Научная статья на тему 'Экономические проблемы модернизации коммунального хозяйства'

Экономические проблемы модернизации коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Торобков Н. А.

Для организации и проведения модернизации коммунального хозяйства необходимы иные финансовые и организационно-правовые условия. Предлагается сотрудничество органов власти и частного бизнеса, как основы для эффективной модернизации коммунального хозяйства. Кроме того, предлагается формирование институциональной среды, преобразование экономических и административных механизмов, направленных на обеспечение инновационной и инвестиционной активности в отрасли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC PROBLEMS OF MODERNISATION OF MUNICIPAL SERVICES

To organize and conduct the modernization of public utilities needed financial and other organizational and legal conditions. A collaboration of government and private business as a basis for effective modernization of public utilities. It is also proposed the formation of the institutional environment, the transformation of economic and administrative arrangements to ensure innovation and investment activity in the industry.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы модернизации коммунального хозяйства»

Таблица 3 - Сценарная карта для индикатора устойчивого развития «здоровье» Смоленской области

Показатели, их значения До какого уровня изменять

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6

Индекс ожидаемой продолжительности жизни 0,145 Влади- мирская обл. 0,255 Влади- мирская обл. 0,255 Костромская обл. 0,381 Московская обл. 0,419 Тамбовская обл. 0,618 Белго- родская обл. 0,832

Индекс смертности населения трудоспособного возраста 0,080 Рязанская обл. 0,247 Калужская обл. 0,370 Московская обл. 0,474 Воронежская обл. 0,494 Тамбовская обл. 0,500 Белго- родская обл. 0,876

Индекс материнской смертности 0,686 не изменять 0,686 не изменять 0,686 Влади- мирская обл. 0,705 Влади- мирская обл. 0,705 Тверская обл. 0,834 Белго- родская обл. 1,000

Индекс младенческой смертности 0,155 Калужская обл. 0,340 Брянская обл. 0,347 Московская обл. 0,472 Влади- мирская обл. 0,623 Тамбовская обл. 0,819 Белго- родская обл. 1.000

Индикатор устойчивого развития «здоровье» 0,266 0,382 0,415 0,508 0,560 0,693 0.927

Ранг области 17 14 11 7 5 3 1

Таким образом, предложенная система индикаторов устойчивого развития социальной инфраструктуры региона позволяет оценивать устойчивость развития инфраструктуры, определять конкретные цели региональной стратегии развития инфраструктуры в количественной форме. При использовании индикаторов существует возможность осуществлять мониторинг и анализ темпов достижения целей устойчивого развития социальной инфраструктуры региона, что позволит закрепить ответственность за достижение определенных целевых показателей соответствующими структурами, осуществлять оценку эффективности деятельности элементов структуры управления.

Литература:

1. Храпылина Л. Качество жизни населения и индикативное планирование // Социальная политика и социальное партнерство. 2006. №1. С.96-101.

2. Федеральная служба государственной статистики / Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Торобков Н.А., соискатель ГОУ ДПО ГАСИС

Для организации и проведения модернизации коммунального хозяйства необходимы иные финансовые и организационно-правовые условия. Предлагается сотрудничество органов власти и частного бизнеса, как основы для эффективной модернизации коммунального хозяйства. Кроме того, предлагается формирование институциональной среды, преобразование экономических и административных

механизмов, направленных на обеспечение инновационной и инвестиционной активности в отрасли.

ECONOMIC PROBLEMS OF MODERNISATION OF MUNICIPAL SERVICES

Torobkov N., the competitor of GOYDPO GASIS

To organize and conduct the modernization of public utilities needed financial and other organizational and legal conditions. A collaboration of government and private business as a basis for effective modernization of public utilities. It is also proposed the formation of the institutional environment, the transformation of economic and administrative arrangements to ensure innovation and investment activity in the industry.

Ключевые слова: хозяйство, экономика, стратегия.

Стратегическим направлением развития России на современном этапе признана модернизация экономики, нацеливающая все отрасли на технико-экономический уровень производства, достигнутый в наиболее развитый странах. Главная задача - достижение мировых стандартов качества продукции и услуг при конкурентоспособных ценах на них. Определен и магистральный путь решения поставленной задачи: преимущественное использование в раз-

витии экономики инновационных техники и технологии, а также инновационных форм организации производства.

Актуальность проблемы модернизации производства в коммунальном хозяйстве определяется чрезвычайно высоким уровнем износа оборудования (60-70 %), что необходимо рассматривать как сигнал о возможных авариях. Примерно половина всех аварий на водопроводно-канализационных сетях происходит из-за их ветхос-

ти. Дальнейший износ сетей и сооружений приводит к резкому увеличению числа аварий, ущерб от которых значительно превышает затраты на их предотвращение.

Для модернизации коммунального хозяйства требуется привлечение большого объема инвестиций, а для этого нужно создать соответствующие финансовые инструменты и организационно-правовые условия, а именно:

- скорректировать принципы тарифной политики с ориентацией на население со средним уровнем доходов;

- обеспечить прозрачность движения денежных потоков, формирующих инвестиционные ресурсы коммунальных предприятий;

- произвести реструктуризацию задолженностей предприятий коммунального хозяйства.

Тогда можно будет всерьёз говорить о модернизации, внедрении нового оборудования и современных технологий - как производственных, так и управленческих. Государство не в состоянии всё это организовать и финансировать, но оно может и должно создать такие условия, в которых эти функции возьмёт на себя и успешно осуществит частный бизнес. Сотрудничество органов власти и частного бизнеса в сфере модернизации коммунального хозяйства возможно при использовании различных правовых и финансовых механизмов на тех или иных условиях государственночастного партнерства.

Развитие государственно-частного партнёрства - одно из приоритетных направлений модернизации коммунальной инфраструктуры. Это признают все, в т.ч. и государство. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях - важное условие обеспечения результативности совместных действий власти, бизнеса и гражданского общества. Вместе с тем, одной концентрации ресурсов недостаточно, т.к. в отсутствие адекватных правил и процедур они, скорее всего, будут израсходованы неэффективно и/или на другие цели. Необходимым условием успешного развития является сочетание интересов государства, регионов, бизнес-объединений и общественных сил, что позволит отобрать для реализации те приоритеты, которые обеспечивают баланс интересов.

Стратегия модернизации коммунального хозяйства с максимальным использованием инновационных форм развития предполагает формирование институциональной среды, благоприятной для частных внутренних инвестиций, разработку и внедрение новых технологий, развитие конкурентных преимуществ при разработке новшеств.

Стратегия модернизации коммунального хозяйства должна обеспечивать решение следующих основных проблем:

- дотационный принцип образования финансовых ресурсов;

- высокий, по сравнению с расчетно-нормативными показателями, уровень удельных затрат на продукцию и услуги;

- отсутствие действенных экономических стимулов снижения производственных издержек;

- неразвитость внутриотраслевой конкурентной среды, монополистический характер рыночной ситуации в сфере важнейших вдов коммунальных услуг;

- высокая степень физического износа оборудования, приводящая к частым авариям;

- большие потери воды, тепла и других ресурсов в коммунальных инженерных системах;

- низкая инновационная активность коммунальных предприятий.

Коммунальное хозяйство с точки зрения управления процессом его модернизации является территориально распределенным объектом, управление которым осуществляется по методологии подчиненного регулирования. Оно включает в свой состав большое число технических систем, имеющих собственные встроенные системы управления. Эти системы управления должны обеспечивать рациональную эксплуатацию и инновационное развитие объектов.

Зоны обслуживания автономных систем коммунального хозяйства, как правило, ограничены пределами субъектов Федерации и муниципальных образований. Исключением являются системы энергосбережения и газоснабжения, управляемые из федерального центра.

Очевидны различия в технических решениях и в схемах управления коммунальным хозяйством в городах и в сельской местности. В городах, как правило, выше уровень централизации управления, используются более сложные инженерные решения.

Необходимым условием формирования в регионе комплекса

мероприятий по модернизации коммунального хозяйства является разработка стратегии социально-экономического развития региона. В процессе управления различаются федеральный, региональный (в разрезе субъектов Федерации) и муниципальный уровни.

В рамках этих функций должны быть сформирована единая система наблюдаемых и целевых параметров состояния предприятий, которая на федеральном уровне имеет обобщенный агрегированный характер и детализируется с переходом на муниципальный уровень. Для управления инновационным процессом на федеральном уровне целесообразно разрабатывать общие рекомендации и по возможности подкреплять их бюджетным финансированием.

За последние годы накоплен определенный опыт разработки региональных и муниципальных программ модернизации коммунального хозяйства с использованием инновационных форм развития. Одной из основных признается задача энерго- и ресурсосбережения, решение которой позволит значительно сократить издержки и тем самым привлечь в местные бюджеты значительные финансовые средства. По оценке экспертов, на основе применения ресурсосберегающих технологий в производстве и доставки потребителям коммунальных услуг есть возможность снизить расход ресурсов примерно на 50%.

В ходе реформирования коммунального хозяйства к концу 2008 года до 75% предприятий энергоснабжения, 60% предприятий теплоснабжения и половина предприятий водоснабжения и водоотведения преобразованы в предприятия частной собственности. Однако, по мнению многих специалистов, проведенная приватизация выглядит как камуфляж. Вместо бывшего муниципального унитарного предприятия (МУП) создается акционерное общество со 100% муниципальным капиталом, а производство по-прежнему остается на старом техническом и организационном уровне. Анализ показывает, что муниципалитеты, вставшие на путь камуфляжной приватизации, начинаю отставать от своих более активных коллег, что проявляется в более высокой стоимости коммунальных услуг.

Рынок коммунальных услуг весьма привлекателен для потенциальных инвесторов, т.к. он характеризуется последовательным ростом спроса и достаточно стабильным уровнем платежеспособности населения. Следовательно, модернизация коммунального хозяйства должна опираться на широкое привлечение частных инвесторов, располагающих не только инвестиционными ресурсами, но и большим опытом организационной работы, действенными стимулами предпринимательства. Это позволит активизировать процесс перехода к использованию инновационных технологий и оборудования, соответствующих современным достижениям научнотехнического прогресса.

Примером эффективного регионального к подхода рассматриваемой проблеме является предложенный МГТУ им .Н.Э. Баумана для осуществления в г. Осташков Тверской области инвестиционный проект модернизации коммунального хозяйства с минимальным привлечением бюджетных средств. Он предусматривает, во-первых, котельных с мазута на газ, который приходит в город. Переоборудование котельных и ремонт сетей требует значительных инвестиций, которых в местном бюджете нет. Если городские котельные не будут подготовлены к переходу на газ до начала отопительного сезона, область теряет до одного миллиарда рублей, выделяемых «Газпромом», т.к. условием подтягивания газопровода к городу является готовность потребителей, т.е. котельных, переоборудование которых - задача местной администрации.

Во-вторых, проект предусматривает установку инновационной телеэкспертной системы (совместная разработка МГТУ им .Н.Э. -Баумана и ООО «Энергосбыт»), которая позволяет дистанционно, в режиме реального времени, отслеживать основные параметры функционирования городского коммунального комплекса: качество и себестоимость услуг тепло- и водоснабжения, объемы потерь воды и тепла в сетях.

Телеэкспертная система способна передавать соответствующую информацию из любой точки с помощью недорогого радиоканала, действующего на всей территории страны. Расчеты показывают, что вложенный в телеэкспертную систему рубль дает 8-10 рублей прибыли только за счет рациональных режимов тепло- и водоснабжения.

Важной составляющей проекта является инновационная разработка, предусматривающая перевод котельных на газ с установкой поршневых когенераторов. Эти устройства способны вырабатывать параллельно тепло и электроэнергию, которая в 3-4 раза дешевле, чем на стандартных ТЭЦ.

Для привлечения частных инвестиций, необходимых для реализации проекта создаются организационные условия своевременной возвратности кредитов, основой которых является заинтересованность населения в четкой работе предприятий коммунального комплекса. Создается акционерное общество, в собственность которому передается телеэкспертная система. Акции распространяются среди горожан; при получении дивидендов очередь жителей

- вторая после кредиторов.

Переход коммунального хозяйства к реализации стратегии модернизации связан с коренными преобразованиями экономических и административных механизмов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную активность в отрасли, с созданием институциональных предпосылок свободы предприятий от государственного регулирования, защиты прав частной собственности, снижения административных барьеров, усложняющих хозяйственную деятельность. Движущей силой стратегии модернизации коммунального хозяйства является развитие конкуренции, стимулирующей повышение восприимчивости предприятий к инновациям.

Анализ современного состояния коммунального хозяйства диктует необходимость на первом этапе его модернизации массированных государственных инвестиций с вовлечением частного капитала на основе развития партнерских отношений. Для этого требуется первоочередное решение следующих вопросов:

- разработать механизм долгосрочного кредитования муниципальных проектов реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;

- включить в программы модернизации меры по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, связанных с инновационными разработками для нужд коммунального хозяйства;

- распространить на предприятия, осуществляющие производство специализированного ресурсосберегающего оборудования для коммунального хозяйства льготы по уплате налога на прибыль, предусмотренные Законом РФ «О налоге на прибыль» для малых предприятий;

- установить льготы по налогу на прибыль для предприятий коммунального хозяйства, инвестирующих часть прибыли в инновационные разработки, связанные в усилением режима ресурсос-

бережения;

- внести изменения в законодательство о лизинге, предусмотрев в нем рассрочку по уплате НДС лизингодателем за ресурсосберегающее оборудование, отданное в лизинг коммунальным предприятия.

Применяемые в настоящее время на практике формы управления процессом модернизации коммунального хозяйства в значительной части не имеют обоснованной и апробированной методологии. Представляется необходимым дополнить применяемые методики рекомендациями по стимулированию органов местного самоуправления к реализации намеченных мероприятий, по усилению восприимчивости предприятий коммунального хозяйства к инновациям. Большую помощь регионам в разработке программ модернизации оказала бы инвентаризация апробированных на практике инновационных решений, которые должны составить арсенал средств модернизации коммунального хозяйства.

Обобщая приведенные выше положения, связанные со стратегией модернизации коммунального хозяйства, можно выделить следующие основные принципы ее реализации:

- комплекс мероприятий по модернизации коммунального хозяйства разрабатывается по регионам страны, с учетом их экономико-географических особенностей;

- программно-целевой подход к управлению модернизацией коммунального хозяйства при подчиненности программ модернизации перспективным схемам социально-экономического развития регионов;

- нацеленность программ модернизации коммунального хозяйства на максимальное использование инновационных форм развития;

- перестройка структуры управления коммунальным хозяйством осуществляется с учетом муниципальной реформы;

- софинансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением бюджетных средств и внебюджетных источников;

- развитие различных форм государственно-частного партнерства с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Бакрадзе А.А., соискатель Института международного права и экономики

Раскрывается понятие и экономическая сущность инновационного программного комплекса экономических систем. Рассматриваются предпринимательские риски и их минимизация при реализации инновационных программных комплексов Научно обосновывается методология стратегического управления инновационной деятельностью предприятия и алгоритм решения проблем управления инвестиционными процессами создания инновационных программных комплексов.

MANAGEMENT PROBLEMS INVESTMENT PROCESSES OF CREATION OF INNOVATIVE PROGRAM COMPLEXES AND POTENTIAL WAYS OF THEIR DECISION

Bacradze A., the competitor of Institute of international law and economy

Expands the concept and the economic substance of the innovation program complex economic systems. We consider the business risks and minimize them in the implementation of innovative software Scientific methodology is justified by the strategic management of innovation and enterprise algorithm for solving the problems of managing the investment process, the creation of innovative software.

Ключевые слова: инновационность, экономика, ключевые признаки.

В условиях глобализации мировой экономики инновационность развития экономических систем становится ключевым фактором конкурентоспособности в их хозяйственном развитии. Об этом, в частности, свидетельствует наличие во многих развитых странах и надгосударственных образованиях (таких как ЕС) специальных программ поддержки инновационно активных компаний.

Главной особенностью современного экономического развития является становление новейшего технологического уклада, базирующегося на информационных технологиях. Фактически можно говорить о том, что информатизация общества явилась основным

катализатором процессов глобализации мировой экономики. Ядром технологического уклада являются микроэлектроника и развивающаяся на ее основе наноэлектроника, программное обеспечение, вычислительная техника, реализующая аппаратно-программные решения, а также новейшие технологии обработки информации, включая параллельную оптическую обработку информации, системы волоконно-оптической и беспроводной связи1.

Развивающийся в настоящее время мировой экономический кризис, с одной стороны, существенно затрудняет процесс внедрения новых информационных технологий, создающих новые произ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.