Научная статья на тему 'Экономические проблемы переработки дезактивированных катализаторов'

Экономические проблемы переработки дезактивированных катализаторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергиенко Григорий Сергеевич

В настоящее время проблема переработки дезактивированных катализаторов в России решается экономически неэффективно. В статье предлагается новая схема взаимодействия предприятий. Ее реализация позволит предприятию-переработчику привлечь значительный объем сырья с последующей поставкой платиновых металлов на восполнение безвозвратных потерь при нефтепереработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays the problem of decontaminated cataloguers` processing in Russia is not being solved economically effective. A new scheme of enterprises` interaction is suggested in the article. Its realization will permit a processing enterprise to attract a substantial volume of raw materials with the subsequent arrangement of platinum metals for supplying of irretrievable loss by oil processing.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы переработки дезактивированных катализаторов»

Экономические проблемы

переработки дезактивированных катализаторов

Г. С. Сергиенко,

аспирант кафедры маркетинга и менеджмента факультета экономики и управления Орловского государственного университета

В настоящее время проблема переработки дезактивированных катализаторов в России решается экономически неэффективно. В статье предлагается новая схема взаимодействия предприятий. Ее реализация позволит предприятию-пере-работчику привлечь значительный объем сырья с последующей поставкой платиновых металлов на восполнение безвозвратных потерь при нефтепереработке.

К настоящему времени на многих предприятиях нефтехимического и химического комплекса базовые процессы практически в половине случаев осуществляются с использованием импортных катализаторов и технологий, поэтому можно сказать, что иностранные фирмы контролируют бензиновый фонд страны.

Важность проблемы приводит к необходимости осуществления активной политики импортозамеще-

Nowadays the problem of decontaminated cataloguers processing in Russia is not being solved economically effective. A new scheme of enterprises“ interaction is suggested in the article. Its realization will permit a processing enterprise to attract a substantial volume of raw materials with the subsequent arrangement of platinum metals for supplying of irretrievable loss by oil processing.

ния как фактора укрепления национальной безопасности.

Стратегическая линия для разрешения этого системного технологического кризиса в нефтехимии может строиться на развитии собственных каталитических технологий переработки нефти и, прежде всего, на создании новых катализаторов для этих процессов. Одной из задач бизнеса, связанного с производством драгоценных металлов из вторичного сы-

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

рья, является консолидация всех субъектов рынка, которые считают приоритетным формирование отечественного рынка производства, потребления и утилизации катализаторов на основе драгоценных металлов. Основными игроками на этом рынке могут выступать лишь те субъекты, которые профессионально понимают каталитическую сферу использования драгоценных металлов и активно действуют в этой технологической области.

Приоритетным видом вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы, являются отработанные катализаторы, так как по объемам потребления платины, палладия и родия именно катализ преобладает в общей структуре их применения. Наиболее масштабными источниками образования таких отходов в России являются нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия, так как в их производствах катализаторы, по сути, являются расходными материалами. Катализатор может быть выведен из эксплуатации в связи с регламентной заменой или потерей активности в результате различных деструктивных побочных процессов.

Существуют специализированные предприятия, на которых осуществляется переработка дезактивированных катализаторов, например, «Johnson Matthey» в Англии, «Heraeus» и «OMG» в Германии, «Union Miniere» в Бельгии и др. В России действуют специализированные участки по переработке катализаторов в ОАО «Приокский завод цветных металлов», ОАО «Красцветмет», ЗАО «Кыштымский МЗ», ЗАО «Промкатализ», ЗАО «Юнвист» и других предприятиях.

Контрактные условия толлинговой переработки катализаторов зависят от содержания драгоценных металлов и существенно различаются на зарубежных и отечественных предприятиях. Например, извлечение палладия при переработке отработанных катализаторов на российских предприятиях обычно не выше 70%, а на зарубежных предприятиях оно составляет 97-99%. В настоящее время проблема переработки дезактивированных катализаторов в России решается экономически неэффективно. У иностранных фирм в пересчете на стоимость платины цена переработки с учетом потерь равна 7-10%, тогда как в России с учетом услуг аффинажных заводов она достигает 15-20%.

Однако, в настоящее время вывоз сырья, содержащего драгоценные металлы, за пределы Российской Федерации может быть осуществлен только в соответствии с п. 47е Указа Президента РФ от 21.06.01 г. № 742 «О порядке ввоза в РФ и вывозе из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней». Согласно этому указу «вывоз сырьевых товаров для переработки вне таможенной территории разрешается только при невозможности (из-за отсутствия соответствующих производственных мощностей) их переработки на территории РФ, что должно быть подтверждено соответствующим заключением Минфина РФ и Министерства промышленности, науки и технологий РФ». Этот указ по существу закрепляет утилизацию отработанных катализаторов за российскими предприятиями.

В современных условиях характерной особенностью рынка отработанных катализаторов является заинтересованность поставщиков не в продажах, а в услугах по их утилизации с последующим возвратом платиновых металлов в виде порошков или растворов солей, необходимых для производства новых катализаторов. Таким способом предприятия, использующие катализаторы, например нефтеперерабатывающие заводы, создают оборотный фонд или запас металлов платиновой группы и страхуют себя от колебаний их цен. Следует отметить, что до 90% стоимости катализаторов составляют дорогостоящие компоненты — платина и палладий. При этом поставщики отработанных катализаторов ставят условия — степень извлечения платины и палладия должна быть не ниже 98%.

Опыт работы с возвратом поставщикам порошков платины и палладия у российских предприятий накапливается. Еще в середине 1990-х годов такая схема была реализована АО «Редмет» в партнерстве с ОАО «Полевской криолитовый завод». В настоящее время имеется положительный опыт работы по толлинговой схеме у ряда перерабатывающих предприятий: ОАО «Красцветмет», ОАО «Приокский ЗЦМ», ОАО «Кольская ГМК» и др.

Практика показывает, что в настоящее время нефтеперерабатывающие заводы помимо использования вторичных металлов для восстановления катализа-торной массы ежегодно закупают платину и палладий в виде аффинированных металлов на российском рынке или в виде готовых катализаторов, в основном, за рубежом.

Отечественные нефтяные компании заинтересованы в авансовых поставках металлов с тем, чтобы к моменту вывода из эксплуатации отработанного катализатора был изготовлен новый в необходимом количестве.

Наиболее предпочтительным является полный цикл производства драгоценных металлов — от вторичного сырья до получения и реализации продукции высоких переделов (катализаторов). Одной из сложившихся на рынке схем взаимодействия поставщиков и переработчиков вторичного сырья является покупка и переработка дезактивированных катализаторов с извлечением драгоценных металлов в виде черней и соединений.

В настоящее время на рынке начинает свое развитие новая схема: отечественные производители должны поставлять свежий катализатор взамен отработанного. Этот инструмент был использован в середине 1990-х годов иностранными фирмами при интервенции своих катализаторов на российский рынок в условиях недостатка оборотных средств у нефтеперерабатывающих заводов и других предприятий химической отрасли.

Для реализации схемы «свежий катализатор в обмен на отработанный» у продуцента должен быть соответствующий оборотный фонд драгоценных металлов, как инструмент для успешной конкуренции на рынке катализаторов. Организация взаимодействия с нефтяными компаниями по схеме «авансовая поставка металлов в обмен на отработанные ка-

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

тализаторы» имеет для перерабатывающего предприятия положительные последствия:

► вовлечение в оборот собственных драгоценных металлов, снижение издержек на хранение;

► получение дополнительного дохода за счет оплаты процентов по кредиту металлов;

► получение дополнительной прибыли от толлин-говой переработки отработанных катализаторов;

► реализация платиновых металлов на внутреннем рынке в объемах, соответствующих восполнению их потерь при рециркуляции катализаторов. Такая схема не связана с ценовыми рисками и

дает возможность минимизировать налоговые последствия для обоих участников сделки. Реализация этой концепции позволяет на долгосрочной плановой основе привлечь значительные объемы сырья с последующей поставкой платиновых металлов на восполнение безвозвратных потерь при нефтепереработке. Она целесообразна и с точки зрения их сбыта при условии прямого взаимодействия с нефтеперерабатывающими компаниями.

По своим эксплуатационным свойствам катализаторы, содержащие драгоценные металлы, являются классическим объектом лизинга. Высокая стоимость закупки катализаторов с необходимостью требует привлечения значительных кредитных ресурсов. Продолжительный цикл их эксплуатации требует заключения адекватных долгосрочных лизинговых договоров и кредитных соглашений, при этом степень легкости совершаемых сделок во многом определяет залоговая привлекательность драгоценных металлов в катализаторах, стоимость которых не только не теряется, но и растет со временем. При этом есть возможность в качестве авансового лизингового платежа использовать отработанный катализатор. Объединение в лизинговом договоре сделок по приобретению нового катализатора и его аренды, с переработкой отработанного в качестве услуги лизингополучателю, позволяет на первой стадии работ использовать извлекаемый драгоценный металл в качестве залога, что обеспечивает доступ к дешевым кредитам. Используя налоговый щит, можно уменьшить издержки, что в сравнении с простой операцией купли-продажи повысит рентабельность на 20-30%.

При совершении операций с драгоценными металлами предприятие оперирует со значительными материальными ценностями, так как до 90% стоимости катализаторов составляют дорогостоящие компоненты — платина и палладий. Поэтому без построения системы хеджирования рисков изменения мировых цен на металлы в современных условиях уже нельзя стать серьезным оператором на рынке. Если предприятие является собственником металла, необходимо совершать эту операцию обязательно, так как суммы убытков от падения цены могут существенно перекрыть все разумные заработки от переработки. Рынок подобных услуг в России только формируется, но применять такие финансовые механизмы необходимо, так как при хеджировании цены с помощью форвардных контрактов и опционов можно не только страховать риски, но и зарабатывать.

Необходимо отметить еще один момент, который может принести потенциальные убытки предприятию. Он связан с тем, что российские предприятия обычно заключают договоры на переработку катализаторов, исчисляя стоимость услуг в процентном выражении от стоимости драгоценных металлов. На падающих рынках для предприятия такая ситуация крайне невыгодна и чревата существенными потерями. Стоимость переработки должна быть установлена в абсолютном (денежном) выражении. Такая практика существует на всех европейских аффинажных фирмах. В случае роста цены на металл потребителю сложно понять, почему он платит переработчику больше, если затраты у переработчика не возросли. В случае падения цены на драгоценные металлы предприятие получает денег меньше, что тоже не логично. В этом случае логично за-хеджировать свои металлы — не потерять самому, и дать заработать клиенту.

На российском рынке отработанных катализаторов наблюдается жесткая конкуренция. При явном избытке производственных мощностей стоимость услуг и уровень договорных показателей (потери драгоценных металлов, сроки и т. п.) по их переработке практически сбалансированы. В этих условиях решающими факторами в конкурентной борьбе становятся:

► качество потребляемых услуг, что непосредственно связано с используемой на предприятии технологией;

► интегрирование в промышленно-финансовую группу, имеющую инвестиции в крупные нефтеперерабатывающие компании, с целью получения преференций в поставке сырья;

► территориальное расположение переработчика и поставщика.

Для успешной работы в современных условиях в сфере переработки сырья, содержащего драгоценные металлы, предприятию-переработчику необходимо, во-первых, определиться с технологией, унифицировав ее для разнородного сырья при обеспечении конкурентоспособной себестоимости переработки, требуемых в настоящее время показателей по извлечению драгоценных металлов — более 98%, комплексной утилизации ценных компонентов. Во-вторых, отработать и регламентировать процедуру опробования и аналитического контроля дезактивированных катализаторов. В-третьих, нужно найти стабильные источники сырья.

Очевидно, что государство стоит на пути либерализации рынка драгоценных металлов, следовательно, в России продолжится формирование цивилизованного рынка их обращения, будет расти внутреннее потребление катализаторов. Поэтому одним из главных условий для успешной работы предприятий-переработчиков на рынке катализаторов является применение современных технологий в области переработки дезактивированных катализаторов и производства «свежих» катализаторов при реализации эффективных схем рециклинга драгоценных металлов, в том числе и корпоративных, а также работа с поставщиками дезактивированных катализаторов.

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.