Научная статья на тему 'Экономические кризисы, рузвельтовские реформы, кейнсианская революция заметки о научной конференции к 80-летию «Нового курса»'

Экономические кризисы, рузвельтовские реформы, кейнсианская революция заметки о научной конференции к 80-летию «Нового курса» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические кризисы, рузвельтовские реформы, кейнсианская революция заметки о научной конференции к 80-летию «Нового курса»»

ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ♦ 6'2013

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ, РУЗВЕЛЬТОВСКИЕ РЕФОРМЫ, КЕЙНСИАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Заметки о научной конференции к 80-летию «Нового курса»

18 октября 2013 г. в Финансовом университете прошла первая конференция цикла «Великие экономисты и великие реформы» — международная научно-практическая конференция «Кризисы, реформы, революции», которая была приурочена к годовщине начала «Нового курса», знаменитых реформ Ф. Д. Рузвельта в США.

Начало конференции было положено приветственным выступлением ректора Финансового университета, доктора экономических наук М. А. Эскиндарова. Он предложил руководствоваться призывом самого Ф. Д. Рузвельта из его инаугурационной речи 4 марта 1933 г.: «Настало время сказать правду, всю правду, откровенно и смело». Действительно, жизнь и реформы Рузвельта — это череда вопросов. «Белая легенда», изображающая президента многогранным гением, сталкивается с «черной легендой», объявляющей Рузвельта эгоистом и манипулятором.

Реформы Ф. Д. Рузвельта называют наиболее успешными в ХХ в. социально-экономическими реформами. Впрочем, нередко высказывается и диаметрально противоположная точка зрения: рузвельтовские реформы привели к неэффективному огосударствлению экономики, которое не столько облегчило, сколько затруднило преодоление кризиса.

Обсуждение «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта стало поводом к обсуждению не только конкретных событий 1930-х гг., но и общих проблем регулирования и эволюции рыночного хозяйства.

Проведенные Ф. Д. Рузвельтом реформы, как справедливо подчеркнул в своем

пленарном выступлении доктор экономических наук Р. М. Нуреев, привели не только к преодолению Великой депрессии, но и, самое главное, к формированию новой модели рыночного хозяйства. Раньше доминировали идеи экономистов-неоклассиков, призывавших «предоставить людям делать свои дела, предоставить делам идти своим ходом». Однако во время Великой депрессии 19291933 гг. обнаружилось, что если «предоставить делам идти своим ходом», то они придут в полное расстройство и доведут страну «до ручки». По иронии судьбы Рузвельт стал в некотором смысле дважды союзником СССР: прежде чем стать нашим союзником в войне, он фактически стал союзником Советской России в поиске эффективных моделей государственного регулирования экономики. «Новый курс» Рузвельта ознаменовал смену доминирования ультра-либеральных идей неоклассиков более умеренным (социальным) либерализмом последователей Дж. М. Кейнса. В результате произошел переход от модели «чистой» рыночной экономики к модели смешанной экономики.

Удалось ли Ф. Д. Рузвельту добиться прекращения Великой депрессии, или «Новый курс» не оказал на нее существенного влияния, дискуссия об этом продолжается до сих пор. Предшественника Рузвельта, 31-го президента США Герберта Гувера обвиняют в том, что он «предоставил делам идти своим ходом» и практически не боролся с Великой депрессией. Однако, как подчеркнул на пленарном заседании доктор экономических наук С. Н. Сильвестров, на самом деле между

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

действиями Гувера и Рузвельта наблюдается скорее преемственность, чем разрыв. Гувер уже начал многие мероприятия «Нового курса», хотя и не настолько решительно и последовательно, как стал действовать Рузвельт. Впрочем, оценки этой решительности тоже различны.

Многие современные экономисты указывают, что результаты «Нового курса» оказались очень неоднозначными и что Америку спасло, по большому счету, не реформаторство Рузвельта, а вступление США во Вторую мировую войну. На конференции высказывалось мнение, что знаменитый ленд-лиз был не только в военно-политическом, но и в экономическом смысле взаимопомощью. Если бы не огромные советские военные заказы, трудно сказать, насколько успешно и когда Америка покончила бы с наследием Великой депрессии.

Выступивший на пленарном заседании Франчек Арт, президент Американского института бизнеса и экономики в Москве, заметил, что в современной Америке про Рузвельта вспоминают, как это ни странно, не очень

часто. Это связано с тем, что в современном американском истэблишменте, по его словам, тон задают правые из так называемой «Чайной партии» (смысл названия — аналогия с Бостонским чаепитием 1773 г.). С их точки зрения, не только Рузвельт, но и современный американский президент Обама являются опасными радикалами, которые «субсидируют лузеров» и покушаются на краеугольные ценности американской демократии.

У «Нового курса» Рузвельта парадоксальная судьба. С одной стороны, многие его элементы были отменены самим Рузвельтом, другие — при его преемниках. Некоторые руз-вельтовские инновации (например, связанные с программами социальной помощи) действуют до сих пор. Тем не менее «Новый курс» относят к наиболее успешным реформам.

ЛАТОВ ЮРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

доктор социальных наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Макроэкономика», Финансовый университет, Москва, Россия

КНИЖНАЯ ПОЛКА

НОВИНКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФИНУНИВЕРСИТЕТА

Панферов Г А. Оценка эффективности инвестиционных проектов и стоимости бизнеса: учебное пособие. М.: Финансовый университет, 2013. 88 с. ISBN 978-5-7942-1047-7.

При оценке эффективности инвестиционных проектов, имущества и бизнеса обычно используется метод дисконтированного денежного потока (ДДП). В пособии анализируется, для каких проектов и для какого имущества он применим. Утверждается, что метод ДДП применим для оценки только «малых» инвестиционных проектов и оценки стоимости «малого» имущества. При этом ставки дисконта у разных инвесторов могут различаться. Показано, что для оценки эффективности проектов и стоимости имущества в условиях неопределенности необходимо дисконтировать «детерминированные эквиваленты» неопределенных денежных потоков. При этом включение платы за риск в ставку дисконта является необоснованной процедурой. Автор полагает, что, реализуя проект, инвестор стремится максимизировать инвестиционную стоимость собственного капитала, а не рыночную стоимость всей фирмы. Пособие рассчитано в первую очередь на студентов, магистров, аспирантов факультета прикладной математики и информационных технологий, а также на специалистов в области разработки и оценки эффективности инвестиционных проектов, оценщиков имущества и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.