Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ, ТРЕНДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ, ТРЕНДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
293
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / РЕСУРСЫ / ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дианова В.А., Кравченко Т.Е.

Динамика современных реалий, вызванных ограничениями COVID-19 определила новый этап развития сферы туризма в мире и в России. Выездной туристический поток из России сократился в разы, а внутренний туризм приобретает новое значение. Внутренний туризм дополняется новыми маршрутами, новыми направлениями туризма, один из которых гастрономический туризм. Особую актуальность данное направление получило в свете осенних новостей 2021 г., когда 69 ресторанов г. Москва получили разного уровня награды от ресторанного гида Michelin. Далее хотелось бы отметить, что процессы импортозамещения сыграли определенную роль в популяризации гастрономического туризма, т.к. на всей территории России стало развиваться общественное питание, ориентированное на конкуренцию за локальные продукты, за поставки продуктов, отвечающих особым требованиям качества. В исследовании авторами определены основные общемировые тенденции, которые повлияли на выделение гастрономического туризма, предоставляющего новые виды туристического продукта в России; раскрыты основные направления развития и особенности формирования гастрономического туризма в России; предложена классификация направлений гастрономического туризма в РФ; определены недостатки, которые присущи такому виду туризма в России; даны рекомендации по развитию гастрономического туризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC FEATURES OF TOURISM PRODUCT DEVELOPMENT IN RUSSIA: PROSPECTS, TRENDS, DIRECTIONS

The dynamics of modern realities caused by the limitations of COVID-19 has defined a new stage in the development of tourism in the world and in Russia. Outbound tourist flow from Russia has decreased significantly, and domestic tourism is gaining new importance. Domestic tourism is complemented by new routes, new areas of tourism, one of which is gastronomic tourism. This direction became particularly relevant in the light of the autumn news of 2021, when 69 restaurants in Moscow received awards of various levels from the Michelin restaurant guide. Further, I would like to note that import substitution processes have played a certain role in the popularization of gastronomic tourism, since public catering has begun to develop throughout Russia, focused on competition for local products, for the supply of products that meet special quality requirements. In the study, the authors identified the main global trends that influenced the allocation of gastronomic tourism in a separate direction of a tourist product in Russia; revealed the main directions of development and features of the formation of gastronomic tourism in Russia; the classification of directions of gastronomic tourism in the Russian Federation is proposed; the disadvantages that are inherent in this type of tourism in Russia are identified; recommendations for the development of gastronomic tourism in Russia are given.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ, ТРЕНДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ»

Cards Joint-Stock Company to Promote Affordable Domestic Tourist Trips by Reimbursing Part of the Cost of a Paid Tourist Service".

4. Chuvatkin P.P., Bodzhgua A.Yu. Optimization of transaction costs in the recreational and tourist sphere // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018. No. 5 (28). URL: https://cyberleninka.ru/ ar-ticle/n/optimizatsiya-transaktsionnyh-izderzhek-v-rekreatsionno-turistkoy-sfere (date of access: 02/16/2022).

5. Chuvatkin P.P., Netrebko K.A. The manifestation of opportunism in the tourism sector // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-opportunizma-v-turistskoy-sfere (date of access: 02/16/2022).

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-66-72

В.А. Дианова - к.э.н., доцент кафедры туризма и физической культуры, Краснодарский государственный институт культуры, veron-a@mail.ru,

V.A. Dianova - Cand. econ. Science, Associate Professor, Department of Tourism and Physical Culture, Krasnodar State Institute of Culture;

Т.Е. Кравченко - к.э.н., доцент кафедры туризма и физической культуры, Краснодарский государственный институт культуры,

T.E. Kravchenko - Cand. econ. Science, Associate Professor, Department of Tourism and Physical Culture, Krasnodar State Institute of Culture.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В РОССИИ:

ПЕРСПЕКТИВЫ, ТРЕНДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ECONOMIC FEATURES OF TOURISM PRODUCT DEVELOPMENT IN RUSSIA: PROSPECTS, TRENDS, DIRECTIONS

Аннотация. Динамика современных реалий, вызванных ограничениями COVID-19 определила новый этап развития сферы туризма в мире и в России. Выездной туристический поток из России сократился в разы, а внутренний туризм приобретает новое значение. Внутренний туризм дополняется новыми маршрутами, новыми направлениями туризма, один из которых гастрономический туризм. Особую актуальность данное направление получило в свете осенних новостей 2021 г., когда 69 ресторанов г. Москва получили разного уровня награды от ресторанного гида Michelin. Далее хотелось бы отметить, что процессы импортозамещения сыграли определенную роль в популяризации гастрономического туризма, т.к. на всей территории России стало развиваться общественное питание, ориентированное на конкуренцию за локальные продукты, за поставки продуктов, отвечающих особым требованиям качества. В исследовании авторами определены основные общемировые тенденции, которые повлияли на выделение гастрономического туризма, предоставляющего новые виды туристического продукта в России; раскрыты основные направления развития и особенности формирования гастрономического туризма в России; предложена классификация направлений гастрономического туризма в РФ; определены недостатки, которые присущи такому виду туризма в России; даны рекомендации по развитию гастрономического туризма в России.

Abstract. The dynamics of modern realities caused by the limitations of COVID-19 has defined a new stage in the development of tourism in the world and in Russia. Outbound tourist flow from Russia has decreased significantly, and domestic tourism is gaining new importance. Domestic tourism is complemented by new routes, new areas of tourism, one of which is gastronomic tourism. This direction became particularly relevant in the light of the autumn news of 2021, when 69 restaurants in Moscow received awards of various levels from the Michelin restaurant guide. Further, I would like to note that import substitution processes have played a certain role in the popularization of gastronomic tourism, since public catering has begun to develop throughout Russia, focused on competition for local products, for the supply of products that meet special quality requirements. In the study, the authors identified the main global trends that influenced the allocation of gastronomic tourism in a separate direction of a tourist product in Russia; revealed the main directions of development and features of the formation of gastronomic tourism in Russia; the classification of directions of gastronomic tourism in the Russian Federation is proposed; the disadvantages that are inher-

ent in this type of tourism in Russia are identified; recommendations for the development of gastronomic tourism in Russia are given.

Ключевые слова: туризм, управление, гастрономический туризм, туристский продукт, ресурсы, общемировые тенденции, конкуренция.

Keywords: tourism, management, gastronomic tourism, tourist product, resources, global trends, competition.

Цель нашего исследования - выявить перспективы, тренды, направления, влияющие на экономические особенности развития туристского продукта в России; предложить перспективное направление развития туристского продукта в России.

Свое исследование в сфере вопросов развития туристского продукта в России мы построили на работах следующих авторов: Соколовой М. И. [11], Драчевой Е.Л. [5], Саяковой С.Ш. [8], Жераховский Б.Д. [6], Газмагамаев М.М. [3], в которых раскрыты особенности различных направлений туризма в России в последние годы, среди которых отметим гастрономический туризм, религиозный туризм, туризм для лиц с ограниченными возможностями и др. Все направления туризма сегодня объединяет одно общее правило - это сконцентрированность на внутренних маршрутах и продуктах, на разработке одного вектора совершенствования технологий предоставления туристского продукта конечному потребителю внутри страны.

Исследуя экономические особенности развития туристского продукта в России надо отметить, что сегодня экономическая ситуация в России (как и мире) характеризуется рядом обстоятельств, которые влияют и играют ключевую роль в обеспечении жизнедеятельности всей сферы туризма, в числе которых [7, 12]:

1. Ограничения пандемии новой короновирусной инфекции, которые будут по мере развития событий сниматься или сужаться к более легким вариантам сдерживания мирового потока туристов.

2. Исследователи отмечают общее состояние мировой экономической системы, которое называют «стабильная нестабильность», происходящая из-за спонтанных и непредсказуемых статистических данных по заболевшим / выздоровевшим в мире людям, новые меры поддержки социально-экономической системы в различных государствах, по вводу новых ограничений или наоборот, снятии ограничений и как следствие - появление импульса к развитию.

3. Существующая надежда в настроениях коммерческих структур и физических лиц о снятии ограничений.

4. Рост доли внутреннего туризма в каждом государстве, ограничение доступа минимального количества туристов по линии выездного туризма.

5. Общую картину развития / сокращения туристского продукта в России могут представить аналитические данные рисунка 1.

2020 ri 1 2744 | 3122

7453 4373

2019

5486 3375

2018 ■ Зарубеж ■ по России

5630 3285

2017

3422 3284

2016 i

5261 2628

2015 Г

V ; ; ; 7 7

Рисунок 1 - Анализ данных развития / сокращения туристского продукта в России, млн чел. (составлено авторами по материалам: Росстат (2020 - оценка Группы «Деловой профиль»

по данным АТОР; Ростуризм [1])

Комментируя рисунок 1, отметим, что «.. .количество востребованных туристических направлений со значимым туристическим потоком, полноценно доступных для российских туристов по сравнению с допандемийным 2019 г. сократилось с 81 до 21 (последняя цифра включает и некоторые страны СНГ). Тем не менее, по сравнению с 2020 г. их количество увеличилось в 4 раза. под полноценной доступностью имеется в виду фактическая возможность посещать ту или иную страну всем категориям туристов с регулярным или чартерным авиасообщением. По предварительным данным Аналитической службы АТОР, по 16 востребованным странам в 2021 г. выехали около 7,7 млн человек. Это меньше, чем выехало в эти же страны россиян в 2019 г. на 40%. В реальности падение объемов выездного рынка гораздо больше - ведь за рамками этого списка по-прежнему закрытые для российских туристов популярные страны Европы и Юго-Восточной Азии» [1].

На рисунке 2 представлены экономические показатели итогов функционирования внутреннего туризма в России за 2020 г.

Итоги 2020 г.

• ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ*

Краснодарский край -11,5 млн поездок (в 2019 - 17 млн) Московская область - 11,5 млн поездок (в 2019 - 22,1 млн) Москва - 7 млн поездок (в 2019 - 25 млн) Крым - 6,1 млн поездок (в 2019 - 7,4 млн) Санкт-Петербург - 2 млн поездок (в 2019 - 10 млн) Татарстан - 2 млн поездок (в 2019 - 3,6 млн) Республика Алтай - 1,74 млн поездок (в 2019 -1,73) Алтайский край - 1,3 млн поездок (в 2019 - 2,2 млн) Калининград -1,3 млн поездок (в 2019 - 1,7 млн) Карелия - 500тыс. поездок (в 2019 - 830 тыс.) Бурятия - 200 тьк. поездок (в 2019 -407,3)

Краснодарский край Московская область Москва Крым

Санкт-Петербург Татарстан республика Алтай Алтайский край Калининград Карелия Бурятия

33*, -50% -72% -18% Снижение в 5 раз ♦44% ♦0.4% 40% 30%

-40% 1

49%

2019 Ш2020

Рисунок 2 - Анализ итоговых значений функционирования внутреннего туризма в России за 2020 г. Источник: Ассоциация туроператоров России [13]

Комментируя рисунок 2, отметим, что, несмотря на негативные тенденции, присутствующие в течение всего 2020 г. сфера внутреннего туризма в России сохранила свои позиции и по некоторым направлениям (Крым, Алтай, Татарстан) присутствуют увеличивающиеся значения популярности этих направлений внутреннего туризма.

Новые условия развития туризма в пределах нашего государства дают основания полагать, что основным фактором развития в сфере туризма является скоординированное управление ресурсной базой внутреннего и въездного туризма в России, а также развитие системы централизованного государственного рекламирования туристского продукта общими государственными информационными ресурсами. Хотелось бы выделить, что для развития туристского продукта в России имеет большое значение региональный подход развития туристского продукта [9]. Своевременно выделить, что среди перспективных направлений является гастрономический туризм, который в зарубежных странах имеет огромную популярность, но неоправданно не используется полноценно в России.

Современная действительность постпандемийного периода заставляет по-новому взглянуть на сферу туризма, и туристические агентства предлагают новые виды туристского продукта: развитие направлений внутреннего туризма, винные внутренние туры, событийный туризм и др.

В нашей работе мы проведем исследование особенностей гастрономического туризма в России, как относительно нового и перспективного направления внутреннего туризма, учитывая ограничения пандемии COVГО-19 и успешные проекты на зарубежном рынке гастрономического туризма: пивные, сырные, кофейные туры [2].

Определим содержание категории «гастрономический туризм» - это формирование и предложение программы для туриста в сфере посещения знаковых, традиционных для определенной местности кулинарных праздников и зарекомендовавших себя мест общественного питания, обладающих признаками национальной / региональной кухни. Отметим основные общемировые тенденции, которые повлияли на выделение гастрономического туризма в отдельное направление туристского продукта:

- насыщение рынка обычными турами и услугами в сфере туризма: зимние туры, пляжный отдых, событийный туризм;

- развитие совершенно непредсказуемой, но объективной ситуации - закрытие международных перелетов;

- обновление культурной государственной политики в России, в том числе в сфере событийного туризма и его составляющих: фестивали, ярмарки, выставки;

- развитие рынка внутреннего туризма, совершенствование организационно-управленческих усилий по привлечению инвестиций в регионы РФ [4];

- популяризация кулинарных шоу на ТВ и популяризация и продвижение кулинарных «страниц» в социальных сетях;

- формирование системы видения в обществе на подходы к здоровому образу жизни, здоровому питанию и др.;

- появление представления о добавленной стоимости и потенциала гастрономических шоу, гастрономических школ, воспитание определенного количества поваров и предпринимателей в сфере общественного питания, после чего появился избыточный потенциал, который требует практического приложения, в том числе в сфере гастрономического туризма.

Несомненно, в XXI в. регионы РФ прошли основные этапы адаптации и осознания, что туризм, развитие направлений туризма является действенной схемой привлечения инвестиций в регион, привлечения качественной рабочей силы и как следствие социально-экономического развития региона РФ. Обозначим основные направления развития и особенности формирования гастрономического туризма в России:

1) формирование новых взглядов на общественное питание в регионах России;

2) сосредоточение большой работы на закрепление столицы России в качестве гастрономической столицы государства, привлечение экспертов из рейтинговой организации Michelin (2021 г.);

3) формирование четкого представления о необходимости закрепления географической привязки производства вин (география наименования);

В таблице 1 определим территорию, сегмент потенциального потребителя гастрономического тура, сферу или направление гастрономического туризма в регионах России.

Таблица 1 - Территория, сегмент потенциального потребителя гастрономического тура, сфера или направление гастрономического туризма в регионах России (составлена авторами)

Регион РФ Сфера или направление гастрономического туризма в регионах РФ Сегмент потенциального потребителя гастрономического тура

1 2 3

Республика Крым Морепродукты, вино Юридические лица, предлагающие услуги в сфере гастрономического туризма, как в своем регионе, так и за его пределами; конечный потребитель, ориентированный на новые направления туризма в России; конечный потребитель, ориентированный на пополнение свой системы знаний о культурных и кулинарных традициях России; государство, как регулятор сферы туризма и участник рыночных отношений, заинтересованный в пополнении бюджета от туризма, как в целом в государстве, так и по регионам

Продолжение таблицы

1 2 3

Республика Татарстан Мясные продукты, кухня региона богата на мясную выпечку. Юридические лица, предлагающие услуги в сфере гастрономического туризма, как в своем регионе, так и за его пределами; конечный потребитель, ориентированный на новые направления туризма в России; конечный потребитель, ориентированный на пополнение свой системы знаний о культурных и кулинарных традициях России; государство, как регулятор сферы туризма и участник рыночных отношений, заинтересованный в пополнении бюджета от туризма, как в целом в государстве, так и по регионам

Кавказ, Краснодарский край У каждого народа Кавказа свои традиции, но есть несколько констант: шашлык, блюда из фасоли, обилие специй, соусов, свежих овощей и зелени, разнообразные кисломолочные напитки (айран, кефир, тан, мацони). Юридические лица, предлагающие услуги в сфере гастрономического туризма, как в своем регионе, так и за его пределами; конечный потребитель, ориентированный на новые направления туризма в России; конечный потребитель, ориентированный на пополнение свой системы знаний о культурных и кулинарных традициях России; государство, как регулятор сферы туризма и участник рыночных отношений, заинтересованный в пополнении бюджета от туризма, как в целом в государстве, так и по регионам

Санкт-Петербург Русская кухня. Корюшка, гурьевской кашей и пышками. После майских праздников ежегодный фестиваль корюшки. Юридические лица, предлагающие услуги в сфере гастрономического туризма, как в своем регионе, так и за его пределами; конечный потребитель, ориентированный на новые направления туризма в России; конечный потребитель, ориентированный на пополнение свой системы знаний о культурных и кулинарных традициях России; государство, как регулятор сферы туризма и участник рыночных отношений, заинтересованный в пополнении бюджета от туризма, как в целом в государстве, так и по регионам

Побережье Тихого океана, Владивосток, Хабаровск Морепродукты, шоколадом с ламинарией и шишками. Дальневосточная кухня неоднородна, она представляет собой микс из самых разных кулинарных традиций. Гастрономические курьезы вроде ухи из лосося или борща из морской капусты. Юридические лица, предлагающие услуги в сфере гастрономического туризма, как в своем регионе, так и за его пределами; конечный потребитель, ориентированный на новые направления туризма в России; конечный потребитель, ориентированный на пополнение свой системы знаний о культурных и кулинарных традициях России; государство, как регулятор сферы туризма и участник рыночных отношений, заинтересованный в пополнении бюджета от туризма, как в целом в государстве, так и по регионам

Алтай Кровяная колбаса, молочная водка и мед. Алтайская кухня — антоним кавказской, потому что в ней не используют специи. Совсем. Вместо них в блюдо могут добавлять дикий лук. Юридические лица, предлагающие услуги в сфере гастрономического туризма, как в своем регионе, так и за его пределами; конечный потребитель, ориентированный на новые направления туризма в России; конечный потребитель, ориентированный на пополнение свой системы знаний о культурных и кулинарных традициях России; государство, как регулятор сферы туризма и участник рыночных отношений, заинтересованный в пополнении бюджета от туризма, как в целом в государстве, так и по регионам

Сибирь Пельмени, разнообразные редкие виды мяса (медвежатина, оленина и др.), травяные чаи. Юридические лица, предлагающие услуги в сфере гастрономического туризма, как в своем регионе, так и за его пределами; конечный потребитель, ориентированный на новые направления туризма в России; конечный потребитель, ориентированный на пополнение свой системы знаний о культурных и кулинарных традициях России; государство, как регулятор сферы туризма и участник рыночных отношений, заинтересованный в пополнении бюджета от туризма, как в целом в государстве, так и по регионам

Комментируя таблицу 1, отметим, что основными регионами, представляющими интерес для гастрономического туризма являются: Республика Крым, Республика Татарстан, Кавказ, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Побережье Тихого океана, Владивосток, Хабаровск, Алтай, Сибирь. Основными заинтересованными сторонами могут быть: юридические лица, предлагающие услуги в сфере гастрономического туризма, как в своем регионе,

так и за его пределами; конечный потребитель, ориентированный на новые направления туризма в России; конечный потребитель, ориентированный на пополнение свой системы знаний о культурных и кулинарных традициях России; государство, как регулятор сферы туризма и участник рыночных отношений, заинтересованный в пополнении бюджета от туризма, как в целом в государстве, так и по регионам [10].

Расширяя представление о гастрономическом туризме, предлагаем классификацию направлений гастрономического туризма в России по направлениям (таблице 2): туры по сельской местности, ресторанные туры в регионы России, образовательные туры, событийный туризм, экологические туры.

Говоря о преимуществах и конкурентных позициях направлений гастрономического туризма (таблица 2), стоит отметить недостатки, которые присущи такому виду туризма: 1) большая территория России предполагает большие затраты путешественника по регионам, что характеризуется большими затратами на билеты по всем видам транспорта; 2) в ряде регионом можно обозначить проблемы с логистикой и транспортной системой, которая не связана в единую эффективно работающую систему, что затрудняет вовремя и без усилий добираться до мест гастрономических туров; 3) невозможность достижения пропорции «цена / качество» во всех туристических услугах на территории России; 4) слаборазвитую нормативно-правовую базу, обеспечивающие в комплексе все направления работы гастрономического туризма в регионах России; 5) слаборазвитая система продвижения направлений гастрономического туризма, что влияет на осведомленность, например событийных мероприятий в регионах РФ.

Таблица 2 - Классификация направлений гастрономического туризма в России

(составлена авторами)

Направление гастрономического туризма в РФ Составные элементы гастрономического направления туризма в РФ

Туры по сельской местности Предполагают знакомства с местными особенностями гастрономии и кулинарии в регионах РФ

Ресторанные туры в регионы РФ Знакомства с достижениями общественного питания, с шеф-поварами, с традициями в кулинарном искусстве

Образовательные туры Реализуются в направлениях просвещения и знакомства с производством определенных продуктов и напитков (вино, шампанское - Краснодарский край, Аб-ра-Дюрсо, мед, чаи - Алтай)

Событийный туризм Фестивали и гастрономические мероприятия, выставки, ярмарки, например, приуроченные к празднованию определенных дат внутри региона

Экологические туры Зачастую входят как часть программы гастрономического тура, посещение заповедных мест, национальных парков и др.

Надо отметить, что гастрономический туризм расширяет свои возможности за счет включение в свой состав познавательной функции, наряду с познанием кулинарных традиций региона России турист расширяет свою систему знаний за счет, во-первых, сопутствующих услуг по освещению культурных традиций, во-вторых, за счет раскрытия географических особенностей региона, расположения туристских объектов в регионе.

Подводя итоги, отметим, что в исследовании экономических особенностей развития туристского продукта в России нами определены основные общемировые тенденции, которые повлияли на выделение гастрономического туризма в отдельное направление туристского продукта в России; раскрыты основные направления развития и особенности формирования гастрономического туризма в России; предложена классификация направлений гастрономического туризма в РФ; определены недостатки, которые присущи такому виду туризма в России; даны рекомендации по развитию гастрономического туризма в России. В качестве теоретической основы нами дано содержание категории «гастрономический туризм» - это формирование и предложение программы для туриста в сфере посещения знаковых, традиционных для определенной местности кулинарных праздников и зарекомендовавших себя мест общественного питания, обладающих признаками национальной / региональной кухни.

Источники:

1. В «Атор» подвели туристические итоги 2021 г. Редакция «Вестника АТОР». Электронный ресурс: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58171.html (дата обращения: 20.02.2022).

2. Вульф Э. Что такое гастрономический туризм: учебное пособие / Э. Вульф - М.: Рипол Классик, 2015. - 10 с.

3. Газмагамаев М.М. Доступный туризм - «туризм для всех» // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. 2017. № 4 (28). - С. 71-75.

4. Дианова В.А. Позиционирование регионов в инвестиционном пространстве России // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2013. - № 3. - С. 35-39.

5. Драчева Е.Л. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы: учебное пособие / Е.Л. Драчева, Т.Т. Христова. - М.: Академия, - 2008. - 118 с.

6. Жераховский Б.Д. Доступный туризм: туризм для лиц с ограниченными возможностями // Студенческий форум. - 2020. - № 22-1 (115). - С. 43-44.

7. Карпова Ю.И., Ходыкина А.Ф. Подходы к содержанию понятий «организованный туризм», «неорганизованный туризм» и «самодеятельный туризм» // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2016. № 1. С. 113-115.

8. Саякова С.Ш. Религиозный туризм как составная часть современной индустрии туризма // Вестник дипломатической академии министерства иностранных дел Кыргызской республики им. Казы Дикамбаева. 2019. № 11. С. 33-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Клочко Е.Н., Дианова В.А. Повышение конкурентоспособности туристского рынка Краснодарского края в современных условиях // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 35 (3). С. 126-129.

10. Романов А.А., Басенко В.П., Дианова В.А. Маркетинговые исследования. Учебное пособие. Краснодар, 2012.

11. Соколова М. И. История туризма: учебник / М. И. Семин - М.: ИЦ Академия, 2010. - 269 с.

12. ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ // [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/1996/12/03/osnovy-turizma-dok.html (дата обращения: 12.02.2022).

13. Электронный ресурс: https://www.atorus.ru/ (дата обращения 20.02.2022). References:

1. Ator summed up the tourist results of 2021. Editorial office of the ATOR Bulletin. Electronic resource: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58171.html (accessed: 02/20/2022)

2. Wolf E. What is gastronomic tourism: a textbook / E. Wulf - M.: Ripol Classic, 2015. - 10 p.

3. Gazmagamaev M.M. Accessible tourism - "tourism for all" // Bulletin of the Chechen State University named after A.A. Kadyrov. 2017. No. 4 (28). - pp. 71-75.

4. Dianova V.A. Positioning of regions in the investment space of Russia // Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. - 2013. - No. 3. - pp. 35-39.

5. Dracheva E.L. Gastronomic tourism: current trends and prospects: textbook / E.L. Dracheva, T.T. Hristova. - M.: Academy, - 2008. - 118 p.

6. Zherakhovsky B.D. Accessible tourism: tourism for people with disabilities // Student Forum. -2020. - № 22-1 (115). - Pp. 43-44.

7. Karpova Yu.I., Khodykina A.F. Approaches to the content of the concepts of "organized tourism", "unorganized tourism" and "amateur tourism" // Resort and recreational complex in the system of regional development: innovative approaches. 2016. No. 1. pp. 113-115.

8. Sayakova S.S. Religious tourism as an integral part of the modern tourism industry // Bulletin of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Kyrgyz Republic named after Kazy Dikambayev. 2019. No. 11. pp. 33-40.

9. Klochko E.N., Dianova V.A. Improving the competitiveness of the tourist market of Krasnodar Krai in modern conditions // Natural-humanitarian studies. 2021. No. 35 (3). pp. 126-129.

10. Romanov A.A., Basenko V.P., Dianova V.A. Marketing research. Study guide. Krasnodar, 2012.

11. Sokolova M. I. History of tourism: textbook / M. I. Semin - M.: IC Academy, 2010. - 269 p.

12. Federal Law of the Russian Federation "On the basics of tourist activity in the Russian Federation" dated 24.11.1996 No. 132-FZ // [Electronic resource]. - URL: https://rg.ru/1996/12/03/osnovy-turizma-dok.html (date of reference: 12.02.2022).

13. Electronic resource: https://www.atorus.ru / (accessed 20.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.