Научная статья на тему 'Экономические подходы к разработке системы цифровых денег Центрального банка'

Экономические подходы к разработке системы цифровых денег Центрального банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / CRYPTOCURRENCY / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / CENTRAL BANK / МЕГАРЕГУЛЯТОР / MEGA-REGULATOR / ФУНКЦИИ ДЕНЕГ / FUNCTIONS OF MONEY / БИТКОИН / BITCOIN / БЛОКЧЕЙН / BLOCKCHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенюта О.Г.

Статья посвящена рассмотрению экономической природы криптовалют, мировой практике их регулирования. Свойственные частным децентрализованным распределенным системам цифровых денег преимущества и риски рассматриваются с точки зрения как экономической теории, так и финансовой практики последних лет. Исследуется проблема защиты финансовой системы от вытеснения традиционной валюты криптовалютами. В качестве конкурентного механизма ограничения распространения криптовалюты предлагается создание полуцентрализованной системы цифровых денег Центрального банка. В статье рассмотрены характеристики такой системы, этапы ее настройки и реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to consideration of economic nature of cryptocurrencies, world practice of their regulation. Peculiar to private decentralized distributed systems of digital money of advantage and risks are considered from point of view of both economic the theory, and financial practice of the last years. Problem of protection of a financial system against replacement of traditional currency cryptocurrencies is investigated. As competitive mechanism of restriction of distribution of cryptocurrency creation of semi-centralized system of digital money of Central bank is offered. In article characteristics of such system, stages of her control and realization are considered.

Текст научной работы на тему «Экономические подходы к разработке системы цифровых денег Центрального банка»

О. Г. Семенюта

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ ЦИФРОВЫХ ДЕНЕГ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению экономической природы криптовалют, мировой практике их регулирования. Свойственные частным децентрализованным распределенным системам цифровых денег преимущества и риски рассматриваются с точки зрения как экономической теории, так и финансовой практики последних лет. Исследуется проблема защиты финансовой системы от вытеснения традиционной валюты криптова-лютами. В качестве конкурентного механизма ограничения распространения криптова-люты предлагается создание полуцентрализованной системы цифровых денег Центрального банка. В статье рассмотрены характеристики такой системы, этапы ее настройки и реализации.

Ключевые слова

Криптовалюта, центральный банк, мегарегулятор, функции денег, биткоин, блокчейн.

O. G. Semenyuta

ECONOMIC APPROACHES TO DEVELOPMENT OF SYSTEM OF DIGITAL MONEY OF CENTRAL BANK

Annotation

Article is devoted to consideration of economic nature of cryptocurrencies, world practice of their regulation. Peculiar to private decentralized distributed systems of digital money of advantage and risks are considered from point of view of both economic the theory, and financial practice of the last years. Problem of protection of a financial system against replacement of traditional currency cryptocurrencies is investigated. As competitive mechanism of restriction of distribution of cryptocurrency creation of semi-centralized system of digital money of Central bank is offered. In article characteristics of such system, stages of her control and realization are considered.

Keywords

Cryptocurrency, central bank, mega-regulator, functions of money, bitcoin, blockchain.

Введение

Современные тенденции в денежно-кредитной сфере отчетливо свидетельствуют о все большем отходе от наличного денежного обращения и переходе на безналичные формы денежных расчетов и платежи через Интернет. В рамках этого тренда наиболее значимым и широко известным феноменом последнего десятилетия стал стремительный рост оборота криптовалют, опирающихся на блокчейн-технологии, прежде всего системы биткоина. Технологичность

и глобальный характер явления ставят перед лицом регулирующих денежно-кредитные отношения институтов непростые задачи выработки позиции в отношении криптовалютных транзакций, оценки перспектив и опасности соприкосновения системы криптовалют-ных платежей с традиционной денежно-кредитной системой. Представляется, что 2018-й год будет решающим с точки зрения формулировки «правил игры» для криптовалют со стороны регуляторов финансовых рынков.

Контрольно-регулирующие органы ключевых игроков на глобальном финансовом рынке чувствуют высокий темп, который задают современные цифровые технологии. Необходимость принятия быстрых решений, учитывающих меняющуюся на фоне роста крипто-валютных операций экономическую конъюнктуру, требует учета экономической природы криптовалюты и текущих политико-экономических условий конкретной страны. Российская Федерация, как и большинство стран, в том числе и крупнейших держав, таких как США, находится сейчас на этапе разработки со стороны мегарегулятора и заинтересованных министерств законодательных нормативов и инструментария регулирующих оборот криптовалют. «Определились» в данном вопросе в основном государства, которые предпочли пренебречь возможными выгодами и провести ограничительную политику по отношению к криптовалютам, как, например, Китай, Южная Корея, Таиланд. Введение запрета на деятельность, связанную с оборотом криптовалют в условиях общемирового регуляторного тренда, может привести к свертыванию инновационных проектов в данной сфере и перенесению их в более прозрачную регуля-торную юрисдикцию [1].

Материалы и методы

Необходимо отметить, что те государства, которые признали криптова-люты, идут, прежде всего, по пути создания законодательных инструментов контроля за их эмиссией и привязки к реальным ценностям. Например, петро — собственная венесуэльская криптовалю-та, поступившая в продажу 20 февраля, приравнивает стоимость одной ее единицы к стоимости добываемой в стране нефти. Уже существуют и обеспеченные золотом криптовалюты ^оЫМт^ ZenGold и OneGold) [1].

Экономическая природа крипто-валют остается дискуссионной темой в научной сфере. В свою очередь, в зако-

нодательной сфере вопрос приравнивания криптовалюты к денежным суррогатам также не имеет на настоящем этапе однозначного решения.

В экономической теории деньги, определяемые как всеобщий эквивалент, предоставляют возможность контрагентам реализовывать свои рыночные интересы на основе соизмерения стоимостей. Деньги эволюционировали от примитивных форм денежного товара (меха в России, нефрит в Китае и т. п.) до полноценных золотых денег. На смену последним пришли бумажные деньги, не имеющие собственной суб-стациональной стоимости, в виде бумажных и кредитных денег. Если при золотовалютных системах они могли быть обеспечены золотом, то в настоящее время эти деньги основаны на доверии к государству или к банковской системе, которые их эмитируют. Появление цифровых технологий привело к появлению электронных денег как инструмента организации транзакций в безналичной форме.

Вопрос о том, можно ли криптова-люты квалифицировать в качестве электронных денег, может быть решен при рассмотрении функций денег применительно к современной практике обращения криптовалют.

Деньги как всеобщий эквивалент обладают функциями меры стоимости, платежа, средств обмена и накопления. Криптовалюты с определенными ограничениями реализуют функции средства платежа и обмена. Но волатильность криптовалют на примере биткоина по своим флуктуациям на порядки превосходит волатильность обычных денег, обусловленную, в частности, инфляционным обесцениванием. Демонстрируемая нестабильность свидетельствует о спекулятивной природе криптовалют как финансового инструмента и неестественной экономической природе сфер, где криптовалюта выступает в качестве средства платежа. Таким образом, мож-

но сказать, что функция меры стоимости не присуща криптовалютам.

Также деньги имеют централизованную регулируемую эмиссию, а эмиссия криптовалюты децентрализована. Это виртуальные деньги, основанные на принципах криптографии, которые могут существовать без единого эмиссионного центра и контролирующего их оборот органа. Обеспечение контроля над операциями ложится на участников системы и гарантируется прозрачностью всех транзакций и анонимностью участников с помощью технологии блокчейна. В некотором смысле это возврат к одной из первых исторических ступеней развития денег — полной или развернутой форме стоимости в терминологии К. Маркса, которая характеризовалась множественностью разновидностей денежного товара. Но только этот «возврат» основан на возможностях, предоставляемых современной цифровой технологией, поэтому криптовалюта имеет не товарную природу.

Таким образом, криптовалютный оборот, с одной стороны, привносит в экономическую сферу новые инструменты привлечения капитала, скорость, удобство, экономичность, анонимность и одновременно опасность замещения денежных средств квазиденьгами, не обладающими полным набором функций денег, новые специфические риски и возможность для спекуляций.

Приведенный анализ находит отражение в мировой законодательной практике, когда многие регуляторы финансовых рынков рассматривают развитие криптовалют как угрозу для финансового сектора и национальной экономики, прежде всего, из-за спекулятивного характера криптовалюты. Совсем недавно (февраль 2018 г.) обрушился миф о том, что курс криптовалют относительно низковолатилен [1]. Также существуют многочисленные примеры использования, в частности биткоина, в мошеннических целях для совершения

финансовых и уголовных преступлений в экономическом пространстве ряда стран мира. При сохранении текущих тенденций мегарегуляторам придётся учитывать не только потребительские предпочтения в отношении конфиденциальности и эффективности — с точки зрения платежей, клиринга и расчётов — но и риски для финансовой системы и экономики, а также любые последствия для денежно-кредитной политики.

В складывающихся условиях основная задача регулятора состоит в создании такой нормативной базы, которая будет максимально использовать возможности криптовалют и одновременно нивелировать риски, которые они привносят. Принимая во внимание трансграничный характер криптовалют, необходимо создавать стимулы привлечения капитала в национальную экономику, защищая права резидентов, обеспечивая преференции оборота и эмиссии — прежде всего для легального бизнеса, а не теневого. Таким образом, развивая национальные платежные инструменты на основе новых технологий, необходимо обеспечить их национальную независимость и нацеленность на решение проблем поддержания условий, обеспечивающих рост экономического потенциала страны.

Необходимо отметить, что с учетом приведенной аргументации представляется обоснованной позиция руководителя Банка России Эльвиры Набиуллиной, отметившей на Форуме инновационных финансовых технологий Finopolis (г. Сочи, октябрь 2017 г.), что ЦБ РФ не поддерживает использование криптовалют как законного платежного средства, но видит перспективы в применении технологий блокчейна в банковской сфере [2]. К 2018 г. прогнозируется, что более 80 % банков так или иначе будут использовать технологию блокчейна в своей деятельности [3].

Внедрение блокчейна в российскую практику уже реализуется. Анон-

сировано создание Российским мегаре-гулятором совместно с Агентством по страхованию вкладов (АСВ) единого реестра вкладчиков, в основе которого будет лежать технология блокчейна. Нововведение позволит бороться с недобросовестными банкирами, которые в момент отзыва лицензии уничтожают базы данных вкладчиков. Повысится прозрачность рынка банковских депозитов. Вся информация о вкладчиках будет надежно защищена, так как удалить или изменить данные из блокчейна нельзя. Это поможет избежать ситуаций, когда при отзыве лицензии банка «теряется» база данных вкладчиков.

Также запускается платформа маркетплейса, с помощью которой граждане дистанционно смогут не только открыть вклад или взять кредит в коммерческом банке, но и купить полис страховой компании. Перед тем как воспользоваться платформой маркет-плейса, клиентам нужно будет посетить банк, чтобы сдать биометрические параметры (они попадают в Единую банковскую систему (ЕБС), которая должна заработать с 1 июля 2018 г.) [4]. Вместе с тем невозможно, развивая новые финансовые инструменты с использованием технологии блокчейна, не создавать систему управления рисками потенциального вытеснения рубля биткоином и другими криптовалютами.

Результаты

Существует два похода к ограничению распространения криптовалюты на национальном уровне. Первый — это запреты со стороны регулятора или установление налога на операции с криптовалютами, что на практике приводит к невыгодному (неэффективному) их использованию в платежной индустрии. Меры такого характера могут появиться в ожидаемом федеральном законе «О цифровых финансовых активах» [5]. Второй подход — использование нововведений в финансовой системе, в частности применение технологий

блокчейна для создания собственных цифровых денег Центрального банка, которые способны составить конкуренцию частным криптовалютам.

Для описания характеристик такой системы цифровых денег Центрального банка необходимо провести критический анализ конкурирующей сейчас на рынке системы криптовалюты (например биткоина), выявить сильные и слабые стороны, как с точки зрения привлекательности для отдельных пользователей, так и экономики в целом.

Основным преимуществом системы биткоина является использование блокчейн-технологии, которая подразумевает группировку транзакций в блок и расчет контрольных сумм блока. Учет этих контрольных сумм в каждом последующем блоке данных исключает возможность изменения блоков данных в середине цепочки блоков. Также система на базе блокчейна является распределенной: на компьютерном диске каждого участника системы хранится своя копия общей базы транзакций, которые синхронизируются друг с другом при формировании очередного блока, минимизируя риски потери данных [5].

Таким образом, функциональность системы представлена на трех уровнях. Во-первых, шифрование и передача сообщений об операции, во-вторых, учет проводок по счетам-кошелькам контрагентов, в-третьих, запись истории операций. В системе биткоина все три уровня реализуются децентрализовано, распределенно. Самым ресурсоемким процессом является шифровка сообщений при объединении их в блоки и для этих целей привлекаются ресурсы пользователей системы — майнеров. Оплата услуг майнеров формирует издержки обслуживания проводок в системе.

В основе функционирования системы биткоина лежит расчет контрольных сумм майнерами, которые, в частности, высокими затратами вычислительных мощностей электронных ре-

сурсов демонстрируют остальным пользователям, что обработка поддельных транзакций была бы им просто невыгодна (так называемая концепция Proof of Work). Важно отметить, что для такого характера специализированных вычислений существует специальное оборудование для майнинга, рынок которого монополизирован, а доля майнеров, которые находят использование его для себя выгодным, стремительно растет. Контроль над системой биткоина принадлежит нескольким китайским компаниям, и технологическая реализация блокчейна в биткоин не исключает возможность консолидации контроля над системой группой частных лиц или правительственными кругами одной конкретной страны.

Полностью децентрализованный дизайн системы приводит к следующим ее характеристикам: анонимность пользователей, волатильность валюты, а также, по мере роста числа пользователей, возрастающие временные и стоимостные издержки по обработке транзакций. Сейчас переводы в биткоин требуют значительного количества времени — от 40 минут до более суток. С учетом волатильности адресат может получить сумму с уже другой покупательной способностью. Таким образом, даже оптимизированные с помощью современных алгоритмов коды системы биткоина не позволят комфортно использовать ее в рознице в ближайшей перспективе. Тем не менее нельзя исключать сценариев, когда могут появиться более совершенные криптова-люты на базе блокчейна. В связи с этим вполне обоснованным может стать создание полуцентрализованной системы собственных цифровых денег Банка России. Такие цифровые деньги, не монополизируя платежную систему, а выступая в качестве дополнения к существующим частным платежным системам, могут быть использованы в качестве инструмента формирования конку-

рентного преимущества перед существующими и будущими криптовалю-тами. В отсутствие конкуренции со стороны крупного государственного игрока частные платежные системы, опирающиеся на технологии блокчейна, могут достичь масштаба, когда они станут квазимонополистическими, что, в свою очередь, может привести к довольно сложным и непрозрачным условиям государственного влияния направленного на смягчение системных рисков финансовой системы и предотвращения роста потребительских цен и издержек малого бизнеса.

Если воспользоваться централизованным электронным ресурсом мегаре-гулятора только для автоматизации самого ресурсоемкого уровня системы блокчейна — шифрования данных (май-нинг), то это позволит преодолеть временные и денежные издержки по формированию блоков проводок. А проблемы с волатильностью могут быть решены за счет привязки токена системы к рублю. Новые цифровые деньги Центрального банка смогут выступить в качестве более совершенного средства платежей и накопления, однако при этом не обладая анонимностью и качествами спекулятивного инструмента. Важным преимуществом системы по сравнению с существующей сейчас практикой платежей может стать возможность осуществлять проводки круглосуточно.

На начальном этапе система может быть реализована с допуском для открытия счетов (кошельков) в системе цифровых денег Центрального банка только банковских и иных финансовых организаций, уже имеющих счета в Центральном банке. Это может быть технически прозрачная (незаметная для пользователей) процедура для организаций уже осуществляющих переводы средств со счетов в Центральном банке. Такой частичный вариант не сможет в полной мере обеспечивать достижение полноценной конкуренции с криптова-

лютами, поскольку Центральный банк и так является, практически, монополистом по межбанковским переводам, но способен в значительной степени снизить издержки этих операций, используя технологию блокчейна. Ряд исследований свидетельствует об экономии при переходе на блокчейн по сравнению с традиционной централизованной системой до 70 % [6]. Предложенная система цифровых денег не должна затрагивать счета обязательного резервирования средств в ЦБ.

Обсуждение

Необходимо отметить, что полный допуск всех физических и юридических лиц в систему, обеспечивающую возможность открыть свой счет-кошелек непосредственно в системе Центробанка, может привести к тому, что массы вкладчиков могут принять решения перевести свои средства со счетов в коммерческих банках в систему Центрального банка. Но этот процесс может быть управляемым за счет регулирования процентной ставки по остаткам на счетах (кошельках) в системе цифровых денег Центрального банка. Участники частных систем цифровых денег, для которых важна возможность осуществлять спекулятивные операции и анонимные переводы средств не сделают выбор в пользу цифровых денег Центрального банка. Отдельным полем для конкуренции останутся трансграничные переводы крупных денежных средств с учетом разницы в волатильности, сроках и стоимости.

Дизайн системы, предоставляющий физическим лицам бесплатный, розничный платежный инструмент, может вызвать замещение части наличных средств и части средств на депозитных счетах коммерческих банков. Импле-ментация процентов по счету, наряду с легкостью и дешевизной проводок, может представлять интерес для частных инвесторов, профессиональных участников финансового рынка, управляю-

щих активами. Предложенная система цифровых денег Центрального банка, будучи интегрированной с уже реализуемыми на базе блокчейн-платформы маркетплейсом и реестром вкладчиков, способна замкнуть на себя широкие потоки денежных средств в рознице, инвестициях, бюджетных и межбанковских расчетах. Эффект замещения может быть регулируемым и зависит от того, начисляются ли проценты за пользование цифровыми деньгами и как учитывается инфляция, колебания ставки рефинансирования.

В случае развития значительных кризисных явлений в национальной финансово-кредитной системе, очевидно, что спрос на размещение средств непосредственно на счетах в системе Центрального банка со стороны частных вкладчиков может значительно возрасти на фоне оттока средств со счетов коммерческих банков. Оставаясь внутри финансовой системы, частные вкладчики смогут с меньшими потерями преодолевать неблагополучный период. В свою очередь, если система будет доступна для нерезидентов страны в периоды финансовой стабильности, то значительные средства могут быть размещены частными и юридическими лицами стран с высокой инфляцией и нестабильной финансовой системой. Тем не менее общая масса электронных денежных средств, обслуживаемая системой цифровых денег Центрального банка, может достичь масштабов, позволяющих с помощью эмиссии и ставки по счетам пользователей, осуществлять эффективную монетарную политику. Исследования в странах Скандинавии, где электронные деньги начали превалировать над наличными, показывают, что прямое размещение средств вкладчиков на счетах мегарегулятора может способствовать обеспечению стабильности банковской системы, в частности, регулированию риска бегства вкладов в кризисных периодах [7, 8].

Заключение

В заключении необходимо отметить, что макроэкономические последствия предложенного нововведения требуют дальнейшего изучения, так как на настоящем этапе нет возможности опереться на реализованные достаточно масштабные проекты функционирования подобных систем в мировой экономике практике.

Библиографический список

1. Прайм. Агентство экономической информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://1prime.ru/Finan cial_market/20180221/828479420.html.

2. Эльвира Набиуллина на форуме в Сочи озвучила позицию ЦБ по крип-товалютам [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.vesti.ru/doc. html?id=2940107.

3. Семенюта, О. Г., Кечеджиян, К. А. Совершенствование технологии blok-chain и внедрение ее в банковский сектор // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике.

4. Известия. Экономика [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://iz.ru/710625/anastasiia-alekseevskikh/ rossiiane-s-2019-goda-smogut-poluchit-fin uslugi-na-odnom-saite.

5. Проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.minfin.ru/ru/document/? id_4=121810.

6. Bitcoin: Magic of Mining // Economist. — 2015. — January, 15.

7. Skingsley, C. Should the Riksbank issue e-krona / Speech at FinTech 8. Stockholm, 2016, November, 16.

8. Sveriges Riksbank: Riksbank's e-krona project. — 2017. — September. — Report 1.

Bibliographic list

1. Prime. Agency of economic information [Electronic resource]. — Mode of access : https://1prime.ru/Financial_ market/20180221/828479420.html.

2. Elvira Nabiullina at a forum in Sochi has sounded a position of Central Bank on cryptocurrencies [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.vesti.ru/doc. html?id=2940107.

3. Semenyuta, O. G., Kechedzhiyan, K. A. Improvement of blok-chain technology and her introduction to bank sector // Innovative technologies in mechanical engineering, education and economy.

4. News. Economy [Electronic resource]. — Mode of access : https://iz.ru/ 710625/anastasiia-alekseevskikh/rossiiane-s-2019-goda-smogut-poluchit-finuslugi-na-odnom-saite.

5. Draft federal law «About Digital Financial Assets» [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.minfin.ru/ru/ document/?id_4=121810.

6. Bitcoin: Magic of Mining // Economist. — 2015. — January, 15.

7. Skingsley, C. Should the Riksbank issue e-krona / Speech at FinTech 8. Stockholm, 2016, November, 16.

8. Sveriges Riksbank: Riksbank's e-krona project. — 2017. — September. — Report 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.