Научная статья на тему 'Экономические отношения США с Казахстаном: новейшие тенденции'

Экономические отношения США с Казахстаном: новейшие тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парканский Александр

"США и Канада", М., 2002 г., № 12, с. 64-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические отношения США с Казахстаном: новейшие тенденции»

конфликта. При соответствующих обстоятельствах и возможных срывах каждое из проанализированных нами обстоятельств и причин напряженности может мультиплицироваться и вливаться в снежный ком лавинообразного конфликта.

“Власть”, М., 2002г., № 12, с. 49-50.

Александр Парканский, доктор исторических наук ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ США С КАЗАХСТАНОМ:

НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ

После дезинтеграции Советского Союза Казахстан занял важное место в политике США в бывших союзных республиках Азии. Активность Вашингтона в Казахстане заметно усилилась после событий 11 сентября 2001 г. Центральным на казахском направлении американских усилий остается военно-политический аспект. В декабре 2001 г. Дж.Буш и Н.Назарбаев декларировали общее стремление к развитию долгосрочного стратегического партнерства. В рамках этого курса важнейшим избрано сотрудничество между США и Казахстаном в борьбе против мирового терроризма и за нераспространение оружия массового уничтожения (ОМУ). Американо-казахское сотрудничество должно быть дополнено также углублением взаимодействия Казахстана по вопросам безопасности с его соседями в Центральной Азии, со странами НАТО и в рамках широкой международной коалиции. Одной из областей американо-казахского сотрудничества является обеспечение реконструкции Афганистана и мира в его

отношениях с соседями. Казахстану обещано, что Соединенные Штаты изучат возможности оказания военной помощи с целью усиления безопасности казахских границ и повышения оборонительного потенциала вооруженных сил Казахстана. Существенной особенностью отношений США и Казахстана в последние годы является повышение значения экономической составляющей. Вашингтон заявил о намерении содействовать осуществлению рыночных реформ в Казахстане и его вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), способствовать американской торговле с ним, а также частным инвестициям Соединенных Штатов в казахскую экономику. До сих пор, однако, торгово-экономическое взаимодействие США с Казахстаном развивалось со значительными трудностями, и сомнительно, возможно ли их преодолеть в обозримом будущем.

В начале и середине 90-х годов казахское руководство проводило активную политику привлечения иностранного капитала в национальную экономику, в том числе предпринимательского капитала. На Казахстан в 1991 — 1994 гг. пришлась наибольшая часть (39%) долгосрочных иностранных инвестиций в странах бывшего СССР и социалистической Восточной Европы (Россия — 31%, Венгрия — 8%). В 1996 г. в Казахстане было размещено 930 млн. долл. иностранных прямых инвестиций против 80 млн. долл. в Туркмении, 55 млн. — в Узбекистане, 16 млн. — в Киргизии и 13 млн. долл. в Таджикистане. Общая стоимость привлеченных иностранных капиталовложений в середине 90-х годов составляла в Казахстане примерно 4% валового внутреннего продукта. Крупнейшим проектом, осуществляемым с привлечением иностранных инвестиций в Казахстане, остается создание совместного с американской компанией “Шеврон” предприятия “Тенгизшевройл” для освоения крупнейшего в республике Тенгизского нефтяного месторождения. К настоящему времени в состав предприятия вошли “ЛУКойл” (Россия) и американская “Мобил”. Крупные капиталы вкладывают американцы в комплексную реконструкцию крупнейшей в Казахстане Экибастузской ГРЭС-1, проданной американской стороне. В управление казахско-американскому предприятию “Риддер инвест” переданы государственные пакеты акций Усть-Каменогорского свинцово-цинкового и Зыряновского свинцового комбинатов.

Таблица

Доля США в экспорте и импорте Казахстана, стран Центральной Азии

и Закавказья, %

Страна Экспорт Импорт

1991 г. 1995 г. 2000 г. 1991 г. 1995 г. 2000 г.

Казахстан н.д. 0,8 2,3 3,5* 1,7 5,5

Таджикистан 2,5* 2,0 0,1 13,3* 3,1 0,2

Туркменистан 3,2* 1,7 0,5 26,8* 3,9 5,9

Узбекистан 0,3* 0,5 1,6 19,0* 2,3 7,4

Азербайджан н.д. 0,2 0,5 2,4* 2,0 18,0

Армения 0,1** 0,2 12,6 53,5* 16,4 9,5

Грузия 9,9 0,4 1,9 29,8* 3,8 10,1

н.д. - нет данных.

*1992 г.; **1993 г.

В целом, вплоть до конца 90-х годов американские инвесторы весьма активно использовали благоприятные возможности размещения капиталов в Казахстане. Затем, однако, ситуация изменилась, и сегодня американцы проявляют серьезную неудовлетворенность инвестиционным климатом в Казахстане и, более того, опасаются, что он может в ближайшие годы еще более ухудшиться. По состоянию на лето 2002 г., инвестиционная деятельность американцев в Казахстане регулировалась Законом об иностранных инвестициях 1994 г. (с поправками, внесенными в 1997 г.); Законом о государственной поддержке прямых инвестиций (1997); Законом о государственных заказах (1997) и Налоговым кодексом. Кроме этих законов действует заключенный в 1994 г. двусторонний договор об инвестициях. В декабре 1996 г. Казахстан и США подписали договор об избежании двойного налогообложения. Содержание перечисленных документов в целом удовлетворяет американцев. Инвестиционное законодательство также расценивается как либеральное, оставляющее открытыми для иностранных инвестиций почти все отрасли экономики Казахстана, за исключением банковской системы, средств массовой информации и телекоммуникационного сектора, где имеются определенные лимиты.

Растущее беспокойство у американского бизнеса вызывает, однако, практика исполнения названных правовых документов, особенно на уровне местных властей. Отмечается непрозрачность и про-

тиворечивость процедур, неясность критериев. Несмотря на то, что ограничения на инвестиции формально отсутствуют, процесс рассмотрения проектов правительственными чиновниками в последние годы тормозит инвестиционный процесс. Ранее решения по проектам принимало государственное агентство по инвестициям, но с весны 2001 г. оно стало структурным подразделением Министерства иностранных дел, что усложнило процедуру рассмотрения этих проектов. Исполнение казахской стороной налогового кодекса и налогового договора оценивается американцами как недостаточно состоятельное и противоречивое. Американские фирмы подают жалобы на притеснения со стороны налоговой полиции, которые приняли форму многочисленных неожиданных инспекций и других акций. Руководство республики все жестче проводит политику, направленную на увеличение доли оборудования и услуг, произведенных в Казахстане, в проектах с участием американского и иного иностранного капитала. Тревогу вызвали у американцев заявления казахского президента о том, что проведенная в прошлом приватизация была слишком поспешной и не позволила полностью обеспечить участие национальных инвесторов. В 1998 г. президент Назарбаев прекратил процесс приватизации в нефтегазовой промышленности. Официально звучат призывы к обеспечению защиты национальных производителей от иностранных конкурентов. Для американцев неясны процедуры торгов по государственным заказам. По их мнению, с 1997 г. развивается тенденция к дискриминации иностранных инвесторов при выдаче государственных заказов, а предпочтение отдается казахским предпринимателям.

Особенно серьезные опасения вызывает у американского бизнеса ожидаемое принятие нового закона об иностранных инвестициях; по их мнению, он лишит иностранных инвесторов многих налоговых, таможенных и иных льгот, которые имелись в последнее десятилетие согласно предыдущему закону. Американские и другие иностранные инвесторы в Казахстане пользуются теми же правами, что и казахские, т.е. действует национальный режим. В сентябре 1999 г. были, тем не менее, приняты законы, которые внесли изменения в инвестиционную деятельность американских и других неказахских компаний в нефтегазовом и горнодобывающем секторах. Иностранные инвесторы теперь должны заключать контракты с казахскими производителями услуг, оборудования, сырьевых и других товаров, если они отвечают требованиям, установленным условиями государ-

ственных тендеров. Для американских компаний остался неясен порядок исполнения этих решений, контроля за их исполнением. По их мнению, эти новые положения противоречат правилам ВТО, а также инвестиционному договору между США и Казахстаном. Для того чтобы работать в Казахстане, иностранные граждане должны получить официальное разрешение, а это может оказаться длительной и дорогостоящей процедурой. Существует система квот, ограничивающая количество рабочих мест для иностранцев в зависимости от специальности и географического места нахождения работы. Прежде чем обращаться за получением разрешения на работу иностранного гражданина, фирма должна заняться подбором казахстанца аналогичной квалификации.

Список претензий американских корпораций можно было бы продолжить. В совместном заявлении, сделанном президентами США и Казахстана в Вашингтоне 21 декабря 2001 г., содержалось обещание казахской стороны обеспечить “привлекательный, прозрачный и предсказуемый инвестиционный климат”, устранить “законодательные и административные барьеры инвестициям”, усилить уважение к договорным обязательствам и положениям закона, снизить коррупцию. На сегодня ясно то, что американцы сталкиваются с серьезными трудностями в расширении своих инвестиционных и других экономических операций на казахских рынках. Тем не менее, корпорации Соединенных Штатов по-прежнему видят в Казахстане значительные позитивные возможности для бизнеса. Американские эксперты выделяют значительное количество отраслей хозяйства Казахстана в качестве наиболее перспективных для капиталовложений и экспорта товаров и услуг корпораций Соединенных Штатов.

Первое место среди таких отраслей занимает добыча нефти, ее переработка, транспортировка, складирование, поставки, а также эксплуатация и ремонт нефтебурового оборудования, предоставление технологий добычи нефти (использование воды, газа и пр.), поставки экологических технологий и оборудования, используемых в нефтяной промышленности. Согласно американским официальным данным, в следующее десятилетие Казахстан может занять второе место в мире по объему нефтедобычи. Недавно открытое месторождение в Кашагане, по тем же данным, содержит больше нефти, чем все запасы США. Главными факторами, которые негативно влияют на перспективы инвестиций и поставок товаров и услуг в казахский нефтя-

ной сектор, являются активная политика Астаны по импортзамеще-нию оборудования и услуг, деятельность казахской национальной нефтегазовой компании по независимому освоению ресурсов северной части Каспийского моря.

Заметное место в списке отраслей, обещающих наибольшие прибыли американским экспортерам и инвесторам, занимает горнорудный сектор и металлургия. Казахстан располагает третью мировых запасов хрома и марганца, крупными месторождениями вольфрама, свинца, цинка, меди, бокситов, серебра, фосфора. В Казахстане производится значительный объем бериллия, тантала, барита, урана, кадмия. Имеется потенциал для золотодобычи: насчитывается 23 золотоносных региона. Значительные перспективы имеются в области переработки так называемых хвостов и шлаков. Согласно американским оценкам, более половины казахского горнодобывающего, перерабатывающего и плавильного оборудования устарело, требует ремонта, не соответствует современным экологическим требованиям. В Казахстане горнодобывающее и перерабатывающее оборудование не производится. До сего времени оно импортируется из России (сравнительно дешево), но, как считают в США, уступает по качеству американскому.

В целом активность американского бизнеса и официального Вашингтона в развитии добычи и экспорта нефти и газа и обеспечении их транспортировки на мировые рынки, а также в увеличении производства и вывоза других видов минерального сырья в Казахстане соответствует традиционной политике американцев, направленной на поиск и освоение диверсифицированных и стабильных источников энергетического и другого сырья и достижение контроля над этими источниками. Вместе с тем деловой интерес не всегда соответствует геополитическому. В последние годы проявились определенные противоречия в интересах американских нефтегазовых корпораций в Казахстане и политикой официального Вашингтона. Например, в отличие от последнего, деловые круги проявили заинтересованность в участии в строительстве коммерчески конкурентоспособных трубопроводов через Россию. Американские бизнесмены не склонны форсировать рост добычи и экспорта казахской нефти и газа, поскольку существующие в стране политические и экономические структуры, как опасаются американцы, будут использовать огромную выручку в целях самообогащения, а не развития социально-ориентированной экономики, что лишь усугубит социальные

проблемы и усилит политическую нестабильность. Имеющийся опыт свидетельствует также, что для американских транснациональных нефтяных корпораций вопросы соотношения авторитаризма и плюрализма играют намного меньшую роль, чем для официальных политиков.

Проведенный анализ свидетельствует, что значительная часть представителей американских деловых кругов, работающих в Казахстане, оценивают перспективы развития событий и американские возможности в регионе трезвее, чем политики. Во-первых, весьма скептически относятся к идее распространения значительного военно-политического влияния США на Казахстан. Во-вторых, у многих бизнесменов вызывают неприятие возможные действия, направленные на ослабление позиций России в Казахстане. Существует мнение, что у США нет необходимых финансовых и иных ресурсов для того, чтобы обеспечить себе позиции, достаточные для установления контроля над развитием социально-политической обстановки в Казахстане без взаимодействия с Россией. Некоторые представители деловых кругов Соединенных Штатов в Казахстане заявляли в беседах с автором этой статьи, что характер “связки” Россия—Казахстан напоминает отношения между США и Мексикой. Южный сосед американцев также является крупной развивающейся страной, обладает большими природными, особенно нефтяными, ресурсами, имеет ключевое значение для стабильности в регионе Центральной Америки и представляет собой традиционную зону национальных интересов США. По мнению ряда американских бизнесменов, США должны последовательно содействовать социально-экономическому и демократическому развитию Казахстана, укреплению его суверенитета и обеспечению социально-политической стабильности во взаимодействии с Россией, преследующей по сути аналогичные цели в регионе.

Очень перспективной для американского бизнеса в Казахстане считается электроэнергетика. В этой отрасли осуществляется программа реконструкции, финансируемая Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Она должна быть завершена к 2005 г. и предусматривает осуществление множества проектов по модернизации подстанций, улучшению защиты линий передач, совершенствованию управления распределением на подстанциях и корпоративных телекоммуникациях, а также системы коммерческого учета и торговой системы. Предусмотрено совершенствование организации управления отраслью в целом и т.д. Требуют замены основные фонды

отрасли: 94% газовых турбин, 57% паровых турбин и 33% паровых котлов используются 20 лет и более; линии передач неэффективны: во время передачи и распределения теряется примерно 15% энергии. Особые надежды американских корпораций связаны с тем, что электроэнергетика Казахстана еще не приватизирована; современная отсталость отрасли и потребности экономики страны предоставляют американцам, владеющим современными технологиями, солидные преимущества. Неизбежно также строительство новых предприятий, что, с точки зрения заокеанских инвесторов и поставщиков оборудования, делает это более привлекательным.

Бизнес США уделяет большое внимание телекоммуникационному сектору казахской экономики. В настоящее время деятельность этого сектора контролируется естественной монополией, национальным оператором “Казахтелекомом”. Но, по мнению американских экспертов, модернизация телекоммуникаций в стране неизбежна и не сможет быть осуществлена только усилиями “Казахтелекома”. На рынке телекоммуникационных услуг уже появились новые провайдеры — “Казинформтелеком”, “Нурсат”, “Голден телеком”, “Арна”, “Рамел”, “Астел”. На казахском рынке уже действуют иностранные производители и поставщики: “Моторола”, “Люсент технолоджиз” (Lucent Technologies), “Эриксон”, “Сименс”, “Алкатель”, “Нокиа”, “Дэу” и “Нортел”. Потребителями их техники и услуг выступают авиация, финансовый и нефтегазовый секторы и энергопроизводство, добывающая промышленность.

Корпорации США испытывают острую конкуренцию со стороны строительных и инжиниринговых компаний Турции. Начинается реконструкция автодороги Алма-Ата—Астана (900 км), которая ведется за счет кредитов Азиатского банка развития (АДБ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Исламского банка развития (ИВР), выделивших совместно 284 млн. долл. на этот проект, а также средств казахского правительства (около 130 млн. долл.). Контракт на реконструкцию 192-километрового отрезка дороги выиграла американская компания. Привлекательность транспортного строительства обусловлена также планируемой реконструкцией автодороги Алма-Ата—Бишкек (245 км), финансирование которой будет осуществляться за счет займов ЕБРР, АБР, грантов ЕС (ТАСИС), а также вложений правительства Казахстана (24 млн. долл., или 20% стоимости всего проекта). Рост американской активности в строительном секторе Казахстана связан также с тем, что в настоящее вре-

мя лишь 47% строительных материалов, используемых в республике, производится на казахских предприятиях, остальная часть завозится из Турции, Китая и Германии.

Значительные расчеты делают фирмы США в связи с развитием казахского компьютерного рынка. В 2000 г. стоимость сбываемых в Казахстане ЭВМ и периферийного оборудования оценивалась в 32,4 млн. долл., из которых 17% пришлось на американскую продукцию. Ежегодно рынок увеличивается на 5%, и корпорации США намерены с прибылью использовать открывающиеся возможности. В Казахстане уже ведут операции крупные электронные корпорации США “Ай-би-эм”, “Делл”, “Сан майкросистемз”, “Эппл”,

“Компак”, “Хьюлетт-Паккард”; острую конкуренцию им оказывают южнокорейские “Эл-Джи”, “Дэу”, “Самсунг” и “Хюндай”.

Американский бизнес большое значение придает расширению на казахском рынке медицинского оборудования и материалов для системы здравоохранения. В частности, рынок оборудования и материалов для зубоврачебных кабинетов только в 2001 г. вырос на 20% и был удовлетворен на 98% за счет импорта. Доля США сегодня на этом рынке сбыта составляет 14%; американские фирмы остро соперничают с российскими, немецкими и японскими производителями. В обозримом будущем корпорации Соединенных Штатов намерены особенное внимание уделить поставке оборудования и материалов по правительственным заказам (83% больниц в Казахстане — государственные) и за счет финансирования международных институтов (например, значительная часть займа Всемирного банка, выделенного Астане, предназначается для модернизации системы здравоохранения). Вместе с тем американцы обращают внимание на рост негосударственного медицинского рынка: только за 2000 г. количество частных клиник увеличилось на 30,5%. Наибольший потенциал роста продаж, как считают заокеанские эксперты, существует в поставках электромедицинского диагностического и терапевтического оборудования, рентгеновского оборудования и материалов к нему, зубоврачебной техники и расходных материалов, наборов и оборудования для проведения анализов, медицинской мебели.

Оборудование для пищевой промышленности также входит в число перспективных товаров для поставки в Казахстан из Соединенных Штатов. Стоимостной объем рынка этой продукции в 2000 г. был равен почти 71 млн. долл., и почти все потребности были удовлетворены за счет ввоза пищевого оборудования из-за рубежа. Рост

производства пищевой промышленности Казахстана составил в 2000 г. 13%, в то время как импорт продовольствия сократился на 20— 25%.

Государственная экономическая помощь — традиционный инструмент внешней политики США в отношении развивающихся стран. Используется этот инструмент и в Казахстане. В 2001 фин. г. бюджетные ассигнования на американскую помощь Астане составили 71,5 млн. долл., в 2002 г. — 81,6 млн. долл. В 2001 г. Казахстан был на первом месте по величине выделенных средств странам Центральной Азии; в 2002 г. он отошел на третье место после Узбекистана (161,8 млн. долл.) и Таджикистана (85,3 млн. долл.). Основное направление экономической помощи Соединенных Штатов Казахстану состоит в практическом содействии рыночным реформам и развитию негосударственного сектора национального хозяйства. Американцы считают своей заслугой то, что казахские банки руко-водствуются в своих операциях нормами, принятыми в западных странах. При американском содействии Национальный банк принял план кредитования малого и среднего бизнеса. Агентство международного развития (AMP) США финансировало разработку и реализацию казахской налоговой политики, составление национального бюджета и определение внутриправительственных финансовых потоков. При помощи специалистов США был подготовлен страховой закон (принят в январе 2001 г.); благодаря тем же специалистам Казахстан стал лидером стран Центральной Азии в осуществлении бухгалтерской реформы. В Казахстане впервые в СНГ начала действовать саморегулирующаяся бухгалтерская организация, получившая международную аккредитацию.

Существенным направлением помощи США в Казахстане является осуществление социальных проектов. Здесь американцы ставят себе в заслугу улучшение доступа жителей Казахстана к квалифицированному медицинскому обслуживанию. В нескольких городах AMP финансирует подготовку семейных докторов, а также программы противодействия болезням, передаваемым половым путем, в том числе СПИДу, лечения туберкулеза. В значительной степени в результате этих усилий смертность от туберкулеза в 1999 г. уменьшилась на 20%, однако заболеваемость этой болезнью в Казахстане все еще в 24 раза выше, чем в США. Услугами семейных докторов пользуются ныне 37% казахских семей.

Наконец, американская помощь направляется на развитие демократических институтов в казахском обществе. В частности, АМР содействует Центральной избирательной комиссии в проведении реформы закона о выборах, способствует созданию негосударственных организаций и свободе информации. Планируется создание негосударственного центра, в который войдут ассоциации адвокатов, сту-дентов-юристов и центр правовой информации. Осуществляется финансирование подготовки учебника и учебной программы по гражданским правам в 32 средних школах. Для казахского парламента создан центр подготовки законодательных документов.

Помощь, оказываемая Соединенными Штатами, несомненно имеет позитивное значение для социально-экономического развития Казахстана. Вместе с тем ее масштабы сами американцы признают незначительными — как с точки зрения казахских потребностей, так и с точки зрения обеспечения внешнеполитических целей США. Видный американский ученый Ш.Гарнетт, в частности, подчеркивает: “Многие критики международной политики США упоминают слишком низкие уровни финансовой поддержки нуждающихся регионов мира. Каспийский бассейн не исключение. Усилий предпринимается много, а выделение денежных сумм по-прежнему оставляет желать лучшего... Фактически до тех пор, пока не будет поднята на эффективный уровень финансовая помощь и приняты разумные программы, политика США останется для лидеров и населения региона всего лишь голословными заявлениями”.

Экономическая политика Соединенных Штатов в отношении Казахстана направлена, таким образом, на содействие ему в достижении экономической самостоятельности, в первую очередь за счет развития мощного нефтегазового сектора, обеспеченного диверсифицированной и надежной транспортной системой. Было бы ошибкой, по-видимому, однозначно утверждать, что имеется в виду обеспечение хозяйственной независимости Казахстана только от России. Не в меньшей степени, как представляется, имеет место стремление противодействовать попаданию казахской экономики в зависимость от любого из соседей Казахстана — Китая, Ирана, Турции. Интересы американских корпораций сегодня и в обозримом будущем связаны с нефтегазовым и трубопроводным секторами, добычей металлических руд и их переработкой, осуществлением проектов городского, промышленного и дорожного строительства, развитием телекоммуникаций. В более отдаленной перспективе возможны американские инве-

стиции в развитие казахского аграрно-промышленного комплекса. Соединенные Штаты и их союзники, а также ведущие международные финансовые институты оказывают значительную экономическую и научно-техническую помощь Казахстану. Несмотря на то, что в последние годы американские действия в Казахстане сталкиваются со значительным противодействием постсоветской национальной элиты, усилия США, направленные на обеспечение эволюции Казахстана в сторону демократии западного типа, носят долгосрочный характер и имеют нарастающую динамику.

“США и Канада ", М., 2002 г., № 12, с. 64- 75.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ ПРЕЗИДЕНТА КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ А.АКАЕВА РЕКТОРУ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ МИД РОССИИ Ю.ФОКИНУ

Вопрос: Если начать с геополитического положения Киргизстана в мире, то очевидно, что страна находится на пересечении интересов крупнейших держав мира. Как в этих условиях ее внешняя политика способствует укреплению стабильности и добрососедства в регионе?

Ответ: Киргизстан действительно находится на пересечении интересов великих держав. Но при этом уточню, что наши собственные национальные интересы не пересекаются с интересами этих держав. Мы в состоянии сотрудничать с ними без соперничества и противостояния, на позитивной основе и активно действуем в этом направлении. Выстраивая систему наших внешнеполитических связей, мы прежде всего заинтересованы в добрососедских мирных отношениях с нашими соседями и партнерами. Войдя, например, в состав участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ), мы никогда не колебались в своем выборе, оставаясь безупречно верным взятым на себя обязательствам. Может быть, поэтому штаб-квартира созданных в рамках ДКБ Коллективных сил быстрого развертывания размещается ныне в нашей столице Бишкеке. Далее, мы вошли в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), лидирующую роль в которой играют Россия и Китай. Создаваемый по линии ШОС Антитеррористический центр также будет размещаться в Бишкеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.