пользования, разработка мероприятий по ресурсосбережению, которые будут составляющими комплексной системы управления ресурсосберегающими процессами, что позволит в дальнейшем формировать и использовать «портфель» технологий, повышающих благосостояние не только предприятия, но и окружающей среды, природно-ре-сурсного потенциала региона, страны в целом.
Библиографический список
I. Астапов К. Реформирование топливно-энергетического комплекса // Экономист. - 2004. - № 2. — С. 21-29.
2. Драгульский С.А. Энергоэффективность — основа устойчивого развития экономики России. // Экономические стратегии. - 2003. - № 6. - С. 28-29.
3. Глушкова В.Г., Макар C.B. Экономика природопользования: учеб.пособие. — М.: Гардарики, 2003. — 448 с.
4. Салир Ж. Необходимость энергоэффективности // Экономические стратегии. — 2004. — №3. — С. 22-25.
НАЙМУШИНА Елена Анатольевна, аспирант кафедры маркетинга и предпринимательства.
УДК 65.01:681.3 в< в ЦАПИНСКИЙ
Омский государственный технический университет
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.
БАЛАНС ПРЕДПРИЯТИЯ В Е1?Р-СИСТЕМАХ
Статья посвящена исследованию систем управления с точки зрения финансового анализа на основе информации, представленной в балансе, отчете о прибылях и убытках. Рассмотрено формирование данных форм в интегрированных системах управления предприятиями.
Экономические исследования систем управления на основе финансового анализа, бюджетирования, данных бухгалтерского учета и аудита могут следовать за общенаучными и системными. Они носят частнонаучный характер и играют все большую роль. Это объясняется тем, что: усложняются процессы проектирования, производства, продвижения, эксплуатации товаров и использования услуг, возрастает число рыночных ситуаций и целей действий, обостряется конкуренция как на внешних, так и на внутренних рынках, растут темпы морального старения товаров и услуг. Некоторую степень оптимизации производственных процессов, повышение качества финансового анализа могут дать интегрированные информационные системы. Процесс внедрения таких систем в производственный процесс предприятия сложен и достаточно дорог, но позволяет привести финансовые потоки в соответствие с требованиями как внешних, так и внутренних пользователей.
Усложнение процессов проектирования, производства, продвижения, эксплуатации товаров и использования услуг приводит к дифференциации и выделению новых методов управления (маркетинговое, конструкторско-технологическое, производственное, финансовое) и т.д. В свою очередь такая дифференциация обостряет проблему системного использования этих методов управления для обеспечения максимизации финансового результата, завоевания конкурентных преимуществ, что повышает роль экономических исследований,
финансового управления деятельностью предприятия. В связи с наметившейся тенденцией использования средними и крупными промышленными предприятиями комплексных информационных систем целесообразно использовать потенциал финансового анализа, заложенный в эти системы. Кроме того, специализированные пакеты, например Project-Expert, позволяют производить более глубокий финансовый анализ деятельности предприятия.
Экономическое исследование систем управления проводят с использованием параметров эффекта, отражающих целевую эффективность (доход, прибыль), затраты и риск, а также ликвидность. Экономический и финансовый анализ могут рассматриваться как основа исследования системы управления предприятием на этапе подготовки решения об их разработке или внедрении. В процессе такого анализа в системном единстве исследуют показатели прибыли или дохода, затрат, рисков, которые формируют финансовый результат предприятия.
Финансовый результат - это разность между финансовыми доходами и расходами ( 1 ]. Этот результат показывает взаимодействие управленческих, финансовых решений на чистый результат предприятия.
При исследовании системы управления сложной производственной системой нужно учитывать, что причины и элементы полученного финансового результата настолько разнородны, что иногда в про-
цессе анализатрудно предположить причинно-следственные связи и однозначно объяснить наблюдаемый результат, Поэтому часто причины и элементы этого результата должны анализироваться отдельно.
Основу информационного обеспечения системы финансового анализа составляет любая информация финансового характера [2]:
1. Бухгалтерская отчетность;
2. Сообщения финансовых органов;
3. Информация учреждений банковской системы;
4. Информация товарных, валютных и фондовых бирж;
5. Дополнительная информация: аналитические счета, рекламации, планы, приходно-расходная документация и др.
Для исследования систем управления на уровне предприятия, при классификации документации по факту получения информации непосредственно из соответствующих источников информация делится на первичную и вторичную. Первичной информацией при исследовании систем управления является отчетность предприятия (балансы и пояснительные записки к балансам, рекламации и др.). Нужно различать первичную информацию для исследования систем управления предприятия и первичную бухгалтерскую документацию (накладные, приходные и расходные ордера, чеки и т.п.). Вторичной информацией при исследовании систем управления являются аналитические научные отчеты, прогнозы, планы и др.
Баланс представляет собой отчет о финансовом состоянии предприятия - его активах, обязательствах и собственном капитале на определенную дату. Отчетный период может выбираться и устанавливается самой фирмой [3]. Обычно он соответствует календарному году, но иногда фирмавыбира-ет дату или конец сезона, который наиболее полно отражает ее текущее финансовое состояние. Международные стандарты (МСФО, СААР) жестко не регламентируют формат финансовых отчетов, в частности баланса[4]. Однако существует ряд правил и допустимых альтернатив (либо требуемых стандартами, либо общепринятых практикой), в рамках которых должна представляться информация.
В балансе представлена структура капитала фирмы. По составу показателей баланс делится на две части: актив и пассив, В активе показатели группируются по составу и размещению финансовых средств фирмы или по направлениям использования, в пассиве - по источникам их образования или финансирования [3]. Статьи баланса обязательно располагаются в зависимости от ликвидности (либо в порядке увеличения ликвидности, либо в порядке ее уменьшения). Статьи баланса могут располагаться в виде таблицы (активы слева, обязательства и собственный капитал справа) или в виде списка (статьи активов, обязательств и собственного капитала в определенной последовательности друг за другом). Статьи баланса могут быть сгруппированы так, что суммарная величина активов будет равна суммарной величине обязательств и собственного капитала согласно бухгалтерскому равенству:
А = О + СК, (1)
где А - активы, О - обязательства, СК - собственный капитал.
Или так, что разница между величинами активов и обязательств будет равна величине собственного
капитала согласно определению чистых активов: ЧА = А - О, (2)
где ЧА - чистые активы, А - активы, О - обязательства.
Адресная часть формы финансовой отчетности обязательно должна содержать название формы: баланс/отчет о прибылях и убытках, название и юридический статус компании, дата составления. Иногда здесь же указываются единицы измерения (тысячи, миллионы и т.п.) и наименование валюты (рубли, доллары и т.п.), в которой составлен баланс. Согласно GAAP США статьи в балансе должны быть расположены по степени убывания ликвидности. Активы и обязательства могут быть разбиты на текущие и не текущие. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), в отличие от американских, не регламентируют порядок ликвидности, но требуют его соблюдения. Активы и обязательства сроком погашения менее и более 12 месяцев должны быть представлены отдельно. МСФО-1 не регламентирует содержание баланса, но определяет требования к минимальному набору статей, которые должны быть отражены непосредственно в балансе. Требование отдельного представления данных статей непосредственно в балансе обусловлено их сущностью и значимостью для пользователей. К таким статьям относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые активы, запасы, резервы, доля меньшинства и т.д.
Балансовый отчет не дает достаточной информации о хозяйственной деятельности фирмы, в частности, в нем не приводятся сведения о дебиторах фирмы и размере задолженности каждого из них, о кредиторах и тех условиях, на которых они предоставили ссуды. Кроме того, составление балансового отчета после каждой операции практически невозможно, поскольку ежедневно проводятся сотни операций. Балансовый отчет из-за большой трудоемкости процедуры его составления подготавливается периодически.
В отчете о прибылях и убытках представлена информация о результатах деятельности предприятия за отчетный период - его доходах и расходах. Общим результатом деятельности предприятия является чистая прибыль. Чистая прибыль в конце отчетного периода присоединяется к накопленной нераспределенной чистой прибыли прошлых периодов, и таким образом формируется показатель накопленной нераспределенной чистой прибыли, отражаемой в балансе. Отчет о прибылях и убытках, составленный в соответствии с американскими стандартами, условно можно разбить на две части: прибыль от обычной деятельности и результаты экстраординарных событий. Раздел "Прибыль от обычной деятельности" может иметь две формы: одноступенчатую, когда отдельно группируются все доходы и все расходы и разница между ними составляет чистую прибыль от обычной деятельности; многоступенчатую, когда чистая прибыль от обычной деятельности получается в результате последовательных расчетов: соответствующие расходы противопоставляются соответствующим доходам. Считается, что многоступенчатый вариант более информативен, поскольку позволяет сопоставить и проанализировать доходы и расходы, возникающие из однотипных операций. Раздел "Результаты экстраординарных событий" состоит из трех частей: результаты прекращаемой (прекращенной) деятельности, результаты собственно экстраординарных
событий, результаты изменения учетной политики.
МСФО не предписывают определенного формата отчета о прибылях и убытках (далее - отчет), однако рассматривает ряд вопросов, связанных с его представлением. МСФО-1 определяет минимальные требования к информации, которая должна быть раскрыта непосредственно в отчете, либо приложениях к нему, возможные подходы к составлению отчета о прибылях и убытках (классификация расходов по сущности, либо по функции). Согласно требованиям этого стандарта непосредственно в отчете должна быть представлена как минимум следующая информация: выручка от реализации, результаты операционной деятельности, финансовые расходы, доля прибылей/убытков в зависимых компаниях или совместных предприятиях, расходы на налоги, прибыль/убыток от обычной деятельности, экстраординарные статьи, доля меньшинства, чистая прибыль или убыток периода.
В соответствии с действующими стандартами основой оценки рыночной стоимости предприятия является анализ его финансово - хозяйственной деятельности. Особое внимание нужно обратить на общую оценку структуры и динамики статей бухгалтерского баланса предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования (пассивов). Эти сведения представлены в бухгалтерском балансе предприятия. Для осмысления общей картины изменения финансового состояния весьма важны показатели структурной динамики баланса. Сопоставляя структуру изменений в активе и пассиве, можно сделать вывод о том, из каких источников был приток новых средств и в какие активы эти средства вложены. Для общей оценки финансового состояния предприятия следует сгруппировать статьи баланса по признаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива). Для того чтобы объективно судить о качестве баланса предприятия, необходимо сопоставить его с балансами других предприятий, работающих в этой же области бизнеса. При этом, предпочтительно сравнивать с признанными лидерами, давно и успешно работающими в данной сфере. Для выявления динамики баланса и его структуры требуется обработка финансовой отчетности за несколько лет.
Рассмотрим процедуру формирования баланса предприятия в ERP-системах на примере системы SAP R/3.
Важнейшими организационными элементами модуля финансовой бухгалтерии являются балансовая единица и план счетов. Балансовая единица (далее - БЕ) - независимая организационная единица с собственным балансом и отчетом о прибылях и убытках; как правило, представляет одну компанию. Это наименьшая единица, имеющая полные функции внешнего учета и отчетности. БЕ является базовым организационным элементом в системе учета. Данные учета подразделяются по балансовым единицам. План счетов ERP-системы является схематичным представлением счетов, использующихся в системе учета и отчетности; относится к системе учета в целом. Каждой БЕ соответствует один план счетов. Во избежание избыточности информации основные данные финансовой бухгалтерии делятся на три сегмента: основные счета, счета дебиторов и кредиторов, основные данные
банков. Ключевыми элементами структурирования данных являются клиент, БЕ и финансовый год. Основные счета структурируются на основе плана счетов. План счетов содержит общие детали основного счета, такие как номер и название. Кроме того, он определяет, является ли счет счетом результатов либо счетом запаса. Сегмент БЕ для основного счета содержит, помимо прочего, информацию о валюте счета. Это означает, что счета с одним и тем же номером, существующие для разных БЕ, могут иметь разные валюты и поддерживаться в соответствии с требованиями определенной страны.
Баланс предприятия может быть представлен в разных видах. Для этого используется инструмент версий баланса.
В каждой из версий должны быть следующие позиции:
— активы;
— пассивы;
— балансовый результат: прибыль;
— балансовый результат: убыток;
— результат прибыли/убытки;
— не присвоенные счета.
Из суммы активов и пассивов вычисляется балансовый результат и записывается соответственно в позиции "балансовый результат: прибыль" или "балансовый результат: убыток". По всем счетам, которые не относятся ни к активам, ни к пассивам, рассчитывается "Результат: прибыли/убытки" и записывается в одноименную позицию.
Версия баланса состоит из нескольких уровней иерархии. Например, на первом уровне "Активы" и "Пассивы". На втором уровне "Активы" состоят из основного капитала, оборотного капитала, выпущенного по подписке неоплаченного акционерного капитала, а1 "Пассивы" из собственного капитала и резервного фонда. Натретьем этапе основной капитал состоит из нематериальных активов, основных средств и финансовых вложений. На четвертом уровне основные средства состоят из земельных участков, технических средств, производственного оборудования, авансовых платежей по незавершенному капитальному строительству. На пятом уровне технические средства включают в себя первоначальную (закупочную) стоимость и переоценку стоимости.
Каждому уровню присваиваются позиции. По каждой позиции образуются промежуточные суммы. На самом нижнем уровне присваиваются счета, с указанием их названия и сальдо. Путем присвоения групп счетов устанавливается, в каких случаях сальдо какой-либо группы счетов должно отображаться в определенной итоговой позиции. Две статьи дерева версий баланса могут быть определены как корреспондирующие позиции. При этом сальдо будет выводиться в одной из двух позиций в зависимости от знака (дебетового или кредитового сальдо). Примером таких статей могут служить статьи пассива баланса "Нераспределенная прибыль отчетного года" и "Непокрытый убыток отчетного года".
Такая же технология лежит в основе формирования отчета о прибылях и убытках.
Для версии баланса должны быть соблюдены следующие условия:
1. Все счета должны быть присвоены соответствующим статьям версии баланса как кредитовые, и как дебетовые. То есть ни один счет не должен быть присвоен только как дебетовый или кредитовый.
2. Все счета в плане счетов должны быть присвоены статьям в структуре (по крайней мере, должны
быть присвоены все счета, по которым в рассматриваемый период были сделаны проводки).
Корректное формирование бухгалтерского баланса предполагает предварительное выполнение ряда операций по распределению дебиторской и кредиторской задолженности:
1. Распределение дебиторской и кредиторской задолженности по контрольным счетам.
Если имеются счета дебиторов, находящихся в роли кредитора, необходимо распределение кредиторской задолженности по контрольным счетам. Такое сальдо нельзя показать как дебиторскую задолженность, оно должно пойти в баланс как кредиторская задолженность. Распределение дебиторской задолженности по контрольным счетам необходимо, если имеются счета кредиторов, находящихся в роли дебитора. Такое сальдо нельзя показать как кредиторскую задолженность, оно должно пойти в баланс как дебиторская задолженность.
При этом поправки производятся автоматически, если кредитовое сальдо на счете дебитора должно быть показано как кредиторская задолженность, а дебетовое сальдо на счете кредитора - как дебиторская задолженность. В результате формируются автоматические компенсирующие проводки по техническому (корректировочному) счету. На этих корректировочных счетах формируется кредиторская (или дебиторская) задолженность и они должны быть показаны в балансе вместе с соответствующими контрольными счетами. В системе управления должны быть предварительно заданы номера для корректировочных счетов и счетов, по которым выполняются компенсирующие проводки. После создания баланса в периоде, следующем за отчетным, на этих же счетах формируются сторнирующие проводки, таким образом, исключая искажение сальдо.
2. Выделение дебиторской и кредиторской задолженности дочерних предприятий.
Рассмотрим ситуацию, при которой сложная производственная система представляет собой, например, вертикально интегрированную компанию, и в плане счетов которой отсутствует специальный балансовый счет расчетов с дочерними и зависимыми предприятиями. Для корректного приведения в соответствие статьям бухгалтерского баланса необходимо выделить дебиторскую и кредиторскую задолженность для дочерних и зависимых предприятий по счетам расчетов (в настоящем Плане счетов РФ это счета 60, 62, 76). В результате формируются проводки на специальные технические счета. На этих счетах формируется кредиторская (или дебиторская) задолженность и они должны быть показаны в балансе вместе с соответствующими корректировочными счетами. После создания баланса в периоде, следующим за отчетным, на этих же счетах формируются сторнирующие проводки, таким образом, исключая искажение сальдо. Для выделения дебиторской и кредиторской задолженности дочерних и зависимых предприятий в Плане счетов создаются технические (корректирующие) счета.
3. Распределение дебиторской и кредиторской задолженности по счетам расчетов с подотчетными лицами.
На такие периодические отчеты, как баланс, влияет вся совокупность производственных, финансовых и логистических процессов предприятия. Так, учет основных средств может находить следу-I ющее отражение в периодических отчетах: провод-
ки амортизации (дебет счета амортизации, кредит счета запасов) включаются в отчет о прибылях и убытках, проводки по материальным ценностям в баланс. Кроме того, возможен учет инфляции (дебет счета переоценки стоимости и кредит счета основного средства), инвестиционной поддержки. При учете оборотного капитала (управление материальными потоками) важны следующие моменты: инвентаризации (изменение количественных показателей запасов), изменение цен (стоимостьматериалов), разные методы оценки.
В процессе инвентаризации определяются количественные данные запасов, которые затем отображаются в балансе. При непрерывной инвентаризации запасы учитываются в течение всего финансового года. При инвентаризации все наличные запасы регистрируются на дату составления баланса. На этот день следует зарегистрировать запасы по каждому материалу. В течение инвентаризационного подсчета должны быть исключены какие-либо движения материалов между складами. При периодической инвентаризации запасы материалов регистрируются через равные промежутки времени в течение финансового года. Результаты подсчета заносятся в основную запись материала как новое количество единиц данного материала. Разность между подсчитанным количеством и тем количеством, которое было введено в системе, регистрируется в системе управления материальными потоками. При уменьшении запаса материала в финансовой бухгалтерии делается следующая проводка:
Дт счета расходов по инвентаризационной разнице - Кт счета запасов.
Важным моментом является использование перерасчетного счета ПМ/ПСч (поступление материала/ поступление счета). Он используется в случае, если поставленные и оплаченные объемы материалов отличаются, а дальнейшего поступления товаров не ожидается. Данный счет должен вестись по каждому месяцу. Таким образом, заказы и, следовательно, счета можно будет своевременно адаптировать с учетом реально состоявшихся операций. Закрытие отчетного периода в финансовой бухгалтерии включает анализ перерасчетного счета ПМ/ ПСч и его обнуление (товары поставлены, но не оплачены/ товары оплачены, но не поставлены.
Если материал оценен по стандартной цене, часто возникает необходимость его переоценки в случае возникновения высокой разности между скользящей средней ценой, которая обновляется при каждом движении материала и при каждой регистрации счета, и стандартной ценой. Новая цена в основную запись материала вводится в следующие периоды:
— текущий период;
— предыдущий период;
— последний период предыдущего года.
В процессе контроллинга производства при изготовлении материалов проводки расхода контиру-ются на производственный заказ. Фактические затраты образуются из проводок финансовой бухгалтерии, движений материалов в управлении материальными потоками, внутрипроизводственного перерасчета работ, проводок затрат с одного счета на другой и перерасчета косвенных затрат в контроллинге. В процессе производства материал регулярно поставляется на склад (поступление материала), при этом формируется бухгалтерская проводка. При каждом поступлении материала носитель затрат (на-
пример, производственный заказ, серийный заказ) кредитуется.
В случае невыполнения производственного заказа к концу периода возникшие затраты не компенсируются стоимостью товаров. Расчет по незавершенному производству осуществляется непосредственно из контроллинга в финансовую бухгалтерию. При этом выполняются следующие проводки.
1. Частичная поставка.
Дт запаса (производственные работы) - Кт производственного заказа.
2. Расчет незавершенного производства.
Дт позиции незавершенного производства - Кт изменения позиции незавершенного производства.
3. Окончательная поставка
Дт запаса - Кт производственных работ (кредитование производственного заказа).
4. Расчет по ликвидации незавершенного производства.
Кт изменения запаса - Дт позиции незавершенного производства.
Процедура закрытия периода (месяц, год и т.п.) перед формированием баланса выглядит следующим образом. В отчетном периоде необходимо осуществить ведение транзитного счета ПМ/ПСч, отпуск материалов и формирование счетов-фактур за период, произвести необходимые расчеты сконто (скидок) и соответствующие им кредитовые авизо, произвести перенос проводок по расчету заработной платы из системы управления персоналом в систему финансовой бухгалтерии. После проведения данных подготовительных операций в новом месяце осуществляются расчет ПМ/ПСч, оценка валютных счетов.
На основании данных контроллинга производятся работы по внутреннему заказу относительно проектов: начисление процентов по проектам, определе-
ние динамики, анализ результата; работы, касающиеся производства продукции: инвентаризационные разницы, определение отклонений, определение незавершенного производства, анализ результатов; работы, касающиеся мест возникновения затрат (МВЗ): непрямой учет выработки, отклонения по МВЗ, определение фактических тарифов. По данным бухгалтерского учета основных средств, согласно налоговому законодательству, производится формирование калькуляций амортизационных отчислений, калькуляционного процента амортизационных отчислений.
Построение бухгалтерского финансового учета в соответствии с данной процедурой позволяет получать корректный баланс в интегрированных информационных системах, что является основой для финансового анализа предприятия.
Библиографический список
1. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебн. пособие / Пер. с франц.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997,- 576 с.
2. Глущенко В.В., ГлущенкоИ.И. Финансы. Финансовые политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ "Крылья", 1998. - 416 с.
3. ГерчиковаИ.Н. Менеджмент: Учебник,-3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002,- 501 с.
4. Соловьева О.В. МСФО и ГААП: учет и отчетность,- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003,- 328 с. - (Библиотека журнала "Финансовые и бухгалтерские консультации",- Выпуск 4 (24).
ЦАПИНСКИЙ Владимир Владимирович, аспирант кафедры маркетинга и предпринимательства.
УДК 658.012 А. А. КОР АБЛЕВ А
Омский государственный технический университет
ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА В БИЗНЕС-СИСТЕМУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
В статье рассматривается возможность внедрения системы контроллинга в бизнес-систему с точки зрения особенностей ее внешней и внутренней среды на примере отечественных предприятий отрасли машиностроения. Анализируются такие элементы внешней среды, как экономическая, политическая, ресурсная, технологическая, социальная системы; а также внутренняя среда - собственники, персонал, структура, цели, финансовое состояние.
Для специалиста, ставящего задачу создания системы контроллинга в бизнес-системе (связанном множестве бизнес-процессов, конечной целью которых является выпуск продукции), важно учитывать условия ее внешней и внутренней среды.
Внешняя и внутренняя среды бизнес-системы взаимосвязаны, что проявляется в их влиянии друг на друга, и главенствующее значение сред установить крайне сложно. Например, внешняя среда формирует условия и ограничения деятельности системы.