УДК 553.98.04.003.13:338.827 М.М. Иутина
ФГУП «СНИИГГиМС», Новосибирск
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ УЧАСТКОВ НЕДР, ПЕРЕСПЕКТИВНЫХ НА НЕФТЬ И ГАЗ
В подготовке программ лицензирования важнейшими показателями эффективности использования недр является востребованность объектов, включенных в программы лицензирования. Оценка эффективности по количеству объектов не поддается строгой регламентации, так как она во многом зависит от состояния минерально-сырьевой базы субъекта РФ. В этой связи были обоснованы экономические критерии прямо и косвенно свидетельствующие об активности лицензионной деятельности как со стороны недропользователей, так и со стороны территориальных органов.
M.M. Iutina
Federal State Unitary Enterprise «Siberian Research Institute of Geology, Geophysics and Mineral Resources» (FGUP «SNIIGGiMS») 67 Krasny Pr., Novosibirsk, 630091, Russian Federation
ECONOMIC CRITERIA OF SYSTEM EFFECTIVENESS OF LICENSING
In preparation of programs of licensing by the major indicators of efficiency of use of bowels the demand of the objects included in the programs of licensing is. The efficiency estimation by quantity of objects doesn't give in to a strict regulation as it in many respects depends on a condition of a mineral-raw-material base of the subject of the Russian Federation. Thereupon economic criteria directly and indirectly testifying to activity of licensing have been proved both from investors, and from territorial agencies.
В период с 2003 по 2010 годы программы геологического изучения и лицензирования недр охватили практически всю территорию РФ.
Федеральное Агентство по недропользованию совместно с министерством природных ресурсов ведут учет имеющихся и вновь выделяемых объектов лицензирования, подготавливают предложения о порядке, сроках и условиях их вовлечения в освоение или о зачислении их в государственный резерв в соответствии с государственной программой развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, конъюнктурой минерального сырья, поступающими предложениями на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых.
Основным вопросом в период 2008 - 2010 г. является резкое увеличение числа не состоявшихся аукционов подготовленных как федеральным агентством по недропользованию, так и его территориальными органами.
Сделать вывод в целом об эффективности сложившейся системы можно после проведения анализа результатов лицензирования участков недр перспективных на нефть и газ по субъектам федерации.
Наибольшее количество объявленных аукционов приходится на соседствующие Уральский и Сибирский федеральные округа. Результаты проведения аукционов нельзя назвать удовлетворительными, так как в среднем за рассматриваемый период в традиционно добывающем регионе был распределен только каждый пятый участок, а в новом малоосвоенном, но стратегически важном для стабильной работы новой трубопроводной системы ВСТО, Сибирском федеральном округе состоявшимся признан только каждый девятый аукцион.
Задачей данного исследования является обоснование экономических критериев прямо и косвенно свидетельствующих об эффективности лицензионной деятельности как со стороны недропользователей, так и со стороны территориальных органов. В исследовании учтены и обобщены результаты работ в данном направлении ведущих специалистов в области лицензирования.
Если в качестве начального критерия эффективности проведения аукционов принять отношение числа состоявшихся аукционов и конкурсов к числу объявленных, то можно отметить, что эффективность проведения аукционов была достаточно низкой на протяжении всего периода программного подхода к лицензированию, и в результате, по итогам пяти лет снизилась в двое.
По видимому, изначально низкая эффективность проведения аукционов по количеству распределяемых участков компенсировалась относительно высоким поступлением в бюджет средств полученных по результатам аукционов.
Динамику изменения отношения числа
объявленных аукционов к числу состоявшихся и поступления денежных
средств по результатам можно проследить на рис. 1. С одной стороны обеспечение поступлений в бюджет РФ является основной целью при проведении аукционов и конкурсов, и такой показатель как отношение Дохода бюджета РФ от разовых платежей за отчетный период к Планируемому доходу бюджета РФ от
год
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 1. Отношение фактических результатов аукционов к плановым
разовых платежей за отчетный период прямо отражает финансовый результат, с другой - принятие такого критерия в качестве основного приведет к примитивному анализу результатов аукционов в долгосрочной перспективе. При интерпретации такого показателя как отношение величины фактически уплаченного разового платежа к величине стартового размера разового платежа по данному виду полезного ископаемого, так же существует ряд ограничений. Экономический смысл данная величина приобретает только на региональном уровне, при сравнении максимально аналогичных объектов объединенных в одном поле капитальных и эксплуатационных затрат. Более содержательным будет определение критерия как отношение конкретного значения разового платежа к среднему значению разового платежа данного вида полезного копаемого. Выбор среднего значения зависит от частоты встречаемости участков недр данного вида полезного ископаемого. Так же в качестве экономических критериев можно эффективности можно рассматривать отношение затрат на содержание территориального органа к количеству участков недр, средний фактический разовый платеж на один участок недр, переданный недропользователю по итогам аукциона.
Однако любой из приведенных показателей является статическим и не может быть применен в динамике, разве как поэтапное усреднение по итогам трех лет.
В качестве экономического критерия, который бы имел некоторую относительность, сопоставление значений которого возможно в различных временных отрезках, предлагается использовать величину характеризующую объем привлеченных инвестиций в геологоразведку и разработку месторождений, посредством выдачи лицензии на право пользованием участком недр. При этом принимая во внимание тот факт, что определенная часть лицензий либо изымается в директивном порядке, либо добровольно в силу различных причин возвращается недропользователем, необходимо скорректировать предлагаемый показатель при помощи коэффициента, полученного статистически.
Таким образом, комплексный экономический критерий эффективности системы лицензирования участков недр, перспективных на нефть и газ будет рассчитываться как отношение суммы затрат на ГРР к прогнозной выручке от реализации за весь период освоения.
Безусловно данный показатель более трудоемок в вычислениях, и потребует от Федерального агентства по недропользованию дополнительных регламентов, тесного сотрудничества с органами статистики и проведения геолого-экономической оценки для каждого участка, включаемого в перечень участков, предлагаемых к распределению в текущем периоде.
© М.М. Иутина, 2011