Научная статья на тему 'Экономические методы в управлении образовательным учреждением'

Экономические методы в управлении образовательным учреждением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1004
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев Вячеслав Викторович

В статье проводится идея о том, что в системе управления образовательными учреждениями преобладавшие прежде административно-распорядительные методы уступили место экономическим и социально-психологическим. Это связано с тем, что согласно действующему законодательству, доходы образовательных учреждений, получаемые ими от платных услуг, могут использоваться на их собственные цели: как на модернизацию материально-технической базы, так и на материальное стимулирование персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Methods in the Management of the Educational Institution

The article presents the idea that the administrative and regulatory methods that prevailed in the system of management of the educational institutions before have given way to the economic and socio-psychological ones. Thisis due to the fact that under the current legislation, the income of educational institutions received from their paid services can be used for their own purposes: both for the modernization of the material and technical basis and as an incentive for the staff.

Текст научной работы на тему «Экономические методы в управлении образовательным учреждением»

Лебедев Вячеслав Викторович

канд. экон. наук, докторант кафедры управления экономическими и социальными процессами, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения [email protected]

экономические методы в управлении образовательным

учреждением

_Аннотация

В статье проводится идея о том, что в системе управления образовательными учреждениями преобладавшие прежде административно-распорядительные методы уступили место экономическим и социально-психологическим. Это связано с тем, что согласно действующему законодательству, доходы образовательных учреждений, получаемые ими от платных услуг, могут использоваться на их собственные цели: как на модернизацию материально-технической базы, так и на материальное стимулирование персонала.

Ключевые слова: система управления, методы управления, функции управления, целевая ориентация, учреждение дополнительного образования

Нередко исходя из содержательности понятия «программа» в экономической литературе программу идентифицируют с планом текущей деятельности и перспективным развитием хозяйствующего субъекта производственной или социальной сферы народного хозяйства. Как по содержанию, так и по целевой направленности, функциональной предназначенности понятие «программа» отличается от понятия «план», также как и программирование от планирования. Программирование как функция управления образовательным учреж-

дением своим результатом имеет поэтапное или итоговое по заранее установленным периодам времени завершение оказания комплексов образовательных услуг, например, в рамках цикла учебных дисциплин и курсов учреждений профессионального образования, повышения квалификации и профессионального мастерства.

Контрольная функция в системе управления текущей деятельностью и перспективным развитием учреждений дополнительного образования заключается в контроле над текущей успеваемостью и промежуточной

аттестацией обучающих образовательного учреждения, за осуществлением образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения и требованиями закона Российской Федерации «Об образовании» , за деятельностью вспомогательных подразделений учебного заведения, обслуживающих образовательный процесс.

Учет и контроль при управлении образовательным учреждением

Функция контроля в достаточной мере должна быть реализована на всех уровнях управления учреждениями образования, При этом надзор и контроль должны осуществляться как за соблюдением государственных образовательных стандартов, так и за соблюдением качества образования в аккредитованных образовательных учреждениях, за расходованием финансовых средств учреждением образования.

Функция учета в системе управления деятельностью учреждения дополнительного образования, взаимодействуя с другими функциями, выполняет роль фиксатора состояния экономических процессов, учреждения образования, его подразделений посредством сбора информации о них, отражения этих сведений в учетных ведомостях оперативного и бухгалтерского характера.

Взаимосвязь функции учета, например, с планированием деятельности учреждения дополнительного образования проявляется в процессе регистрации отдельных операций непосредственно на месте их осуществления для получения постоянной информации о выполнении текущего (годового) плана в отдельных подразделениях учреждения образования.

Используемые комплексные меры как в рамках представленных учреждениям образования полномочий, компетенций разноуровневых органов управления образованием, так и в реализации функций управления в основном имеют экономическую, финансовую, социальную и инновационную направленность, так как достижение целевых ориентиров результативности в средне-, долгосрочном развитии учреждений дополнительного образования в основном имеет аналогичный характер. При этом на экономические, финансовые и социальные результаты учреждений дополнительного образования в условиях развития рынка услуг в значительной степени влияют негативные факторы внешней среды в неопределенном времени (2). Поэтому, чтобы противодействовать изменениям нестабильной среды в неопределенном времени мероприятия различной направленности (экономические, финансовые, маркетинговые, структурно-организационные, социальные, инновационные) учреждения дополнительного образования должны реализовываться

.. .административно-распорядительные методы воздействия на деятельность учреждения дополнительного образования ... уступили место экономическим и социально-психологическим

в функциональных стратегиях инновационных изменений, фокусирования, дифференциации, диверсификации, сохраняющих темпы экономического и социального роста или содействующих их повышению в перспективном периоде времени.

Взаимодействие в системе управления текущей деятельностью и перспективным социально-экономическим развитием учреждений дополнительного образования таких методов управления, как административно-распорядительный, экономический, в существенной мере позволяют всем элементам системы управления учреждением образования (дополнительного образования в том числе) рационально влиять на достижение целевых ориентиров результативности, в качестве которых выступают стоимостные объемы оказания услуг потребителям, численность выпускников, слушателей, повысивших свою квалификацию, прирост уровня управляемости учреждениями образования.

Методы управления образовательным учреждением

Следует отметить, что в условиях развивающегося рынка услуг, роста их конкурентоспособности и в целом учреждений образования в значитель-

доход, получаемый ... от платных дополнительных образовательных услуг, ... может быть использован ... в целях материального стимулирования персонала

ной мере возросла необходимость рационально сочетать методы управления таким образом, чтобы привести в соответствие состояние и качество осуществления образовательного процесса с требованиями потребителей образовательных услуг, добиться той экономической и социальной результативности деятельности образовательного учреждения, которая позволяет не только поддерживать образовательный процесс на высоком уровне качества осуществления и объемов оказания услуг, но и повышать темпы экономического роста. В настоящее время при изменении структуры использования методов управления в пользу экономических методов, административно-распорядительные методы воздействия на деятельность учреждения дополнительного образования посредством приказов, распоряжений, постановлений, внутренних положений, должностных и иных инструкций для персонала в существенной мере уступили место экономическим и социально-психологическим методам, Этому способствовали нормативно-правовые акты в области образования и, в первую очередь, закон Российской Федерации «Об образовании», где за период 2000-2006 годов его главы «Экономика системы образования» (статьи 39-49) и «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование» претерпели существенные изменения и дополнения, содействующие расширению использования экономических и социально-психологических методов в деятельности учреждений образования (3),

Так, например, финансирование федеральных государственных образовательных учреждений в настоящее время осуществляется в соответствии

с установленными федеральными, региональными и муниципальными нормативами, определяемыми по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Социально-психологические методы управления

Наряду с нормативным регламентированием финансового обеспечения образовательного процесса, государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования сверх средств финансирования учредителя имеют право привлекать денежные средства за счет оплаты контингента обучающихся на курсах подготовки и переподготовки работников квалифицированного труда.

Немаловажно в развитии экономических методов управления деятельностью образовательного учреждения то, что государственные и муниципальные образовательные учреждения в условиях развития отношений участников на рынке услуг получили право оказывать гражданам, предприятиям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов), не предусмотренное соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Доход, получаемый образовательным учреждением от платных дополнительных образовательных услуг, является основой для развития экономических методов управления его деятельностью, так как может быть использован в соответствии с уставными целями не только на расширение и поддержание

социально-психологические методы управления деятельностью учреждения

дополнительного образования заключаются в моральном поощрении

образовательного процесса на более высоком качественном уровне, но и в целях материального стимулирования персонала учреждения образования за промежуточные и итоговые результаты деятельности.

Социально-психологические методы управления деятельностью учреждения дополнительного образования заключающиеся в моральном поощрении и повышении объемов потребления социальных благ, получили существенный импульс для своего развития в связи с принятием и последующим дополнением закона Российской Федерации «Об образовании». Этому способствуют ряд статей закона, определяющих права и социальную поддержку, охрану здоровья обучающихся, права и обязанности родителей, меры социальной поддержки, трудовые отношения работников образовательных учреждений (4).

Вывод

В целом системное управление текущим функционированием и перспективным социально-экономическим развитием учреждений дополнительного образования представляет собой комплекс взаимодействующих разноуровневых компетенций, методов, мер

образование

воздействия различного характера в составе своих функций на образовательные процессы учебных заведений дополнительного образования. Функции системы управления в своей целевой ориентации на достижение наибольших экономических, финансовых и социальных результатов в условиях нестабильной внешней среды выполняют роль инструментария учреждений дополнительного образования, обеспечивающего сохранение их сформированной структуры, поддержание условий и режима функционирования, реализацию их программ и достижение поставленных целей, разграничение компетенций органов управления дополнительным образованием, соблюдение функциональной предназначенности учреждений дополнительного образования, выражающуюся в повышении квалификации, профессиональном мастерстве

рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов,

Литература

1, Кураков А.Л. Формирование системы и механизма управления профессиональным образованием в регионах, - СПб: Студия «НП-Принт, 2012,

2, Смирнов С.Б., Голубев А.А. Рационализация механизма планирования развития высшего профессионального образования, - СПб: Студия «НП-Принт, 2012,

3, Закон Российской Федерации «Об образовании», - М,: МП Новая школа, 1992,

4, Панарин А.А, Система управления как инструментарий экономического и инновационного развития учреждения профессионального образования: Препринт, - СПб: Диалог, 2010,

Vyacheslav V. Lebedev

Cand. of Econ. Sci., Doctoral Applicant of the Academic Department of Management of Economic and Social Processes, St. Petersburg State University of Cinema and Television

Economic Methods in the Management of the Educational Institution

_Abstract

The article presents the idea that the administrative and regulatory methods that prevailed in the system of management of the educational institutions before have given way to the economic and socio-psychological ones. This is due to the fact that under the current legislation, the income of educational institutions received from their paid services can be used for their own purposes: both for the modernization of the material and technical basis and as an incentive for the staff.

Keywords: management system, management techniques, management functions, target orientation, institution of additional education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.