Научная статья на тему 'Экономические проблемы лесного хозяйства Красноярского края в период реформ'

Экономические проблемы лесного хозяйства Красноярского края в период реформ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Андреева Л.П., Катцин А.В.

Rich wood resources of the Krasnoyarsk Territory are utilized irrationally. Wood-users throw away or burn at the place of their production those grades, which aren’t demanded. It is necessary to make licensing of logging activity and to from correct estimate of resources accessibility taking into account their reproduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы лесного хозяйства Красноярского края в период реформ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ПЕРИОД РЕФОРМ

Андреева Л. П., Катцин А.В. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

Rich wood resources of the Krasnoyarsk Territory are utilized irrationally. Wood-users throw away or burn at the place of their production those grades, which aren 't demanded. It is necessary to make licensing of logging activity and to from correct estimate of resources accessibility taking into account their reproduction.

Для экономики Красноярского края лесной сектор имеет большое значение. Он обеспечивал крупный вклад в региональные валовой продукт, валютные поступления и занятость. Однако в последние 10 лет его вклад в экономику резко сократился в связи с ухудшением экономического положения в России. Тем не менее, он обладает потенциалом для существенного восстановления производства и экспорта на основе устойчивого лесоуправления, для реализации которого требуется создание соответствующих условий и проведение внутриотраслевых реформ.

Управление лесами с распадом союза претерпело значительные изменения, в частности изменились функции лесхозов. Наиболее существенное влияние оказало запрещение рубок главного пользования и переработки древесины полученной от этих рубок, что поставило все лесное хозяйство в очень сложную ситуацию: финансирование из бюджета осуществляется по остаточному принципу, а собственных средств зачастую не хватает. В связи с тем лесхозы вынуждены искать другие способы увеличения доли внебюджетных средств. Одним из таких направлений становится расширение форм отвода земель лесного фонда в пользование. В 2002 году в Красноярском крае применялись следующие способы передачи лесов: по договору аренды (62%); в результате продажи с аукциона (29%); по решениям органов исполнительной власти (9%).

Распределение средств за пользованием лесными ресурсам за последние 2 года поменялось два раза: до 2002 года минимальная ставка за древесину, отпускаемую на корню, делилась между Федеральным бюджетом (40%) и консолидированным бюджетом региона (60%); доходы, полученные свыше, полностью принадлежали лесхозам; в 2002 г. минимум - в регион, остальное в ФБ. С 2003 года минимальные ставки остаются в регионе, а доходы свыше - делятся между Федеральным и региональным бюджетами в равных долях, затем из регионального бюджета финансируется деятельность лесхоза.

С аукционов продаются лучшие продуктивные леса, в результате чего идет накопление малоценной, низкопродуктивной древесины. Проведение аукционов отталкивает мелких лесопользователей и провоцирует их на лесонарушения (незаконные рубки, перерубы), ставшие поистине бедствием.

Наибольшее распространение в крае получили арендные отношения. К сожалению, несмотря на проводимую работу лесной службой совместно с органами местного самоуправления и администрацией края, отмечается тенденция увеличения задолженности по платежам. Так, задолженность по арендной плате

за 1 полугодие 2002 года увеличилась более чем на 35% в сравнении с тем же периодом 2001 года. На 01.01.03 г. задолженность составила более 43 млн. руб.

С 5 арендаторами, допустившими просрочку платежей, а также не выполняющими лесохозяйственные, лесовосстановительные и другие работы, лесхозы были вынуждены в 2002 году расторгнуть договоры аренды. Сложившаяся ситуация с внесением платежей за аренду участков лесного фонда требует от органов управления лесным хозяйством вновь применить более строгие меры, вплоть до расторжения договоров аренды.

Главной задачей органов лесного хозяйства является сохранение и улучшение качественных характеристик лесного фонда. По данным Государственной лесной службы Главного управления природных ресурсов по Красноярскому краю на 01.01.03 года общая площадь лесного фонда составила 58668,4 тыс. га, в том числе покрытая лесом 48686,4. Хвойные насаждения - 35105,2 тыс. га, из них: молодняки- 3113,9; спелые и перестойные - 21201,0. Мягколи-ственные насаждения - 12993,2 тыс. га.

За истекший межучетный период площадь земель лесного фонда, находящегося в ведении Гослесслужбы ГУПР уменьшилась на 23041,0 тыс. га в результате уточнения площади при лесоустроительных работах (-246,3 тыс. га), исключения из общей площади земель НП "Шушенский бор" и Таймырского лесхоза, а так же земель запаса и сельхозформирований, пригодных для ведения лесного хозяйства. При этом: покрытые лесной растительностью земли уменьшились на 3260,3 тыс. га, не покрытые лесной растительностью земли сократились на 5127,0 тыс. га. Уменьшилась площадь хвойных насаждений на 1943,5 тыс. га. При этом молодняков увеличилась на 268,7 тыс. га. Площадь спелых и перестойных хвойных насаждений сократилась на 2736,2 тыс. га в основном за счет лесозаготовительных работ.

Красноярский край является одной из наиболее горимых территорий в России. За период с 1984 по 2002 года здесь зарегистрировано 16627 лесных пожара, от которых пострадало 1296400 га лесов. 1996 год оказался худшим для края в отношении пожаров, пострадало 266000 га, экономические потери оцениваются в 500 млрд. (в ценах 1997 года). 70-85% всех пожаров в крае приходится на Приангарье.

В крае периодически происходят вспышки массового размножения сибирского шелкопряда - главного вредителя тайги. Последняя вспышка 1994-1997 годов поразила леса на площади 1 млн. га с эпицентром в районе Ангары и Енисея и вызвала гибель лесов на площади 140000 га, что в объемных показателях соответствует уничтожению 50 млн. м3 на корню. Затраты на борьбу с этой вспышкой достигли 35 млрд. руб. (в ценах 1997 года), общие экономические потери составили 6179 млрд. руб. Объем погибщих деревьев в 6 раз превысил общий объем лесозаготовок 1997 года.

-5

На переданных участках лесного фонда за 2002 год заготовлено 5,3 млн.м древесины, что составляет 52,4% от установленного отпуска, т.е. расчетная лесосека используется крайне не эффективно. Более 90% лесопользователей из года в год не осваивают расчетную лесосеку. Многие из них (около 15%) имеют участки, превышающие их производственные мощности. Это требует от орга-

нов лесного хозяйства более пристального внимания и проведения мероприятий по приведению в соответствие баланса лесных ресурсов с экономическими, техническими и т.д. возможностями предприятия.

Основной причиной ухудшения качественных показателей лесного фонда является качество разработки лесосек, несоблюдение лесопользователями ле-соводственных требований правил отпуска древесины на всех этапах технологического процесса при заготовке древесины.

Согласно отчетным данным в истекшем 2002 году в целом по ГУПР проведено освидетельствование мест рубок на площади 19,9 тыс. га. При этом выявлены значительные объемы нарушений Правил отпуска древесины на корню. Не очищено от порубочных остатков 1724 га лесосек, уничтожено 1,4 тыс. га подроста хвойных пород, оставлено на лесосеках более 16 тыс. м3 не окоренной древесины, оставлены недорубы - более 130 тыс. м3. За все выявленные нарушения лесозаготовителям начислено 77,3 млн. руб. нестоек.

Характерной особенностью является то, что у некоторых предприятий не только сохраняется, но и растет задолженность по неустойкам, размеры которых превышают порой стоимость их основных фондов.

Основой лесопользования является не только поддержание структуры вверенного лесного фонда, но и его качественное улучшение. Доля лесовосстано-вительных работ, выполненных силами лесопользователей, в общем объеме ле-совосстановления незначительна и составляет 32%.

Анализ площадей, пройденных рубкой и объемов, проведенных на них ле-совосстановительных работ показал, что баланс не достигается и, следовательно, улучшения состояния лесов в ближайшее время не произойдет.

Таким образом, в настоящее время усилия лесопользователей по выполнению работ по воспроизводству лесов минимальны, и сводятся к проведению содействия естественному возобновлению леса путем сохранения подроста и восстановлению площадей с уничтоженным ими же подростом, что является их прямыми обязанностями, согласно Лесного Кодекса РФ.

В результате всего этого происходит увеличение площади непокрытых лесом, затягивание процесса воспроизводства хозяйственно-ценными породами, увеличение оборота рубки (как минимум на 50 лет), и в конечном итоге - потеря лесного дохода.

Основной задачей органов лесного хозяйства, властей и лесопользователей на ближайший период являются совершенствование отношений лесопользования, развитие договоров аренды, предусмотрев в них усиление роли арендаторов в лесовосстановлении, охране и защите лесов, увеличении краевого заказа на поставляемую древесину, внедрении новых щадящих технологий при разработке лесосек, оптимизации лесопользования с четким соизмерением возможностей по заготовке и переработке древесины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.