5,48 2,66

В числителе - абсолютный размер ВВП в млрд долл. США в постоянных ценах и по паритету покупательной способности валют 1995 г., а в знаменателе - доход в процентах к итогу по всему миру.

2015 (прогноз)

69950,0 100,0 13000,0 18,59 4040,0 5,77

2650,0 3,79 1980,0 2,82 2250,0 3,22

щ

я о я о 3 5

1

•О га 3 га I I

о

О

2

ю

ГО О

о

тах военного потенциала, но и сведения о характере будущей войны, спросе на военную технику и другие виды конечной военной продукции. Это необходимо для определения пропорций в распределении материальных и трудовых ресурсов между отраслями военного производства.

Следует подчеркнуть, что в последние годы в США и в других ведущих западных странах происходят значительные изменения в военно-экономической сфере. Эти страны осуществляют комплекс мер в целях приспособления военной экономики к новым требованиям и условиям. При этом по-прежнему особое внимание уделяется разработке принципиально новых систем оружия, созданию с использованием современной информационной и коммуникационной техники средств ведения войн нового типа, в частности неядерного разоружающего удара, что было продемонстрировано во время военной операции в Югославии. В таких быстро меняющихся условиях нельзя точно оценить военный потенциал России без оценки ее текущих и перспективных научно-технических, производственных и иных возможностей по производству систем оружия, необходимых с для ведения современных войн.

§ Из известных методов оценки ЭКОНОМИСТ

ческой компоненты военного потенциала

т наиболее приемлемым является метод расчета 2■ межотраслевой балансовой модели мобилиза-ционного развертывания хозяйства в чрез-§ вычайныхусловиях. Данная модель позволяет

о

определить взаимосвязь между различными | отраслями экономики, дать количественную | оценку возможной максимизации выпуска во-§• енной и сокращения производства граждан-° ской продукции до допустимо-минимальных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| размеров. При разработке такого баланса исхо-

* дят из предпосылки, что в ходе мобилизацион-

| ного развертывания экономики осуществляет-

| ся предельно интенсивное комплексное ис-

° пользование существующих в стране произво-

,§ дительных сил.

Оценка военного потенциала России по различным критериям показывает, что за последнее десятилетие произошло не только резкое сокращение количественных, но и ухудшение качественных его показателей как в целом, так и важнейших элементов.

Экономическая сфера стала наиболее уязвимым компонентом системы национальной безопасности России. Резкое сокращение экономических возможностей государства привело к тому, что страна оказалась перед лицом серьезнейших трудностей в плане обеспечения военного строительства (Цымбал, Хрусталёв, 1999). Противоречия между минимально необходимыми нуждами ВО и ее финансово-экономическим обеспечением дошли до критической черты. Это неизбежно привело к резкому ослаблению боеготовности и боеспособности, снижению уровня морально-политического состояния военнослужащих.

Если в США и западноевропейских странах реформирование военной экономики сопровождается усилением военной мощи, модернизацией военно-промышленной базы, разработкой и производством вооружения XXI в. (Фарамазян, Борисов, 2001), то в России происходят противоположные процессы. После окончания холодной войны стала пропагандироваться точка зрения, что России уже никто не угрожает, и поэтому нужна глубокая демилитаризация страны. Конечно, она была необходима, но политическим руководством России были выбраны такие методы, которые привели к деградации всей научно-технической и производственной базы ОПК, к резкому ослаблению ВО и военной безопасности страны. Все это, естественно, привело к негативным последствиям для обороноспособности России.

Сейчас не может быть и речи о том, чтобы Россия могла обеспечить военно-стратегичес-кий паритет, выдержать военно-экономическое соревнование с западными странами, как это было в недавнем прошлом. Но в силу своего геополитического положения и ряда других

объективных обстоятельств, Россия не может обойтись без мощного военного потенциала, достаточного для надежной обороны страны и сохранения ее целостности. Это, в свою очередь, требует создания и функционирования такого ОПК, который гарантирует экономическое обеспечение военного строительства, в частности оснащение ВО новейшими системами ВВТ (Рассадин, 2002).

В последнее время внимание к нуждам ВО несколько повысилось, однако намечаемые меры явно недостаточны. Сложившаяся ситуация требует осуществления более радикальных действий, в частности:

• более четкого обоснования потребностей страны в ВО, ее структуры и задач, определения того, к ведению каких войн она должна быть готова;

• уточнения основных направлений и конечных целей военной реформы. Необходимо учитывать, что военная реформа - это не только реформа непосредственно ВО. Она должна быть нацелена и на укрепление таких фундаментальных основ обороноспособности, как производственная и научно-техническая база страны, инфраструктура, образование, здравоохранение и т.д. Представляется весьма опасным, например, когда реформирование энергетики и железнодорожной системы страны происходит без соответствующей экспертизы с точки зрения его влияния на военный потенциал страны;

• решения острой проблемы недофинансирования ВО, что возможно только путем увеличения абсолютных и относительных размеров военных расходов, а также повышения их эффективности. Приобретает первостепенное значение также изменение структуры военного бюджета, а именно увеличение доли затрат на инвестиции (расходов на военные НИОКР, закупки ВВТ, строительство военных объектов и т.д.) и соответствующее сокращение удельного веса затрат на содержание ВО (затрат на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала, закуп-

ки обмундирования, продовольствия, эксплуатацию и ремонт ВВТ и т.д.). В ведущих западных странах соотношение между этими двумя группами расходов составляет примерно 50:50, в России же доля затрат на содержание ВО за 1990-1999 гг. выросли с 33,3 до 69,2%. Такая структура российского военного бюджета оказывает весьма негативное влияние на перспективы развития военного потенциала;

• продолжения поисков рациональных методов и направлений реформирования ОПК, учитывая опыт западных стран, но не фетишизируя его. Реформирование ОПК не может быть успешным, если заранее не будут определены его основные задачи, в частности размеры, структура и характер государственных оборонных заказов на ближайшие годы и перспективу. В последние годы в России сложилась уникальная ситуация, когда поставки ВВТ за рубеж примерно в 3-4 раза превышают соответствующие поставки собственной ВО. Оборонные интересы России требуют увеличения удельного веса военной продукции, которая выпускается для внутреннего потребления;

• создания адекватной рыночным условиям законодательной базы и институционально-управленческого механизма государственного руководства военно-экономической деятельностью, в частности систем военного финансирования, контрактации, ценообразования на военную продукцию и т.д.

Россия располагает огромными возможностями, в частности трудовыми, интеллектуальными, научно-техническими, производственными, природными и иными ресурсами для ускорения социально-экономического развития, создания конкурентоспособной экономики. Национальные интересы настоятельно требуют разработки и осуществления комплекса мер, которые в совокупности обеспечили бы эффективное использование объективно существующих богатейших и разнообразных ресурсов в целях экономического прогресса и укрепления военного потенциала.

Основные факторы развития российского военного потенциала

В предотвращении войн и вооруженных конфликтов политическое руководство России исходит из приоритета политико-дипломати-ческих, международно-правовых, экономических и других невоенных средств, коллективных действий мирового сообщества в отношении угрозы миру, актов агрессии и терроризма. Вместе с тем признается необходимым иметь в качестве основного инструмента обеспечения военной безопасности хорошо оснащенную, обладающую современным уровнем профессиональной и морально-психологической подготовки, боеспособную, компактную и мобильную ВО рациональной структуры, состава и численности.

Сложное финансово-экономическое положение страны, нерешенность многих социальных вопросов, кризис в ряде отраслей экономики позволяют с достаточной степенью уверенности утверждать, что при сохранении нынешних тенденций в международных отношениях в ближайшие годы общий уровень расходов, выделяемых на военные нужды, сущес-и твенно не возрастет и составит не более 3,5% о ВВП. Следовательно, вопрос заключается в 041 том, какую ВО может иметь Россия, выделяя " на оборону такие средства? Для ответа на него ^ полезно сопоставить военные бюджеты раз-8 личных стран и сравнить численности населе-В ния, занятого обеспечением оборонных нужд, ^ т.е. учесть демографический фактор. | Анализ результатов ранее проведенных | исследований свидетельствует о том, что для §• стран, обладающих в необходимом количестве ^ современным вооружением, существует опре-| деленное соответствие между объемом ВВП, к численностью населения и численностью ВО. | В России в 1993 г. ВВП (870 млрд долл.) был § весьма близок к ВВП ФРГ, Франции, Италии и В Великобритании. При этом по численности т ВО России превосходила в то время армии

указанных государств в 4-6 раз, а по уровню технической оснащенности и материального обеспечения - существенно уступала им. Если исходить из предположения, что уровень технической оснащенности и обеспеченности материально-техническими средствами ВО страны должен соответствовать уровню армий данных государств, то при доведении уровня расходов на строительство и содержание ВО до уровня 3,5% объема ВВП Россия в состоянии содержать в настоящее время ВО численностью не более 600 тыс. человек.

Ограниченность приведенных расчетов заключается в том, что они не учитывают положительный вклад военного потенциала в развитие экономики, образования и культуры страны. С этой точки зрения, уменьшение численности ВО ниже уровня 0,8-1% численности населения России следует рассматривать как временную меру, обусловленную текущими жесткими финансово-экономическими ограничениями ближайших 8-10 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что к основным факторам, влияющим на развитие ВО, следует отнести: геостратегические, геополитические, экономические и демографические.

Геополитические и геостратегические факторы являются определяющими, они должны влиять на основные необходимые (желаемые) параметры ВО - их организационную структуру и численность, а также состав и соотношение видов, родов войск (сил), специальных войск и служб. Реально же возможные параметры ВО могут быть установлены только с учетом экономических и демографических факторов, которые являются решающими.

Акцентируя роль экономических факторов развития, следует отметить, что экономика и военное дело во все времена теснейшим образом были и остаются связанными между собой. Проявления этой связи весьма многообразны. Геостратегическое, политическое и геоэкономическое положение государства опреде-

ляет его военную политику в целом. На уровне конкретных решений в области государственного строительства экономическое положение государства в значительной мере определяет облик ВО, т.е. численность войск, способ их комплектования, характер (наступательное или оборонительное) и состав ВВТ, состав средств индивидуальной защиты военнослужащих на поле боя и т.д.

Кроме того, в конкретных проявлениях экономика влияет на социальное положение военнослужащих, долю технически совершенных образцов оружия в системе вооружения (например, в настоящее время в России -11-18%, в НАТО - около 75-80%), уровень технологий военного производства и управления войсками. На современном этапе и в ближайшей перспективе экономика может играть сдерживающую или, напротив, стимулирующую роль в создании перспективных систем военного противоборства.

Имеется и обратная связь, которая проявляется в требованиях ВО к экономике государства. Так, на развитие и текущее содержание ВО, поддержание ее состояния на современном уровне и социальное обеспечение военнослужащих требуются определенные ресурсы. При этом ВО зачастую стимулирует развитие тех или иных отраслей экономики (например, производство редких металлов), новых технологий, определенной инфраструктуры.

Экономическая выгода государства стимулирует применение военной силы или хотя бы угрозу ее применения (Пожаров, 1997). Примерами тому могут служить войны прошлых веков, а также войны и военные конфликты последних лет, имевшие целью передел мира и захват регионов с дефицитными природными ресурсами (например, в значительной мере «иранский кризис» 2003-2004 гг. порожден нефтяным интересом). Таким образом, экономические интересы государств могут становиться побудительным мотивом возникнове-

ния военных конфликтов. Для экономической экспансии или защиты от нее создается ВО, облик которой формируется интересами и возможностями государства, в решающей мере определяющими не только содержание, но и направления военного строительства (Пожаров, 1999). Иначе говоря, военная сила обеспечивает богатство, в свою очередь, богатство страны создает условия для развития военного потенциала.

В современных условиях тенденции влияния экономических факторов на вероятность возникновения потребности в военной силе меняются. Так, Концепция внешней политики Российской Федерации констатирует, что глобализация мировой экономики порождает новые опасности, хотя одновременно создает дополнительные возможности для социально-экономического прогресса, а также расширения человеческих контактов.

Для нейтрализации новых угроз необходимо сделать прогноз глобальных тенденций экономического развития, в том числе и с точки зрения выявления возможности порождения военных конфликтов. Поэтому не случайно в США появляются документы, регламентирующие войны 2020 г. Российские исследователи

я

также утверждают, что «прогностическая фун- § кция должна стать одной из важнейших сторон 1 военной политики государства» (Слипченко, 8

2002). I

Военная политика в силу, во-первых, зави- |

симости от экономики, и, во-вторых, длитель- *

ности жизненных циклов современного ору- §

жия требует долгосрочного прогнозирования. |

Известно, например, что циклы развития сов- х

ременных систем вооружений составляют 3

примерно 15-20 лет. Это означает, что для ре- 8

О

шения о том, какие именно системы следует 1

ставить на вооружение сегодня, нужно пред- ♦

ставить себе, в каком окружении - враждебном ^

или дружественном будет находиться Россия "

через 20, а то и через 30 лет (военно-полити- §

ческий аспект), каковы будут экономические, в ^

том числе технологические возможности государства. Технологический облик современного мира играет в этом плане важную роль. Он складывается под влиянием трех революций -информационной, телекоммуникационной и военной. Без представления об этом невозможно формировать военную политику.

Как показывает мировой опыт, чтобы разработать реалистичную концепцию военного строительства, необходимо выявить характер угроз и опасностей, с которыми Россия может столкнуться в краткосрочной (ближайшие 3-5 лет) и долгосрочной (15-20 лет) перспективе.

В краткосрочной перспективе внешняя угроза для Российской Федерации невелика. За это время не появится врагов, которые могли бы в любой момент начать вооруженную агрессию. Конечно, вызывает опасение расширение Североатлантического альянса, превратившегося в доминирующую военную силу в Европе. Но у России сегодня нет острых политических или экономических конфликтов со странами НАТО, во всяком случае, таких, которые могли бы привести в ближайшем будущем к крупномасштабной войне. Кроме того, ^ Российская Федерация пока еще обладает § мощными стратегическими ядерными силами, ° способными сдержать агрессора.

" Если в долгосрочной перспективе не удас-

01

2 тся создать надежной системы безопасности в

* Европе и в азиатско-тихоокеанском регионе, § укрепить механизмы обеспечения глобальной о- безопасности под эгидой ООН, то нельзя иск-| лючать возобновления типичного для много-| полярной системы международных отноше-| ний острого соперничества между новыми ° центрами силы, их попыток установить гос-| подство над регионами, имеющими жизненно

* важное значение для России, и даже над неко-§ торыми ее районами.

| Таким образом, для формирования военно-

§ го потенциала нужно представлять мир XXI в.,

^ его структуру, соотношение интегративных и

дезинтегративных тенденций, а также роль государственного суверенитета, состояние мировой и региональной экономики, военной силы международных организаций и т.д. Нужно иметь представление о количестве военно-политических полюсов, о сверхдержавах, региональных балансах сил как в геополитическом и геостратегическом, так и в геоэкономическом отношении.

Для создания наукоемких продуктов, к числу которых относятся вооружения, необходима экономическая основа развития фундаментальной и прикладной науки, технологии и производства. Причем эта цепочка должна быть очень точно сбалансирована: нельзя гипертрофировать то или иное направление, иначе цепочка не заработает и продукт не будет создан.

В рамках глобализации экономики российское оборонное производство вышло на мировой рынок наукоемкого продукта. Это имеет место в такой исторический момент, когда во всем мире происходит борьба за рынки наукоемкого продукта, не только оружия, а именно наукоемкого продукта, и эта борьба приводит к резкой концентрации капитала.

Так, в США за последние 5-6 лет в области «финишной» продукции, в авиационно-кос-мическом комплексе, где раньше работало более ста фирм, осталось всего четыре. Они поглотили всю область, связанную с авиационной, космической, ракетно-космической электроникой, все информационные технологии, т.е. все, что сегодня понимается под наукоемким производством. Это произошло потому, что наукоемкий продукт требует колоссальных инвестиций в базовые технологии. Например, чтобы создать только один современный завод микроэлектроники, нужно вложить от 2,5 до 5 млрд долл.

Тем не менее, экономические возможности любого государства не беспредельны, поэтому необходимо вырабатывать приоритеты развития средств вооруженной борьбы и социально-

го обеспечения военнослужащих. Так, экономические ограничения в России сдерживают переход к полностью профессиональной армии. В области развития систем вооружения приоритеты также необходимы. В современных условиях ядерное оружие должно быть сохранено, хотя США настойчиво предлагают полностью его уничтожить. В сфере обычных вооружений и технологий трудно одновременно поднимать авиацию, космонавтику и т.д. Установление и практическая реализация выбранных приоритетов даст возможность успешно интегрироваться в мировую экономику наукоемкой продукции.

Важным становится такой фактор, как наличие внешних угроз экономического характера. Они выражаются в территориальных претензиях ряда стран к России (например, Японии - по Курильским островам); возможности вмешательства в ее внутренние дела (например, США и ОБСЕ - по проблеме Чечни); попытке игнорировать национальные интересы в решении проблем международной безопасности.

Финансово-экономические параметры военного потенциала

Накопленный в системах военного управления опыт научного обоснования программ вооружения, решения других задач оптимизации многоуровневых структур позволяет применить два различных методических подхода. Первый подход позволяет сформулировать потребные уровни решения военных задач в типовых военно-политических ситуациях, которые затем последовательно трансформируются в систему рациональных соотношений различных боевых средств на основе критерия минимизации суммарных потребных затрат материальных и денежных ресурсов (так называемая «оптимизация сверху» или «от потребности»). Второй подход может быть назван «оптимизацией снизу» или «от воз-

можностей». Он предполагает задание ограничений по ресурсам, в пределах которых (с использованием в качестве системы ограничений величин относительных затрат) осуществляется последовательная, в направлении от нижних уровней к верхним, максимизация эффективности решения частных задач. При этом на верхнем уровне в качестве основного критерия может использоваться величина суммарного боевого потенциала формирований ВО, а на нижних уровнях - значения коэффициентов боевого потенциала и их составляющих.

Оба подхода практически применимы для определения ряда параметров военного потенциала. Вместе с тем, для условий все более жестких ресурсных ограничений, характерных для современной России, основным приходится считать второй подход, так как практика последнего десятилетия однозначно указывает: именно ограничения по ресурсам, а не качество обоснования потребностей в наибольшей степени определяет фактическое состояние военного потенциала России. Подтверждением этому служит, например, тот факт, что значительные поэтапные сокращения общей численности ВО с целью повышения их ресур- щ сообеспечения и качества не привели к желае- § мым результатам из-за невыделения средств 1 по статьям, предусматривающим качественное | развитие ВО. »

Поэтому определяющим параметром пер- | спективного облика ВО является, наряду с их общей численностью, объем планируемых ре- ё

сурсов, который принято выражать в доле еже- §

_ ф

годных оборонных расходов в ВВП. Как извес-

тно, данный макроэкономический показатель 3

определен в размере 3,5% в утвержденных 8

Президентом РФ от 30.07.1998 г. Основах I

(Концепции) государственной политики по во- ♦ енному строительству. Как показывает анализ,

таких ассигнований для ВС численностью "

ю

1200 тыс. военнослужащих, оснащенных на 8 уровне современных требований, оказывается ^

недостаточно. Однако реально в последние годы в бюджете утверждалось около 3% (в 1999 г. - даже 2,6%), а фактически выделялось лишь несколько более 2% ВВП. Поэтому первоочередная задача обеспечения устойчивого функционирования ВО РФ в самом ближайшем периоде заключается в достижении установленного 3,5-процентного норматива. Этот норматив соответствует (по объему оборонных расходов в денежном эквиваленте) самому нижнему уровню расходов семи наиболее развитых стран («Восьмерки», за исключением «периферийной» Канады), что более чем в 10 раз уступает расходам США и более чем вдвое - военным расходам Франции и Японии (Ежегодник, 2004).

Анализ геостратегических, экономических и культурно-исторических особенностей России показывает, что, с учетом прогнозируемого экономистами России относительного прироста ВВП до 3% в год, имеются основания принять более обоснованный для нее норматив оборонных расходов на уровне 4,5 - 5% ВВП, а переход к нему целесообразно осуществить в период после 2005 г.

Одним из ключевых является вопрос о ра-с циональном соотношении между затратами на § техническое оснащение ВО и развитие ВВТ и ° затратами на боевую подготовку личного сос-тава и его всестороннее обеспечение. Для по-2 лучения ориентированных нормативов здесь

* можно воспользоваться опытом, накопленным у ранее в ВВС. Известно, например, что перево-а оружение на каждое новое поколение авиаци-| онной техники обеспечивало рост потенциаль-| ных боевых возможностей (боевого потенциа-§■ ла) ориентировочно в 1,5-2,5 раза. В то же вре-° мя диапазон изменения качества летной подго-| товки за полный срок его службы может быть

* оценен следующим рядом коэффициентов-| сомножителей для коэффициентов боевого по-| тенциала авиационных комплексов: 0,4 - лет-| чик, не имеющий класса; 0,7; 1; 1,2 - соответс-J твенно летчики 3,2 и 1 класса; 1,6 - летчик-

снайпер, т.е. летчик, имеющий высший уровень подготовки. Таким образом, здесь полный цикл совершенствования может дать 3-4-крат-ный рост боевого потенциала. Полагая полные временные циклы «перевооружения» примерно одинаковыми (в интервале от 15 до 25 лет), можно сделать вывод, что вклад уровня подготовки личного состава в повышение боевого потенциала несколько превышает прирост боевого потенциала, обеспечиваемый перевооружением на новую технику, и рациональный обобщенные затраты на эти цели должны соотноситься, как 1,5 : 1.

Оценка приоритетных направлений развития военного потенциала

Эта задача постоянно возникает в условиях жестких бюджетных ограничений и нестабильности финансирования основных направлений жизнедеятельности ВО и проведения военной реформы. Так, например, в период 2001-2002 гг. неоднократно приходилось решать вопросы первоочередного финансирования различных мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического обеспечения военнослужащих, других актуальных задач, в том числе обеспечения путей перехода к комплектованию ВО преимущественно на контрактной основе. Одно из обсуждений этой проблемы состоялась в 2002 г. с участием представителей Главного организационно-мо-билизационного управления Генерального штаба, Главного управления бюджета и финансирования Минобороны РФ, Управления военно-экономического анализа и экспертиз Минобороны РФ, Военного финансово-экономического университета, Минэкономики РФ, ведущих научно-исследовательских организаций страны. Большинство присутствующих высказалось за проведение специального эксперимента, например, в масштабе дивизии, что и было реализовано на базе Псковской дивизии

Воздушно-десантных войск. В ходе подготовке к этому обсуждению был проведен опрос экспертов относительно сравнительной приоритетности основных направлений военной реформы.

В табл. 3 представлены ранги приоритетности направлений военной реформы, назначенные восемью экспертами, и соответствующие обобщенные оценки - сумма мест и определенная по ней итоговая приоритетность1.

Наибольший уровень приоритетности получили первые два направления, что соответствует известному принципу «кадры решают все». При этом выявленный в оценках более высокий приоритет направления «повышение престижа службы офицерского корпуса» вполне согласуется с той особой ролью высокопрофессиональных офицеров, которая принадлежит им в реализации всех четырех основных направлений военной реформы.

Последующие практические мероприятия, направленные на улучшение финансового обеспечения ВО и предусмотренные военным бюджетом на 2004 г., удовлетворительно согласуются с полученными оценками, что подтверждает правомерность применения подобной обобщенной оценки для ориентировочного

ранжирования относительной важности стратегических направлений развития.

Заключение

При определении принципов и направлений развития российского военного потенциала должно обеспечиваться соответствие уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов управления ВО, ее структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности и экономическим возможностям страны. При этом приоритетными задачами военно-экономического обеспечения развития военного потенциала является своевременное и в полном объеме (в пределах имеющихся финансовых ресурсов государства) финансовое обеспечение планов строительства и развития, боевой и мобилизационной подготовки ВО, потребностей всех ее компонентов (Основы..., 2002).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Военный потенциал России должен быть способен обеспечить стратегическое сдерживание, надежную защиту страны от нападения и решение задач по отражению агрессии в ре-

1 Вопрос к экспертам был сформулирован в следующем виде: «Укажите, пожалуйста, порядок предпочтения (приоритетность финансирования) следующих направлений военной реформы путем их нумерации».

Таблица 3

Результаты экспертной оценки приоритетности финансирования основных направлений военной реформы

Направления реформы 1 2 Оценки экспертов 3 4 5 6 7 1 - 1 8 Сумма мест Приоритетность

Переход на службу по контракту | 1 2 2 1 : 2 1 4 2 1 15 : 2

Повышение престижа службы офи- ;

церского корпуса 2 1 1 3 1 1 1 1 11 1

Модернизация ВВТ, оснащение ВО 1

новой техникой 1 1 3 4 4 3 3 3 2 23 3

Обеспечение боевой подготовки 1 3 4 3 2 ; 4 2 4 . ___ 3 ; 25 1. 4 ____

о о

СЧ1

со"

5

и и О О.

>5

о ж

т

гиональной и локальной воинах, в вооруженном конфликте, а также развертывание группировок войск и сил для решения задач в широкомасштабной войне. Одновременно он должен обеспечить осуществление Россией миротворческой деятельности, как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Основными факторами, влияющими на развитие военного потенциала России, являются:

• наличие территориальных претензий к ней, наращивание группировок войск и нарушение сложившегося баланса сил вблизи границ России и ее союзников и в прилегающих морях, расширение военных блоков в ущерб военной безопасности России и ее союзников;

• ввод иностранных войск (без санкции Совета безопасности ООН) на территории дружественных с Россией государств;

• международный терроризм, подготовка в других государствах вооруженных формирований и переброска их для действий на территории России и ее союзников;

• действия других стран, препятствующие функционированию российских систем обеспечения стратегических ядерных сил, государственного и военного управления;

• нападение на объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также в районах Мирового океана.

Однако необходимо учитывать и особенности современной ситуации внутри России. В ряде регионов она характеризуется экономической и социально-политической нестабильностью; происходит незаконное распространение на территории России оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других боевых средств.

Значительный резерв для дополнительного стимулирования развития военного потенциала за счет разработки, освоения и модернизации комплекса передовых технологий на всех стадиях жизненного цикла ВВТ заключается в

организации рационального использования результатов военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, включая уточненное распределение соответствующих валютных поступлений и выделения некоторой их доли ВО.

Ключевыми параметрами современного военного потенциала России остаются численность ВО, доля ВВП страны, выделяемая на оборону, а также обеспечиваемый темп перехода на новые образцы ВВТ. Исследования показывают, что снижение в предшествующие годы численности военнослужащих до 1 млн чел., т.е. менее 0,7% численности населения России, является для ВО критическим и дальнейшее ее снижение следует считать недопустимым, поскольку нарушает структурные основы военной безопасности России.

Полностью дискредитировала себя изначально абсурдная идея начала 1990-х годов постепенного повышения ресурсообеспечен-ности и технической оснащенности ВО за счет сокращения ее численности, поскольку реально происходил противоположный процесс: сокращение темпов оснащения ВВТ до уровня менее 20% потребностей при одновременном сокращении численности ВО более чем в два раза. В этих условиях не существует иного способа переломить крайне тревожную ситуацию отсутствия реального перевооружения в отечественной ВО, кроме как целенаправленно увеличить долю ВВП, выделяемую на национальную оборону. Размер такого увеличения, обосновываемый в настоящей статье, составляет 20% существующего уровня этой доли (3,5%), что соответствует экспертной оценке дополнительного вклада оборонного комплекса в устойчивое развитие России XXI в., сверх основного в части обеспечения военной безопасности. Таким образом, рекомендуемый нормативный уровень доли ВВП, выделяемой на национальную оборону, должен составлять 4,2-4,5% - вместо 3,5%, установленного в предкризисном 1997 г.

Литература

Горностаев Г.А. Внешние военно-экономические связи России: проблемы развития и пути их решения. -М.: ВНИИВС, 2000.

Ежегодник СИПРИ 2003. Вооружения, разоружение и международная безопасность. - М.: Наука, 2004.

Кузык Б.Н. Оборонно-промышленный комплекс России: прорыв в XXI век. - М.: Русский биографический институт, 1999.

Маевскш В., Кузык Б. Условия развития высокотехнологичного комплекса. // Вопросы экономики, 2003. № 2.

Основы теории и методологии планирования строительства Вооруженных Сил Российской Федерации: Военно-теоретический труд. / Под ред. A.B. Квашнина. - М.: Воентехиздат, 2002.

Пожаров А.И. История русской военно-экономической мысли. - М.: ВФЭФ при ФА при Правительстве РФ, 1997.

Пожаров А.И. Экономические основы оборонного могущества. - М.: Воениздат, 1999. Рассадин В.Н. Оборонно-промышленный комплекс. Генезис. Конверсия. - М.: МАКС Пресс, 2002. Слитенко В.И. Войны шестого поколения. Оружие и военное искусство будущего. - М.: Вече, 2002.

Фарамазян Р., Борисов В. Военная экономика: этапы развития и контуры будущего. // Мировая экономика и международные отношения, 2001. № 10-11. Хрусталёв Е Ю. Военная безопасность России в условиях глобализации. // Концепции, 2004. Т. 14. № 2. Цымбал В.И., Хрусталёв Е.Ю. Экономические аспекты военной безопасности современной России. // Экономическая наука современной России, 1999. № 4.

Рукопись поступила в редакцию 20.06.2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.