Научная статья на тему 'Экономические основы и принципы формирования операционного и финансового бюджетов угольных компаний и филиалов шахт'

Экономические основы и принципы формирования операционного и финансового бюджетов угольных компаний и филиалов шахт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические основы и принципы формирования операционного и финансового бюджетов угольных компаний и филиалов шахт»

© В.П. Орлов, Ю.П Кушнеров, А.И. Нифонтов, 2005

УДК 336.14:622.333

В.П. Орлов, Ю.П. Кушнеров, А.И. Нифонтов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО БЮДЖЕТОВ УГОЛЬНЫХ КОМПАНИЙ И ФИЛИАЛОВ ШАХТ

ТЪ хождение угольных компаний в со-

-О став мощных промышленно-фи-

нансовых структур, контролирующих 70 % энергетического угля и 90 % коксующегося угля на российском рынке, позволило облегчить доступ к рынку капиталов, снизить стоимость капитала, повысить эффективность функционирования и конкурентоспособность бизнеса, улучшить репутацию. В этих условиях возрастает роль в общей схеме управления угольных компаний структуры, функций и ответственности угледобывающих предприятий (шахты, разреза).

Поскольку собственником имущества угледобывающих предприятий является угольная компания, целесообразно изменение их правового статуса. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, угледобывающие предприятия преобразуются в филиалы, не имеющие статуса юридического лица, которые являются обособленным подразделением угольной компании, расположенным вне места ее нахождения и выполняющим делегированные ему функции. Взаимоотношения между филиалом и компанией строятся на основе устава компании и Положения о филиале «Шахта «...». Блок-схема управления шахты в корпоративной структуре угольной компании «Евразхолдинг» представлена на рисунке.

Ограниченность финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов экономической политики. В связи с этим для угольной компании и филиалов-шахт, входящих в ее состав, становится важным повышение экономической эффективности производства на основе технического перевооружения действующих производственных фондов, освоение новых месторождений с благоприятными горно-геологическими условиями и высоко

востребованными марками углей, повышение концентрации производства за счет интенсивных факторов. Естественно, что планирование в условиях углубленных рыночных преобразований приобретает новое значение. Оно призвано обеспечить процесс производства конкурентоспособной угольной продукции при условии оптимального использования всех ресурсов, то есть гибкое развитие филиалов-шахт и угольной компании в целом.

В этих условиях стратегическое планирование и контроль результатов и их составляющих стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента управления, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией о производственнохозяйственной деятельности. С его помощью должны осуществляться разработка стратегии эффективного развития угольной компании и филиалов-шахт в условиях конкуренции и нестабильности, анализ работы и контроллинг.

В мировой практике бюджетирование - это элемент менеджмента, ориентированный на управление коммерческой организацией в денежных показателях, представляющий собой методологию планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов.

В современных условиях угольные компании не могут работать эффективно, если они полагаются на процесс бюджетирования, который не синхронизирован с динамикой развития бизнеса. Бюджетирование - это процесс принятия решений, через которые угольные компании оценивают целесообразность притока и оттока активов. Его основная цель состоит в повышении эффективности работы филиалов-шахт и других структурных подразделений, входящих в их состав.

Таким образом, стремление научиться управлять финансами в условиях нестабильности, организовать добычу, переработку и выпуск конкурентоспособной угольной продукции, обеспечивая эффективное развитие компании, ставит сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений между структурными подразделениями филиалов-шахт, филиалами-шахтами и угольной компанией и внешней средой.

В основу методики формирования бюджета компании принят принцип консолидации бюджетов подразделений ЗАО «УК «Южкузбассуголь» и ОАО «ОУК «Южкузбассуголь». Бюджет компании состоит из двух интегриро-

Блок-схема управления филиала-шахты в корпоративной структуре «Евразхолдинга» (угольной компании)

ванных частей: операционный бюджет и финансовый бюджет.

Операционный бюджет и финансовый бюджет представляют собой совокупность производственных и финансовых показателей по всем бизнес-процессам компании и филиалов-шахт. Бизнес-процессы разделяются на бизнес-функции, в соответствии с которыми должна обобщаться необходимая информация для оценки экономической эффективности компании. Бизнес-функции являются структурной основой для составления бюджета.

Операционный бюджет

формируется по следующим разрабатываемым бизнес-

функциям:

• управление производством;

• управление маркетингом;

• управление ресурсами и сбытом;

• управление закупками и поставками;

• управление капительными вложениями (производственная программа);

• управление инвестициями (производственная программа);

• управление запасами;

• управление затратами;

• управление персоналом.

Финансовый бюджет формируется по следующим разрабатываемым бизнес-функциям:

• управление дебиторской задолженностью;

• управление кредиторской задолженностью;

• управление товарно-материальны-ми запасами;

• расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;

• управление финансовыми вложениями;

• управление долгосрочными финансовыми вложениями;

• управление инвестициями;

• управление распределением прибыли;

• управление акционерным капиталом.

Разработка бюджета по бизнес-функциям

ведется согласно «Регламенту документооборота при составлении бюджета», в котором определены последовательность, правила, сроки заполнения (составления, формирования) документов с указанием соответствующих исполнителей и порядка контроля.

Утвержденный консолидированный годовой бюджет компании в процессе исполнения может корректироваться. Под корректировкой бюджета компании понимается изменение утвержденных показателей оперативного и финансового бюджетов или иные изменения утвержденных параметров бюджета. В пределах утвержденного консолидированного бюджета компании может производиться только оперативная корректировка бюджета в переделах квартала по подразделениям компании без изменения годового бюджета компании.

Бюджетирование, основанное на контролируемом прогнозе, имеет целый ряд достоинств и в настоящее время является одним из наиболее передовых в управлении экономикой угольной компании и филиалов-шахт.

Исходя из целей функционирования филиалов-шахт, экономической основой их интеграции в объединенную угольную компанию является объем добычи, необходимый для удовлетворения внутреннего и внешнего рынка в марочном составе с показателями качества и уровнем затрат на производство, гарантирующими его конкурентоспособность.

Как отмечалось выше, в условиях конкурентной борьбы угольные компании должны осуществлять полноценное, регулярное бизнес-планирование и активно реагировать на изменения, происходящие на рынке угольной продукции.

Шахтой, как филиалом, формируется операционный бюджет по следующим разрабатываемым бизнес-функциям:

• управление производством;

• управление затратами;

• управление персоналом.

Финансовый бюджет формируется по следующим разрабатываемым бизнес-функциям:

• управление товарно-материальными

запасами;

• расчеты с бюджетом (по показателям, относимым на затраты производства) и внебюджетными фондами.

Составляющими бизнес-функции «управление производством» принимают те, которые непосредственно осуществляются филиалом-шахтой и являются результатом его деятельности.

Объем производства включает в себя:

• объем добычи угля по маркам;

• протяженность проведения горных выработок;

• качество добываемых углей;

• объем монтажно-демонтажных работ.

Целью управления затратами как бизнес-

функции операционного бюджета филиала-шахты является:

• минимизация затрат при выполнении бизнес-функции управления производством (при этом достигается максимизация прибыли по компании за счет долевого участия каждого отдельного филиала-шахты, повышается финансовая стабильность, конкурентоспособность, и снижается риск быть банкротом для угольной компании);

• совершенствование структуры затрат

за счет сокращения удельного веса в общих затратах общешахтных расходов бизнес-

процессов «Прочие подземные работы», «Работы на поверхности шахт»;

• разработка и внедрение нормативного метода учета затрат на производство, гибкого бюджетирования по бизнес-процессам и местам возникновения затрат;

• формирование нормативной базы

данных расходуемых ресурсов по местам возникновения затрат.

Составляющими бизнес-функции «управление персоналом» для филиалов-шахт принимаются:

численность принимаемого (принятого) по найму персонала с распределением трудящихся по выполняемым функциям (рабочие, руководители, специалисты, служащие);

Таблица 1

Исходные производственные параметры или программы для операционного плана

Бизнес-функции Делегированные функции

Компания Шахты

Управление производством

Объемы производства (добыча угля, проведение горных выработок, качество добываемых углей и пр.) + +

Объемы производства вспомогательных предприятий (ремонтные заводы, трансформация и передача электроэнергии, связь, монтажно-демонтажные работы, наладка и пр.) + +

Объемы продукции на производственно-технические нужды +

Объемы производства (объем переработки и обогащения, транспортные услуги, качество товарной продукции) + +

Управление затратами

Затраты на производство + +

Затраты на реализацию продукции + -

Прочие затраты + +

Управление маркетингом

Положение на рынках + -

Конкуренты по бизнесу + -

Потребители продукции и услуг + -

Ценовая политика на товарную продукцию компании + -

Управление ресурсами и сбытом

Заключение договоров с покупателями + -

Определение условий сбыта (сроки, объемы, качество и т.д.) + -

Отгрузка готовой продукции + +

Управление закупками и поставками

Потребность основного и вспомогательного производства в материальных ресурсах + +

Заключение договора с поставщиками + -

Определение условий сбыта (сроки, объемы) + -

Анализ остатков материалов на складах + +

Оплата договоров и контрактов + -

Анализ закупочных цен + +

Управление капитальными вложениями (производственная программа)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребность в капитальных вложениях в оборудование + +

Модернизация оборудования + +

Капитальный ремонт оборудования + +

Капитальные сложения на строительство и реконструкцию + +

Капитальный ремонт зданий и сооружений + +

Капитальные вложения по технике безопасности (охрана труда, экология, дегазация и вентиляция и т.д.) + +

Проектные работы и НИОКР + -

Геологоразведочные и специализированные маркшейдерские работы + +

Управление инвестициями (производственная программа)

Объекты инвестирования + +

Календарный график инвестиционных вложений + +

Управление запасами (в натуральных показателях)

Остатки материалов на начало периода + +

Поступление и выбытие материалов за период + +

Остатки на конец периода + +

Управление персоналом

Найм + +

Увольнение + +

Анализ численности + +

, Расходы по персоналу + +

Таблица 2

Финансовый бюджет компании

Бизнес-функции Делегированные функции

Компания | Шахты

Управление дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность на начало периода + -

Увеличение дебиторской задолженности + -

Погашение дебиторской задолженности + -

Дебиторская задолженность на конец периода + -

Оборачиваемость в днях + -

Управление кредиторской задолженностью

Кредиторская задолженность на начало периода + -

Увеличение кредиторской задолженности + -

Погашение кредиторской задолженности + -

Кредиторская задолженность на конец периода + -

Оборачиваемость в днях + -

Управление товарно-материальными запасами (стоимостные показа-тели)

ТМЗ на начало периода + +

Поставка ТМЗ + +

Выбытие ТМЗ + +

ТМЗ на конец периода + +

Оборачиваемость в днях + +

Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами

Начисление и оплата налогов в бюджет и внебюджетные фонды + +

Налоги из прибыли + -

Реструктуризация задолженности по налогам в бюджет и внебюджетные фонды + -

Управление финансовыми вложениями

Остатки по расчетным счетам + +

Остатки по кассе + +

Оплата затрат (услуги, зарплата и т.п.) + +

Уплата (погашение) реструктурируемой задолженности по налогам в бюджет и внебюджетные фонды + -

Получение и возврат краткосрочных вложений + -

Прочие краткосрочные финансовые вложения + -

Управление долгосрочными финансовыми вложениями

Остатки по внеоборотным активам на начало периода + -

Увеличение внеоборотных активов + -

Уменьшение внеоборотных активов + -

Остатки по внеоборотным активам на конец периода + -

Покупка/продажа ценных бумаг + -

Управление инвестициями

График поступления инвестиций + -

Прибыльность инвестиций + -

Срок окупаемости и возврат инвестиций + -

Управление распределением прибыли

Фонд накопления + -

Фонд потребления + -

Фонд социальной сферы + -

Резервы + -

Управление акционерным капиталом

Реструктуризация собственного капитала компании + -

Эмиссия ценных бумаг + -

• численность увольняемого (уволенного) персонала с распределением трудящихся по выполняемым функциям (рабочие, руководители, специалисты, служащие);

анализ движения персонала по при-

расходы на содержание персонала.

чинам

Составляющими бизнес-функции «управление товарно-материальными ресурсами» для филиалов-шахт являются стоимостные показатели, характеризующие вовлечение (отвлечение) финансовых ресурсов угольной компании в оборотные средства филиалов-шахт. Они включают в себя:

• наличие товарно-материальных запасов на начало периода;

• поставку товарно-материальных ценностей в планируемом периоде;

• выбытие (списание) товарно-материальных ценностей из производственных запасов в производство;

• наличие товарно-материальных ценностей на конец периода;

• оборачиваемость товарно-

материальных запасов в днях.

По бизнес-функции «расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами» начисление и оплата налогов в бюджет и внебюджетные фонды филиалами-шахтами производится по показателям, относимым на затраты производства, согласно Налоговому Кодексу РФ.

Операционный и финансовый бюджеты компании формируются по календарным этапам. Дирекции компании совместно с подразделениями компании разрабатывают исходные производственные параметры или программы (объемы добычи, проведения горных выработок, переработки угля, перевозки и т.д.) для операционного плана по периодам - год, квартал, месяц (табл. 1).

Дирекция по экономическому развитию компании совместно с подразделениями разрабатывает финансовый бюджет по периодам (год, квартал, месяц) на основании утвержденного операционного плана компании (табл. 2).

Для организации стройной системы разработки бюджетов на год, квартал и по месяцам составляется график, предусматривающий

уровни бюджета (год, квартал, месяц), этапы разработки (планирование, отчет, анализ, корректировка), а также сроки его утверждения генеральным директором и советом директоров. В соответствии с графиком, разработанные на планируемый год с разбивкой по кварталам и месяцам показатели бюджета по компании и каждому филиалу-шахте утверждаются в последней декаде декабря года, предшествующего планируемому, генеральным директором и советом директоров угольной компании.

Разработанные бюджеты на январь и последующие месяцы, а также на первый и другие кварталы после составления отчета и анализа результатов работы за предыдущий месяц или квартал, могут корректироваться при условии, если отклонения между планом и фактом превышают пять процентов.

Утверждение скорректированных бюджетов или оставленных на уровне утвержденных в годовом плане по месяцам и кварталам производится в третьей декаде месяца, предшествующего планируемому месяцу или кварталу.

Если осуществлена корректировка бюджета, предусмотренного по году, в каком-либо месяце квартала, то на этом основании производится корректировка по кварталу и годового бюджета.

Таким образом, расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, бюджетные, средства инвесторов).

— Коротко об авторах -------------------------------------------------------------------------------

Орлов Валерий Павлович - директор по экономическому развитию ОАО «ОУК «Южкузбассуголь», г. Новокузнецк.

Кушнеров Юрий Петрович - профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления горным производством Сибирского государственного университета, г. Новокузнецк.

Нифонтов Альберт Иванович - профессор, кандидат технических наук, заведующий кафедрой экономики и управления горным производством Сибирского государственного университета, г. Новокузнецк.

^-------

-------- © В.П Орлов, А.И. Нифонт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.