Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭПИДЕМИИ COVID-19 В США'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭПИДЕМИИ COVID-19 В США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1736
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ЭКОНОМИКА / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ВАКЦИНАЦИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костяев Сергей Сергеевич

В работе представлены основные экономические последствия эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 в США, а также меры государства по поддержке населения и различных секторов экономики. Показано, что основной шок для американской экономики пришелся на март-апрель 2020 г., когда власти различных штатов ввели ограничительные меры для противодействия распространению инфекции. В то же время государство оказало масштабную помощь гражданам и бизнесу: прямые выплаты населению, увеличение пособий по безработице, финансовая поддержка предприятий наиболее пострадавших отраслей при условии сохранения рабочих мест. Утверждается, что вакцинация населения позволила летом 2021 г. властям штатов снять практически все карантинные ограничения (кроме Канзаса и Род-Айленда, сохранивших определенные ограничительные меры). Вместе с мерами государственной поддержки это способствует быстрому восстановлению экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC RAMIFICATIONS OF COVID-19 PANDEMIC IN THE U.S.

This article is devoted to main economic ramifications COVID-19 pandemic in the USA, government stimulus to the economy and population, economic recovery after the pandemic. The main shock to the USA economy happened in March-April 2020, when state authorities introduced measured aimed at stopping the spread of COVID-19. U.S. government provided several rounds of economic assistance including direct payments to the population, increased unemployment payments, rental assistance to individuals, payments to businesses among most hardly hit sectors under the condition of retaining current workforce. Given high vaccination rates, state authorities canceled COVID-19 restrictions in the summer of 2021 (with the exception of Kansas and Rod Island which require two weeks of self-quarantine for travelers from certain destinations). U.S. economy is rapidly recovering from the pandemic.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭПИДЕМИИ COVID-19 В США»

УДК 338.12:578.834(73) doi: 10.31249/espr/2021.04.04

С.С. Костяев*

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭПИДЕМИИ СОУГО-19 В США

Аннотация. В работе представлены основные экономические последствия эпидемии новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 в США, а также меры государства по поддержке населения и различных секторов экономики. Показано, что основной шок для американской экономики пришелся на март-апрель 2020 г., когда власти различных штатов ввели ограничительные меры для противодействия распространению инфекции. В то же время государство оказало масштабную помощь гражданам и бизнесу: прямые выплаты населению, увеличение пособий по безработице, финансовая поддержка предприятий наиболее пострадавших отраслей при условии сохранения рабочих мест. Утверждается, что вакцинация населения позволила летом 2021 г. властям штатов снять практически все карантинные ограничения (кроме Канзаса и Род-Айленда, сохранивших определенные ограничительные меры). Вместе с мерами государственной поддержки это способствует быстрому восстановлению экономики страны.

Ключевые слова: США; экономика; пандемия СОУГО-19; вакцинация; мобильность населения; государственная помощь.

Для цитирования: Костяев С.С. Экономические последствия пандемии СОУГО-19 в США // Экономические и социальные проблемы России. - 2021. -№ 4. - С. 82-96.

* Костяев Сергей Сергеевич, канд. полит. наук, старший научный сотрудник Отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН), докторант факультета планирования и государственной политики, преподаватель кафедры политологии Университета Ратгерса (США). Доцент кафедры государственного управления и публичной политики РАНХиГС при Президенте РФ. Научный сотрудник Центра анализа международных процессов ИМИ МГИМО (У) МИД РФ.

Kostiaev Sergei, PhD (Polit. Sci.), Senior Researcher of the Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia), PhD Candidate, Bloustein School of Planning and Public Policy, Part-Time Lecturer of the Department of Political Science, Rutgers University (New Brunswick, U.S.). Adjunct associate professor of the Department of public administration and public policy, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Research fellow, International relations laboratory, Institute for the study of international relations, Moscow State Institute of International Relations (University), the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.

82

S.S. Kostiaev

Economic ramifications of COVID-19 pandemic in the USA

Abstract. This article is devoted to main economic ramifications COVID-19 pandemic in the USA, government stimulus to the economy and population, economic recovery after the pandemic. The main shock to the USA economy happened in MarchApril 2020, when state authorities introduced measured aimed at stopping the spread of COVID-19. U.S. government provided several rounds of economic assistance including direct payments to the population, increased unemployment payments, rental assistance to individuals, payments to businesses among most hardly hit sectors under the condition of retaining current workforce. Given high vaccination rates, state authorities canceled COVID-19 restrictions in the summer of 2021 (with the exception of Kansas and Rod Island which require two weeks of self-quarantine for travelers from certain destinations). U.S. economy is rapidly recovering from the pandemic.

Keywords: USA; economy; COVID-19 pandemic; vaccination; population mobility; government assistance.

For citation: Kostiaev S.S. Economic ramifications of COVID-19 pandemic in the USA // Economic and Social Problems of Russia. - 2021. - N 4. - Р. 82-96.

Введение

Несмотря на начало в 2020 г. вакцинации населения, пандемия COVID-19 продолжается.

В середине 2021 г. «лидерами» по кумулятивной (с начала пандемии) смертности от новой коронавирусной инфекции в расчете на 100 тыс. населения стали: Перу - 598 человек, Бразилия - 253, Колумбия - 225. США находится на шестом месте (185 человек), Россия - на 12-м месте (98 человек) [Mortality analyses..., 2021]. По количеству новых выявленных случаев заражения в недельном интервале на середину июля на первом месте стоит Бразилия - 314 тыс. случаев, Индия - 282 тыс. и Индонезия - 236 тыс. На пятом месте США со 180 тыс., на шестом месте Россия со 174 тыс. Следует иметь в виду, что эти цифры не учитывают разницу в численности населения стран. Сравнение количества смертей от коронавирусной инфекции в недельном интервале иллюстрирует положительный эффект от вакцинации. Бразилия - 9,1 тыс. смертей, Индия -7,1 тыс., Индонезия - 5,3 тыс. На четвертом месте Россия (5,2 тыс. смертей), на восьмом месте США - 1,9 тыс. смертей [WHO ..., 2021]. При этом в Бразилии 22% населения получили обе дозы вакцин, в Индонезии - 9%, в Индии только 8% [Tracking coronavirus vaccinations ..., 2021]. Высокая, по сравнению с другими странами, доля вакцинированных в США обеспечивает им более низкую смертность от COVID-19.

По состоянию на июль 2021 г. 56% населения США получили одну дозу из одобренных вакцин, 48% - обе дозы. Ориентируясь на положительные результаты вакцинации, выразившиеся в заметном снижении заболеваемости COVID-19, c 245 тыс. заболевших в день в январе 2021 г. до

83

11 тыс. в июне, власти практически всех штатов в США летом 2021 г. сняли ограничения, направленные на борьбу с новой коронавирусной инфекцией. Исключением стали Канзас и Род-Айленд, которые сохранили двухнедельный карантин для людей, прибывших из определенных мест. Впрочем, к августу количество ежедневных новых случаев заболеваний вновь резко увеличилось, до 108 тыс. заболевших в день. Наибольший всплеск наблюдается в контролируемых республиканцами штатах, где доля вакцинированных ниже, чем в штатах, поддерживающих демократов, а местные власти отказываются вводить обязательное ношение масок в общественных местах. «Чемпионом» является «республиканская» Флорида с 15 тыс. случаев, тогда как в «демократическом» Нью-Йорке 3 тыс. [State Covid-19 data ..., 2021]. В Нью-Йорке 69,4% населения получили обе дозы и действует требование носить маски в общественном транспорте, выполняемое жителями. Во Флориде вакцинировано 59,6% населения. Власти этого штата не только не вводят обязательное ношение масок в общественных местах, но и запрещают это делать (вводить так называемые «масочные мандаты») местным властям и руководству учебных заведений [Tracking coronavirus vaccinations ..., 2021].

В данной статье рассматриваются экономические и социальные последствия эпидемии новой коронавирусной инфекции для американского общества и государства.

Экономические последствия пандемии для США

Негативные эффекты коронавирусной инфекции в США можно разделить на три группы. Во-первых, увеличение издержек торговли из-за снижения масштабов туризма и физического объема продаваемых товаров. Во-вторых, производственные шоки (negative productivity shock) как со стороны предложения товаров и услуг (перебои в производстве, уменьшение мобильности рабочей силы, транспортные ограничения), так и со стороны спроса на них (сокращение потребления и инвестиций). В-третьих, рост государственных расходов (затраты на здравоохранение и финансовое стимулирование экономики) [An updated assessment ., 2020].

Основной экономический удар от эпидемии пришелся на начало 2020 г. В январе - апреле 2020 г. число лиц, потерявших работу в США, составило 9,9 на 100 человек. Сильнее всего пострадали более молодые люди: среди когорты 25-44-летних 11,6 человека из 100 лишились в тот период работы. Статистическая модель, которая прогнозирует занятость на основе данных 2011-2019 гг., показала, что в апреле 2020 г. 61,3% американцев в возрасте старше 16 лет могли иметь работу (на полный и частичный рабочий день). Согласно фактическим данным за апрель 2020 г., эта доля составила лишь 51,5%. В основном падение занятости пришлось на апрель 2020 г., когда различные штаты начали вводить ограничения на

84

экономическую активность с целью борьбы с эпидемией [Initial economic damage ., 2020].

Отрицательное влияние пандемии коронавируса на американскую промышленность проявляется в следующем. Во-первых, нарушение из-за пандемии производственных цепочек снизило возможность стран закупать производимые в США комплектующие. Во-вторых, страны со значительными масштабами эпидемии сократили экспорт, в том числе из США. В-третьих, произошел спад производства продукции из-за глобальной рецессии, отложенного спроса потребителей и отложенных инвестиций предприятий [Baldwin, Weder Di Mauro, 2020].

В начале пандемии рассматривались три сценария экономического восстановления США: быстрое восстановление (наличие негативных последствий только в первом и втором кварталах 2020 г.), базовый сценарий (негативные последствия в первом - третьем кварталах 2020 г., отмена ограничений на авиаперелеты в четвертом квартале), пессимистический (негативные последствия в течение всего 2020 г.) [COVID-19: implications for business, 2020].

Как показала жизнь, негативные последствия пандемии продолжают ощущаться и в 2021 г. Активная стадия вакцинации, позволившая США затормозить распространение инфекции, началась лишь в 2021 г. Это означает реализацию самого пессимистического сценария: постепенное снятие ограничений стало возможным лишь летом 2021 г.

Тревожным сигналом стало то, что в мае 2021 г. инфляция достигла 5%, самого высокого показателя с 2008 г. Больше всего в США цены выросли на подержанные машины (на 29,7% по сравнению с 2019 г.) и авиаперелеты (на 24,1%). Впрочем, это, очевидно, временный эффект отложенного спроса на путешествия: большинство американцев были заперты в своих домах в течение полутора лет и сейчас реализуют прошлые планы. В 2020 г. годовая инфляция составила 1,4% [Current inflation rates ..., 2021]. Годовая инфляция за 2021 г. в среднем ожидается на уровне 2% [The socio-economic implications ., 2020].

При этом к началу августа 2021 г. в целом по США общее количество подтвержденных новых случаев COVID-19 увеличилось до 35 млн человек. Также на начало августа 2021 г. количество ежедневных новых случаев составило более 122 тыс. [State Covid-19 data ..., 2021]. И это говорит о начале очередной «волны» эпидемии.

Разные регионы США в различной степени подвержены негативным экономическим последствиям новой коронавирусной инфекции. Самым пострадавшим от коронавируса штатом в стране является Нью-Йорк. В самом штате Нью-Йорк общее количество выявленных случаев коронавируса к августу 2021 г. достигло 416 тыс., несмотря на закрытие образовательных учреждений и прекращение работы различных видов бизнеса. К концу апреля 2020 г. 1,7 млн жителей этого штата подали заявления о выплатах по безработице. Эти цифра составляет 4/5 от заявлений на пособия

85

по безработице во время рецессии 2007-2009 гг.1 [News release ..., 2021]. Количество поездок в метро города Нью-Йорка во второй половине марта 2020 г. снизилось на 85%. Во втором квартале 2020 г. ВВП штата Нью-Йорк сократился на 20% [Impact of COVID-19 on the economic ., 2020].

Хуже всего дела обстоят в Юго-Восточных штатах США, лучше всего на севере Среднего Запада, территории Великих равнин (Great Plains) и Горного Запада (Mountain West). Об этом свидетельствуют данные исследования, в котором было проанализировано 18 переменных, сгруппированных в четыре категории: экологические, социальные, экономические, медицинские. В число наиболее пострадавших графств входит, например, Орландо, штат Флорида. Крайне негативные последствия для экономики имело закрытие парков развлечений, таких как Диснейленд, из-за падения доходов в смежном гостиничном и ресторанном бизнесе [Snyder, Parks, 2020].

Следует подчеркнуть, что местные сообщества, наиболее уязвимые по отношению к коронавирусной инфекции, одновременно сильнее страдают от ее экономических последствий. Например, Юго-Восток США сильно пострадал от эпидемии в связи с низкой долей застрахованных людей, большим количеством людей с хроническими заболеваниями и недостаточным количеством больничных коек по сравнению с другими регионами США [Snyder, Parks, 2020].

Специалисты также отмечают значительную корреляцию между арендными платежами и количеством инфицированных новой корона-вирусной инфекцией. Высокой стоимости аренды обычно соответствует скученное проживание в многоквартирных многоэтажных домах. Например, высокая стоимость земли в округе Манхэттэн города Нью-Йорка означает, что практически все жители этого округа живут в многоэтажных домах. Низкая стоимость аренды предполагает проживание в малоэтажных домах с небольшим количеством жильцов. Больше всего инфицированных было выявлено в графствах с высокой стоимостью аренды [Li, Mutchler, 2020]. На территориях с высокой стоимостью жизни негативные эффекты эпидемии коронавируса проявляются сильнее, чем на территориях с менее высокой стоимостью жизни.

В плане географического распределения потерь на рынке труда, эпидемия нанесла ущерб экономике всех штатов. Медианная доля людей, потерявших работу во всех штатах, составила 7,8%. Самая тяжелая ситуация - 18,5% потерявших работу - сложилась в Неваде, чуть лучше -14,5-18% в Индиане, Мичигане и Коннектикуте. От 11 до 7,5% населения потеряли работу в Техасе, Нью-Йорке и Нью-Джерси. Самая благополучная ситуация была в Вайоминге, Южной Дакоте и Небраске с их 1,7-4% граждан, лишившихся работы [Initial economic damage ., 2020]. Следует

1 В целом в США к августу 2020 г. в неделю подавалось 6 млн заявлений о выплате пособий по безработице [News release 2021].

86

отметить, что безработица сильнее увеличилась в более бедных штатах, где меньше видов работ, которые могут быть выполнены дистанционно, и нет региональных законов об оплачиваемом больничном [Tracking the economic impact ..., 2020].

Важным фактором, от которого зависит степень воздействия эпидемии коронавируса на экономику штатов, являются политические взгляды их губернаторов. Консервативные губернаторы не склонны к введению ограничительных мер, опасаясь их негативного влияния на экономику. Наоборот, либеральные губернаторы активны во введении жестких ограничений, направленных на снижение распространения инфекции. Необходимо отметить и значительные различия в поведении населения разных регионов США. В «республиканских» штатах ношение масок и дистанцирование встречает сопротивление жителей. В «демократических» штатах население в целом следует ограничительным мерам [Snyder, Parks, 2020].

В отраслевом разрезе следует отметить виды деятельности в США, в которых в связи с коронавирусом наблюдалось снижение котировок акций более чем на 35%, в том числе: добыча алюминия, угля, нефти и газа, авиаперевозки, гостиничный бизнес, изготовление одежды, розничная торговля, игорный бизнес, телевидение (многие шоу были приостановлены из-за эпидемии), сталелитейная промышленность. При этом к сферам деятельности с низкой вероятностью заражения относится управление, финансовые и компьютерные услуги, архитектура, общественные науки, юридические услуги, образование (в связи с переходом на онлайн-формат), искусство, уборка помещений, офисная работа, сельское хозяйство. В число направлений деятельности с высокой вероятностью заражения новой коронавирусной инфекцией относятся услуги социального обеспечения, здравоохранение, общественное питание, личная охрана, строительство [Snyder, Parks, 2020]. Предприятия общественного питания, розничной торговли, сферы развлечений и гостиничного бизнеса, на которых невозможно организовать дистанционную работу, сильнее всего пострадали от введения антиковидных ограничений. Причем традиционно самые низкооплачиваемые места здесь занимают преимущественно испа-ноязычные американцы и представители других этнических меньшинств [Kantamneni, 2020]. Безусловно, они в наибольшей степени ощутили все отрицательные последствия эпидемии.

Анализ данных индекса 500 крупнейших компаний (S&P 500 Index) за июнь 2019 - март 2020 г. показал, что пандемия оказала значительное негативное, но при этом кратковременное влияние на фондовые рынки США, как и других развитых стран. В частности, в период с 30 января 2020 по 10 марта 2020 г. котировки упали на 2,65%, а в период 11-22 марта 2020 г. на 7,32% [The impact of COVID-19 on stock markets, 2020]. После принятия 27 марта 2020 г. в США «Закона об экономической безопасности и помощи в связи с пандемией коронавируса» (The Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act), предусматривающего выделение на борьбу с

87

последствиями болезни суммы в 2,2 трлн долл., вышеуказанный индекс вырос на 7,3% [The socio-economic implications ..., 2020].

В первые месяцы пандемии доходность по 10-летним казначейским обязательствам США, которые считаются одним из важных индикаторов стабильности финансового рынка, упала до 0,67% [The socio-economic implications ..., 2020]. Впрочем, по состоянию на май 2021 г. их доходность выросла до 1,56%, что свидетельствует о восстановлении рынков [Daily treasury yield ..., 2021].

Статистический анализ показал, что существует значимая зависимость между количеством ежедневных новых случаев заражения, уровнем смертности от коронавируса и падением фондовых рынков. Причем она заметна при анализе данных по всему миру, а не только США [The socioeconomic implications ..., 2020]. Чем больше новых случаев заражений и чем выше смертность от новой коронавирусной инфекции, тем больше волатильность на финансовых рынках [Albulescu, 2021].

Эпидемия коронавируса серьезно повлияла на сферу исследований и высшего образования. Играющие важную роль в проведении и финансировании медицинских исследований Национальные институты здоровья приостановили проекты, не касающиеся новой коронавирусной инфекции [Костяев, 2019]. Многие университеты, включая Гарвард, сделали то же самое, чтобы сконцентрировать финансовые и людские ресурсы на борьбе с коронавирусом [The socio-economic implications ..., 2020].

Пандемия сказалась и на деятельности фармацевтической промышленности США. 26% компонентов для американских фармацевтических производителей импортируется из ЕС, 18% из Индии, 13% из Китая. Последний также является крупнейшим поставщиком комплектующих для производства медицинских приборов (39,3%) [The socio-economic implications ..., 2020]. В результате перебоев в поставках в мае 2021 г. в США, по данным Администрации по лекарствам и продуктам питания (Food and Drug Administration), ощущалась нехватка 162 важных лекарственных препаратов, таких как атропин, кортизон, дексаметазон, гепарин, кетамин, морфин, преднизолон и др. [Current and resolved drug ..., 2021]. В то же время фармацевтические компании страны сосредоточили усилия на разработке и массовом выпуске вакцин от коронавируса.

Влияние ограничительных мер на экономику США

Состояние экономики США можно анализировать, исходя из динамики следующих показателей: использования электроэнергии (данные предоставляются Агентством по энергетической информации), количества заявлений о пособиях по безработице (информация Министерства труда США), мобильности населения (данные основаны на Индексе Гугл о передвижениях в местных сообществах - Google Community Mobility Index) и т.п. Эти показатели позволяют всем желающим оценивать экономи-

88

ческую активность по штатам практически в режиме реального времени. Многие данные обновляются ежедневно, что позволяет отслеживать изменения в поведении населения [Tracking the economic impact ..., 2020].

Поскольку власти штатов предпринимали действия по ограничению распространения инфекции, в марте-апреле 2020 г. во многих населенных пунктах работали лишь продуктовые магазины, аптеки, общественный транспорт, коммунальные службы и другие жизненно важные предприятия. Детальное рассмотрение перечисленных выше оперативных данных показывает, что в начале апреля 2020 г. экономическая активность в США заметно снизилась. Например, в первую неделю апреля 2020 г. потребление электроэнергии сократилось на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. 30 млн заявлений о выплате пособий по безработице были поданы в первые шесть недель эпидемии. В период рецессии 2008-2009 гг. понадобился год, чтобы 30 млн человек подали заявления о выплате пособий. Очевидно, что кризис американской экономики в 2020 г. был если не глубже, то острее и быстрее развивался [Tracking the economic impact ..., 2020].

Статистическое исследование временных и кросс-секциональных (cross-sectoinal)1 аспектов эпидемии, с использованием фиксированных эффектов2 для времени (time fixed effects) и для штатов (state fixed effects), показало, что, во-первых, в рамках каждого отдельного штата удвоение количества новых заболеваний приводит к снижению потребления электричества на 0,8%. Во-вторых, удвоение новых ежедневных случаев приводит к увеличению заявлений о выплате пособий по безработице на 11%. Анализ также показал, что снижение использования электричества и увеличение заявлений о выплате пособий по безработице в период с 8 марта по 25 апреля 2020 г. сконцентрированы в штатах с наибольшим количеством ежедневных новых случаев смерти от новой коронавирусной инфекции [Tracking the economic impact ., 2020]. Иначе говоря, чем сильнее распространение инфекции, тем хуже обстоят дела в экономике.

Мобильность населения положительно коррелирует с использованием электричества и отрицательно - с количеством заявлений о выплате пособий по безработице. Другими словами, активно передвигающиеся граждане используют больше электричества и подают меньше заявок на пособия. При этом не прослеживается связь между формальными ограничительными мерами и экономической активностью. Показатели штатов, в которых ограничительные меры были введены в разное время (раньше или позже), практически не отличаются. Модели, учитывающие время введения ограничительных мер в разных штатах и количество заявлений о вы-

1 Кросс-секциональная база данных содержит информацию по ряду переменных в конкретную точку времени, например данные за 2020 г.

2 Фиксированные эффекты - факторы, уровни которых заранее выбираются исследователем.

89

плате пособий на душу населения, не показывают статистически значимой зависимости, несмотря на включение таких контрольных переменных, как масштаб местной вспышки коронавирусной инфекции и другие показатели [Tracking the economic impact ., 2020].

Вместе с тем в 45 (из 50) штатах Америки, которые сняли в конце апреля 2020 г. ограничения с функционирования бизнеса, мобильность населения и количество отработанных часов (working hours) показывали тенденцию к восстановлению за две недели до того, как власти штатов начали постепенно снимать ограничительные меры. Предположительно, такое соотношение могло быть вызвано следующими обстоятельствами. Во-первых, усталостью людей от карантина; во-вторых, снижением ощущения опасности болезни из-за уменьшения количества новых случаев заражения COVID-19 в тот период, сокращения числа новостных сюжетов о пандемии и т.д. Рост количества отработанных часов мог быть также вызван развитием услуг по доставке во время действия карантинных мер [Tracking the economic impact ... 2020].

Судя по имеющимся данным за март-апрель 2020 г., мобильность населения напрямую влияет на состояние экономики, тогда как воздействие официального введения или отмены тех или иных ограничительных мер не заметно. Более того, некоторые специалисты считают, что снижение экономической активности зачастую предшествует введению ограничительных мер, а не является их следствием. Данное наблюдение является предостережением против чрезмерного оптимизма по поводу того, что снятие ограничительных мер приведет к немедленному экономическому росту. Экономика может не восстановиться, если потребители не почувствуют себя в достаточной безопасности и не вернутся к обычному образу жизни [Tracking the economic impact ., 2020].

В целом ограничительные меры не определяют всю ситуацию в американской экономике в период пандемии. Важным фактором является также соблюдение населением противоэпидемиологических мер (ношение масок и дистанцирование).

Следует отметить, что пандемия коронавируса началась в Европе чуть раньше, чем в США. Новости о ней стали доминировать в информационной повестке страны со второй недели марта 2020 г. Когда Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию коронавируса, а Национальная баскетбольная ассоциация остановила свой спортивный сезон, это сильно встревожило жителей США. Многие американцы серьезно отнеслись к угрозе и стали добровольно выполнять защитные меры [Tracking the economic impact ., 2020]. Хотя так поступают далеко не все.

В начале пандемии экономисты и политики не могли точно определить, что будет хуже: спад после введения ограничительных мер или спад после гибели сотен тысяч людей от эпидемии COVID-19. Для оценки уровня риска ученые использовали специальную математическую модель (SIR model). В ее рамках население подразделяется на три категории: люди,

90

которые могут заразиться (susceptible), уже инфицированные новой ко-ронавирусной инфекцией (infected) и «восстановившиеся» (recovered)1. Проведенные на этой основе расчеты в марте 2020 г. показали, что от 10 до 20% населения США (33-66 млн человек) могут заразиться новой коронавирусной инфекцией. Такой уровень инфицированности означает, что значительная часть рабочей силы выпадает из экономики, поскольку вынуждена соблюдать меры самоизоляции и / или осуществлять уход за заболевшими родственниками. С большей вероятностью все это происходит без поддержки системы здравоохранения, несмотря на значительные инвестиции в рамках различных пакетов помощи. Ведь свыше 30 млн американцев не имеют полиса медицинского страхования, и число таких увеличивается в связи с ростом безработицы, поскольку более половины американцев получают доступ к медицине через корпоративное страхование [Atkeson, 2020].

По данным на июль 2021 г., в целом 34 млн американцев имели положительный результат теста на новую коронавирусную инфекцию [State Covid-19 data ..., 2021], что соответствовало нижнему порогу прогноза. Ввиду того, что вспышки заболеваемости были неравномерно распределены по территории страны, всеобщей экономической катастрофы и коллапса эпидемия не вызвала. Впрочем, математическая модель показывает, что постепенное ослабление ограничительных мер без достижения «группового иммунитета» (heard immunity)2 может вызвать возобновление эпидемии. Ограничительные меры, направленные на снижение мобильности людей, должны продолжаться минимум 18 месяцев, чтобы предотвратить крайне негативное развитие событий для системы здравоохранения в виде нехватки больничных коек, медицинского персонала и т.п. [Atkeson, 2020].

Последствия пандемии для пожилых граждан США и пенсионеров

Пандемия коронавируса значительно сказалась на жизни пожилых американцев как в плане их здоровья, так и на уровне благосостояния.

Доля людей в возрасте старше 65 лет достаточно высока в штатах с высоким уровнем распространения инфекции. Соответственно, их здоровье в первую очередь находится под угрозой и требует жесткого соблюдения защитных мер.

Существенная часть пожилых американцев занята в секторах, на которые эпидемия повлияла особенно сильно, в частности в розничной

1 Причем последняя категория включает умерших людей, поскольку они уже не могут быть источником распространения заболевания [Л1ке80и, 2020].

2 «Групповой иммунитет» - ситуация, при которой вследствие высокой доли людей с искусственным (от вакцинации) или естественным (от перенесенной болезни) иммунитетом распространение инфекции останавливается.

91

торговле. Многие из них потеряли работу или были переведены на неполный рабочий день. Кроме того, пожилые люди с меньшей вероятностью, чем их более молодые коллеги, могут работать в дистанционном режиме, поэтому чаще теряют работу и находятся в более длительном ее поиске. Предыдущий опыт экономических спадов показывает, что пожилые работники часто больше не возвращаются на исходный уровень доходов после очередной рецессии. А новые рабочие места зачастую не обеспечивают работников корпоративными пенсионными планами и медицинскими страховыми полисами. Менее образованные пожилые работники как прежде, так и особенно сейчас сталкиваются с необходимостью досрочного выхода на пенсию, поскольку работодатели не заинтересованы в инвестициях в их профессиональное развитие ввиду скорого выхода на пенсию [Li, Mutchler, 2020].

Финансовая помощь, направленная государством населению в рамках первого пакета закона 2020 г. «О дополнительных ассигнованиях для ответа на коронавирусную инфекцию» (The coronavirus preparedness and response supplemental appropriations act of 2020) и заключающаяся в выплате 1200 долл., имела разное значение для пенсионеров, проживавших в разных городах и штатах страны. Например, в городе Мэрион, штат Огайо, где средние расходы одного пенсионера в месяц составляли в 2019 г. 1794 долл. в месяц, указанные государственные выплаты покрыли 67% ежемесячных расходов. При этом в городе Саффолк (Массачусетс), где расходы составляли 3090 долл. в месяц, выплата покрыла лишь 39%. Средний показатель расходов в месяц одного пенсионера составляет в США 2118 долл. Соответственно, компенсационная выплата компенсировала 57% расходов одного пенсионера [Li, Mutchler, 2020].

Чуть лучше ситуация складывается для семейных пар. Самая высокая стоимость жизни для семейной пары пенсионеров в Саффолке составляла 4011 долл. в месяц. При компенсации в 2400 долл. обоим супругам государственная выплата покрывает 60% их месячных расходов. Самая низкая стоимость жизни для супругов-пенсионеров в г. Марион, штат Огайо, составляла 2715 долл. в месяц. Выплата компенсирует 88% их месячных расходов [Li, Mutchler, 2020].

Одной из основных форм накопления на пенсию в США, помимо социального страхования, является план 401(k), который представляет собой необлагаемую до определенного времени налогами схему инвестирования в фондовый рынок. Годовой лимит составляет около 19 тыс. долл. Многие работодатели для привлечения квалифицированной рабочей силы сами дополняли соответствующие взносы работников. В связи с ухудшением финансовой ситуации многие компании приостановили свои дополнительные взносы в пенсионные инвестиционные планы работников [Li, Mutchler, 2020]. Это стало заметной потерей, особенно для тех, кто планировал в ближайшее время выходить на пенсию.

92

Меры государственной поддержки населения и экономики

Для смягчения экономических последствий пандемии власти США использовали разнообразные меры поддержки. В марте 2020 г. Федеральная резервная система (ФРС) снизила ключевую ставку на 0,5%. При этом предприятия ключевых секторов экономики смогли получить 300 млрд долл. в виде кредитов от ФРС. Также были выкуплены на рынке облигаций на 125 млрд долл.

Конгрессом США в 2020 г. был принят уже упоминавшийся «Закон об экономической безопасности и помощи в связи с пандемией коронави-руса». Закон предусматривал: 1) выдачу 1200 долл. всем взрослым американцам с доходом до 75 тыс. долл. в год (или семейным парам с доходом до 150 тыс. долл. в год; 2) выдачу 500 долл. на каждого ребенка до 17 лет;

3) увеличение пособий по безработице до 600 долл. в неделю и удлинение до 13 месяцев периода, в течение которого можно получать это пособие;

4) предоставление предприятиям кредитов на сумму в 500 млрд долл. при условии, что они сохраняют 90% рабочих мест до 30 сентября 2020 г., возвращают эти кредиты в течение 5 лет и выплачивают дивиденды акционерам только после погашения этих кредитов; 5) выделение 377 млрд долл. предприятиям малого бизнеса в виде кредитов, часть которых может быть прощена государством при условии сохранения сотрудников и их текущих ставок; 6) откладывание платежей по студенческим кредитам до 30 сентября 2020 г.; 7) запрет до 15 мая 2020 г. на выселение людей с ипотечными кредитами, гарантированными федеральным правительством; 8) выделение 25 млрд долл. на программы предоставления продовольствия малоимущим; 9) предоставление 100 млрд долл. компенсации больницам, которые понесли финансовые потери из-за отмены ряда платных услуг в период пандемии; 10) направление 45 млрд долл. на закупку защитных костюмов и средств индивидуальной защиты для медицинского персонала больниц [The socio-economic implications ., 2020].

11 марта 2021 г. Дж. Байден подписал очередной закон, выделяющий 1,9 трлн долл. на поддержку экономики и борьбу с последствиями пандемии. Около триллиона долл. пойдет на социальные программы, 400 млрд - непосредственно на борьбу с вирусом, остальное - на поддержку экономики. В частности, американцы вновь получат по 1400 долл. единовременно. Из указанной общей суммы 34 млрд долл. пойдут на субсидирование приобретения медицинских страховок в 2021-2022 гг. в рамках закона 2010 г. «О защите пациентов и доступном здравоохранении». Это позволит оформить страховки 1,3 млн человек, ранее не обладавших полисом. Около 20 млрд долл. будет потрачено на развитие практики вакцинации. Администрация Дж. Байдена с привлечением Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям создает центры вакцинации, в которых ежедневно тысячи людей смогут получить свою дозу вакцины. В Администрации предшествующего президента считали, что штаты

93

за свой счет должны заниматься организацией вакцинирования. Также 8,5 млрд долл. направляется сельским больницам, которые находятся под угрозой закрытия из-за небольшого количества обслуживаемых пациентов [Костяев, 2021].

Заключение

Квартальные показатели ВВП США демонстрируют значительные колебания из-за пандемии новой коронавирусной инфекции. Во втором квартале 2020 г. ВВП упал на треть, в третьем квартале того же года он вырос на треть, в четвертом квартале увеличился на 4,3%. В первом квартале 2021 г. ВВП страны увеличился на 6,3%, во втором квартале на 6,5%. В результате наблюдается восстановление экономики до уровня начала пандемии [Gross domestic product ..., 2021]. В свою очередь, по данным Росстата, динамика квартального ВВП РФ в ценах 2016 г. выглядела следующим образом: в первом квартале 2020 г. он составил 20,6 трлн руб., во втором квартале - 20,1, в третьем - 22,9, в четвертом -24,9 трлн руб., в первом квартале 2021 г. 26,7 трлн руб. [Национальные счета, 2021]. Очевидно, что российская экономика меньше пострадала от пандемии новой коронавирусной инфекции. Считается, что это связано, прежде всего, с меньшей долей сферы услуг в ВВП России по сравнению с США (56,3% и 77,3% в 2019 г. соответственно) [Services, value added ..., 2021]. Кроме того, американские власти для борьбы с распространением коронавируса вводили ограничительные меры на более длительные сроки, чем российские.

Насколько применим американский опыт борьбы с эпидемией в России? Достаточно суровые ограничительные меры, вводившиеся в США весной 2020 г. и снятые лишь к лету 2021 г., сопровождались разнообразными пакетами помощи бизнесу и населению. Это менее реализуемо в России, учитывая более низкие показатели ВВП на душу населения. Иными словами, для российских властей это слишком дорого.

При этом необходимо отметить, что пандемия не имела таких разрушительных последствий для экономики России, как для экономики США. В США сумели наладить систему контроля за количеством ежедневных новых случаев заражения, госпитализаций и смертей далеко не сразу. Катастрофические цифры заболевших и умерших в США в начале пандемии до сих пор вызывают недоумение. В России власти в основном справлялись с ситуацией, сумев заранее подготовить необходимые места в больницах для заболевших. Однако в вопросах вакцинации российские власти явно отстают: высокие показатели смертности среди непривитых и заболевших россиян яркий и печальный этому пример.

Весной 2021 г. ряд американских штатов начал вводить стимулирующие вакцинацию меры, такие, как лотереи на значительные суммы денег. Подобные действия стали осуществлять и некоторые российские

94

регионы. Летом 2021 г. некоторые организации в США (более 400 вузов, медицинские учреждения, федеральные органы власти) начали требовать обязательную вакцинацию для своих сотрудников. К аналогичным мерам, с опозданием и многими оговорками, пытаются прибегать и в России. Все это, несомненно, поможет ускорить темпы вакцинации в стране.

Список литературы

1. Костяев С. Не только Трамп. Почему пандемия так сильно ударила по США? // Republic. - 2021. - 15.03. - URL: https://republic.ru/posts/99831 (дата обращения: 31.07.2021).

2. Костяев С. Организация, финансирование и оценка результатов НИОКР в США // Экономические и социальные проблемы России. - 2019. - № 2. - С. 56-75. - URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=41800685 (дата обращения: 31.07.2021).

3. Национальные счета // Федеральная служба государственной статистики. - 2021. -15.06. - URL: https://rosstat.gov.ru/accounts (дата обращения: 31.07.2021).

4. Albulescu C. COVID-19 and the United States financial markets' volatility // Finance research letters. - 2021. - Vol. 38. - URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.frl.2020.101699 (дата обращения: 31.07.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. An updated assessment of the economic impact of COVID-19 // ADB. - 2020. - May. -(ADB ; brief N 133). - URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/604206/adb-brief-133-updated-economic-impact-covid-19 .pdf (дата обращения: 31.07.2021).

6. Atkeson A. What will be the economic impact of Covid in the United States? Routh estimates of disease scenarios / NBER. - 2020. - March. - 25 p. - (NBER working paper ; N 26867). -URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w26867/w26867.pdf (дата обращения: 31.07.2021).

7. Baldwin R., Weder di Mauro B. Economics in the time of COVID-19 // CEPR Press. - 2020. -URL: https://cepr.org/sites/default/files/news/COVID-19.pdf (дата обращения: 31.07.2021).

8. COVID-19: implications for business / Craven M., Liu L., Wilson M., Mysore M. // McKinsey&Company. - 2020. - URL: https://www.aedcr.com/sites/default/files/docs/ mckinsey-full_article.pdf.pdf.pdf (дата обращения: 31.07.2021).

9. Current and resolved drug shortages and discontinuations reported to FDA // U.S. food and drug administration. - 2021. - URL: https://www.accessdata.fda.gov/scripts/drugshortages/ default.cfm (дата обращения: 31.07.2021).

10. Current inflation rates 2000-2001 // U.S. inflation calculator. - 2021. - URL: https://www. usinflationcalculator.com/inflation/current-inflation-rates/ (дата обращения: 31.07.2021).

11. Daily treasury yield curve rates // U.S. department of the treasury. - 2021. - URL: https://www.treasury.gov/resource-center/data-chart-center/interest-rates/pages/textview.aspx? data=yield (дата обращения: 31.07.2021).

12. Gross domestic product, 1st quarter 2021 (second estimate); corporate profits, 1st quarter 2021 (preliminary estimate) // The bureau of economic analysis. - 2021. - 27.05. - URL: https://www.bea.gov/news/2021/gross-domestic-product-1st-quarter-2021-second-estimate-corporate-profits-1st-quarter (дата обращения: 31.07.2021).

95

13. Impact of COVID-19 on the economic output of the US outbreak's epicenter / Gharehgozli O., Nayebvali P., Gharehgozli A., Zamanian Z. // Economics of disasters and climate change. -2020. - 21.07. - URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s41885-020-00069-w (дата обращения: 31.07.2021).

14. Initial economic damage from the COVID-19 pandemic in the United States is more widespread across ages and geographies than initial mortality impacts / Polyakova M., Kocks G., Udalova V., Finkelstein A. // Proceedings of the national academy of sciences. - 2020. -Vol. 117, № 45. - P. 27934-27939.

15. Kantamneni N. The impact of the COVID-19 pandemic on marginalized populations in the United States: a research agenda // J. of vocational behavior. - 2020. - Vol. 119. - URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.jvb.2020.103439 (дата обращения: 31.07.2021).

16. Li Y., Mutchler J. Older adults and the economic impact of the COVID-19 pandemic // J. of aging & social policy. - 2020. - Vol. 32, № 4/5. - P. 477-487.

17. Mortality analyses. Mortality in the most affected countries // Coronavirus resource center. John Hopkins University. - 2021. - URL: https://coronavirus.jhu.edu/data/mortality (дата обращения: 31.07.2021).

18. News release. Unemployment insurance weekly claims / Department of Labor. - 2021 -URL: https://www.dol.gov/ui/data.pdf (дата обращения: 16.08.2021).

19. Services, value added (% of GDP) / The World bank. - 2021. - URL: https://data.worldbank. org/indicator/NV.SRV.TOTL.ZS?most_recent_value_desc=true (дата обращения: 31.07.2021).

20. Snyder B., Parks V. Spatial variation in socio-ecological vulnerability to Covid-19 in the contiguous United States // Health & place. - 2020. - Vol. 66. - URL: http://dx.doi.org/ 10.1016/j.healthplace.2020.102471 (дата обращения: 31.07.2021).

21. State Covid-19 data and policy actions // KFF. - 2021. - 02.08. - URL: https://www.kff.org/ coronavirus-covid-19/issue-brief/state-covid-19-data-and-policy-actions/ (дата обращения: 31.07.2021).

22. The impact of COVID-19 on stock markets / He Q., Liu J., Wang S., Yu J. // Econ. and political studies. - 2020. - Vol. 8, N 3. - P. 275-288. - URL: http://www.tandfonline.com/doi/abs/ 10.1080/20954816.2020.1757570 (дата обращения: 31.07.2021).

23. The socio-economic implications of the coronavirus pandemic (COVID-19): a review / Nicola M., Alsafi Z., Sohrabi C., Kerwan A., Al-Jabir A., Iosifidis C., Agha M., Agha R. // Internat. J. of surgery. - 2020. - Vol. 78. - P. 185-193.

24. Tracking the economic impact of COVID-19 and mitigation policies in Europe and the United States / Chen S., O Igan D., Pierri N., Presbitero A. - 2020. - 25 p. - (IMF working paper ; N 20/125). - URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2020/07/10/Tracking-the-Economic-Impact-of-COVID-19-and-Mitigation-Policies-in-Europe-and-the-United-49553 (дата обращения: 31.07.2021).

25. Tracking coronavirus vaccinations around the world // The New York Times. - 2021. - 30.07. -URL: https://www.nytimes.com/interactive/2021/world/covid-vaccinations-tracker.html (дата обращения: 31.07.2021).

26. WHO Coronavirus Disease (COVID-19) Dashboard // WHO. - 2021. - URL: https:// covid19.who.int/?gclid=CjwKCAiAouD_BRBIEiwALhJH6PYO4aI3KRd_BA_IRFsxjYPY-Vl6CQXTcadHsSKCBshZAh4ph049zhoCkZgQAvD_BwE (дата обращения: 11.08.2021).

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.