Научная статья на тему 'Экономические причины интеграции предприятий в современных условиях хозяйствования'

Экономические причины интеграции предприятий в современных условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / INTEGRATION FORMS / ОБЪЕДИНЕНИЕ КОМПАНИЙ / MERGER OF COMPANIES / КИНОИНДУСТРИЯ / FILM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байков Евгений Александрович, Морщагина Нина Александровна

В статье рассматриваются причины объединения компаний в современных экономических условиях. В качестве основных объектов исследования авторами выбраны отечественные и зарубежные предприятия киноиндустрии. Применительно к их практике показаны проблемы, возникающие в процессе слияний, и возможные пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC REASONS OF ENTERPRISE INTEGRATION IN MODERN CONDITIONS OF MANAGING

The article considers the reasons of companies merging in modern economic conditions. As the main objects of research we have chose the domestic and foreign enterprises of the film industry. It shows problems arising out of merge and possible ways of their solution related to their practice.

Текст научной работы на тему «Экономические причины интеграции предприятий в современных условиях хозяйствования»

экономические причины

ИНТЕгРАцИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

в современных условиях

ХОзЯЙСТВОВАНИЯ

THE ECONOMIC REASONS OF ENTERPRISE INTEGRATION IN MODERN CONDITIONS OF MANAGING

УДК 336:334

БАЙКОВ Евгений Александрович

профессор кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор военных наук, профессор, evgeny7430@yandex.ru

BAIKOV, Evgeny Alexandrovich

Professor of the Producing Business and Management in Social and Cultural Sphere Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Military Sciences, Professor, evgeny7430@yandex.ru

МОРЩАГИНА Нина Александровна

доцент кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, ena_gukit@mail.ru

MORSHCHAGINA, Nina Aleksandrovna

Associate Professor of the Producing Business and Management in Social and Cultural Sphere Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, ena_gukit@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются причины объединения компаний в современных экономических условиях. В качестве основных объектов исследования авторами выбраны отечественные и зарубежные предприятия киноиндустрии. Применительно к их практике показаны проблемы, возникающие в процессе слияний, и возможные пути их разрешения.

Ключевые слова: интеграция, интеграционные формы, объединение компаний, киноиндустрия.

Abstract.

The article considers the reasons of companies merging in modern economic conditions . As the main objects of research we have chose the domestic and foreign enterprises of the film industry. It shows problems arising out of merge and possible ways of their solution related to their practice.

Key words: integration, integration forms, merger of companies, film industry.

Организационные формы интеграции предприятий развиваются исторически от концернов и семейных групп в начале века до стратегических альянсов в конце ХХ столетия. В современных условиях хозяйствования руководство предприятий стремится к оптимизации расходной части и увеличению доходной части бюджета, балансируя между централизацией и децентрализацией управления и возникающей ответственностью.

В последние десятилетия все чаще хозяйствующие субъекты медиаиндустрии, и кинокомпании в частности, прибегают к оптимизации своей структуры путем объединения с другими компаниями. В рамках действий по укрупнению и объединению в мировой практике сложились разнообразные типы интеграции предприятий, отличающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Укрупнение и стремление к объединению производственных мощностей - одна из ведущих тенденций, которая наблюдается также и в российской киноиндустрии.

В сфере кинематографии основными объектами управления являются кинопроизводство, кинопрокат и киносеть. При этом кинопроизводство представляет собой совокупность предприятий различных форм собственности и индивидуальных лиц, обеспечивающих процесс создания кинофильмов, кинопрокат необходим для продвижения конечного кинопродукта, а киносеть осуществляет сбыт кинопродукции, обеспечивая свободный или платный доступ населения к готовому кинопродукту [1].

В начале статьи представляется целесообразным рассмотреть три основные формы объединения компаний, характерные именно для интеграции кинопредприятий в современных условиях.

К первой основной форме относится объединение компаний для создания отдельных проектов. Примечательно, что многие проекты последнего времени, как крупнобюджетные так и нет, были реализованы именно таким образом, причем эта тенденция наиболее характерна для многих представителей киноотрасли [2].

Так, «Централ Партнершип» («ЦПШ») в 2010 году вместе с телеканалом «ТНТ» и компанией Comedy Club Production выпустили фильм «НашаRussia. Яйца судьбы». Фильм «Брестская крепость» совместно снимали «Мосфильм», «Беларусьфильм» и «ЦПШ». Компании «Леополис» и «Студии Квартал-95» выпустили один из самых коммерчески успешных кинопроектов последнего времени -фильм «Любовь в большом городе», а также кинофильм «Служебный роман. Наше время». Аналогично фильм «Самый лучший фильм 3D» совместно выпустили компания Comedy Club Production и Monumental Pictures. Компания «Интерфест» совместно с компанией «ХХ век Фокс СНГ» сделала кинофильм «Любовь-морковь - 3».

Добавим, что в качестве совместной работы встречается продюсирование фильмов по принципу «подхвата», когда крупная компания либо реализует проект, придуманный независимой студией, либо присоединяется к нему на стадии постпродакшн (на монтажно-тониро-вочном, прокатном или постпрокатном этапах).

Иногда известные компании создают кинопроекты совместно с небольшими компаниями, не имеющими опыта самостоятельного продюсирования и выступающими в этом случае в роли исполнительных продюсеров. Так, продюсер компании «Телесто» Елена Гликман обратила внимание на сценарий фильма «Питер ФМ», позднее спродюсированный компанией «ПРОФИТ». Компания «Синема Прайм» продюсировала фильм Романа Каримова «Неадекватные люди», дистрибьютированный компанией «Парадиз».

Вышеуказанные разновидности первой основной формы объединения кинопредприятий актуальны в современных условиях хозяйствования, так как представляют собой способ структурирования киноиндустрии, превращения разрозненных компаний в связанную взаимными обязательствами и опытом сотрудничества профессиональную среду. Вместе с тем интеграция компаний позволяет демонстрировать работу внутрииндустрий-ных механизмов объединения, которые можно рассматривать как альтернативу традиционным формам укрупнения. Следует заметить, что форма объединения по принципу «под-

хвата» практически реализует в себе идею существования студий-мейджоров (главных игроков), которые с помощью средств, выделяемых на развитие киноиндустрии государством, могут реализовывать проекты небольших студий или отдельных продюсеров. Следует заметить, что форма интеграции по принципу «подхвата» очень актуальна и для развитых киноиндустрий, в частности, для американской.

С сожалением необходимо отметить, что в киноиндустрии существует определенное количество компаний, созданных под конкретный проект или которые не произвели ни одного фильма. Наличие подобных организаций делает киноиндустрию менее прозрачной и затрудняет стабилизацию отрасли. Однако именно небольшие компании могут участвовать в разных стадиях производства кинопродукции и в дальнейшем создавать собственные проекты. Так, это удалось студии «Пассажир», с которой «ЦПШ» сделал два кинофильма, а в 2011 году она запустила свой собственный проект.

Второй формой интеграции, характерной исключительно для киноотрасли, является возникновение постоянных союзов между продюсерскими компаниями.

Так, в 2009 году произошло объединение активов «Системы Масс-медиа» и студии «Пигмалион Продакшн». При этом объединились две очень непохожие друг на друга компании. Первая была ориентирована на изготовление развлекательного контента, вторая компания выпускала коммерческие и авторские кинопроекты, при этом экономическими причинами интеграции явилась попытка противостоять студиям-мейджорам в период экономического кризиса. Также примером подобного объединения является слияние кинокомпании и «Первого канала» в киноконцерн «ГЛАВКИНО», созданный в 2008 году Константином Эрнстом, Ильей Бачуриным и Федором Бондарчуком.

Третьей формой интеграции компаний в киноиндустрии является объединение в рамках кинопрокатных компаний. Так, студии, имеющие большой опыт самостоятельных проектов и не стремящиеся объединять свои производственные активы, создают при этом общие кинопрокатные структуры.

Например, учредителями компании «Наше кино» являются компании «СТВ», «Красная стрела» и компания «ПРОФИТ». В целом кинопрокат является закономерным этапом профессиональной деятельности для многих российских компаний и отдельных продюсеров. В связи с этим кинопрокатчики начинают производить кино, а продюсеры начинают заниматься кинопрокатом. Так, в 2010 году продюсер Александр Роднянский приобрел 51% акций дистрибьютора авторских прав компании «Кино без границ». А успешная про-дюсерская компания «Леополис» занялась самостоятельной дистрибьюцией в 2009 году [2].

Отметим, что описанные выше три формы объединений не претендуют на создание монополистов отечественного кинопроизводства (студий-мейджоров), но являются вполне жизнеспособными формами производства и проката кино и видеоконтента. Они демонстрируют способность российской киноиндустрии к самоструктуризации.

Далее обратимся к анализу экономических причин интеграции компаний киноиндустрии через классификацию основных форм интеграции, характерных как для предприятий кино, так и других отраслей экономики. Выделим десять форм интеграции в современных условиях хозяйствования.

Первой формой объединения компаний является концерн, который предполагает совокупность самостоятельных организаций, имеющих общую систему участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, патентно-лицензионных соглашений и тесного производственного сотрудничества. При этом экономической причиной интеграции компаний является создание крупного игрока посредством «жесткой» формы объединения. Входящие в концерн компании при этом номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю. Деятельность концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики, а крупные концерны могут объединять от 10 до 100 и более компаний.

Например, на сегодняшний день «Мосфильм» является федеральным государ-

ственным унитарным предприятием, и как киноконцерн предоставляет свои производственные мощности различным кинокомпаниям и творческим объединениям, которые арендуют съемочные павильоны, офисы, а также различные специализированные комплексы - от пиротехнического до автотранспортного. Деятельность концерна может быть также и международной, так в Европе существует международный издательско-полиграфический концерн - Бертельсманн (Bertelsmann), в России концерну принадлежат Ярославский полиграфический комбинат, 30% телеканала «Рен ТВ» и ряд иных активов.

Рассмотрим вторую форму объединения, характерную для всех отраслей экономики, а также для киноотрасли, при которой происходит слияние под единым финансовым контролем целой сети разнородных предприятий вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности - это конгломерат. Благодаря слиянию и поглощению предприятий различной производственной и коммерческой ориентации и жестким мерам экономии и контроля, конгломерат добивается прекрасных экономических результатов даже от убыточных предприятий. В целом основными мотивами создания являются получение синергетического эффекта, обеспечение более широкой экономической основы и прогнозирование изменения структуры рынков или отраслей, а также стремление повысить имидж руководства компании и желание высшего управленческого персонала повысить свои доходы.

В настоящее время из-за избыточной диверсификации все чаще наблюдается падение прибыльности конгломератов, в результате чего наблюдается постепенное, но неуклонное снижение конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг. Зачастую эффективность работы менеджеров сокращается по причине смены собственника или превращение их из собственников в наемных работников. В общем жизнедеятельность конгломерата во многом зависит от уровня квалификации высшего управленческого персонала.

На текущий момент крупнейшим киноконгломератом является компания «Уолт Дисней»,

которая включает в себя несколько телевизионных компаний («Дисней Телевижн», «Тач-стоун Телевижн», «Буэна Виста Телевижн»), собственную кабельную сеть с 14 миллионами подписчиков и две компании по производству видеопродукции. Также группа «Уолт Дисней Пикчерз» включает в себя киностудии «Тач-стоунПикчерз», «Голливуд Пикчерз» и «Караван Пикчерз», а также владеет компаниями «Мирамакс Филмз», «Пиксар», «Лукасфилм» и «Марвелл».

Отечественные крупные диверсифицированные конгломераты также заинтересовались производством кинокартин из-за ожидания высоких доходов. В киноотрасль пришли компании, которые никогда раньше не производили кинофильмы. Так, с 2003 года собственное кино снимает группа компаний «Парадиз», владеющая собственной сетью кинотеатров, а в 2007 году свой первый фильм выпустила компания «Каро» - владелец еще одной крупнейшей российской кинотеатральной сети. Отметим, что большинство проектов были успешными по экономическим и творческим показателям деятельности.

Третья форма объединений - это консорциум, который предполагает временный союз хозяйственно независимых предприятий, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Особенностью этой формы интеграции является то, что организация консорциума оформляется соглашением и может создаваться с образованием и без образования юридического лица. В рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума).

Компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума. Как правило, консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, произ-

водственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу.

Например, самостоятельное ключевое инвестиционное подразделение консорциума «Альфа-Групп» «А1» в 2012 году приобрело 55,66% акций сети кинотеатров «Формула Кино». А один из крупнейших мировых производителей художественных фильмов американская киностудия «Метро-Голдвин-Майер» (Metro-Goldwyn-Mayer) в 2004 году была куплена международным консорциумом во главе с японским концерном «Sony» почти за пять миллиардов долларов. Как видно из приведенных примеров, объединения создаются для повышения технической и коммерческой конкурентоспособности участников консорциума.

Четвертая форма объединения предполагает интеграцию предприятий одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании — соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы. Такая форма объединения получила название картель.

Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст либо в устной форме. Для картеля характерен договорный характер объединения, ведь это форма сговора группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли. Также возможно сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность. В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения запрещены, однако запрет может быть снят для некоторых видов картелей.

Например, существуют картель «Моушн Пикчерз Ассосиэйшн», объединяющий основных производителей аудиовизуальной продукции. Отечественный пример создания картеля произошел в конце 2008 года, когда телеканалы решили радикально «оптимизировать» расходы и снизили закупочные цены на

контент на 30-50%, продюсеры приготовили телевизионщикам асимметричный ответ -создали ассоциацию производителей кино- и телепродукции. На первом же заседании члены ассоциации решили сократить оплату съемочных групп на 50%. Конечно, подобные намерения похожи на ценовой сговор (картель). Но доказать это вряд ли удастся, ведь уровнем оплаты труда федеральная антимонопольная служба не интересуется - им обычно занимаются профсоюзы, но сильный профсоюз в киноотрасли есть только у осветителей [4].

Пятой формой объединения является синдикат, который предполагает интеграцию предприятий в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции.

Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников, для него присуща организация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников, а в зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката. В современных условиях синдикат как форма монополистических объединений одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам.

Например, существует Национальный телевизионный синдикат - ведь телевизионная синдикация на данный момент является одной из успешных западных моделей развития независимого регионального телевещания. Фактически синдикация - это централизованная закупка контента у правообладателей и последующее формирование сети программного предложения из этого контента. За счёт оригинального контента с высоким рейтинговым потенциалом синдикация позволяет региональным телекомпаниям открывать новые горизонты эфирного вещания [5].

Пул - это шестая форма объединения, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции. Эта организационная форма интеграции является одной из форм монополистических объединений компаний, разновидностью картелей. Объединение компаний в виде пулов имеет обычно достаточно временный характер, также в рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли.

Например, в России существует «Пул ведущих продюсеров страны», «Пул рекламо-даталей», был создан Межгосударственный информационный пул (МИП) телерадиокомпаний постсоветского пространства, в котором МТРК «МИР» выступает в качестве координатора и технического оператора сбора и передачи информационных материалов.

Седьмая форма интеграции - трест, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий. Добавим, что трест является самой «жесткой» из всех рассмотренных форм интеграции компаний, при этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий. Он отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции.

Все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями. Экономической причиной интеграции компаний в форме треста является удобство для организации комбинированного производства, представляющего собой либо последовательные этапы производства, либо играющих вспомогательную роль один по отношению к другому.

Так, в 1933 году при Совете Народных Комиссаров РСФСР был образован трест по прокату кинофильмов - «Роскино».

Следующей, восьмой формой интеграции является добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели - ассоциация. Это самая «мягкая» форма интеграции компаний, которая создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера. Возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера, а члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица.

Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, а члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации, также члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами. В соответствии с российским законодательством коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать и регистрировать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество, либо может создать для этой цели новое хозяйственное общество и участвовать в нем. Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (уставом и учредительным договором). С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник.

Например, в России существуют Союз кинематографистов Российской Федерации (председатель - Н. С. Михалков), Ассоциация военного и историко-патриотического фильма, Союз кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России, Ассоциация продюсеров кино и телевидения, ассоциация «Наше кино», Ассоциация анимационного кино, Международная ассоциация мультипликационного кино, Ассоциация телевизионных критиков и другие.

Далее рассмотрим форму интеграции компаний - стратегический альянс (Strategic Alliance) как соглашение о кооперации двух или более независимых хозяйствующих субъектов для достижения определенных коммерческих целей, получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний. Стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом. Альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом, а входящие в него компании могут быть участниками множества стратегических альянсов.

Стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг. Альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда нет необходимости в объединении. Альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга. Это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке способы проникновения на рынок.

Для того чтобы положительный эффект вступления компании в стратегический альянс превалировал над отрицательным, необходимо, чтобы партнер по стратегическому альянсу был совместим с данной компанией. В целом, наиболее успешные альянсы характе-

ризуются тем, что товары и позиции на рынке партнера дополняют товары и позиции данной компании, а не конкурируют с ними. Также в рамках стратегического альянса опасно передавать партнеру информацию, которая может сказаться на конкурентной ситуации, а сам стратегический альянс необходимо рассматривать как временное соглашение между партнерами, если он становится невыгодным, его целесообразно сразу же расторгать.

Например, существует «Альянс независимых кинопрокатных организаций для развития кинопредпринимательства» (АНКО). Так, соглашение о совместной реставрации (стратегическом альянсе) советской кино- и анимационной классики и ее переводе в цифровой формат подписали в 2010 году компания RWS («Всемирные русские студии»), входящая в корпорацию АФК «Система», ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» (ОГК) и индийская Reliance Media Works Ltd. Стратегический альянс корпорации «Аймакс» включает такие известные мировые компании и корпорации, как «Ассоциация театров с гигантскими экранами» (LFCA), «Знаменитые участники» (Famous Players Inc), «Национальное управление по авиации и космонавтике» (NACA) и другие.

Заключительной, десятой формой интеграции, является холдинг - как структура коммерческих организаций, включающая в себя управляющую компанию и сеть мелких дочерних компаний, которые она контролирует. Управляющая компания владеет контрольным пакетом акций, а дочерние распределяют между собой оставшиеся акции. Существует несколько способов объединения коммерческих организаций в холдинговые компании.

Структуру классической холдинговой компании в качестве обязательных элементов составляют две группы участников: основное (материнское) хозяйственное общество (акционерное, с ограниченной или дополнительной ответственностью) или товарищество (полное, коммандитное) и дочернее хозяйственное общество (акционерное, с ограниченной или дополнительной ответственностью). Основная деятельность холдинговой компании как юридического лица - владение акциями другой компании или нескольких компаний. Как уже

отмечалось, холдинговой компании принадлежит контрольный пакет акций, и кроме того, она осуществляет управление всеми компаниями, чьи акции находятся в ее собственности.

Экономической причиной объединения компаний в холдинг является то, что коммерческие риски в таких образованиях распределяются между всеми участниками, а также тот факт, что этот бизнес можно продавать по частям, так как компании холдинга являются самостоятельными юридическими лицами. Процесс глобализации коснулся также организации медиаструктур, для которой в настоящее время характерно создание масштабных медиапроек-тов. Наиболее успешно совместные международные проекты реализуются крупнейшими медиакорпорациями, зарекомендовавшими себя в течение длительного времени.

Так, в России весьма популярна газета «Ведомости», выпускаемая совместно с «Financial Times», «The Wall Street Journal» и «Independent Media». А в составе холдинга «Газпром-Медиа»состоят четыре производственные компании - «Централ Партнершип», Comedy Club Production, «НТВ Кино» и Good Story Media. «СТС Медиа» - один из ведущих независимых холдингов России, например, управляет телевизионными каналами, производящими компаниями и рядом цифровых развлекательных медиаактивов.

Несмотря на многочисленные преимущества интеграции компаний, необходимо учитывать

также и проблемы в процессе их слияний. Так, при слиянии может возникнуть возможность отсрочки решения и частичная покупка, а из-за сигнального эффекта на рынке ожидаемая цена сделки по целевой компании может значительно превышать «истинную» цену. Вместе с тем оценка максимальной цены при покупке целевой компании за деньги часто непроста [3]. Также добавим, что при интеграции компаний должны быть учтены налоговые, юридические и другие выгоды, например эффекты в финансовой отчетности, что оказывает влияние на форму слияния. В ряде случаев слияния могут быть следствием конфликта интересов управляющих и акционеров. В таком случае слияние выступает способом смены руководства и последующей смены финансовой политики.

Таким образом, основные экономические причины интеграции компаний заключаются в получении значительных доходов, оптимизации издержек, диверсификации бизнеса компаний. В современных условиях хозяйствования интеграция в киноотрасли позволяет реализовывать дорогостоящие проекты, кооперирует и специализирует труд, что объективно приводит к повышению качества работы специалистов киноиндустрии. Необходимо также отметить, что создание медиахол-дингов и медиаимперий ведет к значительной концентрации капитала, что существенно облегчает процесс создания и реализации масштабных и амбициозных медиапроектов.

Список литературы

1. Байков Е. А., Евменов А. Д., Морщагина Н. А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. СПб.: СПбГИКиТ, 2015. 311 с.

2. Некрасова Е. Битва гигантов. Медиахолдинги: экспансия в кино. Искусство кино. 2012. № 2. URL: http://kinoart.ru/archive/2012/02 (дата обращения: 20.08.2015).

3. Шаринова Г. А. Методологические основы проведения слияния корпораций // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11. URL: http://human.snauka. ru/2014/11/8576 (дата обращения: 02.09.2015).

4. Газета «Коммерсантъ». URL: http://www.kommersant.ru/pda/kommersant. html?id=1086933 (дата обращения: 01.09.2015).

5. Национальный телевизионный синдикат. URL: http://ntstv.ru (дата обращения: 21.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.