ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Е.В. Шкарупета, доцент, к.э.н., доцент, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
Статистика техногенных и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 10-15 лет, показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Уже в настоящее время прямые и косвенные ущербы от них составляют 4-5 % от валового национального продукта.
По данным страховых организаций, общемировой экономический ущерб только от стихийных бедствий за 60-е гг. составил 40 млрд. долл. США. В 80-х гг. этот показатель вырос до 120 млрд. долл. США. В первой половине 90-х гг. ежегодный ущерб от стихийных бедствий более чем в 10 раз превысил уровень данного показателя за 60-е гг. Суммарный ущерб за 90-е гг. приблизится к 400 млрд. долл. США. По оценке МЧС России, уже сейчас ущерб от природных бедствий во много раз превышает возможности мирового сообщества по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим. Эта проблема приобретает глобальный характер.
Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.
В целом к экономическим последствиям чрезвычайных ситуаций относятся:
- сокращение основных производственных мощностей в результате полного или частичного их разрушения;
- выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;
- потери объектов социально-культурной сферы;
- сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;
- снижение уровня жизни населения;
- косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;
- расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и т.п.
Реально на практике при оценке экономического ущерба принимаются во
внимание только прямые потери материальных ценностей.
К рассматриваемой проблеме применяются определенные понятия.
Риск - это величина, характеризующая вероятность возникновения
чрезвычайной ситуации с определенным уровнем экономического ущерба, выраженная в процентах.
Опасность - это величина возможного уровня экономического ущерба от чрезвычайной ситуации. Она может быть рассчитана на основе статистических данных для определения опасности объекта или территории за некоторый интервал времени (реальная опасность). При расчете на основе теоретических допущений (в случае редкости оцениваемого явления или отсутствии статистических данных при непродолжительном функционировании объекта в условиях риска, планировании размещения объектов на неизученной территории и т.п.) опасность приобретает потенциальный характер и выражается в стоимостной форме или процентах от стоимости объекта оценки.
Экономический ущерб - величина размера негативных экономических последствий от чрезвычайной ситуации, выраженная в процентах стоимости оцениваемого объекта или денежных единицах.
Уязвимость - величина размера экономического ущерба при определенном уровне воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, зависящая от подверженности структуры оцениваемого объекта воздействию той или иной формы протекания чрезвычайной ситуации [3].
Рассмотрим последствия энергоблокады Крыма в декабре 2015 года.
Львиная доля электроэнергии, которая необходима потребителям в Крыму, поставляется с материковой части Украины, около 20 % производится на самом полуострове, а для покрытия потребления в экстренных ситуациях могут быть использованы генераторы, которые были завезены в прошлом году.
В год крымчане потребляли с материковой части Украины до 5 млрд. кВт.ч электроэнергии - это около 400 млн. кВт в месячном измерении. При этом примерно 1 млрд. кВт.ч в год вырабатывается на территории Крыма. Из указанного объема в отопительный сезон, по подсчетам эксперта, Крыму нужно до 3 млрд. кВт.ч.
Сейчас из Украины поставляется 650 МВт электроэнергии, а из-за прекращения поставок по одной из четырех линий передач полуостров недополучает 200 МВт. Однако такое снижение мощности на данный момент не приведет к ощутимым негативным последствиям.
Если снижение объема поставок электроэнергии в Крым станет существенным, эксперты прогнозируют введение ограничений для потребителей, так как возможности брать энергию из другого источника в Крыму сейчас нет. У крымчан есть мощные дизель-генераторы, фактически это мини-электростанции, но они даже на 10 % не покрывают нужды населения. Это решает проблему только частично - в критические моменты они смогут обеспечить энергией больницы, школы, детсады, например. Начнет отключаться в первую очередь промышленность, обычное население перейдет в режим экономии, начнутся веерные отключения.
Распределяет электроэнергию центральный диспетчер Крымэнерго. Он будет решать, кого в первую очередь ограничивать в энергопотреблении, кого отключать ночью и т.п.
Чтобы сделать Крым независимым от поставок энергии с материковой части Украины, Россия активно занимается строительством моста через Керченский пролив, но обеспечить реальные поставки электроэнергии на полуостров таким способом будет реально только через несколько лет [2].
Таким образом, деятельность многих предприятий и организаций, и особенно крупных, сопряжена с риском наступления катастроф, чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. Аварии, опасные природные явления, катастрофы, стихийные или иные бедствия могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу закона и подзаконных актов, предприятия и организации обязаны создавать резервы материальных и финансовых ресурсов для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Страхование расходов на локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций позволяет снизить нагрузку на бюджет предприятия, оставить в его обороте средства, предназначенные для создания таких резервов [1].
Список использованной литературы
1. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Эл. данные - Режим доступа: http://www.skpari.ru/ru/corporative-client/financial-risk/emergency-situation/
2. Экономические последствия чрезвычайных ситуаций. Эл.данные -Режим доступа: ihttp://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti /ekonomicheskie-posledstviya-chs.html
3. Энергоблокада Крыма: как будет жить полуостров и кому могут отрезать поставки - мнение эксперта. Эл. данные - Режим доступа: http://www.segodnya.ua/economics/enews/energoblokada-kryma-kak-budet-zhit-poluostrov-i-komu-otrezhut-postavki-mnenie-eksperta-657548.html
ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАДИОКАНАЛЬНОГО ВИДЕОМОНИТОРИНГА В АПК «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»
Р.В. Бочаров, генеральный директор, ООО «Мегалюкс», г. Воронеж
Впервые документально «Безопасный город» выполнен во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26 сентября 2005 г. ПР-1564 о создании государственной системы профилактики правонарушений МВД России. В 2014 году распоряжением Правительства РФ утверждена «Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее - АПК) (рис. 1). Однако процесс