ЭКОНОМИКА
частью управления лесами. Однако вышеот-меченные производственные функции осуществляются в основном на уровне лесничеств, тогда как на более высоких ступенях управления осуществляется контроль за выполнением плановых мероприятий.
Библиографический список
1. Лесной сектор экономики России за 30 лет // Россия в окружающем мире. Аналитический ежегодник. - М.: МНЭПУ, 2007 .
2. Смушкин, З.Д. Концепция стратегии развития ЛПК РФ до 2020 г. /З.Д. Смушкин.- Сыктывкар, 2008.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ В США И КАНАДЫ
М.В. ЛОСЕВ, проф. каф. экономики и организации на предприятиях деревообрабатывающей и лесохимической пром-сти, д-р экон. наук
Зарубежные страны накопили богатый опыт формирования рыночных отношений в лесном хозяйстве, критическое использование которого может свести к минимуму ошибки при проведении экономических реформ в России. К сожалению, до сих пор уроки зарубежного опыта нами усвоены неудовлетворительно. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что не существует такого явления, как единственно правильная система экономических отношений между лесным хозяйством и лесопользователями. Нам необходимо формировать систему экономических отношений в лесном хозяйстве, отвечающую поставленным задачам. К сожалению, до сих пор цели экономической реформы в лесном хозяйстве четко не определены.
С учетом отмеченного при оценке зарубежного опыта необходимо выявить положительные и отрицательные стороны сложившихся в зарубежных странах систем экономических отношений в лесном хозяйстве.
Фундаментальное значение для формирования экономических отношений в лесном хозяйстве имеют отношения собственности. В настоящее время не только в развитых странах, но и в ряде бывших социалистических стран права собственности на лесные ресурсы четко определены и защищены соответствующими правовыми нормами и независимой судебной системой. В условиях переходного периода необходимо извлечь уроки из опыта зарубежных стран с тем, что-
losev@mgul.ac.ru бы не повторить их просчеты и недостатки, такие как передача лесных земель в частную собственность без надлежащей правовой базы, необходимой для оптимального сочетания общественных и частных интересов; образование неоправданно большого числа мелких и частных лесовладений; образование нерационального с позиции достижения общенациональных социальных и экологических целей соотношения различных форм лесной собственности; недоучет перспектив развития экологической ситуации на глобальном, национальном и региональном уровнях; переоценка доходов от приватизации лесов в сравнении с возможными будущими затратами государства на расширение площади государственных лесов и (или) на стимулирование частных лесовладельцев в удовлетворении общественных потребностей в нерыночных полезностях леса.
Отношения собственности на лесные ресурсы в мире носят динамический характер. Развитие социальной рыночной экономики и резко обострившийся за последние годы экологический кризис на региональном, национальном и глобальном уровнях привели к необходимости существенного изменения отношений собственности на природные ресурсы, в том числе лесные. В этой связи следует отметить: ограничение права частной собственности на лесные земли; создание правовой базы для участия общественности в принятии решений, связанных с использованием и воспроизводством лесных ресурсов всех
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
201
ЭКОНОМИКА
форм собственности. Конкретные ограничения прав собственности на лесные ресурсы непосредственно вытекают из целей лесной политики, при обосновании которой учитываются место и роль лесного сектора в решении социально-экономических и экологических задач; соотношение различных форм владения и пользования лесными ресурсами; динамический баланс спроса и предложения лесных товаров и нерыночных полезностей леса. Основные общие для развитых стран ограничения прав собственности на лесные земли направлены на регулирование купли-продажи лесных земель, их трансформации под другие виды землепользования, ограничение размеров и технологии лесопользования в соответствии с лесоводственными и экологическими требованиями, обеспечение права граждан на посещение лесов всех форм собственности в целях рекреации, а также некоммерческой заготовки пищевых продуктов, лекарственного сырья, декоративных растений и некоторых других лесных ресурсов.
Ограничения на свободную куплю-продажу лесных земель носят антимонопольный характер и, кроме того, направлены на предотвращение спекуляции земельными участками, совершенствование структуры земельной собственности, сохранение оптимального числа мелких владельцев и сельскохозяйственных угодий.
Однако ограничения прав собственности не могут быть беспредельными, так как они сковывают частную инициативу и могут привести к потере заинтересованности лесовладельцев в повышении эффективности использования и воспроизводства лесных ресурсов. Кроме того, регулирование рыночной экономики неизбежно связано с значительными затратами, необходимыми для содержания бюрократического аппарата. Поэтому весьма важно, чтобы потери для общества, связанные с вмешательством в рыночные отношения, не превышали полученные с их помощью экономические и экологические выгоды. В противном случае общество только потеряет, так как затраты на регулирование рыночных отношений покрывают налогоплательщики. Правовое регулирование рыночной экономи-
ки оправдано только в той мере, в какой реализация государственной лесной политики невозможна с помощью экономических и информационных мероприятий.
Ограничения прав собственности на лесные ресурсы автоматически приводят к ограничению свободы выбора объемов, способов и технологии лесозаготовок, а соответственно и к росту издержек производства.
В этих условиях меры государственного регулирования развития лесного сектора сочетаются с поощрительными мероприятиями и компенсационными выплатами. В настоящее время в большинстве стран Западной Европы законом предусмотрены компенсационные выплаты частным лесовладельцам, обеспечивающим средозащитные и социальные услуги лесов в общественных интересах. Рынок не может эффективно функционировать без надлежащей системы информации, включающей данные об объемах и ценах продаж древесного запаса на корню, транспортные тарифы, нормативы издержек на заготовку древесины и воспроизводство лесных ресурсов.
Система экономических отношений в лесном хозяйстве формируется в зависимости от преобладающей формы собственности на лесные ресурсы, социально-экономической модели рыночной экономики, роли лесов в экономике страны и другими факторами. Поэтому анализ зарубежного опыта нами проведен на примере стран, различающихся по вышеназванным и другим критериям, а именно: США, Канады, Германии, Швеции, Латвии.
Опыт США. По ресурсному и научно-техническому потенциалу лесного комплекса эта страна является ведущей лесной державой, оказывающей решающее влияние на конъюнктуру мировых лесных рынков. США являются мировым лидером в сфере производства, потребления и международной торговли лесобумажными товарами. На долю США приходится одна треть суммарной стоимости (в экспортных ценах) мирового объема.
В целях экологизации жизнедеятельности людей США наращивают объемы ле-
202
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
ЭКОНОМИКА
созаготовок, а также расширяют импорт лесопродукции. В США на долю частных лесов приходится 72 % общей площади лесов, государственных - 26,3 %, других форм общественной собственности - 1,5 %.
Средняя площадь лесовладения колеблется от 8 га в густонаселенных районах Атлантического побережья, а в Северных - более 135 га.
Среди рассматриваемых стран США отличаются наиболее либеральным характером экономики. В США, где государственные леса составляют примерно одну треть общей их площади, управление лесами, организация лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов - прерогатива Федеральной Лесной службы. При этом имеется в виду планирование лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов на национальном уровне, организация выполнения и контроля за соблюдением лесного законодательства в лесах всех форм собственности. Экономические отношения между собственником государственных лесов в лице Федеральной Лесной службы и лесопользователями строятся на принципах рыночной экономики.
Применительно к национальным лесам США продажа древесного запаса на корню включает два этапа: планирование лесопользования и аукцион. В процессе планирования лесопользования определяют объемы рубок главного пользования и их территориальное размещение с учетом спроса на другие ресурсы и полезности леса. После этого осуществляется отбор группы специалистов для проведения аукциона. Состав этой группы определяется таким образом, чтобы иметь представителей разных специальностей: лесоводов, технологов, экологов, инженеров по транспорту и пр. В зависимости от многообразия лесных ресурсов в группу могут быть привлечены и другие специалисты. Результатом деятельности группы специалистов являются альтернативные варианты лесопользования. Право выбора оптимального из них предоставляется должностному лицу Лесной службы. Перед началом аукциона специалисты Лесной службы определяют минимальную или «справедливую» цену. Под
«справедливой рыночной стоимостью» понимают максимально возможную цену на конкретном аукционе с двумя или более покупателями. Для определения стартовой цены за древесный запас на корню Лесной службой США используются два метода - по остаточной стоимости и на основании сделок.
По методу остаточной стоимости по-пенная плата исчисляется как разность между ценой на продукцию конечного потребления и издержками на заготовку, транспортировку и переработку. Применение этого метода предполагает в качестве необходимых условий наличие конкурентного рынка на продукты конечного потребления, а также надежную информацию о сделках на рынках целлюлозно-бумажных товаров. При отсутствии вышеназванных предпосылок этот метод не может дать обоснованную величину попенной платы.
В последние годы в основном применяется метод, основанный на анализе результатов сделок по продаже древесного запаса на корню, совершенных за предыдущий период. Для прогноза цены за древесный запас на корню применительно к будущим сделкам применяют статистические методы, оценки имеющейся базы данных, включая регрессионный анализ. При этом учитываются местоположение участков лесосечного фонда, их качественные характеристики (породный состав, диаметр на высоте груди по породам, товарно-сортиментный выход), технология лесозаготовок, расстояние трелевки, концентрация запаса, общий объем древесного запаса на корню по каждой сделке.
Метод оценки цены древесного запаса на корню на основе сделок за предыдущий период себя оправдывает при наличии конкурентного рынка. Однако и этот метод не исключает корневую цену «ниже стоимости». При этом имеется в виду, что Лесная служба (равно как и другой продавец) несет издержки на подготовку и проведение аукционов в строгом соответствии с действующим законодательством, а также отвечает за воспроизводство лесных ресурсов и развитие инфраструктуры. Поэтому в некоторых штатах США продажа древесного запаса на
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
203
ЭКОНОМИКА
корню из государственных лесов в случаях, если попенная плата не покрывает затраты на воспроизводство лесных ресурсов, запрещена лесным законодательством.
В США проводят два вида аукционов - устный и с запечатанным предложением цены. На устном аукционе покупатель начинает, по крайней мере, с минимальной заявочной цены. Процедура продолжается до тех пор, пока один из покупателей не предложит больше, что кто-либо другой, желающий платить.
На аукционе с запечатанным в конверте предложением цены все предложения цены затем открываются в одно и то же время. Запечатанному предложению с самой высокой ценой отдается право на заготовку древесины на выставленном на аукционе участке.
Таким образом, государственная политика ценообразования в США направлена на формирование конкретных рынков древесного запаса на корню, а также изделий из древесины. Федеральные и региональные органы управления США довольно успешно пресекают случаи нарушения условий свободной конкуренции, образования монопольных рынков, включая рынки целлюлозно-бумажных товаров. Не случайно поэтому среди всех развитых стран США выделяется более высоким уровнем и степенью дифференциации попенной платы в зависимости от местоположения и качества древесного запаса.
В США имеют место различные формы экономических отношений между лесным хозяйством и лесопользователями, в том числе и контрактная форма организации выполнения лесохозяйственных мероприятий. Лесной Службе США и связанными с ней контрактами доступен широкий выбор типов контрактов, обеспечивающих необходимую гибкость. Типы контрактов варьируют с фиксированной ценой, в которых контрактер несет всю ответственность за расходы и собственную прибыль (или убыток) до контрактов с фиксированной прибылью, в которых контрактер несет минимальную ответственность за понесенные им расходы, а договорная прибыль или вознаграждение твердо установлены. Между этими полюсами располагается
целый ряд стимулирующих типов контрактов, в которых ответственность контрактера за продукцию, его расходы и доходы приспособлены к конкретным обстоятельствам и условиям неопределенности.
Процедура получения и обработка предложений и цен при переговорных торгах совершенно аналогична той, что применяется в процессе закрытых торгов. Чиновник по контрактам обычно проводит письменное или устное обсуждение со всеми претендентами, представившими конкурентоспособные предложения. По завершении обсуждения он рассылает претендентам запрос на уточненные и доработанные предложения и присуждает контракт победителю без дополнительных переговоров.
Двухступенчатые закрытые торги являются комбинацией открытых и закрытых торгов. Их целью является разработка упрощенных и понятных участникам торгов требований с таким расчетом, чтобы победитель мог быть выявлен впоследствии в ходе закрытых торгов. Этот метод особенно полезен, когда требуется разработка сложных технических решений.
Процесс переговоров состоит из оценки технической и деловой частей предложения, переговоров, дальнейшего обсуждения и присуждения контракта (USDA FS 1996). Этот процесс занимает минимум 30 дней.
Конечная цель процесса переговоров состоит в присуждении контракта тому кандидату, чьи технические предложения наиболее приемлемы, а соотношение затрат и выгод предпочтительнее с точки зрения лесоводс-твенных целей. Критическим фактором является совмещение стоимостных и технических оценок. Технические преимущества рассматриваются с точки зрения приемлемости затрат и получаемых при этом выгод.
Лесохозяйственные контракты по результатам работ объединяют несколько типов лесохозяйственных и других работ в один многолетний контракт. Такие контракты теоретически могут включать всевозможные комплексы и циклы лесохозяйственных работ, начиная от лесокультурной деятельности и рубок ухода и кончая мониторингом.
204
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
ЭКОНОМИКА
Лесокультурные контракты по результатам работ обычно заключают на 3-5 лет и предусматривают подготовку почвы, посадку, дополнение, осветление, защиту от повреждений дикими животными. Другие опробованные Лесной Службой возможности включают комплекс работ по производству коммерческих и некоммерческих рубок, сбор лесных семян, выращивание посадочного материала, лесной мониторинг. Среди контрактов по конечным результатам наибольшее распространение получили лесокультурные контракты на проведение мероприятий.
Важную роль в целостной системе экономических отношений в лесном хозяйстве играет налоговая система. Применительно к лесному сектору налоговая система призвана выполнять следующие основные задачи в целях повышения благосостояния общества: стимулирование частных лесовладельцев в увеличении предложения лесных ресурсов путем улучшения качественного состава и повышения продуктивности лесов; привлечение капитала в развитие лесного сектора из других отраслей; компенсация частных лесовладельцев за обеспечение средозащитных и социальных услуг; создание равных условий хозяйствования для лесовладельцев с учетом длительных сроков окупаемости инвестиций применительно к лесному сектору.
В лесном секторе применяются две категории налогов: имущественный и подоходный. Имущественный налог находится в юрисдикции штатов, но федеральные органы власти осуществляют надзор за его разработкой и исполнением. Имущественный налог может быть установлен в целом на лесные земли и древесный запас или раздельно. В качестве налогооблагаемой базы для имущественного налога служит кадастровая оценка лесных земель и древесного запаса. В этих условиях возникает проблема экономической заинтересованности в приумножении лесного капитала с тем, чтобы увеличить размер и качественную структуру лесопользования в будущем. В последние годы порядок взимания имущественного налога с лесных земель и древесного запаса видоизменен, так как ин-
вестиции в приумножении лесного капитала отличаются длительным сроком окупаемости, но приводили к увеличению налоговых платежей сразу после проведения соответствующих мероприятий. В разных штатах применяются различные меры, направленные на устранение или хотя бы смягчение вышеуказанного недостатка налога на лесное имущество. В их числе следует отметить отложение налоговых платежей до момента наступления эффекта в виде прироста лесопользования в результате мероприятий по улучшению качественного состава и повышение продуктивности лесов.
При определении подоходного налога различают доходы, обусловленные лесным имуществом (лесным капиталом) и остальные виды доходов. Налог на доходы, обусловленные мероприятиями по повышению продуктивности лесов взимается лишь с момента получения дополнительного размера лесопользования. Налог на остальные виды доходов лесовладельцев взимается по прогрессивной шкале.
В США официальные категории представителей общественности включают: правительственные агентства, правительства коренных народов, выборных чиновников на федеральном, штатном и местном уровнях, неправительственные организации, гражданские группы, образовательные учреждения, отдельные лица. Для каждой лесной административной единицы составлен список «ключевых лиц для контактов», которые получают письма, уведомления, публикации новостей. Цели вовлечения общественности в работу Лесной службы США могут быть разными, начиная от информирования и вплоть до непосредственного участия в принятии решений, связанных с ограничением рубок главного пользования и т.п.
Опыт Канады. Канада - единственная из развитых стран мира, где абсолютно преобладающая доля лесов находится в общественной собственности. Государственные леса занимают 94,5 % всей лесной площади и около 91 % продуктивных лесов. В отличие от России в Канаде государственные леса являются собственностью провинций.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2012
205
ЭКОНОМИКА
Действующая система арендных отношений сложилась в пору, когда в лесном фонде Канады преобладали естественные спелые и перестойные насаждения, а фактическая рубка леса применительно к большинству провинций была значительно ниже в сравнении с расчетной лесосекой неистощительного пользования. По мере истощения запасов спелых лесов рентабельность лесозаготовок снижается, что побуждает арендаторов экономить затраты даже на простое воспроизводство лесных ресурсов. Выявилась тенденция сведения лесохозяйственной деятельности до минимума, предусматриваемого условиями арендного договора. Возникла необходимость усиления мер государственного регулирования, включая обязательные требования к объемам и качеству воспроизводства лесных ресурсов.
В Канаде доминирующими являются две формы владения общественными лесами, а именно, соглашения об управлении (в отечественной литературе эту форму владения лесами обычно называют арендой лесов) и лицензии на заготовку древесины. Отличительной чертой соглашений об управлении является баланс прав держателя лицензии на заготовку древесины с его обязанностями по ведению хозяйства в этих лесах. Как правило держатели лицензий имеют исключительное право на заготовку древесины на территории, указанной в лицензии, причем их права ограничиваются пользованием определенным ресурсом леса, чаще всего древесиной. В обмен на эти права соглашения предписывают их обладателям выполнение широкого круга обязанностей по управлению лесами, включая лесную инвентаризацию, планирование лесного хозяйства и лесозаготовок, строительство и содержание дорог, лесовосстановление, защиту леса от вредителей и болезней.
Держатели лицензий обязаны платить попенную плату за заготовленную древесину, а в ряде провинций - ежегодную арендную плату в расчете на единицу площади лесных земель, указанную в лицензии.
Другая широко распространенная форма получения права на заготовку лесных ресурсов - лицензии на определенный объем
заготовки древесины, обычно в течение календарного года.
Следует отметить, что в целях государственного регулирования деятельности лесного сектора в целом в ряде случаев лицензии на заготовку древесины выдаются с обязательным условием целевых поставок древесного сырья конкретным лесопромышленным фирмам.
В долгосрочную аренду леса обычно передаются крупным целлюлозно-бумажным и деревообрабатывающим фирмам. Продолжительность аренды лесов на 20-25 лет установлена исходя из сроков окупаемости капитальных вложений на развитие деревоперерабатывающей и лесозаготовительной промышленности. Однако при этом следует иметь в виду, что всякое ограничение сроков аренды создает у арендатора заинтересованность в откладывании затрат на транспортное освоение территории, а также улучшение качества лесосечного фонда на более позднее время и в досрочное получение эффекта. В Канаде принято считать, что 20-25 лет является максимальным сроком для амортизации производственных фондов и таким образом стимулируется создание производственных мощностей по заготовке и переработке древесного сырья.
С позиций окупаемости мероприятий по улучшению качественного состава и повышению продуктивности лесов целесообразно установить более длительный срок аренды. Однако с увеличением сроков аренды одновременно ослабляется государственный контроль над распределением и использованием лесных ресурсов, снижаются возможности оперативного реагирования на изменение спроса на ресурсы и полезности леса на внутренних и внешних рынках лесных товаров, а также на рынке труда.
В течение многих лет в Канаде практиковалось прямое государственное регулирование попенной платы. Подобный подход преследовал цель повышения конкурентоспособности канадских лесопромышленных фирм на мировых рынках, прежде всего на рынках США. Однако в конце 80-х после обращения США с иском в международ-
206
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
ЭКОНОМИКА
ный суд Канада вынуждена была заплатить крупный штраф за применение демпинговых цен. Более того, искусственно заниженные цены в условиях прогрессивной шкалы налогообложения в значительной мере способствовали техническому отставанию канадских лесопромышленных фирм, утере ими конкурентных позиций на мировых рынках.
Необходимо однако обратить внимание на экономические условия формирования попенной платы в Канаде. Право на пользование древесиной в государственных лесах передается в основном крупным лесопромышленным фирмам на условиях долгосрочных лицензий. На их долю приходится абсолютно преобладающая часть заготавливаемой древесины. Так, например, в провинции Онтарио на долю 9 целлюлозно-бумажных и 6 лесопильных компаний приходится 69 % всей площади лесов (181 тыс. км2), отданной в долгосрочную аренду по лицензии. Без торгов с их наличием конкурентов невозможно выявить рыночную стоимость древесного запаса на корню. В условиях весьма ограниченного рынка древесного запаса на корню правительства провинции должны определять попенную плату в административном порядке.
В Канаде попенную плату устанавливают правительства провинции и пересматривают каждые 3 месяца с учетом конъюнктуры на внутренних и внешних рынках целлюлозно-бумажных товаров. Вся страна разделена на 28 тарифных зон. В отдельных провинциях определение ставок попенной платы имеет свои особенности. Так, в Британской Колумбии, где сосредоточены основные мощности по переработке древесного сырья, применяется система оценки сравнительной стоимости древесины. Основными ее элементами являются: индивидуальный индекс сто-
имости древостоя, базовая ставка, средний индекс стоимости древостоя, предписанная минимальная ставка ( с учетом затрат на воспроизводство лесных ресурсов). Одни элементы определяются расчетным путем, другие - в административном порядке. Данные о рыночной стоимости древесины и объемах сделок публикуются ежеквартально. Затраты на заготовку древесины определяются в соответствии с инструкцией, утвержденной Министерством лесов провинции, и периодически им контролируется.
Нельзя не обратить внимание на существенные различия в системах экономических отношений между лесным хозяйством и лесопользователями в Канаде и в Российской Федерации, которые усиливают недостатки канадской модели. В Канаде основная часть лесов является собственностью провинций и в целом обеспечивается баланс их прав и ответственности за лесопользование и воспроизводство лесных ресурсов. Важное значение имеет моральная и материальная мотивация канадских специалистов в результатах своей деятельности, что является одним из наиболее слабых звеньев российской модели управления лесами. В Канаде нет такой существенной разницы в уровнях оплаты труда между лесным хозяйством и частными предприятиями, являющимися держателями лицензий.
Арендная плата устанавливается на основе попенной платы, а в ряде провинций включает также и земельную ренту и лесохозяйственный налог.
Библиографический список
1. Лесной сектор экономики России за 30 лет, аналитический ежегодник « Россия в окружающем мире» - М.: МНЭПУ 2007.
2. Смушкин, З.Д. Концепция стратегии развития ЛПК РФ до 2020 г. /З.Д. Смушкин.- Сыктывкар, 2008.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2012
207