Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНОТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНОТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ущерб от дорожно-транспортных происшествий / оценка ущерба / учитываемый в государственной статистике ущерб / не учитываемый в государственной статистике ущерб. / damage caused by road accidents / damage assessment / damage accounted for in the state statistics / damage not accounted for in the state statistics.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Абдуганиев Ш. О., Рахимкулов Ф.

В последние годы в Республике Узбекистан принимается много мер по профилактике дорожно-транспортных происшествий. Но, несмотря на это, нельзя сказать, что в этом направлении есть большие положительные сдвиги. К сожалению, некоторые водители продолжают нарушать правила дорожного движения. В таких условиях некоторые специалисты и эксперты предлагают усилить наказание. Но таким путем вряд ли можно достичь основной цели. То есть, не сформировав у всех участников дорожного движения высокую правовую культуру, невозможно предотвратить дорожно-транспортные происшествия. В данной статье изложен аналитический подход к определению экономического ущерба, возникающего в результате дорожно-транспортных происшествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Абдуганиев Ш. О., Рахимкулов Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In recent years, the Republic of Uzbekistan has adopted many measures to prevent road traffic accidents. However, we cannot say that there have been any major positive changes in this direction. Unfortunately, some drivers continue to violate traffic rules. In such circumstances, some experts and specialists propose to increase the punishment. However, it is unlikely that the main goal can be achieved in this way. That is, it is impossible to prevent traffic accidents without forming a high level of legal culture among all road users. This "Экономика и социум" №6(121)-1 2024 www.iupr.ru 856 article presents an analytical approach to determining the economic damage resulting from road traffic accidents.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНОТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ»

Абдуганиев Ш.О. преподаватель

Наманганский инженерно-строительный институт

ORCID -0000-0002-9021-0946 Рахимкулов Ф. преподаватель

Наманганский инженерно-строительный институт

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Аннотация. В последние годы в Республике Узбекистан принимается много мер по профилактике дорожно-транспортных происшествий. Но, несмотря на это, нельзя сказать, что в этом направлении есть большие положительные сдвиги. К сожалению, некоторые водители продолжают нарушать правила дорожного движения. В таких условиях некоторые специалисты и эксперты предлагают усилить наказание. Но таким путем вряд ли можно достичь основной цели. То есть, не сформировав у всех участников дорожного движения высокую правовую культуру, невозможно предотвратить дорожно-транспортные происшествия. В данной статье изложен аналитический подход к определению экономического ущерба, возникающего в результате дорожно-транспортных происшествий.

Ключевые слова: ущерб от дорожно-транспортных происшествий; оценка ущерба; учитываемый в государственной статистике ущерб; не учитываемый в государственной статистике ущерб.

Abduganiev Sh. O.

teacher

Namangan Engineering and Construction Institute

ORCID-0000-0002-9021-0946 Rakhimkulov F. teacher

Namangan Engineering and Construction Institute ECONOMIC LOSSES RESULTING FROM ROAD ACCIDENTS

Abstract. In recent years, the Republic of Uzbekistan has adopted many measures to prevent road traffic accidents. However, we cannot say that there have been any major positive changes in this direction. Unfortunately, some drivers continue to violate traffic rules. In such circumstances, some experts and specialists propose to increase the punishment. However, it is unlikely that the main goal can be achieved in this way. That is, it is impossible to prevent traffic accidents without forming a high level of legal culture among all road users. This

article presents an analytical approach to determining the economic damage resulting from road traffic accidents.

Keywords: damage caused by road accidents; damage assessment; damage accounted for in the state statistics; damage not accounted for in the state statistics.

Введение: Для определения объёма работ по повышению безопасности движения и ущерба, наносимого народному хозяйству в результате дорожно-транспортных происшествий, целесообразно руководствоваться «Инструкцией по учёту в проектах автомобильных дорог ущерба народному хозяйству от дорожно-транспортных происшествий». Ниже приводим расчёт ущерба от дорожно-транспортного происшествия согласно данной Инструкции.

Основная часть: ущерба, причиняемого в результате дорожно-транспортного происшествия. При определении объема работ по улучшению безопасности дорожного движения необходимо оценить ущерб, наносимый народному хозяйству в результате дорожно-транспортного происшествия.

Ущерб от дорожно-транспортного происшествия, не попавшего в государственную статистику, можно рассчитать по следующей формуле:

П=5+П1+П2 (1)

Здесь S - ущерб, вызванный повреждением транспортного средства, дорожных условий или перевозимого груза; П1 - затраты, которые несут другие участники дорожного движения в месте ДТП из-за потери времени и затрат на расчистку проезжей части; П2 - затраты, которые несет управление безопасности дорожного движения.

Средний размер ущерба по одному дорожно-транспортному происшествию, причиненного населению, определяется по следующей формуле:

П1=ПеПе+ПоП0+ПхПх+51+П1+П1 (2) Пе, По, Пх - ущерб, наносимый народному хозяйству в результате легких, тяжелых травм и гибели людей при дорожно-транспортных происшествиях; пе, п0, пх - коэффициенты, учитывающие количество легкораненых, тяжелораненых или погибших в одном дорожно-транспортном происшествии, для загородных дорог эти коэффициенты составляют по=0,06, по=0,758, пх=0,182; S1, П1, П1 - соответственно показатели S, П1, П2 в предыдущем значении.

Общий убыток, который несет народное хозяйство в экономических расчетах, определяется по формуле:

П= 365m Т-г N1 LCntV'

11 t T^FJ

(3)

шгтравматизм тяжести инцидента учитывающий коэффициент; N -среднегодовой размер расхода, авт/сут; L-длина дороги, км; С^7.5-7,5м приходится расчетное значение ущерба, сум/авт-км; Fnn-норма приведения затрат, приходящихся на разные сроки, 0,08.

Вывод: В статье делается вывод о том, что в настоящее время различные дорожно-транспортные происшествия, происходящие в Республике Узбекистан, наносят людям различный материальный и моральный ущерб. Анализ сложившейся ситуации также указывает на это: по данным Службы безопасности дорожного движения Департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, за семь месяцев 2023 года на территории республики было зарегистрировано 4 772 дорожно-транспортных происшествия. Из них 2 453, или 51,4%, совершены по субъективным причинам, то есть в результате несоблюдения водителями правил дорожного движения. Если бы водители соблюдали правила дорожного движения, то всех вышеуказанных дорожно-транспортных происшествий можно было бы избежать. К сожалению, за прошедшие семь месяцев в Узбекистане в результате ДТП погибли 1 115 человек, 4 564 человека получили различные телесные повреждения. Вышеприведенные цифры еще раз подтверждают тот факт, что большинство участников дорожного движения не соблюдают правила дорожного движения. В результате растет количество несчастных случаев и соответственно увеличивается стоимость материального ущерба от ДТП. Вследствие чего увеличивается и потребность в оценке ущерба от ДТП, что приводит к дополнительным временным затратам и снижению финансовой стабильности. Короче говоря, происходящие дорожно-транспортные происшествия наносят людям как моральный, так и материальный ущерб.

Использованные источники:

1. Бабков В.Ф Дорожные условия и безопасностъ движения: Учебник для вузов. -М.:Транспорт,1993-271 с.

2. Yakubjonovich R. A. et al. DRIVING DESCRIPTORY INDICATORS, MENTAL STATUS AND BIOLOGICAL POSSIBILITIES //Archive of Conferences. - 2022. - С. 21-23.

3. Imomnazarov S.K, Abduganiev SH. O., "Участие общественности в обеспечении безопасности движения" ЭКОНОМИКА И СОЦИУМ 2021.

4. Шохрух Охунжон Угли Абдуганиев, Азизбек Шамсиддинович Насриддинов, "АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ (ПДД) В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" UNIVERSUM: ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ, 2023.

5. Shohruh A. et al. INDICATORS THAT CHARACTERIZE THE DRIVER, HIS MENTAL STATE AND BIOLOGICAL CAPABILITIES //Universum: технические науки. - 2022. - №. 6-6 (99). - С. 45-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.